Вопросы оценки культурных ценностей
Н.Ю. Пузыня
профессор кафедры ценообразования и оценочной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (СПбГУЭФ), директор программы профессиональной переподготовки по курсу «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» Высшей экономической школы СПбГУЭФ, кандидат экономических наук, оценщик нематериальных активов (г. Санкт-Петербург)
А.Н. Локтионов
заместитель генерального директора ООО «Городской центр оценки», член Экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков «Общероссийская общественная организация «Российское общество оценщиков» (РОО), сертифицированный РОО оценщик бизнеса, недвижимости, машин и оборудования, оценщик 1 категории, кандидат экономических наук (г. Санкт-Петербург)
А.В. Михлин
специалист-оценщик ООО «Городской центр оценки», действительный член саморегулируемой организации оценщиков «Общероссийская общественная организация «Российское общество оценщиков» (РОО), аспирант кафедры ценообразования и оценочной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (г. Санкт-Петербург)
Александр Никитович Локтионов, info@gzo-spb.ru
В настоящее время оценкой культурных ценностей занимаются музейные работники, антиквары, эксперты таможенных служб, эксперты аукционных домов, галерей и выставок, эксперты-оценщики. Все они по-разному понимают рыночную стоимость объектов оценки, процесс оценки и толкуют понятие «культурные ценности». Единая методология оценки культурных ценностей не разработана. Многие считают, что на рынке культурных ценностей действуют свои специфические законы, отличные от общих экономических законов материального мира. Попробуем в этом разобраться, учесть мнения и высказывания известных арт-дилеров, музейных работников, антикваров и представить проблему с точки зрения оценочной теории, особенностей объекта оценки, основных принципов и методов оценки.
На рынке в качестве объектов оценки выступают антиквариат, предметы коллекционирования, музейные предметы, куль-
турные ценности. Все эти понятия суть не одно и то же.
Антиквариат - это старые и редкие художественные произведения или ценные вещи, которые являются объектом торговли и собирательства1. Основными признаками антикварной вещи специалисты считают следующие:
• старость;
• редкость или уникальность;
• несерийность;
• связанность с исторической эпохой или историческими событиями;
• невозможность воспроизводства;
• художественная ценность.
Чтобы вещь считалась антикварной, она должна обладать хотя бы одним из перечисленных признаков. Главным признаком является категория старости, и она должна присутствовать всегда. Под предметами антиквариата понимаются культурные ценности, созданные более 50 лет назад. До 2002 года торговать антикварными веща-
1 Юткина Ю. Что такое антиквариат? Определимся в понятиях [Электронный ресурс] : Юткина Ю. // Личные деньги. 2005. Ш1_: http://www.artcons.ru/press/personalmoney.html (дата обращения: 10 июня 2005 года).
ми могли только их автор или организация, имеющая соответствующую лицензию.
В Международных стандартах оценки (МСО 2007), в подпункте 3.2 пункта 3 Международного руководства по оценке 5 (МР 5) «Оценка стоимости движимого имущества», введен термин «предметы коллекционирования» - «широкий термин, используемый для описания объектов, собираемых в связи с интересом, который они вызывают благодаря их редкости, новизне или уникальности. В некоторых государствах этот термин может применяться среди прочего к произведениям искусства, старинным предметам, драгоценным камням, ювелирным изделиям, музыкальным инструментам, нумизматическим или филателистическим коллекциям, редким книгам и архивным материалам. В других странах этот термин используется для обозначения как указанных категорий, так и широкого спектра объектов, которые не относятся к какой-либо иной категории движимого имущества».
В статье 3 Федерального закона «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» используется термин «музейный предмет», который определяется как «культурная ценность, качество, либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление».
Понятие «культурные ценности» является наиболее широким, включающим в себя другие рассмотренные понятия и дающим исчерпывающее представление об исследуемом объекте. Культурные ценности можно охарактеризовать как ценные предметы, имеющие важное значение для общества и соответствующие высокому уровню культурного развития.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации «О ввозе и вывозе культурных ценностей» под культурными ценностями понимаются движимые объекты материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации, а именно:
• культурные ценности, созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами Российской Федерации;
• культурные ценности, имеющие важ-
ное значение для Российской Федерации и созданные на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации;
• культурные ценности, обнаруженные на территории Российской Федерации;
• культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественнонаучными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;
• культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов;
• культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.
В статье 7 указанного закона приводится расшифровка понятия культурных ценностей:
1) исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);
2) предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;
3) художественные ценности, в том числе:
• картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;
• оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;
• оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;
• художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;
• гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;
• произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;
• изделия традиционных народных художественных промыслов;
4) составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;
5) старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;
6) редкие рукописи и документальные памятники;
7) архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;
8) уникальные и редкие музыкальные инструменты;
9) почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;
10) старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;
11) редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;
12) другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.
Таким образом, к культурным ценностям относятся объекты архитектуры, живописи, нумизматики, музыкальные инструменты и многие другие. Здесь ключевым является понятие «движимое имущество», и при оценке архитектурных культурных ценностей следует исходить из понимания, отделим объект от здания или сооружения без его существенной деформации либо его перемещение невозможно. Тем не менее схожесть некоторых принципов оценки движимого имущества еще не ведет к схожести методологии оценки движимого имущества и культурных ценностей. Попытка подведения оценки культурных ценностей под некий шаблон для оценки движимого имущества не выдерживает никакой серьезной критики.
Рассмотрим особенности культурных ценностей как объекта оценки более подробно.
