Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ'

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функциональная грамотность / креативное мышление / педагогический проект / functional literacy / creative thinking / pedagogical project

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимова Елена Викторовна, Быкова Светлана Станиславовна

Статья уточняет понятие «функциональная грамотность», «креативное мышление», описывает опыт внедрения проекта «В мире креативного мышления» в учебную и внеурочную деятельность Лицея информационных технологий № 28. Данный проект направлен на развитие креативного мышления как компонента функциональной грамотности у обучающихся 9 класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акимова Елена Викторовна, Быкова Светлана Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF A PROJECT FOR FORMING CREATIVE THINKING AS A COMPONENT OF FUNCTIONAL LITERACY IN SCHOOLCHILDREN

The article clarifies the concept of «functional literacy», «creative thinking, describes the experience of implementing the project «In the world of creative thinking» in the educational and extracurricular activities of the Lyceum of Information Technologies No. 28. This project is aimed at the development of creative thinking as a component of functional literacy in 9th grade students.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ»

РАЗДЕЛ 2. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

УДК 373.5

DOI: 10.24412/2308-717Х-2023-2-49-58

Акимова Елена Викторовна

магистрант 3 курса ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», учитель информатики МОАУ «Лицей информационных технологий № 28», г. Киров, 610000, Кировская область, г. Киров, ул. Московская, д. 36

e-mail: akimovaev@dom-28. ru

Быкова Светлана Станиславовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, 610000, Кировская область, г. Киров, ул. Московская, д. 36 e-mail: usr11603@vyatsu.ru

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Elena V. Akimova

3rd year master's student of the Vyatka State University, teacher of computer science at the Lyceum of Information Technologies No. 28,

Kirov,

610000, Kirov region, Kirov, st. Moskovskaya, 36 e-mail: akimovaev@dom-28.ru

Svetlana S. Bykova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of

Pedagogy

Vyatka State University, Kirov, 610000, Kirov region, Kirov, st. Moskovskaya, 36,

e-mail: usr11603@vyatsu.ru

MANAGEMENT OF A PROJECT FOR FORMING CREATIVE THINKING AS A COMPONENT OF FUNCTIONAL LITERACY IN SCHOOLCHILDREN

Аннотация. Статья уточняет понятие «функциональная грамотность», «креативное мышление», описывает опыт внедрения проекта «В мире креативного мышления» в учебную и внеурочную деятельность Лицея

© Акимова Е.В., Быкова С.С., 2023

информационных технологий № 28. Данный проект направлен на развитие креативного мышления как компонента функциональной грамотности у обучающихся 9 класса.

Ключевые слова: функциональная грамотность, креативное мышление, педагогический проект.

Abstract. The article clarifies the concept of «functional literacy», «creative thinking, describes the experience of implementing the project «In the world of creative thinking» in the educational and extracurricular activities of the Lyceum of Information Technologies No. 28. This project is aimed at the development of creative thinking as a component of functional literacy in 9th grade students.

Key words: functional literacy, creative thinking, pedagogical project.

Выпускники образовательных организаций, успешно овладевшие знаниями в различных предметных областях, зачастую не способны использовать эти знания в жизни. О том, что у школьников надо развивать функциональную грамотность, говорят на всех семинарах и конференциях. Что же такое функциональная грамотность? Не все могут сразу дать ответ на этот вопрос. Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений [3].

Изучение работ по проблеме формирования функциональной грамотности российских школьников показал, что одной из важных задач для российского образования является выявление возможности образовательного учреждения в эффективном формировании функциональной грамотности учащихся [4]. В связи с этим возникла необходимость уточнения понятия «функциональная грамотность» и определения его значения в современном образовании. Функциональная грамотность понимается как «необходимый для личности, повышаемый по мере развития общества уровень знаний, умений, навыков, сущность которых раскрывается в различных сферах общественной жизни, жизни страны в целом» [1].

Н.Ф. Виноградова считает функциональную грамотность базовым образованием личности, по ее мнению, ребенку важно обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию [4].

