Научная статья на тему 'Территории опережающего развития: состояние и перспективы привлечения инвестиций'

Территории опережающего развития: состояние и перспективы привлечения инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
376
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИКА / ИНВЕСТИЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЫЧАГИ И СТИМУЛЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зельднер Алексей Григорьевич

В статье рассматриваются механизмы и способы стимулирования привлечения инвестиционных ресурсов в территории опережающего социально-экономического экономического развития. Анализируется имеющийся опыт Особых экономических зон, насчитывающий десятилетие, в части его использования при функционировании ТОРов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Территории опережающего развития: состояние и перспективы привлечения инвестиций»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

УДК 330.8 ББК 65.01

Зельднер А.Г. - д.э.н., главный научный сотрудник ИЭ РАН Zeldner A.G. -Dr.Econ.Sci., Chief Scientist, Institute of Economics of RAS

ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ1

TERRITORIES OF PRIORITY DEVELOPMENT: CONDITITONS AND PERSPECTIVES OF INVESTMENT INCENTIVE

В статье рассматриваются механизмы и способы стимулирования привлечения инвестиционных ресурсов в территории опережающего социально-экономического экономического развития. Анализируется имеющийся опыт Особых экономических зон, насчитывающий десятилетие, в части его использования при функционировании ТОРов. Ключевые слова: Территория опережающего развития, экономика, инвестиции, экономические рычаги и стимулы.

The article deals with the problematic issues of incentives-lation attraction in the Territory of advancing economic development investment resources. Experience of Special Economic Zones, goes back decades, in terms of its use in the operation of the priority development territories.

Keywords: Territory priority development, economy, investment, economic instruments and incentives.

Сложное положение, в котором оказалась Россия на данном этапе развития, связано со стечением экономических и политических факторов, отрицательно воздействующих на всю социально-экономическую обстановку. Экономические факторы включают [4,9]: резкое падение цен на сырьевые ресурсы, дефицит федерального и большинства региональных бюджетов и, как следствие, рост цен, тарифов, инфляции, в итоге снижение уровня жизни. К политическим факторам следует отнести введение против России санкций (из-за украинских событий) в плане кредитов, поставок нового оборудования, запчастей, существенное сокращение внешней торговли. К этому следует добавить введенные в России антисанкции, в основном на импорт продовольствия, что также отразилось на росте розничных цен. По сути, санкции исходят из Европейского союза, США и некоторых других стран. У России сохраняется благоприятное (в экономическом плане) направление развития - Дальний Восток - притягательный для иностранных инвесторов, где сосредоточены большие запасы полезных ископаемых, в достатке земельные и лесные ресурсы и где не хватает главного - инвестиций для развития этой азиатской части страны. Наши азиатские соседи Китай, Япония, Южная Корея, Сингапур и другие финансово достаточные страны, согласны (в основном) сотрудничать с Россией. И Россия своевременно среагировала на возникшую ситуацию. В 2014 г. 29 декабря принимается Федеральный закон № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Закон обеспечивает правовую основу для привлечения инвестиций и развития на этой основе сети специальных территорий опережающего социально-экономического развития с

1 Статья написана при поддержке РГНФ, грант 16-02-00141.

организацией несырьевых производств, ориентированных, в том числе, и на экспорт. Закон создает условия для привлечения частных инвестиций в развитие территорий опережающего развития. Президент России В.В.Путин назвал развитие Дальнего Востока, который будет покрыт сетью территорий опережающего развития, национальным приоритетом XXI века. Инновационное развитие, следует отметить, возможно только в территориально локализованных точках роста [5,6,7,8].

Госпрограмма развития сети ТОРов на Дальнем Востоке привлекает серьезное внимание инвесторов (отечественных и иностранных). На втором Восточном экономическом форуме (ВЭФ) (сентябрь 2016 г.) к 300 заключенным ранее инвестиционным контрактам добавились еще 214 соглашений на общую сумму 1,85 трлн руб.

