Научная статья на тему 'К вопросу об оптико-электронных методах исследования эстампов для таможенных целей'

К вопросу об оптико-электронных методах исследования эстампов для таможенных целей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
310
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТИЗА / ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЭСТАМП / ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫЕ МЕТОДЫ / EXPERTISE / CUSTOM EXPERTISE / CULTURAL VALUES / PRINT / OPTO-ELECTRONIC METHODS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мозолевская Ирена Алексеевна

Экспертиза культурных ценностей, проводимая таможенными органами, связана со значительным объемом ввозимых и вывозимых объектов культурного наследия. Данная публикация посвящена обозначению круга специфических вопросов, cвязанных с техническим и методическим обеспечением таможенной экспертной деятельности при организации работы с эстампами, то есть произведениями графики. Эстамп является одним из наиболее демократичных видов искусства и часто становится объектом таможенной экспертизы. Для решения экспертных задач в отношении эстампа необходима разработка целостной методики. Оптико-электронные методы исследования для таможенных целей при наличии специальной подготовки, практического опыта и разработанной методической базы могут дать исчерпывающие ответы на вопросы о технике эстампа, состоянии его сохранности, возможности подделки и о времени его создания. Датировка устанавливается в процессе проведения экспертизы эстампов. Грамотная датировка невозможна без определения техники, региона происхождения и т.д. При атрибуции возникает необходимость в тщательном изучении техники изготовления произведения, а также в выявлении возможной подделки. Для формирования достоверного вывода основным и единственно допустимым стоит признать микроскопию (исследование с помощью многократного увеличения), которая относится к группе оптических и оптико-электронных методов. Таможенный эксперт, работающий с эстампами, должен иметь навыки эксперта, сочетающего в себе искусствоведа и криминалиста. Также учитывая то, что экспертиза культурных ценностей в таможенных органах это новое направление, где количество искусствоведов невелико, остро стоит задача практического обеспечения и подготовки простых рекомендаций и контроль их реализации. В статье рассмотрен алгоритм работы с эстампом, применяемые технические средства, а также приведены примеры из практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мозолевская Ирена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question of opto-electronic methods for examining prints for customs purposes

Custom expertise of cultural values is caused by mass of imported and exported cultural heritage. This publication is devoted to the specific issues related to the technical and methodological support of customs expertise in the organization of work with prints (graphic art). Print is one of the most democratic art forms and often becomes the object of customs expertise. To solve expert problems, it is necessary to develop a holistic methodology. Optoelectronic methods of research for customs purposes with the availability of special training, practical experience and developed methodological base can provide exhaustive answers to questions about the technique of prints, the state of its preservation, the possibility of counterfeiting and the time of its creation. Dating is established during the examination of prints. Literate dating is impossible without the definition of technology, region of origin, etc. When attributing (determining the place of creation, the region, the identification of the master), it becomes necessary to carefully study the technique of making the work, as well as to identify possible falsification (in some cases). To form a reliable conclusion, the main and only acceptable is to recognize microscopy (research with the help of multiple magnification), which belongs to the group of optical and optoelectronic methods. A customs expert working with prints should have the skills of an expert combining an art critic and a criminalist. Also taking into account the fact that the examination of cultural property in customs authorities is a new direction where the number of art historians is small, the problem of practical provision and preparation of simple recommendations and control over their implementation is acute.This article considers the algorithm of working with a print, the technical means used and some examples from practice.

Текст научной работы на тему «К вопросу об оптико-электронных методах исследования эстампов для таможенных целей»

БИТ 2017 Том 1 № 2

УДК 343.98

К ВОПРОСУ ОБ ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫХ МЕТОДАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭСТАМПОВ ДЛЯ ТАМОЖЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

Мозолевская И. А.

Экспертно-криминалистическая служба - Санкт-Петербургский региональный филиал Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления

TO A QUESTION OF OPTO-ELECTRONIC METHODS FOR EXAMINING PRINTS FOR CUSTOMS PURPOSES

Mozolevskaya I. А.

