Научная статья на тему 'Регион как большая социально-экономическая система'

Регион как большая социально-экономическая система Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1733
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СВОЙСТВА-ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕГИОНА / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шедько Ю.Н.

В связи со значимостью мезоуровня организации экономических отношений исследование региона как целостной хозяйственно-социальной системы весьма актуально. В статье определены свойства этой системы, выделены стадии жизненного цикла. Сделан вывод, что региональные программы, организационные схемы их реализации должны быть взаимосвязаны в существующем континууме. Определены миссия, характеристики, функциональное содержание и основные направления региональной социально-экономической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регион как большая социально-экономическая система»

РЕГИОН КАК БОЛЬШАЯ ООЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕОКАЯ сисТЕМА

Ю. Н. ШЕДЬКО,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономики и управления

E-mail: rur@lenta.ru

Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации

В связи со значимостью мезоуровня организации экономических отношений исследование региона как целостной хозяйственно-социальной системы весьма актуально. В статье определены свойства этой системы, выделены стадии жизненного цикла. Сделан вывод, что региональные программы, организационные схемы их реализации должны быть взаимосвязаны в существующем континууме. Определены миссия, характеристики, функциональное содержание и основные направления региональной социально-экономической политики.

Ключевые слова: регион, свойства-характеристики региона, жизненный цикл региона, региональная социально-экономическая политика.

Целесообразность и необходимость исследования региона как системы обусловлена следующими обстоятельствами: в последние годы существенно изменились характер и формы социально-экономического развития регионов России. Значительно возросло значение мезоуровня организации экономических отношений, в связи с экономическим кризисом появились новые факторы, влияющие на региональную политику. При этом выбор оптимальных форм социально-экономического развития региональных систем во многом определяет эффективность и устойчивость развития всего народного хозяйства Российской Федерации.

Сформировалось противоречие между потребностью в проведении организационно-экономических мер, направленных на совершенствование стратегии и тактики управления региональными социоэкономическими системами, и недостаточной разработанностью методологии формирования и реализации региональной политики. Актуальным представляется провести исследование региона как объекта хозяйствования и управления.

Анализ литературы позволил выявить, что под регионом понимается территория с одинаковыми природными условиями, специфической направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов, производственной и социальной инфраструктуры. Также под регионом подразумевается сложившаяся территориальная общность с определенными природно-географическими, социально-демографическими условиями и органами государственной власти. При этом термин «регион» связан не только с основной формой территориальной организации производительных сил, но и с социальной составляющей, так как при разработке любых направлений, в том числе и социальных преобразований в рамках определенной территории, учитывается специфика конкретного региона.

Отправной точкой исследования является парадигма, обоснованная академиком РАН А. Г. Гранбергом, согласно которой регион — это квазигосударство, квазикорпорация, рыночный ареал, социум [1]. Применение системного подхода позволило определить, что регион — это большая система, т. е. система, состоящая из сложных подсистем. При этом, с одной стороны, регион — это целостная система, обладающая особенностями внутренних взаимосвязей и собственными (внутренними по отношению к региону) социально-экономическими институтами, позволяющими проводить самостоятельную экономическую политику в рамках общего направления региональной политики, определяемой на федеральном уровне. Исходными условиями становления региона как самостоятельного экономического субъекта являются федеративная форма государственного устройства, определяющая полномочия субъекта

и степень централизации и децентрализации государственного управления.

С другой стороны, экономическая самостоятельность региона неабсолютна, так как экономика региона, являясь подсистемой национальной экономики, не может рассматриваться как ее изолированная часть. Поэтому принцип системности ориентирует нас на рассмотрение региона — субъекта РФ как подсистемы более высокого уровня — федерального округа, страны в целом, элемента системы межстранового разделения труда. Вместе с тем следует учитывать, что регион выступает в качестве системы более высокого иерархического уровня к расположенным на его территории муниципальным образованиям, являясь большой социально-экономической системой, состоящей из множества различных сложных систем и выступающей как определенная целостность.