2 Ш1_: http://artinvestment.ru
Особенности культурных ценностей как объекта оценки
Культурные ценности - это специализированные активы, которым присущи специфические свойства, отмечаемые известными экспертами, например Владимиром Богдановым2:
• разнородность (все многообразие объектов, относимых к культурным ценностям: от скрипки XVI века до живописи «шестидесятников»);
• уникальность (единственность и трудность воспроизводства культурных ценностей);
• географические границы и национальные предпочтения (национальное искусство ценится выше в стране резидентов, оно ликвиднее зарубежных аналогов);
• высокие транзакционные издержки (уровень транзакционных издержек достаточно высок и может составлять 10-50 процентов от рыночной стоимости культурной ценности);
• низкая ликвидность (срок экспозиции таких объектов может существенно превышать 12 месяцев при продаже по рыночной стоимости, однако бывают и исключения. При определении ликвидационной стоимости дисконт на такие активы, как картины, может составлять от 10 до 80 процентов);
• «сжатость» актива - продолжение производства объектов культурных ценностей: как новых, так и копий. Значимость новых произведений искусства невысока, их доля на рынке -не более 10 процентов;
• особенности налогообложения при ввозе-вывозе. За право вывоза культурных ценностей, созданных более 50 лет назад, платится пошлина в размере 10 процентов от их стоимости, менее 50 лет назад - 5 процентов от их стоимости. За право временного вывоза культурных ценностей государственная пошлина составляет 0,01 процента от их страховой стоимости.
Если произведение искусства ввозится непосредственно владельцем для личного использования и производятся процедуры декларирования и регистрации, то в этом случае таможенные пошлины и налоги не взимаются. Если произведение искусства ввозится для
осуществления предпринимательской деятельности, то в этом случае уплачивается налог в размере 18 процентов;
• духовное и эстетическое содержание.
В таблице 1 и на рисунке 1 представлена информация о среднегодовом доходе от
Таблица 1
Среднегодовая доходность от искусства в сопоставлении с индексом S&P 500, %3
Годы Искусство Акции
Среднее Стандартное отклонение Среднее Стандартное отклонение
1875-1999 5,60 25,60 11,10 19,00
1900-1999 4,70 20,30 12,20 19,80
1950-1999 5,30 9,30 14,60 16,50
1978-2003 10,99 нет данных 13,82 нет данных
1998-2003 8,67 нет данных -0,68 нет данных
Рис. 1. Индекс доходности искусства Мея - Мозеса All Art в сравнении с индексом Standard & Poors 500 (S&P 500) за 196G-2G1G годы (по оси абсцисс - время, в годах; по оси ординат - общий накопленный доход, в процентах к 1960 году)4
3 Дамодаран А. Инвестиционная оценка. М. : Альпина бизнес букс, 2007. С. 1025-1026. Также использовались данные ияи http://www.artasanasset.com/indices
4 ияи http://www.artasanasset.com/indices
Индекс Мея - Мозеса разработан на основе повторных продаж более 15 тысяч предметов искусства начиная с 1875 года, показывает ценовые тенденции на рынке искусства. Недостаток: учитывает только публичные продажи. Согласно исследованиям Мея - Мозеса искусство топ-сегмента растет в цене медленнее искусства в целом.
искусства и акций, включенных в индекс Standard and Poors 500 (S&P 500), на различных временных интервалах.
Искусство в целом менее подвержено конъюнктурным колебаниям, чем акции.
За последние 10 лет (с 2001по 2011 год) индекс Мея - Мозеса шесть раз обгонял знаменитый индикатор широкого рынка акций США, а его среднегодовая доходность составила 7,8 против 2,7 процента у индекса S&P 5005.
Со специфическими свойствами объекта оценки (исследования) связаны свойства рынка.
Свойства рынка культурных ценностей
Основными эффектами в формировании спроса на рынке торгуемых культурных ценностей являются эффекты Веблена (рост спроса при росте цены, подчеркивание статуса потенциального покупателя) и эффект сноба (нежелание подражать мнению и вкусам большинства).
Рынок культурных ценностей во многом похож на рынок элитной недвижимости, им присущи многие схожие эффекты. Он положительно коррелирует с фондовым рынком, однако есть случаи отрицательной корреляции (как правило, для ценностей высшего качества, мирового уровня).
Кризис на рынке культурных ценностей (снижение индексов) проявляется через 6-9 месяцев после падения котировок на фондовом рынке.
Предложение на рынке культурных ценностей не эластично, ограничено, цена определяется спросом. Как правило, стоимость культурных ценностей не обесценивается, а увеличивается с течением времени.
Формы продаж (варианты рынка)
культурных ценностей
Формирование цены на рынке культурных ценностей - процесс достаточно сложный и противоречивый. В настоящее время существует шесть вариантов рынка, на котором продаются и покупаются культурные ценности:
• аукцион;
• галерея;
• ярмарка (арт-ярмарка, художественная ярмарка, ярмарка искусства и т. д.);
• выставка;
• прямая продажа коллекционером или наследником;
• мастерская художника (автора).
В последнее время становятся популярными интернет-ярмарки и аукционы.
Форма продаж оказывает сильное влияние на ценообразование культурных ценностей, находящихся в обороте.
Аукционные продажи формируют верхнюю границу стоимости культурных ценностей. Информация о таких сделках достоверна, риск неподлинности минимален.
Реальная цена, формируемая на аукционе, включает следующие составляющие:
• молотковая цена6 (цена, по который лот продан);
• комиссионные продавца (выплачиваются аукционному дому продавцом, вычитаются из молотковой цены, как правило, составляют 10-20 процентов от молотковой цены, иногда ниже);
• премия покупателя (12-25 процентов от молотковой цены);
• налог автору или его наследникам (в России - 5 процентов от суммы сделки, когда произведение продается по цене, превышающей предыду-
5 иЯ1_: http://www.vedomosti.ru/personal-finance/news/1474009/iskusstvo_luchshe_akcij
6 В пункте 3 Международного руководства по оценке 5 (МР 5) «Оценка стоимости движимого имущества» даются следующие определения.
Аукционная цена - цена, отражающая окончательно принятое предложение на публичном аукционе. Она может как включать, так и не включать вознаграждения и комиссии.
Молотковая цена - принятое и объявленное предложение цены, не считая каких-либо вознаграждений или комиссий, и потому это не обязательно цена покупки.
