Научная статья на тему 'Создание системы укрепления социального здоровья детей группы риска (на примере Пермского края)'

Создание системы укрепления социального здоровья детей группы риска (на примере Пермского края) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
60
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ / ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА / СОЦИАЛЬНО ОПАСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / НАРУШЕНИЕ ПРАВ ДЕТЕЙ / ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ / СЕМЬЯ НА РАННЕЙ СТАДИИ КРИЗИСА / SOCIAL HEALTH OF SCHOOLBOYS / CHILDREN OF GROUP OF THE RISK / SOCIALLY DANGEROUS POSITION / INFRINGEMENT OF THE RIGHTS OF CHILDREN / PROTECTION OF CHILDREN AGAINST CRUEL TREATMENT / A FAMILY AT AN EARLY STAGE OF CRISIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кожарская Вера Ивановна

В статье представлены результаты исследования состояния социального здоровья детей группы риска (социально опасного положения); практика работы по укреплению социального здоровья детей в образовательных учреждениях; пути совершенствования системы работы школы с детьми и семьями, на ранних этапах кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION SYSTEMS OF STRENGTHENING SOCIAL HEALTH OF CHILDREN OF GROUP OF RISK (ON THE EXAMPLE OF THE PERM EDGE)

Article contains the analysis of results of research of a condition of social health of children of group of risk of socially dangerous position, work practice on strengthening of social health of children in educational institutions, ways of perfection of system of work of school with children and families, at early stages of crisis.

Текст научной работы на тему «Создание системы укрепления социального здоровья детей группы риска (на примере Пермского края)»

В.И. Кожарская

ИЗДАНИЕ СИСТЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ)1

Ключевые слова: социальное здоровье школьников, дети группы риска, социально опасное положение, нарушение прав детей, защита детей от жестокого обращения, семья на ранней стадии кризиса.

Аннотация: В статье представлены результаты исследования состояния социального здоровья детей группы риска (социально опасного положения); практика работы по укреплению социального здоровья детей в образовательных учреждениях; пути совершенствования системы работы школы с детьми и семьями, на ранних этапах кризиса.

Целью проведенного исследования является выявление особенностей состояния здоровья школьников, относящихся к группе социального риска, а также разработка системы помощи таким детям и их семьям в условиях образовательного учреждения. Такие дети требуют повышенного внимания со стороны педагогов в связи с состоянием своего психосоциального здоровья; по нашим данным, их около 10 %. Они условно подразделяются на три группы: группа риска социально опасного положения (далее - СОП); дети, уже находящиеся в социально опасном положении; дети, являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей.

Группу риска СОП составляют дети, имеющие первичные признаки психосоциального неблагополучия - нарушения в психическом и эмоционально-личностном развитии, отклонения в поведении - пропуски уроков в школе без уважительной причины, дисциплинарные проступки, сопричастность к асоциальным группам, повышенную конфликтность. Ко второй группе относятся безнадзорные или беспризорные несовершеннолетние, употребляющие психически активные вещества (ПАВ), совершившие правонарушения или преступления, осужденные за совершение преступлений и состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП). Дети, относящиеся к третьей группе, как правило, имеют депривационные нарушения, могут иметь отклонения на уровне поведения. Большинство из них являются социальными сиротами, проживающими в замещающих семьях. По нашим данным, по состоянию на 01.01.2012 года в группе риска СОП находились 12 880 учащихся и воспитанников, что составляет 4,3 % от всего контингента детей в учреждениях образования Пермского края; 9030 несовершеннолетних имели статус «находящиеся в социально опасном положении» (1,7 % детского населения); дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей составляли 3,4 % от численности детского населения.

В ходе исследования было установлено, что здоровьесбережение детей группы риска СОП в образовательных учреждениях Пермского края осуществляется в рамках направлений, обозначенных как «ранняя профилактика социально опасного положения» и «профилактика правонарушений», которые закреплены целым рядом нормативных документов [1; 2; 3; 4]. В соответствии с задаваемыми этими документами нормами, каждое образовательное учреждение обязано выстраивать системную работу по выявлению, персональному учету детей группы риска, оказывать индивидуальную адресную помощь каждому ребенку и его семье. По нашим данным соматическое здоровье детей групп риска СОП не отличается от соматического здоровья детей «нормы». Главное отличие состоит в состоянии их социального здоровья, а также в ином социально-психологическом статусе ребенка.

