Научная статья на тему 'Педагогический мониторинг как неотъемлемое условие качества образования'

Педагогический мониторинг как неотъемлемое условие качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2960
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / КВАЛИМЕТРИЯ / ТАКСОНОМИЯ / СТОХАСТИЧЕСКОЕ БЛОЧНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рагозинникова Любовь Николаевна

В статье представлены подходы к разработке гимназической системы педагогического мониторинга, направленного на повышение объективности оценивания результатов обучения, построения собственных моделей управления, адекватно описывающих реальный учебный процесс, информационного обеспечения принятия решений на разных уровнях управления этим процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рагозинникова Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический мониторинг как неотъемлемое условие качества образования»

ФГОС второго поколения

В статье представлены подходы к разработке гимназической системы педагогического мониторинга, направленного на повышение объективности оценивания результатов обучения, построения собственных моделей управления, адекватно описывающих реальный учебный процесс, информационного обеспечения принятия решений на разных уровнях управления этим процессом.

Рагозинникова Любовь Николаевна

МОУ гимназия № 99 заместитель директора г. Екатеринбург [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАК НЕОТЪЕМЛЕМОЕ

условие качества образования

Влияет ли создание собственной системы педагогического мониторинга на объективные результаты работы гимназии?

Ключевые слова: качество, квалиметрия, таксономия, стохастическое блочное моделирование.

Оценка качества образования позволяет рассматривать результаты образования в зависимости от качества образовательного процесса и созданных для него условий, между которыми существует прочная связь, качество результатов обуславливается качеством процесса и качеством условий его реализации и одновременно несет в себе информацию о качестве последних. Мониторинг - довольно сложный формирующийся феномен, носящий междисциплинарный характер, выступающий, как правило, в качестве диагностической, информационной и прогностической подсистем какой-либо системы управления1. Согласно В.И. Андрееву, педагогический мониторинг - системная диагностика качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития образовательной системы, включая её цели, содержание, формы, методы, дидактические и технические средства, условия и результаты обучения, воспитания и саморазвития личности и коллектива1 2. Обобщая имеющиеся в научной литературе определения, можно считать, что педагогический мониторинг - это комплексная система непрерывного, научно обоснованного сбора, хранения, переработки, интерпретации информации о состоянии и развитии педагогической системы или отдельного ученика, а также обеспечения обратной связи с целью наиболее оптимального выбора образовательных целей и

1 Бордовский Г Л., Нестеров А. А., Тряпицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса. СПб.: Изд во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.359 с.

2 Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд во Казан. ун та, 1996. Кн. 1.

задач, а также средств и методов решения. Среди множества направлений педагогического мониторинга следует выделить:

• оценку эффективности существующих форм и методов обучения и воспитания;

• оценку современных педагогических технологий обучения и воспитания;

• создание мониторинговых служб различного профиля: психологического, валеологического, социологического, педагогического;

• комплексную оценку эффективности функционирования, развития и саморазвития образовательных систем.

Одним из путей создания научно обоснованных систем мониторинга и образования является использование методов квалиметрии, позволяющих стандартизировать и алгоритмизировать процедуры оценивания и измерения и создавать системы квалиметрического мониторинга как составной части квалитологии образования. В педагогической квалиметрии раскрываются особенности измерений и оценки качества «процессов» и «результатов» обучения образования и воспитания; показаны особенности измерения качества педагогических систем; даны квалиметрические основы процессов аттестации и аккредитации школ и построения измерительных тестовых комплексов. В качестве методологического базиса квалиметриче-ского мониторинга должны использоваться философские, общенаучные подходы и методы, отвечающие специфике рассматриваемой проблемы, в том числе образовательная нормология и стандартология; метод моделирования; системно-функциональный, системно-квалитативный, тезаурусный, компетентностный,

40

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

ФГОС второго поколения

интегративный и личностно-ориентированный подход1.

Концепция квалиметрического мониторинга должна содержать следующие основные положения:

1. Квалиметрический мониторинг качества образования в любой системе должен быть комплексным и учитывать все системообразующие факторы качества общего образования:

• цели и содержание образования;

• модели обучаемого и образовательного учреждения;

• технологии обучения;

• педагогический контроль и психодиагностику;

• педагогическое прогнозирование и образовательные стандарты и др.

