Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА ДЛЯ КАЖДОГО УЧЕНИКА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА ДЛЯ КАЖДОГО УЧЕНИКА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тасвирий санъат / муваффақият / қизиқиш / билим / ўқитувчи / гуруҳлар / ўқитувчи / ўқувчилар / ижод маҳсули / метод / ишланма / дарс ишланмаси / натижа. / изобразительное искусство / успех / интерес / знание / педагог / группы / учитель / ученики / продукт творчества / метод / развитие / поурочная разработка / результат.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайров Расим Золимхон Углы

Мақолада тасвирий санъат дарсларида ўқувчига муваффақият қозониш ҳолатини яратишнинг методик усуллари ва унинг илмий аҳамияти кўрсатилган. Муаммо юзасидан педагоголимлар фаолияти таҳлил қилинган. Ўқувчига муваффақият қозониш ҳолатини яратиш технологияси ва тасвирий санъат дарслари учун дарс ишланмалари илмий асосланган.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ТАСВИРИЙ САНЪАТ ДАРСЛАРИДА ҲАР БИР ЎҚУВЧИГА МУВАФФАҚИЯТ ҚОЗОНИШ ҲОЛАТИНИ ЯРАТИШ.

В статье показана научная значимость создания ситуации успеха для каждого ученика на уроках изобразительного искусства. Проанализирована деятельность учёных-педагогов по данной проблеме. Научно обоснована технология создания ситуации успеха ученикам и поурочные разработки для уроков изобразительного искусства.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА ДЛЯ КАЖДОГО УЧЕНИКА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Хайров Расим Золимхон углы,

доктор философии по педагогическим наукам (PhD), исполняющий обязанности доцента кафедры «Изобразительное искусство и инженерная графика» Гулистанского государственного университета

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА ДЛЯ КАЖДОГО УЧЕНИКА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

УДК: 37.042

ХАЙРОВ Р.З. ТАСВИРИЙ САНЪАТ ДАРСЛАРИДА Х,АР БИР УЦУВЧИГА МУВАФФАЦИЯТ ЦОЗОНИШ ЦОЛАТИНИ ЯРАТИШ.

Мак,олада тасвирий санъат дарсларида укувчига муваффак,ият к,озониш х,олатини яратиш-нинг методик усуллари ва унинг илмий ах,амияти курсатилган. Муаммо юзасидан педагог-олимлар фаолияти тах,лил к,илинган. Ук,увчига муваффак,ият к,озониш х,олатини яратиш техно-логияси ва тасвирий санъат дарслари учун дарс ишланмалари илмий асосланган.

Таянч суз ва тушунчалар: тасвирий санъат, муваффак,ият, к,изик,иш, билим, ук,итувчи, гурух,лар, укитувчи, укувчилар, ижод мах,сули, метод, ишланма, дарс ишланмаси, натижа.

ХАЙРОВ Р.З. СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА ДЛЯ КАЖДОГО УЧЕНИКА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В статье показана научная значимость создания ситуации успеха для каждого ученика на уроках изобразительного искусства. Проанализирована деятельность учёных-педагогов по данной проблеме. Научно обоснованна технология создания ситуации успеха ученикам и поурочные разработки для уроков изобразительного искусства.

Ключевые слова и понятия: изобразительное искусство, успех, интерес, знание, педагог, группы, учитель, ученики, продукт творчества, метод, развитие, поурочная разработка, результат.

KHAYROV R.Z. CREATING A SUCCESS SITUATION FOR EVERY STUDENT IN FINE ARTS LESSONS.

In the article is shown the scientific significance of creating a situation of success for each student in fine arts lessons. The activity of scientists-educators on this problem is analyzed. Scientifically grounded technology for creating a situation of success for students and lesson development for fine arts lessons.

Key words and concepts: fine arts, success, interest, knowledge, teacher, groups, teacher, students, product of creativity, method, development, lesson development, result.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2021, 12 (109)

Введение. Суть государственной политики Республики Узбекистан, приоритет системной реформы образования и духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения. Повышения качества сферы организации учебного процесса. Совершенствование методики обучения, требуется формирование высокой мотивации получения образования учащимися1.

Актуальность темы исследования. Уроки изобразительного искусства таят в себе огромный развивающий потенциал: тренируется восприятие, мышление, зрительная, слуховая и кинестетическая память, развивается способность чувствовать прекрасное через многообразие цвета, формы, познается глубина и многомерность окружающего пространства. Все это ученик может получить только при одном условии - если он будет желать этим овладеть2. Вот почему очень важно, чтобы ученик чувствовал себя успешным и цель педагога - создать все условия для успешной деятельности3.

