Научная статья на тему 'Создание системы менеджмента качества образования на основе реализации компетентностного подхода в массовой школе'

Создание системы менеджмента качества образования на основе реализации компетентностного подхода в массовой школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1131
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашкевич Александр Васильевич

Автор делится с читателями основными аспектами проекта «Создания системы менеджмента качества образования на основе компетентностного» реализуемого в образовательном процессе МОУ «СОШ №1» пгт. Пойковский.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание системы менеджмента качества образования на основе реализации компетентностного подхода в массовой школе»

ФГОС второго поколения

тивные действия и действия своих оппонентов; 96% учащихся выразили желание сотрудничать в группе, обсуждая предложенную проблему.

Литература

1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.-416 с.

2. Булыгина Л.Н. Критериально-уровневый подход к оцениванию сформированности коммуникативных компетенций учащихся в образовательном процессе основной школы / Учебно-методическое пособие для учителей и педагогических работников. - Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008г.

3. Давыдова Н.Н. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009, № 12.

4. Давыдова Н.Н. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010, № 1

5. Емельянов Ю.Н Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дис. докт. психол. наук. Л., 1990.- 403 с.

6. Стурикова М.В. Риторизация образовательного процесса как развитие коммуникативной компетенции учащихся и студентов //Образование и наука. Известия УрО РАО, 2009, № 11

7. Титова С. В., Брычкова Я.В., Фисенко ЕЮ. Смыслообразующее обучение в общеобразовательной школе. - М.; СПб., 2007.

Автор делится с читателями основными аспектами проекта «Создания системы менеджмента качества образования на основе компетентностного» реализуемого в образовательном процессе МОУ «СОШ№1» пгт. Пойковский.

Пашкевич Александр Васильевич

методист МОУ «СОШ №1» пгт. Пойковский, Нефтеюганский район

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ нА основе реализации

компетентностного подхода в массовой школе

Как построить систему менеджмента качества образования на основе компетентностного подхода?

4

Ключевые слова: компетентностью подход, компетентностная модель, качество образования, система менеджмента качества, перспективный план реализации

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем в деятельности любого образовательного учреждения. Решение этой проблемы напрямую связана с апробацией опережающих подходов в управлении на основе стратегического планирования. Одним из таких подходов является реализация компетентностного подхода в образовании. Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс школы предполагает глубокие системные преобразования всего образовательного процесса от целеполагания до оценивания результатов образования. От целеполагания зависит какое содержание мы будем вкладывать в понятие «качество образования».

Управление качеством образования в школе есть процесс проектирования целей образования, определения путей их достижения, системы отслеживания и оценивания изменений в развитии, регулировании

и анализа полученных результатов. Использование компетентностного подхода определяет совокупность механизмов конкретизации стратегических целей развития образовательного учреждения. Это помогает системе позитивно развиваться и способствует постоянному оцениванию состояния и функционирования системы, позволяет анализировать эффективность созданных условий, изменений механизмов управления, направленных на повышение качества образования. Управление качеством образования на основе компетентностного подхода и мониторинговой информации позволяет осуществлять своевременное стратегическое, тактическое планирование и принимать адекватные управленческие решения.

На протяжении нескольких лет школа ведёт опытно-экспериментальную работу по реализации компетентностного подхода:

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

31

ФГОС второго поколения

- с 2007 года школа работает над методической темой «Компетентностью подход к обучению учащихся и учителей как средство модернизации образования;

- создан «Перспективный план реализации компе-тентностного подхода на 2007 - 2012 учебные годы»;

- спроектирована «Технология реализации компе-тентностного подхода в образовательном процессе», в рамках которой созданы компетентностью модели всех ступеней обучения, разработана компетентност-ная модель учителя, мониторинг профессиональной компетентности учителя, мониторинг оценивания сформированности ключевых компетенций учащихся и т.д.

- утверждено положение «О системе оценки качества образования», в целях реализации СОКО разработан инновационный проект «Создание системы менеджмента качества образования на основе реализации компетентностного подхода в образовательном процессе школы» и др.

