Научная статья на тему 'Сетевая электронная библиотека федеральных университетов:новый формат научно- образовательного пространства'

Сетевая электронная библиотека федеральных университетов:новый формат научно- образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / СЕТЕВЫЕ ПРОЕКТЫ / СЕТЕВАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / СЕРВИСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ / FEDERAL UNIVERSITIES / SERVICES FOR INFORMATION USE / COMMERCIALIZATION OF RESOURCES / NETWORK PROJECTS / NETWORKED E-LIBRARY / INFORMATION TECHNOLOGIES / TECHNOLOGICAL PLATFORM / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудряшова Елена Владимировна, Морщихина Лариса Александровна

Ведущие университеты России, активно развивающие сегодня новые формы сетевого взаимодействия, способны не только создавать большой объем востребованного внешними пользователями электронного контента, но и изменять систему производства и потребления знаний. Целью проекта «Сетевая электронная библиотека федеральных университетов» является создание единого виртуального пространства для организации доступа к образовательной, научной, научно-методической информации. Отличительными признаками проекта в поле существующих интеграционных проектов являются: создание технологической платформы и организационно-методического обеспечения для разработки и использования совместных образовательных программ федеральных университетов; автоматизация основных бизнес-процессов, необходимых для легитимного размещения научно-образовательной литературы в открытом доступе и обеспечения коммерциализации полнотекстового электронного контента федеральных университетов; реализация дополнительных сервисов, необходимых для продвижения федеральных университетов в наукометрических базах данных, обеспечения контроля внеаудиторного образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудряшова Елена Владимировна, Морщихина Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORKED ELECTRONIC LIBRARY OF THE FEDERAL UNIVERSITIES: THE NEW FORMAT OF THE RESEARCH AND EDUCATION SPACE

The leading Russian universities who are actively developing today new forms of networking are able not only to create a large volume of the relevant electronic content, but also to change the system of production and consumption of knowledge.An aim of the project «Networked electronic library of the federal universities» is to create a common virtual space for access providing to educational, scientific, methodological information.Distinctive features of the project are: the creation of a technological platform and organizational methods for the development and use of the joint educational programs of the federal universities; an automation of key business processes which are necessary for the organization of the legitimate placement of scientific and educational literature in open access and for the commercialization of the full-text electronic content of the federal universities; an implementation of additional services for advancement of the federal universities in the scientometric databases and for monitoring of the distant educational process.

Текст научной работы на тему «Сетевая электронная библиотека федеральных университетов:новый формат научно- образовательного пространства»

14

Высшее образование в России • № 12, 2014

Authors:

STRONGIN Roman G. - Dr. Sci. (Phys.-Math.), Prof., President, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Nizhni Novgorod, Russia, [email protected]

CHUpRUNOV Evgeny V. - Dr. Sci. (Phys.-Math.), Prof., Rector, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Nizhni Novgorod, Russia, [email protected]

Е.В. КУДРЯШОВА, профессор, ректор

Л.А. МОРЩИХИНА, доцент Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова

Сетевая электронная библиотека федеральных университетов: новый формат научнообразовательного пространства

Ведущие университеты России, активно развивающие сегодня новые формы сетевого взаимодействия, способны не только создавать большой объем востребованного внешними пользователями электронного контента, но и изменять систему производства и потребления знаний. Целью проекта «Сетевая электронная библиотека федеральных университетов » является создание единого виртуального пространства для организации доступа к образовательной, научной, научно-методической информации. Отличительными признаками проекта в поле существующих интеграционных проектов являются: создание технологической платформы и организационно-методического обеспечения для разработки и использования совместных образовательных программ федеральных университетов; автоматизация основных бизнес-процессов, необходимых для легитимного размещения научно-образовательной литературы в открытом доступе и обеспечения коммерциализации полнотекстового электронного контента федеральных университетов; реализация дополнительных сервисов, необходимых для продвижения федеральных университетов в наукометрических базах данных, обеспечения контроля внеаудиторного образовательного процесса.

Ключевые слова: федеральные университеты, сетевые проекты, сетевая электронная библиотека, информационные технологии, технологическая платформа, научно-образовательный контент, сервисы использования информации, коммерциализация ресурсов

Проект федеральных университетов появился в 2006 г. в логике реформирования системы российского высшего образования. Их создание преследовало цели повышения эффективности социально-экономического развития регионов в составе федеральных округов и инновационной экономики страны в целом, сокращения миграционного оттока населения из стратегически и геополитически важных областей России, удержания в них населения, предоставления качественного и доступно-

го образования в субъектах Федерации. Прошедший период выявил важность задач, реализацию которых ведут федеральные университеты.