В статье регион исследуется как единая целостная территориальная хозяйственно-социальная система, в рамках которой выделяются следующие укрупненные блоки-компоненты: институциональный, хозяйственно-экономический, природно-экологический, социальный. Причем эти компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Природная среда является материальной основой хозяйственной деятельности региона, так как природно-климатические факторы (наличие и объем полезных ископаемых и других природных ресурсов, благоприятные условия географической среды и т. п.) и экологическая обстановка значительно детерминируют функционирование и прогресс регионального хозяйства, уровень и динамику социально-экономического развития территории, качество жизни населения.

Регион как хозяйственная система — это ареал, в котором существует постоянно развивающийся комплекс связей и зависимостей между предприятиями и организациями разных видов деятельности. Функционирование этой системы подчиняется таким принципам, как экономическая и юридическая самостоятельность (на основе законодательства), территориальная целостность, наличие органов управления.

Региональное хозяйство (экономика региона как сфера его жизнедеятельности) обладает весьма специфическими чертами, отличающими его от общенационального хозяйства. Это, прежде всего, его ограниченность, недостаточная комплексность хозяйства, более рельефно выраженная монокультурность. Другая особенность хозяйства региона заключается в его промежуточном положении между федеральным и местным уровнями управления. Эти характеристики предъявляют такие требования

к организационно-экономическому механизму управления регионом, как необходимость соответствия общегосударственной стратегии развития, учет региональных особенностей, разграничение полномочий с органами власти федерального уровня и с органами местного самоуправления, использование уникальных преимуществ и диверсификация экономики территории.

Принципиальным свойством регионального хозяйства в отличие от организаций — хозяйствующих субъектов является обстоятельство, что депрессивный регион не может быть подвергнут ликвидации («банкротству»), прекратив исполнение функций, относящихся к области «провалов рынка» (создание, развитие и поддержание инфраструктуры, социальные обязательства, обеспечение занятости, обустройство территории, экология и др.). Соответственно, экономическая политика в регионах должна предусматривать такую составляющую, как антидепрессивные и антикризисные меры.

Вместе с тем регион — это и общественно-хозяйственная система. В социальной сфере региона фиксируются результаты хозяйственно-экономической деятельности: повышение качества жизни, создание благоприятной среды обитания, в том числе организация общественной жизни и культуры. Поэтому социальный фактор играет весьма важную роль и при выборе экономической стратегии развития, и в управлении региональным хозяйством.

Следует отметить объективные потребности региональной социально-экономической системы: нейтрализация и минимизация кризисообра-зующих факторов, действующих в пространстве региона и вне его, эффективное использование региональных ресурсов и факторов производства, формирования ядра развития, основанного на новом технологическом укладе. С удовлетворением этих потребностей и связан общий региональный интерес. Это, прежде всего, обеспечение стабильного характера воспроизводства, сохранения и преумножения потенциала региона, соответствия качества жизни населения государственным и региональным стандартам, развитие внутри- и межрегиональных связей. Единая территориальная хозяйственно-социальная организация, которой является регион, заинтересована в стабильном характере воспроизводства, сохранении и преумножении своего потенциала, соответствии уровня жизни населения государственным и региональным стандартам, наличии инфраструктуры развития внутри- и межрегиональных связей и др.

- 33

Именно в регионе пересекаются интересы и отношения многих хозяйствующих субъектов, часто противопоставляются отраслевые и территориальные интересы, формируется отношение населения к проводимой государством экономической и соци-

Рис. 1. Взаимосвязи компонентов региона как единой территориальной хозяйственно-социальной организации

Примечание: обозначение взаимосвязей компонентов региона: 1) обеспечение упорядоченности и согласования интересов с учетом оптимизации трансакционных издержек; 2) трудовые ресурсы; 3) продукты потребления; 4) условия жизнедеятельности; 5) отходы жизнедеятельности; 6) природные ресурсы; 7) производственные отходы; 8) формирование институтов

Рис. 2. Характеристики системы «регион»

альной политике. Население предъявляет законный спрос на условия жизни, рабочие места, продукты, товары и услуги, а задачей органов управления регионом является удовлетворение этого спроса. В результате комплексного развития экономики

региона предложение приводится в соответствие с данным спросом. Необходимость удовлетворения социально значимых потребностей акторов территории, гармонизации их интересов, разрешения противоречий требует координации. Таким образом, можно сделать вывод о центральной роли институциональной составляющей врегионе как единой территориальной хозяйственно-социальной организации (рис. 1).