Проведенная инновационная работа коллективом школы позволила выявить новые подходы к организации и управлению качеством образования, в этой связи возникла необходимость в создании системы менеджмента качества образования на основе компетент-ностного подхода. Система менеджмента качества образования основываясь на процессном подходе к управлению, позволяет добиться постоянного совершенствования процесса подготовки обучающихся.

Эффективное функционирование школы предполагает постоянную диагностику качества и совершенствование условий его достижения. Качество образования является сложным, многоаспектным и многофакторным феноменом. В виду сложности определения данной категории, необходимо определиться с содержанием вкладываемое в данное понятие.

Опираясь на работы в области качества образования Байденко В.И., Воровщикова С.Г., Иванова Д.А., Кальнея В.А., Селезневой Н.А., Суббето А.И., Поташника М.М., Третьякова П.И., Шишова С.Е. и др., мы определились с содержанием и понятием «качество образования».

Согласно теории социального управления, под качеством понимается уровень достижения поставленных целей, соответствие неким стандартам и степень удовлетворения потребителя. На этом основании выделяются два вида качества: конструкционное и функциональное. Конструкционное понимается как соответствие объекта неким нормам, стандартам, в образовании это, прежде всего, соответствие Государственному Образовательному Стандарту. Функциональное понимается как удовлетворение реальных потребностей, требованиям и ожиданием заинтересованных сторон. Также качество рассматривается в узком и широком значении. В узком это качество результатов, в сфере образования результатов образовательного процесса, и в широком значении - это не только качество продукции, но и качество самого процесса, качество реализации образовательного процесса, качество условий его осуществления.

Таким образом, качество выступает как системно-социальное качество, сбалансированность соответствия образования многообразным потребностям,

целям, требованиям, нормам, эталонам. Под качеством образования понимаем социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданием социальных групп. Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты образовательного процесса: условия, процесс и результат.

Результаты образования могут быть оценены разными субъектами образовательного процесса, но сами по себе результаты не позволяют управлять качеством образования, необходимо соотнесение их с операционально-заданными целями развития школы.

Под менеджментом качества понимаем скоординированную деятельность по руководству и управление школой применительно к качеству образования. Осуществление менеджмента качества в организации происходит с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества.

Под системой менеджмента качества понимаем - совокупность организационной структуры, методик (документированных процедур, методических указаний, рабочих инструкций), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

Управление качеством образования рассматривается как последовательность четырех фаз (согласно методологии Plan-Du-Check-Act (PDCA)), где:

1. Планирование Plan: разработка цели и процессов, необходимых для результата.

2. Осуществление Du: внедрение процессов.

3. Проверка Check: постоянный контроль и измерение процесса и продукции.

4. Действие Act: постоянное улучшение показателей.

Первым шагом в создании системы менеджмента качества является определение политики в области качества, планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества. Стратегическое целеполагание определяет отбор содержания обучения и воспитания, форм, методов, технологий, условий достижения поставленных целей. Формирование системы управления качеством в школе начинается с определения и прогнозирования требований к будущему выпускнику школы. Отправной точкой для построения системы педагогических целей в образовании служит модель выпускника, на основе которой выстраивается модель подготовки, нацеленная на достижение определенного результата, сформированной в виде компетентностной модели выпускника. Разработанная структура и содержание компетентностной модели выпускника выступает ожидаемым результатом обучения и оценивается в виде компетентности, которую, как мы ожидаем, проявит каждый выпускник к концу его подготовки по ступеням обучения.

Следующим шагом является создание социальнопедагогических условий повышения качества образования через реализацию компетентностного подхода в школе. Реализация условий предполагает постоянный контроль качества с помощью мониторинговых

32

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

ФГОС второго поколения

измерений, результаты которых демонстрируют уровень достижения запланированных целей и позволяют определить корректирующие и предупреждающие действия.