Ситуация успеха, по мнению И. Беха, дарит атмосферу дружбы и взаимопомощи, уверенность и защищенность. Учитель должен поддержать источник внутренних сил ребенка, источник, который дает энергию для преодоления трудностей и формирование желания учиться4. Решение данной проблемы определяет цель нашей научной работы: теоретически обосновать, разработать методику и экспериментально проверить необходимость реализации создания ситуации успеха у каждого ученика на занятиях изобразительного искусства.

Основными методами исследования явились изучение научно-теоретической, методической литературы, анализ научных работ

1 Концепция развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года. - Ташкент: www.lex.uz. 2018.

2 Хасанов Р. Методика обучения изобразительного искусства в школе. -Т.: «Фан», 2004. - С. 250.

3 Создание ситуации успеха на уроках изобразительного искусства в среднем звене // Инфоурок - ведущий образовательный портал России //

https:// infourok.ru/sozdanie-situacii-uspeshnosti-na-urokah-izobrazitelnogo-iskusstva-852969.html

4 Билюк Е.Г., Круглова Н.С. Создание ситуации успеха для каждого ученика // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 7-2. - С. 67-68.

по теме исследования, наблюдение и анализ детских рисунков.

В педагогике не существует универсальных средств и методов обучения и воспитания. Это в полной мере относится и к созданию ситуации успеха. На первый взгляд, кажется, что педагогу достаточно пару раз организовать ситуацию, при которой обучаемый достигнет успеха и соответственно получит моральное удовлетворение, и высокий уровень мотивации к учебе обеспечен. Но такое отношение к ситуации успеха может привести к обратному результату: постоянное ожидание положительного результата чревато развитием неспособности к преодолению трудностей, отказом от действий в сложных учебных и жизненных ситуациях.

Педагогу необходимо осознавать, что успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь ввиду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Чтобы правильно использовать этот механизм, необходимо, знать все особенности этого психолого-педагогического феномена.

Научная значимость статьи объясняется совершенствованием научно-методической базы создания ситуации успеха с применением индивидуального подхода к ученикам на уроках изобразительного искусства.

Прежде всего следует разделить понятия «успех» и «ситуация успеха».

Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

Ситуация успеха - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех -результат подобной ситуации.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2021, 12 (109)

Ситуация - это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики; это то, что способен организовать учитель1.

На наш взгляд, есть составляющие, которые необходимы для успешной работы ученика.

Комфортность. Внешний фактор - оптимизация образовательного пространства, включение в режим учебного процесса динамических пауз, физкультминуток. Внутренний фактор - создание психологического здорового климата.

Интерес. Это слово должно быть для учителя ключевым. Для того чтобы урок был интересным необходимы: новизна (нетрадиционные формы и методы обучения), использование игровых приемов, смена изобразительной деятельности, сочетание индивидуальных и коллективных работ.

Доступность. Задание для ученика должно быть посильным. Учебный материал носит личностно-ориентированный характер и предоставляет ученику право выбора, дает возможность учащимся разного уровня подготовки выполнять разно-уровневые задания, создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей.

Контроль. Изобразительную деятельность ученика необходимо постоянно контролировать. Во время работы учитель оказывает своевременную помощь: указывает на ошибки, дает практические советы по их устранению. Важно поощрять ученика за успехи, в том числе и незначительные; но при этом давать объективную оценку творческим достижениям (не только хвалить, но и давать советы для дальнейшего роста).

Суть ситуации успеха состоит в том, чтобы на деле воплощать веру в возможность решения тех задач, которые ставятся на уроке2.

Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

1 Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. - М.: «Просвещение», 1991, с. 176.

2 Создание ситуации успеха на уроках изобразительного искусства в среднем звене // Инфоурок - ведущий образовательный портал России //

https:// infourok.ru/sozdanie-situacii-uspeshnosti-na-urokah-izobrazitelnogo-iskusstva-852969.html

Переживание учеником ситуации успеха:

- повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности; стимулирует к высокой результативности труда;

- корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

- развивает инициативность, креативность, активность;

- поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

Технологические приемы создания ситуации успеха.

1. Снятие страха - помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. "Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться". "Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения".

2. Авансирование успешного результата - помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. "У вас обязательно получиться". "Я даже не сомневаюсь в успешном результате".

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности - помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. "Возможно, лучше всего начать с...". "Выполняя работу, не забудьте о.....".

4. Внесение мотива - показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. "Без твоей помощи твоим товарищам не справиться."

5. Персональная исключительность -обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. "Только ты и мог бы.". "Только тебе я и могу доверить.". "Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой."

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение - побуждает к выполнению конкретных действий. "Нам уже не терпится начать работу.". "Так хочется поскорее увидеть."

