Научная статья на тему 'Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе студентов бакалавриата'

Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе студентов бакалавриата Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
944
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашкевич Александр Васильевич

В статье рассматривается проблема реализации компетентностного подхода в условиях перехода на новый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и на двухуровневую систему высшего образования бакалавриат-магистратура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пашкевич Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе студентов бакалавриата»

РАЗДЕЛ XIII РАЗМЫШЛЕНИЕ, ОБСУЖДЕНИЕ

УДК 37.01

Пашкевич Александр Васильевич

Соискатель Омского государственного педагогического университета, aleksand-pashkevic@yandex.ru, Омск

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА

Pashkevich Alexander Vasilyevich

Applicant for a Degree Omsk state pedagogical university, aleksand-pashkevic@yandex. ru, Omsk

REALIZATION OF THE COMPETENCE APPROACH IN EDUCATIONAL PROCESS OF THE BACHELORS’

Приоритетным направлением современной образовательной политики России является комплексная модернизация образования на всех его уровнях и ступенях нашедшее отражение: в модели «Российское образование — 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях»; в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, определяющая стратегические цели и задачи развития образования до 2025 г. Реформирование образования связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, переосмыслением цели и результата, а в конечном итоге - с гармонизацией архитектуры всей системы образования в соответствии с мировыми тенденциями. В этом контексте особое значение имеет введение и развитие многоуровневого высшего образования - бакалавриата и магистратуры. В этой системе бакалавриат становится самостоятельной ступенью высшего образования, которая обеспечивает базовую подготовку в определённой области профессиональных знаний, достаточных, для того чтобы, студент мог выйти на рынок труда или продолжить своё профессиональное обучение в магистратуре. В программах подготовки бакалавра акцент делается на развитие универсальных умений, качеств личности, необходимых для конкурентоспособности на рынке труда, развитие умений самообразовательной деятельности, способности к самостоятельной аналитической оценке ситуации, к самоанализу и самоконтролю в профессиональной деятельности.

В федеральном законе от 10.11.2009 № 260-ФЗ указан срок перехода на двухуровневую систему высшего профессионального образования на основе ФГОС ВПО с первого января 2011 г., это означает, что приём на обучение по стандартам второго поколения закончился 30.12.2010 г. Особенности введения двухуровневой системы обучения:

1. Если раньше бакалавриат - магистратура была альтернативой традиционному - специалисту, то теперь преимущество получает система бакалавриат - магистратура, специалитет остаётся только в нескольких отраслях;

2. В парадигме обучения в течение жизни система бакалавриат - магистратура получает наивысшее признание, позволяя студенту профессионально самоопределиться. Бакалавриат выступает фундаментом высшего образования, на основе которого лежит умение учиться в течение всей жизни. Точно выбрать сферу своей деятельности практически невозможно для выпускника школы, но вполне возможно при поступлении в магистратуру;

3. Бакалавр - это полноценное высшее образование, его особенность — заключается в том, что это общепрофессиональная подготовка, являющаяся основой профессиональной компетентности.

В условиях быстрого устаревания знаний для конкурентоспособности на рынке труда от специалиста требуется развитие компетенций. Поэтому необходимо дать выпускнику относительно широкую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания, умения, навыки по мере необходимости, именно на такую подготовку нацелен бакалавриат.

Преимущества бакалавриата по сравнению долгосрочными образовательными циклами:

1) является более гибкой и мобильной, что создаёт возможность индивидуального построения образовательной траектории студента;

2) даёт возможность получить базовую профессиональную подготовку на необходимом студенту уровне;

3) обеспечивает вариативность обучения (выбор различных образовательных программ, специализаций и т. д.), что способствует наиболее полной реализации творческого потенциала личности;

4) представляет больше времени на распознавание собственных способностей, что даёт возможность сделать осознанный выбор своей будущей профессии;

5) обеспечивает освоение фундаментальных знаний и методов исследования и прикладных умений, позволяющих успешно конкурировать на рынке труда;

6) способствует взаимодействию между обучением и трудоустройством, обеспечивает соответствие между высшим образованием и запросами рынка труда;

7) более ранняя возможность обретения личностью финансовой независимости, социального статуса, профессии, развитие культуры образования через всю жизнь;

8) «прозрачность» и сопоставимость квалификаций на международном рынке труда;

9) уменьшение финансовых издержек государства на получение гражданами высшего образования.