В современных условиях следует говорить о наличии множества запросов, реальными заказчиками являются ученики, родители, учителя, государство. При этом вполне возможна ситуация, когда требования различных заинтересованных сторон будут значительно отличаться. В этом противоречии мы видим один из источников развития качества подготовки. Для этого необходимо выявить социальный запрос по алгоритму, и на основе этого запроса спроектировать модель выпускника. Для выделения компетенций необходимо учитывать различные точки зрения, поскольку нет однозначного подхода к классификации компетенций. Выявляем социальный заказ по алгоритму: 1) анкетирование и опрос родителей; 2) анкетирование и опрос учеников; 3) анкетирование и опрос учителей; 4) запрос общества. Грамотно построенная модель позволит учителю определить, что является наиболее важным для выпускника, и организовать образовательный процесс таким образом, чтобы подготовить его к жизнедеятельности в конкретной социальной среде.

Планирование качества подразумевает принятие управленческих решений по формированию и утверждению перспективных планов и их реализации. Одним из средств систематизации работы образовательного учреждения по внедрению компетент-ностного подхода в образовательный процесс школы может служить перспективный план реализации компетентностного подхода в школе, рассчитанный на среднесрочную перспективу от трех до пяти лет, в зависимости от возможностей и особенностей образовательного учреждения. Данный план является среднесрочной стратегией внедрения компетент-ностного подхода в школе, предполагает создание условий для компетентного и конкурентоспособного выпускника. В результате реализации перспективного плана должны быть созданы условия для модернизации образования в школе.

Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:

- разработка компетентностной модели выпускника на основе социального заказа заинтересованных лиц на образование;

- проектирование образовательной программы на основе компетентностной модели выпускника;

- внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию компетентностной модели выпускника;

- развитие новых форм и механизмов оценки качества деятельности школы по реализации образовательных программ;

- реализация эксперимента по поэтапному введению системы учебных достижений учащихся на основе компетентностного подхода;

- повышение уровня профессиональной компетентности учителя;

- повышение компетентности и конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

Следующим шагом является разработка критериев и показателей мониторинга качества образования. На основе мониторинга разрабатываются управленческие решения по достижению качества образования.

Управление качеством образования (компетент-ностный подход):

- разработка перспективного плана реализации компетентностного подхода в школе;

- проектирование социально-педагогических условий реализации компетентностного подхода в образовательном процессе школы;

- обеспечение технологической готовности учителя к реализации компетентностного подхода путём повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников в реализации компетентностного подхода;

- создание системы оценивания сформированно-сти ключевых компетенций учащихся и др.

Шаги по достижению нового качества:

1. Сформировать адекватную модель результатов образования (спроектировать компетентност-ную модель выпускника на основе изучения социального заказа).

2. Спроектировать средства достижения новой цели.

3. Реализовать спроектированный комплекс условий для достижения поставленной цели.

Компетентностная модель выступает ядром качества образования, представляет собой описание того, каким набором компетентностей и личностных качеств должен обладать наш выпускник. Разработанная компетентностная модель выпускника школы принимается в качестве главной конечной цели ООП и всего образовательного процесса школы по отношению ко всем его ученикам как обобщенная норма качества конечного результата образования. Таким образом, компетентностная модель выступает основным инструментом оценки качества образования. Показателями качества в компетентностной модели являются определенный набор компетенций, личностных качеств, формирование которых для разных ступеней обучения должно обеспечиваться показателями и оценочными средствами.

Использование компетентностного подхода как определенной совокупности управленческих механизмов требует понимание педагогами и управленцам выдвигаемой цели. Это помогает системе позитивно развиваться и способствует постоянному оцениванию состояния и функционирования системы, позволяет анализировать эффективность созданных условий, изменений механизмов управления, направленных на повышение качества образования.

Для эффективного управления реализации технологии компетентностного подхода, необходимо разработать критерии и показатели качества образования (см. табл. 1).