Новый словарь методических терминов и понятий трактует функциональную грамотность как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие

арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде» [8].

Под функциональной грамотностью также понимают «повышаемый по мере развития общества и роста потребностей личности уровень знаний и умений, необходимый для полноправного и эффективного участия человека в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны, для содействия их прогрессу и для собственного развития» [6].

Развитие функциональной грамотности возможно на основе сформированной академической грамотности. Развитие компетенций, являющихся основой функциональной грамотности, вплетенное в освоение предметного знания, - это не отдельная задача, а особенность учебного процесса при данном подходе. В этих условиях происходит смещение акцентов с жесткой детальной фиксации материала обучения на образовательные результаты, формулируемые в терминах деятельности учащихся: «что умеет ученик», «насколько он владеет определенными компетенциями». При этом реализации компетентностной модели образования, способствующей развитию различных типов грамотности, в большей степени соответствует задачный подход.

Анализ приведенных определений показывает, что основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи, используя при этом определенные знания, умения и компетенции. На практике функциональная грамотность проявляется в действиях учащихся, а оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения учащихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни [7].

Результаты международных исследований служат целевыми показателями качества образования страны, которые отражены в Государственной программе РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 года. Особый интерес представляет исследование PISA -Международная оценка образовательных достижений учащихся. В этой программе впервые реализуется компетентностный подход в оценке образовательных достижений. Исследование PISA ставит своей целью определение функциональной грамотности в исследовании PISA заложено в основном вопросе, на который отвечает исследование: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» [8].

С 2021 года в исследовании PISA приступают к измерению способности к креативному мышлению, поскольку творческое мышление - основа для появления нового знания, инновационных идей; привычка мыслить креативно всё заметнее влияет на общественное и духовное развитие, на развитие производства; привычка размышлять и мыслить креативно - важнейший источник развития личности учащегося; способность к креативному мышлению базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного формирования; участие в международном исследовании может способствовать позитивным изменениям практики обучения и образовательной политики.

Основные компоненты функциональной грамотности: читательская, математическая, естественнонаучная виды грамотности, уже активно формируются на уроках и внеурочной деятельности. Глобальные компетенции легко встраиваются в содержание предметов география, история и обществознание. Финансовая грамотность лаконично встроена во внеурочную деятельность. А вот креативное мышление еще недостаточно активно формируется в рамках учебного процесса. Возможно, это связано с тем, что данное направление функциональной грамотности было введено международном исследовании PISA в 2021 году [7].

Также в апреле 2021 года был введен в действие ФГОС ООО третьего поколения, который уточнил вклад каждого предмета в достижение результатов, поставил задачу перехода от формирования отдельных метапредметных результатов к формированию их целостной системы. Эти образовательные задачи необходимо решать комплексно, сохраняя баланс между предметной подготовкой и функциональной грамотностью. Процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно должен быть встроен в учебную программу образовательного учреждения [2].

Мы сделали шаг в данном направлении и реализовали на базе Лицея информационных технологий № 28 города Кирова проект по формированию функциональной грамотности «В мире креативного мышления».

Под креативным мышлением мы понимаем способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, или нового знания, или эффективного выражения воображения [7].

Все задания по креативному мышлению разработаны на основе модели, включающей три компонента: 1) содержательную (тематическую) область, 2) компетентностную область и 3) контекстную ситуацию.

Так, например, содержательная область включает в себя креативное самовыражение, письменное или визуальное, а также креативное мышление в области точных наук и решение социальных проблем.

Если говорить о компетентностной модели, то стоит различать выдвижение разнообразных и креативных идей, и оценку и отбор идей.

Проект «В мире креативного мышления» реализовывался на протяжении 2022-2023 учебного года и в состав экспериментальной группы вошли

29 учащихся 9в класса. Целью проекта является повышение уровня креативного мышления как компонента функциональной грамотности учеников к концу учебного года.

Данный курс включает в себя:

- Рабочую программу внеурочной деятельности продолжительностью 17 часов, а также учебные задания к ней.