Expert-criminalistics service - St. Petersburg branch of Central expert-criminalistics

customs Administration

Аннотация

Экспертиза культурных ценностей, проводимая таможенными органами, связана со значительным объемом ввозимых и вывозимых объектов культурного наследия. Данная публикация посвящена обозначению круга специфических вопросов, связанных с техническим и методическим обеспечением таможенной экспертной деятельности при организации работы с эстампами, то есть произведениями графики. Эстамп является одним из наиболее демократичных видов искусства и часто становится объектом таможенной экспертизы. Для решения экспертных задач в отношении эстампа необходима разработка целостной методики. Оптико-электронные методы исследования для таможенных целей при наличии специальной подготовки, практического опыта и разработанной методической базы могут дать исчерпывающие ответы на вопросы о технике эстампа, состоянии его сохранности, возможности подделки и о времени его создания. Датировка устанавливается в процессе проведения экспертизы эстампов. Грамотная датировка невозможна без определения техники, региона происхождения и

Abstract

Custom expertise of cultural values is caused by mass of imported and exported cultural heritage. This publication is devoted to the specific issues related to the technical and methodological support of customs expertise in the organization of work with prints (graphic art). Print is one of the most democratic art forms

т.д. При атрибуции возникает необходимость в тщательном изучении техники изготовления произведения, а также в выявлении возможной подделки. Для формирования достоверного вывода основным и единственно допустимым стоит признать микроскопию (исследование с помощью многократного увеличения), которая относится к группе оптических и оптико-электронных методов. Таможенный эксперт, работающий с эстампами, должен иметь навыки эксперта, сочетающего в себе искусствоведа и криминалиста. Также учитывая то, что экспертиза культурных ценностей в таможенных органах - это новое направление, где количество искусствоведов невелико, остро стоит задача практического обеспечения и подготовки простых рекомендаций и контроль их реализации. В статье рассмотрен алгоритм работы с эстампом, применяемые технические средства, а также приведены примеры из практики.

Ключевые слова: Экспертиза, таможенная экспертиза, культурные ценности, эстамп, оптико-электронные методы.

and often becomes the object of customs expertise. To solve expert problems, it is necessary to develop a holistic methodology. Optoelectronic methods of research for customs purposes with the availability of special training, practical experience and developed methodological base can provide exhaustive answers to questions about the technique of prints, the

state of its preservation, the possibility of counterfeiting and the time of its creation. Dating is established during the examination of prints. Literate dating is impossible without the definition of technology, region of origin, etc. When attributing (determining the place of creation, the region, the identification of the master), it becomes necessary to carefully study the technique of making the work, as well as to identify possible falsification (in some cases). To form a reliable conclusion, the main and only acceptable is to recognize microscopy (research with the help of multiple magnification), which belongs to the group of optical and optoelectronic methods. A customs expert working with

prints should have the skills of an expert combining an art critic and a criminalist. Also taking into account the fact that the examination of cultural property in customs authorities is a new direction where the number of art historians is small, the problem of practical provision and preparation of simple recommendations and control over their implementation is acute.This article considers the algorithm of working with a print, the technical means used and some examples from practice..

Keywords: Expertise, custom expertise, cultural values, print, opto-electronic methods.

Данная публикация посвящена обозначению круга специфических вопросов, связанных с техническим и методическим обеспечением таможенной экспертной деятельности при организации работы с таким видом изобразительного искусства, как эстамп. Актуальность вопроса определена растущим количеством экспертиз культурных ценностей, проводимых таможенными органами, что связано со значительным объемом ввозимых и вывозимых объектов культурного наследия, в частности в Северо-Западном регионе Российской Федерации.

Прежде всего, рассмотрим специфику и механизм проведения данного вида экспертиз. Центральное экспертно-криминалисти-ческое таможенное управление Федеральной таможенной службы России (далее -ЦЭКТУ) осуществляет судебно-экспертную, экспертно-криминалистическую, экспертно-исследовательскую, научно-исследовательскую и научно-методическую деятельность в интересах обеспечения экономической безопасности государства на протяжении 27 лет (в 1990 г. была образована Центральная таможенная лаборатория в Москве). Деятельность ЦЭКТУ и его региональных филиалов регламентирована Таможенным кодексом Таможенного союза [1] и ФЗ № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» [2].

Культурные ценности зачастую становятся объектами таможенных экспертиз как товар, перевозимый через границы государств - членов Таможенного союза. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» [3] (вступило в силу 22.05.2015) устанавливает сроки и ка-

тегории, по которым произведения искусства и антиквариата признаются культурными ценностями. Из этого следует, что первостепенной задачей исследования объектов такого рода и, в том числе, эстампов, для таможенных целей является формирование объективного вывода о времени их создания. Это - главный критерий для отнесения предмета к категории культурных ценностей, также влияющим на определение его рыночной стоимости. Для этого требуется установить технику, грамотно описать предмет и отразить его художественные особенности и т.д.