Продажа по частному договору - продажа, при которой ведение переговоров и совершение сделки осуществляются непосредственно между ее сторонами, а не через публичный аукцион или иным методом. Цена продажи, уплачиваемая при продаже по частному договору, обычно не известна никому, кроме участников сделки.
щую на 20 процентов; в странах Евросоюза - 0,5-5 процента; действует в течение 70 лет после смерти автора);
• налог на добавленную стоимость (НДС, VAT) - в зависимости от страны, где проводился аукцион, 17-22 процента;
• транспортные расходы - доставка из Европы в Россию обходится в сумму от 300 до 5 000 долларов;
• расходы на страхование - от 0,1 до 4,5 процента (обычно 0,5-3 процента) от страховой стоимости в зависимости от типа предмета.
Эстимейт, или предварительная оценка продаваемого лота, обычно формируется следующим образом: ниж-
няя планка эстимейта составляет 60-70 процентов от цены продажи лучшей аналогичной проданной работы автора (базы), верхняя планка - 80 процентов от базы. Резервная цена, ниже которой лот не может быть продан, устанавливается на уровне 75-80 процентов от нижнего значения эстимейта или равна ему.
Одна аукционная продажа не может являться окончательной ценой. Лишь только при наличии 7-10 продаж аналогичных (дата создания, качество, размер) работ можно говорить о сформировавшихся ценах на конкретные произведения искусства автора.
Информацию об аукционных продажах можно использовать при проведении оценки культурных ценностей в основном методами сравнительного подхода (методом анализа иерархий, методом сравнения аналогичных продаж, трендовым анализом, путем изучения статистики продаж). Основное, на что следует обратить внимание, это:
1) дата аукционной продажи (использование данных о сделках, произошедших более 1 года назад, нежелательно). Стоит уделить внимание динамике индексов искусства (индекс Мея - Мозеса, индексы Skate’s Top, ARTIMX), отражающих изменение цен на «среднее произведение» автора или целого художественного стиля (наиболее актуально для живописи, графики, фотографии, принтов);
2) разрыв между эстимейтом и молотковой ценой. В экспертно-оценочном со-
обществе ведутся ожесточенные дискуссии по поводу того, является ли цена продажи на аукционе рыночной и является ли она основой для определения рыночной стоимости. На наш взгляд, аукцион - это рынок, правда, подчиняющийся своим специфическим законам и механизмам регулирования. Спорным остается тот факт, что цена, определяемая двумя последними участниками торгов, претендует на название «рыночная». Это рыночная цена спроса на дату продажи. Очевидно, что окончательную цену нужно «очистить» от комиссионных продавца и премии покупателя (по сути, это комиссионные аукционному дому). Также, по нашему мнению, в некоторых случаях стоит произвести корректировку молотковой цены на премию за иррациональность, образующуюся в результате торгов сверх эстимейта и обычно составляющую 10-40 процентов (бывают случаи, когда она равна 0 процентам, а иногда доходит до 300 процентов и даже более). Такая скидка должна быть тщательно обоснована в результате изучения статистики продаж работ конкретного автора (а также аналогов) за достаточно длительный временной интервал;
3) случай, если лот не продан. В такой ситуации цена и стоимость на прочие работы автора в обороте сокращаются, как правило, на 30-50 процентов и даже более. Этот факт следует интерпретировать как потерю интереса к автору (художнику), выход из моды, неблагоприятная конъюнктура на рынке культурных ценностей.
Коррекция рыночной стоимости произведений искусства и культурных ценностей также осуществляется посредством цен, предлагаемых галереями и арт-ярмарками (в основном международных). Галереи и ярмарки в большинстве своем предлагают живопись, графику, скульптуру. Цены, выставляемые галереями, позволяют оценить текущую стоимость конкретных художников как двухмерного, так и трехмерного пространства. Это цены предложения. Как показывает практика, цены на крупных арт-ярмарках на 20 процентов выше галерейных. Дон Томпсон отмечает: «Ярмарочные цены на модного художника ... начинаются от галерейной цены плюс одна треть раз-
ницы между галерейной и аукционной це-ной»7.
Очевидно, рыночная стоимость находится в интервале между галерейной и аукционной ценой. Часто галерея является источником ценообразования произведений конкретного, продвигаемого ею художника (автора). Особенностями ценообразования на картины в галереях является следующее:
• первоначальная цена на работу художника отражает репутацию галереи (мейнстрим - от 2,5-4 тысяч долларов, брендовая - от 12-15 тысяч долларов8). В галереях, в том числе российских, цена обычно не устанавливается ниже 2 тысяч долларов;
• арт-дилеры и галереи ни в коем случае не снижают цены на произведения (снижение цен свидетельствует о том, что художник потерял интерес и благосклонность публики);
• цены устанавливаются из принципа «лучше распродать всю выставку, чем продать одну работу за максимальную цену»;
• стандартная скидка в галереях, закладываемая в цену, - 7-20 процентов (в основном 10 процентов);
• потолок дилерских цен определяется аукционными ценами;
• существует возможность для арбитража (в Европе цены в галереях выше, чем в США, на 25-45 процентов9). Иногда галереи устанавливают правило, согласно которому покупатель не имеет права моментально перепродать другой галереи или выставить на аукцион ценность, не предложив ее сначала приобрести галерее, где произведение было куплено.
Хорошим помощником для оценщиков является справочник «Единый художественный рейтинг», устанавливающий минимальные цены на художественные произведения двухмерного и трехмерного
пространства. Галереи и арт-дилеры активно им пользуются.