Таблица - представляет собой, систему критериев и показателей оценки эффективности педагогического менеджмента качества образования в многопрофильной школе. Первый блок состоящий из 1-4 критерия, отражает содержание и логику процесса управления качеством образования в школе. Второй блок (5-8 кри-

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

33

ФГОС второго поколения

Таблица 1

Критерии и показатели эффективности педагогического менеджмента качества образования в многопрофильной школе на основе реализации компетентностного подхода в образовательном процессе

Критерии Показатели

БЛОК 1: УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАзОВАНИЯ В ШКОЛЕ

Стратегическое планирование качества образования - определена политика и стратегия в области развития качества образования в ОУ; - наличие чётко сформулированной системы целей, задач, концепции развития ОУ; - разработана философия качества образования в ОУ; - ориентация на запросы всех заинтересованных сторон; - установлены требования к достижению качества образования.

Управление качеством образования - определены требования к выпускнику всех ступеней обучения и профессиональной компетентности педагогов; - спроектированы социально-педагогические условия повышения качества образования; - разработана система мониторинговых исследований для общего управления качества образования; - результаты инновационной деятельности, направленной на повышение качества образования; - используется «технологическая цепочка» постоянного совершенствования образовательного процесса.

Доступность качества образования - доступность образования вообще (отсев, количество школьников не получивших основного общего образования); - наличие вариативности образовательных программ для разных групп школьников, полнота удовлетворенности образовательных запросов; - завершённость и преемственность реализуемых программ; - наличие доступного, дополнительного образования детей; - вариативность содержания образования по запросу и выбору учащихся.

Потенциал образовательной системы - уровень профессиональной компетентности педагогических работников; - материально-техническое обеспечение образовательного процесса, наличие новых инфраструктурных элементов за текущий период; - вовлеченность в инновационную деятельность педагогического коллектива; - взаимодействие с социальными партнерами; - позитивная динамика уровня обученности учащихся по промежуточному и итоговому контролю.

БЛОК 2: УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

Качество преподавательского состава - доля учителей с высшим образованием, среди них работающих не по профильному образованию; - категориальный уровень педагогических кадров; -доля прошедших переподготовку и повышение квалификации в прошедшем году; - обобщение и распространение опыта работы (мастер-класс, открытые уроки и др.) на школьном, муниципальном, региональном, всероссийском, международном уровне; - количество публикаций педагогов.

Качество информационного и учебно-методического обеспечения - количество единиц компьютерной техники в расчете на 1 учащегося; - доля уроков, проведенных с использованием ИКТ на основе рабочей программы учителя; -доля учащихся, использующих ИКТ в учебной деятельности по предметам; - обеспеченность цифровыми образовательными ресурсами; - обеспеченность учебниками, соответствие перечню утвержденного государственному перечню и году издания.

Качество технологий обучения - общее количество современных педагогических технологий используемых педагогами на уроках; - уровень владения педагогами современными образовательными технологиями; - доля педагогов, прошедших подготовку в области современных образовательных технологий; - использование в процессе обучения элементов дистанционного обучения; - адекватное оценивание учебных достижений учащихся.

Методическое сопровождение инновационной работы - выпуск методических пособий, рекомендаций по реализации компетентностного подхода в образовательном процессе школы; - проведение обучающих семинаров, мастер-классов, педагогических советов, производственных собраний повышающих уровень профессиональной компетентности педагогов в области реализации компетентностного подхода в образовании; - доля учителей реализующих компетентностно-ориентированный подход в урочной деятельности; - нормативно-методическое сопровождение реализации компетентностного подхода в образовательном процессе школы; - обобщение и распространение передового педагогического опыта реализации компетентностного подхода в образовательном процессе школы.

34

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

ФГОС второго поколения

Критерии Показатели

БЛОК 3: КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛЫ

Качество образовательного процесса - качество результатов обучения по основным предметам в начальных, средних и старших классах, положительная динамика качества результатов обучения; - уровень сформированности ключевых компетенций учащихся; - увеличение количества учащихся принимающих участие, победителей в предметных олимпиадах и других конкурсах школьного, муниципального, регионального, всероссийского и международных уровней. - оценка посещенных уроков администрацией школы; - полнота и качество выполнения планов и программ.