- Сборник методических разработок, который содержит 13 технологических карт уроков по учебным предметам.

- Методические рекомендации по реализации учебного проекта «Наш КЛАССный фотоальбом».

В первом учебном полугодии проводились занятия по курсу внеурочной деятельности «В мире креативного мышления». Длительность занятий составляла 40 минут. Занятия проводились как в очном, дистанционном, так и гибридном форматах. Тематический план содержит 17 занятий:

Занятие 1. Введение в мир креативного мышления.

Занятие 2. Диагностика личностной креативности.

Занятие 3. Музыка в нашей жизни.

Занятие 4. Герб своего «Я».

Занятие 5. Друдлы.

Занятие 6. Визуальное самовыражение.

Занятие 7. Генерирование творческих идей.

Занятие 8. Мозговой штурм.

Занятие 9. Необычное применение обычных вещей.

Занятие 10. Новый взгляд на старые сказки.

Занятие 11. Облик эпохи.

Занятие 12. Оценка заданий «Облик эпохи».

Занятие 13. День земли.

Занятие 14. Мы - дети Галактики.

Занятие 15. Утренние вопросы.

Занятие 16. Мир профессий.

Занятие 17. Предприниматель.

Курс внеурочной деятельности был разделен на 2 блока. Первый блок включал в себя 10 занятий, направленных на развитие творческого потенциала обучающихся. Приведем примеры таких занятий. Занятие «Музыка в нашей жизни», где ребятам нужно было найти пример креативного подхода к исполнению давно известной песни современными исполнителями. На занятии «Друдлы» ребята должны были расшифровать готовые графические головоломки и нарисовать собственные. Для развития визуального самовыражения ребятам было предложено придумать заголовки к иллюстрации, предположить содержание книги по картинке. Задание более высокого уровня сложности состояло в том, что ребята формировали список из 10 случайных слов, а после рисовали дом с изображением этих предметов. Также познакомились с методами 6 шляп и мозгового штурма. Находили необычное применение обычных вещей, писали продолжение для сказок. Второй блок содержал 7 занятий, ориентированных на умение применять

креативное мышление в практических ситуациях. Занятия были посвящены дню земли, дню космонавтики и миру профессий. Так, например, ребята оформляли резюме по профессии, которая им подходила по результатам работы в примерочной профессий Проектории, составляли чек-лист «Осознанное потребление» и рисовали плакат по защите планеты, а также разрабатывали инфографику «Кого возьмут в космонавты?».

Если изучать продвижение учащихся по курсу, то сразу видно какие задания понравились детям, какие были сложными, какие интересными. Данный курс внеурочной деятельности позволил ребятам создать принципиально новые идеи, глядя на которые, невольно возникает мысль «А что, так можно было?!»

Во втором полугодии учителя-предметники подготовили уроки по развитию креативного мышления. Всего было проведено 13 уроков: 2 урока химии, 1 урок математики, 2 урока физики, 2 урока обществознания, 2 урока географии, 3 урока информатики, 1 урок литературы.

На уроке химии «Производство чугуна и стали» была организована работа в трех командах. Первая группа должна была разработать ментальные карты по производству стали и чугуна, отразив сырье, основные процессы и аппараты. Вторая группа писала фантастическую сказку, сюжет, которой должен был содержать основные процессы производства чугуна и стали. Третья группа работала с помощью метода шести шляп, ответив на проблемный вопрос: «Почему важно производить чугун и сталь в современном обществе?». Второй урок химии «Металлы в жизни человека» заключался в том, что ребятам нужно было изучить рецепт приготовления хлеба и состав выданной формы для выпечки, а после определить сплав формы и вид хлеба, который в ней выпекается.

На уроке литературы заполняли профиль в социальной сети одного из помещиков поэмы Гоголя «Мертвые души». Данный профиль включал: раздел «О себе» - поисковая работа с текстом произведения.

