Научная статья на тему 'Военное кораблестроение за рубежом (конец 1970-х годов) и в СССР (1936-1960 гг. )'

Военное кораблестроение за рубежом (конец 1970-х годов) и в СССР (1936-1960 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
883
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЛОТ / СУДОСТРОЕНИЕ / АВИАНОСЕЦ / ЛИНКОР / КРЕЙСЕР / ЭСМИНЕЦ / ПОДВОДНАЯ ЛОДКА / FLEET / SHIPBUILDING / AIRCRAFT CARRIER / BATTLESHIP / CRUISER / DESTROYER / SUBMARINE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Луценко Владимир Трофимович, Прохоров Виктор Иванович, Савинкин Роман Васильевич

Проанализированы различные точки зрения на развитие судостроения, проектирование су-дов и организации флота в капиталистических странах; впервые эта проблема рассматрива-ется для обозначенных в статье периодов. Авторы доказывают, что мнение о нецелесообраз-ности наличия авианосцев во флоте, существовавшее в СССР и имеющее место в настоящее время, ошибочно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military shipbuilding abroad up to the end of 70s and in the USSR in 1936-1960

Different points of view on shipbuilding development, vessels design and the fleet organization of the capitalist countries at the stated periods have been considered. Wrong opinions, which existed in the USSR on the aircraft carrier necessity in its fleet and continue to be nowadays have been re-flected.

Текст научной работы на тему «Военное кораблестроение за рубежом (конец 1970-х годов) и в СССР (1936-1960 гг. )»

КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ

УДК 629

В.Т. Луценко, В.И. Прохоров, Р.В. Савинкин

ЛУЦЕНКО ВЛАДИМИР ТРОФИМОВИЧ - доктор технических наук, профессор кафедры кораблестроения и океа-нотехники Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток).

ПРОХОРОВ ВИКТОР ИВАНОВИЧ - кандидат политических наук, начальник Учебного военного центра Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток).

E-mail: uvc@tech.dvfu.ru

САВИНКИН РОМАН ВАСИЛЬЕВИЧ - доцент Учебного военного центра Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток).

E-mail: savromvas@mail.ru

ВОЕННОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ (КОНЕЦ 1970-х годов)

И В СССР (1936-1960 гг.)

Проанализированы различные точки зрения на развитие судостроения, проектирование судов и организации флота в капиталистических странах; впервые эта проблема рассматривается для обозначенных в статье периодов. Авторы доказывают, что мнение о нецелесообразности наличия авианосцев во флоте, существовавшее в СССР и имеющее место в настоящее время, ошибочно.

Ключевые слова: флот, судостроение, авианосец, линкор, крейсер, эсминец, подводная лодка.

Military shipbuilding abroad up to the end of 70s and in the USSR in 1936-1960. Vladimir T. Lutsenko, Victor I. Prokhorov, Roman V. Savinkin - School of Engineering (Far Eastern Federal University, Vladivostok).

Different points of view on shipbuilding development, vessels design and the fleet organization of the capitalist countries at the stated periods have been considered. Wrong opinions, which existed in the USSR on the aircraft carrier necessity in its fleet and continue to be nowadays have been reflected.

Key words: fleet, shipbuilding, aircraft carrier, battleship, cruiser, destroyer, submarine.

Русско-японская (1904-1905 гг.) и Первая мировая (1914-1918 гг.) войны показали, насколько важными и кровопролитными могут быть морские сражения. Именно поэтому в период между

© Луценко В.Т., Прохоров В.И., Савинкин Р.В., 2012

Первой и Второй мировыми войнами линейные корабли рассматривали как основной класс боевых кораблей ВМС и средство оценки мощи флота любой страны.

Систематизация, анализ и выводы из процессов и опыта развития различных отраслей промышленности и структур государств позволяют разработать и получить новые взгляды на их развитие, избежать ошибок, допущенных ранее. Это относится и к военно-морскому флоту России, ведь сегодня на вооружении государств стоит ракетно-ядерное оружие и вводятся различного рода международные соглашения по мерам ограничения и сокращения отдельных видов оружия, средств его доставки и ограничения состава и численности военных группировок в отдельных регионах.

Цель настоящей статьи - на основании анализа состояния флота в СССР, западных стран, США и Японии показать необходимость наличия авианосцев.

Тенденции развития флота в довоенный период

В начале 1920-х годов в составе ВМС крупнейших капиталистических стран имелись линейные корабли довоенной и послевоенной постройки. Наиболее совершенными из них являлись американские линкоры типа «Мэриленд» и «Калифорния», построенные в 19201925 гг., японские типа «Нагато» и английский «Худ», в которых был учтен опыт боевых действий. Корабли имели водоизмещение до 33 тыс. т, скорость до 23 уз. и вооружение до 8 орудий в двухорудийных башнях калибром до 406 мм, с усилением бортов и палубы бронированием.

С середины 1920-х до середины 1930-х годов была осуществлена модернизация линейных кораблей - усилена зенитная артиллерия, установлены усовершенствованные приборы управления стрельбой с развитием надстройки в районе фок-мачты, увеличена толщина броневых палуб, улучшена противоминная защита и поставлены новые механизмы и оборудование. В этот период в Великобритании построили новые линкоры «Нельсон» и «Родней» с носовым расположением всех трех артиллерийских башен главного калибра (с девятью 400-миллиметровыми орудиями), что позволило обойтись толщиной брони в 350 мм.

