3. Кошкин Е. Нашли украденный подлинник. А может, копию [Текст] // Милиция. - 2000. - № 2. - ISSN 0869-558Х.
4. Ветров С. В. Методы криминалистических исследований по делам о фальсификации живописных произведений [Текст] // Вопросы уголовного процесса и криминалистики : сб. науч. тр. адъюнктов и соискателей. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1989. - 111 с.
5. Ваза с подсолнухами Ван Гога - подделка? [Электронный ресурс]. - URL: http://www. artconsultinq.ru (дата обращения: 07.11.2010).
6. Федорович В. ю. Выявление слабовидимых изображений оттисков печатей и штампов с помощью компьютерных технологий [Текст] / В. Ю. Федорович, П. А. Четвёркин // Судебная экспертиза. - 2007. - № 2. - ISSN 1813-4327.
7. Семёнов К. П. Аспекты применения цифровых технологий в экспертной деятельности [Текст] / К. П. Семёнов, А. Н. Нешко // Информационная безопасность регионов : науч.-практич. журнал. - 2010. - № 1 (6). - ISSN 1995-5731.
признаки поддельных изделий из автомобильного стекла
© Зайцев Владимир Викторович
кандидат технических наук, доцент, начальник кафедры криминалистического обеспечения раскрытия преступлений, Саратовский юридический институт МВД России.
@ (845-2) 379-158, И [email protected]
Большое количество поддельных изделий из автомобильного стекла буквально наводнило автомобильный рынок. На их появление вынуждены реагировать и эксперты, проводящие исследование по заказу правоохранительных органов.
Настоящая статья посвящена анализу признаков, указывающих на то, что исследуемое изделие является поддельным.
Ключевые слова: экспертиза изделий из стекла, маркировка автомобильного стекла.
В настоящее время на экспертное исследование поступает всё большее количество изделий из стекла, являющихся не оригинальной продукцией известных предприятий, а подделками. Наиболее часто встречаются такие поддельные изделия автомобильного стекла, как фарные рассеиватели, подфарники, указатели поворота, ветровые и боковые стёкла автомобилей.
Сотрудниками МВД было проведено большое количество проверок торговых пунктов по реализации автомобильных стёкол, показавших, что три из пяти изделий (60% продающихся автостёкол), представленных на рынках и в магазинах, являются поддельными, а не оригинальными [1].
Все подобные изделия изготовлены не в заводских условиях, и, следовательно, не были проверены на соответствие требованиям ГОСТ. Вследствие этого они не отвечают эксплуатационным требованиям, наносят ощутимый ущерб правообладателям и представляют непосредственную опасность для потребителей. Так, поддельные фары вместо того, чтобы освещать дорогу, ослепляют водителей встречных машин, противотуманные фары не дают эффективного светового луча, а ветровые стёкла могут вносить искажения в наблюдаемую водителем обстановку и имеют меньшую механическую прочность и повышенную хрупкость, в случае столкновения автомобиля с препятствием могут нанести значительные увечья водителю и пассажирам.
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
Эксперты, работающие с автомобильным стеклом, уже неоднократно сталкивались при проведении экспертизы с изделиями, которые при детальном анализе оказывались поддельными. Причём часто вопросы, поставленные эксперту, касались групповой принадлежности, идентификации конкретного изделия и возможности его установки на данном транспортном средстве, а не определения подделки или подлинности изделия, поэтому обнаружение контрафакта является только дополнительным пунктом экспертного исследования.
Для того чтобы отличить подделку от фирменного изделия, эксперт должен обладать целым набором сведений о маркировке изделия, его морфологических, физико-механических характеристиках и даже о технологии производства.
При исследовании изделий из стекла эксперты обращают внимание прежде всего на маркировочные обозначения.
Так, например, травмобезопасные стёкла ОАО «Борский стекольный завод» имеют следующие маркировочные обозначения (рис. 1) [2].
