Научная статья на тему 'Создание сказки с естественно‑научным содержанием как вариант межпредметной интеграции проектной деятельности'

Создание сказки с естественно‑научным содержанием как вариант межпредметной интеграции проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функциональная грамотность / читательская грамотность / естественно‑научная грамотность / креативное мышление / сказка / компетенции / functional literacy / reading literacy / natural scientific literacy / creative thinking / fairy tale / competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архангельская Юлия Викторовна

В современной педагогике формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений в организации учебно‑воспитательного процесса. Авторы статьи на примере раскрывают значимость создания сказки с естественно‑научным содержанием в технике межпредметной интеграции для развития функциональной грамотности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Архангельская Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of a Fairy Tale with Scientific Content as a Way of Interdisciplinary Integration of Project Activity

In modern pedagogy, the development of functional literacy of students is considered as one of the priority areas of focus in the organization of the educational process. The author explains the importance of creating a fairy tale with a natural scientific content, using an interdisciplinary integration technique, to increase the level of students’ functional literacy.

Текст научной работы на тему «Создание сказки с естественно‑научным содержанием как вариант межпредметной интеграции проектной деятельности»

Архангельская Юлия Викторовна, Навалихина Ольга Викторовна

Создание сказки с естественно-научным содержанием как вариант межпредметной интеграции проектной деятельности

Creation of a Fairy Tale with Scientific Content as a Way of Interdisciplinary Integration of Project Activity

Аннотация. В современной педагогике формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений в организации учебно-воспитательного процесса. Авторы статьи на примере раскрывают значимость создания сказки с естественно-научным содержанием в технике межпредметной интеграции для развития функциональной грамотности обучающихся. Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность, креативное мышление, сказка, компетенции

Abstract. In modern pedagogy, the development of functional literacy of students is considered as one of the priority areas of focus in the organization of the educational process. The author explains the importance of creating a fairy tale with a natural scientific content, using an interdisciplinary integration technique, to increase the level of students' functional literacy.

Keywords: functional literacy, reading literacy, natural scientific literacy, creative thinking, fairy tale, competencies

Одной из ведущих задач современного образования является формирование функциональной грамотности как некого показателя его качества на всех уровнях, в том числе и на общегосударственном. Именно поэтому вопросы, связанные с формированием функциональной грамотности, лидируют в методической работе любого инновационного учебного заведения.

Под функциональной грамотностью, как известно, понимается общеучебная компетенция, приобретаемая учениками посредством реализации Федерального образовательного

Архангельская

Юлия Викторовна,

учитель русского языка и литературы КОГОАУ «Лицей естественных наук», г. Киров, Кировская область

e-mail:

arhangel18011983@ mail.ru

Навалихина

Ольга Викторовна,

учитель химии КОГОАУ «Кировский физико-математический лицей», г. Киров, Кировская область

e-mail: ovnavalihina@ yandex.ru

Yulia

Arkhangelskaya,

Teacher of the Russian Language and Literature, Kirov Regional State Educational Autonomous Institution, Lyceum of Natural Sciences, Kirov, Kirov Oblast (region)

Olga

Navalikhina,

Teacher of Chemistry, Kirov Regional State Educational Autonomous Institution, Physics and Mathematics Lyceum, Kirov, Kirov Oblast

Фотография Валентины Демидовой (6 класс)

стандарта всех ступеней образования. Согласно социологическому словарю, функциональная грамотность — способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, то есть способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному компьютеру и т. д.). Это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении [Аберкромби и др., 2004] и позволяет достичь двух важных задач, поставленных перед современным педагогическим сообществом в рамках реализации Национального проекта «Образование» [Современная школа, 2023]:

1. обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования;

2. воспитание гармонично развитой социально ответственной личности.

Для выполнения обеих задач значимым образовательным ресурсом является технология межпредметной проектной деятельности, способствующая формированию следующих видов функциональной грамотности: читательской, естественно-научной и креативного мышления.

