Научная статья на тему 'Формирование функциональной грамотности в 1 классе'

Формирование функциональной грамотности в 1 классе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современные образовательные технологии / финансовая грамотность / образовательная деятельность / функциональная грамотность / математическая грамотность / читательская грамотность / естественно-научная грамотность / комментированное чтение

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мороз Е.М.

Целью работы является задача рассмотреть методику формирования функциональной грамотности у обучающихся первого класса. Значимость методической разработки заключается в том, что в ней транслируется практический опыт обучения функциональной грамотности учеников первого класса. Рассмотрены некоторые проблемы, возникающие в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование функциональной грамотности в 1 классе»

Так памяти пяти юношей - земляков, отдавших свои жизни при выполнении интернационального долга в республике Афганистан, посвящался реализованный нами со старшеклассниками проект «Галерея памяти»: собран, обобщен, презентован и оформлен стендовый материал о судьбах героев. Большая исследовательская работа, затем проект и торжественная линейка по открытию мемориальной доски на здании школы были осуществлены нами по увековечению памяти выпускника школы В. Пинаева, павшего в ходе боевых действий на Северном Кавказе. Памятные мероприятия, посвященные кавалеру ордена Мужества В. Пинаеву, очень важны для будущих защитников Отечества и никого не оставляют равнодушными, подтверждением чего являются, например, написанные подростками после них стихи о любви к матери, о защите родной земли.

Патриотическому воспитанию молодого поколения способствуют и Уроки мужества, проведенные с помощью офицеров организации «Боевое братство», например, в рамках проекта «Боевое братство» и молодежь: диалоги о главном» гости рассказали о причинах и ходе Чеченской войны, о том, как они стали участниками военных действий, о тяготах войны, боевом товариществе и массовом героизме наших солдат и офицеров. А также о специальной военной операции по защите Донецкой и Луганской республик, проводимой с 24 февраля 2022 года Вооруженными силами нашей страны, в ходе которой вновь наши военнослужащие борются с нацизмом, устраняя угрозу безопасности России. Такие встречи необходимы, они также способствуют патриотическому воспитанию наших школьников. Ведь думая о будущем, необходимо

помнить прошлое, вдумчиво относиться к настоящему и помнить тех, кто причастен к героическим и трагическим военным событиям.

Тематика СВО введена нами в систему классных часов, на которых звучит эмоциональный рассказ о подвигах военнослужащих, например, Героев России Н. Гаджимагомедова, Алексея Панкратова и других. С 1 сентября 2022 г. в занятия «Разговоров о важном» также включены темы, касающиеся спецоперации. Очень важно, чтобы школьники почувствовали, осознали свою неотъемлемость от Родины, ведь «переживание с ней ее счастливых и несчастных дней» отличает настоящего патриота, как писал А.Н. Толстой [2].

После таких Уроков мужества, проводимых нами, обучающиеся готовят открытки, письма военнослужащим, изготавливают своими руками «талисманы добра» - обереги бойцам, блиндажные свечи, сопровождая их в прилагаемых посланиях словами благодарности, пожеланиями скорейшей победы и возвращения домой. Несомненно, уроки действенного патриотизма, полученные школьниками, имеют большое значение для их дальнейшей жизни.

Чувство верности своей стране и солидарности с её народом, чувство гордости за своё Отечество, малую родину, активная гражданская позиция, готовность к служению Отечеству - патриотизм - формируется у школьников в результате длительной продуманной кропотливой работы нас, педагогов, в содружестве с семьей и общественными объединениями. Мы действительно заботимся о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине, выработке лучших нравственных качеств, формировании у них действенного патриотизма.

Литература

1. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/ media (дата обращения: 29.05.2023).

2. Алексей Николаевич Толстой о патриотизме [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://time365.info/aforizme/ aforizm/455756 (дата обращения: 22.01.2024).

УДК 37

DOI 10.21661/r-561618

Мороз Е.М.

Формирование функциональной грамотности в 1 классе

Аннотация

Целью работы является задача рассмотреть методику формирования функциональной грамотности у обучающихся первого класса. Значимость методической разработки заключается в том, что в ней транслируется практический опыт обучения функциональной грамотности учеников первого класса. Рассмотрены некоторые проблемы, возникающие в процессе обучения.

I

О

Ключевые слова: современные образовательные технологии, финансовая грамотность, образовательная деятельность, функциональная грамотность, математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность, комментированное чтение.

дной из основных задач обновлённого содер- Функциональная грамотность - это уровень знаний, жания образования является формирование умений, навыков, которые обеспечивают функциони-функциональной грамотности у обучающихся. рование личности в системе социальных отношений.

Смысл функциональной грамотности состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения, навыки для решения жизненных задач в разных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В Функциональную грамотность входят способности учащихся свободно использовать навыки письма, чтения с целью получения информации из текста.

Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, применение образовательных технологий, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрасту. Поэтому в компетенции современного учителя входит теоретическая подготовка и практический опыт продуктивного применения современных, образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Формирование функциональной грамотности у младших школьников ведется по четырем направлениям: математическая, читательская, финансовая, естественнонаучная.

Математика является одним из самых важных средств интеллектуального развития человека. Качественное математическое образование учащихся необходимо для их успешной жизни в современном обществе. Для формирования математической и финансовой грамотности на уроках необходимо регулярно задавать вопросы вида: «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями или объектами?», «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?», систематически включать в урок задачи из практики, использовать на этапе обобщения изученного материала интегрированные задачи.