Обеспечение упорядоченности и согласования интересов должно обеспечить эффективность региона как целостной экономической системы. Согласно теории больших систем, регион следует рассматривать как открытую диссипативную, динамическую, вероятностную большую подсистему территориальной социально-экономической системы (Российской Федерации), представляющую собой совокупность связанных и взаимодействующих друг с другом подсистем. Исследование позволило определить следующие характеристики региона как большой социально-экономической системы (Р-БСЭС) (рис. 2).

Согласно организационному подходу к управлению функционирование любой системы по шкале времени может быть представлено в терминах «жизненного цикла», означающего как процессность развития, так и его стадийность [2]. Регион

как большая социально-экономическая система обладает своим ходом времени, который может оцениваться по степени интенсивности изменения ключевых параметров региональных подсистем. Жизненный цикл региона как большой социально-экономической системы (Р-БСЭС) включает следующие стадии:

1) формирование системы;

2) адаптация и коррекция системы;

3) становление, адаптация и коррекция региональных подсистем;

4) эффективная жизнедеятельность системы;

5) реформирование региональных структур.

«Региональное» время формируется ходом

внутрирегиональных процессов (воспроизводство региональных структур, социальные и политические циклы в рамках региона и т. д.).

Таким образом, во-первых, регион — это конкретная часть территории РФ, и потому территориальный признак отражается в нем как основной; во-вторых, регион является подсистемой большой социальной и административной системы — Российской Федерации, а потому обладает ее основными чертами; в-третьих, регион отличается социально-экономической спецификой и формами ее проявления.

Регион является и пространством, имеющим административные границы, и обособленным социально-экономическим комплексом, в котором складывается и реализуется совокупность процессов воспроизводства жизнеобеспечения данной территории. При этом исследуемая дефиниция включает и социальную составляющую, учитывающую территориальную специфику социальных процессов.

Изложенное выше позволяет сформулировать определение: регион — это территориальная целостная социально-экономическая система, обособленная в границах, установленных федеральным законодательством, включающая институциональный, хозяйственно-экономический, природно-эколо-гический, социальный компоненты. Учет изменений выявленных свойств-характеристик на различных стадиях жизненного цикла Р-БСЭС позволяет более точно идентифицировать основные целевые и стратегические установки и ориентации, принимать более адекватные ситуации управленческие решения.

В статье под понятием «региональная политика» понимается законодательно оформленная система правовых, финансово-экономических и организационных мер, определяющих деятельность всех уровней власти, направленную на

развитие территории и решение ее проблем. Непосредственно реализуют региональную социально-экономическую политику государства органы власти регионов.

Сущность региональной социально-экономической политики проявляется в реализации объективных потребностей развития общественно-хозяйственной системы региона, с учетом императивности цели управления региональной социально-экономической системой — обеспечения формирования, использования, сохранения человеческого потенциала территории. При этом миссия социально-экономической политики региона — субъекта РФ раскрывается, во-первых, как создание благоприятных политических, экономических, социальных, экологических и других условий жизнедеятельности и эффективного функционирования хозяйствующих субъектов на основе обеспечения устойчивого развития общественно-хозяйственной системы территории с учетом и согласованием социально значимых интересов всех акторов. Во-вторых, как укрепление экономической базы и целостности социально-экономического пространства страны на основе эффективного взаимодействия регионального хозяйственного комплекса с национальной экономикой России и мировой экономикой.

