Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕЙ ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАКЕТНО-АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ВООРУЖЕНИЯ ДЛЯ ФЛОТА'

СОЗДАНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕЙ ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАКЕТНО-АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ВООРУЖЕНИЯ ДЛЯ ФЛОТА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
162
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННО-МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ / РАКЕТНО-АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ / ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ ВМФ / ОТДЕЛ ОРУЖИЯ / NAVAL ACADEMY / MISSILE AND ARTILLERY ARMAMENTS / TRAINING NAVY OFFICERS / WEAPONS SECTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ворник Сергей Иванович, Лисицкий Дмитрий Александрович

Показана история создания, становления и развития академической системы подготовки специалистов по применению и эксплуатации морского артиллерийского (впоследствии - ракетно-артиллерийского) вооружения. Проведен анализ значительного числа архивных материалов. Особое внимание уделено начальному этапу, людям, стоящим у истоков становления специальности в трудные послереволюционные годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ворник Сергей Иванович, Лисицкий Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING, FORMING AND DEVELOPING A SYSTEM OF HIGHER OPERATIONAL-TACTICAL TRAINING OF SPECIALISTS IN MISSILE AND ARTILLERY ARMAMENTS OF THE NAVY

The paper covers the history of creating, establishing and developing an academic system of training specalists in naval artillery (subsequently, missile and artillery) armaments use and operation. Particular attention is given to the initial stage, the people at the cradle of the profession in the difficult post-revolutionary years.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕЙ ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАКЕТНО-АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ВООРУЖЕНИЯ ДЛЯ ФЛОТА»

Создание, становление и развитие системы высшей оперативно-тактической подготовки специалистов ракетно-артиллерийского вооружения для флота

Капитан 1 ранга в отставке С.И. ВОРНИК, доктор военных наук

Капитан 1 ранга Д.А. ЛИСИЦКИЙ, кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ

Показана история создания, становления и развития академической системы подготовки специалистов по применению и эксплуатации морского артиллерийского (впоследствии — ракетно-артиллерий-ского) вооружения. Проведен анализ значительного числа архивных материалов. Особое внимание уделено начальному этапу, людям, стоящим у истоков становления специальности в трудные послереволюционные годы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Военно-морская академия, ракет-но-артиллерийское вооружение, подготовка офицеров ВМФ, отдел оружия.

ABSTRACT

The paper covers the history of creating, establishing and developing an academic system of training specalists in naval artillery (subsequently, missile and artillery) armaments use and operation. Particular attention is given to the initial stage, the people at the cradle of the profession in the difficult post-revolutionary years.

KEYWORDS

Naval Academy, missile and artillery armaments, training Navy officers, weapons section.

В ПРАКТИКЕ Военно-Морского Флота как наиболее высокотехнологичного вида Вооруженных Сил Российской Федерации постоянно идет процесс развития вооружения и военной техники. Характерно это и для современных комплексов морского ракет-но-артиллерийского оружия, которое является одним из наиболее сложных и высокоинтеллектуальных технических систем в ВМФ и ВС РФ.

Опыт локальных войн и вооруженных конфликтов последних десятилетий, анализ концепций применения военно-морских сил технологически развитых стран свидетельствуют о существенно возросшей роли ракетных и артиллерийских комплексов в решении задач борьбы с надводным и воздушным противником на море, а также поражения его объектов на берегу

Это требует качественной, фундаментальной и разносторонней подготовки офицеров с высшей военной оперативно-тактической (академической) подготовкой. В свою очередь, это определяет важность подготовки специалистов ракетно-артиллерий-ского вооружения ВМФ, предъявляет высокие требования к самой системе подготовки данной категории специалистов, ее структуре и организации.

Сейчас в ВМФ подготовка офицеров с высшей военной оперативно-тактической подготовкой (ВВОТП) по направлению «Ракетно-артилле-рийское вооружение» осуществляется в Военном учебно-научном центре ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» (далее — ВУНЦ ВМФ). Процесс формирования системы подготовки офицерских кадров для флота указанной категории специалистов является отражением истории развития ракетно-ар-тиллерийского вооружения ВМФ, поэтому представляется достаточно интересным и поучительным.