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2021, 12 (109)

7. Высокая оценка детали - помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. "Тебе особенно удалось то объяснение". "Больше всего мне в твоей работе понравилось..."."Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы"1.

Следующим условием, способствующим созданию ситуаций успеха на уроках изобразительного искусства, является индивидуальный подход к ученикам. В основе индивидуального подхода лежит организация учебного процесса изобразительного искусства, показателями развития обучающихся являются выбор способов, методов, форм обучения в зависимости от их способностей и интересов.

Основные результаты. Наблюдение за работой учеников 5-6-7 классов общеобразовательных школ № 16 и № 8 города Гулистана Сырдарьинской области и сельской школы № 22 Мирзаабадского района в 2021-2022 учебном году показало следующее. На уроках изобразительного искусства одни ученики быстро и хорошо выполняли поставленные перед ними задачи и работы их выразительны, интересны; другие работали быстро, но рисунки невыразительны, с большим количеством ошибок; третьи не справлялись с поставленными задачами, делали грубые ошибки, из-за слабой организации плохо слушали учителя; четвертые работали медленно, не успевали закончить работу, так как старались выполнить ее как можно лучше. Для нахождения общего равновесия на уроках мы рекомендовали использовать2 следующие методы работы с учениками: основные задания обязательны для всех учащихся, дополнительные - для более одарённых, а также для слабых с целью восполнения пробелов в знаниях. Структура занятий начиналась с изложения нового материала, затем

1 «Приемы создания ситуации успеха для обучающихся на уроках изобразительного искусства» // Образовательная социальная сеть // nsportal.ru https://nsportal. ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2016/02/17/ priemy-sozdaniya-situatsii-uspeha-dlya

2 Кайсина И.Ю. Развитие художественно - творческих способностей через индивидуальный подход к уча-

щимся на уроках изобразительного искусства. - https:// infourok.ru

выдавались карточки-задания для всех учащихся. Одарённым ученикам, исходя, из их индивидуальных способностей предлагалось более сложные композиции. Во время наблюдения за работой давались индивидуальные советы. По окончании занятии проводилось анализ работ учащихся.

Ниже мы предлагаем методические материалы для создания ситуации успеха для каждого ученика по изобразительному искусству.

Тема: Аппликация на тему "Весенние цветы. 5-класс.

Материалы: бумага, картон, цветные карандаши, гуашь, акварель, кисти.

Цель учителя: побудить учеников выбрать из этих трех разных видов цветов - тот вариант цветка, который им нравится.

1. Для учащихся первой группы: «Горный тюльпан».

2. Для учащихся второй группы: «Нарисуй и наклей цветок подснежник».

3. Для учащихся третьей группы рекомендуется по сложности «Нарисовать и наклеить цветок алые маки» (рисунок 1).

Таким образом, для каждого ученика предоставляется выбор задания к достижению успеха. По этому поводу известный педагог Е.В. Бондаревская предлагает методы и приёмы к достижению успеха в педагогической деятельности:

- диалогичность;

- деятельностно-творческий характер;

- направленность на поддержку индивидуального развития ребёнка;

- предоставление ученику необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, и выбора содержания и способов учения, поведения3.

В своих работах ученики чувствуют себя творцами, создают свои произведения искусств и выражают своё отношение к окружающему миру. Своими работами ребята утверждаются в детском коллективе.

3 Пожарская А.В., Забнева Н.С., Михайлова и др. Изобразительное искусство 2-8 классы. Создание ситуации успеха. Коллекция интересных уроков. - Волгоград: Учитель, 2011, 5 с.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2021, 12 (109)

Рисунок 1. Апликация "Весенние цветы'

1-группа

2-группа

3-группа

Дети создают свой продукт творчества, который приносит успех, радость им и окружающим.

Обстановка на уроках ИЗО позволяет создать ситуацию успеха, широко применять в работе игровые формы. Игра позволяет активизировать внимание ребят и вовлечь всех участников в творческий процесс. Игра-соревнование: "Кто составит больше оттенков определенного цвета", например, "зеленой" или "красной" гаммы. В увлекательной форме дети учатся смешению красок; попутно усваивают множество наименований цветовых оттенков; перестают связывать название цвета (зеленый и пр.) с каким-то одним, наиболее типичным оттенком, учатся сознательно различать тонкие оттенки цвета, что помогает им избавиться от (цветовых) стереотипов в изобразительной деятельности. "Цветовые угадайки": ребенок должен угадать, какие краски из ограниченного набора были использованы, чтобы получить определенный смешанный тон, и воспроизвести этот результат. Общей основой для изобразительного искусства является действительность. Надо только увидеть эту действительность, отражаемую искусством. На уроках делаем маленькие открытия; в этом нам помогают краски. Краски - неизведанный мир, мир цвета. Дети замечают, что лес бывает голубым, утром — оранжевым, вечером выглядит багровым. Работа с красками по-разному влияет на настроение.