Новый толчок гонке морских вооружений положила побежденная в Первой мировой войне Германия, которая в 1931-1934 гг. на своих верфях построила и спустила на воду три линкора типа «Дойчланд», получивших название «карманные». Спущенные же на воду линкоры по сути были тяжелыми крейсерами с водоизмещением порядка 15 тыс. т (официально

- 10 тыс. т). По Версальскому договору для Германии были ограничены размерения (длина, высота борта и ширина) строившихся кораблей. При относительно небольшом водоизмещении они имели на вооружении по шесть орудий калибра 280 мм (в трехорудийных башнях), по восемь орудий калибра 150 мм, толщину брони по бортам 102 мм, палубы - до 57 мм и дальность плавания до 20 тыс. миль. Увеличение полезного груза (вооружения) удалось достичь применением сварки корпусных конструкций, заменившей клёпку.

Ответным действием Франции в 1933-1934 гг. была закладка со спуском на воду в 1935-1936 гг. двух линейных кораблей типа «Дюнкер» водоизмещением 26,5 тыс. т с восемью орудиями калибра 330 мм, броней бортов до 275 мм и скоростью более 34 уз. Впервые в военном кораблестроении на них были установлены четырехорудийные башни главного калибра. Фашистская Италия ответила Франции закладкой двух линкоров типа «Литторио» водоизмещением по 42 тыс. т.

В это же время Германия строила два линейных корабля типа «Шарихорст», не уступающие французским, имевшим водоизмещение 31,8 тыс. т, девять 280-миллиметровых орудий главного калибра, бронирование бортов толщиной до 320 мм и скорость 30 уз.

В гонку вооружений стали втягиваться и другие страны. В 1938 г. Великобритания строит линейные корабли типа «Кинг Джордж^», Франция - «Ришелье», США - «Вашингтон» и Германия - «Бисмарк». Водоизмещение кораблей измерялось от 39 до 44 тыс. т, калибр орудий составлял до 406 мм.

Наряду с развитием линейных кораблей в период между Первой и Второй мировыми войнами стал проявляться интерес к авианосцам, хотя единого мнения об их роли в ВМС не было. Великобритания в 1920-е годы имела авианосцы водоизмещением от 10 тыс. т («Гермес») до 22,5 тыс. т («Коджес»). Максимальным водоизмещением около 35 тыс. т характеризовались американские авианосцы «Лексингтон» и «Сига», перестроенные в 1923-1927 гг. из линейных кораблей. На них базировалось от 20 до 90 самолетов конструкции тех лет, скорость хода составляла от 20 до 33 уз. имелось мощное артиллерийское вооружение (до 10-20 орудий калибра 152-203 мм) и бронирование.

К концу 1930-х годов тип авианосца определился, и перед началом Второй мировой войны были заложены корабли водоизмещением порядка 26 тыс. т со скоростью 31-34 уз. и количеством самолетов 60-100 ед. различного назначения. Их строили Великобритания (типа «Илластрисс»), США («Энтерпрайз») и Япония («Секаку»). Последняя продолжала также строительство малых авианосцев водоизмещением до 10 тыс. т (типа «Хирю») с числом самолетов до 40.

Что касается крейсеров, то их развивали в двух подклассах - легкие и тяжелые.

Тяжелые, или «вашингтонские» (название получили из-за стандартного водоизмещения 10 тыс. т и калибра орудий 203 мм, оговоренных на Вашингтонской конференции в 1922 г. по ограничению вооружений на море), предназначались в основном для ведения крейсерских операций и защиты судоходства. Кроме Великобритании такие крейсеры в 1928-1939 гг. строили Франция, Япония, США и Италия, причем у последней они имели скорость до 38 уз. при мощности главной силовой установки 150 тыс. л. с. (против 80 тыс. л. с. английских крейсеров) и уменьшенную броневую защиту. Последними в довоенной постройке стали немецкие корабли типа «Бисмарк» водоизмещением 15 тыс. т с усиленной броневой защитой бортов 127 мм при высоте 3,6 м и суммарной толщине бронирования всех палуб до 100 мм.

Легкие крейсеры были вооружены артиллерией калибра до 152 мм и предназначались для ведения боевых операций в составе эскадр, охранения главных сил от атак миноносцев противника, ближней и дальней разведки, прикрытия своих легких сил и т.п. Первоначально они отличались от тяжелых водоизмещением - до 7 тыс. т. В 1936-1938 гг. Великобритания и США построили крейсеры типов «Белфаст» и «Бруклин» водоизмещением 10 тыс. т с вооружением 12-15 орудий калибра 152 мм. Они уступали тяжелым в дальности стрельбы, но обладали более высокой скорострельностью пушек, по суммарной массе бортовых залпов превосходили их за единицу времени (6 против 4 т/мин).

Из легких крейсеров выделились действительно легкие корабли водоизмещением 3,55,5 тыс. т (типа «Регуло» в Италии и «Дидо» в Великобритании) и с вооружением универсальными орудиями калибром до 130 мм. Легкие крейсеры по характеристикам приблизи-

лись к крупным эскадренным миноносцам-лидерам, строившимся в те годы во Франции (типа «Матадор» водоизмещением 2 885 т, мощностью СЭУ 90 тыс. л. с., скоростью 40 уз. вооруженных восемью орудиями калибром 138 мм и десятью торпедными аппаратами).

Эскадренные миноносцы качественно не изменились: в среднем увеличилось водоизмещение с 1100-1500 до 1600-1900 т из-за усиления артиллерийского вооружения до 6-8 орудий калибра 120-127 мм, в том числе в спаренных башенных установках; торпедные аппараты оставались прежними - калибра 533-550 мм и предназначались для поражения надводных целей в ходе массированных торпедных атак. Скорость хода таких кораблей составляла до 35-38 уз. (итальянских - до 40-45 уз.).