2. Конечная цель создания системы комплексного квалиметрического мониторинга качества образования - это формирование личности обучаемого и специалиста-профессионала, обладающих высоким уровнем общей культуры и специальными знаниями и умениями, навыками научно-исследовательской работы при гуманистической направленности лич-ности1 2.

3. Компетентность обучаемых должна определяться комплексом знаний, умений, навыков в общеобразовательной сфере, а также уровнем овладения специальными знаниями, умениями и навыками в конкретной будущей профессиональной области.

4. Образовательное учреждение следует рассматривать, во-первых, как единство целевых подсистем -педагогической социальной экономической и научнометодической; во-вторых, как единство управляющей и управляемой систем; в-третьих, как единство внешних и внутренних сторон оценивания; в-четвертых, как единство качества процессов и качества результатов (принцип отражения качества процессов в качестве результата)3 *.

5. Система комплексного квалиметрического мониторинга качества образования должна трансформироваться в оценочно-критериальные и оценочно-диагностические комплексы различного уровня, в данном случае гимназии № 99.

6. Проектирование инструментария для мониторинговых исследований базируется на квалиметриче-ской и тезаурусном подходах.

7. Педагогические контрольные материалы, являющиеся составной частью инструментария, должны согласовываться с определенной таксономической моделью уровней обученности и классификатором знаний, а их содержание и форма выбирается с помощью групповых экспертных оценок.

1 Ившина Г В. Инвариантный подход при мониторинге качества образовательных систем // Квалиметрия в образовании: методология и практика: материалы X симпозиума. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. Кн. 1.

2 Шишов С. Е. Качество образования как объект мониторинга в информационном обществе // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2008. № 5(53). С. 33-44.

3 Давыдова Н.Н. Создание внутренней системы оценки

качества в современном общеобразовательном учреждении

// Образование и наука. Известия УрО РАО, 2009, № 6. т. 2.

Рассмотрим научные основы педагогического мониторинга. В качестве основных функций педагогического мониторинга выделяются оценочная, информационная, агрегирующая (свертывание оценочной информации), аналитическая, прогностическая, оптимизационная и синтезирующая (проектирование уровня образования и поиск новых решений), классифицирующая (по классам качества), контрольно-нормативная (контроль выполнения требований нормативно-правовых документов в сфере образования), стимулирующая (обучаемых, учителей, образовательного учреждения).5

Научные принципы педагогического мониторинга можно разделить на две группы:

1. Основные:

• педагогический мониторинг - неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении (специальная организация учебного процесса);

• научность (учет дидактических принципов, моделей обучаемого и обучения, требований ГОС);

• использование подходов: квалиметрического, тезаурусного, компетентностного;

• эффективность («эффект — затраты»);

• всесторонность (комплексные исследования);

• объективность результатов;

• технологичность;

2. Дополнительные:

• иерархичность (организация по различным основаниям);

• дуальность управления и организации (одновременность управления качеством образования и его развитием);

• преемственность, согласованность и цикличность (содержания и норм качества образования по его ступеням и уровням и их обновляемость).

В рамках сетевого взаимодействия инновационноактивных школ Уральского региона работа гимназии в данном направлении направлена на повышение объективности оценивания результатов обучения, построение собственных моделей управления, адекватно описывающих реальный учебный процесс, обеспечение информационного обеспечения принятия решений на разных уровнях управления этим процессом, определение методов педагогического тестирования и квалиметрии как более объективных по сравнению с традиционными методами измерения и оценки результатов обучения, применеие математико-статистических и теоретико-информационных методов моделирования процессов управления, рассматривающих учебный процесс как стохастический; использование методов теории принятия решений, информационных и компьютерных технологий для обработки данных.

Для проведения мониторинговых исследований разрабатываются педагогические контрольные материалы (ПКМ) для диагностики знаний и умений обучаемых на различных этапах их обучения, а также их компетенций на основе квалитативной технологии, которая состоит из нескольких этапов:

• подготовительный - определение целей педагогического контроля, учет требований ГОС и профессиональной подготовки (компетенций);

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

41

ФГОС второго поколения

• основной - выбор модели уровней обученности; разработка тезауруса учебной дисциплины (выбор дескрипторов по содержанию учебной программы методом групповых экспертных оценок); определение рейтинга ПКМ, их отбор для различных целей диагностики;

• заключительный - экспертиза ПМК с критериями качества; принятие решения об их пригодности для выбранных целей и создание банка;

Реализация предложенной программы разработки квалиметрических мониторингов качества для различных образовательных систем возложена на специально созданные мониторинговые службы (экспертные) на уровне кафедры.