Умная, творческая, эмоциональная игра может стать не только действенным средством восприятия произведений, но эффек-

тивной формой приобретения и расширения знаний по искусству. Изучение портретного жанра позволяет провести игру-выставку портретов под названием "Лицо - зеркало души".

При рассматривании произведений художников, раскрываем замысел картины, рассуждаем о композиционном центре, в котором сконцентрирована основная идея, мысль1.

Предлагаем для сравнения несколько картин, и прошу проследить, как композиция влияет на состояние идею произведения. Натюрморты Гафура Абдурахманова "Дары Узбекистана" (буйство красок, радость жизни). Пейзажи Урала Тансыкбаева (тишина покой, неторопливость) После таких рассуждений целесообразны игры, упражнения, развивающие способность видеть и чувствовать различные варианты композиционных решений, соотношения образующих их форм, цвета, размеров, которые, воздействуя определённым образом, вызывают ассоциации с эмоциональным различным состоянием.

Игра является эффективным средством обучения и воспитания; отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекает внимание всего класса. В игре ребёнок выражает себя, а, значит, растёт. Урок изобразительного искусства не может быть скучным и не интересным, поэтому игровые формы очень важны. Так в 6 классе, когда у ребят уже имеется определённый объём знаний о портрете, даю одинаковые шаблоны (овал с различными проре-

1 Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. - М.: Просвещение, 2011. - 138 с.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2021, 12 (109)

зями). Работы получаются разнохарактерные, и по цвету, и по мимике1.

Таким образом, после анализа экспериментального опыта и изученной литературы, мы можем сделать вывод, что создание ситуации успеха на уроках изобразительного искусства позволила констатировать значительную динамику улучшения показателей изобразительной деятельности у учеников.

Следовательно, поставленная цель в работе достигнута, задачи реализованы, гипотеза подтверждена. Практические результаты исследования отражены в следующем:

• как наиболее эффективное решение для реализации учебных планов по созданию ситуации успеха с применением технологии индивидуального подхода к ученикам,

уникальный стиль изобразительной деятельности каждого ученика определил возможности эффективного использования механизмов «Успеха» и послужил повышению творческих способностей учеников;

• создание ситуации успеха оказало положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс;

• успех на уроке явился источником внутренних сил ученика, рождающих энергию для преодоления трудностей, желанию учиться. Ученики испытали уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе - завтрашний успех в жизни.

Использованная литература:

1. Концепция развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года. - Ташкент: www.lex.uz. 2018.

2. Хасанов Р. Методика обучения изобразительного искусства в школе. - Т.: «Фан», 2004. - С. 250.

3. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. - М.: «Просвещение:» 2011, 138 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Пожарская А.В., Забнева Н.С., Михайлова и др. Изобразительное искусство 2-8 классы. Создание ситуации успеха. Коллекция интересных уроков. - Волгоград: Учитель, 2011, 5 с.

5. А.С. Белкин. Ситуация успеха. Как её создать. - М.: «Просвещение», 1991, с. 176.

6. Билюк Е.Г., Круглова Н.С. Создание ситуации успеха для каждого ученика // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 7-2. - С. 67-68.

7. Пожарская А.В., Забнева Н.С., Михайлова В.В. Изобразительное искусство. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков. - Волгоград: Учитель, 2011. 134 с.

8. «Приемы создания ситуации успеха для обучающихся на уроках изобразительного искусства» // Образовательная социальная сеть // nsportal.ru https://nsportal.ru/ shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2016/02/17/priemy-sozdaniya-situatsii-uspeha-

9. «Создание ситуации успеха на уроках изобразительного искусства» // kopilkaurokov.ru https://kopilkaurokov.ru/izo/presentacii/sozdaniiesituatsiiuspiekhanaurok akhizobrazitielnoghoiskusstva

10. Создание ситуации успеха на уроках изобразительного искусства в среднем звене // Инфоурок - ведущий образовательный портал России // https:// infourok.ru/ sozdanie-situacii-uspeshnosti-na-urokah-izobrazitelnogo-iskusstva-852969.html

1 Создание ситуации успеха на уроках изобразительного искусства в среднем звене // Инфоурок - ведущий образовательный портал России //https:// infourok.ru/sozdanie-situacii-uspeshnosti-na-urokah-izobrazitelnogo iskusstva-852969.html

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2021, 12 (109)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.