Научная статья на тему 'Создание системы оценивания ключевых компетенций учащихся массовой школы'

Создание системы оценивания ключевых компетенций учащихся массовой школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2988
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашкевич Александр Васильевич

В статье рассматривается проблема создания системы оценивания ключевых компетенций учащихся в ходе реализации компетентностного подхода в образовательном процессе школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание системы оценивания ключевых компетенций учащихся массовой школы»

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

ра не только основной темы проекта, но и способов ее реализации. Работая над проектом, можно приобрести новые знания и опыт в интересующей сфере и сразу же применить их на практике. В этой ситуации обучение превращается в процесс осознанного активного поиска, присвоения и применения новых знаний. Это и есть те приращения знаний, умений и навыков, ради которых организуется проектная деятельность и которые в дальнейшем будут легко переноситься учащимся на другие виды учебной и внеучебной деятельности.

Таким образом, системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования исследовательских навыков через реализацию учебного проектирования позволит достичь положительных результатов.

Учащиеся, которые начинают заниматься исследовательской деятельностью на начальном этапе обучения, уверенней чувствуют себя на уроках, становятся активными и коммуникативными, умеют грамотно задавать вопросы, у них расширяется кругозор, участвуют в деятельности школьной, районной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.

Литература

1. Бокарева Г., Кикоть Е. Исследовательская готовность как цель процесса развития учащихся // Alma-mater. -2002. - №6. - С. 52-54.

2. Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности // Дополнительное образование. -2002. -№ 8. -С. 6-11.

3. Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе // Начальная школа. - 2000. - № 12. - С. 101-108.

4. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Логос, 1999. - 272 с.

5. Сиденко А.С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. -2008. - №1.

6. Сиденко А.С. От опытно-поисковой деятельности - к исследованию. // Эксперимент и инновации в школе. -2011. - №2.

7. Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 101-108.

J

Л

А. В. Пашкевич

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ

компетенций учащихся массовой школы

____________________________________________Г

Аннотация. В статье рассматривается проблема создания системы оценивания ключевых компетенций учащихся в ходе реализации компетентностного подхода в образовательном процессе школы.

Ключевые слова: система оценивания, компетентностный подход, ключевые компетенции, образовательный результат.

Переход на компетентностный подход в образовании обуславливает необходимость поиска или создания соответствующей системы оценивания ключевых компетенций учащихся [2]. Проблема создания системы оценивания сформированности ключевых компетенций учащихся в образовательном процессе школы, одна из наиболее сложных в практике образовательной деятельности, поскольку требует переосмысления результатов образования, если раньше знания, умения, навыки, то теперь комплекс ключевых компетенций учащихся. Ориентация на формирование ключевых компетенций оказывает серьезное влияние на всю систему оценки и контроля достижений учащихся. С позиции компетентностного подхода основным результатом деятельности школы становится формирование компетентностного выпускника, владеющего определенными компетенциями.

Для реализации компетентностного подхода школе необходимо постепенно перестроить традиционную систему оценивания знаний на основе введения в учебный процесс компетентностно-ориентированного оценивания учебных достижений учащихся. В основе такой перестройки лежит переход от оценки знаний к оценке компетенций как конечных результатов образования. В этой связи требуется разработка объективных процедур оценивания, комплексных измерителей имеющих высокую надежность, прогностичность, валидность оценки знаний и умений, компетенций учащихся на текущем, промежуточном и итоговом контроле. При создании системы оценивания учебных достижений учащихся необходимо учитывать новые направления заложенные в стандартах второго поколения: система оценки - инструментальное ядро государственных образовательных стандартов; оценка предметных,

20

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

метапредметных и личностных результатов общего образования; ориентация оценки на деятельностный подход; комплексный подход к оценке результатов образования.

Сложность создания системы оценивания заключается в том, что требования к результатам образования в стандартах сформулированы, как правило, в общем виде. Для измерения достижения большинства требований необходима их операционализация заключающаяся в уточнении и конкретизации отдельных элементов требований, обеспечивающих возможность их измерения.

Под результатом обучения понимаем описание того, что ученик должен продемонстрировать для измерения уровня сформированности компетенции по окончанию модуля, предмета. Результатом при компетентностном подходе становится готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию учащегося демонстрирующая уровень сформированности компетентности. При написании результатов обучения необходимо продумать как и каким образом они будут оцениваться, для того, чтобы проверить добился ли ученик этих результатов и на каком уровне. Для этого необходимо разработать способы оценивания, позволяющие определить уровень сформированности компетенций. На стадии описания результатов обучения необходимо продумать стратегию преподавания предмета, позволяющая учащимся более эффективно достигать запланированных результатов обучения. Для этого, от учителя требуется вовлечение учащихся в такие виды деятельности, которые соответствуют формируемым компетенциям.