Обучение в бакалавриате даёт общетеоретическую базу для дальнейшего освоения конкретной выбранной профессии в процессе трудовой деятельности либо путём самообразования. Предполагается, что на уровне бакалавра студент получит необходимые знания по широкому профилю при ограниченной подготовке к профессиональной деятельности, а на следующих ступенях будет осуществляться подготовка по более специализированному сегменту.

В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения перед системой образования выдвигается задача построения компетентностно-ориентированного образования с решением комплекса новых задач - от проектирования компетентностной модели выпускника до оценки фактического уровня сформированности компетенций учащихся. Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс предполагает глубокие системные преобразования всего образовательного процесса от целеполагания до оценивания результатов образования.

Проектирование образовательного процесса начинается с осмысления системы стратегических целей профессионального образования. Стратегической целью выступает компетентностная модель выпускника. Согласно разработчикам ФГОС ВПО [3, 4] нового поколения каждый вуз в соответствии с потребностями регионального рынка труда, своими научными школами и материально-технической базой, определяет особенности подготовки внутри общего направления или специальности - профили или специализации. Этим особенностям подготовки соответствует и своя группа компетенций - «профильные» («специальные»), которые формируются вузами самостоятельно, совместно с социальными партнёрами и работодателями. Первым шагом при проектировании вузовских образовательных программ является разработка полной компетентностной модели выпускника в соответствии с требованиями ФГОС по соответствующему направлению и уровню подготовки на основе выявления социального заказа и требований регионального рынка труда.

Итак, перейдем непосредственно к компетентностной модели. Что же такое - компетентностная модель? На сегодняшний день в науке не сложилось чёткого и единого определения. Слово «модель» от латинского слова «modulus» - мера, образец, норма.

Компетентностную модель можно представить в виде информационной системы, отражающей структуру образовательного процесса, обеспечивающей адекватный контроль и оценку полученных результатов обучения. С позиции компетентно стного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование компетентностей. По мнению В. В. Лебедева и Т. И. Шамовой «компетентность» является понятием собирательным, распадающимся на спектр отдельных компетенций. Причём компетентность не просто совокупность компетенций, а совокупность компетенций, актуализированных в определенных видах деятельности [6].

Проектирование компетентностной модели подразумевает выбор компетенций путём выявления наиболее значимых из них и реализацию управленческих решений по развитию этих компетенций в соответствии со стратегическими целями вуза. При проектировании компетентно стной модели мы опирались на позиции И. А. Зимней [2] и Ю. Г. Татура [6], которые различают компетенции и личностные качества человека и полагают, что компетенции подкрепляются личностными качествами, что свидетельствует о многоаспектном характере формирования компетенций.

Разработанная «обобщенная компетентностная модель выпускника вуза» принимается в качестве главной конечной цели и всего образовательного процесса вуза по отношению ко всем его студентам и как обобщенная норма качества конечного результата образования.

Такая компетентностная модель позволит студенту:

- увидеть, какими качествами и компетенциями должен обладать выпускник, чтобы он стал конкурентоспособным на рынке труда;

- сопоставить свои способности, склонности с компетентно стной моделью;

- разработать, скорректировать план по развитию необходимых компетенций и личностных качеств.

Преподавателям компетентностная модель позволит определить целевые ориентиры профессиональной подготовки и спроектировать образовательный процесс таким образом, чтобы подготовить студентов к жизнедеятельности в конкретной социальной среде. Модель выпускника, имеющая в качестве основного образовательного конструкта компетентность будущего специалиста, определяет в качестве стратегической задачи вуза проблему формирования и развития компетенций - готовности и стремления к деятельности.

После того, как спроектирована компетентностная модель выпускника, необходимо разработать программу мониторинга отслеживания компетентностей и личностных качеств. Проявление компетенции осуществляется только в деятельности и доступно наблюдению, фиксации и оценке умения выполнить то или иное действие. Таким образом, в ходе мониторинга можно выявить уровень сформированности той или иной компетенции.