Освоение Дальнего Востока путем создания сети территорий опережающего развития - важный этап в структуризации и модернизации промышленности России, что требует и существенной реаллокации почти всех производственных факторов, включая и рабочую силу. Это означает пространственное перемещение производственных факторов в сферы и территории, обладающие новыми возможностями и социальной значимостью. Для России это чрезвычайно сложная проблема. Вопрос перемещения связан инвестициями, доходами, рабочими местами, жильем, социальной сферой, включая потребности семьи, развитием сельского хозяйства [1,2].

Как показывает опыт развития Сингапура, тридцатилетний опыт развития территориальных зон Китая, (обеспечивший стране высокий уровень постиндустриального развития), успех обеспечивают: 1) формирование производственной и социальной инфраструктуры за счет бюджета и подключения частного капитала на базе механизма государственно-частного партнерства; 2) система стимулирования, включающая экономические рычаги и стимулы, налоговые и таможенные льготы, гарантии иностранным инвесторам по возмещению затрат и свободному вывозу прибыли.

Специфика Дальнего Востока состоит в очень слабой инфраструктурной обустроенности (социальной, транспортной, дорожной, энергетической). В условиях кризиса, дефицита бюджета и санкций инвесторы как иностранные, так и отечественные не рискуют, им не хватает мотивации. Обследования, проведенные на Петербургском международном экономическом форуме в 2014 г. показали, что 68% опрошенных назвали одним из основных препятствий для наращивания вложений недостаточные гарантии возврата инвестиций, 57% -неконкурентные условия выбора исполнителей проектов, 54% -отсутствие понятной стратегии развития инфраструктуры и, как следствие, понимания перспектив таких инвестиций. Развитию проектов мешает недостаточная прозрачность процесса принятия решений, посчитали 72% участников исследования.

Чтобы в этих условиях рассчитывать на привлекательность Дальнего Востока для инвесторов из Японии, Китая, Южной Кореи, Сингапура и других стран, государство должно активизировать свою деятельность по опережающему финансированию инфраструктурных проектов не только в производственной, но и социальной сферах. Причем целесообразно активизировать для этих целей механизм ГЧП. Следует отметить, что наши азиатские соседи в условиях кризиса стремятся к участию в дальневосточных проектах. Так в ТОРе «Приамурская» Амурской области китайскими инвесторами запускается современный завод по производству строительных материалов. Будет

строиться современный нефтеперерабатывающий завод, а также ряд пищевых производств и др. Активны и японские инвесторы, ими уже в ТОРе «Хабаровск» построен высокотехнологичный тепличный комбинат.

Важнейшим для реализации национальной программы покрытия Дальнего Востока сетью территорий опережающего развития выступает их финансирование. В этом плане в Законе о ТОРах отмечается, что финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры осуществляется за счет средств федерального, регионального и местных бюджетов, а также за счет внебюджетных источников финансирования. Обязательства РФ могут исполняться за счет взноса в уставную компанию ста процентов акций, принадлежащих РФ, и осуществляющей создание объектов инфраструктуры. Возможно также предоставление субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам, привлеченным инвестором на строительство инфраструктуры, в размере 100% от ставки рефинансирования. Субъекты федерации вносят денежные средства в уставной капитал дочернего общества управляющей компании, а также путем передачи в собственность движимого и недвижимого имущества, находящегося в региональной или муниципальной собственности.

К финансированию проектов на территории ТОРов привлекается и Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона (создан в 2011 г. как дочка ВЭБ). Вначале имелись ограничения - инвестиции только в подготовленные проекты с рыночной доходностью, с середины 2015 г. эти ограничения сняты. Механизм окупаемости инвестиций нацелен на получаемые налоги. Но дело в том, что окупаемость большинства проектов 5-10 лет, поэтому к их реализации привлекаются госкомпании и включается механизм ГЧП.

По данным министра по развитию Дальнего Востока А.Галушка, на начало 2016 г. было подано 166 заявок на создание предприятий в зоне дальневосточных ТОРов. Кроме того, 6 проектов поддерживает Фонд развития Дальнего Востока. Общий объем планируемых инвестиций по всем направлениям - 945,8 млрд руб. Из них 877,5 млрд руб. (92%) - частные инвестиции в создание предприятий. Получается, на один бюджетный рубль приходится 12,8 рубля частных инвестиций. (Российская газета. 18.04.2016).