Рейтинговые категории
• 1 - художник мировой известности, проверенный временем (не менее века);
• 1А - художник мировой известности;
• 1В - художник-профессионал высокого класса с выдающимися организаторскими способностями, пользующийся безусловным спросом и популярностью;
• 2А - художник-профессионал высокого класса с ярко выраженной творческой индивидуальностью;
• 2В - художник-профессионал высокого класса, признанный и востребованный художественным рынком и публикой;
• ЗА - художник-профессионал с узнаваемым индивидуальным стилем;
• ЗВ - художник-профессионал, признанный и востребованный художественным рынком и публикой;
• 4А - состоявшийся профессиональный художник с творческим потенциалом;
• 4В - состоявшийся профессиональный художник, востребованный художественным рынком;
• 5А - сложившийся художник с творческим потенциалом;
• 5В - сложившийся профессиональный художник;
• 6А - формирующийся художник с творческим потенциалом;
• 6В - формирующийся профессиональный художник;
• 7 - начинающий художник.
Техники исполнения
• техника 1 - холст, масло (акрил, темпера и т. п.), размер 50 * 60 см;
• техника 2 - бумага, акварель (гуашь, пастель и т. п.), размер 40 * 50 см;
7 Томпсон Д. Как продать за 12 миллионов долларов чучело акулы. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах / пер. с англ. Н. И. Лисовой. М. : Издательство «Центрополиграф», 2011.
8 Там же. С. 286.
9 Например, картина «Знак доллара» Энди Уорхола в Базеле стоила 750 тысяч долларов, в Майами - 575 тысяч долларов.
• техника 3 - станковая графика (тушь, карандаш и т. п.), размер 20 * 30 см;
• техника 4 - авторская печатная графика (офорт, литография, гравюра и т. п.), размер 20 * 30 см;
• техника 1 для трехмерного пространства - скульптурные произведения станкового характера.
Комментарии к ценовым рекомендациям, данным в справочнике «Единый художественный рейтинг»
• цены являются рекомендуемым социальным минимумом на работы со-
временных (живущих и работающих) художников;
• при формировании рекомендуемых цен на работы современных художников учитывались и цены антикварного рынка;
• цены приведены в долларах США;
• цены включают услуги менеджеров и галерей, то есть являются итоговыми для покупателя независимо от того, на первичном или вторичном рынке производится покупка.
В таблицах 2 и 3 приведены ценовые рекомендации из справочника «Единый художественный рейтинг»10.
Таблица 2
Ценовые рекомендации для номинации «Художники двухмерного пространства», долл.
Рейтинговый уровень Техника 1 Техника 2 Техника 3 Техника 4
2 8 960 5 760 3 200 640
3 5 500 3 600 2 000 400
4 3 360 2 160 1 200 240
5 2 240 1 449 800 160
6 1 120 720 400 80
Таблица 3
Ценовые рекомендации для номинации «Художники трехмерного пространства», долл.
Рейтинговый уровень Техника 1
2 6 000
3 4 400
4 2 640
5 1 360
6 880
Специфическое ценообразование имеет место при продажах культурных ценностей наследниками художников. При оценке внимание должно уделяться мотивам продавца.
Рынок культурных ценностей имеет свои достоинства и недостатки.
Достоинства:
• высокая доходность от инвестиций в высококачественные произведения искусства;
• постоянно растущий спрос на первоклассные произведения;
• наличие культурных активов в инве-
Единый художественный рейтинг. М., 2010. Выпуск XVII. Ш1_: http://rating.artunion.ru/
стиционном портфеле снижает уровень риска портфеля (диверсификация);
• благоприятные прогнозы развития рынка культурных ценностей в краткосрочном и долгосрочном периодах;
• возможность выбора приемлемого ценового диапазона;
• широкий простор инвестиционной деятельности как крупных, так и малых участников рынка;
• эстетические дивиденды от обладания произведениями искусства;
• возможность повышения социального статуса, расширения круга интересов и деловых контактов.
Недостатки:
• слабое государственное регулирование;
• перекос цен в одну и ту же предметнотематическую сторону предметов коллекционирования;
• рост преобладания теневых, инсайдерских сделок;
• определенные проблемы оценки;
• обогащение группы «операторов» рынка в ущерб иным участникам сделок;
• неуплата или неадекватная уплата налогов и сборов;
• увеличение числа судебных исков среди участников сделок;
• рост высокотехнологичных подделок;
• рост нелегального вывоза и ввоза культурных ценностей;
• слабые возможности страхования и кредитования.
Исходя из особенностей объекта и свойств рынка можно сформировать принципы оценки культурных ценностей и выделить основные ценообразующие факторы.
Принципы оценки культурных ценностей
Процесс определения цены (стоимости) культурных ценностей базируется на ряде принципов, являющихся основополагающими атрибутами оценки. При оценке рыночной стоимости таких ценностей выделяют
принципы, связанные с рыночной средой, а именно:
1) принцип соответствия (стоимость объекта создается и сохраняется тогда, когда его характеристики соответствуют потребностям рынка; огромную роль играет мода);
2) принцип спроса и предложения (цена объекта изменяется в результате взаимодействия сил спроса и предложения: растет при увеличении спроса и снижается при увеличении предложения). Рынок культурных ценностей, особенно живописи, часто не подчиняется закону спроса и предложения. Так, даже во времена войн и рецессий стоимость и цены уникальных произведений искусства не снижались при практически полном отсутствии спроса. При оценке культурных ценностей стоит помнить, что предложение таких активов ограничено, что влияет на стоимость;
3) принцип внешних факторов (колебания экономической конъюнктуры могут оказывать положительное или отрицательное влияние на стоимость);
4) принцип ограниченной конкуренции (для инвесторов при оценке культурных ценностей, например картин, конкуренция может быть как между авторами, так и между жанрами (школами, направлениями), уникальные объекты находятся вне конкуренции);
5) принцип изменения (в условиях кризиса, изменения внешних условий стоимость не остается постоянной, она меняется со временем);
6) принципы, основанные на представлениях пользователя (покупателя, инвестора):
• принцип полезности (отражает способность объекта культурных ценностей удовлетворять потребности пользователя в конкретном месте и в течение конкретного периода времени; наиболее проявляется при оценке культурных ценностей как объекта инвестиций);
• принцип ожидания (стоимость создается ожиданием выгод, которые должны быть получены в будущем от обладания культурными ценностями);
• принцип замещения (максимальная стоимость определяется наимень-
шей ценой или стоимостью, по которой может быть приобретен другой объект культурных ценностей эквивалентного качества и полезности; этому принципу можно не следовать при оценке уникальных произведений искусства).
