Научная статья на тему 'Установление подлинности произведений живописи'

Установление подлинности произведений живописи Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1577
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДДЕЛКА / ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА / ЖИВОПИСИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / FAKE / WORK OF ART / PAINTING / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Финогенова Светлана Анатольевна

В статье рассматриваются способы подделки произведений живописи, методы установления подлинности картин. Показаны возможности исследования живописных полотен с использованием информационных технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Establishment of the authenticity of painting products

The ways of a fake of painting products, methods of an establishment of authenticity of pictures is considered in the article. The possibilities of research of the picturesque cloths with use of information technology are revealed.

Текст научной работы на тему «Установление подлинности произведений живописи»

УСТАНОВЛЕНИЕ ПОДЛИННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ

© Финогенова Светлана Анатольевна

преподаватель кафедры культурологии, Саратовский государственный технический университет.

@ (845-2) 960-122, Н finogenov@list.ru

В статье рассматриваются способы подделки произведений живописи, методы установления подлинности картин. Показаны возможности исследования живописных полотен с использованием информационных технологий.

Ключевые слова: подделка, произведения искусства, живописи, информационные технологии.

В последнее время в искусстве наиболее актуальной является проблема установления подлинности предметов живописи и произведений декоративно-прикладного искусства. Обусловлено это, с одной стороны, постоянно увеличивающимся спросом на произведения изобразительного искусства, а с другой, - возросшим уровнем подделки соответствующих произведений и малой эффективностью методов и способов их выявления [1, с. 10].

Особенно широко фальсифицируются полотна художников. Фальсификаторы наносят не только огромный материальный ущерб государствам, собственникам картин, но и духовно обесценивают произведения великих мастеров живописи. Согласно оценке экспертов, ежегодно от 8 до 50% от общего объёма продаж произведений искусства в России занимают подделки, в денежном эквиваленте это составляет 200-700 млн дол. Наблюдающиеся тенденция увеличения количества фальсифицированных картин представляет угрозу экономической безопасности государств.

Под фальсификацией произведений искусства понимается изготовление поддельных предметов живописи и произведений

декоративно-прикладного искусства и их продажа с целью получения материальной выгоды.

В зависимости от квалификации фальсификатора, используемых им приёмов, технических средств, материалов в живописи существуют разные по сложности подделки - от простых (копирование) до суперподделок, установить подлинность которых даже специалистам достаточно сложно. Например, знаменитый фальсификатор Ханс ван Меегерен в течение нескольких лет подделывал картины Яна ванн дер Меера из Дельфта. Всего им было подделано более пяти картин, одна из них - «Христос в Эммаусе» - была признана экспертами вершиной творчества Вермеера Дельфтского [2, с. 241].

Лица, подделывающие картины, помимо их точного воспроизведения, применяют ряд приёмов маскировки, позволяющих скрыть подделку. При этом фальсификаторы могут использовать следующие способы подделки произведений живописи:

- повторное применение дерева, холста от старых картин, при этом с них либо удаляют красочный слой либо поверх наносят новый;

- приклеивание поддельной картины к старинному холсту;

- использование старых материалов, например дерева;

- искажение оригинала, как правило, посредством фрагментирования больших холстов, в результате чего получается несколько картин.

В последние годы фальсификаторы стали использовать для подделки полотен художников современную компьютерную технику. Произведение художника фотографируется, обрабатывается с использованием графических редакторов и печатается на холсте с помощью широкоформатных принтеров.

Преступный мир оперативно реагирует на спрос в мире искусства. Так, с появлением интереса к русской живописи, массовой подделки подверглись произведения русских живописцев XIX и XX в. Наиболее распространённым методом фальсификации в этой ситуации является способ перелицовки. Суть этого способа заключается в следующем:

- на одном из аукционов, например «Сот-бис» в Англии, покупается работа малоизвестного западного художника XIX в.;

- с полотна удаляется несвойственные русской живописи сюжеты;

- картина дорабатывается;

- подлинная подпись удаляется (закрашивается) и выполняется подпись известного русского художника, например А. К. Саврасова;

- как правило, приобретается заключение эксперта о подлинности картины;

- поддельная картина реализуется на аукционе.

Установить подделку, выполненную таким способом, достаточно сложно.

Для сокрытия поддельных картин фальсификаторы прибегают к различным приёмам маскировки. К таковым, например, относится использование поддельных рукописных записей и оттисков печатей галерей (частных коллекционеров и т. п.) на оборотной стороне холста, свидетельствующих о передаче картины на выставку, в салон или аукцион и нанесение подписей авторов картин. При этом подпись художника, выполнившего картину, закрашивается или удаляется, а на её месте выполняется подпись более знаменитого художника.