Подводные лодки не претерпели существенных изменений по сравнению с немецкими времен Первой мировой войны. Режим надводного плавания оставался в пределах 20-21 уз., подводного - не более 8-9 уз., без всплытия под аккумуляторами лодка могла пройти 80-100 миль при скорости 3-5 уз., глубина погружения составляла до 100-120 м. Надводное водоизмещение большинства из них находилось в пределах 1000-1200 т, малых (служивших для защиты побережья, военно-морских баз и т.п.) - 300-800 т. Подводные лодки водоизмещением более 200 т строили США, Япония и Великобритания, но в небольшом количестве. На вооружении такие лодки имели 6-8 торпедных аппаратов и 1-2 орудия калибром до 75127 мм. Предпринимавшиеся попытки создать «артиллерийские» подводные лодки, например «Сюркуф» (Франция) с двумя орудиями калибром 203 мм, «М-1» (Великобритания) с одним орудием калибром 305 мм, широкого распространения не получили (подробно см. табл. 1).

Изменение взглядов на роль флота в войне

Начало боевых действий, в том числе на море, изменили предвоенные взгляды на методы их ведения и роль кораблей различных классов.

Операции японской авианосной группировки против военно-морской базы ВМС США в Пирл-Харборе, японских и американских авианосцев у о-ва Мидуэй, Гуадал-канала, Лейте и другие морские сражения показали, что основной ударной силой флота становится палубная авиация, вооруженная бомбами и торпедами. Это вызвало переориентирование с линейных кораблей на авианосцы. США, Япония и Великобритания резко увеличили строительство последних (табл. 1), в том числе переориентировав заложенные и переоборудовав построенные линейные корабли и крейсеры. Японцы так и поступили с линкором водоизмещением около 65 тыс. т, перестроив его в авианосец «Синано», американцы - с тяжелым и легким крейсерами, переоборудовав их в авианосцы «Сайпан» и «Коупенс».

Стандартное водоизмещение авианосцев к концу войны составило 45 тыс. т (полное - до 60 тыс. т). Увеличение водоизмещения явилось реакцией на низкую живучесть при боевых повреждениях, оно также было вызвано необходимостью установки более совершенного вооружения и применения тяжелых самолетов.

Строительство линейных кораблей в годы войны практически прекратилось вследствие их низкой эффективности. Последними были японские типа «Ямато», построенные в 1941-1942 гг. водоизмещением 64 тыс. т и вооруженные девятью орудиями калибра 457 мм; американские типа «Айова» (1943-1944 гг.) водоизмещением 45 тыс. т и с девятью орудиями калибра 406 мм, английский «Вэнгард» (достроен в 1946 г.) водоизмещением 44,5 тыс. т, с восемью орудиями калибра 381 мм.

Действие немецких подводных лодок на океанских коммуникациях союзников заставило командование ВМС США и Великобритании пересмотреть проблему противолодочной обороны и поставить вопрос о строительстве крупных серий специальных кораблей противолодочной обороны (ПЛО) - фрегатов, корветов, шлюпов, эскортных миноносцев и эскортных авианосцев.

Первые четыре класса кораблей были практически одинаковыми по тактикотехническим элементам (ТТЭ): водоизмещение - 1000-1600 т, скорость - 25 уз. вооружение - орудия калибром 76-127 мм, бомбометы, глубинные бомбы и гидроакустические приборы обнаружения (шумопеленгаторы и гидролокаторы).

Эскортные авианосцы должны были восполнять нехватку обычных авианосцев для решения частных задач и осуществлять авиационное прикрытие конвоев, противолодочную и противовоздушную оборону. Они имели водоизмещение 6-13 тыс. т, скорость - 18-20 уз. и вооружение - 20-30 самолетов. За годы войны их построили более 100 ед., причем большую часть - в корпусах транспортных судов (американские типа «Ченанго» и «Боунг»). В это же время были выпущены корабли-охотники и появились самолеты противолодочной обороны.

Перечисленные действия привели к качественному изменению ТТЭ подводных лодок Германии - началось строительство (1944 г.) XXI серии со скоростью 17,5 уз., дальностью плавания до 300 миль, глубиной погружения до 200 м, с устройствами для длительного крейсерского плавания в подповерхностном положении, усовершенствованными гидроакустическими станциями и бесследными электрическими торпедами.

Широкое использование минного оружия (магнитные, акустические и другие типы) привело к появлению кораблей противоминной обороны - тральщиков и усовершенствованию средств и методов борьбы с минной опасностью. В США, Великобритании, Германии и других странах серийно построили тральщики трех подклассов: морские - водоизмещением 700-1000 т, базовые - 200-300 т и рейдовые - около 100 т. Немецкими кораблями этого типа были «М» водоизмещением 710 т и со скоростью 18 уз.

В период Второй мировой войны резко увеличились объемы военного кораблестроения во всех странах мира, особенно в США (табл. 1). «Владычица морей» Великобритания утратила первенство военного кораблестроения и корабельного состава ВМС.

После войны побежденные Германия, Италия и Япония на некоторое время вообще прекратили строительство боевых кораблей, что было оговорено условиями капитуляции и последующих договоров.

Таблица 1

Корабельный состав ВМФ крупных капиталистических стран (период постройки: 1 - начало 1920-х годов, 2 - между Первой и Второй мировыми войнами; 3 - начало Второй мировой войны, 4 - за Вторую мировую войну, 5 - до середины и на середину 1950-х годов)

Период постройки Линейные корабли Авианосцы (4) Крейсеры Эсминцы Подводные лодки Экскортные авианосцы

Великобритания (2)

1 - - 5 7 6 -

2 2 - 8 21 7 -

3 5 4 4 51 4 -

4 - 6 - 80 82 -

5 - - 4 - 7 -

США

1 8 13 45 23 -

2 - 37 3 - -

3 37 30 (6) 6 -

4 66 (7) 49 (4) 67 (4) 6

5 15 - 13 (1) 83 94 (11) -

Франция

1 - - - 1 1 -

2 - - 9 4 3 -

3 - - 9 2 9 -

4 - - - 4 - -

5 - - - 3 13 -

Италия

1 - - - 3 1 -

2 - - - 2 11 -

3 - - 9 7 18 -

4 - - 1 4 2 -

5 - - - - - -

Германия (ФРГ)