Таблица 1

Структура привлечения инвестиций в развитие

Дальнего Востока на 11.04.2016 (план)_

Показатели Ед.измерения Всего в том числе:

инвестиций, млн руб. государственных частных

Территории млн руб. 482,3 35,4 446,9

опережающего % 100 17,3 92,7

развития (12

созданных ТОРов)

Инфраструктурная млн руб. 237,7 23,4 214,3

поддержка % 100 9,8 90,2

инвестиционных

проектов

Фонд развития млн руб. 9,5 9,5 -

Дальнего Востока % 100 100 -

Свободный порт млн руб. 148,0 - 148,0

Владивосток % 100 - 100

Итого млн руб. 877,5 68,3 809,2

% 100 7,8 92,2

Реализация инвестиционной программы по развитию Дальнего Востока позволит создать 50 тыс. новых рабочих мест.

При финансировании ТОРов следует учитывать необходимость обеспечения привлекательных условий и для населения. Дальний Восток характеризуется устойчивым оттоком населения из-за низкого уровня жизни (высокие цены и относительно низкие зарплаты и пенсии, слабые льготы при росте тарифов и цен на проезд и пролет). Поэтому привлечение профессиональных кадров потребует не только роста зарплат, но и обеспечения жильем, медицинским обслуживанием, школами, детсадами и т.п. Между тем, по данным министра по развитию Дальнего Востока А.Галушка, в Федеральной адресной инвестиционной программе подушевое финансирование по направлению здравоохранения на Дальнем Востоке меньше, чем в среднем по России в 4,9 раза, в образовании - в 10,5 раза, в коммунальном строительстве в 4,7 раз. (Российская газета. 2015. 16 июня).

Важнейшим стимулом для привлечения инвесторов выступают экономические рычаги и стимулы, среди которых и налоговые преференции. Обозначим часть из них:

1. Установлены нулевые ставки на первые пять лет по налогу на прибыль (последующие 5 лет до 5%, и далее - от 10%), на землю и на имущество, а также на ввозные и вывозные таможенные пошлины;

2. Бесплатное получение земли, льготные арендные ставки (0,4% от базовой ставки) и пользование имеющейся инфраструктурой;

3. На первые 10 лет страховые взносы устанавливаются в размере 7,6% вместо 30%, далее применяется коэффициент 1;

4. Устанавливается ускоренный порядок возврата НДС экспортера и устанавливается нулевой процент НДС на импорт продукции для переработки;

5. Ускоренное разрешение на строительство, прохождение таможни, «одно окно» для инвестора, проверки только с согласия Минвостокразвития, экономическая экспертиза за 45 дней.

6. Для получения статуса резидента ТОР необходим инвестиционный проект, минимальный объем инвестиций не менее 0,5 млн руб. Компания должна быть зарегистрирована на Дальнем Востоке и не иметь филиалов вне ТОР. Для попадания в резиденты Свободного порта Владивосток критерии включают: новый проект и обязательства компании инвестировать в течение трех лет 5 млн руб.

В границах ТОРов соответственно не могут создаваться ОЭЗ, но на территории ТОРов могут создаваться объекты, образующие индустриальные (промышленные) парки. В соответствии с ФЗ № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах Российской Федерации» промышленный (индустриальный) парк - комплекс объектов недвижимости, предназначенный для территориальной интеграции промышленных производств и логистических центров. По сути, открывается возможность для формирования промышленных кластеров, что позволит сформировать корпоративные связи регионов Дальнего Востока. Кстати, здесь уместно вспомнить и опыт государственных корпораций [3,11,12].

Существенную роль в привлечении инвестиций в ТОРы играет налоговая система, построенная по схеме налогообложения Особых экономических зон и имеющая те же обременения.

В части, подлежащей зачислению в бюджет субъектов федерации по налогу на прибыль, действует ставка 18%. Для резидентов ОЭЗ она может быть существенно уменьшена, но не более 13,5%. В части прибыли, зачисляемой в федеральный бюджет (2%), сделано исключение

для резидентов ТВЗ - ставка налога 0% на срок с 01.01.2012 г. до 01.01.2018 г. (ст. 284 НК РФ. п. 1.2.). Для резидентов ППЗ действует стандартная схема распределения прибыли (2% - в федеральный бюджет и 18% в региональный).