Ещё одним приёмом маскировки фальсифицированных картин, к которому достаточно часто прибегают преступники, является состари-вание полотен. Существует несколько способов состаривания, но наиболее распространёнными из них являются:

- механический, с использованием технических средств;

- нагревание;

- рисование.

Первый состоит в нанесении иглой (или иным способом) на лаковый слой искусственных мелких трещин (кракелюров).

Во втором случае готовая непересохшая поддельная картина помещается в печь, где, при создании определённых условий, поверхность покрывается мельчайшими трещинками - кракелюрами и делается тёмной.

В последнем варианте на поддельном полотне имитируются мелкие трещинки.

Существуют разные пути установления подлинности картин: криминалистический, атрибутивный, технологический, комплексный.

К криминалистическим способам относятся:

- исследования подписи автора картины;

- исследования отпечатков пальцев рук автора картины;

- исследования рукописных записей, подписей, оттисков печатей (штампов) на оборотной стороне картины.

Именно с использованием специальных криминалистических знаний из дактилоскопии криминалистами была установлена подлинность картины художника Ю. Павлова на которой был изображён А. С. Пушкин [3, с. 19].

Атрибуционный метод заключается в изучении деталей художественной формы для выяснения специфики индивидуальной манеры мастера.

Технологическое исследование осуществляется с помощью различных технических методов анализа: микроскопического, рентге-носпектрального, макрофотографии, а также в ультрафиолетовых и отражённых инфракрасных лучах и др.

При технологическом исследовании проводится анализ всех элементов картины: основы, грунта, красочного слоя и т. д. На основании полученных данных установлено, что в каждой эпохе художник использовал определённые грунтовки, краски, лаки, кисти. Данные методы показывают, что у каждого художника своя манера «письма», своя особенная техника, стиль.

При решении вопроса о подлинности произведений живописи целесообразно назначать комплексную технологическую и искусствоведческую экспертизу [4, с. 20]. При этом искусствоведческая экспертиза произведений живописи изучает стилистический анализ произведения, а технологическая - исследует живопись с помощью различных технических средств.

В настоящее время практически во все сферы жизни общества активно внедряются информационные технологии. Они характеризуются оперативностью, экономичностью, простотой процесса, не требуют длительного специального обучения персонала и не разрушают

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

исследуемые объекты. Всё это предопределяет возможность широкого использования цифровых технологий в практике установления подлинности художественных произведений.

На сегодняшний день разработан ряд компьютерных программ, которые позволяют узнавать «почерк» художника и таким образом отличать подлинники от подделок. Например, учёным из США после исследования более 100 работ Ван Гога удалось выделить ключевые элементы манеры письма великого живописца и создать программу по установлению подлинности его картин [5].

Большие возможности при исследовании произведений живописи представляет реализация традиционных методов распознавания фальсифицированных предметов живописи с помощью цифровых технологий. Такие методы успешно применяются в экспертной практике при установлении слабовидимых и закрашенных подписей, записей, оттисков печатей и штампов с помощью графического редактора Аdоbе Рhotoshор [6, с. 81-86; 7, с. 88-93] и могут быть успешно применены в данном случае практически без модификации.

Компьютерные технологии позволяют реализовывать ряд методов исследования и на совершенно ином подходе. Так, отсканировав объект с большим разрешением или отсняв с помощью цифровой камеры (например, «Эксперт»), микроскопа, можно не только установить, подвергалась ли картина реставрации, её дефекты, признаки искусственного состари-вания произведения, выполнена ли подпись одновременно с написанием картины или позже, но и сопоставлять отдельные участки объекта (объектов) на экране монитора компьютера.

Цифровая макрофотография увеличивает исследуемое изображение и позволяет выявить его особенности, которые невидимы невооруженным глазом или плохо различимы вследствие малой величины. Например, изучить направления движения и характерные черты красочного мазка художника.

Следующим направлением использования информационных технологий является создание автоматизированных баз данных. Необходимо отметить, что существующие в настоящие время каталоги поддельных произведений живописи не охватывают их полностью. Имеющаяся специальная литература и цифровые изображения живописных полотен на машинных носителях информации (CD и DVD) по подлинным живописным произведениям не систематизированы, и не раскрывают в полном объёме технологию живописи. Это приводит к дефициту информации, снижает эффективность проведения

исследований, усложняет процесс установления подлинности картин.

Выход из создавшегося положения мы видим в создании глобальной информационной базы данных (условно её можно назвать «Произведения живописи»), аккумулирующей в себе всю информацию о живописных произведениях разных эпох и стран. Формирование и эксплуатацию подобной информационной системы целесообразно возложить на международную организацию уголовной полиции. Это связано с тем, что ИНТЕРПОЛ имеет опыт создания и использования международных оперативных информационных систем. Например, ИНТЕРПОЛ располагает базой данных по украденным произведениям искусства из всех музеев и частных коллекций мира.

