БИТ 2018 Том 2 № 2(6) УДК 76.01
К ВОПРОСУ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ ПОДДЕЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ, ПОСТУПАЮЩИХ В ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКУЮ СЛУЖБУ
Мозолевская И.А.
Экспертно-криминалистическая служба - региональный филиал Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления
THE EXPERTISE OF COUNTERFEIT WORKS OF PAINTING AND GRAPHICS INCOMING TO EXPERT-CRIMINALISTIC SERVICE
Mozolevskaya I.A.
Expert-criminalistic service - St. Petersburg branch of Cenral expert-criminalistic
customs Administration
Аннотация
Экспертиза культурных ценностей, проводимая таможенными органами, связана со значительным объемом ввозимых и вывозимых объектов культурного наследия, среди которых все чаще встречаются подделки. Данная публикация посвящена практическому опыту работы с подделками живописи и графики. Оптико-электронные методы исследования для таможенных целей при наличии специальной подготовки, практического опыта и разработанной методической базы помогают определить технику, время, место создания и т.д. В статье рассмотрены наиболее характерные примеры из экспертной практики с акцентом на признаки подделок.
Ключевые слова: экспертиза, таможенная экспертиза, живопись, графика, культурные ценности, оптико-электронные методы.
Abstract
Custom expertise of cultural values is caused by mass of imported and exported cultural heritage among which fakes are often found. This publication is devoted to the to the practical experience of working with fake paintings and graphics. Optoelectronic methods of research for customs purposes with the availability of special training, practical experience and developed methodological base can provide exhaustive answers to questions about the technique, time, place of creation, etc. This article considers the most typical examples from expert practice with a focus on signs of counterfeit works.
Keywords: expertise, custom expertise, cultural values, painting, prints, opto-electronic methods.
Культурные ценности - один из видов товаров, незаконно перемещаемых через границы государств - членов ЕАЭС. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (вступило в силу 22.05.2015) [1] является базовым нормативно-правовым актом, устанавливающим сроки и категории, по которым произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариата признаются культурными ценностями. Поэтому главной задачей экспертизы культурных ценностей для таможенных целей является формирование однозначного вывода о времени создания предмета.
В связи с растущим объемом перемещаемых через границы государств - членов Таможенного союза произведений искусства, предметов антиквариата и коллекционирования, поступающих на экспертизу в ЭКС - филиал ЦЭКТУ г. Санкт-Петербург, среди подлинных предметов все чаще попадаются поддельные произведения живописи и графики. Распознать их, а также определить способ и время изготовления возможно с помощью всестороннего, объективного исследования с применением приборной базы (лупа, микроскоп и т.д.): «Эта сфера деятельности требует специальных знаний, особых условий (например, наличие эталонных образцов и коллекций), а
БИТ 2018 Том 2 № 2(6)
Рис. 5.
также, возможно, применения технических средств ...» [2].
Подделка (фальсификация) - это «изготовление произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, фальсифицирующего стиль какой-либо исторической эпохи или какого-либо известного мастера. Образец подобной фабрикации, редко являясь копией подлинника, подделка чаще всего бывает его репликой или
компиляцией мотивов, почерпнутых из нескольких подлинников и особенно характерных для объекта фальсификации. Имитаторы, подчас талантливые, в деталях следуют стилистике определенного времени или художественному почерку выбранного мастера и тщательно копируют все его специфические приёмы. Для большего правдоподобия они используют старые матери-
БИТ 2018 Том 2 № 2(6)
алы, старые технические рецепты, искусственно придают готовому произведению "состарившийся" вид (патина на камне и металле, кракелюры и т. п.), создают механические изъяны, намеренную фрагментарность, якобы вызванную временем» [3].
Подделки произведений искусства, предметов антиквариата и коллекционирования чаще носят умышленный характер и отличаются высоким качеством, т.к. изготовлены с целью введения покупателя в заблуждение и получения материальной выгоды. Но среди исследуемых количественно преобладают подделки более низкого уровня, например, искусственно состаренные интерьерные репродукции, отпечатанные на принтере «литографии» и т.д. Поскольку сотрудник таможенного поста, задержавший предметы, не обладает специальными познаниями в области искусства, а провенанс (происхождение) данных предметов не известен, таможенный эксперт должен обязательно определить и отразить в заключении способ и время изготовления предмета (в данном случае подделки) для его верной классификации.
