Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕЛЛЕКТ / СИСТЕМНЫЕ КОНСТРУКЦИИ / ДЕГРАДАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / СОЦИУМ / РЕФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримзода Мирзо Бадал

В статье автор отмечает, что на современном этапе развития Таджикистана создание благоприятных современных условий для обучения и воспитания позволяет повышать на международной арене конкурентоспособность национальной экономики и обеспечивает устойчивое развитие страны. Утверждает, что благоприятное будущее ожидает те страны, где имеется необходимая для этого основа и функционируют образовательные учреждения, которые формируют интеллектуальный потенциал, обеспечивающий рост культуры и развитие граждан. Далее автор констатирует, что государству в данном вопросе важно в национальных и мировых масштабах создавать благоприятные условия, способные обеспечивать целенаправленный процесс воспитания и обучения подрастающего поколения, и в связи с этим, предлагает задачи, которые должны выполнять учебные заведения в этом направлении на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF MODERN CONDITIONS FOR TRAINING AND UPBRINGING -A PRIORITY TASK OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

In his article the author underscores that at the contemporary stage of Tajikistan's development, creation of favorable modern conditions for education and upbringing makes it possible to increase the competitiveness of the national economy in the international arena and ensures the sustainable development of the country and argues that a favorable future awaits those countries that have the necessary basis for this, in which educational institutions function, which form the intellectual potential that ensures the growth of culture and the development of citizens as well. Further, the author states that in this matter it is important for the state to ensure that on a national and global scale, favorable conditions are created that can provide a targeted process of upbringing and training of the younger generation and, in this regard, suggests tasks that educational institutions should perform in this direction currently.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

УДК 370 (09) ББК 433(2)-5

СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ -ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ФАРОХАМСОЗИИ ШАРОИТХОИ МУОСИР БАРОИ ТА ЪЛИМ ВА ТАРБИЯ - ВАЗИФАИ АФЗАЛИЯТНОКИ МУАССИСАХОИ ТАЪЛИМИ

CREATION OF MODERN CONDITIONS FOR TRAINING AND UPBRINGING - A PRIORITY TASK OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Каримзода Мирзо Бадал, кандидат филологических наук, главный учёный секретарь Академии образования Таджикистана ( Таджикистан, Душанбе)

Каримзода Мирзо Бадал, н.и.ф., саркотиби илмии Академияи таусилоти Тоцикистон (Тоцикистон, Душанбе)

Karimzoda Mirzo Badal, candidate of philological sciences, head of scientific secretary of the Academy of Education of Tajikistan ( Tajikistan, Dushanbe) E-mail: takmil-bbk@mail.ru

Ключевые слова: современные условия, конкурентоспособность, устойчивое развитие, интеллектуальный потенциал, интеллект, системные конструкции, деградационный процесс, социум, реформирование

В статье автор отмечает, что на современном этапе развития Таджикистана создание благоприятных современных условий для обучения и воспитания позволяет повышать на международной арене конкурентоспособность национальной экономики и обеспечивает устойчивое развитие страны. Утверждает, что благоприятное будущее ожидает те страны, где имеется необходимая для этого основа и функционируют образовательные учреждения, которые формируют интеллектуальный потенциал, обеспечивающий рост культуры и развитие граждан. Далее автор констатирует, что государству в данном вопросе важно в национальных и мировых масштабах создавать благоприятные условия, способные обеспечивать целенаправленный процесс воспитания и обучения подрастающего поколения, и в связи с этим, предлагает задачи, которые должны выполнять учебные заведения в этом направлении на современном этапе.

Вожа^ои калиди: шароитуои муосир, рацобатпазири, рушди устувор, неруи зеуни, боистеъдод, сохторуои бонизом, раванди диградатсиони, цомеа, ислоуот

Мацола ба баррасии масъалаи фароуамсозии шароитуои муосир барои таълиму тарбия уамчун вазифаи афзалиятноки муассисауои таълими бахшида шудааст. Цайд мешавад, ки дар давраи муосири рушди Тоцикистон фароуамсозии шароитиуои муосири мусоид барои таълим ва тарбия циуати дар арсаи байналмилали баланд бардоштани рацобатпазирии ицтисоди милли имконият мууайё сохта, рушди устувори кишварро таъмин месозад. Таъкид мешавад, ки ояндаи дурахшонро он мамолике комёб мешаванд, ки барои ин замина ва шароитуои заруриро мууайё месозанд ва дар ин мамлакат муассисауои таълимие фаъолият мекунанд, ки неруи зеунии таъминкунандаи болоравии фаруанг ва рушди шаурвандонро ташаккул ва таъмин мекунанд.Дар идома муаллиф зикр мекунад, ки дар ин масъала бояд давлат шароитуои муосири мусоидро дар сатуи милли ва байналмилали таъмин созад, то ки муассисауои таълими цудрати ба роу мондани раванди мацсадноки тарбия ва таълими насли цавонро дошта бошанд ва, вобаста ба ин, вазоифи муассисауои таълимиро дар ин самт барои имруз ироа месозад.