Под грамотностью чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

Понимание текста - это ключевой навык, который начинает развиваться в первом классе. Чтобы научить ребенка воспринимать и анализировать данные, важно обращаться к разным источникам информации, и художественные тексты - лишь один из них. Нужно еще научить ребенка понимать графики и диаграммы, видео и картинки, комиксы и фотографии, рассказы учителя и аудиосообщения - словом, любой источник.

Естественнонаучная грамотность - это одна из составляющих функциональной грамотности, подразумевает умение ребёнка занять информированную общественную позицию по вопросам, связанным с естественными науками.

В своей работе с обучающимися, первого класса по формированию функциональной грамотности я использую тренажер из серии «Учение с увлечением», авторы: М.В. Буряк, С.А. Шейкина.

Пособие включает в себя 33 занятия, одно занятие в неделю.

Пособие соответствует обновленному федеральному государственному образовательному стандарту начального образования.

Для того чтобы у первоклассников процесс формирования функциональной грамотности проходил качественно, в этом тренажере для обучающихся собраны задания различных видов: игры, ребусы, опыты, задания на сравнение, анализ и классификацию. Выполнение заданий обучающимися, будет способствовать формированию произвольного внимания, познавательных интересов, увеличению словарного запаса, умению использовать различные средства коммуникации для грамотного изложения своих мыслей, в устной и письменной форме.

Так как ученики поступают в первый класс с разной подготовкой, кто- то посещал подготовительные занятия к школе и умеет читать, а кто-то даже не знает букв, целесообразно разделить большой класс на две подгруппы на внеурочных курсах функциональная грамотность. В одну подгруппу включить учащихся, которые хорошо умеют читать и понимают смысл прочитанного текста. Во вторую подгруппу включить учащихся, которые умеют читать только по слогам и не умеющих читать детей.

Опираясь на собственный опыт, хорошо читающие ученики и понимающие смысл прочитанного текста, как правило, очень быстро понимают суть заданий, которые им нужно выполнить. И со второго занятия отвечают на вопросы и находят информацию в тексте уже самостоятельно.

Большое внимание требует группа слабо читающих учащихся.

Ребенок, который испытывает проблемы, в понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении: ведь текст, в устном или письменном виде, лежит в основе любой задачи. Поэтому важно отметить, что читательская грамотность - это метапредметное умение, которое важно формировать на всех школьных предметах, используя задания по читательской грамотности.

Как же работать со слабо читающими детьми, как научить первоклассников понимать текст?

1. Прежде всего нужно начинать чтение с самых простых текстов. Для начала важно развить механическое чтение, постепенно автоматизировать этот навык.

2. Слабым учащимся для начала можно предлагать даже не тексты, а, серию картинок по тексту с предложениями.

3. Так же можно использовать комментированное чтение. В этом случае при чтении важно думать о том, как ребенок слышит и понимает текст. В этом случае можно прерывать ученика и спрашивать о том, как он понял ту или иную фразу, предложение, обсуждать прочитанное. Важно, чтобы ученик знал, что, даже если он не может понять фразу, учитель всегда наведет его на правильную мысль. Так развивается фактическое понимание информации в тексте.

4. Следующим этапом в анализе текста может стать прогнозирование - это один из способов применить новые знания.

5. Понимает ли ребенок все, что до него пытаются донести? Это можно проверить, задавая нестандартные, адаптированные под текст вопросы, обсуждать прочитанное.

6. Для того чтобы проверить, насколько вдумчиво учащиеся слушали текст (если учитель читал в слух), можно дать им текст с пропущенными ключевыми словами. Такие задания «работают» на формирование читательской грамотности ученика.

Можно сделать вывод, учеников нужно научить применять полученные знания в повседневной жизни. При условии успешности внедрения вышеизложенного в практику, мы выполним главную цель формирования функционально-грамотной личности, то есть сформированного интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина, начиная с начальной школы.

Литература

1. Как развивать читательскую грамотность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slobudka-school.pruzhany.by/kak-razvivat-chitatelskuyu-grammotnost/ (дата обращения: 10.01.2024)..

УДК 37

00! 10.21661/Г-561681 Степаненко А.А.

Научный руководитель Зимовец Н.В.

Использование элементов сказкотерапии и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Аннотация

В статье описывается принцип работы сказкотерапии на логопедических занятиях. Автором приводятся примеры упражнений.

■ Ключевые слова: сказкотерапия, логопедия, коррекционная работа, сказка.

Stepanenko A.A. Scientific adviser Zimovets N.V.

The Use of Elements of Fairy Tale Therapy

and Health-Saving Technologies in Speech Therapy Classes

Abstract

The article describes the principle of fairy tale therapy in speech therapy classes. The author provide examples of exercises.

Keywords: fairy tale, speech therapy, correctional work, fairy tale therapy.

Currently, there is a steady increase in the number of children with speech disorders. In children with general speech underdevelopment, there is a violation of articulatory, fine and general motor skills, emotional and volitional sphere, lagging in the development of higher mental processes. Often these children are somatically weakened. Therefore, the speech therapist faces the most important task - to preserve and strengthen the health of children. In this regard, the issue of introducing health-saving technologies into the practice of a speech therapist becomes urgent.

Health-saving technologies are innovative developments that contribute to the preservation and improvement of human health. These technologies cover various areas of life, including medicine, sports, nutrition and the environment.

The use of these technologies can significantly increase the effectiveness of correctional work, diversify the techniques and methods of speech therapy and contribute to the improvement of children.

Correctional technologies are an important tool in the educational process. They are aimed at helping children with special educational needs achieve successful academic results. One of the main tasks of correctional

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.