Под социальным здоровьем нами понимается положение личности в обществе, ее социальное благополучие, социальный комфорт, социальная безопасность, жизненная активность, направленность. Таким образом, социальное здоровье обусловлено образом жизни, образом мыслей, поведением человека. Семья и школа являются основными институтами,

1 Статья подготовлена в рамках реализации программы стратегического развития ПГПУ. Проект № 003-П.

которые могут оказать определяющее влияние на социальное и психическое здоровье ребенка, организуя процесс его социализации.

Кратко остановимся на распределении детей группы риска по типам учреждений; 85 % таких детей обучаются в обычных дневных общеобразовательных школах, 8 % - в коррекционных школах, 5 % в вечерних сменных школах; при этом их количество в учреждении варьируется в зависимости от типа школы и контингента учащихся от 2 % («элитные» школы) до 20 % (школы «окраины», коррекционные).

Представляет интерес возрастной состав группы риска СОП: 54 % - это младшие школьники и младшие подростки 7-14 лет; 46 % - подростки от 15 до 18 лет. Анализ статистических данных показывает, что группа риска достаточно быстро «омолаживается», школам приходится все чаще ставить на учет детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста, совершивших правонарушение. Это - тревожная тенденция, свидетельствующая о том, что система профилактики не срабатывает на ранних этапах жизни ребенка.

Обозначим основания отнесения детей к группе риска, что, по нашему мнению, отражает структуру психосоциального здоровья этих детей. Данные основания следующие: асоциальное поведение; пропуски занятий без уважительной причины; совершение правонарушения (административного); совершение общественно опасного деяния; совершение преступления после прохождения курса реабилитации.

Основные причины, по которым дети попадают на внутришкольный учет, - это асоциальное поведение - 35 %; пропуски занятий без уважительной причины - 21 %. В 11 % случаев дети совершили правонарушения или общественно опасное деяние, как уже говорилось выше, это дети, не достигшие четырнадцати лет; 14 % составили дети, ранее состоявшие на учете в КДН и ЗП и переведенные в группу риска по результатам реабилитационной работы; 2 % - дети, совершившие преступления (следовательно, состоящие на учете в КДН и ЗП), перешли в группу СОП, что рассматривается органами управления образованием как брак в работе школы.

В ходе исследования мы проанализировали конкретные случаи пропусков занятий (выборка - 363 школьника) и установили причины, по которым дети группы риска пропускают занятия: не желают учиться и не работают (217 случаев); бродяжничают, находятся в розыске (46 случаев); не желают учиться и работают (38 случаев) находятся под следствием или осуждены (18 случаев); не отпускают родители (3 случая); другие причины (41 случай). Эти данные свидетельствуют, что наибольшее количество не посещающих школу детей группы риска не мотивированы на какую-либо деятельность, предполагающую целенаправленные усилия, - «не желают учиться и работать». Такое поведение квалифицируется как отклоняющееся, проявляющееся в нарушениях социальных и правовых норм в избегании обучения, что приводит к школьной дезадаптации.

Многочисленные психологические исследования свидетельствуют, что поведенческие отклонения - это, как правило, внешние проявления более глубоких, внутриличностных и межличностных проблем ребенка. Нами проведен анализ обращений к психологу учащихся, состоящих на внутришкольном и межведомственном учете, - на выборке детей, получавших психологическую помощь в городском психологическом центре города Перми. Можно выделить несколько различных уровней проблем детей группы риска. Во-первых, многочисленные когнитивные и эмоционально-поведенческие проблемы у этих детей - заниженная самооценка, сниженный и негативный «образ Я»; 70 % детей имеют акцентуации характера по гиперактивному, либо неустойчивому типу, демонстрируют сниженную социальнопсихологическую компетентность, не имеют навыков конструктивного решения проблем и разрешения конфликтов; не менее 30 % случаев - невротические проблемы, связанные с пережитой детской травмой. Во-вторых, это проблемы в семье и ближайшем и окружении ребенка, главная из которых - отсутствие достаточной поддержки со стороны семьи (по нашим данным, около 50 % родителей несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, проявляют безразличие к образу жизни своих детей, не интересуются их времяпрепровождением в свободное от учебы время; в