Вопрос о задержании того или иного произведения искусства решается на этапе таможенного контроля на посту, в компетенцию инспектора которого не входит отнесение предмета к категории культурных ценностей. Инспектор таможенного поста при возникновении подозрений о невозможности вывоза (или временного вывоза), а также необходимости регистрации при ввозе предмета направляет его на экспертизу. Так как владение специальными познаниями в области искусствоведения не входит в компетенцию сотрудников таможенных постов, то подозрения должен вызывать любой эстамп, попавший в поле их зрения. Решение вопроса о принадлежности предмета к категории культурных ценностей остается за экспертной службой [2]. «Таможенный кодекс» предполагает подключение должностного лица таможенного органа, уполномоченного проводить таможенные экспертизы, т.е. работающего в ЦЭКТУ или его подразделениях, в целях решения задач в области таможенного регулирования. Стандартизированная, упорядоченная система предполагает независимость эксперта, не допускает коррупционных проявлений, что более вероятно при

БИТ 2017 Том 1 № 2

привлечении специалистов из сторонних организаций. Согласно «Таможенному кодексу», в необходимых случаях для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля может быть привлечен не заинтересованный в результатах таких действий эксперт, обладающий специальными познаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств [1].

Процесс становления и развития экспертиз культурных ценностей - это неизбежный, мотивированный текущей ситуацией процесс, «государство ведет осознанную культурную политику, основанную на обеспечении законного перемещения культурных ценностей через границу. И международными организациями, и внутренними законодательствами отдельных стран разработано множество правовых актов, регулирующих выявление, сохранение и обмен культурными ценностями» [3].

На сегодняшний день экспертные подразделения таможенной службы имеют необходимую укомплектованную приборную базу для исследования объектов историко-культурного наследия (в том числе эстампов), сопоставимую с арсеналом технико-криминалистической экспертизы документов. Также отметим наличие специально разработанных систем проведения экспертиз, регламентов, методическое обеспечение и сотрудничество со специалистами из иных организаций. Однако, в связи с нарастающей потребностью в оперативных решениях в процессе становления экспертиз культурных ценностей требуется тщательно разработанная собственная методическая база, охватывающая все виды культурных ценностей, и в том числе - эстампы (т.е. произведения графики, представляющие собой оттиски с печатной формы на бумаге).

Таможенная экспертиза в отношении произведений искусства отличается от музейной экспертизы. Музей выполняет разные задачи, начиная с задачи исследовательской деятельности, а затем анализирует авторский стиль и технику, устанавливает датировку, регион происхождения, определяет подлинность, проводит технико-технологическое исследование, решает вопрос консервации и хранения и т.д.

Цель таможенной экспертизы - обеспечение экономической безопасности в стране. Таможенная экспертиза более

жестко структурирована, в то время как музейная экспертиза в данном случае ставила бы перед собой ряд равнозначных вопросов. Таможенная экспертиза обладает иерархией целей, где во главе стоит датировка, а остальные полученные данные являются дополнительными и опорными для вывода, в том числе и вопросы о технологии создания эстампов. Эти данные необходимо включить в исследование согласно ст. 140 Таможенного кодекса Таможенного союза, где указано, что одной из обязанностей эксперта является следующее: включать в заключение таможенного эксперта (эксперта) выводы об обстоятельствах, имеющих значение для таможенных целей, по поводу которых не были поставлены вопросы [2]. Следует особо подчеркнуть, что при проведении таможенной экспертизы, в отличие от музейной, провенанс (т.е. происхождение) предмета не известен эксперту и не может играть роли, кроме случаев участия эксперта в судебной экспертизе.

Различия между таможенной и музейной экспертизами обнаруживаются, прежде всего, на организационном уровне. В музейной экспертизе существует профилирован-ность экспертов, а в таможенной экспертизе один эксперт работает с широким кругом памятников, сочетая в себе знания о технологической и стилистической экспертизе. Эксперт должен обладать опытом профессионального описания памятника. Поскольку профессиональное описание предмета, проблемы атрибуции и пр. имеют значение при формировании выводов, в таможенной экспертизе представляется необходимым наличие в штате сотрудников искусствоведа, подготовленного в области технико-технологического исследования. Такой эксперт имеет широкий профиль, но в особых, нерядовых случаях ему требуется привлечение музейного эксперта.