Оценка и управление качеством образования невозможны без эффективной работы по обмену, сбору, обработке информации для принятия и реализации управленческих решений на основе анализа полученных данных по всем информационным потокам, представленным в схеме, поэтому в гимназии создана и функционирует система, которая позволяет решать задачи статистических выборок и анализа состояния детского контингента для принятия и реализации управленческих решений, позволяющих оценивать качество образования по всей системе его показателей (схема 1).

Гимназия № 99 проектировалась и создавалась как школа с углубленным изучением английского языка, в которой достойное образование смогут получить дети с хорошими академическими способно-

стями, мотивированные к обучению. Выработанные изначально подходы и сегодня определяют ядро гимназической образовательной программы. Следовательно, отработаны и механизмы оценки качества образования - технологии и процедуры объективного оценивания:

• мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов;

• мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов (в том числе ЕГЭ);

• единое гимназическое тестирование 2, 4, 8, 9 классов с целью оценки динамики качества образования, а также определения уровня способностей и интересов обучающихся к различным образовательным областям;

• мониторинг качества образования на основе результатов государственной аттестации образовательных учреждений;

• создание стандартизованных средств оценки учебных достижений для обеспечения сравнимости образовательных результатов с учетом различных уровней образования (базовый, углубленный, профильный);

• мониторинг и диагностика учебных достижений учащихся по завершении начальной, основной и средней школы по каждому учебному предмету и по завер-

Ввутреанп оценка

пп 1|ЯТ1ряпичгтяинп

разработанному

инструментарию

начальная Текущий и

школа итоговый контроль

основная школа Текущий и итоговый контроль

старшая школа Текущий и итоговый контроль

Стартовая диагностика Внутришкольный мониторинг

Стартовая диагностика Внутришкольный мониторинг

Стартовая диагностика Внутришкольный мониторинг

Аккредитация (аттестация) ОУ Аттестация педагогических кадров Мониторинговые исследования

Государственная итоговая аттестация выпускников Аккредитация (аттестация) ОУ Аттестация педагогических кадров Мониторинговые исследования

Государственная итоговая аттестация выпускников Аккредитация (аттестация) ОУ Аттестация педагогических кадров Мониторинговые исследования

Схема 1. Оценка результатов образования в гимназии № 99.

42

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

ФГОС второго поколения

Таблица 1

Основные технологии и методики оценивания и диагностирования в гимназии

Технология Показатели Доля учащихся, охваченных процедурами независимой аттестации к общему числу выпускников

1 2 3

Технология рейтинговой оценки 1. Учебные достижения 40 %

Тестовая технология 1. Учебные достижения 100 %

Портфолио 1. Образовательные достижения учащихся; 2. Творческие достижения учащихся; 3. Спортивные достижения учащихся; 4. Трудовые достижения учащихся. 37 %

ЕГЭ 1. знания, умения, навыки; 2. Сформированные компетенции. 100 %

Городские контрольные работы 1. знания, умения, навыки; 2. Уровни усвоения знаний. 98 %

Областные контрольные работы. 4, 10 кл. 1. Уровень усвоения учащимися программного материала (образовательного стандарта) 2. Сформированные компетенции. 15%

Методика диагностики и экспертизы исследовательской деятельности учащихся. 1. Экспертиза процесса исследовательской деятельности и её продуктивности (результатов); 2. Диагностика внутреннего развития учащегося: - интеллектуальные и творческие способности; - мотивационно-личностные характеристики; 3. Диагностика внутреннего развития педагога. 25 %

Оценка здоровьесберегающего потенциала образовательной среды. Критерии оценивания психологического климата. 1. Динамика соматического здоровья учащихся; 2. Динамика соматического здоровья педагогов; 3. Динамика психологического самочувствия учащихся; 4. Динамика психологического самочувствия педагогов; 5. Организация психолого-педагогической службы. здоровье как ценность ОУ: пропаганда здорового образа жизни среди учащихся и учителей. 100 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Технология «Оценка качества образовательной деятельности школы» 1. Школьный менеджмент и качества образовательной деятельности школ; 2. Качества учебного плана; 3. Образовательные достижения учащихся: - учебные достижения; - ответственное отношение к социальным обязанностям; - нравственные качества учащихся; - общекультурное развитие детей. 4. Эффективность работы педагогического коллектива как единой команды, компетентность педагогов; 5. Школьная культура, психологический климат, возможность самореализации личности; 6. Образовательные ресурсы школы. Выборочно используется в работе в настоящий момент