Отдельно стоит рассмотреть принципы вклада и наиболее эффективного использования (НЭИ).
Принцип вклада
Реставрационные работы (обрамление, золочение, эмалирование и другие) влияют на стоимость. При этом требуется грамотно сопоставить затраты на реставрационные работы и величину увеличения стоимости. Вклад может быть положительным (увеличение стоимости превышает затраты на реставрацию), отрицательным (увеличение стоимости меньше затрат на реставрацию), нейтральным (увеличение стоимости равно затратам на реставрацию). Реставрация объектов культурных ценностей требует высокого профессионализма реставраторов и практически всегда сопряжена со значительными расходами.
Принцип наиболее эффективного
использования
Относительно культурных ценностей принцип НЭИ учитывается в основном при оценке ссудного обеспечения (залога). Наиболее эффективное использование трактуется как «наиболее рентабельное» на момент оценки - это использование объекта с максимальной отдачей или сегодня, или в неопределенный (определенный) будущий период времени, что обуславливается опционной компонентой.
Стоимость любого объекта культурных ценностей, не требующего реставрации, всегда выше, чем стоимость аналогичного отреставрированного объекта.
Ценообразующие факторы
Сколь многообразны культурные ценно-
сти, столь бесчисленны и факторы, влияющие на их ценообразование и стоимость. Так, если для персидских ковров ручной работы основными ценообразующими факторами выступают размер, основа, высота ворса, плотность ворса (количество узелков на один квадратный метр), стиль, вес, обработка края, то для икон, скрипок Страдивари, антикварных бейсбольных карт определяющими будут совершенно другие признаки.
Искусствоведы, научные работники, эксперты и оценщики выделяют различные факторы (критерии) стоимости, часто имеющие близкий смысл, но именующиеся по-разному. Так, члены экспертной фондовозакупочной комиссии (ЭФЗК) при оценке музейных предметов, как правило, учитывают следующие факторы11:
• мемориальность (наличие клейма, знака, подписи мастера, обозначения места и времени изготовления, роль предмета в коллекции);
• сохранность (в случае неудовлетворительного состояния существует необходимость проведения профессиональной реставрации; необратимый характер изменений оригинального предмета). Стоит учесть, что стоимость профессионально отреставрированного объекта культурных ценностей все равно ниже, чем стоимость оригинального предмета, не требующего реставрации;
• профильность предмета для коллекционного собрания (возможность его оборота в различных направлениях музейной деятельности);
• культурно-историческая значимость;
• причинно-следственные мотивы пополнения коллекционного собрания;
• время и место изготовления, ареал бытования;
• тематическая и этническая принадлежность;
• включение в каталог Музейного фонда Российской Федерации.
По результатам анализа различных ис-
11 Романова Н. М., Александрова М. А., Михайлова Е. А., Фомичева Н. М. Экспертиза, оценка и страхование музейных предметов: вопросы теории и практики. СПб. : Издательство «Нестор-История», 2011. С. 58-59.
точников12 авторами статьи предлагается выделить наиболее общие факторы, влияющие на стоимость практически всех движимых (насколько корректно может быть применено понятие движимого имущества к музейным предметам и выставкам) объектов материального мира, относящихся к категории «культурные ценности»:
• техника исполнения;
• качество работы и сохранность (термин «износ» в оценке культурных ценностей нежелателен);
• размер (например, для живописи, существует негласные «рыночные стандарты» - 50 х 70 см, 60 х 80 см, хотя бывают и исключения);
• провенанс (история владения, наличие подписи, датировки);
• возраст произведения (очень важно время создания оцениваемого произведения относительно других произведений автора; для некоторых культурных ценностей, например для живописи, не является определяющим);
• общепризнанный класс автора (рейтинг), принадлежность к конкретной исторической эпохе, история автора (самобытность, новаторство) и оцениваемого произведения (вес этой группы ценообразующих факторов в стоимости доходит до 60-70 процентов);
• редкость;
• наличие положительных аукционных продаж;
• оценки критиков, участие в международных проектах;
• частота проведения персональных выставок автора, вхождение в авторитетные каталоги (наиболее актуально для современного искусства);
• наличие работ автора в музеях, галереях и известных частных коллекциях;
• соотношение спроса и предложения на рынке культурных ценностей.
Очень сильное влияние также оказывают субъективные факторы, такие как лич-
ные пристрастия потенциального покупателя (платит так называемую «премию за иррациональность») и желание обладать определенным произведением. Этим отчасти объясняется разрыв между эстимейтом и молотковой ценой.
Виды стоимости
В контексте ФСО № 2 «Цели оценки и виды стоимости» в Российской Федерации используются следующие виды стоимости, применимые и в оценке культурных ценностей: рыночная стоимость, инвестиционная стоимость, ликвидационная стоимость (см. табл. 4).
МСО 2007 относит предметы коллекционирования к движимому имуществу (МР 5). В пункте 1.2 МР 5 отмечается, что «обычно оценки движимого имущества стремятся проводить на базе рыночной стоимости». При условии надлежащего разъяснения и раскрытия данных можно применять базы справедливой стоимости, инвестиционной стоимости, или ценности, специальной стоимости (сумма, превышающая рыночную стоимость и отражающая определенные свойства актива, имеющие ценность только для специального покупателя).
Вопросы стоимости применительно к оценке культурных ценностей нуждаются в дальнейшей разработке.