Key-words: modern conditions, competitiveness, sustainable development, intellectual potential, intelligence, system constructions, degradation process, society, reform

In his article the author underscores that at the contemporary stage of Tajikistan's development, creation of favorable modern conditions for education and upbringing makes it possible to increase the competitiveness of the national economy in the international arena and ensures the sustainable development of the country and argues that a favorable future awaits those countries that have the necessary basis for this, in which educational institutions function, which form the intellectual potential that ensures the growth of culture and the development of citizens as well. Further, the author states that in this matter it is important for the state to ensure that on a national and global scale, favorable

№1(66) 2021

• НОМАИ ДОНИШГО^ • УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ • SCIENTIFIC NOTES

conditions are created that can provide a targeted process of upbringing and training of the younger generation and, in this regard, suggests tasks that educational institutions shouldperform in this direction currently.

В результате процессов, идущих в обществе, повышается роль образования в структуре социально-экономического развития современных людей. Данный подход позволяет повышать на международной арене конкурентоспособность национальной экономики, а также учитывать политические, научные, рабочие и социальные проблемы государственной политики.

Очевидно, что благоприятное будущее ожидает те страны, где имеется необходимая для этого основа и функционируют высшие школы, которые формируют интеллектуальный потенциал, обеспечивающий рост культуры и развитие граждан. Следовательно, образование в лидирующих странах сегодня стало не только национальным приоритетом, но и мировым, поскольку оно является предметом исследований, изучения и анализа современной науки [1, с.97-102].

Государству в данном вопросе важно в национальных и мировых масштабах создавать благоприятные условия, способные обеспечивать целенаправленный процесс воспитания и обучения подрастающего поколения.

Государство в сфере образования сегодня должно выполнять следующие задачи: осуществлять приоритетную роль образования в развитии страны и обеспечивать перспективы ее развития;

создавать социально-экономические условия для развития сферы образования; реализовывать конституционные права человека и гражданина Республики Таджикистан, гарантирующие получение образования;

создавать информационные и научные основы процесса развития системы образования; основать демократический механизм принятия государственных решений по вопросам обучения и воспитания, а также привлекать педагогические коллективы к управлению обучением с его последующим контролем;

обеспечивать гласность и прозрачность государственной политики и предоставлять равные возможности для получения образования;

обеспечивать социальную защиту учащихся и работников сферы образования; предоставлять гарантии реализации прав каждой народности в отношении предоставления обучения подрастающего поколения в национальных школах, что позволяет защищать национальную культуру народов Таджикистана;

гарантировать свободу обучения и равные права учреждений сферы образования в предоставлении учебно-воспитательных услуг;

организовывать лицензионную систему образовательных учреждений и обеспечивать их права в отношении предоставления услуг образования.

В результате анализа 2017-2018 учебного года и при сравнении его с предыдущим можно говорить о повышении ряда показателей, характеризующих положительное направление развития отрасли, тем более если сравнивать с начальными годами независимости страны.

Актуальная проблема сферы образования заключается в обеспечении школ учебниками. Отметим, что первые десятилетия после обретения независимости учебники для начальных классов издавались недостаточным тиражом, остальные учебники в большинстве своем были ещё периода Советского Союза [5].

Принятые меры даже сегодня не позволяют среднему образованию быть полностью обеспеченным учебниками. Ещё в 2010 году Президентом страны на встрече с представителями интеллигенции было указано, что основное упущение в том, что в большом количестве были напечатаны книги, в которых мало нуждались, каждый год учебная программа предполагает появление новых нестандартных предметов, и поэтому ряд книг становится неактуальным.

Со стороны Министерства образования и науки Республики Таджикистан на протяжении нескольких лет издаются учебники для средних образовательных учреждений на языках народов, которые живут в республике, что позволяет постепенно разрешать данную проблему. Дальнейшее издание учебников позволит полностью разрешить данный вопрос благодаря усилиям Министерства образования и науки.