Основным условием при выборе средств измерения и оценивания компетенций учащихся является возможность с их помощью осуществлять многомерные измерения, проводить комплексное оценивание, определять интегрированные качества личности.

Контрольный процесс реализуется путём различного вида процедур: оценки результатов работы на занятии, семинаре, проверки контрольных работ, оценки выполнения учебных заданий, как в классе, так и в домашних условиях, тестов, зачетов и т. д. Контроль может осуществляться в различных формах: тестирование, контрольная работа, коллоквиум, зачёт, защита работы, проекта, портфолио, может быть как устной так и письменной и т. д. Способность выполнять учебные задания могут оцениваться либо по саму факту выполнения в соответствии с принятыми требованиями, либо балльной или рейтинговой системе. Это касается, например, учебных творческих заданий (написания эссе, рецензии, исследования и т. п.), отработки методов работы с источниками информации (работа с документами, создание концептуальных таблиц, кластеров и т. п.).

Диагностика компетенции проводится с помощью разнообразных средств диагностики и самодиагностики, таких как анкетирование, выполнение компетент-ностно-ориентированных заданий, тестов, решение задач, самопрезентация, представление портфолио, представление результатов проектной деятельности, контрольные работы и т. д. Таким образом, для эффективного внедрения системы оценивания ключевых компетенций учащихся необходимо применение в учебном

процессе инновационных средств, позволяющих оценить уровень сформированности компетенций: компе-тентностно-ориентированные задания, компетентност-но-ориентированные тестовые задания, портфолио, модульно-рейтинговая система оценивания и т. д., поскольку общепринятые педагогами методы и средства проверки ориентированы в большей степени на оценивание знаниевого компонента.

Различным типам, видам и формам контроля должны быть адекватны используемые оценочные средства, а также измерительный инструментарий: баллы, рейтинги, оценки и т. п. Они должны быть верифицируемыми и валидными, то есть надежными, что, в конечном счёте, должно обеспечивать объективность процесса контроля.

Основные принципы оценивания:

- отмена текущей аттестации в виде поурочных оценок, выставляемых в классных журналах;

- предварительная договоренность учителя с учащимися о конечном результате учебного блока, форме и сроках контроля;

- зачётная система оценивания.

Формы организации оценивания включают выделение учебных блоков и зачёты по ним, а также зачётную сессию и качественную оценку индивидуальных достижений учащихся [1].

В этой связи, мы предлагаем внести изменения в систему оценивания учебных достижений учащихся:

- заменить практику разовых выборочных достижений на оценку комплекса работ, выполненных за определённый период. Перейти на накопительную систему отметок;

- изменить систему оценивания в направлении перехода от оценивания на каждом занятии к рубежному и объективизированному контролю.

Необходимо обеспечить условия для мотивированности учебной деятельности учащихся, развития их заинтересованности и ответственности за результаты учёбы. Для этого предлагаем оценивание для обучения (рейтинг, портфолио, накопительная система), когда каждый ученик знает, за что и когда он будет оценён, и знает цель достижения по окончанию предмета.

Обогащение практики оценивания возможно через использование:

- рейтинговых оценок;

- введения карты самостоятельной работы;

- портфолио достижений;

- комбинированных тестов;

- участия в конференциях, публичных выступлениях и т. д.

Разнообразие проявлений контрольно-оценочной деятельности повышает значение опыта её осуществления в различных ситуациях [3], в том числе жизненных, применительно к разным объектам и процедурам. Таким образом, происходит изменение характера оценки от единовременного измерения к комплексному измерению. В этой связи каждому учителю необходимо предусмотреть консультативную помощь в выполнении самостоятельной работы учащимися. При консультативной помощи учитель выполняет две роли: с одной стороны, оказывает учащемуся помощь при индивидуальной консультации по выполнению самостоятель-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

21

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

ных заданий, с другой стороны, осуществляет контроль и оценивает индивидуальную работу каждого ученика.

Целесообразно постепенное введение в практику старшей школы «вузовских» форм и процедур оценивания:

- зачётных и экзаменационных сессий;

- коллоквиумов;

- конференций, публичных защит образовательных продуктов [4, 6].

Компетентность приобретается и проявляется в деятельности, соответственно, формы оценивания должны носить деятельностный характер [5].

Все задания должны быть соотнесены с формируемыми компетенциями для программы в целом и для модуля в частности.

Таким образом, учитель должен определить цели и задачи модуля, предмета; описать результаты обучения; разработать стратегию преподавания и обучения, позволяющая учащимся достичь результатов обучения; спроектировать метод оценивания для проверки того, были ли достигнуты результаты.