Раздел «Закрепленные истории» - мозговой штурм (что помещик может рассказать о своему прошлом?); раздел «Публикации/Посты» - выбор из коллекции наклеек тех, что подходят под характеристику персонажа и создание подписи к каждому из постов (непосредственно обоснование выбора); раздел «Статистика» (количество подписчиков) - контроль знаний (вспомнить сколько мертвых душ было у каждого из помещиков).

Урок физики был посвящен теме «Энергия атома: за и против». Ребята разделились на несколько групп, каждая из которых имела свое задание. Ребята разрабатывали коллаж «Т0П-10 профессий, которые подвержены радиоактивному облучению», буклет «Как защититься от радиации в повседневной жизни», рисовали плакат и писали тезисы для митинга «За и против строительства АЭС».

Первый урок информатики был посвящен теме «Информационное общество». Ребята составляли ленту времени «Этапы развития информационного общества», определяли опасности перехода в информационное общество для учеников, учителей и родителей, писали эссе

«Является ли лицей 28 информационным обществом», придумывали логотип лицея, изучали проблемы на пути становления информационного общества. Данные задания были направлены на развитие как визуального, так и письменного самовыражения. На уроке «Информационная культура» изображали понятия «информационная грамотность» и «информационная культура», составляли рассказ про цифровую грамотность для бабушек и дедушек.

Урок математики был посвящен теме «Печем математические пирожки: логистика, производство, реклама», где ребятам предлагалось примерить на себя роль сотрудников булочно-кондитерского комбината. Ребята работали в 4 отделах, в каждом из которых был выбран начальник отдела, после ребята приступили к решению производственных задач.

Кондитерский отдел изучал рецепт торта «Прага» и отвечал на математические вопросы, а также должен был дать ответ «Что выгоднее испечь торт дома или купить его в магазине?». Транспортный отдел рассчитывал сколько литров топлива необходимо заправить, сколько средств на это необходимо выделить. Для определения километража нужно было придумать способ для его измерения по карте. Экономический отдел рассчитывал объем перевозок и определял причину, по которой поддоны не изготавливают из хвойных пород деревьев. Рекламный отдел определял стратегию продвижения товара, рассчитывал стоимость рекламы и придумывал рекламный слоган к новому каталогу продукции.

Урок географии был выстроен по таксономии Блума в режиме кейс-технологии. Урок «Город моей мечты?!» про город Мурманск проводился в рамках изучения темы «Северный экономический район»; элемент креативности можно увидеть в создании ментальной карты по тексту песни О. Митяева «За полярным кругом». Этот урок являлся пропедевтическим при внедрении в практику работы системы развития функциональной грамотности обучающихся на уроках географии.

Проведенные уроки позволили ученикам проявить креативное мышление для решения учебных и практических задач. В завершении учебного года ребята приняли участие в проекте «Наш КЛАССный фотоальбом», где в очередной раз была предоставлена возможность проявить свое творчество и креативность.

Для определения эффективности реализованного курса до начала эксперимента и после были проведены диагностические работы. Методологической основой заданий диагностической работы для формирования и оценки креативного мышления выбрана концепция современного международного исследования PISA. Диагностирование проводилось индивидуально в письменной форме. Диагностическая работа, которая была проведена на констатирующем этапе эксперимента, состояла из двух комплексных заданий (блоков). Каждое комплексное задание (блок) включало 3 задания. Примерное время выполнения одного блока составляет 20 минут. Вместе два блока образуют вариант диагностической работы, примерное время выполнения которого составляет 40 минут.

По результатам входной диагностики (рис. 1) мы убедились, что более 80% обучающихся имеют средний и низкий уровни сформированности креативного мышления. Наибольшие сложности вызвало задание на выдвижение креативной идеи в решении социальных проблем. Большинство ребят не смогли увидеть фразу-маркер, нестандартно и интересно описать ситуацию и предложить идею ответа, позволяющего пресечь манипуляцию. Треть учащихся не смогли справиться на максимальный балл с заданием на выдвижение разнообразных идей в решении социальных проблем. Сложность заключалась в том, что необходимо было сочинить слово и фразы-маркеры на основе интерпретации и конкретизации предложенной ситуации.

Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента мы определили уровень сформированности креативного мышления. На основании полученных результатов мы убедились, что у почти 40% обучающихся креативное мышление сформировано на низком и недостаточном уровне, и лишь у 10-13% сформировано на повышенном и высоком уровнях.

Результаты диагностической работы

60%

52%

Недостаточный Низкий Средний Повышенный Высокий

Уровень сформированности креативного мышления

Контрольная группа на констатирующем этапе Экспериментальная группа на констатирующем этапе

Рис. 1. Сравнительный анализ результатов диагностики сформированности креативного мышления на констатирующем этапе эксперимента

После апробации курса мы получили отличные результаты: 24% обучающихся получили средний уровень сформированности креативного мышления, 76% получили повышенный и высокий уровни (рис. 2).

Задача формирования функциональной грамотности не является новой для российской образовательной практики. Вместе с тем уровень владения школьниками различными видами функциональной грамотности по результатам проводимых мониторингов в данный момент недостаточен. На федеральном уровне делается многое для развития функциональной грамотности школьников: проводится общероссийская оценка качества образования по модели PISA, подготовлен банк заданий, а также комплекты

учебно-методических пособий, различных тренажеров, но внедрение и результативное применение этих материалов в значительной степени зависит от педагогических работников [5].

16

14

11 ■

1

Ш 6

■з

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 ■ 1

0

Недостаточный Низкий Средний Повышенный Высокий

■ Входная диагностика ■ Итоговая диагностика Рис. 2. Эффективность проекта «В мире креативного мышления»

Получив достаточно высокие результаты после внедрения проекта «В мире креативного мышления», можно говорить, что курс позволил обучающимся не только поднять свой уровень функциональной грамотности, в частности, креативного мышления, но и активно применять его в практической жизнедеятельности. Организация индивидуальной и групповой работы обучающихся в рамках реализации проекта доказала, что креативность может стать результатом как индивидуальных, так и совместных усилий.

Список литературы

1. Асхадуллина Н. Н., Вильданова Д. Р. Формирование функциональной грамотности школьников как актуальная проблема российского образования [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-shkolnikov-kak-aktualnaya-problema-rossiyskogo-obrazovaniya (дата обращения: 14.12.2022).

2. Афанасьева С.Г., Ерофеева О.Ю., Панарина Л.Ю. Мониторинговые Исследования по формированию функциональной грамотности [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 7 (109). - С. 13-19. - URL: https://research-journal.org/wp-content/uploads/2021/07/7-109-4.pdf#page=13 (дата обращения: 11.07.2023).

3. Борщевская А. Функциональная грамотность в контексте современного этапа развития образования [Электронный ресурс] // Наука и школа. - 2021. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-

gramotnost-v-kontekste-sovremennogo-etapa-razvitiya-obrazovaniya (дата

обращения: 11.07.2023).

4. Виноградова Н. Ф. [и др.]. Функциональная грамотность младшего школьника : кн. для учителя / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М. : Российский учебник : Вентана-Граф, 2018. - 288 с. : ил. - (Российский учебник : Успешный педагог XXI века).

5. Диких Э.Р., Макарова Н.С. Методическое сопровождение развития готовности педагогов к формированию функциональной грамотности обучающихся [Электронный ресурс] // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2021. - № 4 (33). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskoe-soprovozhdenie-razvitiya-gotovnosti-pedagogov-k-formirovaniyu-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschihsya (дата обращения: 14.12.2022).

6. Ефремова Н.Ф. Организация оценивания компетенций студентов, приступающих к освоению основных образовательных программ вузов. Рекомендации для вузов, приступающих к переходу на компетентностное обучение студентов. - М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 132 с

7. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / под общ. ред. Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. - Самара : СИПКРО, 2019. -114 с.

8. Формирование функциональной грамотности - одна из основных задач ФГОС [Электронный ресурс]. - URL: http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/2019/2019-11-05_Kuznecova.pdf (дата обращения: 14.12.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.