Каждый вид функциональной грамотности включает в себя некоторые компоненты (компетенции). Так, согласно PISA [Результаты..., 2022], естественно-научную грамотность определяют три основные компетенции: научное объяснение явлений, применение естественно-научных методов исследования, интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.

Владение читательской грамотностью предполагает высокий уровень сформированности следующих умений: находить и извлекать информацию из текста, интегрировать и интерпретировать сообщения текста, размышлять о тексте и оценивать его с собственной точки зрения.

Креативное мышление предполагает способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений и/или нового знания и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т. п.) выражения воображения.

Все три вида функциональной грамотности результативно развиваются посредством технологии межпроектной деятельности, центральным компонентом которой является создание сборника естественно-научных сказок. Сказка — это история, повествование, где обязательно есть начало, конец и главный

Архангельская Юлия Викторовна, Навалихина Ольга Викторовна

герой. У этого героя есть цель и мотивация, и по ходу истории он преодолевает некое испытание.

История невозможна без героя. Им может быть как человек, так и предмет окружающего мира и даже вещество. Важно, чтобы читатель мог сопоставить себя с героем и прочувствовать его изменение.

Композиция сказок естественно-научного содержания включает традиционные для данного жанра сюжетные элементы: зачин, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, концовка. С ними ученики знакомы еще с начальной ступени школьного образования. Однако за счет установления межпредметных связей как основы написания историй, предполагающих включение информации и ее креативное использование для создания эффективного образовательного продукта, путем развития познавательного интереса к, казалось бы, абсолютно несмежным предметам педагогу удается донести до школьников необходимые знания и сформировать умения.

Сказки? Это, безусловно, вызовет удивление многих, поскольку данный жанр фольклора уверенно и прочно вошел в нашу жизнь и, на первый взгляд, стал настолько привычным, что, кажется, в нем уже ничего нового и не придумаешь. Композиционное «колечко», обязательный зачин, присказки и концовки, постоянные эпитеты — вот далеко не полный перечень традиционных особенностей сказки, определяющих ее поэтику и знакомых каждому читателю еще с начальной школы. Под руководством педагога ребенок учится не только оперировать знаниями при анализе той или иной сказки, но и сочинять свою, результатом чего становится некий образовательный контент, иллюстрирующий полученные знания и метапредмет-ные умения.

Сказки естественно-научного содержания, созданные в рамках межпредметной проектной деятельности, универсальны своей многожанровостью. В практике использования данной образовательной технологии были написаны экологические, химические, физические и биологические сказки, идейно-тематическое содержание которых формирует необходимые ребенку универсальные учебные действия, представление о целостной научной картине мира, развивает эстетический вкус и творческие способности.

Создание сказки с естественно-научным содержанием состоит из нескольких этапов, каждый из которых позволяет развивать функциональную грамотность школьников [Асанова и др., 2021]:

1. отбор естественно-научного содержания, изучение теоретического материала, проведение эксперимента, решение расчетных задач;

2. знакомство с поэтикой сказки как фольклорного жанра;

Фотография Романа Крашенинникова (6 класс)

Фотография Анастасии Стригановой (6 класс)

Рисунок 1. QR-код ссылки на сказку Навалихиной Анастасии «Тобик - любопытный нос»

Фотография Юлии Буниной (6 класс)

3. написание сказки на основе синтеза методологии естественно-научных и гуманитарных предметов;

4. составление вопросов и практико-ориентированных заданий, позволяющих использовать сказку как контекстную задачу.

Рассмотрим развитие функциональной грамотности обучающихся в процессе создания сказки с естественно-научным содержанием «Тобик — любопытный нос» (Рисунок 1).

Оно включает в себя элементы знаний из биологии, физики и химии и ориентировано на школьников 5-6-х классов, изучающих пропедевтический курс «Введение в естественно-научные предметы». Физический компонент раскрывается на примере знакомой с детства забавы — надувания мыльного пузыря. Простыми словами объясняется дисперсия белого света на спектр. Этот же процесс лежит в основе появления радуги как природного феномена. Биологический компонент сказки посвящен описанию жизненного цикла насекомого с полным превращением. Читатель глазами главного героя наблюдает за чудом превращения гусеницы в бабочку. А химический компонент связан с рассмотрением коррозии как частного случая реакции окисления металла кислородом.