1 - - - 2 - -

2 5 - - 2 9 -

3 5 - - 2 7 -

4 - 5 9 - 131 -

5 - - - - - -

Япония

1 - - - 4 - -

2 - - 5 8 3 -

3 - - 7 16 3 -

4 - 8 - 3 30 -

5 - - - - - -

Примечание к табл. 1 и 2: (1) - исключая устаревшие корабли, построенные до 1905 г.; (2) - включая доминионы; (3) - включая корабли, построенные по заказу других стран, переданные по ленд-лизу или на экспорт; (4) - в том числе гидроавиатранспорты (по одному у Франции, Италии и Японии); (5)

- в том числе три «карманных» линкора; (6) - с началом войны Великобритании были переданы Соединёнными Штатами Америки 50 эсминцев; (7) - в том числе два больших крейсера водоизмещением по 27,5 тыс. т; (8) - в том числе три авиатранспорта в корпусах легких авианосцев; (9) - несмотря на высокую степень готовности, до конца войны в строй не были введены; (10) - в том числе два

больших крейсера; (11) - в том числе одна атомная подводная лодка; (12) - в том числе три с атомными энергетическими установками; (13) - учебный крейсер «Дойч-Ланд»; (14) - в том числе три с атомными энергетическими установками; (15) - в том числе восемь с атомными энергетическими установками. В период 4 (за Вторую мировую войну) включены корабли, построенные для других стран (по заказам и переданные по ленд-лизу). Тире - нет данных (то же - табл. 2).

Видение роли флота в послевоенный период

Первое послевоенное десятилетие характеризовалось постройкой кораблей с учетом опыта, приобретенного в период войны (американские крейсеры типа «Де Мойн», эсминцы типа «Форест Шерман», подводные лодки типа «Тени», английские крейсеры типа «Тайгер», эсминцы типа «Дэринг» и др.).

Качественные и быстрые изменения в военно-морской технике произошли во второй половине 1950-х годов. Они были обусловлены совершенствованием радиоэлектронной техники, позволившей создать эффективные и сравнительно малогабаритные корабельные средства надводного и подводного обнаружения, управления огнем и радиоэлектронного противодействия и осуществить комплексную автоматизацию процессов управления кораблем и его оружием на базе ЭВМ; развитием ракетной техники и появлением корабельных систем стратегического ракетно-ядерного оружия, противокорабельных, зенитных и противолодочных ракетных комплексов; созданием атомных корабельных ЭУ, в первую очередь для подводных лодок; появлением летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой (вертолетов и самолетов); созданием легких и высокоэффективных энергетических установок (газовые турбины) и конструкционных материалов, позволивших строить корабли с новыми принципами движения (на воздушной подушке и подводных крыльях).

В 1956 г. в США была передана флоту на испытания первая опытная подводная лодка с атомной энергетической установкой «Наутилус», через два года - лодка с реактором на жидкометаллическом теплоносителе - «Сивулф». Постройка в конце 1950-х годов нескольких типов экспериментальных лодок («Тритон», «Талливи» и «Скейт») позволили США развернуть серийное строительство кораблей этого класса. Только в 1959-1961 гг. в состав ВМС США вошли шесть атомных подводных лодок типа «Скипджек» надводным водоизмещением 3 100 т (табл. 2). Они имели скорость до 30 уз. и поддерживали ее практически неограниченное время. После этого построили корабли типа «Трещер» (1962-1967 гг.), «Стерджен» (1966-1975 гг.) и «Лос-Анджелес» (с 1976 г.) с пониженной шумностью, увеличенной глубиной погружения и усовершенствованным вооружением и радиоэлектронным оборудованием.

В 1959 г. США ввели в строй первую атомную подводную лодку с баллистическими ракетами, запускаемыми из подводного положения («Джордж Вашингтон»), подводным водоизмещением 7-8 тыс. т и 16 баллистическими ракетами.

Вслед за США к строительству атомных подводных лодок приступили Великобритания (торпедные и ракетные) и Франция (ракетные).

Поступление в состав ВМС атомных подводных лодок не снизило важности авианосцев, и, несмотря на высокую стоимость последних, США за 1955-1977 гг. построили их 11, в том числе 3 с атомными энергетическими установками, водоизмещением по 80 тыс. т.

Попытка базирования тяжелых реактивных самолетов на кораблях привела к отказу от строительства легких авианосцев, а находившиеся в строю (американские типа «Сайпан»

и «Коупенс», английские типа «Альбион» и эскортные авианосцы) были приспособлены под вертолеты.

В 1960-е годы США приступили к опытному строительству кораблей на подводных крыльях (КПК). Были испытаны 5 КПК, водоизмещение которых изменялось от 50 до 300 т. В 1969 г. в Канаде построили 180-тонный КПК «Бра Д». Корабли этого типа имели мощные газотурбинные двигатели (до 30 тыс. л. с.) и могли развить скорость 60 уз. На основе опыта их эксплуатации в 1970-е годы приступили к строительству больших КПК в Италии («Пер-виэр»), США (типа «Пегас») и ФРГ. Великобритания и Франция в это же время приступили к постройке боевых кораблей на воздушной подушке (КВП) водоизмещением 10 т, а к середине 1970-х годов - до 100-250 т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совершенствование элементов и характеристик кораблей резко увеличило стоимость их постройки, но не снизило темпы строительства (табл. 2). При этом возрастало строительство на экспорт (Великобритания, Франция и ФРГ) зависимым и развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки. Позже к указанным странам присоединились США и Италия.

ВМС капиталистических стран развивались во все времена, некоторым из них устанавливались ограничения после поражений (Германия - после Первой, Япония - после Второй мировой войны) и менялись лидеры по составу флота [3-9].