Идея создать некую единую платформу и действовать как открытая сеть, усиливая друг друга и вовлекая в эту сеть другие вузы и учреждения среднего профобразования, возникла в апреле 2013 г. и была высказана ректорами федеральных университетов в письме на имя министра Д. Ливанова. Предлагалось обсудить вопрос о вне-

Практика модернизации образования

15

сении изменений в программы развития с целью повышения качества деятельности и роста конкурентоспособности вузов на мировом рынке образования. В каком бы направлении ни были ориентированы векторы развития федеральных университетов, их деятельность показала, что у вузов есть много общих точек пересечения.

Первая совместная встреча ректоров девяти федеральных университетов, состоявшаяся в Архангельске в начале июня 2013 г. на базе Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, прошла под председательством заместителя министра образования и науки А. Климова. Во встрече приняли участие представители Министерства образования и науки Российской Федерации, администрации Президента РФ, независимых агентств, которые оценивают деятельность федеральных университетов, НИУ «Высшая школа экономики ». Мы говорили о том, что федеральным университетам пора переходить на качественно новую ступень развития. Если в новом Федеральном законе «Об образовании» есть статья о создании сетевых структур, то кому как не федеральным университетам опробовать создание такой структуры на себе. Их ректоры наметили и предметно обсудили проекты. Ровно через месяц, 7 июля 2013 г., в Казанском (Приволжском) федеральном университете в присутствии министра образования и науки Д. Ливанова было подписано Соглашение о сетевом сотрудничестве федеральных университетов. На основе общих подходов и технологий федеральными университетами планируется разработка совместных образовательных стандартов, реализация сетевых образовательных программ высшего и дополнительного образования, развитие академической мобильности, ведение совместных научно-исследовательских проектов, сетевых центров коллективного пользования, профильных коллабораций. Университеты намерены совместно проводить всероссийские и международные конференции,

олимпиады, научные школы и другие мероприятия. Открывается перспектива создания Открытого сетевого федерального университета как единого информационно-телекоммуникационного пространства.

В рамках сетевого сотрудничества каждый федеральный университет взял на себя один проект, в котором он играет ключевую роль. Одновременно на собственных площадках он будет развивать еще один или два пилотных проекта, которые потом можно будет распространить на другие вузы.

Решение о начале реализации сетевых проектов было принято Советом ректоров федеральныхуниверситетов на Совещании в Московской школе управления СКОЛКОВО 17 июля 2013 г. Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова стал разработчиком и координатором проекта «Сетевая электронная библиотека федеральных университетов» (СЭБ ФУ).

За период с июля по сентябрь 2013 г. рабочая группа САФУ сформулировала цели и задачи проекта, провела мониторинг Интернет-порталов и анкетирование библиотек федеральных университетов. В ходе мониторинга были проанализированы основные нормативные и технологические аспекты функционирования электронных библиотек, вопросы формирования и продвижения библиотечно-информационных ресурсов, организации обслуживания пользователей, рассмотрены основные аспекты участия в сетевом взаимодействии. Был сделан вывод, что библиотеки федеральных университетов обладают определенным опытом формирования электронных библиотек, разработки нормативно-правовой документации, а также имеют различные объемы информационной базы трудов преподавателей и студентов. Университеты были готовы к сотрудничеству. В ходе мониторинга ситуации с формированием и развитием электронных библиотек федеральных университетов выявлен ряд проблем, которые представляемый проект был призван решить в первую очередь.

16

Высшее образование в России • № 12, 2014

В мире в настоящее время активно развиваются электронные образовательные ресурсы. Проекты с открытыми учебными курсами и лекциями (Сoursera, edX) повсеместно используются в России и мире. Электронные библиотеки ведущих международных университетов предлагают широкий спектр учебной и научной литературы по всем направлениям подготовки бакалавров и магистров. Подобная система электронных образовательных ресурсов в рамках отечественного высшего профессионального образования находится только на начальной стадии становления, и это негативно влияет на его имидж и качество.

В России до сих пор остро стоит проблема создания инфраструктуры для сбора данных и предоставления доступа к качественному русскоязычному образовательному контенту в цифровой форме. Федеральные университеты ведут подготовку специалистов, бакалавров, магистров по широкому профилю направлений и, безусловно, обладают кадровым потенциалом для создания качественных образовательных ресурсов. Таким образом, консолидация усилий лучших специалистов федеральных университетов, выработка механизмов поощрения профессорско-преподавательского состава в рамках СЭБ ФУ позволит создать в России информационный образовательный продукт мирового уровня.

Еще один важный аспект вопроса заключается в том, что значительные бюджетные средства, выделяемые на комплектование библиотечных фондов, университеты сегодня вынуждены тратить на доступ к коммерческим электронным библиотечным системам. Таким образом, немалая доля средств остается у посредников между издателями и библиотеками, в то время как в самих федеральных университетах зачастую создается достаточный для обеспечения учебного процесса качественный материал. Повышение эффективности использования финансовых ресурсов на комплектование - важная задача для феде-

ральных университетов. СЭБ ФУ позволит создать современный цифровой ресурс для обеспечения учебного процесса. Доступ к СЭБ ФУ будет бесплатен для федеральных университетов на условиях паритетного вклада, что даст возможность в будущем повысить эффективность использования средств на комплектование электронными ресурсами системы высшего профессионального образования.

