Научная статья на тему 'Создание регионального единства России как фактора конкурентоспособности страны'

Создание регионального единства России как фактора конкурентоспособности страны Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
60
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гофман Д.В.

В статье показано главное значение создания единого регионального пространства страны, которое позволит решить большинство стратегических социально-экономических задач, стоящих перед Россией, как главного субъекта мирового сообщества, а конкретно стать конкурентоспособным государством в современных международных экономических отношениях. Помимо этого, образование регионального единства позволяет избегать обострений в возникающих политических, социально-экономических, экологических, демографических проблемах. Ведь именно на уровне регионов сосредоточен тот мощный ресурсный потенциал (человеческий, природный, научно-технический, интеллектуальный), рациональное использование которого обеспечит поступательное развитие всей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание регионального единства России как фактора конкурентоспособности страны»

СОЗДАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА РОССИИ КАК ФАКТОРА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ

© Гофман Д.В.*

Армавирская государственная педагогическая академия, г. Армавир

В статье показано главное значение создания единого регионального пространства страны, которое позволит решить большинство стратегических социально-экономических задач, стоящих перед Россией, как главного субъекта мирового сообщества, а конкретно стать конкурентоспособным государством в современных международных экономических отношениях. Помимо этого, образование регионального единства позволяет избегать обострений в возникающих политических, социально-экономических, экологических, демографических проблемах. Ведь именно на уровне регионов сосредоточен тот мощный ресурсный потенциал (человеческий, природный, научно-технический, интеллектуальный), рациональное использование которого обеспечит поступательное развитие всей страны.

Современной стратегической задачей в решении многих социально-экономических проблем России является создание нашего государства как прогрессивного, конкурентоспособного субъекта мирового сообщества. Достичь высокой результативности в развитии национальной экономики возможно только за счет формирования общего единства регионального пространства внутри государства. Это в свою очередь оказывает прогрессивное воздействие на процессы трансформации общества в цивилизацию XXI в. Исходя из этого, можно говорить об обоснованности и необходимости гармонизации самых разнообразных социально-экономических потребностей и интересов граждан в условиях формирования общества.

Под региональным единством необходимо рассматривать такую область жизнедеятельности граждан, в которой действует высокая степень согласованности и сбалансированности между социальными и экономическими потребностями, интересами общества всех регионов страны, которые можно реализовать не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе развития государства.

С позиции методологии, региональное единство необходимо рассматривать как емкое понятие, которое имеет плотность с определенными природными ресурсами, объемом валового регионального продукта, численностью населения по регионам; территориальную организацию, которая характеризуется концентрацией, структурой занятости по сферам деятельности и по территории; согласованность и сбалансированность, которые включают показатели интенсивности экономических связей между

* Преподаватель кафедры Экономики и управления.

регионами страны, сбалансированности региональных пропорций, уровня развития транспортных систем и инженерных сооружений, мобильности обеспечения потребностей в товарах и услугах [1, с. 129-136].

Развивающееся положение мировой экономики во многом сказывается на современной социально-экономической направленности развития России, а именно это проявляется в достижении определенного уровня экономической безопасности регионов в условиях постоянного роста потребностей общества и бурного развития научно-технического прогресса. Основные проблемы современной российской цивилизации связаны в первую очередь с ухудшением экономического потенциал страны и общества в частности на мировой арене. Решение данного положения страны возможно за счет формирования новой стратегии взаимодействия человека и эколого-экономической среды региона.

Для удовлетворения постоянно возрастающих потребностей необходимо использовать огромное количество природных ресурсов, что отрицательно влияет на их способности к саморегуляции и самовоспроизводству.

Так, по оценкам экспертов, порог допустимости влияния на биосферу составляет приблизительно 1-2 % антропогенного потребления ее первичной продукции. Хотя в России современное ее потребление находится уже на уровне 8-11 %. При условии дальнейшего роста, в нашей стране, антропогенного влияния биосфера утратит равновесие, что может привести к очень тяжелым катастрофическим, эколого-экономическим последствиям [3, с. 57-58].

Разрушение природных систем негативно сказывается на общем прогрессе экономических процессов страны, сдерживая тем самым общественное воспроизводство, снижая скорость накопления совокупного капитала и ограничивая возможности социального регионов страны. Решение данной, сложившейся в последние годы, проблемы возможно посредствам создания единого регионального пространства России, так как именно регион является функционально-компонентной, структурно-отраслевой, пространственной целостностью, что предполагает определенное размещение компонентов природной, социальной и экономической сред в пространстве, их пространственное единство.

Активизировать основные процессы развития единого регионального пространства возможно при образовании системы согласованности и сбалансированности в данных процессах. С каждым годом все более конкретнее проявляется тот факт, что без кардинального решения эколого-экономических проблем страны достичь регионального баланса становится все сложнее.

По официальным данным, доля относительно чистых территорий в России составляет лишь 15 % общей площади, условно чистыми признаны около 10 % земель, а малозагрязненными - 15 %. Остальное (свыше 60 %) -это территории с опасными для человека условиями жизнедеятельности, при этом 0,7 % общей площади страны отнесены к категории «территории экологического бедствия» [2, с. 47-48].

Разнородность в проведении региональных экономических реформ и экологических политик отрицательно сказывается на «мировом имидже» всей России. В 2009 г. на Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) был опубликован индекс экологических достижений (Environmental Performance Index) государств мира. Каждая страна оценивалась на основе 16 критериев, сгруппированных в 6 групп: «Экологическое здоровье», «Качество воздуха», «Состояние водных ресурсов», «Биологическое разнообразие», «Продуктивность природных ресурсов» и «Устойчивое энергетическое развитие». Оценивание происходило по 100-балльной шкале, где 100 - высший результат и 0 - низший. Россия заняла 32-е место, однако, это лучшая позиция среди стран бывшего СССР. По оценке американской организации Blacksmith Institute Россия относится к государствам со сложной экологической ситуацией [3, с. 94].

