ПРОБЛЕМА ДНЯ
УДК 378
СОЗДАНИЕ ТАМБОВСКОГО СЕТЕВОГО УНИВЕРСИТЕТА - ПОТРЕБНОСТЬ «СЕТЕВОГО ПОКОЛЕНИЯ»
© Владислав Михайлович ЮРЬЕВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, ректор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, e-mail: [email protected]
Рассмотрен процесс перехода современной России к информационному обществу, охвативший экономику, социальную сферу, науку, культуру и выразившийся в ориентации на научные знания и инновационные технологии, стремительном развитии информационных и нано-био-инфо-когнитивных технологий, глобализации в системе образования. В связи с этим представляется необходимым формирование новой научной парадигмы и системы духовных ценностей, адекватных условиям жизнедеятельности человека в XXI в. Предложен проект по созданию сетевого университета с «единым кампусом» в Тамбовском регионе, целью которого станет подготовка конкурентоспособных специалистов для отраслей постиндустриального производства и решение следующих задач: создание и реализация высококачественных совместных программ академического и прикладного бакалавриата, магистерских программ; интеграция вузов с другими организациями и предприятиями; создание базы совместных программ с обучением на иностранных языках и внедрение онлайн-курсов.
Ключевые слова: информационное общество; информатизация; университет с «единым кампусом»; Тамбовский сетевой университет; Совет учредителей; Управляющая дирекция.
В развитии цивилизации набирают скорость глобальные процессы. В информационной сфере, экономике, науке, культуре происходят существенные изменения на пути к информационному обществу, отличительные черты которого: планетарные масштабы, ориентация на научные знания и инновационные технологии, стремительное развитие информационных, нано-био-инфо-когнитив-ных (1МВ1С) технологий. В обычном понимании революция имеет начало и конец, информатизация - это целая эпоха. Задача человека и стран заключается в том, чтобы в эту эпоху органично вписаться. В данном контексте можно говорить о глобализации в системе образования, с которой мы вынуждены и обязаны считаться.
Мир, в котором мы живем, заметно изменился, особенно это заметно за последние пять лет. Подросло поколение, которое не представляет своей жизни без мобильных устройств и Интернета. Услуги, получаемые через Интернет, перестали быть диковинкой
и перешли в разряд необходимой атрибутики не только достойных компаний, но и уважающего себя малого бизнеса. Система госуправления активно осваивает сетевое пространство для оптимизации процессов обслуживания населения, контроля и принятия управленческих решений. Меняется человек, имеющий быстрый выход в мировое информационное пространство и впитывающий в себя элементы культуры других народов, имеющий условия для сравнения и критического взгляда на происходящее. Человек становится более независимым в оценке и суждениях, он быстро может проконсультироваться у ведущих специалистов, посмотреть мнение окружающих, получить нужную информацию из доступных баз знаний. Даже незнание иностранного языка не становится непреодолимым барьером для знакомства с иностранной литературой и базами данных -для первичной быстрой ориентации можно воспользоваться автопереводом (который, в свою очередь, динамично совершенствуется).
Все актуальнее становится необходимость акцента на развитие духовной сферы общества, формирование новой системы духовных ценностей, адекватной условиям жизнедеятельности человека в XXI в. Новое время требует формирования новой научной парадигмы и нового научного мировоззрения, способствует гармонизации материального и идеального, обеспечивает высокую степень устойчивости и развития природы.
Можно выделить три измерения, из которых складывается «разумная планета». Во-первых, это техническая оснащенность планеты, ее инструментальность. Во-вторых, это взаимосвязанность. Наконец, в-третьих, это насыщенность интеллектуальными технологиями.
Человечеству еще предстоит осознать, что мир необратимо изменился, и важно перестроиться соответствующим образом. Чем раньше каждый из нас осознает всю глубину и необратимость происшедшего, тем лучше. Информация сама по себе является потенциальным ресурсом, но, пропущенная через общество, она становится актуальным информационно-энергетическим и социальным ресурсом. В частности, благодаря использованию информационных технологий и форсайт-исследований, через обсуждения гражданским обществом, через оценку всевозможных современных выгод и рисков формируется образ будущего, в т. ч. человека, стоящего в центре социального развития.
Новый виток технологической модернизации усугубляют кризисные процессы в традиционном университетском образовании. Растет мобильность студентов и преподавателей, удорожаются образовательные услуги, что переводит конкуренцию (за эффективность, студентов, преподавателей, бюджеты, заказы, репутацию, ученых, цити-руемость) между вузами в глобальную сферу. Кроме того, динамичное развитие общества и технологий требует развития системы непрерывного «мобильного» образования по «индивидуальной траектории» для миллионов людей, что изменяет роль преподавателей и значение совместной работы.