Международная информационная база данных должна представлять интегральный банк данных и включать в себя подсистемы:

- подлинных работ каждого художника, - в подсистеме подлинных картин должны содержаться цифровые изображения лицевой и оборотной сторон произведения художников, история картин, сведения об авторах;

- фальсифицированных произведений живописи, - в данной подсистеме сосредотачиваются цифровые изображения лицевой и оборотной стороны картины, информация о технике подделки, сведения об фальсификаторах;

- художественных картин, вызывающих сомнения в подлинности;

- информации о технике живописи каждого художника, а также используемых ими элементов картины (грунта, красочного слоя и др.).

Использование автоматизированного интегрального банка данных «Произведения живописи» позволит быстро получать систематизированную, полную информацию о каждом художнике, его произведениях, эпохах, художественных школах, а также достоверные сведения о поддельных картинах, их признаках, технике изготовления и фальсификаторах.

В заключение следует отметить, что совершенствование эффективности распознавания поддельных картин лежит в разумном сочетании современных информационных технологий и профессионализма субъектов исследования.

Библиографический список

1. Либман М. Я. Поддельные шедевры [Текст] / М. Я. Либман, Г. С. Островский. - М.: Советский художник, 1966. - 112 с.

2. Гренберг Ю. И. История технологии станковой живописи [Текст] - М.: Искусство, 2003. - 268 с. - ISBN 5-85200-315-8.

3. Кошкин Е. Нашли украденный подлинник. А может, копию [Текст] // Милиция. - 2000. - № 2. - ISSN 0869-558Х.

4. Ветров С. В. Методы криминалистических исследований по делам о фальсификации живописных произведений [Текст] // Вопросы уголовного процесса и криминалистики : сб. науч. тр. адъюнктов и соискателей. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1989. - 111 с.

5. Ваза с подсолнухами Ван Гога - подделка? [Электронный ресурс]. - URL: http://www. artconsultinq.ru (дата обращения: 07.11.2010).

6. Федорович В. ю. Выявление слабовидимых изображений оттисков печатей и штампов с помощью компьютерных технологий [Текст] / В. Ю. Федорович, П. А. Четвёркин // Судебная экспертиза. - 2007. - № 2. - ISSN 1813-4327.

7. Семёнов К. П. Аспекты применения цифровых технологий в экспертной деятельности [Текст] / К. П. Семёнов, А. Н. Нешко // Информационная безопасность регионов : науч.-практич. журнал. - 2010. - № 1 (6). - ISSN 1995-5731.

признаки поддельных изделий из автомобильного стекла

© Зайцев Владимир Викторович

кандидат технических наук, доцент, начальник кафедры криминалистического обеспечения раскрытия преступлений, Саратовский юридический институт МВД России.

@ (845-2) 379-158, И zavladi@yandex.ru

Большое количество поддельных изделий из автомобильного стекла буквально наводнило автомобильный рынок. На их появление вынуждены реагировать и эксперты, проводящие исследование по заказу правоохранительных органов.

Настоящая статья посвящена анализу признаков, указывающих на то, что исследуемое изделие является поддельным.

Ключевые слова: экспертиза изделий из стекла, маркировка автомобильного стекла.

В настоящее время на экспертное исследование поступает всё большее количество изделий из стекла, являющихся не оригинальной продукцией известных предприятий, а подделками. Наиболее часто встречаются такие поддельные изделия автомобильного стекла, как фарные рассеиватели, подфарники, указатели поворота, ветровые и боковые стёкла автомобилей.

Сотрудниками МВД было проведено большое количество проверок торговых пунктов по реализации автомобильных стёкол, показавших, что три из пяти изделий (60% продающихся автостёкол), представленных на рынках и в магазинах, являются поддельными, а не оригинальными [1].

Все подобные изделия изготовлены не в заводских условиях, и, следовательно, не были проверены на соответствие требованиям ГОСТ. Вследствие этого они не отвечают эксплуатационным требованиям, наносят ощутимый ущерб правообладателям и представляют непосредственную опасность для потребителей. Так, поддельные фары вместо того, чтобы освещать дорогу, ослепляют водителей встречных машин, противотуманные фары не дают эффективного светового луча, а ветровые стёкла могут вносить искажения в наблюдаемую водителем обстановку и имеют меньшую механическую прочность и повышенную хрупкость, в случае столкновения автомобиля с препятствием могут нанести значительные увечья водителю и пассажирам.

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.