На протяжении практически всей истории развития флота корабель-

ная артиллерия являлась основным средством поражения противника на море (в настоящее время данная задача с большей эффективностью решается применением корабельных ракетных комплексов). В целом в истории создания и развития системы подготовки специалистов морского оружия (на протяжении продолжительного времени — артиллерийского, а со второй половины прошлого века — ракетного) можно выделить несколько этапов:

• этап зарождения и становления специальной подготовки (специальности) — дореволюционный период (конец XIX — начало XX века);

• этап развития академической системы подготовки офицеров-артиллеристов (1920—1940);

• этап обобщения и внедрения опыта Великой Отечественной войны в подготовку специалистов, в развитие теоретических положений в области корабельной артиллерии (1941 — 1945);

• этап развития академической системы подготовки офицеров-ракетчиков (с конца 1940-х — начала 1950-х годов — по настоящее время);

• этап развития академической системы подготовки специалистов в области высокоточного оружия ВМФ (с начала 2000-х годов по настоящее время).

В дореволюционный период подготовка для Императорского Российского флота офицерских кадров с высшим военным инженерным образованием по вопросам применения корабельного (артиллерийско-

го и торпедного) оружия не носила системного характера. В это время в Николаевской морской академии (образована в 1827 году) осуществлялась подготовка специалистов только по трем направлениям (на базе специализированных отделений — прообраз будущих факультетов): гидрографическое, кораблестроительное и механическое (срок обучения — 2 года). Подготовка только по указанным специальностям не в полной мере отвечала потребностям быстрорастущего и развивающего Императорского флота России, в том числе в связи со стремительным развитием корабельной артиллерии.

В этот период подготовка флотских офицеров (гидрографов, корабелов, механиков) продолжала развиваться в своих сугубо узкоспециализированных областях, отсутствовала единая идея в подготовке всего офицерского корпуса флота, хотя она уже до этого была сформулирована адмиралом С.О. Макаровым, который указывал: «Морская тактика... стоя во главе всех военно-морских наук, должна указывать каждой из них цели, к которым следует стремиться, а иногда и средства к достижению этих целей. Если тактика не будет указывать цели, то каждая морская специальность будет развиваться самобытно и может даже следовать по фальшивой дороге, а также между специальностями не будет связи»1.

В этот период подготовка артиллерийских специалистов для кораблей осуществлялась в офицерском Артиллерийском классе при Учебном отряде Балтийского флота. Однако такая система не обеспечивала достаточно квалифицированной подготовки — артиллерийские специалисты, оканчивавшие эти классы, не обладали необходимыми знаниями в области тактики, технических и математических наук. В силу этого они не могли предъявлять обоснованные

тактико-технические требования при разработке промышленностью новых образцов оружия, а также не могли полноценно разрабатывать теоретические вопросы в области боевого применения корабельной артиллерии.

В свою очередь, подготовка артиллеристов с высшим военно-инженерным образованием в дореволюционный период традиционно проводилась на базе Михайловской артиллерийской академии (предусматривалась квота до 6—7 морских офицеров в год) и имела сугубо «сухопутную» направленность.

В целом общее руководство оперативно-тактического характера в области создания и перспектив развития корабельной артиллерии на рубеже XIX—XX веков осуществлялось Морским Генеральным штабом. При этом основным руководящим органом и одновременно центром научной мысли в России по вопросам развития и боевого использования артиллерийского оружия на флоте в это время являлся Артиллерийский отдел Морского технического комитета при Главном управлении кораблестроения.

С каждым годом необходимость подготовки для флота артиллерийских специалистов с высшим инженерным образованием становилась все более очевидной. Этого настоятельно требовала и практика применения броненосного флота в конце XIX века. При этом подготовку инженерных кадров, способных полноценно создавать с учетом достижений науки и техники того времени и применять артиллерийское оружие на кораблях, представлялось возможным осуществлять только в Николаевской морской академии, организовав в ее составе специализированный отдел военно-морского оружия. Это, в свою очередь, требовало изменить как организационно-штатную струк-

туру академии, так и само содержание образования2.

В январе 1896 года в Николаевской морской академии был открыт специализированный класс для командиров флота — курс военно-морских наук (срок обучения — 3 месяца), в рамках которого в том числе изучалась учебная дисциплина «Морская тактика» (в составе разделов «Тактика. Принципы», «Тактика. Оружие» и «Тактика прикладная», раздел оружия читал капитан 2 ранга В.Н. Черкасов"). Таким образом, была сделана первая попытка ввести в систему подготовки офицеров

В 1910 году в рамках курса военно-морских наук вводится новая учебная дисциплина «Артиллерийская тактика» (ведущий преподаватель — лейтенант Н.И. Игнатьев**), целью которой являлась подготовка офицерских кадров по вопросам боевого использования артиллерийского оружия кораблей различных классов, правилам обращения и ухода за материальной частью артиллерии на кораблях. Но введение специализированной учебной дисциплины еще не являлось полноценной подготовкой кадров, от-

флота изучение вопросов применения оружия.

