УДК 1
Третьякова Е.М.
учитель начальных классов КГУ «Школа-лицей №66»
РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы формирования грамотного чтения где система заданий способствует формированию читательской грамотности младших школьников, что является базой функциональной грамотности.
Ключевые слова: читательская грамотность, культура чтения, младший школьный возраст, исследования PISA.
Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной школы, решающей задачи реализации требований государственного образовательного стандарта РК.
Современный мир выдвигает новые требования к системе образования. Ключевым ориентиром для совершенствования качества образования является Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников, где сказано: «педагоги общеобразовательных школ Республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях».
Формирование грамотного читателя, умеющего читать и анализировать большой объем информации, является мировой проблемой. Проведенные исследования PISA (международное сравнительное исследование образовательных достижений) подтвердили это экспериментально.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - письму и чтению, говорению и слушанию. Одним из главных путей формирования функционально-грамотной личности, является введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей. В этом возрасте основной является коммуникативная сфера развития личности ребенка. Ему жизненно необходимо позитивное общение со стороны окружающих.
В связи с этим становится актуальным коммуникативно--деятельностный подход, предполагающий такую организацию учебного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение учащихся с учителем и между собой, учебное сотрудничество всех участников урока. В 3-4-м классах, когда у учащихся сформирован навык чтения, содержательным концентром урока становится само литературное произведение и его смыслы.
Чтение как предмет и как средство обучения существует в начальных классах параллельно. Ученик младшего школьного возраста играет две роли: собственно, читателя, мотивированного личным интересом, и читающего ученика - в процессе выполнения учебного задания, когда чтение выступает средством его реализации. Научить пользоваться чтением как средством обучения — важная задача, ибо работа с учебными материалами требует не только владения технической стороной навыка чтения, но и содержательной, т.е. понимания разных по форме, структуре и логике текстов.
Усилия учителей начальных классов должны быть направлены не только на формирование навыка чтения как необходимого условия полноценной читательской деятельности, но и на формирование и развитие читательских
умений младшего школьника. Именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.
Культура чтения, умение извлекать максимум информации из прочитанного - главные факторы, определяющие успешность развития личности в целом и являются составляющей развития читательской грамотности.
На разнообразных ступенях обучения дублируются умения и навыки, без которых на сегодняшний день невозможно справляться с решением жизненно важных задач:
осознанно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разнообразных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты), уметь извлекать информацию из разнообразных источников;
учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета, уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
осуществлять разнообразные стратегии чтения при деятельности с текстом.
Если систематически и целенаправленно применять методические приемы в работе над развитием чтения, то это будет содействовать развитию читательской самостоятельности школьников. Еще совсем недавно ценность книги и чтения была неопровержима. Таким образом, для формирования читательской грамотности и воспитания гармонично-нравственной личности необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников. Послание народу Казахстана от 27 января 2012 г. Н. А. Назарбаев.
Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников/ А.И. Савенков. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. - 208 с.