Более подробные сведения о развитии флотов капиталистических стран, тактикотехнических и архитектурных элементах их кораблей содержатся в работах [4, 6-9].

Программа строительства кораблей американского военно-морского флота на период 2004 - 2033 гг. приведена в работах [3, 5].

Состояние военного кораблестроения в СССР

Советская Россия после Октябрьской революции и Гражданской войны практически не имела военного и гражданского флотов. В первую очередь она должна была восстанавливать разрушенное войной хозяйство, чему и были посвящены первые пятилетки. Угрозы нападения на страну и милитаризация Германии и Японии заставили к началу Второй мировой войны начать, а после ее окончания продолжить (в связи с нависшей новой военной угрозой) постройку крупных надводных кораблей. Эти корабли рассматривались как символы боевой мощи ВМФ страны и неотъемлемый атрибут великой державы. Линейные корабли (ЛК) и тяжелые крейсеры (КРТ) рассматривались в качестве истребителей многочисленных «вашингтонских» крейсеров, являлись основой программы строительства в СССР «большого флота», в целом соответствовавшей взглядам того времени на развитие флота в большинстве морских держав.

Таблица 2

Корабельный состав ВМФ крупных капиталистических стран (построенных: после 1950-х годов/на начало 1979 г.)__________________________________________________________________

Страна Атомные подводные ракетоносцы Авианосцы Атомные лодки Дизельные лодки Крейсеры Эсминцы Авианосные корабли Сторожевые корабли

Великобритания (Англия) 4/4 3/1 10/10 44/17 -/- 13/7 107/3 2/-

США 41/41 9(12)/20(14) 77/75 11/11 26/31(15) 81/102 74/10 10/-

Франция 4/4 2/2 -/- 37/23 -/- 20/21 32/1 1/-

Италия -/- -/- -/- 6/12 -/- 6/15 33/- 1/-

ФРГ -/- -/- -/- 64/25 11(13)/11(13) 4/11 9/- -/-

Япония -/- -/- -/- 15/16 -/- 23/31(15) 39/- -/-

Примечания (в круглых скобках) см. табл. 1.

Первыми новыми крупными надводными кораблями стали легкие крейсеры (КРЛ) проектов 26 и 26-бис (6 ед.) с артиллерией главного калибров 180 мм и 50-70 мм с бронированием, построенные в 1933-1938 гг.

В 1936-1937 гг. по десятилетней программе намечалось построить крупные корабли: линкоры (ЛК) типа «А» с девятью 406-миллиметровыми орудиями главного калибра (ГК) пр. 23, типа «Б» с девятью орудиями сначала калибра 305 мм пр. 25, затем с калибром 356 мм пр. 64; тяжелые крейсеры с девятью орудиями калибра 254 мм пр. 22, затем пр. 69; легкие крейсеры пр. 26-бис со 180-миллиметровыми орудиями, затем пр. 68 с орудиями 152 мм и авианосцы пр. 71. Намечалось построить восемь линкоров типа «А», 16 типа «Б» и 20 КРЛ. В 1938 г. от ЛК типа «Б» отказались, но фактически он перевоплотился в тяжелый линейный крейсер пр. 69, получивший ГК 305 мм орудия.

В 1939 г. таких КРТ, кроме 15 КРЛ пр. 23, предлагалось построить 16 ед., а число КРЛ в программе довели до 32 ед. Недооцененные авианосцы «отодвинули» на 1943-1944 гг., их проектирование практически ограничилось разработкой тактико-технических требований к малому авианосцу на 30 самолетов. В инициативном порядке ЦНИИИ-45 (ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова) выполнил предэскизный проект на базе КРЛ пр. 68, рассматривался корабль пр. 71 Б с 70 самолетами.

Предвоенным вариантом программы (1938-1942 гг.) летом 1940 г. предусматривалось наличие в постройке шести ЛК пр. 23, четырех КРТ пр. 69, 21 КРЛ пр. 26 бис и пр. 68. В октябре 1938 г. на 1941 г. предусматривался отказ от закладки новых линкоров и тяжелых крейсеров, а один из заложенных в г. Молотовске (ныне г. Северодвинск) линкоров - разобрать. В 1941 г. к постройке намечалось до 14 ед., включая закупленный в Германии недостроенный крейсер «Лютцов» (переименован в «Петропавловск») с ГК 203 мм.

В мае 1941 г. ВМФ выдал оперативно-технические задания (ОТЗ) на крейсер пр. 82 с восемью орудиями ГК 203 мм и линкор пр. 24.

Постройка ЛK и KPT из-за неготовности главных механизмов и вооружения и затруднений с поставкой металла, особенно брони, отставали от плана, и орудия 305 мм для KPT пр. 69 находились в разработке. Поэтому два корабля этого проекта в апреле 1941 г. было решено вооружить орудиями 380 мм, по три в двух башнях, поставленных из Германии (пр. 69 И). Намеревались вооружить строящийся СТЛ «Чкалов» (пр. 68 И) германской (150 и 105 мм) артиллерией.

Грабли пр. 23 и 69 ожидали получить в 1943-1946 гг., а СТЛ пр. б8 - в 1942 г. ^ времени остановки строительства ЛK и СТЛ, после начала войны, имели невысокую готовность: пр. 23 (3 ед.) - 21,1, 17,5 и 4,4%, пр. 69 (2 ед.) - 10,6 и 11,6%, крейсер «Петропавловск» был введен в строй, как несамоходная плавбатарея с 2 x 2 - 203-миллиметровыми орудиями в августе 1941 г. Легких крейсеров строили 9 ед. (в 1942-1944 гг. достроили 2 ед. пр. 2б-бис в г. Kомсомольске-на-Aмуре).