Диагностика и оценка эффективности деятельности педагога в системе анализа занятий. Методика и проектирование современного урока. 100 % учителей

Оценка степени владения педагогами умения формировать умственную самостоятельность учащихся и выявлять степень ответственности их в учении. 1. Оценка умений педагога формировать у учащихся умственную самостоятельность; 2. Оценка степени ответственного отношения учащихся к учению. 86 % учителей

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

43

ФГОС второго поколения

Технология Показатели Доля учащихся, охваченных процедурами независимой аттестации к общему числу выпускников

1 2 3

-- Самооценка качества управления руководителем. Оценка степени обеспокоенности руководителя школы созданием ситуаций успеха для подчиненного. Анализ целеполагания и управленческого решения. Оценка степени информированности руководителя школы о готовности педагогов к воспитательной работе 73 % учителей

Профессиональная компетентность учителей. Критерии шкалы оценивания квалификации педагогического коллектива. 97 %

Стимулы профессионального развития педагога 1. Мотив самостоятельности, реализация себя в педагогической деятельности как творческой; 2. Мотив личного развития, приобретения новой информации; 3. Мотив самоутверждения, достижения социального успеха; 4. Мотив стабильности, защищенности, обеспеченности в старости; 5. Мотив состязательности. 65 % учителей

Стохастические модели управления качеством результатов обучения Изучение возможностей использования ряда статистических методов для изучения влияния различных факторов на качество результатов обучения 15%

шении учебного года (в рамках стартового, рубежного и итогового контроля);

• формирование независимой объективной информации об образовательных достижениях обучающихся, состоянии здоровья, о качестве организации образовательного процесса в образовательном учреждении;

• мониторинг качества условий, которые предоставляются образовательным учреждением для получения образования;

• мониторинг качества образовательного процесса в гимназии.

Представим основные технологии и методики оценивания и диагностирования из банка материалов мониторинга гимназии (табл.1).

Созданная в гимназии система мониторинга оценки качества образования позволила создать объективные условия для повышения качества образования учащихся 9-х классов по результатам итоговой аттестации на 20%; качества образования в средней (общей) школе по результатам ЕГЭ на 20%, увеличения количества учащихся-победителей интеллектуальных конкурсов на 15%; увеличения количества учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью до 15%, сохранения 100% поступление выпускников в высшие учебные заведения, .добиться полной удовлетворенности качеством образования обучающихся, выпускников гимназии, а также их родителей, создать и апробировать контрольно измерительные материалы по всем предметам учебного плана, начиная со 2 класса и до 11 класса, ввести в практику компьютерное тестирование учащихся, используя возможности Интернета (специальный сервис), начать работу по комплексному информационному обслуживанию родителей и расширить возможности учителей для раз-

вития педагогического творчества, достижения образовательных результатов, фиксирующих успехи детей за счет применения продуктивных, исследовательских, творческих методик и развивающих технологий обучения и модернизации содержания образования, ориентированного на компетентностный подход.

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1996. Кн. 1.

2. Бордовский Г.Л., Нестеров А.А., Тряпицын СЮ. Управление качеством образовательного процесса. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.359 с.

3. Давыдова Н.Н. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009, № 12 .

4. Давыдова Н.Н. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010. - № 1

5. Давыдова Н.Н. Создание внутренней системы оценки качества в современном общеобразовательном учреждении // Образование и наука. Известия УрО РАО, 2009, № 6. т. 2.

6. Ившина Г.В. Инвариантный подход при мониторинге качества образовательных систем // Квалиметрия в образовании: методология и практика: материалы X симпозиума. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. Кн. 1.

7. Строкова Т.А. Качество образования: сущность и критерии мониторинговой оценки // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2009. № 4(61). С. 36-48

8. Третьяков П.И. Школа: управление по результатам. М., 2001.

9. Шишов С.Е. Качество образования как объект мониторинга в информационном обществе // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2008. № 5(53). С. 33-44.

44

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.