разом: точки, расположенные слева от цифры года, обозначают месяцы первой половины года (6 точек - январь, 1 точка - июнь); точки, расположенные справа от цифры года, обозначают месяц второй половины года (6 точек - июль, 1 точка - декабрь).
Борский стекольный завод является одним из немногих российских производителей стекла, продукция которого прошла омолога-ционные испытания за рубежом на соответствие требованиям Правил №43 ЕЭК ООН, Европейской Директиве № 92/22, американскому стандарту А№1^26.1. Знаки омологаци-онного утверждения указываются в маркировке на стекле.
Саратовский стекольный завод применяет несколько отличную маркировку изделий (рис. 2).
Приведём расшифровку обозначений:
SARATOVSTEKLO - торговая марка Саратовского стекольного завода;
Т - стекло ветровое (триплекс);
З - стекло закалённое;
3 - цифра года изготовления;
Е6 43R 008 558 - свидетельство соот-
@т
as2m03dot1b3
(e2)43r401232
^001232 3 • ■ *
Рис. 1. Маркировка стекла ОАО «Борский стекольный завод»
Расшифровываются обозначения на маркировке следующим образом:
БОР - торговая марка Борского стекольного завода;
WL - стекло ветровое ламинированное; T - стекло закалённое; ASi M461 DOT 183 - соответствие американскому стандарту ANSI-Z26.1;
E2 43R 001 207 - свидетельство соответствия всем требованиям и прохождения испытаний на безопасность во Франции по международному стандарту;
3 - последняя цифра года изготовления; точки обозначают месяц изготовления стекла, расшифровываются следующим об-
ветствия всем требованиям и прохождения испытаний на безопасность по международному стандарту.
Из травмобезопасного автомобильного стекла чаще подделываются передние ветровые и боковые трехслойные стекла «триплекс». При этом чаще имитируются изделия ОАО «Борский стекольный завод» как наиболее популярные у автомобилистов.
При экспертном исследовании необходимо обращать внимание на то, что маркировочные обозначения на изделиях должны быть чёткими, легко читаемыми, соответствовать обозначениям, принятым на заводе изготовителе, не должны смываться водой или органическими
Рис. 2. Маркировка стекла Саратовского стекольного завода
растворителями, стираться твердыми предметами. В противном случае вероятна подделка.
Особое внимание необходимо уделить содержанию и оформлению маркировки: отсутствие грамматических ошибок, четкий шрифт, соответствовие ГОСТ. Любые отклонения от оригинального исполнения маркировочных обозначений - это повод задуматься о происхождении исследуемой детали.
Довольно часто на поддельной продукции стоит штамп с маркировкой, похожий, в общих чертах, на штамп завода, но отличающийся содержанием.
Кроме этого, на поддельных изделиях из триплекса вместо реальных знаков омологаци-онного утверждения (согласно Правилам № 43 ЕЭК ООН, Американскому стандарту Z 26-1-1983 и Директиве 93/22) наносится произвольный набор цифр и букв.
Маркировочные обозначения единообразны для одноименных стеклоизделий, и отклонение даже в количестве точек, означающих месяц выпуска, а их не должно быть больше 6-ти, указывает на подделку изделия (рис. 3).
В случае расхождения с оригинальными маркировочными обозначениями можно сделать вывод о возможной подделке листового стекла.
Следующий признак, на который следует обратить внимание - это обработка кромки стекла. В заводских условиях на лобовых стеклах с помощью специальных станков делается специальная обработка кромки, а излишки пленки после полимеризации аккуратно обрезают [3]. Поддельные изделия имеют излишки пленки между стеклами и своеобразные наплывы, в результате поддельное стекло неправильно устанавливается, из-за чего отсутствует герметичность (пропускает воду).
Важную роль при производстве триплекса играет толщина стёкол-заготовок. Она не превышает 2,5 мм, и в сборе стекло имеет толщину от 5,6 мм до 6,2 мм (для легковых автомобилей). Превышение этого размера либо наличие в составе слоев стекла разной толщины может свидетельствовать о поддельном изделии. Кроме того, триплекс кустарного производства, как правило, изготавливают с отступлением от заводской технологии и с применением некачественной пленки, что приводит к искажению дорожной картины и не обеспечивает его достаточную прозрачность.