Компетентностно-деятельностный подход в образовании позволяет в старшей профильной школе существенно приблизить организацию оценивания образовательных результатов к вузовской, сохранив своеобразие и традиции школы. Для профильных предметов часть учебного курса можно вынести на сессию в виде обобщающего зачёта. В начале, в конце и середине учебного курса по ряду предметов необходимо проводить мониторинг уровня достижений в виде

компетентностно-ориентированного тестирования. По непрофильным предметам оценивания учебных достижений учащихся может проводиться по критериальнорейтинговой системе накопления достижений.

Опираясь на работы И. С. Фишман и Г. Б. Голуб, нами были разработаны: карта самостоятельной работы; карта оценивания доклада, выступления; оценки тестовых заданий; портфолио и т. д. (приложение 1; 2; 3). В карте самостоятельной работы отражены виды самостоятельных работ, указан срок сдачи, а также отмечается учителем факт выполнения работы (указаны баллы, полученные за работу). Карта самостоятельной работы выдаётся на первом занятии учащемуся и заполняется по мере выполнения работ, учитель же ведет ведомость выполнения самостоятельных заданий каждого ученика. Карта самостоятельной работы предназначена для активизации контрольно-оценочной деятельности учеников.

В целях эффективного внедрения системы оценивания ключевых компетенций учащихся необходимо создание мониторинга сформированности ключевых компетенций учащихся, включающего регулярное проведение диагностических процедур отслеживания уровня сформированности ключевых компетенций каждого ученика.

Приложение 1

Карта оценивания доклада, выступления

Класс_____________________________профиль

ФИО ученика Дата Тема доклада, выступления Полнота освещения вопроса Качество выступле- ния Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность Адекватное использование наглядных средств Суммарный балл

Приложение 2

Карта оценивания электронной презентации

Класс_____________________________профиль

ФИО ученика Дата Тема Полнота освещения вопроса Качество презента- ции Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность Дизайн презентации Суммарный балл

Приложение 3

карта самостоятельной работы по предмету ученика_____________________класс________

Название работы Вид работы Срок сдачи Критерии оценивания работы Замечания учителя

Срочность выполнения Качество выполненного Полнота Суммарная оценка

22

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Единая шкала критериев оценки доклада, выступления

Коли- чество баллов Критерии оценивания

Полнота освещения вопроса Качество выступления Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность Адекватное использование наглядных средств

0 Доклад, выступление не выполнено

1 Ученик выполнил задание, тема не раскрыта, материал не систематизирован, не выстроена логика выступления Регламент выступления не соблюден, выступление сводится непосредственно к чтению текста, не поддерживается визуальный контакт с аудиторией, не выделяется времени на восприятие информации Ученик не смог ответить на вопросы Ученик не использовал никаких наглядных средств

2 Ученик справился с заданием, тема не до конца раскрыта, имеются незначительные неточности, слабая систематизации информации, есть нарушения в логике выступления Немного нарушен регламент выступления, выступающий считывает информацию со слайдов, слабо поддерживается визуальный контакт с аудиторией, мало выделяется времени на восприятие информации Ученик ответил на все вопросы, хотя были не точности в ответах, и аргументации Ученик не адекватно применил наглядные средства, наглядные средства не относятся к теме, или плохо её раскрывают

3 Ученик справился с заданием, тема раскрыта, успешно извлечена информация, систематизирована, выстроена логика выступления Регламент не нарушен, выступающий опирается на опорный конспект, говорит своими словами, комментирует слайды, поддерживается визуальный контакт с аудиторией Ученик чётко и лаконично ответил на все заданные вопросы Ученик адекватно подобрал, разработал наглядные средства раскрывающие тему выступления

Единая шкала критериев оценки электронной презентации

Коли- чество баллов Критерии оценивания

Полнота освещения вопроса Качество презентации Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность Дизайн презентации

0 Электронная презентация не выполнена

1 Ученик или группа учащихся выполнили задание, тема не раскрыта, материал не систематизирован, не выстроена логика презентации Регламент презентации не соблюден, информация, изложенная в презентации не соответствует обозначенной теме, переизбыток или недостаток текстовой информации, полностью заимствованная с литературы, Интернета Ученик не смог ответить на вопросы Иллюстрации низкого качества, отсутствует необходимые таблицы, схемы графики, эффекты примененные в презентации отвлекают от содержания

2 Ученик или группа учащихся создали презентацию, тема творческого задания не до конца раскрыта, имеются незначительные неточности, слабая систематизации информации, есть нарушения в логике презентации Немного нарушен регламент презентации, информация по проблеме изложена не полностью, присутствуют незначительные недочеты, использованы различные источники информации, материал проанализирован Ученик ответил на все вопросы, хотя были не точности в ответах, и аргументации Иллюстрации хорошего качества, подобранна соответствующая графическая информация, примененные эффекты немного мешают усвоению информации