Проектирование образовательного процесса одно из наиболее трудоёмких и ответственных видов в деятельности каждого преподавателя. Предлагаем при проектировании образовательного процесса, на уровне отдельно взятого преподавателя, придерживаться следующего алгоритма реализации компетентностного подхода в образовательном процессе вуза:

1) учёт при проектировании ООП ФГОС и нормативных документов;

2) компетентностная модель выпускника выступает целевым ориентиром при проектировании ООП;

3) матрица соотношения дисциплин / модулей ООП и формируемых с их применением компетенций;

4) распределение трудозатрат прохождения дисциплины / модуля ООП;

5) возможность выбора студентом ИОТ;

6) проектирование учебной программы, модуля / дисциплины;

7) выбор методов, технологий обучения или проектирование авторской педагогической технологии преподавания дисциплины направленных на развитие требуемых компетенций и личностных качеств;

8) система учебных достижений студентов; разработка системы оценочных шкал и критериев оценки;

9) организация самостоятельной работы студентов;

10) мониторинг, коррекция.

Первоначально разрабатываем матрицу компетенций по предметам. Подготовка учащихся осуществляется в ходе изучения множества предметов и каждый из них должен формировать те или иные качества, компетенции. Матрица компетенций позволяет увидеть ценность каждого предмета в развитии компетенций и личностных качеств.

Компетентностный подход - комплексный подход, элементами которого являются определение целей, отбор содержания, организации образовательного процесса, выбор образовательных технологий, оценка результатов. Следующим шагом выступает содержательная проработка преподаваемых дисциплин для реализации компетентностной модели, что требует модернизации содержания, технологий обучения и системы учебных достижений студентов.

Важным требованием компетентностного подхода является соответствие целей обучения и планируемых результатов обучения по образовательной программе той деятельности, к которой должны быть подготовлены выпускники. Учебные программы, разрабатываемые на основании образовательных стандартов, должны быть созданы таким образом, чтобы гарантировать завершившим обучение студентам усвоение необходимых компетенций, связанных с целями программы, и использовать методики обучения, позволяющие достичь целей программы обучения и гарантирующие успешное усвоение необходимых знаний, навыков и умений. При этом необходимо принимать во внимание диагностичность формирования в образовательном процессе каждой компетенции.

Таким образом от преподавателя в новых условиях требуется сформировать рабочую программу модуля (дисциплины), спроектировать самостоятельную работу студента, создать обеспечение самостоятельной работы студентов, создать фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по данному модулю, при этом оценочные средства, должны быть разработаны для проверки качества формирования компетенций и должны выступать неотъемлемой частью образовательных технологий. В этой связи возникает проблема создания системы оценивания компетенций учащихся как конечных образовательных результатов.

С точки зрения Н. Ф. Ефремовой [1] результаты в новой концепции образования - это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения учащихся и выпускников, выраженные на языке компетенций. Оценивание должно проводиться как целенаправленный упорядоченный процесс определения

достигнутого уровня компетенций. Более того, А. А. Шехонин, А. П. Тар-лыков [7] подчёркивают, «если в качестве задачи обучения рассматривать достижение гарантированного результата, мы неизбежно приходим к модели «обучения как технологического процесса», где вся последовательность процессов заранее прописывается и регламентируется».

На стадии описания результатов обучения необходимо продумать стратегию преподавания предмета, позволяющая учащимся более эффективно достигать запланированных результатов обучения. Для этого, от преподавателя требуется вовлечение студентов в такие виды деятельности, которые соответствуют формируемым компетенциям. Основным условием при выборе средств измерения и оценивания компетенций учащихся является возможность с их помощью осуществлять многомерные измерения, проводить комплексное оценивание, определять интегрированные качества личности.