В войну флоты вступили с тремя старыми линкорами и семью легкими крейсерами, из которых только четыре были новыми, еще не участвовавшими в боевых столкновениях с кораблями противника. В основном они оказывали огневую поддержку сухопутным войскам, а на Черном море совмещали такие действия с транспортными набеговыми операциями. Наибольший урон кораблям наносила вражеская авиация: на Балтике один линкор был выведен из строя полностью, второй поврежден, на Черном море один крейсер потоплен, два сильно повреждены.

Невозможность авиационного прикрытия кораблей на Черноморском бассейне заставила ставку Верховного командования запретить использование эсминцев и крупных кораблей без ее разрешения, т.е. германские самолеты парализовали действия крупных кораблей на Черном море. Из-за минной опасности и угрозы авиации на Балтике после 1941 г. эсминцы, крейсеры и линкоры не выходили в море. Полученные по ленд-лизу от союзников линкор «Архангельск» и крейсер «Мурманск» в боевых действиях Северного флота также практически не участвовали и служили для обеспечения противовоздушной обороны главной базы. ^ейсеры и эсминцы Tихоокеанского флота стояли замаскированные в базах из-за потенциальной угрозы авиации Японии - слишком свежи были последствия нападения на Пирл-Харбор. На Балтике и Черном море было по одному новому ЛK и KPT. Следует иметь в виду, что на Балтике корабли были заперты в Ленинграде, значит, флот не мог проводить активные боевые действия.

Отсутствие авианосцев ограничило уверенное и безопасное использование линейных кораблей районами возможного прикрытия истребительной авиацией. Наличие авианосцев на Черном море могло бы исключить тяжелые потери кораблей и транспортов и обеспечило бы Черноморскому флоту господство на театре военных действий, а на Севере снизило бы потери транспортов от действий подводных лодок и авиации и создало бы угрозу германским подводным лодкам. Поэтому в 1943 г. появилось OT3 ВМФ многоцелевого авианосца пр. 72 на 30, 45 и 60 самолетов. Предэскизная проработка корабля велась в 1943-1944 гг. и дальнейшего развития не получила, хотя командование ВМФ было твердо уверено в необходимости наличия кораблей этого типа. В то же время в стране продолжалось строительство и создание новых тяжелых артиллерийских кораблей.

Вторая мировая война показала, что эра тяжелых артиллерийских кораблей и их дуэлей (визуальных, в пределах видимости) заканчивалась, роль главной ударной силы флота переходила к авианосцам, подводным лодкам и авиации.

За годы войны авиация всех воевавших стран потопила 47% линкоров, авианосцев и крейсеров (потери ВМФ СССР - 100%), подводные лодки - 28%, торпеды надводных кораблей - 15% и корабельная артиллерия - 8,5%. Стало понятно, что только зенитная артиллерия не способна защитить корабли, т.е. обеспечить их безопасность могут самолеты-истребители, действующие с авианосцев, находящихся в боевых порядках прикрываемых кораблей.

С окончанием войны встал вопрос о будущем флота, и в январе 1945 г. нарком ВМФ СССР Н.Г. Кузнецов образовал комиссию, разработавшую материалы по типажу и основным элементам новых кораблей на 1946-1955 гг. План предусматривал создание линкоров, крейсеров подклассов с 220, 180 и 152-миллиметровой артиллерией главного калибра (ГК), эскадренных и малых авианосцев.

И.В. Сталин имел свои взгляды на развитие и роль флота, отличавшиеся от позиций командования ВМФ, и на совещании 29.09.1945 г., рассматривавшем планы военного судостроения на 1946-1955 гг., заявил, что в ближайшие 10-15 лет перед флотом будут стоять задачи защиты, а не нападения, и нельзя перенапрягать промышленность страны. Было предложено сократить число ЛК, Н.Г. Кузнецов предлагал построить их 4 ед., увеличить число тяжелых крейсеров, вооружив их 305-миллиметровой артиллерией ГК, отказаться от крейсеров со 188-миллиметровой артиллерией, строить с орудиями 152 мм в максимально возможном количестве, авианосцы же на данном этапе не строить. Но после настойчивых просьб ВМФ получили согласие на строительство двух малых крейсеров.

27 ноября 1945 г. СНК СССР утвердил десятилетний план военного судостроения, предусматривавший строительство четырех тяжелых и 30 легких крейсеров, закладку двух ЛК, трех КРТ и семи КРЛ и отказ от строительства авианосцев из-за неготовности промышленности к их постройке. План фактически явился продолжением развития предвоенной стратегии, т.е. создания крупных артиллерийских кораблей.

Важнейшим кораблем, курируемым Сталиным, был тяжелый крейсер пр. 82, по существу повторявший довоенный КРТ пр. 69, но на новом техническом уровне: 9 х 305 мм орудия ГК и скорость полного хода 35 уз., что ослабляло зенитное вооружение и бронирование. Перед ним ставилась задача догнать любой крейсер и уйти от линкора, что трудно объяснимо, так как в иностранных флотах уже были авианосные соединения и крупные артиллерийские корабли, являвшиеся в первую очередь средством боевого обеспечения первых. Корабль пр. 82 по существу означал не борьбу с флотом противника, а боевые операции с отдельными кораблями из его состава при игнорировании наличия авианосцев.

Аналогами пр. 82 были американские КРТ «Гуам» и «Аляска», построенные в 1944 г. и выведенные из состава флота в 1947 г., по сути крейсер пр. 82 был символом великой державы, ее своеобразной «визитной карточкой».

В 1951-1952 гг. в городах Ленинграде, Николаеве и Молотовске заложили три КРТ пр. 82 и выдали заказ на четвертый. К 1953 г. их готовность составила около 19; 7,5 и 2,5% соответственно, и в апреле 1953 г., после смерти Сталина, их строительство прекратили.

В 1951 г. приступили к созданию «средних» крейсеров водоизмещением около 24 000 т, превосходивших по калибру, дальности стрельбы и скорости американские KPT типа «Де Мойн», с 9 х 220 мм орудиями и скоростью не менее 35 уз. против 203миллиметровой артиллерии.