20 % таких семей подростки предоставлены сами себе, а в 50 % - контроль осуществляется от случая к случаю; около 30 % этих подростков ночное время проводят на улицах, уходят из дома (около 70 % в возрасте от 16 до 18 лет), тем самым, пополняя антиобщественно направленные группы). Различным формам жестокого обращения, пренебрежения нуждами со стороны родителей (в качестве воспитательной меры!) подвергались 50 % несовершеннолетних, проявляющих суицидальное поведение и нарушения социальнопсихологической адаптации; 54 % от всех несовершеннолетних, обратившихся в кризисную службу, подвергались буллингу со стороны сверстников. Можно констатировать, что дети группы риска имеют особые проблемы в индивидуальном развитии и адаптации и вытекающие из этого проблемы в учебно-познавательной деятельности. При этом им существенно меньше других детей оказывается поддержка со стороны семьи, и можно утверждать, что права этих детей нарушаются. В семьях значительно чаще практикуются неконструктивные, в том числе силовые методы воспитания, игнорируются потребностей детей. Очевидно, что в таких условиях без дополнительных усилий со стороны школы состояние психосоциального здоровья детей группы риска будет только ухудшаться.

В Пермском крае существует модель работы образовательного учреждения по ранней профилактике социально опасного положения, ориентированная на выполнение требований правительства Пермского края, зафиксированных в упомянутых нормативных документах. Процесс профилактической работы в рамках данной модели включает три этапа: выявление детей, нуждающихся в дополнительной помощи; дифференциация по категориям, в зависимости от степени неблагополучия; организация профилактической деятельности (реализация программ педагогической поддержки, коррекции и реабилитации).

Кратко остановимся на каждом из этапов. Все дети, обучающиеся в образовательном учреждении, проходят диагностические процедуры, позволяющие определить состояние их социального здоровья, дифференцировать исходя из индивидуальных потребностей ребенка в дополнительных услугах со стороны школы и в зависимости от глубины имеющихся психосоциальных проблем. В соответствии с выделенными целевыми группами, профилактическая деятельность образовательного учреждения проходит по трем основным линиям:

- для детей группы «норма» - первичная профилактика и педагогическая поддержка; деятельность учреждения направлена на формирование ЗОЖ, законопослушного поведения, развитие личности; осуществляется по отношению ко всему контингенту учащихся, воспитанников и их родителей (законных представителей); сюда включается также педагогическая поддержка, оказываемая детям-инвалидам, сиротам и оставшимся без попечения родителей;

- для детей группы риска СОП - коррекционная деятельность образовательных учреждений, направленная на коррекцию поведения детей, состоящих на внутришкольном учете в рамках индивидуальной программы сопровождения такого ребенка; осуществляется в сотрудничестве с семьей несовершеннолетнего; оказывается помощь родителям в воспитании и образовании ребенка;

- для детей, находящихся в СОП - реабилитационная деятельность, причем не только школы, но и других субъектов профилактики (в том числе и учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, органов правопорядка), призванных помогать детям и семьям в сложной жизненной ситуации.

Охарактеризуем реальную результативность работы с детьми группы риска в образовательных учреждениях за I квартал 2012 года. По отчетам школ, 7,1 % детей переведено в группу «норма» по результатам проведенной с ними коррекционной работы; в 2 % случаев положение детей ухудшилось, они переведены в группу СОП в связи с совершением преступления (наиболее показательный «брак» в работе школ - это попадание детей группы «норма» в социально опасное положение, как правило, по причине совершения несовершеннолетним преступления или общественно опасного деяния; в рассматриваемый период таких детей было 198).

Для выяснения причины недостаточной эффективности реализуемой модели в ходе исследования нами проведены фокус-группы с педагогами школ, интервьюирование координаторов профилактической работы в школах, кураторов проектов в муниципальных управлениях образования; кроме того, был проведен контент-анализ материалов экспертиз по реализации направлений «Ранняя профилактика социально опасного положения и правонарушений» в учреждениях образования. Всего в исследовании приняли участие 120 специалистов от двенадцати территорий Пермского края.