После неудач Русско-японской войны (1904—1905) в Морском министерстве начались усиленные работы, связанные с воссозданием флота по всем направлениям (специальностям), но особенно интенсивно они протекали в части, касающейся морской артиллерии: велись изыскания как в области создания наиболее совершенной материальной части этого оружия, так и в области тактики морской артиллерии и прежде всего по выработке правил артиллерийских стрельб3.

сутствовал основной элемент — специализированная кафедра, которая бы отвечала за подготовку офицеров — специалистов оружия.

С началом Первой мировой войны Николаевская морская академия (рис. 1) как высшее учебное заведение флота произвела ускоренный выпуск офицеров и прекратила учебный процесс***. Но затянувшаяся на длительный период война, значительная убыль флотского офицерского состава потребовали возобновить подготовку кадров ив 1916 году

* Черкасов Василий Нилович (род. 17.04.1878) — капитан 1 ранга (1915), участ-

ник Русско-японской (1904—1905) и Первой мировой (1914—1918) войн, старший артиллерийский офицер броненосца «Пересвет». В период службы на корабле составил «Наставление командирам батарей, групп и плутонгов», наиболее полное и обстоятельное на тот период руководство по организации боевых стрельб и артиллерийской части эскадренного броненосца. В период службы в Морском Генеральном штабе читал курсы «Тактическая

часть артиллерии», «Элементарная морская тактика». В 1917 году — начальник Главного управления кораблестроения. В 1920—1923 г. г. руководил морскими путями сообщений на Белом море и в Северном Ледовитом океане. В августе 1920 года арестован, но вскоре был освобожден. В апреле 1922 года «как контрреволюционный элемент» уволен в бессрочный отпуск с лишением звания командира РККФ. Данные о дальнейшей судьбе отсутствуют [См. Черкасов В.Н. Записки артиллерийского офицера броненосца «Пере-cвeт»/statehistory.ru/books/V-N-CHerkasov_Zapiski-artilleriyskogo-ofitsera-Ьгопепо818а-Реге8Уе1:/2].

** Игнатьев Николай Иванович (01.05.1880—24.08.1938) — капитан 1 ранга (1916), участник русско-японской войны (1904—1905), преподаватель Морской академии. Автор «Таблиц стрельбы артиллерии». В 1917 году — начальник артиллерийского отдела Главного управления кораблестроения. В феврале 1920 года уволен в отставку, с апреля 1921 года вновь преподает в Морской академии. В 1931 году арестован (морским ученым вменялось в вину завышение планов строительства флота, провал ремонта старых кораблей, дороговизна отечественных мин и торпед) и осужден на 10 лет. Освобожден в 1934 году, работал помощником начальника отдела «А» НИИ им. А.Н. Крылова. В ноябре 1937 года вновь арестован, в августе 1938 года расстрелян [См. Николай Иванович Игнaтьeв/www.navy.su/persons/10/ni_ignatev.html; «Насчет офицерских кадров» /www.vif2ne.Org/forum/0/arhprint/549434].

*** В период Русско-японской войны (1904—1905) Морская академия также не проводила обучения, занятия были возобновлены только осенью 1905 года.

в Академии вновь начались учебные занятия. В дальнейшем свои коррективы в организацию подготовки офицерских кадров для флота внесла Октябрьская революция и начавшаяся впоследствии Гражданская война. Летом 1918 года деятельность Николаевской академии была полностью прекращена.

После революции в интересах создания и укрепления Рабоче-Крестьянского Красного Флота остро встала проблема подготовки высококвалифицированных командных кадров. Эта задача была возложена на Морскую академию РККФ. Уже в декабре 1918 года в соответствии с решением Революционного воен-

Рис. 1. Здание Николаевской морской академии (1907 год, Васильевский остров)

ного совета республики в Морской академии был рассмотрен вопрос о возобновлении учебных занятий. На заседании конференции Академии командующий Морскими силами республики В.М. Альфатер заявил: «Обстановка требует, чтобы в непродолжительное время академия приступила к началу учебных занятий, чтобы дать флоту лиц с оперативной и достаточной математической подготовкой, которые смогли бы разбираться в вопросах техники»4.

1 апреля 1919 года в новой реорганизованной академии начались учебные занятия на военно-морском отделе. К обучению было принято 16 слушателей, рекомендованных Реввоенсоветами флотов из числа бывших офицеров, перешедших на службу в РККФ. Уже в ноябре 1920 года был произведен первый (ускоренный, спустя всего 18 месяцев) выпуск слушателей (в их числе С.П. Ставиц-кий — впоследствии видный ученый, вице-адмирал, профессор, в 1937—1938 годах — начальник Во-

Датой начала подготовки специалистов оружия в Военно-морской академии (днем рождения современной кафедры подготовки специалистов ракетно-артиллерийского вооружения) считается 13 ноября 1920 года, когда был издан приказ начальника академии № 334 о распределении учебного персонала академии по кафедрам и предметам преподавания (рис. 2).