Таблица 2

Сравнительные усредненные показатели налоговых преференций

в ОЭЗ оссии

Показатели ТОР ОЭЗ Россия

Налог на прибыль* 0-5% 0-13,5% 20%

Налог на имущество 0 0% 2,2%

Налог на землю 0 0% 1,5%

Страховые взносы 7,6% 14%** 30%

* В зависимости от ОЭЗ;

** Применяется к резидентам, осуществляющим технико-внедренческую деятельность и резидентам туристического кластера

Следует отметить, что предоставленная льгота по налогу на прибыль имеет обременение, связанное с тем, что эта прибыль должна быть получена резидентами только на территории ОЭЗ. А это означает, что резидентам как ТОРов, так и ОЭЗ, необходимо вести раздельный учет. Такое обременение не только снижает стимулирующее воздействие льгот по налогу на прибыль, но и накладывает определенные ограничения на стимулирование спроса конечной продукции и формирование кластеров. Следовало бы также ввести налоговый вычет из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в размере, как минимум, платежей по кредиту и стимулировать приобретение новой техники, одновременно вернуться к существовавшим ранее льготам по налогу на прибыль. Как известно, до 2012 г. часть прибыли (до 50%) освобождалась от налогообложения, если предприятия использовали эти средства на капитальные вложения.

В соответствии с Федеральным законом № 380-ФЗ от 29 ноября 2014 г. «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ в связи с принятием ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» установлены условия, при которых резиденты ТОРов могут применять налоговые льготы, если доходы от деятельности на территории ТОРов составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы. Кроме того, законом установлено, что размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, не может превышать 5% в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, и не может быть менее 10% в течение следующих 5 налоговых периодов.

Что касается налога на имущество, то резиденты ТОРов освобождены от его уплаты с момента постановки на учет на 5 лет, а резиденты ОЭЗ - на 10 лет. Срок может быть продлен законом субъекта РФ. По этому закону также имеется обременение. Дело в том, что льгота предоставляется (ст. 381 НК РФ), только если имущество создано или приобретено в целях ведения деятельности в границах зоны и учитывается на балансе резидента ОЭЗ.

Существенные различия между ТОРами и ОЭЗ в установленных тарифах по страховым платежам. Резиденты ТОРов выплачивают пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6%, из них 6% - в Пенсионный фонд РФ, 1,5% - в Фонд социального страхования и 0,1% - в

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Льготы действуют 10 лет с месяца, следующего за месяцем получения статуса резидента. Но воспользоваться пониженными тарифами могут только те страхователи, которые зарегистрировались в ТОР.

Для резидентов ОЭЗ, заключивших соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, установлены льготы - страховые тарифы в размере 14% (при общем объеме взносов по НК РФ 30%). Такие же льготные страховые тарифы установлены для резидентов ОЭЗ туркластера и, как исключение, только для тех резидентов, которые осуществляют технико-внедренческую деятельность в промышленно-производственных зонах.

Существующие тарифы страховых взносов в 14% будут сохраняться до 2017 г. включительно, а затем начнется плавный рост по всем страховым фондам. Уже в 2018 г. для резидентов технико-внедренческих зон они составят 21%, что естественно сокращает их стимулы к наращиванию численности работающих и фонда заработной платы, а к 2019 г. достигнут 28%.

Принятая для ТОРов система налоговых льгот имеет свою специфику. С одной стороны, такой режим позволяет увеличить конкурентоспособность новых предприятий за счет снижения затрат, с другой стороны, снижаются возможности для формирования кластеров, так как продукция, реализуемая вне ТОРов попадает под полное налогообложение. Это с позиции производства, но имеется и аспект, связанный с работниками.