Вузы претерпевают трансформацию самой модели образования, связанную с потребностью людей в индивидуализации образовательных маршрутов, доступностью актуального образовательного контента, со-
циализацией процесса обучения в новых условиях. Заметен процесс разрушения монополии вузов на образование при одновременном росте востребованности разных форм обучения. Поколение, выросшее на мобильных технологиях, требует от системы образования их эффективного применения, что закономерно ведет к оптимизации всех процессов, связанных с управлением образовательного процесса.
Люди хотят иметь доступ к открытому обучению как сочетанию электронного обучения и технологий социальных медиа, а также круглосуточный доступ к вузовским сервисам. Им нужна технологичная и доступная поддержка непрерывного обучения, они хотят безбарьерно выбирать учебные курсы разных вузов для получения диплома об образовании. Все перечисленное определяет направления 1Т-развития вузов в области использования совместных сетевых форм реализации образовательных программ.
Вообще специалисты прогнозируют развитие пяти моделей университетов будущего: элитные; массовые; нишевые (с узкой специализацией по конкретному направлению); местные (региональные) и сетевые университеты (как новая форма высшего образования и новый подход к образованию вообще).
Для того чтобы понять направление развития вуза, важно разобраться, какие возможности существуют. Если классический подход в развитии образования традиционно сосредоточен на учебном процессе (сохранение преподавателей, приглашение специалистов-практиков, создание учебно-методических объединений и центров коллективного пользования), развитии профильной науки и ее интеграции в учебный процесс, обеспечении непрерывного профессионального обучения, то в других подходах наблюдается трансформация этих усилий.
Так, в системе «вуз как центр развития региона» акцент делается на взаимодействии «школа - вуз - работодатель». Идет конкуренция за «своих» абитуриентов (развитие «университетов» внутри школ, «учебные» и «образовательные» социальные сети внутри региона, подготовка студентов по заявкам работодателей), изменяется учебный процесс (смешанное обучение, производственная практика на предприятиях регионов, при-
глашение специалистов-практиков для проведения занятий, инициативы бизнеса по формированию структуры обучения), особенно важной становится обеспечение обратной связи с выпускниками (подтверждение востребованности выпускников - порт-фолио достижений студентов, сохранение связи выпускника с вузом, продолжение профессионального образования).
Другой подход «единый кампус» - «Консорциум вузов», обеспечение мобильности студентов и преподавателей между вузами предусматривает: «Единый образовательный центр» (взаимная аттестация и сертификация учебных курсов, единая система оценивания, унифицированные технологии обучения, построение индивидуальных траекторий образования, кадровый банк преподавателей), «Единый кампус» - интеграционная «кам-пусная шина» (единый читательский билет, доступ к учебному оборудованию и лабораториям, доступ к услугам общежития, к спортивным сооружениям и другие сервисы).
Учитывая вызовы времени, критичное изменение самих студентов (выбор вуза через интернет-сайт вуза или отзывы в социальной сети), использование своих мобильных устройств (планшеты, смартфоны и пр.), требование к круглосуточной возможности учебы и многое другое, представляется целесообразным обратить внимание на создание сетевого университета с «единым кампусом» в нашем регионе - Тамбовского сетевого университета (ТСУ). Безусловно, что цель его создания связана с обеспечением условий подготовки конкурентоспособного специалиста на Тамбовщине. Цель реализуется путем создания консорциума по реализации сетевой формы совместных образовательных программ, организации «включенного обучения», новых форм межвузовского сотрудничества - в виде Тамбовского сетевого университета (ТСУ) - юридического лица.
Само создание ТСУ будет способствовать оптимальному решению ряда актуальнейших на современном этапе задач. Во-первых, созданию и реализации высококачественных совместных программ академического и прикладного бакалавриата, магистерских программ. Во-вторых, интеграции вузов с другими организациями и предприятиями, созданию целевых кафедр. В-третьих, созданию базы совместных программ с обучением
на иностранных языках и внедрению общих онлайн курсов, которые будут засчитаны как кредиты (предметы, форма аттестации, часы, оценка).
В качестве равноправных участников ТСУ на первом этапе могут входить пять государственных вузов, эффективно функционирующих на территории Тамбовской области, что позволит объединить материально-технические, учебно-методические, информационные и интеллектуальные ресурсы ведущих вузов Тамбовщины, предприятий и организаций. И, самое главное, принципиально изменить содержание, технологии подготовки специалистов, расширить возможность выбора оптимальных образовательных маршрутов.