енно-морской академии). Но на этом этапе специализированной подготовки офицеров оружия все еще не предусматривалось.

Тогда же, в 1919 году, решением Народного комиссара по военным и морским делам была назначена комиссия под председательством академика А.Н. Крылова, которая должна была разработать учебный план и основные положения учебных программ по отдельным дисциплинам, в том числе по артиллерийской специальности. После выполнения всех работ комиссией была начата организация при Академии отдела военно-морского оружия. Большую работу по организации этого отдела проделали профессор Л.Г. Гончаров* и доцент Б.Д. Яшнов. Результатом работы комиссии явился приказ Командующего морскими силами и Управляющего морского комитета от 17.05.1920 года № 228 об открытии при Морской академии технических отделов: гидрографического, механического, кораблестроительного и военно-морского оружия.

Вновь созданный отдел оружия (впоследствии, с августа 1923 года, факультет оружия) на тот период включал в свой состав (в том числе) следующие артиллерийские кафедры**:

• кафедра проектирования орудий и снарядов (возглавил кафедру профессор Е.Л. Бравин***);

• кафедра проектирования станков и башенных орудий (профессор Н.Ф. Дроздов);

* Гончаров Леонид Георгиевич (1885—1948) — вице-адмирал, доктор военно-морских наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

Видный ученый в области стрельбы и боевого применения корабельного

оружия. Основатель и первый начальник факультета оружия в Военно-морской академии. Неоднократно арестовывался (1921—1922,1930,1947—1948). Трагически погиб на допросе [См.: Гончаров Л.Г. Воспоминания о Военно-морской академии. Самарканд, 1944.].

• ч ___

V N ■ . //бЬы^ц. / ^ ^

«Я^сы ишли., с 2^22 ¿¿¿^ (¿¿¿¿у

¿¿А-

М. ¿а^Г

-----------, 'у*'- ¿Г "-------""-

Мьш&и >?¿'Л

^Шсши^-

_ ^^^¿т №¿>¿7 мг яа^ми. **

/

пл

Г^, Л , чV

&& г х * . ■ / V Л -

¿¿Х - Ял ^Лг^жге/

. ¿¿са/злЯ+Х, - / Лг

^ / У / V ^ -

^¿¿У 1 £ /6~ Лбфр/'Я г ■ - '

" \ Ч

_ _ ____

Рис. 2. Приказ начальника академии от 13 ноября 1920 года № 334 о распределении учебного персонала академии по кафедрам и предметам преподавания (копия Государственного архива)

** Несколько позже в штат академии в составе отдела оружия была создана Кафедра проектирования приборов управления огнем и дальномеров (приказ начальника академии от 14.02.1922 года № 275, должность профессора кафедры на тот период оставалась вакантной).

*** Бравин Евгений Леонидович (12.02.1885—20.01.1972) — советский военно-морской деятель, специалист в области морской артиллерии, доктор технических наук (1939), профессор (1930), академик Академии артиллерийских наук (1947), инженер-контр-адмирал (1941) [Бравин Евгений Леонидович / www.wikipedia.org; Забытые имена Пермской губернии. Бравин Евгений Леонидович / www.fnperm.ru].

• кафедра внешней баллистики (профессор В.В. Мечников*);

• кафедра артиллерийской стрельбы (с 1922 г. — Г.Н. Пелль).

Кадровое обеспечение вновь созданных учебно-методических подразделений в первые послереволюционные годы являлось крайне сложной задачей. Это объяснялось и продолжавшейся классовой борьбой, а также отсутствием в дореволюционный период сложившейся системы подготовки офицеров-артиллеристов с высшим военно-инженерным образованием. Поэтому активное участие в создании и становлении системы академической подготовки офицеров

оружия приняли видные ученые-артиллеристы и педагоги Михайловской военной артиллерийской академии (МВАА).

Так, возглавивший кафедру проектирования станков и башенных орудий профессор Н.Ф. Дроздов** в этот же период числился штатным преподавателем Артиллерийской академии (так после революции стала называться МВАА), а профессор кафедры артиллерийской стрельбы В.В. Мечников*** являлся профессором и руководителем дипломного проектирования по внешней баллистике Артиллерийской академии. Хотелось бы особо отметить роль и

* Мечников В.В. возглавлял кафедру артиллерийской стрельбы в период до 22.06.1920 г., в последующем возглавил кафедру внешней баллистики [См. Мечников Валериан Валерианович. www.wikipedia.org.].