Качество профильного обучения - итоги обучения в профильных классах; - количество и удельный вес обучающихся на профильном уровне, сдавшие ЕГЭ на «4» и «5»; - количество и удельный вес выпускников, продолживших образование или трудоустроенных по профилю; - количество и удельный вес учащихся профильных классов, победителей и призеров III - IV этапов предметных олимпиад; - уровень сформированности профессионального самоопределения.

Качество воспитательного процесса - отсутствие правонарушений, отсутствие учащихся, находящихся на учёте в отделе по делам несовершеннолетних; - отсутствие учащихся, не посещающих занятия без уважительной причины; - вовлеченность учащихся в общественную и социально-проектировочную деятельность; - уровень воспитанности, социализированности учащихся; - включенность обучающихся в ученическое самоуправление.

Здоровьесбережение учащихся - рейтинг ценностей здорового образа жизни; - создание здоровьесберегающей образовательной среды, доля учащихся, участвующих в спортивных мероприятиях; - отсутствие травматизма учащихся в ходе ОП; - показатели физического развития; - динамика сохранности и развития здоровья учащихся.

терий) характеризует условия достижения качества образования в школе. Третий блок (9-12 критерий) характеризует качество образовательного процесса в школе и его результативность.

Основанием для выставления того или иного балла является степень выраженности выявленных показателей, их полнота и стабильность проявления в педагогическом менеджменте образовательного процесса.

Приняты следующие цифровые выражения: 3, 2, 1,0.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 - показатель ярко выраженный;

2 - показатель заметно выражен;

1 - показатель выражен, но проявляется не всегда (редко);

0 - данный показатель не проявляется.

Подсчет среднего балла по всем критериям осуществлялся по формулам:

M =P +P +P +P +P

IVIn —1—*-^-^-4-—5

M„

P +P +P +P

—1——2——3—!—4

M а=Е1±Р_2±£з,

n

n

где Mn - общий уровень эффективности педагогического менеджмента среднеарифметическое оценок в баллах, данных несколькими экспертами;

Mo - оценка эффективности блока;

Р1,Р2,Р3,Р4 - средняя оценка по критерию блока; n - количество критериев.

Ma - оценка эффективности педагогического менеджмента качества образования;

Р1,Р2,Р3 - средняя оценка эффективности блока; n - количество блоков.

Выделяем следующие характеристики эффективности педагогического менеджмента качества образования в школе: оптимальный, хороший, допустимый, критический.

Количественное выражение оценки эффективности педагогического менеджмента:

От 2,5 до 3 оптимальный уровень; От 2 до 2,5 хороший уровень;

От 1,5 до 2 допустимый уровень; До 1,5 критический уровень.

Для того чтобы можно было эффективно отслеживать изменения необходимо разработать единую шкалу оценивания по показателям. Приведем образец такой шкалы на примере первого блока (смотри приложение 1). Для примера мониторинговых исследований в рамках системы менеджмента качества рассмотрим два мониторингового исследования, которые внедрены в практику школы:

- вовлеченность в инновационную деятельность педагогического коллектива, для отслеживания этого параметра разработаны критерии и единая шкала оценивания уровня реализации педагогических проектов кафедр, администрацией школы;

- уровень владения современными образовательными технологиями учителями школы где также разработаны критерии и единая шкала. По результатам защиты опыта владения технологиями, лучшим учителям присваивается звание учитель - инноватор, и определенное количество стимулирующих баллов к заработной плате. Примеры мониторинговых исследований (см. приложение 2).