Под результатом обучения понимаем описание того, что студент должен продемонстрировать для измерения уровня сформированности компетенции по окончанию модуля, дисциплины. Результатом при компетентно ст-ном подходе становится готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию учащегося демонстрирующая уровень сформи-рованности компетентности. При написании результатов обучения необходимо продумать как, и каким образом, они будут оцениваться, для того, чтобы проверить добился ли учащийся этих результатов и на каком уровне. Для этого необходимо разработать способы оценивания, позволяющие определить уровень сформированности компетенций. Способов оценивания компетенций учащихся существует достаточно много: компетентно стно-ориентированные задания различной модификации, компетентностно-ори-ентированные тестовые задания, портфолио, модульно-рейтинговая система оценивания и др. Главное, что необходимо учитывать при оценивании компетенций, не один из способов оценивания не может оценить уровень компетентности, только комплексное использование общепринятых и инновационных методов и средств оценивания может гарантировать результат. Одни из оценочных средств в большей мере контролируют уровень освоения знаний, другие умений, третьи развитие личностных качеств и т. д.

Одним из способов формирования и оценивания компетенций является использование компетентностно-ориентированных заданий. При использовании компетентностно-ориентированных заданий преподавателю необходимо определиться с компетенцией/ями формируемыми на данном занятии, прописать планируемый результат с позиции компетенций, выбрать или сформулировать компетентностно-ориентированное задание, нацеленное на формирование и оценивание той или иной компетенции, продумать на каком содержании предложить задание.

Для оценки уровня сформированности компетенций учащихся молено использовать компетентностно-ориентированные тестовые задания, главной целью которых является выявление сформированности или не сформированности тех или иных компетенций. Оценка посредством компетен-

тностно-ориентированных тестовых заданий существенно отличается от традиционного тестирования с заданиями закрытого типа на выбор одного или нескольких правильных ответов. Компетентностно-ориентированные тестовые задания отличаются по длине, характеру ответа, что служит основанием для классификации тестовых заданий открытого типа: вопросы с кратким ответом, вопросы с расширенным структурированным ответом, вопросы с развернутым неструктурированным ответом.

Переход на компетентностно-ориентированные тестовые задания должен быть постепенным, на первых порах предлагаем начать с комбинированных тестов, куда входят и задания закрытого типа, задания на соответствие, на установление последовательности и т. д. и задания открытого типа. По мере прохождения предмета тестовые задания должны постепенно усложняться, добавляться компетентно стно-ориентированные тестовые задания. В заданиях с конструируемым ответом готовые ответы не даются, их должен придумать или получить сам учащийся. Задания с конструируемым ответом бывают двух видов, первый предполагает получение учащимися строго регламентированных по содержанию и форме представления правильных ответов, второй - задания со свободно конструируемыми ответами, в которых учащиеся составляют развернутые ответы, произвольные по содержанию и форме.

Контрольный процесс реализуется путём различного вида процедур: оценки результатов работы на занятии, семинаре, проверки контрольных работ, оценки выполнения учебных заданий, как в аудитории, так и в домашних условиях, тестов, зачётов и т. д. Контроль может осуществляться в различных формах: тестирование, контрольная работа, коллоквиум, зачёт, защита работы, проекта, портфолио, может быть как устной так и письменной и т. д. Способность выполнять учебные задания могут оцениваться либо по саму факту выполнения в соответствии с принятыми требованиями. либо балльной или рейтинговой системе. Это касается, например, учебных творческих заданий (написания эссе, рецензии, исследования и т. п.), отработки методов работы с источниками информации (работа с документами, создание концептуальных таблиц, кластеров и т. п.).

Различным типам, видам и формам контроля должны быть адекватны используемые оценочные средства, а также измерительный инструментарий: баллы, рейтинги, оценки и т. п. Они должны быть верифицируемыми и валидными, то есть надежными, что, в конечном счете, должно обеспечивать объективность процесса контроля.

Разнообразие проявлений контрольно-оценочной деятельности повышает значение опыта её осуществления в различных ситуациях, в том числе жизненных, применительно к разным объектам и процедурам. Таким образом, происходит изменение характера оценки от единовременного измерения к комплексному измерению.

Компетентность приобретается и проявляется в деятельности, соответственно, формы оценивания должны носить деятельностный характер. Все

задания должны быть соотнесены с формируемыми компетенциями для программы в целом и для модуля в частности.

Контроль результатов обучения должен быть постоянным, систематическим и осуществляться на всех этапах. Требования к умениям должны быть необходимыми и достаточными для достижения запланированного результата обучения.