** Дроздов Николай Федорович (19.08.1862—29.12.1953) — крупнейший российский и советский ученый в области проектирования ствольных артиллерийских систем и внутренней баллистики, создатель школы артиллерийских конструкторов, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1940), действительный член Академии артиллерийских наук, кандидат математических наук Российской империи, доктор технических наук (1938), профессор, лауреат Сталинской премии первой степени (1943). Генерал-лейтенант российской императорской армии, генерал-полковник артиллерии СССР (1944) [См. Дроздов Николай Федорович / www.wikipedia.org].

*** Мечников Валериан Валерианович (27.11.1879—07.03.1944) — профессор, доктор технических наук, генерал-майор. Специалист по теоретической механике и баллистике. Лауреат сталинской премии (1942) [См. Мечников Валериан Валерианович, / www.wikipedia.org; Русская армия в Первой мировой войне. Мечников Валериан Валерианович, / www.grwar.ru.].

одного из создателей отдела оружия Б.Д. Яшнова (к сожалению, незаслуженно забытого), окончившего до революции МВАА, и во многом способствовавшего перенесению опыта данной Академии для обучения слушателей Морской академии по общенаучным и специальным инженерным дисциплинам.

Обобщенная схема создания и развития ракетно-артиллерийских кафедр в Военно-морской академии представлена на рисунке 3.

1 октября 1920 года был произведен первый (полноценный) набор в Морскую академию Рабоче-крестьянского Красного Флота (всего было зачислено 72 человека, из них на отдел оружия — 12 слушателей)5. Однако уже в марте 1921 года, в связи с событиями кронштадтского мятежа, занятия в академии были прекращены, слушатели распущены (направлены на фильтрацию), проведена реорганизация. По результатам кронштадтских событий крайне остро встал вопрос «о реорганизации всего учебного дела во флоте и постановке его на должную высоту, — все это... заставило пролетарскую метлу пройтись по Николаевской Морской Академии (выделено авторами) и создать из нее Военно-Морскую Академию Красного Флота»6.

Перед академией была поставлена задача обеспечить возможность подготовки различных категорий военных моряков без учета наличия профессионального образования и служебного положения на флоте. «Основным мотивом, побудившим командование... обновить кадр обучаемого состава Академии, было стремление провести через Академию тех лиц, которые прошли через горнило гражданской войны и революции и, по существу, являются командным составом Красного флота, задачи коего столь отличны от старого флота»7.

В Академию было «влито» более сотни моряков-коммунистов и беспартийных, активных участников гражданской войны и, главное, «абсолютно политически надежных».

Новый набор в академию был произведен в январе—марте 1922 года, в рамках которого было существенно увеличено количество обучаемых (с 68 до 213) и учебных групп (с 6 до 23). Новые «задачи момента потребовали необычного для академии расширения курсов и программ: собственно «академические» курсы, «инженерные» ступени технических отделов и «подготовительные курсы» в этот год объединились в общей работе в стенах академии. От научно-исследовательской работы в высших областях военно-морского знания до общеобразовательных наук (выделено авторами) и начальных элементов специальных курсов простерлись программы предметов... Однако центр тяжести переместился в сторону подготовительных курсов.. .»8.

В связи с разным уровнем подготовки обучаемых нового набора слушатели отдела оружия были распределены на подготовительное отделение в составе трех групп: старшая группа (всего 14 человек, из них 9 артиллеристов, 5 минеров, начало обучения по основной программе с 01.09.1922), средняя группа (8 артиллеристов, начало обучения — с 01.09.1924) и младшая группа (данные отсутствуют). Академический курс обучения на отделе оружия был определен в 4 года.

В июле 1926 года был произведен первый выпуск слушателей, окончивших артиллерийское отделение. История сохранила лишь отдельные имена: М.Е. Байков, Н.Г. Брежнев, Г.Г. Габар и A.B. Леонов. В 1928 году был произведен второй выпуск слушателей. Выпускникам присваивалась квалификация — «инженер-технолог флота».

1

EL щ

I!

i

X &

0 Ï

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стоит отметить, что, несмотря на всю сложность и фактическую трагичность того переломного времени, когда шло разрушение «старой» дореволюционной академической школы, именно в советский период была реализована задача создания системы подготовки специалистов-артиллеристов — были созданы специализированные кафедры, поставлены учебные курсы, произведен набор, обучение и первый выпуск специалистов оружия.

С тех пор в Военно-морской академии произведены десятки выпусков офицеров флота, подготовлены сотни и тысячи высококвалифицированных специалистов оружия (артиллерийского и ракетного).