Анализ полученных данных позволил выявить проблемы, возникающие при организации помощи детям группы риска:

- формальный подход к индивидуальной работе с детьми группы риска, непрорабо-танность индивидуальных планов сопровождения;

- неадекватный диагностический инструментарий и практика его применения для определения социально психологических проблем ребенка и его семьи, причин деструктивного поведения ребенка и определения целей при проектировании коррекционной программы;

- низкое качество социально-психологических программ, предлагаемых ребенку (не проводится анализ динамики состояния ребенка в ходе занятий; не ставятся конкретные задачи; не утверждены используемые программы и т.д.);

- недостаточный набор профилактических и реабилитационных услуг для проведения успешной коррекции поведения ребенка; слабо используется с этой целью и ресурс системы дополнительного образования;

- слабость механизмов межведомственного взаимодействия в конкретных случаях (для отдельных территорий разработана нормативная база, но алгоритмы взаимодействия всех органов системы профилактики не продуманы);

- недостаток квалифицированных специалистов - педагогов-психологов, социальных педагогов в образовательных учреждениях ,отсутствие на территории психологических центров, социальных служб;

- низкий уровень компетентности в работе с группой риска у педагогов и классных руководителей; отсутствие базовых навыков раннего выявления нарушения прав и жестокого обращения с детьми в семьях;

- наличие управленческих проблем, связанных с недостаточным финансированием, контролем и стимулированием профилактической деятельности.

Наиболее слабое место при организации помощи ребенку группы риска - работа с его семьей. Так, педагоги школ и дошкольных учреждений практически не выявляют ранний семейный кризис, в связи с этим на учет в группу риска сОп ставятся дети из семей, находящихся в хронической стадии кризиса, то есть из семей с низким реабилитационным потенциалом. В случаях же, когда ситуация в семье может быть расценена как «почти нормальная», но все-таки «уже проблемная», ребенок и семья остаются без внимания специалистов. Формально назначаемые кураторы не умеют строить контакт с семьей, распознавать и активизировать реабилитационный потенциал семьи, вовлекать родителей в совместную деятельность по решению проблем ребенка группы риска. Отсутствует система профессиональной супервизорской поддержки педагогов, что приводит к низкому качеству работы, профессиональному выгоранию специалистов, отсутствию мотивации к работе с ребенком группы риска и его семьей.

Итак в общеобразовательной школе выделяется группа детей, нуждающихся в дополнительной адресной помощи, - это дети группы риска СОП. На уровне региона разработаны нормативные требования, адресованные образовательным учреждениям по оказанию индивидуальной помощи ребенку группы риска с целью укрепления его социального здоровья и его семье. При реализации этих требований школа сталкивается с целым рядом сформулированных выше проблем, следовательно, используемая в крае модель ранней профилактики социально опасного положения, которая существенно продвинула решение

проблем детства, настоятельно нуждается в определенной коррекции, доработке, модернизации.

Представляется необходимой следующая доработка модели:

- усилить работу с группой «норма» по выявлению случаев нарушения прав детей и жестокого обращения с ними в семьях на самых ранних стадиях кризиса;

- совершенствовать инструментарий, позволяющий своевременно выявлять риск нарушения прав детей в семьях, а также склонность детей к противоправным действиям;

- организовать системное обучение базовым навыкам работы с детьми группы риска и их семьями классных руководителей, учителей-предметников, школьных психологов, социальных педагогов;

- осуществить специальную работу системы дополнительного образования по созданию привлекательных для детей группы риска видов деятельности во внеурочное время (подобный опыт имеется в отдельных районах края и нуждается в распространении).

Размышляя о завтрашнем дне системы образования Пермского края, считаем крайне важным также дополнить систему психолого-педагогической подготовки будущих учителей в ПГПУ, педагогических училищах обучением студентов практике решения образовательных, воспитательных задач в специфической работе с детьми группы риска.

1. Указ губернатора Пермского края от 25.07.2007 г. № 55 «О целях, задачах и целевых показателях деятельности Правительства Пермского края на 2007-2010 годы».

2. Приказ Министерства образования Пермского края от 07.12.2009 № СЭД-26-01-04-40 - 333 «Об организации работы по реализации краевого проекта «Ранняя профилактика социально опасного положения и социального сиротства», проекта «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних» в 2010 году.

3. Приказ Министерства образования Пермского края от 07.02.2011 № СЭД-26-01-04-40 «Об организации работы по реализации краевых проектов по профилактике преступности и правонарушений среди несовершеннолетних в 2011-2013 годах».

4. Порядок межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия. Утвержден постановлением КДН и ЗП Пермского края от 25.10.2011г. №3/3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.