Роль создания регионального пространства приобретает особое значение и глубоко проникает во все сферы социально-экономической жизни государства. Обострение политических, социально-экономических, экологических, демографических проблем связано с отсутствием целостной стратегии управления территориальным развитием России. Ведь именно на уровне регионов сосредоточен тот мощный ресурсный потенциал (человеческий, природный, научно-технический, интеллектуальный), рациональное использование которого обеспечит поступательное развитие всей страны.

Образование единого регионального пространства должно отталкиваться от концептуальных положений, которые обеспечивают его оптимальное изменение в условиях нерационального использования природно-ресурсного потенциала страны:

- повышение роли эколого-экономического фактора в процессе создания, распределения и потребления природно-ресурсных благ, закрепленных за конкретным регионом;

- определение приоритетности экологической политики, которая должна быть направлена на повышение уровня экологической безопасности страны и ее регионов;

- переход от количественных параметров жизни к качественным, которые в целом необходимо рассматривать как комплексную характеристику степени удовлетворения самых разнообразных потребностей и интересов людей, сформированных условий жизнедеятельности для свободного развития отдельной личности и общества в целом;

- активизация и налаживание инвестиционной и инновационной деятельности в регионах страны, с ориентацией на решение экологических проблем;

- разработка законодательно-нормативной базы по единому эколо-го-экономическому пространству, с определением четких приоритетов региональной политики и регулированием отношений субъ-

ектов регионального пространства для обеспечения удовлетворения общественных потребностей.

Реализация целей, выполнение задач и соблюдение принципов формирования единого регионального пространства должно позволить образовать оптимальные условия для жизнедеятельности населения, функционирования хозяйствующих субъектов и их экологической безопасности. Необходимость введения в России пространственного подхода к формированию региональной политики объясняется тем, что сам регион рассматривается как совокупность человеческих, производственных, природно-ресурсных, функциональных и информационных составляющих, рациональное сочетание которых позволит решить конкретные социальные, экономические и экологические проблемы на пути к эффективному развитию страны.

Таким образом, можно выделить следующее, по созданию единого регионально пространства:

1. формирование единого регионального пространства в России позволит создать условия для развития системы удовлетворения социально-экономических, экологических и других потребностей и интересов общества, а так же создаст пространственные условия для всестороннего развития человека и общества в целом;

2. проанализированная эколого-экономическая ситуация в России указывает на существенную несогласованность социально-экономических реформ, проводимых правительством нашей страны в региональном управлении;

3. процесс создания единого регионального пространства заключено в коренных изменениях самой структуры управления национальной экономикой. Первоначальное значение приобретают проблемы определения приоритетности экологической политики при принятии стратегических решений в сфере экономики; формирование благоприятной инвестиционной и инновационной деятельности, связанное с региональным развитием;

4. применение системного подхода к законодательному, экономическому и институциональному научному обеспечению основ для формирования эколого-экономического пространства, построенных на принципах единства, целостности, эффективности, социально-экономической справедливости, пропорциональности, сбалансированности и приоритетности в общении между человеком и природой.

Список литературы:

1. Бикмеев В.Т., Аксенов В.Т. Общественное развитие и экология: взаимосвязь, противоречия, кризисы: учебник. - 2008. - 170 с.

2. Калиниченко А.В. Проблемы самоорганизации и устойчивою развития социально-экономических систем: учеб. пособие. - Томск, 2009. - 240 с.

3. Скурко Е.В. Проблемы формирования единого экономического пространства стран СНГ// Представительная власть - XXI в.: законодательство, комментарии, проблемы. - 2009. - № 2. - 98 с.

ИННОВАЦИОННАЯ АДАПТАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ К УСЛОВИЯМ ВОЗРАСТАЮЩЕЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ

© Завьялов А.Ю.*

Пермский государственный национальный исследовательский университет,

г. Пермь

Статья посвящена исследованию процессов активной региональной адаптации с помощью инноваций в условиях возрастающей неопределенности конкурентной среды с позиций эволюционной экономики. Отмечается, что инновации воздействуют на развитие региональной социально-экономической системы как положительно, повышая её устойчивость к воздействиям внешней среды на основе развития адаптивной памяти, так и отрицательно, акцентируя внимание на необходимости целенаправленного воздействия на процесс эволюции в форме новой региональной политики. Обосновывается необходимость рассмотрения инновационной адаптации региональной системы с учетом её инновационной активности.

Недавний мировой экономический кризис и возросшая неопределенность внешней среды сместили акценты обсуждения развития социально-экономических систем от проблем роста к вопросам экономической устойчивости и гибкости. В этих условиях научная ценность работ, посвященных исследованию поведения экономических агентов в свете их взаимодействия с внешней средой, значительно большая, чем ранее.

Особый интерес представляет поведение социально-экономических систем мезоуровня: в рамках наблюдаемого сегодня перехода к наукоемкому капитализму (knowledge-intensive capitalism) именно регионы играют ключевую роль в мировой экономике, выступая важными источниками инноваций. Поэтому все более востребованным становится вопрос, как региональные экономические системы адаптируются в течение продолжительного периода времени.

Эволюционная экономическая теория представляет новый взгляд на проблему поведения локальных социально-экономических систем. В рамках данного направления важным атрибутом региональной экономической устойчивости

* Аспирант кафедры Экономической теории и отраслевых рынков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.