Военно-Морской Флот продолжал развиваться. Создание Тихоокеанского (1932) и Северного (1933) флотов потребовало существенного увеличения инженерных кадров по артиллерийской специальности. В связи с этим в Академии были осуществлены некоторые организационные мероприятия: комплектование слушательского состава основного набора осуществлялось только из числа командиров РККФ, окончивших военно-морские училища и имевших соответствующий стаж службы на кораблях; был увеличен срок обучения до 4,5 лет. В этот период отмечается существенное улучшение методической и научно-исследовательской работы: профессорско-преподавательский состав кафедр принимал участие в разработке «Боевого корабельного устава», составлении Правил артиллерийской стрельбы и в испытаниях нового оружия и кораблей.

В соответствии с назначением факультет военно-морского оружия готовил флагманских артиллеристов соединений кораблей, начальников частей технического управления ВМФ, военных представителей на

предприятиях промышленности и преподавательский состав ВМУЗ.

Основоположником теории стрельбы корабельной артиллерии и создателем научной школы по стрельбе морской артиллерии был В.А. Унковский, все последующие поколения педагогов-артиллеристов являлись или его учениками, или учились по трудам этого выдающегося ученого.

Особое место в истории артиллерийской специальности занимает период Великой Отечественной войны. Уже 23 июня 1941 года Академия перешла на учебные планы военного времени. 10 августа 1941 года был произведен ускоренный выпуск слушателей (факультет оружия окончили в том числе 8 специалистов по материальной части корабельной артиллерии, 3 человека — по боезапасу морской артиллерии), а сама Академия в связи с приближением фронта к Ленинграду была перебазирована в г. Астрахань. И уже с 1 сентября начались учебные занятия на месте нового базирования. Хотя эвакуация не могла не отразиться на учебной работе: остро ощущалась нехватка библиотечного фонда (было перевезено около 10 %), оторванность от флота, НИИ и промышленности, недостаток лабораторной базы. Однако учебная и научная деятельность Академии по-прежнему продолжалась. Стоит отметить, что в этот период нового приема слушателей в Академию не производилось.

В августе 1942 года в связи со сложной обстановкой на фронтах (немцы уже вышли на Волгу) Академия была передислоцирована еще дальше на восток (в г. Самарканд) и уже 8 сентября вновь начались учебные занятия на новом месте расквартирования.

Великая Отечественная война дала огромный толчок развитию научной и педагогической мысли на артиллерийских кафедрах. Учебные

планы и программы корректировались и пополнялись новыми вопросами по технике и боевому использованию артиллерийского оружия с учетом опыта боевых действий кораблей и береговых батарей на флотах. Преподавательский состав периодически выезжал на действующие флоты для выполнения различных заданий (например, начальники кафедр В.А. Унковский, П.П. Соколов, С.А. Изенбек и др.).

Конец 40-х — начало 50-х годов ознаменовались интенсивными разработками реактивного оружия, его испытаниями, определением возможностей вооружения им кораблей и подводных лодок. Одновременно шло изучение и обобщение опыта его создания, началась подготовка специалистов по реактивному оружию. В Военно-морской академии были образованы кафедры, обеспечивающие подготовку специалистов по конструкции ракет, газовой динамике, двигательным установкам и системам управления реактивного оружия. В то же время ожидаемое появление реактивного оружия ВМФ требовало подготовки специалистов и по боевому применению нового вида оружия. В этих целях в 1950 году в Академии была образована Кафедра стрельбы и боевого использования реактивного оружия9.

Первое время кафедра существовала только по штату, специалисты в области боевого применения реак-

тивного (ракетного) оружия отсутствовали, да и самой теории стрельбы и боевого использования реактивного оружия еще не существовало. Первым начальником кафедры стрельбы и боевого использования реактивного оружия стал капитан 2 ранга (в последующем — контр-адмирал) П.А. Павлов, который возглавлял ее на протяжении 20 лет (1950—1970). В короткие сроки на вновь созданной кафедре были разработаны, научно обоснованы и поставлены новые учебные курсы, в качестве теоретической базы во многом использовалась существующая научно-теоретическая база в области применения корабельной артиллерии и... «при значительной степени фантазии по ракетному оружию... Трудное было время!» (из рукописных воспоминаний П.А. Павлова). И первыми педа-гогами-«ракетчиками» стали видные ученые-артиллеристы, с высоким научным авторитетом в артиллерийских кругах: В.А. Унковский, И.Я. Ди-нер и др.