В сложившейся мировой ситуации остро стоят проблемы перемещения, сбыта историко-культурных ценностей, возникновения подделок и пр., и поэтому одной из составляющих работы таможенного эксперта должен являться полный региональный учёт ввозимых и вывозимых объектов. Такой учёт может играть важнейшую роль при необходимости проведения следственных действий. На данный момент учет сводится к технической части, т.е. фотографированию, внесению данных в соответствующую электронную базу. Это указывает на тенденцию к расширению экспертных задач

каждого конкретного отделения и повышению роли таможенных органов в деле сохранения историко-культурного наследия. Таким образом, каждое задержанное произведение описывается для дальнейшего контроля, учитывается с целью оценки и анализа ситуации с оборотом предметов искусства, прослеживания закономерностей и логики процесса их перемещения [5].

Одну из ведущих проблем искусствоведческой таможенной экспертизы составляют эстампы. Эстамп является одним из наиболее демократичных видов искусства и составляет значительную долю на международном арт-рынке. Этот сектор сформирован, в основном, не уникальными прижизненными и подписными оттисками крупных мастеров, а недорогими и легкодоступными на рынке произведениями, например, репродукциями живописных полотен, выполненных мастерами не первого порядка, и экспертиза, реставрация и содержание таких предметов не требуют больших финансовых вложений. Пилотный анализ антикварного рынка Санкт-Петербурга показал, что цены на дореволюционные русские эстампы, в зависимости от техники, редкости и имени мастера в среднем колеблются от 500 до 10000 рублей. Для примера: цветные литографии издательства А.Ф. Маркса, выполненные с живописных полотен, стоят 1500 рублей; лубок начала ХХ века стоит от 2500 до 7500 рублей; литографии на библейские сюжеты сер. XIX в. - в среднем 3000 рублей и т.д. Цены могут колебаться в зависимости от территориального расположения антикварного магазина и его ориентации, ярким примером чего служит туристический рынок, на котором цены завышены в разы. Таким образом, мы можем наблюдать гибкость цен (зачастую связанную с непрофессиональной оценкой и некомпетентностью покупателя) и активное использование эстампа как туристического товара, что провоцирует вывоз, и, соответственно, вызывает необходимость в проведении экспертиз.

Стоит отметить, что «к таможенному оформлению и таможенному контролю часто предъявляются неправильно заполненные таможенные декларации, или МПО содержащие запрещенные или ограниченные к пересылке товары» [6, 7], среди которых часто встречаются культурные ценности и эстампы, компактность и легкость которых провоцирует их пересылку в международных почтовых отправлениях.

Согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015

№ 30 «О мерах нетарифного регулирования» [3], произведения графики, включенные в раздел 2.20. «Культурные ценности, документы национальных архивных фондов, оригиналы архивных документов», признаются культурными ценностями, если их возраст составляет более 50 лет [5].

Датировка устанавливается в процессе проведения экспертизы эстампов. Грамотная датировка невозможна без определения техники, региона происхождения и т.д. При атрибуции (определение места создания, региона, идентификации мастера) возникает необходимость в тщательном изучении техники изготовления произведения, а также в выявлении возможной подделки (в отдельных случаях). Для формирования достоверного вывода основным и единственно допустимым стоит признать микроскопию (исследование с помощью многократного увеличения), которая

относится к группе оптических и оптико-электронных методов. Эти методы также включают в себя исследования в ультрафиолетовой (УФ), инфракрасной (ИК) и видимой (при интенсивном белом свете) областях спектра. При исследовании эстампа для таможенных целей эти методы доступны и не требуют специальных условий.

Для эстампа на первом месте стоит материальный носитель, в подавляющем большинстве случаев - бумага, на втором -техника, а в том случае, если речь идет о подделке, то решающее значение имеет только техника. Методы исследования при этом реализуются с помощью таких приборов, как криминалистические лупы, цифровые микроскопы, экспертные приборы контроля подлинности документов и т.д. Указанные приборы характерны для технико-криминалистической экспертизы документов и входят в обеспечение работы экспертов-криминалистов, с которыми происходит тесное взаимодействие при проведении экспертиз культурных ценностей.

