Научная статья на тему 'Создание справочно-информационного фонда стеклянных деталей автомобилей'

Создание справочно-информационного фонда стеклянных деталей автомобилей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание справочно-информационного фонда стеклянных деталей автомобилей»

СОЗДАНИЕ СПРАВОЧНОИНФОРМАЦИОННОГО ФОНДА СТЕКЛЯННЫХ ДЕТАЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ

ЗАЙЦЕВ Владимир Викторович

кандидат технических наук, доцент, начальник кафедры криминалистического обеспечения раскрытия преступлений Саратовского юридического института МВД России

Информатизация органов внутренних дел является одним из важнейших направлений повышения эффективности оперативно-служебной деятельности ОВД в борьбе с преступностью, охране общественного порядка [3]. В рамках реализации подпрограммы «Реконструкция и техническое перевооружение ИЦ МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации,

УВД на транспорте» в последние два года 81 ИЦ МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, УВДТ оснащены типовыми ПТК «ИБД-Реги-он», обеспечивающими автоматизированное формирование и использование оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетов, а также межрегиональный доступ в интегрированный банк данных федерального уровня («ИБД-Ф») ГИАЦ и региональные банки данных.

Без научно-технической информации (а это понятие объединяет сведения о документах и фактах, получаемых в ходе научной, научно-технической, общественной, производственной и служебной деятельности, включая передовой опыт работы, и содержащиеся в различного вида информационных и методических изданиях) невозможно эффективное проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, организация научного и учебного процесса, успешное осуществление оперативно-служебной деятельности. При этом необходимо, чтобы научно-техническая информация (НТИ) была доступна, своевременна, актуальна, и поиск ее осуществлялся оперативно [2].

Наряду с использованием БД СНТИ МВД России в 83 МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации и 19 УВДТ функционируют региональные банки данных научно-технической информации (РБД НТИ). Создание и развитие РБД НТИ является наиболее перспективным в решении проблем доведения информации до практических работников территориальных органов внутренних дел.

На осуществление программы «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел информации» направлена работа по формированию справочноинформационного фонда в форме каталогизированных баз данных в электронном виде (фото+информация) о стеклоизделиях, наиболее часто встречающихся в экспертизе стекла, проводимая Саратовским юридическим институтом МВД России совместно с учреждениями Минюста России.

Актуальность работы обусловлена тем, что, например, при экспертном исследовании стеклянных рассеивателей автомобилей морфологический анализ является одним из наиболее значимых, так как именно на поверхности осколков сохраняется информация о виде изделия, его наименовании, способе изготовления. Так, если осколки имеют сферическую форму, причем с фрагментами оптических элементов на вогнутой поверхности - призм, линз, призмолинз, мелких насечек (рифлений), грануляций, а также с маркировочными обозначениями, то они однозначно являются частями рассеивателей фар или под-

фарников; осколки с частями бортика позволяют установить посадочный диаметр.

По маркировочным обозначениям на осколках рассеивателя (на вогнутой его поверхности) можно установить его наименование, завод-изготовитель и определить группу транспортных средств, которые комплектуются рассеивателями данного типа.

Изменение дизайна легковых автомобилей привело к изменению формы рассеивателей [1], после изделий круглой формы промышленность перешла к выпуску новых моделей четырехугольных рассеивателей, а затем и к изделиям каплевидной формы (рис. 1-4). Последним достижением современного автомобилестроения является создание специфических фар с многосегментным отражателем (БЕ). В таких фарах

дальнего света используется гладкии рассеиватель без рифлениИ вытянутой формы с закругленными краями, а пучок света нужной конфигурации - «европейский луч» - формируется за счет отражателя. Фара такого вида получила название полиэллипсоидной (PES) у «Bosch» или трехосной (DE-DreiachsEllipsoid) у «Hella»; у нас они носят название «каплевидные». В России два завода выпускают подобные фары: завод «Автосвет» (бывший «Красный Октябрь») и ООО «Аутомотив Лайтинг» (г. Рязань) - они выпускают фары для автомобилей «Газель», «Шевроле-Нива», «Волга», «Калина», «Форд-Фокус» и др. И хотя фары для этих автомашин производятся в России, рассеиватели для них поставляются из-за рубежа.

Рис. 1. Правый и левый каплевидные рассеиватели на автомобиле «Газель»

Рис. 2. Маркировочные обозначения на рассеивателях автомобиля «Газель»

Рис. 4. Маркировочные обозначения на рассеивателях автомобиля «Шевроле-Нива»

До начала XXI столетия образцы для сравнения при морфологическом анализе брались из натурных коллекций изделий из стекла, которые в свое время оказали положительное воздействие на развитие экспертизы стекла и изделий из него. Однако в настоящее время лавинообразное появление новых моделей автомобилей, в том числе и импортного производства, приводит к практически ежедневному появлению новых видов осветительных и светосигнальных приборов, а на создание натурных коллекций средств отпускается недостаточно, и выходом из сложившейся ситуации становится создание справочно-информационного фонда в форме каталогизированных баз данных в электронном виде (фото+информация).

Кроме того, в настоящее время на экспертное исследование поступает все большее количество изделий из стекла, являющихся не продукцией известных предприятий, а подделками. Наиболее часто встречаются поддельные изделия автомобильного стекла - это фарные рассеиватели, подфарники, указатели поворота, ветровые и боковые стекла автомо-

билей. Подобные изделия наносят ощутимый ущерб правообладателям, не отвечают эксплуатационным требованиям и, кроме того, представляют непосредственную опасность для потребителя.

Так, поддельные фарные рассеиватели, вместо того, чтобы освещать дорогу перед автомобилем, ослепляют водителей встречных автомашин, поддельные противотуманные фары в тумане не дают эффективного светового луча, ветровые стекла, сделанные где-нибудь в гараже, имеют меньшую механическую прочность и повышенную хрупкость, в случае столкновения автомобиля с препятствием могут нанести значительные увечья водителю и пассажирам.

Чтобы отличить подделку от фирменного изделия, эксперт должен обладать целым набором сведений о маркировке изделия, его морфологических, физико-механических характеристиках и даже о технологии производства изделия, которые оперативно можно получить из электронных каталогизированных баз данных.

1. Комкова Е. А., Беляева Л. Д., Зайцев В. В. Экспертное исследование стекла и изделий из него: учебное пособие [Текст]. -Саратов: СЮИ МВД России, 2006. - 208 с. -IBSN 5-7485-0362-Х.

2. Миллер Л.Ю. Формирование, ведение и использование региональных банков данных научно-технической информации [Текст] // Материалы Всероссийского семинара-совещания руководителей информационных центров МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации. 10-15 сентября 2007 г., Екатеринбург.

3. Романов А.Н. О ходе реализации программы «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел информации» [Текст] // Материалы Всероссийского семинара-совещания руководителей информационных центров МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации. 10-15 сентября 2007 г., Екатеринбург.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.