Региональная социально-экономическая политика (РСЭП) является частью общегосударственной политики, и в данной системе играет подчиненную роль. Способ субординации РСЭП федеральной политикой отражает способ организации общественно-хозяйственной системы в масштабах единого государства. При этом РСЭП — это одновременно специализированная часть общегосударственной политики и ядро системы государственного регулирования регионального и территориального экономического развития. Как показывает анализ мирового опыта, РСЭП отражает приоритеты государственного регулирования, вытекающие из диагностики региональных (территориальных) проблем, требований стратегии территориального развития, политической и социально-экономической конъюнктуры.

Вместе с тем специфика условий России требует принципиально важного уточнения: одной из главных целей РЭП в Российской Федерации является укрепление целостности экономики, государства и общества. По отношению к региональным аспектам макроэкономической, социальной, структурной, инвестиционной и других политик РСЭП дуалис-тична: с одной стороны, она синтезирует региональные аспекты указанных политик для своих комплек-

- 35

сных объектов (регионов, региональных систем), а с другой стороны, предъявляет свои требования к основным направлениям общегосударственной экономической и социальной политики.

В статье выделены исходные условия, определяющие характеристики региональной социально-экономической политики в РФ: масштабы регионального пространства, варьирующиеся в России от десятков тысяч до миллионов квадратных километров; сегментация пространства, то есть наличие в нем барьеров на пути потоков капитала, товаров, труда, знаний; плотность насыщения пространства региона ресурсами и факторами производства; уровень развития имеющихся факторов производства, их соответствие определенному технологическому укладу; характер включения пространства региона в национальное и международное разделение труда (наличие в региональном пространстве центров экономики инновационного типа, индустриальных центров, доиндустриальных зон); способ взаимодействия власти, бизнеса, общества в пространстве региона; плотность населения региона; уровень доходов в регионе и их дифференциация; сегментация социальной среды региона, то есть наличие барьеров, затрудняющих социальное движение.

Исследование позволило установить следующие характеристики региональной социально-экономической политики Российской Федерации: субординация общегосударственной политикой, климатоориентированность, ресурсозависимость, детерминированность территориальным расположением в стране, локализация в хозяйственном пространстве региона, зависимость от способа включения в международное и внутригосударственное разделение труда, учет сегментации хозяйственного пространства и основных параметров социальной среды региона.

Региональная социально-экономическая политика формируется и реализуется на федеральном, межрегиональном (федеральные округа), региональном, муниципальном уровнях. По мнению автора, в формировании и реализации региональной социально-экономической политики обязаны участвовать и хозяйствующие субъекты (организации, осуществляющие на территории производственную, торговую, финансовую деятельность). Это вполне укладывается в рамки концепции корпоративной социальной ответственности.

Структурную целостность региональной социально-экономической политики определяют такие факторы, как выбор стратегических целей, задач и вектора социально-экономического развития и социальных приоритетов, федеральное

36 -

законодательство, определяющее целостное институциональное пространство, государственное регулирование и финансирование экономики и социальной сферы региона.

Автором выделяются следующие принципы формирования региональной социально-экономической политики: обеспечение преемственности в постановке и достижении стратегических и тактических целей; применение сценарного подхода, в том числе в условиях экономического кризиса, вызванного внешними воздействиями; использование холистического подхода, стимулирующего интеграционные процессы; ориентация на предприятия экономики инновационного типа; мониторинг оценки ситуации в регионе (ежемесячно и еженедельно).

Исходя из установленных объективных потребностей региона, можно определить функциональное содержание региональной социально-экономической политики. Функции региональной социально-экономической политики характеризуются, по мнению автора, следующим образом:

• реформационная, нацеленная на проведение трансформационных процессов (преобразований как субъекта, так и объекта управления, а также модификация управляющих воздействий);

• инновационно-воспроизводственная — ориентированная на создание условий для инновационного типа расширенного воспроизводства;

• институциональная — социально-стабилизирующая, обеспечивающая социально-экономическую эффективность хозяйственной деятельности, устойчивость развития региона, гармонизацию общественного взаимодействия;

• интеграционная — ориентированная на получение синергетического эффекта от взаимной комплементарности и комбинирования факторов и ресурсов территориальных обособленных общественно-хозяйственных систем, на основе внутри- и межрегиональной хозяйственной интеграции, а также интеграции региональной экономики в глобальное мировое хозяйство;

• адаптационно-компенсаторная функция, нацеленная на нейтрализацию существующих и потенциальных угроз процессу развития региональных социоэкономических систем, минимизация связанных с этим рисков.