Сеть создается на добровольной основе в интересах всех ее членов, партнеры согласовывают механизмы и схемы взаимодействия, договариваются о результатах деятельности. Создание ТСУ позволит создать единый центр координации и сопровождения совместной деятельности и концентрации методических, библиотечно-информационных и инфраструктурных ресурсов профессионального образования. Кроме того, наладить механизмы отбора и подготовки специалистов на базе центра сетевого взаимодействия и последующего их распределения в регион, взаимодействия с работодателями и целевой подготовки, сетевого взаимодействия со службой занятости, эффективного взаимодействия с Управлением образования.
Для управления новым университетом можно предложить создать Совет учредителей, который определяет концептуальные и стратегические направления развития ТСУ. Для оперативного управления деятельностью ТСУ создается «Управляющая дирекция» из представителей, входящих в состав ТСУ учреждений, организаций и предприятий. В структуру ТСУ будут входить основные департаменты, например: экономики и нормативно-правового регулирования, маркетинга, информатизации, координации совместных программ и проектов.
В настоящее время создание сетевого университета на Тамбовщине обеспечивается Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 15. ч. 1, ст. 15. ч. 2). Вместе с тем основным требованием к сетевой орга-
низации образовательных программ является открытость процедур, безусловный характер их выполнения всеми субъектами сетевых взаимодействий. Сетевое взаимодействие будет осуществляться в рамках договоров, заключаемых между образовательными организациями, предприятиями, бизнес-компаниями.
Создаваемый ТСУ предусматривает внедрение и оптимальное сочетание разных моделей, в зависимости от потребностей студента. Приведем пример одной из них. Модель сети независимых организаций предусматривает возможность освоения образовательной программы с одновременным использованием ресурсов нескольких организаций. В сеть могут входить предприятия, медицинские, культурные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики. Модель предусматривает наличие юридического
лица - оператора сетевой формы обучения. Госаккредитации модулей образовательных программ, осуществляемых необразовательными организациями, не требуется. Указанная модель имеет характер консорциума как по программам одного уровня образования, так и по интеграции разноуровневых программ ОО + ВО + СПО + ДПО и позволяет: осуществлять выбор индивидуальной траектории; создавать новые программы; экономить ресурсы. Абитуриент может поступить в один вуз, а закончить и получить диплом -другого, где осуществляется итоговая аттестация. В дипломе указываются все дисциплины с подсчетом кредитов, которые изучил обучаемый в разных вузах. По мере учебы студент приобретает кредиты, принимаемые в зачет в другом вузе ТСУ. Эта модель интегрирует лучший европейский опыт реальной академической мобильности.
Рис. 1. Схема управления ТСУ
Финансирование координационной деятельности ТСУ осуществляется по договоренности участников (партнеров), например, из расчета 2-3 % от услуги. Деньги за услугу с учетом оплаты координационной деятельности поступают на счет ТСУ. ТСУ оплачивает услуги тем организациям-партерам, которые реализуют конкретные модули (дисциплины, учебные курсы) при прохождении по индивидуальному маршруту обучения студента, магистранта или аспиранта.
Таким образом, формирование в регионе сетевого университета приведет к усилению эффективности совместной деятельности вузов и предприятий, будет способствовать опережающему характеру исследований и совместных образовательных программ, ускорению внедрения результатов в реальный сектор экономики, достижению положительных социальных эффектов.
Поступила в редакцию 9.04.2014 г.
UDC 378
CREATION OF TAMBOV NETWORK UNIVERSITY - NECESSITY OF "NETWORK GENERATION" Vladislav Mikhailovich YURYEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Rector, Honoured Worker of Science of Russian Federation, e-mail: [email protected] The process of the transition of modern Russia to the information society, covering of the economy, social sphere, science, culture and orientation expressed in scientific knowledge and innovative technologies, rapid development of information and nano-bio-info-cognitive technologies, globalization in the education system is considered. In this connection it is necessary to form a new scientific paradigm and spiritual value system, adequate conditions of human life in the 21st century. The project to create a network of university with a "single campus" in Tambov region, which goal will be to prepare competitive specialists for the production and post-industrial sectors of the following tasks such as creation and implementation of joint programs of high academic and applied bachelor degree, master's degree programs; integration of universities with other organizations and enterprises; create a database of joint programs with training in foreign languages and the introduction of online courses, is offered.
Key words: information society; informatization; university with "single campus"; Tambov Network University; Board of Founders; Management Directorate.