Особая роль в создании системы подготовки специалистов-ракетчиков принадлежит A.A. Свешникову*. «Невозможно переоценить роль, которую сыграл A.A. Свешников в становлении и развитии кафедры. Он являлся утесом, которым направлялась и вокруг которого группировалась и развивалась теоретическая мысль на кафедре, да и не только на кафедре. Свешниковым были обобщены все

* Свешников Арам Арутюнович (1911—1979) — инженер-полковник, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1964). Крупнейший специалист в области теории и боевого применения корабельного ракетно-артиллерийского оружия, теории вероятностей, математической статистики, теории случайных функций, создатель научной школы по боевому применению корабельного оружия и количественным методам оценки его эффективности. Автор трудов «Теория стрельбы реактивными снарядами» (1954), «Прикладные методы теории случайных функций» (1961, 1968).

новейшие достижения в области теории стрельбы и эффективности оружия, разработаны вопросы теории стрельбы управляемыми снарядами и написаны первые фундаментальные учебники по теории стрельбы реактивного оружия на академическом уровне» (из рукописных воспоминаний П.А. Павлова).

Буквально с момента создания (в 1952 году) на кафедру стрельбы и боевого использования реактивного оружия назначается совсем молодой 22-летний М.П. Ганин**. Этот выбор, как показало будущее, был чрезвычайно удачен. М.П. Ганин быстро освоил новые для него направления, разработал практически с «нуля» вопросы совершенно новой дисциплины — «Динамики полета» всех видов ракет, внес вклад и в теорию полета космических аппаратов, разработал фундаментальные учебники.

** Ганин Михаил Павлович — род. 23.1.1930 г. Доктор технических наук (1964). Профессор (1965). Академик академии военных наук (2001). Почетный профессор BMA (1993). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1988). Автор более 100 научных трудов, 32 учебников и учебных пособий по динамике полета баллистических и крылатых ракет, теории вероятностей и исследованию операций в задачах эксплуатации и боевого применения вооружения и военной техники.

Ограниченные рамки научной статьи не позволяют в полной мере охватить весь тот огромный «пласт» военных ученых и педагогов, артиллеристов и ракетчиков, внесших свою весомую лепту в подготовку специалистов оружия для флота за почти

вековую историю, можно лишь бегло отметить отдельных из них:

• из состава кафедры стрельбы и боевого использования корабельного оружия (кафедра 21): К.Б. Старобин,

A.A. Шакун, Ю.С. Антонов, Е.Г. Алексеев, Д.И. Синицын, Ю.Б. Федоров, Г.Н. Антонов, В.В. Осипов, H.A. Королев, В.И. Исаев, А.П. Кравченко и др.;

• из состава кафедры морских управляемых ракет и пусковых установок (кафедра 22): E.H. Мнёв, Г.С. Щен-ников, О.И. Беспалов, H.H. Елгазин,

B.В. Тушев, В.В. Шкварцов, В.Т. Чемо-дуров, Г.С. Максимов, Б.И. Марченко, В.Д. Волков и др.;

• из состава кафедры систем управления ракетами и торпедами (кафедра 23): В.Ф. Тур, Б.М. Вул-конский, С.С. Ривкин, В.В. Жучков, В.А. Петров, В.П. Тарасов, Ю.В. Крот-ков, Ф.С. Чаусов и др.

В дальнейшем, несмотря на многочисленные реорганизации структуры Военно-морской академии (менялись названия и количество ракетных и артиллерийских кафедр и факультетов, «разъединялись» и объединялись академии) и организации учебного процесса, до 2009 года кафедры артиллерийского (а в последующем и ракетного) профиля развивались по трем основным направлениям: боевое применение оружия, материальная часть артиллерийского и ракетного оружия, системы управления артиллерийским и ракетным оружием.

В 2009 году в связи с созданием Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия» путем слияния кафедр (21 и 22***) была образована кафедра боево-

*** Кафедры 23 и 22 были объединены раньше (1998) в кафедру систем ракетно-артиллерий-ского оружия (кафедра 22).

го применения и эксплуатации ра-кетно-артиллерийского вооружения ВМФ.

Великая Отечественная

война дала огромный толчок развитию научной и педагогической мысли на артиллерийских кафедрах. Учебные планы и программы корректировались и пополнялись новыми вопросами по технике и боевому использованию артиллерийского оружия с учетом опыта боевых

действий кораблей и береговых батарей на флотах. Конец 40-х — начало

50-х годов ознаменовались интенсивными разработками

реактивного оружия, его испытаниями, определением возможностей вооружения им кораблей и подводных лодок. Одновременно шло изучение и обобщение опыта его создания, началась подготовка специалистов по реактивному оружию.