Современные условия информационного рынка диктуют необходимость активного взаимодействия авторов и держателей информационного контента. Все чаще высказывается мнение о том, что как можно больший объем информации должен приобретать статус общественного достояния. Вместе с тем не ставится под сомнение факт, что легитимная информация имеет свою стоимость и автор или держатель информационного контента вправе его коммерциализировать. Как следствие возникает проблема соблюдения баланса интересов в области генерации, хранения и использования научно-образовательной информации. Высшие учебные заведения способны создавать большой объем востребованного внешними пользователями электронного контента, включающего научные разработки профессорско-преподавательского состава, диссертации, исследовательские работы студентов и аспирантов. Результаты исследований, публикуемые как в печатном, так и в электронном виде, должны приносить прибыль авторам, университету, стране, в которой они созданы. Библиотеки ведущих университетов, являясь информационной и социальной системой аккумуляции, систематизации, ретрансляции новых знаний, способны изменить структуру производства и потребления знаний.

В настоящее время в информационном поле России сформировались и начали свое развитие два интересных и важных проекта: «Информационная система доступа к электронным каталогам библиотек сферы образования и науки в рамках единого ин-

Практика модернизации образования

17

тернет-ресурса» и «Карта российской науки». Проект СЭБ ФУ, не копируя уже имеющиеся сервисы и технологии, расширяет возможности использования электронной информации. Он предполагает:

1) создание технологической платформы и организационно-методического обеспечения для разработки и использования совместных образовательных программ федеральных университетов;

2) автоматизацию основных бизнеспроцессов, необходимых для легитимного размещения научно-образовательной литературы в открытом доступе, а также для обеспечения коммерциализации полнотекстового электронного контента федеральных университетов;

3) реализацию дополнительных сервисов, необходимых для продвижения федеральных университетов в наукометрических базах данных, а также для обеспечения контроля внеаудиторного образовательного процесса.

В рамках СЭБ ФУ будет собрана «критическая масса» актуального научного и образовательного контента, необходимого для информационного обеспечения качественного образовательного процесса в федеральных университетах, в том числе -для внеаудиторных занятий. Активное использование СЭБ ФУ студентами и аспирантами университетов будет способствовать развитию у них навыков работы с информационными ресурсами и увеличит их конкурентоспособность как специалистов. Последующая коммерциализация СЭБ ФУ представителями бизнес-сообщества позволит создать дополнительные механизмы финансового стимулирования авторов качественных учебников, курсов, учебнометодических пособий. Проект сетевой электронной библиотеки федеральных университетов способен сделать более продуктивным механизм взаимоотношений авторов, издателей и читателей, принести финансовые доходы. Электронный контент должен быть активно востребован и ис-

пользоваться как внутренними, так и внешними потребителями информации.

17 февраля 2014 г. в Министерстве образования и науки Российской Федерации прошло очередное совещание, на котором были подведены первые итоги реализации проекта. Северный (Арктический) федеральный университет представил Концепцию проекта; Казанский (Приволжский) федеральный университет разработал технические требования краспределенной системе, необходимой для реализации проекта с учетом проведения лицензионнодоговорной работы, выплаты авторских вознаграждений, проведения экспертизы изданий; Уральский федеральный университет сформулировал предложения по измеряемым показателям эффективности использования электронных ресурсов. Технологическую поддержку проекта взял на себя Консорциум «КОНТеКсТУМ ».

Регулирование деятельности в рамках проекта СЭБ ФУ планируется осуществлять через разработку и внедрение:

♦ «кодекса » деятельности университета по коллективному распоряжению правами (соглашение ректоров U-9 по вопросу создания электронной образовательной среды; восполнение инвестиций университетов и окупаемость проекта);

♦ «кодекса» взаимодействия с авторами (лицензионные договоры; стимулирование; вознаграждения по востребованности, по объему вклада и т.д.; фонд для поощрений);

♦ «кодекса» потребителя контента внутри U-9 (правила пользования контентом; соблюдение требований ГК РФ, обязательство не копировать, не распространять, не тиражировать);

♦ «кодекса » взаимоотношений с внешним сообществом (распределение доходов от коммерциализации);

♦ правил экспертизы (профессиональной и потребительской).

Важным фактором станет мониторинг деятельности сетевой электронной библио-

18

Высшее образование в России • № 12, 2014

теки федеральных университетов. Мы выделяем следующие группы показателей, способствующих определению эффективности развития проекта.