Все функции региональной социально-экономической политики, взаимосвязанные и взаимопроникающие, обладают устойчивостью, обеспечивающей преемственность развития тер-

риториальной социоэкономической системы, и вместе с тем адаптивностью к меняющимся условиям. Комплекс функций позволяет осуществлять формирование, реализацию и оперативную коррекцию региональной социально-экономической политики, обеспечивая синергетический эффект.

При этом функции социально-экономической политики отличаются субординированностью. Центральной, организующей функцией является институциональная, социально-стабилизирующая функция, что обусловлено определяющей ролью институционального подхода в общественно-хозяйственной жизни общества.

По мнению автора, в качестве укрупненных блоков-составляющих ресурсного потенциала следует рассматривать природно-ресурсный, человеческий, производственный, финансовый инновационный, и эколого-экономический потенциалы. Именно они обусловливают устойчивое развитие регионов. Степень освоения и развития ресурсного потенциала отражает, каким образом реализуется общественная значимость той или иной его составляющей в процессе социально-экономического развития.

Анализ зарубежного опыта формирования и реализации региональной социально-экономической политики показывает, что в федеративных государствах (США, Франция, Германия, Австрия, Бельгия) органы власти регионов в области общегосударственной региональной политики имеют значительные права. В этих государствах приоритет в принятии решений передан на региональный и местный уровни, что усиливает региональную автономию. Главной задачей региональной политики стран ЕС является создание условий, позволяющих регионам полностью реализовывать свой потенциал и увеличивать вклад в развитие национальной экономики. Аналогичные процессы характерны и для США, в которых они носят название «местно-ориентированного» экономического развития: местное правительство делает акцент на «эндогенном развитии», заключает партнерские соглашения с частным сектором или с другими правительствами своего уровня с целью создания новых рабочих мест и стимулирования деловой активности.

Следует отметить, что в развитых странах эффективно применяются различные инструменты реализации региональной политики:

• административно-управленческие воздействия;

• средства сдерживания создания новых хозяйствующих субъектов в перенаселенных районах;

• пространственное распределение экономической деятельности государства;

• финансовое стимулирование организаций частного сектора, удовлетворяющих или формирующих социально значимые потребности;

• создание инфраструктурных объектов, в том числе на основе концессий;

• косвенные меры стимулирования развития территории;

• содействие организации промышленных клас -теров.

Исследование региона как единой территориальной хозяйственно-социальной организации с позиции системного подхода, определение объективных потребностей региона, связанных с ними общего регионального интереса, миссии социально-экономической политики региона, анализ зарубежного опыта позволили выделить следующие основные направления региональной социально-экономической политики:

1) совершенствование институциональной системы (создание четких и понятных «правил игры»);

2) обеспечение устойчивого экономического роста, в т. ч. формирование благоприятного инвестиционного климата; развитие экономики инновационного типа;

3) реформирование секторов, связанных с развитием и сохранением человеческого потенциала, в т. ч. реализация приоритетных национальных проектов;

4) развитие социальной и производственной инфраструктур;

5) развитие территорий, помощь муниципальным образованиям;

6) реформирование управления государственной и муниципальной собственностью.

Эти направления задают пространство выбора приоритетов. При этом приоритетность не означает исключительности: развитие должно идти по всем направлениям, соответственно во всех направлениях должны быть сформулированы управленческие задачи.

В заключение подчеркнем, что региональные программы, организационные схемы их реализации, поэтапность осуществления мероприятий, средства и методы ресурсной поддержки должны быть взаимосвязаны в существующем континууме.

Список литературы

1. ГранбергА. Г. Основы региональной экономики. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2006.

2. Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг / под ред. С. Г. Солодова, сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 2002.

- 37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.