У стекол, вклеиваемых в оконный проем, например, у ВАЗ-2110, «Газель», по всему краю внутренней стороны обязательно должен быть чёрный кант. Он служит для сцепления клея
Рис. 3. Имитация маркировки стекла марки «триплекс»
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
с поверхностью стекла и наносится методом шелкотрафаретной печати в заводских условиях. На заводском стекле точки, из которых состоит кант, расположены на одинаковом расстоянии друг от друга. На поддельной продукции чёрный кант обычно слегка размазан и смещён, точки располагаются неравномерно и могут быть пропечатаны дважды.
Часто на экспертное исследование поступают тонированные стекла малинового, золотистого или фиолетового цвета практически на всю ширину стекла, что не соответствует заводским требованиям к тонированным стеклам.
Автостекло марки «триплекс» может быть прозрачным, цветным и со светозащитной полосой. Стёкла с зелёной полосой выпускает Саратовской стекольный завод, с синей - Владимирский, с сине-зелёной - Борский стекольный завод. Изделие зелёного цвета из чешского стекла, тонированное в массе, в России выпускает Борский стекольный завод, при этом у оригинального стекла сине-зелёная полоса, плавно светлеющая к низу, а поддельное, как правило, с затемнённой полосой бордового цвета.
Основные требования к светопропуска-нию автомобильных стёколрегламентированы ГОСТ 57-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия», в соответствии с которым светопропускание ветровых стёкол автотранспортных средств и трамваев должно быть не менее 75%; светопропускание стёкол передних дверей и боковых стёкол (при наличии таковых) должно быть не менее 70%, прочих стёкол не менее 60%; светопропускание остекления крыши легковых автомобилей, люка крыши, затеняющих полос в верхней части ветрового стекла (но не более 25 мм от верхнего края) не нормируется. Не допускается эксплуатация транспортных средств, имеющих стёкла с нанесёнными на них покрытиями, в том числе и плёночными, светопропускание которых ниже регламентированного государственным стандартом. ГОСТ 5727-88 не распространяется на стёкла с электрообогревом, а также на заводские стёкла, тонированные в массе.
Все вышеперечисленные сведения необходимы при проведении экспертного исследования. Статистика свидетельствует, что
поток поддельной продукции набирает силу и необходимо консолидирование мер, чтобы противостоять этому негативному явлению.
Для успешного противодействия использованию поддельной продукции, на наш взгляд, необходимо принять следующие меры.
1. Обеспечить возможность экспертным учреждениям беспрепятственно получать на предприятиях-изготовителях образцы для сравнения, для формирования и пополнения натурных коллекций, а также получать необходимую информацию для базы данных, используемую при проведении морфологических исследований и анализа физико-химического состава изделий из стекла.
2. Экспертные подразделения, как правило, собирают статистическую информацию о частоте встречаемости того или иного вида контрафактной продукции и должны сообщать эту информацию производителю для принятия адекватных мер по дополнительной защите данных изделий.
3. В свою очередь производители должны быть заинтересованы в ознакомлении экспертов МВД, МЮ с технологией производства своих товаров и ассортиментом выпускаемой продукции, в том числе и с новейшими образцами.
Библиографический список
1. Как отличить настоящее стекло от кустарной подделки [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.avtosteklo.ru/ articles/bori2 (дата обращения: 25.10.2010).
2. Комкова Е. А. Экспертное исследование стекла и изделий из него [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Комкова, Л. Д. Беляева, В. В. Зайцев. - Саратов: СЮИ МВД России, 2006. - 208 с. -IBSN 5-7485-0362-Х.
3. Практические советы по выбору автостекла [Электронный ресурс]. - URL: http://www. avtosteklo.ru/articles/bori3 (дата обращения: 25.10.2010).