Государство вкладывает в ТОРы десятки миллиардов рублей. Через определенный промежуток времени заработают промышленные и аграрные предприятия, обеспечивая достойный уровень заработной платы работникам. Но, как известно, для ТОРов предусмотрены пониженные страховые выплаты, в частности в пенсионный фонд, фонд медицинского страхования. При новой системе начисление пенсий балльное, ее размер зависит от страхового вклада и сумм, перечисляемых за работника. В соответствии с законом госбюджет будет компенсировать фондам недоимки. Но не установлен критерий и, как следствие, при пониженных взносах (или даже средних по региону) хорошо зарабатывающие труженики в итоге могут получить пониженную пенсию. Не приведет ли такая ситуация к проблеме привлечения отечественной квалифицированной рабочей силы, тем более, что согласно закону о ТОРах привлекаемая иностранная рабочая сила не квотируется.

На настроении населения может сказаться и упрощенный порядок отъема земель, их перераспределение при строительстве ТОРов: стоимость имущества определяется оценочной компанией по заказу уполномоченных федеральных органов - это нарушение гражданско-процессуального законодательства. Оценка должна проводиться в рамках судебного разбирательства по ходатайству любой из сторон.

Важное условие эффективного функционирования ТОРов -обеспечение устойчивого спроса на производимую продукцию. Без решения этой проблемы эффективность всего проекта может быть существенно снижена. В этой связи чрезвычайно важно формировать межрегиональные связи, продумать систему кластеров, госзаказов, госрезервов и учесть имеющийся опыт по организации офсетных контрактов.

При решении проблемы спроса следует внимательно отнестись к опыту Индии, которая с целью развития авиакосмической отрасли

использовала политику офсетных контрактов. «Иностранные производители самолетов, такие как Boeing и Airbus, могли продать продукцию Индии только при условии размещения на индийских предприятиях встречных заказов на сумму, составляющую не менее 30% от каждого оборонного контракта. Таким образом, для национальных производителей был обеспечен рынок объемом более 30 млрд долларов в течение десяти лет».

Расчеты, проведенные группой ученых в РЭУ им. Г.В.Плеханова [10], показали, что при сложившихся условиях финансирования, затратах на строительство жилья и на транспорт «срок окупаемости инвестиций в ТОРы составит около 38 лет» при сроке экономической деятельности 70 лет. Такой срок окупаемости в 38 лет требует пересмотра и активизации бюджетной политики федерального центра, чтобы реально создать в России территории опережающего социально-экономического развития.

Список литературы

1. Заманова Г.Н., Абдулманапов С.Г. Инфраструктура в обеспечении развития агропромышленных производств в Республике Дагестан // Вопросы экономики и права. 2011. № 41. С. 101-103.

2. Заманова Г.Н., Абдулманапов С.Г. Основные направления совершенствования государственной поддержки развития сельского хозяйства в регионе // Экономические науки. 2011. № 84. С. 75-78.

3. Зельднер А.Г. Развитие госкорпораций в России: состояние и проблемы // Экономические науки. 2008. № 38. С. 39-43.

4. Логинов В., Новицкий Н. Факторы и тенденции интенсификации социалистического воспроизводства // Вопросы экономики. 1985. № 7. С. 3-14.

5. Новицкий Н. Экономические предпосылки инновационной реинду-стриализации в России // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2013. № 3. С. 103-109.

6. Новицкий Н.А. Государственно-частное партнерство как инструмент инвестирования инновационной индустриализации в России // Вопросы экономики и права. 2013. № 56. С. 69-73.

7. Новицкий Н.А. Импортозамещение как базис технологического рывка к инновационному воспроизводству // Экономика и предпринимательство. 2014. № 10 (51). С. 86-90.

8. Новицкий Н.А. Современные проблемы инвестирования инновационной индустриализации России // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2013. № 1 (3). С. 18-23.

9. Осипов В.С. Внутренние угрозы экономической безопасности России // Экономика и предпринимательство. 2015. № 5-2 (58-2). С. 176-179.

10. Осипов В.С. и др. Промышленная политика России: политэкономические и региональные аспекты. Монография. М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2016.

11. Сильвестров С.Н., Зельднер А.Г. и др. Госкорпорации в экономической системе России // Экономические науки. 2008. № 39. С. 7-18.

12. Сильвестров С.Н., Зельднер А.Г. и др. Формирование и функционирование государственных корпораций в современных условиях // Экономическая наука современной России. 2009. № 1. С. 96-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.