В настоящее время кафедра является ведущим и единственным учебно-научным подразделением, осуществляющим подготовку офицеров-специалистов с высшей военной оперативно-тактической подготовкой по программе высшего образования (магистратура) по военной специальности «Управление эксплуатацией и организация боевого применения морского ракетно-артилле-рийского оружия», в рамках которой изучаются вопросы: организации и управления развитием ракетно-ар-тиллерийского вооружения; органи-

зации ракетно-артиллерийского технического обеспечения соединений и объединений флота; управления ракетно-артиллерийской службой и ракетно-артиллерийской подготовкой на объединениях флота; а также организации боевого применения всех видов ракетно-артиллерийского оружия группировками флота, в том числе: баллистических ракет подводных лодок, противокорабельных крылатых ракет, корабельных зенитных ракетных и артиллерийских комплексов.

Уникальной особенностью образовательной деятельности кафедры является подготовка специалистов (в том числе и по дополнительным профессиональным программам) по вопросам планирования и применения морских стратегических ядерных сил, высокоточного оружия большой дальности ВМФ по наземным объектам, организации огневого и ядерного поражения противника в операциях и боевых действиях, а также по вопросам создания и развития межвидовых автоматизированных разведывательно-ударных систем Вооруженных Сил Российской Федерации (в части, касающейся ВМФ).

Таким образом, можно отметить, что история создания, становления и развития кафедры корабельного артиллерийского и ракетного оружия неразрывно связана с основными «вехами» развития Военно-Морского Флота и в целом развития Вооруженных Сил Российской Федерации. Появление новых образцов корабельного оружия влекло за собой разработку (создание) новых научных школ в Военно-морской академии, формирование творческих коллективов и образование новых кафедр. Очередные реорганизации в системе военного образования приводили к очередному объединению, слиянию кафедр, специальностей и направлений подготовки. Но во все времена

В настоящее время кафедра боевого применения и эксплуатации ракетно-артиллерийского вооружения является ведущим и единственным учебно-научным подразделением, осуществляющим подготовку

офицеров-специалистов с высшей военной оперативно-тактической подготовкой по программе высшего образования (магистратура) по военной специальности «Управление эксплуатацией и организация боевого применения морского ракетно-артиллерийского оружия». Можно отметить, что история создания, становления и развития кафедры корабельного артиллерийского и ракетного оружия неразрывно связана с основными «вехами» развития ВМФ и в целом развития ВС РФ.

кафедра как научно-педагогический коллектив являлась сосредоточением передовой военно-научной мысли, аккумулятором методического и педагогического мастерства.

Остается она таковой и в преддверии своего векового юбилея, который состоится в 2020 году. В настоящее время на кафедре активно работает научная школа «Теория боевого применения, эксплуатации и развития морского ракетно-артиллерийского вооружения».

Прослеживается невидимая, но тем не менее неразрывная связь между эпохами. Так же как и ровно 100 лет назад (в 1918 году в Академии была создана специальная Морская комиссия по исследованию опыта войны 1914—1920 годов на море), на кафедре боевого применения и эксплуатации ракетно-артилле-рийского вооружения идет активное обобщение и анализ опыта боевого применения комплексов высокоточного оружия большой дальности морского базирования в ходе участия Военно-Морского Флота в специальной операции в Сирийской Арабской Республике.

Кафедра активно развивается, аккумулируя в учебном процессе все достижения в развитии ракетного и артиллерийского вооружения ВМФ, богатый опыт применения и эксплуатации современных образцов вооружения и военной техники.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 «...Быть... мореходных хитростно наук учению»: коллективная монография. Ч. 1. / под общ. ред. A.A. Римашевского. СПб.: ВУНЦ ВМФ Военно-морская академия», 2011. С. 29—30

2 Там же. С. 30.

3 Гончаров Л.Г. Воспоминания о Военно-морской академии. Самарканд, 1944.

4 «...Быть... мореходных хитростно наук учению»: коллективная монография. Ч. 1. / под общ. ред. A.A. Римашевского. СПб.: ВУНЦ ВМФ Военно-морская академия, 2011.С. 134.

5 Там же. С. 135.

6 Военно-морская академия Рабоче-крестьянского Красного Флота / Юбилейный сборник, посвященный первой годовщине Красной Морской Академии 4.Ш.1922—1923 гг. Петроград, Типография Морского Комиссариата, 1923. С. 5—6.

7 Там же. С. 8.

8 Там же. С. 32.

9 Кафедра стрельбы и боевого применения корабельного ракетно-артилле-рийского оружия Военно-Морского Флота (Исторические заметки о создании, становлении и развитии) 1950—2000 гг. СПб.: Военно-морская академия, 2000. С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.