Школьные учебники должны отражать государственную политику, направленную на воспитание в детях патриотизма, трудолюбия, вежливости, уважения к национальной культуре. Следовательно, использование их на других языках должно быть временным и выполнять функцию помощи в обучении в то время, когда будут печататься учебники на таджикском языке в соответствии с национальными ценностями и политикой государства. Чем лучше будут

№1 (6 6)НОМАИ ДОПИШИ О\ « УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ « SCIENTIFIC NOTES

узнав ать дети особенности своей республики, тем выше будет степень патриотизма, любви и преданности к своей родине [4].

Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон много внимания и сил направляет на данную сферу и указывает, что: «...в этом направлении необходимо придерживаться того, что в современном мире страна, которая проявляет особое внимание сфере образования, повышению уровня просвещения общества и может широко внедрять современную технику и технологию, достигнет успеха».

Обретение независимости совпало с активным развитием информационных технологий, что повлияло на все сферы народного хозяйства страны, в том числе и учебно-воспитательную. Речь идёт об изменениях в результате широкого использования компьютеров, электроники, мобильных телефонов, ресурсов сети интернет, телекоммуникации и т.п. В таких условиях развивается и формируется творческое мышление молодых людей и культивируется их самостоятельность, однако, это указывает на обязательную связь образования с современными международными требованиями [3].

Отметим также, что государство стремится обеспечить воспитание и образование культурных, преданных и достойных людей, а также повысить уровень образования до мировых стандартов.

Со стороны Правительства Республики Таджикистан государственная политика должна основываться на самосознании и самопознании, что призвано объединять нацию, которая пережила ужасы гражданской войны. В стране должны воспитываться такие граждане, которые хорошо знают свою историю и ценят все усилия, способствующие экономическому и политическому развитию государства.

Образование является отражением представлений о том, как личность должна быть подготовлена в школе, являющейся государственным учреждением.

Также образование с точки зрения организации представляет собой разработку программ, материальное обеспечение, написание учебников, обеспечение финансовой поддержки, что и делают специальные социальные институты образования. Оно функционирует и развивается в рамках правил, установленных соответствующими нормами, органами управления, системой обновления подготовки преподавательского состава, а также средствами связи. В развитых странах Европы и США социальный институт образования сформировался уже в середине 19-го века, в рамках которого образование реализовывалось и продолжало развиваться дальше.

Современное общество Таджикистана столкнулось с проблемами в сфере образования, что остро влияет на общество в целом. В результате повышения уровня образования населения, что больше всего касается детей, можно ожидать эффективное развитие страны как в близком, так и в далёком будущем. Национальная образованность тесно связана с социальным прогрессом, развитием культуры и экономики, что позволяет укреплять позиции государства среди других стран и разрешать ряд других проблем.

В развитых странах большое внимание уделяют образованию и образованности детей, что позволяет влиять опосредованно на развитие других общественных сфер. Так, Япония в настоящее время считается лидером экономического развития, хотя ресурсов в ней очень мало, а её национальный доход составляет в значительной мере интеллектуальный потенциал. Малайзия и Сингапур, к примеру, ещё недавно считались экономически отсталыми странами, в которых уровень образования населения находился на критическом уровне, тем не менее, они вышли на новый уровень развития в экономике посредством использования новых технологий и науки [2, с. 109-116].

Совершенствование системы образования в Таджикистане и его соответствие современным требованиям и формам обучения направлены на преобразование данного института как двигателя развития всей страны. Предполагается, что интеллект, индивидуальное и национально-государственное коллективное наследие является важным для будущего всей нации. С учётом современных изменений в структуре образования в мире, когда меняются идеалы, ценности, цели и духовность, превращающиеся в общецивилизационные системные конструкции, система образования должна разрешать задачи, которые возникают перед человеком и всей страной. Среди таких задач следует отметить прогрессивное развитие нации и всего мира, что позволит сформировать интеллектуальный потенциал.