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

35

ФГОС второго поколения

Приложение 1

Единая шкала оценивания стратегического планирования качества образования

Коли- чество баллов Политика и стратегия в области ОУ Наличие системы целей, задач концепции развития ОУ Философия качества образования Ориентация на запросы заинтересованных сторон Установлены требованию к качеству образования

0 Данный показатель отсутствует

1 Нет четкой политики и стратегии развития качество в ОУ В школе нет четкой программы развития В школе не разработана философия постоянного повышения качества образования Школа не ориентируется на запросы заинтересованных сторон Школа опирается на традиционные требования качества образования

2 Определена политика и стратегия в области развития качества В школе разработана и реализуется программа развития, в школе, четко определены цели, задачи, технологии достижения и желаемый результат Школа стремится к созданию философии качества образования на основе традиционных подходов Школа стремится учитывать интересы заинтересованных сторон Компетентностная модель является лишь номинальной, опираются на традиционное понятие качества

3 Апробация опережающих подходов в управлении с целью повышения качества образования на основе стратегического планирования: создание программы, проекта, плана реализации ком-петентностного подхода в образовательный процесс школы В школе разработана и реализуется программа развития, на основе реализации компетентностного подхода в школе, четко определены цели, задачи, технологии достижения и желаемый результат В школе разработа -на новая философия качества, на основе реализации компе-тентностного подхода в образовательном процессе школы В школе разработана Компетентностная модель выпускника той или иной ступени обучения на основе запросов заинтересованных сторон Компетентностная модель принимается в качестве главной конечной цели ООП, всего образовательного процесса, обобщенная норма качества конечного результата образования

Единая шкала оценивания управления качеством образования

Ко- личе- ство бал- лов Требования к субъектам педагогического процесса Проектирование условий Разработаны мониторинговые исследования Уровень реализации инновационных педагогических проектов Технологическая цепочка совершенствования ОП

0 Данный показатель отсутствует

1 Нет четких требований к выпускникам той или иной ступени обучения и к профессиональной компетентности педагогов В школе нет целенаправленного создания условий повышения качества образования В школе приняты традиционные мониторинговые исследования качества образования низкий В школе нет технологической цепочки построения образовательного процесса

2 Описаны требования, созданы модели выпускника той или иной ступени обучения, модели учителя В школе ведется создание условий повышения качества образования в рамках традиционного подхода В школе нет системы ведения мониторинговых исследований качества образования традиционного и ком-петентностного подхода хороший Технологическая цепочка: изучение запросов потребностей заинтересованных сторон - проектирование модели выпускника как эталона - процесс обучения -коррекция используется частично

3 Разработаны компе-тентностные модели той или иной ступени обучения, портрет выпускника, компетент-ностная учителя В школе спроектированы социально-педагогические условия реализации компе-тентностного подхода в образовательном процессе школы Разработана система мониторинговых исследований, создана СОКО, менеджмент качества образования на основе компетент-ностного подхода высокий Практические меры по повышению качества образования осуществляется по технологической цепочке

36

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

ФГОС второго поколения

Единая шкала оценивания доступности качества образования

Коли- чество бал- лов Доступность образования Вариативность ОП Завершенность и преемственность ОП Наличие дополнительного образования детей Вариативность содержания образования

0 Данный показатель отсутствует

1 Есть отсев, наличие школьников не получивших основное общее образование Нет вариативности, возможности выбора образовательных программ учащимися Нет преемственности в реализуемых ОП В школе нет системы дополнительного образования детей В школе нет возможности вариативности содержания образования

2 Есть тот или иной показатель Наличие вариативности образовательных программ для некоторых групп учащихся Частичная завершенность и преемственность ОП В школе есть незначительное количество вариантов дополнительного обучения детей В школе есть вариативность образования

3 Нет отсева, нет школьников не получивших основное общее образование Наличие вариативности образовательных программ для разных групп школьников, полнота удовлетворенности образовательных процессов завершенность и преемственность ОП В школе развита сеть доступного дополнительного образования В школе создана разветвленная система вариативности содержания образования по запросу и выбору учащихся (профильные, кадетские, гимназические и т.д.)