Tак появился пр. 66, воплощение первоначального замысла ВМФ по пр. 82. Головной корабль намечали сдать в 1957 г., начав строительство серии из 4 ед. Pаботы ограничились разработкой и корректировкой эскизного проекта (1952-1953 гг.) и негативным заключением ЦНИИ-45 (1953 г.), но командование ВМФ настаивало на продолжении работ, несмотря на возражение руководства Министерства судостроительной промышленности. Окончательно судьбу корабля решили в 1954 г., после тактической игры Военно-морской академии по оценке корабля пр. 66 в бою с крейсером «Де Мойн» с отрицательным результатом.

Линейные корабли после войны пользовались меньшим вниманием, чем тяжелые крейсеры. В 1945 г. посчитали достаточным обойтись достройкой одного ЛK пр. 23 и закладкой двух новых пр. 24, работы по которому начали еще в 1941 г. Предполагалось увеличить скорость полного хода до 28 уз., повысить защищенность днища и усилить зенитное вооружение. Последнее было возможно, но два первых недостатка требовали увеличения мощности ГЭУ и введения четвертого гребного вала. В 1946 г. поступило отрицательное заключение UKB-17 по модернизированному варианту корабля, поэтому в 1947-1948 гг. три корпуса линкоров пр. 23 и два корпуса KPT пр. 69 сдали на слом.

OT3 ВМФ на ЛK пр. 24 Н.Г. ^знецов окончательно утвердил в декабре 1945 г. с вооружением 9-40 и 24-130-миллиметровыми универсальными орудиями, 48-45 и 60-25миллиметровыми автоматами, бронированием бортов и днища от 406-миллиметровых снарядов на дистанции 15-33 км и 1-2-тонных авиабомб и скоростью хода не менее 30 уз. при водоизмещении порядка 75 000 т.

Выдача TT3 октябрьским планом 1946 г. на проектирование для ВМФ намечалась на 1949 г., разработка эскизного и технического проектов планировалась на 1951 и 1952 гг. соответственно.

Проект TT3 в 1950 г. поступил на согласование в Минсудпром (МСП) и был передан на рассмотрение в ЦНИИ-45, который рекомендовал министерству воздержаться от согласования TT3 из-за устаревших характеристик и неучета развития военной техники и предложил создавать малые линкоры, способные в группе из 2-3 кораблей решать задачи линкора пр. 24, а в одиночку - задачи KPT пр. 82. На совещании в апреле 1951 г. предложение поддержали ведущие специалисты и главные конструкторы. Pуководство МСП отказалось согласовывать TT3 ВМФ на пр. 24 и предложило председателю СМ СССP Н.А. Булганину выполнить дополнительные исследования альтернативных вариантов линкоров меньшего водоизмещения и по ним представить порядок и сроки дальнейших работ. ВМФ и МСП поручили рассмотреть эти вопросы совместно с приглашением специалистов и командующих флотами. Совещание не провели, так как интерес к линкорам пропал. После смерти Сталина работы по пр. 24 закрыли.

Загрузка UKB и заводов МСП работами по линкорам и тяжелым крейсерам позволяла руководству «уйти» от работ по авианосцам, хотя Н.Г. ^знецов включил их в план проектирования на 1946-1955 гг. Это позволило не приступать к работам по OT3 ВМФ в конце 1945 г. по малым авианосцам (30-40 истребителей) водоизмещением 15-17 тыс. т.

б8

В 1947 г. новый главком ВМФ И.С. Юмашев к авианосцам интереса не проявил. Объективному изучению и восприятию опыта Второй мировой войны на море препятствовала начавшаяся в 1946 г. кампания по борьбе с космополитизмом и преклонением перед заграницей. Появились статьи о недостатках авианосцев и их нецелесообразности для отечественного флота. Сталин не понимал, что создание авианосцев было бы менее обременительным для промышленности, чем строительство тяжелых крейсеров и линкоров.

В 1952 г. Н.Г. Кузнецов вернулся на пост министра и представил военнополитическому руководству страны доклад о перспективах развития флота с вопросом о необходимости строительства авианосцев, но поддержки не получил. После смерти И. Сталина

Н.Г. Кузнецов вновь поднял этот вопрос перед министерством обороны, и авианосец пр. 85 включили в план проектирования на 1956-1960 гг. ОТЗ на корабль Н.Г. Кузнецов утвердил в мае 1953 г., в 1953-1954 гг. три научно-исследовательского центра (НИЦ) выполнили предэс-кизный проект и подготовили ОТЗ на корабль водоизмещением 23-24 тыс.т с базированием 40 реактивных самолетов и двух вертолетов. В 1955 г. ЦКБ-16 приступило к разработке эскизного пр. 85, построить который предполагалось в 1956 и 1965 гг. в количестве девяти единиц. План не утвердили, Кузнецов вторично попал в опалу, и в декабре 1955 г. разработку пр. 85 прекратили. Инициативные проработки выполняли с одобрения председателя Госкомитета по судостроению Б.Е. Бутомы в 1959-1960 гг., но авианосцы в программах называли «плавучие базы истребительной авиации».

В результате указанных выше действий наиболее крупными новыми кораблями флота оказались крейсеры. Планом на 1946-1955 гг. намечалось построить 30 ед. и заложить семь. Предполагалось достроить пять кораблей пр. 68 К, заложенных до войны, и построить семь КРЛ пр. 68-бис с теми же комплектующими вооружения и энергетики, что и на предыдущих, но в цельносварных корпусах. В дальнейшем предполагалось серийно построить корабли пр. 65 с меньшим водоизмещением, более быстроходных, с новой энергетической установкой на повышенных параметрах пара и новым вооружением в соответствии с первым ОТЗ, выданным в 1945 г. Предэскизное проектирование зашло в тупик из-за неопределенности технического облика, не отличавшегося от предшественников.