Таможенный эксперт, работающий с эстампами, должен иметь навыки эксперта, сочетающего в себе искусствоведа и криминалиста. Также учитывая то, что экспертиза культурных ценностей в таможенных органах - это «молодое» направление, где количество искусствоведов невелико, остро стоит задача практического обеспечения и подготовки простых рекомендаций и контроль их реализации. Однако, начинающие искусствоведы не имеют практических представлений о технических методах исследования эстампов, поэтому им придется в рамках работы осваивать эти методы за

БИТ 2017 Том 1 № 2

счёт получения специализированной подготовки в области технико-криминалистической экспертизы документов. Таким образом, для решения практических задач, встающих перед специалистами, в данной ситуации обязательна опора на опыт специалистов по технико-криминалистической экспертизе документов.

Однако, просто наличия дополнительной подготовки недостаточно для эффективности такой работы. На сегодняшний день ключевая проблема - методическое обеспечение, которое в общих чертах и рассматривается в данной статье. Важна укомплектованность справочным и методическим материалом, описывающим техники производства эстампа, получение представлений о самом процессе печатания в форме дополнительной подготовки специалиста. Это могут быть справочники с информацией о стилистическом развитии эстампа, технологии, специальные справочники, позволяющие датировать и локализовать бумагу (альбомы филиграней и штемпелей). Всё это, от технического обеспечения до справочных материалов, не исключает и накапливающийся в ходе работы подразделения практический опыт.

Параметры контроля при проведении экспертизы оптико-электронными методами можно рассмотреть на примерах, не касающихся подделки, характерных для основного массива поступающих на экспертизу объектов. Проблема подделки исключена в данной статье, так как такая ситуация требует сложных специализированных исследований. К этому же разделу относятся репродукция и копия, которые по замыслу подделкой не являются, но технически относятся к ней. Кроме того, в статье намеренно не затрагивается вопрос об отличии подлинного эстампа от репродукции, напечатанной тем же способом, поскольку он не может быть освещен без отдельного комплексного изучения. Достаточно указать, что в таком случае заключение может быть принято по целому комплексу признаков, таких как вид бумаги (оттенок, фактура, плотность, сорт), состав краски, подписи, нумерации, рельефные знаки печатных мастерских (в частных случаях).

Первый этап исследования - ознакомление с сопроводительной документацией, оценка её полноты, вскрытие, фотофиксация для получения сведений об объекте и его состоянии, инструментальные измере-

ния. Далее - визуальный осмотр с двух сторон в видимой области спектра. При визуальном осмотре можно сделать первичные выводы о состоянии, технике, возрасте предмета, но он не может исчерпать все исследование, даже когда эксперт видит признаки технологии. Он требует подтверждения микроскопией. На первом этапе объект может быть исследован органолептическим методом. После осмотра следует анализ с помощью оптико-электронных средств (микроскоп, криминалистические приборы) и формирование выводов. Масштабирование в данном случае может выступать как аналог микроскопии. Последним этапом следует оформление исследования по разработанному стандарту, упаковка объекта.

Эту общую схему мы проиллюстрируем на двух примерах исследования эстампов в условиях экспертного подразделения. Первый из них - гравюра «Носильщик, везущий груз», автор - английский гравёр, иллюстратор и художник Уильям Александр (William Alexander, 1767-1816). Гравюра опубликована во втором издании цикла «Китайский костюм» (1814 г.), изданной Томасом Ма-кЛином в Лондоне и состоящей из 48 иллюстраций, выполненных в технике гравюры на меди, раскрашенных вручную и снабжённых аннотациями. Оптико-электронное исследование проводилось с использованием криминалистической лупы с 10х увеличением, цифрового микроскопа «Keyence VHX-2000» и компактного экспертного прибора Regula 1013, который является одним из самых доступных и универсальных приборов.

В исследование входит описание внешнего вида, размера, материала, состояния. Техника исследуется отдельно, и в первую очередь эксперту стоит обратить внимание на бумагу, проведя исследования органо-лептическим методом. Историческая бумага ручного отлива на вид и ощупь жестче и плотнее современной, имеет видимые глазу включения (шерсть, костра и т.д.), неоднородна по цвету и фактуре, имеет следы от отливных сеток, включая маркировочные знаки - филиграни или штемпели [8, 9]. В случае исследования бумаги машинного производства рекомендуется обсуждать этот вопрос с экспертом-химиком, если встает необходимость выяснить ее состав (например, в случае возникновения подозрений об искусственном старении бумаги). Подделать историческую бумагу ручного отлива достаточно сложно, и, если речь

идет о рядовом многотиражном эстампе, то такая подделка в большинстве случаев не оправдывает трудоемкость физических и финансовых затрат. В данной статье мы не будем подробно останавливаться на этом вопросе, поскольку он выходит за рамки обозначенной темы.