Единая шкала оценивания потенциала образовательной системы

Ко- личе- ство бал- лов Уровень профессиональной компетентности педагога МТО Вовлеченность педагогического коллектива в инновационную деятельность Взаимодействие с социальными партнерами Уровень обучен- ности учащихся

0 Данный показатель отсутствует

1 Допустимый МТО не обновлялось Малая часть педагогического коллектива вовлечена в инновационную деятельность Социальные партнеры только на уровне поселка Низкое

2 Хороший МТО обновлялось значительная часть педагогического коллектива вовлечена в инновационную деятельность Социальные партнеры на уровне округа Среднее

3 Оптимальный МТО существенно обновлено Подавляющее большинство педагогического коллектива вовлечена в инновационную деятельность Социальные партнеры на уровне России Высокое

Приложение 2

критерии оценивания презентации опыта работы по реализации педагогической технологии

ФИО эксперта_____________________________________________

ФИО учителя Обо- снование выбора техноло- гии Системность работы по овладению педагогической технологии (взаимосвязь цели, средств, оценивания, результата Владение теорети- ческими основами применения технологии Инновационность работы - новые подходы у организации образовательного процесса Уровень обобщения реализации технологии в образовательном процессе (публикации, выступления) Соответствие содержания приложений, раскрывающие педагогический опыт (разработки урока, дидактический материал, технологические карты) Культура презентации: целостность изложения, доступность и наглядность Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

37

ФГОС второго поколения

Критерии оценивания уровня реализации педагогических проектов кафедрами, администрацией школы

ФИО эксперта

Кафедра (Ф.И.О. докладчи- ка) Инновационность педагогического проекта Целостность и системность в реализации педагогического проекта Педагогическая эффективность реализации проекта Возможность тиражирования, трансляции опыта Реализуемость проекта Соответствие содержания приложений, раскрывающие опыт реализации педагогического проекта Культура презентации: целостность изложения, доступность и наглядность Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность

Единая шкала критериев оценивания презентации опыта работы по реализации педагогической технологии

Ко- ли- че- ство бал- лов Критерии оценивания

Обоснование выбора технологии Системность работы по овладению педагогической технологии (взаимосвязь цели, средств, оценивания, результата) Владение теоретически-ми основами применения технологии Инновационность работы - новые подходы к организации образовательного процесса Уровень обобщения реализации технологии в образовательном процессе (публикации, выступления) Соответствие содержания приложений, раскрывающие педагогический опыт (разработки урока, дидактический материал, технологические карты) Культура презентации: целостность изложения, доступность и наглядность Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность

0 отсутствует показатель в презентации учителя

1 Учитель не смог обосновать выбор технологии Учитель эпизодически использует технологию на занятиях Слабое владение теоретических основ технологии Учитель полностью копирует чужие разработки Учитель выступал на школьном уровне по реализации технологии Приложения не раскрывают сущность технологии Учитель выступил не системно и без наглядных средств Учитель не смог чётко ответить на поставленные вопросы

2 Учитель затрудняется в обосновании выбора технологии Учитель в системе использует технологию в процессе Владение теоретически-ми основами технологии на хорошем уровне Частичное внедрение инноваций в ОП Учитель выступал на разных уровнях и имеет публикацию Приложения частично раскрывают сущность технологии Учитель выступил не системно, но с использованием наглядных средств Учитель ответил на все вопросы, хотя были не точности в ответах и аргументации

3 Учитель обосновал выбор технологии Учитель обеспечил тех-нологизацию учебного процесса Владение теоретически-ми основами технологии на высоком уровне Внедрение инновационных подходов в ОП разработка авторской педагогической технологии) Учитель обобщил опыт по реализации технологии: разработаны методические рекомендации; пособия; публикации Полностью раскрывают сущность применения технологии Учитель выступил системно и с использованием наглядных средств Учитель чётко и лаконично ответил на все заданные вопросы

38

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

ФГОС второго поколения

Единая шкала критериев оценивания реализации педагогического проекта кафедрами, администрацией школы