Последним артиллерийским кораблем был КРЛ пр. 84, задание на которое выдали в феврале 1955 г., водоизмещением 14-15 тыс. т, с универсальной 180-миллиметровой артиллерией ГК и задачей зенитно-артиллерийского прикрытия соединений кораблей на переходе в море. При проработке проекта получили стандартное водоизмещение 19 тыс. т, что не удовлетворило заказчика. Поэтому работы по нему прекратили. Наступала эра ракетного оружия, и потребность в артиллерийских крейсерах отпала.

В 1956-1959 гг. ЦКБ-17 и ЦКБ-16 разработали проекты оснащения КРЛ пр. 68-бис и 68-бис-ЗИФ ракетным оружием - пр. 67 ЭП, 67 СИ и 67 с экспериментальной катапультой, с одной и двумя стабилизированными поворотными спаренными пусковыми установками (ПУ) для противокорабельных крылатых ракет комплекса «Стрела» и пр. 70Э, 70 и 71 - с одной, четырьмя и двумя ПУ комплекса зенитного управляемого ракетного оружия (ЗУРО) М2 (механизированный сухопутный комплекс С-75). В это время начали разработку корабля пр. 64 с более совершенным противокорабельным комплексом П-6 с поворотными счетверенными пакетами ПУ и зенитным ракетным оружием, реализовывали пр. 67-ЭП и 70-Э на экспериментальных кораблях («Адмирал Нахимов» и «Дзержинский»), но остались нереали-

зованными проекты новых крейсеров с ракетным вооружением - атомный КРЛ пр. 63 с крылатыми ракетами для поражения кораблей и береговых объектов и с ЗУРО (зенитным управляемым ракетным оружием) и корабль пр. 81 с ЗУРО.

В 1959 г. пошли на слом семь недостроенных КРЛ пр. 68-бис-ЗИФ и крейсеры типа «Адмирал Нахимов». Крейсеры последнего типа начали переоборудовать по пр. 71 (так как возобладало мнение об их уязвимости для появившегося ракетного оружия и атомных подводных лодок). Военно-политическое руководство страны, сделав в целом правильную ставку на приоритеты развития флота, было настроено негативно по отношению к крупным надводным кораблям из-за, по его мнению, высокой уязвимости для ракетно-ядерного оружия и недостаточности ПВО сил флота в море только корабельных ЗУРО. Развитие военноморской теории шло, как и ранее, по пути подыгрывания мнению политического руководства, принимавшего решения о путях развития флота в основном на эмоциональном факторе. (Подробно о тактико-технических характеристиках и архитектуре кораблей см. в [1, 2].)

В результате 25 лет (1936-1960 гг.) пополнения флота крупными надводными кораблями явились временем упущенных возможностей и нерациональной растраты ресурсов: из 44 строившихся крупных боевых кораблей более 40% было недостроено и обращено в металлолом. Выводы, идущие вразрез с опытом Второй мировой войны и послевоенных локальных конфликтов, и полное пренебрежение авианосцами оставили флот несбалансированным, а надводные корабли - обреченными (в случае войны) на прибрежные действия. Развитие флота требовало создания авианесущих кораблей, программа строительства которых была начата в СССР с большим запозданием и осталась незавершенной.

Карибский кризис показал, к чему может привести неправильное понимание структуры флота и нарушение соотношения в нем классов кораблей. Но правительство России, в конце XX в. распродав авианесущие крейсеры и авианосцы, не сделало должных выводов из истории.

Итак, ведущие капиталистические страны до конца 70-х годов XX в. интенсивно развивали военные кораблестроительные программы с учетом последних достижений науки и техники. Великобритания в этот период потеряла первенство флота, уступив место Соединенным Штатам Америки. Германия, несмотря на ограничения Версальского договора, создала мощный боеспособный флот, что объяснялось широким внедрением сварки в судостроение. Япония же по военному судостроению в этот период находилась на передовых позициях среди крупных капиталистических стран. Советский Союз смог приступить к реализации программы военного кораблестроения только во второй половине 1930-х годов и допустил в ней ряд ошибок после Второй мировой войны из-за некомпентенции политического руководства, особенно проявившейся после смерти И. Сталина.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильев А.М. Крупные надводные корабли в программах Советского военного судостроения (1936-1960 гг.) // Судостроение. 1997. № 6. С. 82-91

2. История отечественного судостроения / под ред. И.Д. Спасского. Т. 4, 5. СПб.: Судостроение, 1966.

3. Луценко В.Т., Прохоров В.И., Восковщук Н.И. Морская доктрина и флот Российской Федерации (по материалам публикаций) // Исследования по вопросам повышения эффективности судостроения и судоремонта. Вып. 48. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2010.

С.70-92.

4. Нарусбаев А.А. Эволюция зарубежного военного кораблестроения с 20-х по 70-е годы (обзор материалов, опубликованных в журнале «Судостроение») // Судостроение. 1979.

№ 7. С. 16-21.

5. Новые кораблестроительные планы ВМС США // Судостроение. 2003. № 5. С. 56.

6. Потапов И.Н. Развитие военно-морских флотов в послевоенный период. М.:

Воениздат, 1971.

7. Швед Е.Е. Военные флоты. 1939-1940 гг.: Справочник по военно-морским флотам иностранных государств: изд. 7-е. М.; Л.: Военно-морское изд-во НКВМФ СССР, 1940. 452 с.

8. Шершов А.П. История военного кораблестроения. М.; Л.: Военмориздат, 1940.

9. Jane,s Fighting Ships. 1920, 1936, 1946-1947, 1957-1958, 1978-1979. URL: http://navycollection.narod.ru/library/Janes/contents.htm (дата обращения: 07.09.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.