Следующим шагом является проектирование содержания образования. Определение содержания в соответствии с запланированными компетенциями по преподаваемым дисциплинам. При выборе технологий преподавания дисциплин предлагаем опираться на следующий алгоритм:

1. Соответствие целям и задачам, поставленным перед ОУ и перед учебным предметом в частности (соответствие компетентностной модели выпускника и матрицы компетенций по предметам).

2. Выбор комплекса педагогических технологий, направленных на развитие тех или иных компетенций, личностных качеств, описанных в матрице компетенций.

3. Сопоставление тем учебного плана и компетенций, личностных качеств, в результате чего выявляются тематические зоны для поиска адекватных им образовательных технологий.

4. На основе организационных форм обучения осуществляется выбор конкретных технологий в зависимости доминирующих в конкретной теме, модуле компетенций.

5. На основе анализа содержания изучаемого материала выбираем необходимые формы, методы и средства для достижения поставленной цели (формирование компетентностного выпускника в соответствии с компетентно стной моделью выпускника).

6. Разработка календарно-тематического планирования, где описываем компетенции и личностные качества, которые планируется развивать, с указанием технологий, форм, методов и способов оценивания.

При выборе методов обучения для реализации компетентно стной модели, особое внимание необходимо уделить тем методам, которые способствуют включению обучающихся в активную деятельность, развитию инициативы, ответственности способствующие развитию критического мышления. Сложность формирования компетенций и личностных качеств заключается в том, что нет универсальных приёмов их формирования.

Таким образом, ориентация профессиональных стандартов третьего поколения на формирование компетенции меняет построение всего вузовского образовательного процесса. Проектирование образовательного процесса начинается с осмысления системы стратегических целей профессионального образования. Стратегической целью выступает компетентностиая модель выпускника. Первым шагом при проектировании вузовских образовательных программ является разработка полной компетентно стной модели выпускника в соответствии с требованиями ФГОС по соответствующему направлению и уровню подготовки на основе выявления социального за-

каза и требований регионального рынка труда. Сироектированая инвариантная компетентноетная модель выпускника, позволяет студентам увидеть, что необходимо формировать у себя для того, чтобы стать компетентным и конкурентоспособным на рынке труда, а преподавателям позволяет определить целевые ориентиры профессиональной подготовки, и организовать образовательный процесс таким образом, чтобы подготовить студентов к жизнедеятельности в конкретной социальной среде. Происходит внедрение в учебный процесс инновационных способов оценивания, позволяющих оценить уровень сформированности компетенций, это: компетентностно-ориентированные задания, компетентностно-ориентированные тестовые задания, портфолио, модульно-рейтинговая система оценивания и т. д., поскольку общепринятые педагогами методы и средства проверки ориентированы в большей степени на оценивание знаниевого компонента.

Библиографический список

1. Ефремова, Н. Ф. Подходы к оцениванию компетенций студентов первокурсников [Текст]/ Н. Ф. Ефремова // Высшее образование в России № 4, - 2010.

- С. 43-48.

2. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст]/ И. А. Зимняя. // Высшее образование сегодня. 2003. -№ 5. - С. 34-42.

3. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты [Текст]/ В. А. Богословский, Е. В. Караваева, Е. Н. Ковтун и др. - М.: Университетская книга, 2010. - 249 с.

4. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов [Текст]/ Под ред. С. В. Коршунова. - М.: МИПК МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2010. - 212 с.

5. Тагинцева, Р. Ф. Управление качеством образования на основе компетен-тностного подхода / взаимодействие педагогической науки и практики в обеспечении эффективности и качества образования [Текст]: Сборник материалов X международной научно-практической конференции. - В 2 ч. - Ч. 1. / Р. Ф. Тагинцева. - Смоленск-Москва: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 2007. - С. 73-81.

6. Татур, Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. [Текст]/ Ю. Г. Татур. // Материалы ко второму заседанию методологического семинара. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 16 с.

7. Шехонин, А. А. Оценивание компетенций в сетевой среде вуза [Текст]/ А. А. Шехонин, В. А. Тарлыков // Высшее образование в России. 2009. № 9. — С. 17-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.