3 Ученик или группа учащихся справились с заданием, тема раскрыта, успешно извлечена информация, систематизирована, выстроена логика презентации Презентация разработана самими учащимися, регламент не нарушен, информация изложена полно и чётко, текст на слайде представляет собой опорный конспект, отсутствует переизбыток информации Ученик чётко и лаконично ответил на все заданные вопросы Дизайн презентации четко продуман, примененные эффекты помогают усвоению информации, не отвлекают внимание

Единая шкала критериев оценки карты самостоятельной работы учащихся

Коли- чество баллов Критерии оценивания самостоятельной работы

Срочность выполнения Качество выполненного Полнота

0 Задание не выполнено

1 Ученик выполнил задание не в срок, к концу изучения модуля, предмета Ученик допустил неточности в выполнении задания, не раскрыта тема задания, неправильно подобран материал или полностью заимствован с литературы, Интернета, не систематизирован, не нагляден Задание выполнено не полностью

2 Ученик выполнил задание, но с небольшим опозданием Учеником допущены незначительные неточности в выполнении задания, тема не до конца раскрыта, слабо систематизирован материал, представлено наглядно Задание выполнено

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

23

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

3 Ученик выполнил задание в срок Учеником раскрыта тема задания, успешно подобран Задание вы-

материал, систематизирована в искомую в соответ- полнено пол-

ствии с заданием, представлена наглядно ностью

Литература

1. Голоднова Л.В. Технология портфолио - формальный и неформальный подход // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - №5.

2. Дамбаева Б.Б. Стратегии развития образования Забайкальского края в контексте компетентностного подхода / Компетентностный подход как фактор повышения качества образования: материалы международной научнопрактической конференции. Пленарные доклады. - Чита: ЗабКИПКРО. - 2010. - С. 12-18.

3. Егорова Л.Н. Бальная оценка знаний и умений учащихся в рамках реализации дифференцированного контроля образования учащихся // Эксперимент и инновации в школе. 2011. №2. С. 22-26.

4. Проектирование учебно-методического обеспечения модулей инновационной образовательной программы: Методическое пособие / О.В. Акулова, А.Е. Бахмутский, Р.У. Богданова, О.Б. Даутова, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына; Под ред. С.А. Гончарова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 159 с.

5. Сиденко А.С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №4.

6. Фишман И.С., Голуб ГБ. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. -244 с.

С. Т. Терентьева

J

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

Л___________________________________________________________________г

Аннотация. В статье раскрывается опыт школы по достижению основных целей в реализации стратегической инициативы «Наша новая школа» в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения.

Ключевые слова: стратегическая инициатива «Наша новая школа», федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования, новый социальный заказ.

Деятельность коллектива школы по достижению основных целей и решению задач в данном направлении выстроена в соответствии с приоритетами, обозначенными Президентом Российской Федерации в стратегической инициативе «Наша новая школа», отраженными в ФГОС второго поколения [3, 4, 5].

Наша школа в значительной степени была подготовлена к процессам, связанным с обновлением содержания образования [2]. Мы видели такую необходимость, опираясь на результаты мониторинга участников образовательного процесса: детей, родителей,учителей, а также социальных партнёров.

Сегодня 7 первых классов, в которых обучается 170 детей, учатся в соответствии с новыми стандартами по 6 учебно-методическим комплексам. Я хочу остановиться на некоторых достигнутых результатах, а также задачах, которые следует решать на пути массового перевода начальной школы на стандарты нового поколения [4, 5].

С появлением стратегической инициативы «Наша новая школа», стандартов и новых СанПиН усилился поток требований, предъявляемых сегодня к школе. Это ещё в большей мере повлияло на чёткость планирования школой расходов, в том числе долгосрочных, заставило нас уделить внимание проблеме экономии и бережливости ресурсов, активизировать работу

по обеспечению привлекательности школы на рынке образовательных услуг.

Очевидно, что требуемые изменения должны были сопровождаться существенным преобразованием ресурсной базы, что предусмотрено в Программе развития школы на период до 2015 года.

Работа с кадрами была направлена на изучение и практическую отработку нового содержания, эффективных педагогических и образовательных технологий, разнообразия вариативности образования. Организация учительских сообществ школы по принципу «Сотрудничество, содружество, сотворчество», методического совета, экспериментальных проблемных творческих групп, методических объединений классных руководителей позволила решить многие задачи обучения на рабочем месте, повышения квалификации, подготовки кадров к работе в новых условиях. Кроме того, учителям школы делегировано право на апробирование и практическое претворение инновационных идей в образовании, качественное совершенствование образования в школе [1].

Педагогами проведена экспертиза материалов ФГОС - требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования, требований к условиям её реализации, продуманно отобрано содержание (учебно-методические комплексы), отвечающее задачам реализации стандартов [4].

24

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.