Ко- ли- че- ство бал- лов Критерии оценивания

Инновационность педагогического проекта Системность в реализации педагогического проекта Педагогическая эффективность реализации проекта Возможность тиражирования, трансляции опыта Реализуемость проекта Соответствие содержания приложений, раскрывающие опыт реализации педагогического проекта Культура презентации: целостность изложения, доступность и наглядность Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность

0 отсутствует показатель в презентации реализации проекта кафедрой

1 Совершенствование существующей образовательной практики на основе имеющихся знаний Эпизодическое, фрагментарное использова-ниевобразо-вательном процессе Не разработан мониторинговодиагностический материал оценки эффективности реализуемого проекта Представлен на уровне кафедры, МО Реализовано не всё что было запланировано по плану, не были вовлечены в реализацию проекта другие субъекты ОП Приложения не раскрывают сущность проекта Докладчик выступил не системно и без наглядных средств Докладчик не смог чётко ответить на поставленные вопросы

2 Использование в проекте новых подходов по модернизации массово-педагогической практики Систематическое и с п о л ь -зование в образовательном процессе Проект содержит описание мониторингово-диагностического материала, приведены реультаты мониторинга по которым прослеживается улучшение динамики Представлен на уровне школы, разработаны методические материалы Реализовано всё, но используют единицы учителей в своей практике Приложения частично раскрывают сущность проекта Докладчик выступил не системно, но с использованием наглядных средств Докладчик ответил на все вопросы, хотя были не точности в ответах и аргументации

3 Предложен принципиально новый подход решения проблемы, проект содержит элемент научного исследования Внедрение проекта в образовательный процесс: взаимосвязь целей, средств, конечного результата Значительное улучшение по параметрам мониторинга, представлен аргументированный анализ итогов реализации проекта, проведён самоанализ и предложены дальнейшие пути по реализации проекта Представлен на уровне района, округа, России, разработаны методические рекомендации, пособия, статьи Опыт внедрен в деятельность школы Полностью раскрывают сущность реализуемого проекта Докладчик выступил системно и с использованием наглядных средств Докладчик чётко и лаконично ответил на все заданные вопросы

Литература

1. Воровщиков С.Г., Стрижак И.Г. Управление качеством образования: исходные понятия, основные процедуры / Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования: Сборник материалов IX-ой Международной научно-практической конференции. - Москва-Тамбов: ТОИПКРО, 2005. С. 138-142.

2. Дамбаева Б.Б. Стратегии развития образования Забайкальского края в контексте компетентностного подхода / Компетентностный подход как фактор повышения качества образования: материалы международной научнопрактической конференции. Пленарные доклады. - Чита: ЗабКИПКРО, 2010. С. 12-18.

3. Игнатьева ЕЮ. Менеджмент знаний в управлении качеством образовательного процесса в высшей школе: монография / Е.Ю. Игнатьева: НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2008. - 280с. (Серия «Монографии», Вып. 9)

4. Тагинцева Р.Ф. Управление качеством образования на основе компетентностного подхода [Текст] / РФ. Тагинцева //

Взаимодействие педагогической науки и практики в обеспечении эффективности и качества образования: Сборник материалов X международной научно-практической конференции. - В 2 ч. - Ч. 1. - Смоленск-Москва: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 2007.

С. 73-81.

5. Ястребова В.Я. Социально-педагогические особенности управления школой сельской местности [Текст] /

B. Я. Ястребова // Управление образованием в условиях системных изменений. Материалы научно-практической конференции. Выпуск 1. / Отв. Ред. И.. Гришина,

C. В. Кривых. - СПб.: «Экспресс», 2008. С. 61-66.

6. Ковылева Ю.Э. Мониторинг качества образования в современной школе: цена достижения образовательных результатов // Эксперимент и инновации в школе. -2010. - №2.

7. Мамонтова М.Ю. Мониторинг качества учебных достижений учащихся начальной школы на основе технологии массового тестирования и статистических методов контроля и управления качеством. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №6.

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.