С точки зрения ряда учёных необходимо провести следующие меры:

разработать новый альтернативный проект истории, учитывающий западно-либеральную и тоталитарную схемы, что позволит разрешить локальные и общие мировые проблемы для

№1(66) 2Б21

• НОМАИ ДОНИШГО^ • УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ • SCIENTIFIC NOTES

подрастающего поколения, а также разработать пути и методы развития как страны, так и человечества в целом;

разработать новую, целостную и бесконфликтную концепцию будущего развития Республики Таджикистан, что позволит преодолеть существующие догмы и идеологические формулы, учитывая историю и традиции, соединив отечественную культуру и историю воедино, в соответствии с парадигмой общецивилизационного развития;

преобразовать сферу образования как социальный институт, который сможет целенаправленно воспитать в нужном русле и сформировать идеал развития, соединив традиции и прогресс, что в результате позволит восстановить культурно-историческую идентичность. Развитие, защита, приумножение и шлифовка существующих национальных положительных черт в менталитете граждан, учитывая социальные исторические ценности всего народа, что в целом благоприятно позволит повлиять на развитие нации, её духовность, творчество;противостоять деградационным процессам, которые угрожают развитию личности, восстановлению национальной идентичности, духовной интеллектуальной независимости, созиданию, свободе взаимосвязи человека и социума;

защищать и развивать научный потенциал, синтезировать исследования гуманитарной, естественной, фундаментальной и прикладной науки, разрабатывать отечественные технологии, способствующие переходы страны в экологическое и постиндустриальное общество, нести в новом столетии новые методы и идеи, которые соответствуют принципам демократии и формирования гражданского общества.Описанные задачи, которые ставятся перед сферой образования, по нашему мнению, могут быть реализованы с целью повышения темпов реформирования и других общественных сфер, а также повлиять на политические институты.

Новый виток развития истории Республики Таджикистан должен ознаменоваться развитием института образования, который является важным фактором, оказывающим влияние, как на внешнюю политику, так и на внутреннюю. Нужно учесть, что его эффективное развитие может повысить уровень обучения и воспитания, что приведёт к развитию культурного потенциала и образованности населения, повышению авторитета и места страны среди других государств.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бабаджанов, Р.М. Развитие образования Республики Таджикистан в контексте человеческого развития/Р.М.Бабаджанов//Материалы научно-практической конференции, г.Душанбе, 2 мая 2014 г./ Под.ред. д.и.ф. А.Ш.Курбонов.- Душанбе: Эр-граф, 2014. -С.97-102.

2. Борисова, Л.И. Образование как важнейший индикатор в области трудовой миграции/Л.И.Борисова//Материалы научно-практической конференции, г.Душанбе, 2 мая 2014 г./ Под.ред. д.и.ф.А.Ш.Курбонов.-Душанбе: Эр-граф, 2014. -С.109-116.

3. Махмадов, А.Н.Инновация образования и проблемы преподавания общественных дисциплин (опыт Таджикистана)/А.Н.Махмадов,С.Ш.Базарова.-Душанбе, 2009. - 74с.

4. Назаров, Р. Проблемы качества образования трансформирующегося таджикского общества (социально-философский анализ)/Р.Назаров.-Душанбе: Дониш, 2010. -264 с.

5. Образование в условиях государственной независимости Республики Таджикистан /Материалы научно-практической конференции, г.Душанбе, 2 мая 2014 г./ Отв.ред. д.и.ф., А.Ш.Курбонов.-Душанбе: Эр-граф, 2014. -209с.

REFERENCES:

1. Babadjanov, R.M. Evolution of Education in Tajikistan Republic in the Context of Human Development / R.M. Babadzhanov // Materials of the scientific-practical conference, Dushanbe, May 2, 2014 / under the editorship of Dr. of Philosophy A.Sh.Kurbonov.- Dushanbe: Er-graph, 2014. - P. 97 - 102.

2. Borisova, L.I. Education as the Most Important Indicator in the Field of Labor Migration / L. I. Borisova // Materials of the scientific-practical conference, Dushanbe, May 2, 2014 / under the editorship of Doctor of Philosophy A.Sh.Kurbonov. - Dushanbe: Er-graph, 2014. - P. 109 - 116.

3. Makhmadov, A.N. Innovation of Education and Problems Beset with Teaching Social Disciplines (experience of Tajikistan) / A.N. Makhmadov, S.Sh.Bazarova. - Dushanbe, - 2009. - 74p.

4. Nazarov, R. Problems Concerning the Quality of Education in Transforming Tajik Society (socio-philosophical analysis) / R. Nazarov. - Dushanbe: Knowledge, - 2010. - 264 p.

5. Education under the Conditions of State Independence of Tajikistan Republic / Materials of the scientific-practical conference, Dushanbe, May 2, 2014 under the editorship of Doctor of Philosophy A.Sh. Kurbonov. - Dushanbe: Er-graph, 2014. - 209 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.