Значение экспертизы. Подходы к оценке культурных ценностей и методы их оценки
Первое и основное, с чего надо начинать стоимостную оценку культурных ценностей, - это удостовериться в их подлинности. Для решения этой задачи необходимо заключение искусствоведческой (иногда говорят об атрибуции) и техникотехнологической (физико-технологической и химико-технологической) экспертиз. Искусствоведческая экспертиза должна быть проведена в любом случае, именно по ре-
12 По мнению авторов статьи, одна из наиболее удачных классификаций факторов, влияющих на стоимость культурных ценностей, предложена А. Курмашевой. Ш1_: http://www.artcurator.ru/ru/art-life-blog/for-collectors/209-problematika-stoimostnoi-otsenki-predmetov-iskusstva
Таблица 4
Связь цели оценки и вида стоимости
Функция оценки Вид стоимости (по ФСО)
Продажа или покупка культурных ценностей Рыночная
Налогообложение (при дарении, ввозе-вывозе) Рыночная (или по налоговому законодательству)
Отчуждение Рыночная (принцип справедливой компенсации)
Приватизация Рыночная
Страхование Рыночная
Кредитование Рыночная и ликвидационная
Оценка вклада в уставный капитал Рыночная
Финансирование инвестиционных решений о покупке культурных ценностей Инвестиционная
зультатам ее проведения устанавливается имя мастера, она является определяющей для ответа на вопрос: «Характерна ли оцениваемая работа для данного мастера?». Технико-технологическая экспертиза, как правило, стоит дороже, так как требует наличия специального дорогостоящего оборудования (микроскопы, рентген, аппараты УФ- и ИК-излучения, химического апробирования). Она идет в дополнение к искусствоведческой и не делает заключения атрибутивного характера, свидетельствуя, что полученные объективные технологические данные либо не противоречат современному представлению о технологической специфике произведения мастера, времени или места его создания, либо, напротив, противоречат им.
Стоимость экспертизы (атрибуции) - от 200 до 5 000 долларов, также приводятся цифры 10-15 процентов от рыночной стоимости исследуемой культурной ценности13. В настоящее время экспертизу проводят специализированные экспертные организации (например «Арт-Консалтинг»), аукционные дома, некоммерческие фонды, частные эксперты, государственные структуры (Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени
академика И.Э. Грабаря и Всероссийский научно-исследовательский институт реставрации). Музеи не имеет права проводить экспертизы.
В искусствоведческом экспертном заключении, а также в описании объекта оценки обязательно должны быть отмечены следующие пункты:
• автор;
• название;
• подпись и дата;
• основа, размер;
• техника;
• краткие сведения об авторе, его характерный стиль, сюжеты;
• краткая история исследуемой культурной ценности, провенанс;
• сведения об аналогичных работах автора;
• данные об эксперте.
Если нет заключения экспертизы, достоверность оценки сводится к нулю со всеми вытекающими последствиями.
Далее необходимо изучить предоставленные документы на объект оценки. Интерес представляют следующие:
1) экспертное заключение;
2) научный паспорт (при оценке музейных предметов);
13 Романова Н. М., Александрова М. А., Михайлова Е. А., Фомичева Н. М. Экспертиза, оценка и страхование музейных предметов: вопросы теории и практики. СПб. : Издательство «Нестор-История», 2011. С. 27.
3) договоры купли-продажи, документы, подтверждающие провенанс:
• свидетельство или заявление о подлинности произведения искусства, подписанное уполномоченным органом власти или экспертом-искусствоведом;
• этикетки или ярлыки, свидетельствующие об участии предмета в выставках или экспозициях,
• оригинальная квитанция о продаже, фильм или аудиозапись с рассказом художника о своем произведении искусства,
• отчет об оценке, произведенной уполномоченным органом власти или экспертом-искусствоведом;
• письмо-описание или письменное заключение от уполномоченных органов власти;
• описание или иллюстрации, опубликованные в печатных СМИ;
• описание или иллюстрации, опубликованные в книгах или выставочных каталогах;
4) договоры страхования;
5) свидетельство на право вывоза с территории;
6) справка на вывоз предметов культурного назначения;
7) таможенная декларация (ТД-6).
Затем необходимо провести анализ рынка культурных ценностей и непосредственно того сегмента, к которому относится оцениваемая ценность. В современных условиях существует множество открытых источников, публикующих обзоры рынка искусства (например Artlnvestment), аукционные дома публикуют информацию о продажах (наибольший интерес представляет информация аукционных домов Sotheby’s, Christies, в России - «ГЕЛОС»). Поиск аналогов осуществляется по разделам (импрессионизм, старые мастера, русское искусство, азиатика, фарфор, иконы и прочие). Галереи, как правило, цены не публикуют, но при желании их можно узнать. Существует множество каталогов по антиквариату, онлайн антикварных
салонов и магазинов, но к опубликованной в них информации нужно относиться с осторожностью. Оценка же уникальных ценностей (для начинающих оценщиков многие типовые культурные ценности могут показаться уникальными) немыслима без привлечения антикваров и искусствоведов.
МСО 2007 допускает использование аукционных цен при применении подхода к оценке на основе сравнения продаж. Следует вносить поправки с учетом различий, возникающих из-за различающихся уровней рынка.
Также существуют платные базы с ценами на искусство и историей продаж (например artprice.com).
На следующем этапе оценщик выбирает методы стоимостной оценки в рамках трех классических подходов к оценке: затратного, сравнительного (рыночного) и доходного.
Культурные ценности оцениваются всегда по отдельности, даже при наличии типовых групп.
По мнению авторов настоящей статьи, основным подходом к оценке культурных ценностей является сравнительный подход, а основным методом - метод анализа иерархий (МАИ) как вариация метода сравнения аналогичных продаж, основанного на изучении статистики продаж. Пошаговая процедура оценки картины с использованием МАИ приводится на сайте аукционного дома «ГЕЛОС»14. МАИ хорошо известен оценщикам недвижимого и движимого имущества, поэтому приводить в статье алгоритм расчета не имеет смысла.