Наиболее ярким случаем в практике изучения умышленных подделок является экспертиза женского портрета, приписываемого кисти Э. Мане. Об умышленности с целью получения коммерческой выгоды говорит тот факт, что автор намеренно придал женщине на портрете сходство с моделью Э. Мане Викториной Меран и использовал инициалы «Е.М.». Также об этом свидетельствует наличие данной картины в каталоге антикварной галереи, поименованной как работа Э. Мане. В таких случаях для верной атрибуции и оценки предмета, помимо самостоятельного визуального, стилистического и технико-технологического исследования неразрушающими методами, необходимо привлекать специалистов из музеев. Привлекаемый для консультации специалист должен обладать узким профилем (в области искусства соответствующего периода времени, мастера, школы или региона) для проведения всестороннего исследования на основании данных о характере мазка, подготовительного рисунка, состава материалов, анализа подписи и других данных, отсутствующих в распоряжении таможенного эксперта. Стоит отметить, что в вышеупомянутом примере уже при визуальном осмотре с использованием лупы и компактного экспертного прибора Regula 1013 были обнаружены механические повреждения, царапины, зачистки, сделанные с целью придания картине более старого вида,
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
а также исправление подписи, что позволило сделать предварительный вывод о фальсификации.
Многочисленную группу подделок составляют печатные копии, которые могут быть выполнены методом репрографии или полиграфической печати, а также покрыты декупажным (кракелюрным) лаком с целью имитации старой живописи. В частности, два «голландских пейзажа» при изучении под лупой и микроскопом оказались репродукциями пейзажа художника Я.М. Моли-нера (1610-1668, голландский живописец), выполненными в технике печати, наклеенными на фанеру и покрытыми декупажным лаком (Рис. 1-2). При визуальном осмотре было установлено, что кракелюрная сетка не является естественной по своему рисунку и глубине, а характер поверхности не соответствует живописи. При микроскопическом исследовании в системе видеоанализа «MEZDAN UM-250E/F/D» и просмотровом детекторе «Cassida» (Рис. 3-4) выявлен растр, характерный для техник современной печати. Аналогичная ситуация выявлена при изучении репродукции пейзажа художника Уильяма Хана (1829 - 1887, немецкий живописец, работавший в США). К раме прикреплена шильда с указанием фамилии художника, а с обратной стороны «картины» поверх бумажной основы был наклеен новый холст, вероятно, с целью имитации произведения живописи. В процессе исследования установлено, что репродукция выполнена на плотной бумаге и покрыта лаком.
Для сравнения в данной статье приведен снимок живописной фактуры под микроскопом (Рис. 5).
Также на экспертизу поступают и поддельные произведения графики, в частности, четыре «литографии» из одной серии, выполненные на лазерном принтере. Одна из них - «Wiener Fuhrwerk №1 Das Caricle» (Рис. 6-8). Для определения факта подделки, как и в первых двух случаях, применялась микроскопия. При увеличении в микроскопе обнаруживается растр, который кардинально отличается от подлинной литографии. При извлечении листов из рам были обнаружены полосы, характерные для печати на принтере. Важным критерием может выступать и фактура бумаги: старая бумага обладает неровной поверхностью, крупными включениями и теряет способность люминисцировать (данный критерий требует изучения в УФ-излучении); часто присутствуют водяные знаки. В данном случае печать выполнена на современном листе бумаги.
БИТ 2018 Том 2 № 2(6)
Рис. 6.
Рис. 7 Рис. 8.
На основании вышеизложенного, можно сделать выводы о том, что всестороннее, объективное и комплексное исследование предметов с применением оптико-электронных методов исследования позволяет выявить подделку. Обязательным благодаря достоверности, доступности и удобству методом при этом является микроскопия. Наличие практического опыта, взаимо-
Список литературы
1. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 №30 «О мерах нетарифного регулирования»(с изменениями и дополнениями)
2. Москвина И.К. Государственный контроль за перемещением культурных ценностей через
действие экспертов по культурным ценностям с криминалистами (в данном случае, со специалистами по технико-криминалистической экспертизе документов), накопление фотографической базы, эталонных образцов ранее исследованных произведений живописи и графики позволяют оперативно выявлять подделки и классифицировать их. ..
таможенную границу Таможенного союза: учебное пособие. СПб: Издание СПб института технологии и дизайна, 2012. - 300 а
3. Полевой В.М. Популярная художественная энциклопедия. Т.1. - М.: Советская энциклопедия, 1986 г. - 464 с.
Поступила в редакцию 30.03.2018
Сведения об авторе:
Мозолевская Ирена Алексеевна - старший государственный таможенный инспектор отдела криминалистических исследований, Экспертно-криминалистическая служба - региональный филиал Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Санкт-Петербурга, e-mail: [email protected]