• Определение объемов генерации контента проекта:

- количество людей, вовлеченных в создание материалов;

- количество изданий по основным образовательным программам;

- процентное соотношение труда авторов, затраченного на подготовку контента.

• Определение эффективности применения системы генерации контента:

- количество образовательных программ;

- процент изменения аудиторной и внеаудиторной нагрузки;

- изменение качества образовательных программ.

• Создание контент-среды и оценка ее как среды взаимодействия:

- количество постоянных пользователей контента;

- количество кликов;

- анализ изменений социальной активности.

Мы уверены, что СЭБ ФУ способна стать информационным образовательным ресурсом мирового уровня, сравнимого с такими международными ресурсами, как MIT OpenCourseWare, Coursera, edX.

Авторы:

КУДРЯШОВА Елена Владимировна - д-р филос. наук, профессор, ректор, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, [email protected] МОРЩИХИНА Лариса Александровна - канд. филос. наук, доцент, заместитель директора департамента, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, [email protected]

KUDRYASHOVA E.V., MORSCHIKHINA L.A. NETWORKED ELECTRONIC LIBRARY OF THE FEDERAL UNIVERSITIES: THE NEW FORMAT OF THE RESEARCH AND EDUCATION SPACE

Abstract. The leading Russian universities who are actively developing today new forms of networking are able not only to create a large volume of the relevant electronic content, but also to change the system of production and consumption of knowledge.

An aim of the project «Networked electronic library of the federal universities» is to create a common virtual space for access providing to educational, scientific, methodological information.

Distinctive features of the project are: the creation of a technological platform and organizational methods for the development and use of the joint educational programs of the federal universities; an automation of key business processes which are necessary for the organization of the legitimate placement of scientific and educational literature in open access and for the commercialization of the full-text electronic content of the federal universities; an implementation of additional services for advancement of the federal universities in the scientometric databases and for monitoring of the distant educational process.

Keywords: Federal Universities, network projects, Networked E-library, information technologies, technological platform, scientific and educational content; services for information use, commercialization of resources

Authors:

KUDRYASHOVA Elena V. - Dr. Sci. (Philosophy), Prof., Rector, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, [email protected]

MORSCHIKHlNA Larissa A. - Cand. Sci. (Philosophy), Assoc. Prof., deputy director of the department of Information and Library, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, [email protected]

Практика модернизации образования

19

В.П. СОЛОМИН, д-р пед. наук, ректор

Л.А. ГРОМОВА, д-р филос. наук, профессор

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Управление структурными подразделениями университета в условиях реструктуризации

Авторами статьи предлагается для обсуждения тема внутренней реструктуризации высших учебных заведений в условиях перехода к эффективному управлению основными образовательными программами. Рассматриваются пессимистический и оптимистический сценарии организационных изменений. Проблематизированы принципы построения внутренней структуры университета и системы управления качеством основных образовательных программ.

Ключевые слова: управление организационной структурой университета, реструктуризация, кафедра, департамент образовательных программ, управление качеством основной образовательной программы, руководитель ООП

Формирование новой государственной образовательной политики, осуществляемой в ответ на экономические и политические вызовы,проходит в условиях интенсивных профессиональных дискуссий и поиска наиболее эффективных моделей управления образованием. «Образовательный ландшафт» России ХХ! в. во многом будет зависеть от того, как образовательные учреждения смогут адаптироваться к новым экономическим и социальным реалиям, изменить внутреннюю структуру организации, осуществить комплекс мер по реструктуризации подразделений в соответствии с требованиями конкурентной среды. Управление организационной структурой современного университета все более соответствует управлению бизнес-процессами и проектами в корпорации. «Констатация того, что университет кантово-гумбольдто-вой конфигурации “находится в руинах”, стала общим местом в высказываниях специалистов по проблемам современного образования» [1]- Это означает, что, наряду с воспроизводством академических ценностей, естественной целью успешного университета становится завоевание и удержание рынка образовательных услуг, борьба за ресурсы, расширение партнерства с бизне-

сом, государством, общественными организациями и распространение сферы своего влияния в ближайшем и глобальном пространстве.

Институциональная готовность университета к переменам

Сегодня университеты вынуждены учиться жить в условиях постоянных изменений, и для этого им необходимо выработать у себя «институциональную привычку к переменам » [2]. Первый этап мониторинга вузов по показателям и критериям эффективности завершился тем, что соответствующие инструменты стали неотъемлемой частью повседневной и стратегической политики вузов.

Реструктуризация неэффективных вузов заставила успешные университеты оптимизировать свою внутреннюю организационную структуру. В большинстве крупных вузов создаются институты на базе нескольких факультетов. На переход к институтской структуре организации повлияли, прежде всего, внешние обстоятельства, связанные с политикой финансирования и сокращением бюджетных мест на отдельные направления, что привело к сокращению бюджетных ставок для препо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.