В представленном примере бумага плотная, белая, с незначительным пожелтением, в хорошем состоянии сохранности, загрязнения минимальны; фактура неровная, с бугорками, есть крупные включения; нижний край неровный. Наличествуют следы отливной сетки.

Электронно-оптическое исследование помогает установить, что данная работа выполнена в технике гравюры на металле и раскрашена акварелью. Об этом свидетельствуют характерные для резцовой гравюры, выступающие над поверхностью бумаги плотные красочные линии с неровными краями (следы отрыва металлической печатной формы от листа); линии неодинаковой толщины.

В увеличении на компактном экспертном приборе Regula 1013 (Рис. 1) просматривается край оттиска и характер раскраски. По неровным затекам, смешениям краски, в некоторых местах - брызгам, становится очевидно, что перед нами акварель.

При осмотре в белом свете (Рис. 2) более выражена фактура бумаги, ее неровная поверхность, и, самое главное, линия красочного оттиска, слегка выступающая над бумагой. При осмотре в УФ-излучении (Рис. 3) установлено, что бумага имеет яркое свечение беловато-голубого цвета. Обычно в процессе старения бумага теряет способность люминесцировать, но в данном случае налицо хорошая сохранность и слабое пожелтение. Это позволяет предположить, что лист хранился в защищенном от света месте.

Только микроскопическое исследование делает выводы однозначными и обеспечивает их категорическую форму. Мы наблюдаем специфический край оттиска при еще более близком увеличении на цифровом микроскопе (Рис. 4-6). Многократное увеличение позволяет зафиксировать специфический край оттиска, взаимодействие краски с фактурой бумаги, а также различную интенсивность раскраски акварелью.

Вопрос техники актуален в связи с окрашенностью, если перед нами цветной эстамп, и необходимо уточнение, ручная ли это раскраска акварелью, цветная печать, хромолитография и т.д.

Для определения техники с помощью оптико-электронных методов (в первую очередь, микроскопии) важно учитывать следующее. Гравюры, выполненные в технике

БИТ 2017 Том 1 № 2

глубокой печати, отличаются вдавленными полями вокруг изображения и объемным, лежащим высоко на поверхности бумаги слоем краски. Резцовую гравюру выдает своеобразный характер вырезанной на металле линии, вызванный особенностями материала, при этом толщина линий может колебаться. Концы штрихов, как правило, острые.

В офорте линии более свободны, толщина их одинакова, либо резко меняется, поскольку она зависит от времени травления, штрихи затуплены на концах.

Для техник высокой печати характерны следы натиска, иногда ощутимые даже на ощупь, границы штрихов ровные, прямые, линии резкие. Штрих достаточно грубый, встречаются искажения, вызванные сколами, характером волокон дерева и т.д. Мелкие детали могут быть утрачены, в некоторых случаях заметны пробелы, белые штрихи [6].

На литографических оттисках краска лежит ровным слоем без, затеков и точек, без натиска (дефект оттиска при избыточном давлении), переходы линий плавные.

С конца XIX в. широко распространяется хромолитография, в процессе изготовления которой использовали несколько камней, каждый из которых передавал свой цвет. Переходы между цветами, как правило, обозначались множеством точек.

Хромолитография часто попадает в поле зрения таможенных экспертов, так как является самой дешевой и наиболее массово сохранившейся в частном владении формой эстампа, редко имеющей в историческом или художественном смысле высокую значимость. Рассмотрим ответствую-щий пример.