Данное естественно-научное содержание облачено в форму сказочного повествования, включающую в себя следующие традиционные для жанра элементы:

• главным героем является щенок — животное, что характерно для русской сказки;

• использование олицетворения, сравнения и метафоры, уменьшительно-ласкательных суффиксов, свойственных фольклорной традиции;

• элемент испытания героя и поиск им ответов на вопросы;

• диалогизация и наличие героев-помощников;

• нравственное звучание произведения — формирование интереса к познанию окружающего мира, каждое явление которого можно объяснить с помощью науки.

Как написание сказки, так и решение контекстной задачи на ее основе развивают различные виды функциональной грамотности и дают объективную оценку уровню ее сформиро-ванности. Так, естественно-научная грамотность обучающихся проявляется в научном объяснении природных явлений, в применении естественно-научных методов исследования (наблюдение, эксперимент, моделирование), интерпретации данных и использовании научных доказательств для получения выводов (запись уравнений химических реакций, описанных в сказке, указание их признаков, сопоставление природных явлений, их дифференциация и обобщение).

Уровень сформированности читательской грамотности оценивается не только у автора сказки, но и у ее читателей. Первый проявляет себя в умении отбирать информацию,

Архангельская Юлия Викторовна, Навалихина Ольга Викторовна

необходимую для написания произведения конкретного жанра, интерпретировать и использовать ее для создания собственного текста. Второй же при решении контекстной задачи-сказки должен создать вторичный текст, извлекая из первичного сведения по химии, физике, биологии и переводя их с художественного языка на научный.

Кроме того, создание естественно-научной сказки как инновационного продукта межпредметной проектной деятельности представляет собой результат сформиро-ванности креативного мышления обучающихся. Также о нем говорят иллюстрации, нарисованные лицеистами к произведениям (Рисунок 2).

В целом, написание естественно-научных сказок в рамках межпредметной проектной деятельности позволяет развивать и оценивать уровень сформированности разных видов функциональной грамотности, что и является важнейшей задачей современного образовательного процесса.

Рисунок 2. Иллюстрация Суворовой Александры к сказке «Тобик - любопытный нос»

Литература:

Аберкромби и др., 2004 — Аберкромби Н, Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь / Пер. с англ. И. Г. Ясавеева, под ред. С. А. Ерофеева. — М.: Экономика, 2004. 620 с.

Асанова и др., 2021 — Асанова Л. И., Барсуков И. Е., Кудрова Л. Г. и др. Естественнонаучная грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников. — М.: Академия Минпросвещения России, 2021. 84 с.

Богин, 2001 — Богин Г. И. Обретение способности понимать: Введение в герменевтику. — Тверь, 2001. 731 с.

Пинская и др., 2009 — Пинская М. А., Тимкова Т. В., Обухова О. Л. Может ли школа влиять на уровень читательской грамотности младших школьников? // Вопросы образования, 2009. 112 с.

Результаты..., 2022 — Результаты общероссийской оценки качества образования по модели РВА-2021 // Официальный сайт Рособрнадзора, 2022. Режим доступа: https://obrnadzor.gov.ru/news/ rezukaty-obshherossijskoj%CC%86-oczenki-kachestva-obrazovaшya-po-modeИ-pisa-202TpokazaИ-rost-cЫtatelskoj-matematicheskoj-i-estestvenno-nauchnoj-gramotnosti-shkolnikov/.

Современная школа, 2023 — Федеральный проект «Современная школа» // Минпросвещения России, 2023. Режим доступа: https://edu. gov.ru/national-project/projects/school/.

Фрумин и др., 2010 — Фрумина И. Д., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. и др. Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других // Под науч. ред. И. Д. Фрумина. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. 284 с.

Цукерман и др., 2015 — Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Становление читательской грамотности, или Новые похождения Тяни-Толкая // Вопросы образования, 2015. 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.