Приоритетность сравнительного подхода к оценке произведений искусства и культурных ценностей в целом подчеркивает Асват Дамодаран: «Стоимость их оценивается из сочетания таких факторов, как редкость, потребительская полезность и индивидуальные восприятия... На практике они (искусство и предметы коллекционирования) почти всегда оцениваются на сравнительной основе. Так, какая-либо работа Пикассо обычно оценивается путем изучения, за какую цену в последнее время были проданы другие работы Пикассо»15. Он отмечает
14 URL: http://www.gelos.ru/consulting/MAI-Gelos-Inet.htm
15 Дамодаран А. Инвестиционная оценка. М. : Альпина бизнес букс, 2007. С. 1025-1026.
следующие проблемы оценки: не слишком ликвидный рынок, где наблюдается достаточно мало сделок; отсутствие двух одинаковых работ и существование серьезных различий в стиле и ценности, возможность подделки и мошенничества.
Д. Томпсон отмечает, что «для заключения сделки и продажи произведение искусства должно иметь цену. Как определяется эта цена? Ясно, что к себестоимости она не имеет отношения. Стоимость холста и красок, потраченных на картину, не превышает 50 фунтов. Затраты рабочего времени здесь тоже ни при чем. На создание картины может уйти три часа, а может и три месяца»16.
Затратный подход при оценке произведений искусства в МСО 2007 формулируется как «сравнительный подход, рассматривающий в качестве заменителя при покупке данного произведения искусства возможность создания другого произведения искусства, которое заместит данное. Оценка стоимости оценщиком должна основываться на затратах воспроизводства или замещения данного произведения искусства с учетом природы самого замещения, то есть будет ли это, замещением старого объекта новым, замещение через покупку на вторичном рынке, репликацией или точной копией».
В МСО 2007 (МР 5) отмечается, что «применение затратного подхода может оказаться особенно полезным при оценках таких объектов движимого имущества, у которых имеется множество копий, например керамические статуэтки, или объекты, изготавливаемые путем чеканки»17.
В рамках затратного подхода существует несколько авторских разработок: методика ТЭС Тамойкиных, метод Индутного, метод Архипова, методика Дроновой (оценка ювелирных изделий), площадный метод Соловьева (оценка картин) и другие. Авторские методики в основном строятся по принципу
выделения следующих составляющих стоимости культурных ценностей:
• материальный фактор (стоимость материалов, труда, времени, накладных издержек, учет сохранности и износа);
• нематериальный фактор;
• актив «ценность» (значение близко к понятию «инвестиционная стоимость»).
Для учета двух последних факторов вводится шкала повышающих и понижающих базисную (первоначальную) стоимость коэффициентов (мультипликаторов). Одни авторы методик ни слова не говорят об экономическом износе, другие его учитывают отдельно.
Исходя из критериев узнаваемости и количества положительных отзывов, по мнению авторов настоящей статьи, методика ТЭС18 является более проработанной и аргументированной по сравнению с другими, хотя и о ней есть негативные отзывы. Вообще, применение затратного подхода к оценке стоимости объектов, в основе которых лежит нематериальный фактор, вызывает сомнение. Согласно этой методике расчет стоимости культурной ценности осуществляется в следующей последовательности:
• выбор корректного метода ТЭС по уровню значимости объекта (локальный - мировой) и количеству копий;
• определение базисной стоимости, включающей 4 компонента (стоимость материалов, стоимость труда, накладные и административные расходы). Существуют три способа рассчитать базисную стоимость: принять за единицу, рассчитать исходя из цен современных материалов и технологий; рассчитать в современной валюте в перерасчете на «временную инфляцию», используя принцип «временного модульного переноса» современной котировки золотой унции применительно к времени изготовления вещи;
16 Томпсон Д. Как продать за 12 миллионов долларов чучело акулы. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах / пер. с англ. Н. И. Лисовой. М. : Издательство «Центрополиграф», 2011. С. 279.
17 Международные стандарты оценки. Восьмое издание. 2007 / пер. с англ. И. Л. Артеменкова, Г. И. Микерина, Н. В. Павлова, А. И. Артеменкова; под ред. Г. И. Микерина, И. Л. Артеменкова. М. : Саморегулируемая общероссийская общественная организация «Российское общество оценщиков», 2008. С. 204, 205, 215.
18 Ш1_: http://www.tamoikinsmuseum.com/EUP/File/THE%20SYSTEM%20TES%20%20v2_8r%20PDF.pdf
• учет нематериальных факторов и актива «ценность» путем проведения мультипликативных корректировок по предложенным критериям;
• рассчитать итоговую рыночную стоимость и при необходимости ликвидационную стоимость.
Использование методики ТЭС возможно только при условии получения авторской лицензии.
Авторы настоящей статьи не проводили глубокий анализ остальных авторских методик. Применимость или неприменимость тех или иных методик на практике покажет время.
Музейные работники и члены экспертной фондово-закупочной комиссии оценивают музейные предметы следующими методами19, близкими по своей сути к комбинации сравнительного и затратного подходов:
• метод базовых цен (учет предыдущего опыта покупок) и метод рыночного ценообразования (базируется на соотношении спроса и предложения);
• метод фиксации максимальной доходности (при анализе деятельности выставок для особо ценных предметов -методы доходного подхода);
• метод объектного регулирования (для особо ценных и уникальных предметов).
Применение доходного подхода затруднительно, так как культурные ценности не создают денежные потоки. В случае оценки выставочных или музейных предметов достаточно проблематично выделить доход, приходящийся на конкретную ценность в общей коллекции музея (галереи, выставки).
Существуют мнения, что некоторые культурные ценности, например живопись
Рис. 2. Биномиальная модель: дерево решений
U = e0^at + (г - °2/2)^ (1) d = e~o^at + (г - 02/2)^ (2)
э - текущая цена актива (может быть принята как последняя аукционная цена либо как скорректированная аукционная цена);
и - повышающее движение цены; d - понижающее движение цены;
dt - число периодов в каждом году (или в единице времени);
а1 - количество выплат в период (при оценке культурных ценностей принимается за 1); р - вероятность движения цены.