Исключительно массовым было производство икон. Иконы, выполненные в данной технике, могут быть помещены под

оклад, в киот, нередко они покрываются лаком, как икона «Преподобный Тихон Калужский» к. Х1Х-нач. XX вв. (см. Рис. 7-9). Как правило, хромолитография отличается яркостью, локальными цветовыми пятнами с ровными краями. В данном случае предварительный вывод можно сформировать в «экспресс-режиме» на основании визуального осмотра и подкрепить его исследованием на цифровом микроскопе. Натиск (след давления печатной формы на лист) отсутствует, края оттиска ровные, краска лежит плоским слоем, цвета яркие, локальные, при наложении друг на друга цвета не смешиваются. После установления техники был проведен искусствоведческий анализ, согласно которому представленный образец - это обычная типовая икона, не обладающая музейной ценностью (невысокий художественный уровень, отсутствие авторства и сведений о типографии, массовый характер), однако дешевизна и распространенность не означает, что данный объект не подпадает под действие Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 по времени создания. Данная хромолитография не допустима к вывозу без разрешения по времени создания, но в отличие от первого примера (установлен автор, точное время и место создания), не обладает высокой искусствоведческой ценностью.

В заключение, стоит упомянуть о возможных случаях грубых подделок, которые из-за отсутствия опыта у эксперта могут вызывать сомнения. Такой вид подделок определяется в ходе визуального осмотра, с помощью микроскопа и лупы. Правовая оценка в данном случае выходит за пределы таможенного законодательства, а лицо, у которого подделка была обнаружена, получит информацию по результатам

заключения. К такой подделке относится печать на струйном принтере, выполненная на старой (или искусственно состаренной) бумаге. Она легко распознаваема при увеличении: попадая на неровную поверхность состаренной бумаги, краска смазывается, расплывается, ложится с пробелами; образуются так называемые «марашки», т.е. хаотичные растровые точки. Качество печати и края «оттиска» легко выдают такого рода подделку. Линия образуется точками растра. Печать на лазерном принтере также возможно выявить при взгляде на края нанесенного краской изображения (так как при печати на лазерном принтере красящий порошок запекается под воздействием высоких температур). Характерна непропеча-танность деталей, поскольку фактура избираемой бумаги, как правило, слишком грубая. Кроме того, следы отрыва печатной формы от листа оставляют заметные в увеличении брызги краски различного размера, не имеющие ничего общего с растром, т.к.

они хаотичны. Краска на эстампах иная: матовая, бархатистая, плотно лежащая на фактуре бумаги.

Приведенные примеры являются характерными случаями, которые показывают методические принципы и значение для них оптико-электронных методов (в первую очередь, микроскопии). Для решения таких задач необходима разработка целостной методики, снабженной справочным аппаратом, которую предстоит создать в ближайшее время. В результате можно сказать, что оптико-электронные методы исследования для таможенных целей при наличии специальной подготовки, практического опыта и разработанной методической базы могут дать исчерпывающие ответы на вопросы о технике эстампа, состоянии его сохранности, возможности подделки и о времени его создания.

Список литературы

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17). «Собрание законодательства РФ», 13.12.2010, № 50, ст. 6615.

2. Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». «Собрание законодательства РФ», 04.06.2001, № 23, ст. 2291.

3. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» // Таможенные ведомости. 2015. № 12, Приложение 6.

4. Ройзен Е.А. Приграничное сотрудничество России и Финляндии в отношении перемещения культурных ценностей// Таможенные чтения - 2014. Актуальные проблемы теории и практики таможенного дела. - СПб, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии. - 2014. С. 7983.

5. Закон Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // Ведомости СНД и ВС РФ. 20.05.1993. № 20, ст. 718.

6. Аношкина З.С., Афонин П.Н. Совершенствование таможенного контроля товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях // Таможенные чтения - 2014. Актуальные проблемы теории и практики таможенного дела. - СПб, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии. - 2014. С. 11-17.

7. Гамидуллаев С.Н., Афонин Д.Н. Проблемы и перспективы осуществления государственных таможенных услуг при осуществлении таможенного контроля международных почтовых отправлений // Экономика и предпринимательство. 2016. № 5 (70). С. 905-909

8. Метлицкая, Л.Л.; Костикова, Е.А. Реставрация произведений графики. Методические рекомендации. - М.: ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря, 1995. - 183 с.

9. Клепиков С.А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства ХУ11-ХХ вв. - М.: Изд-во Всесоюзной Книжной палаты, 1959. - 306 с..

Поступила в редакцию 05.05.2017

Сведения об авторе:

Мозолевская Ирена Алексеевна - Старший государственный таможенный инспектор экс-пертно-исследовательского отдела №4 г. Выборг, e-mail: irena_91@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.