19 Романова Н. М., Александрова М. А., Михайлова Е. А., Фомичева Н. М. Экспертиза, оценка и страхование музейных предметов: вопросы теории и практики. СПб. : Издательство «Нестор-История», 2011. С. 80-81.
в стиле кубизма и русского авангарда, можно оценивать методами ценообразования опционов американского типа при условии логнормального распределения. Действительно, культурные ценности, не создавая денежные потоки в явном виде, обладают некоторыми характеристиками опционов, так как их стоимость изменяется во времени. Интерпретировать результаты нужно с осторожностью, так как цены на культурные ценности могут изменяться скачкообразно в разные по длительности временные интервалы, культурные ценности могут не торговаться активно, возможен большой разброс дисперсии, исполнение опциона (покупка-продажа) - не мгновенное действие. Применимы как биномиальная модель Кокса - Росса - Рубинштейна, так и модель Блэка - Шоулза для реальных американских опционов.
Приведем формулы (1) и (2) для расчета стоимости с помощью биномиальной модели (см. рис. 2 на с. 50).
Формулы могут быть модифицированы с учетом вероятности изменения цен.
Также существует еще несколько моделей оценки культурных ценностей (например CFROI, статистическое моделирование), применяемых достаточно редко в силу трудностей обоснования параметров и большого количества допущений.
Методология оценки столь специфических объектов, как культурные ценности, нуждается в дальнейшей разработке.
Одним из этапов оценки является привлечение специалистов - искусствоведов и антикваров для получения экспертного заключения (искусствоведческого, технологического) о предмете (объекте оценки), что будет определенным препятствием для простого начинающего оценщика.
В Методике экономической оценки объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, разработанной коллективом автором в 2005 году20, есть схожее требование, но авторы настоящей статьи не видели ни одного отчета оценщика с приложением
о результатах экспертизы, проведенной архитектором, историком, искусствоведом.
Простой оценщик, номинально обладая правом оценивать культурные ценности без привлечения экспертов, по определению не может знать всех тонкостей оценки живописи, скульптуры, филателии, нумизматики, старинных музыкальных инструментов, музейных предметов. Необходимо объединить усилия оценщиков, искусствоведов, экспертов, работников музеев, артдилеров, коллекционеров для решения вопросов в сфере экспертизы и оценки. Лишь только совместными усилиями может быть сформирована методика, правильнее, даже не методика, а рекомендации по оценке рыночной и иных видов стоимости культурных ценностей, и только в этом случае может быть сделан шаг по пути к более прозрачному, честному, легальному рынку.
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ИСТОЧНИКИ
1. О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации : Федеральный закон от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ.
2. О ввозе и вывозе культурных ценностей : Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-1 (в редакции федеральных законов от 2 ноября 2004 года № 127-ФЗ, от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ, от 17 июля 2009 года № 150-ФЗ).
3. Об утверждении положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей : постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2001 года № 322 (в действующей редакции).
4. О реализации предметов антиквариата и создании специально уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей : Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 года № 1108.
5. Международные стандарты оценки. Восьмое издание. 2007 / пер. с англ. И. Л. Ар-теменкова, Г. И. Микерина, Н. В. Павлова,
Ш1_: http://mkrf.ru/documentations/585/?PAGEN_1 =2
20
А. И. Артеменкова; под ред. Г. И. Микерина, И. Л. Артеменкова. М. : Саморегулируемая общероссийская общественная организация «Российское общество оценщиков», 2008.
6. Федеральный стандарт оценки (ФСО № 1) : приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 256.
7. Федеральный стандарт оценки (ФСО № 2) : приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 255.
8. Федеральный стандарт оценки (ФСО № 3) : приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 254.
9. Белецкая О. Основы мастерства коллекционирования : справочник начинающего коллекционера. СПб. : Славия, 2011.
10. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. М. : Альпина бизнес букс, 2007.
11. Дронова Н. Д. Оценка рыночной стоимости ювелирных изделий и драгоценных камней : учебное пособие. М. : Издательство «Дело», 2001.
12. Романова Н. М., Александрова М. А., Михайлова Е. А., Фомичева Н. М. Экспертиза, оценка и страхование музейных предметов: вопросы теории и практики. СПб. : Издательство «Нестор-История», 2011.
13. Тамойкин Д. М., Тамойкин М. Ю. Опыт практического пользования Методом ТЭС
по оценке антиквариата в качестве единого международного стандарта // НП СМАО Оценочная деятельность - бюллетень некоммерческого партнерства «Саморегули-руемая межрегиональная ассоциация оценщиков». 2006. № 3.
14. Томпсон Д. Как продать за 12 миллионов долларов чучело акулы. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах / пер. с англ. Н. И. Лисовой. М. : Издательство «Центрополиграф», 2011.
15. Юткина Ю. Что такое антиквариат? Определимся в понятиях [Электронный ресурс] : Юткина Ю. // Личные деньги. 2005. иии http://www.artcons.ru/press/ personalmoney.html (дата обращения: 10 июня 2005 года).
16. иии http://www.artasanasset.com/indi-ces
17. иии http://artinvestment.ru
18. иии http://www.tamoikinsmuseum.com
19. Единый художественный рейтинг : [сайт]. [2010]. иии http://rating.artunion.ru
20. иии http://www.gelos.ru/consulting/ MAI-Gelos-Inet.htm
21. иии http://www.artcurator.ru/ru/art-life-blog/for-collectors/209-problematika-stoimost-noi-otsenki-predmetov-iskusstva
22. Методика экономической оценки объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. иии http://mkrf.ru/ documentations/585/?PAGEN_1=2
----- -----
Уважаемые читатели!
В журнале № 2 за этот год в статье Л.Л. Панкевич «Некоторые проблемы практики рассмотрения административных и уголовных дел, связанных с незаконным использованием чужого товарного знака» на с. 107 (последний абзац) допущена опечатка: вместо «Особо крупным» следует читать «Крупным». Редакция приносит свои извинения.