Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ В ХОДЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЯЗЫКОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ»'

СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ В ХОДЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЯЗЫКОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
115
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИВАЮЩАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА / ЯЗЫКОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОГО ПОТЕНЦИАЛА / ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / COMMUNICATIVE / LINGUISTIC COMMUNICATION / LINGUISTIC PERSONALITY / THE DEVELOPMENT OF LANGUAGE CAPACITY / ELOCUTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Емельянова Ольга Борисовна

В статье рассматриваются вопросы отбора эффективных методов и приёмов преподавания для развития коммуникативной компетентности обучающихся. Автор рассматривает создание развивающей коммуникативной среды - совокупность специально созданных педагогических условий - как главный фактор развития языковой личности и языковой осознанности обучающихся. Указываются и анализируются основополагающие этапы работы, создающие коммуникативную развивающую среду: анализ прецедентных текстов из художественной, публицистической, научно-популярной литературы; исследование коммуникативных ситуаций из профессиональной практики; изучение современных коммуникативных практик, технологий, методик, доказавших свою эффективность; изучение образцов профессиональной речи ораторов, выдающихся публичных личностей; подготовка и проведение внутризузовской научно-практической конференции. Подобная работа важна для создания коммуникативной среды при изучении дисциплины «Языковая коммуникация в профессиональной сфере на русском языке», так как позволяет развивать не только творческое мышление студентов, но и даёт практические навыки взаимодействия с аудиторией, позволяет им освоить важный для языкового публичного взаимодействия арсенал средств, методов, приёмов и техник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Емельянова Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING A DEVELOPING COMMUNICATION ENVIRONMENT IN THE COURSE OF TEACHING THE DISCIPLINE «LANGUAGE COMMUNICATION IN THE PROFESSIONAL SPHERE IN RUSSIAN»

The article deals with the selection of effective teaching methods and techniques for the development of students' communicative competence. The author considers the creation of a developing communicative environment - a set of specially created pedagogical conditions - as the main factor in the development of language personality and language awareness of students. The basic stages of work that create a communicative developing environment are indicated and analyzed: analysis of case texts from fiction, nonfiction, and popular science literature; research of communication situations from professional practice; study of modern communication practices, technologies, techniques that have proven their effectiveness; study of samples of professional speech of speakers, prominent public figures; preparation and holding of an intra-University scientific and practical conference. This work is important for creating a communicative environment when studying the discipline “Language communication in the professional sphere in Russian”, as it allows you to develop not only creative thinking of students, but also provides practical skills of interaction with the audience, allows them to master an important Arsenal of tools, methods, techniques and techniques for language public interaction.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ В ХОДЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЯЗЫКОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ»»

Создание развивающей коммуникативной среды в ходе преподавания дисциплины «Языковая коммуникация в профессиональной сфере на русском языке»

Емельянова Ольга Борисовна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, ФГБОУ ВО «Донской Государственный аграрный университет» E-mail: emely79@bk.ru

В статье рассматриваются вопросы отбора эффективных методов и приёмов преподавания для развития коммуникативной компетентности обучающихся. Автор рассматривает создание развивающей коммуникативной среды - совокупность специально созданных педагогических условий - как главный фактор развития языковой личности и языковой осознанности обучающихся. Указываются и анализируются основополагающие этапы работы, создающие коммуникативную развивающую среду: анализ прецедентных текстов из художественной, публицистической, научно-популярной литературы; исследование коммуникативных ситуаций из профессиональной практики; изучение современных коммуникативных практик, технологий, методик, доказавших свою эффективность; изучение образцов профессиональной речи ораторов, выдающихся публичных личностей; подготовка и проведение внутризузов-ской научно-практической конференции. Подобная работа важна для создания коммуникативной среды при изучении дисциплины «Языковая коммуникация в профессиональной сфере на русском языке», так как позволяет развивать не только творческое мышление студентов, но и даёт практические навыки взаимодействия с аудиторией, позволяет им освоить важный для языкового публичного взаимодействия арсенал средств, методов, приёмов и техник.

Ключевые слова: развивающая коммуникативная среда, языковая коммуникация, языковая личность, развитие языкового потенциала, ораторское искусство.

Сегодня в практику вузовского преподавания включена относительно новая дисциплина «Языковая коммуникация в профессиональной сфере на русском языке». Введение этой дисциплины продиктовано необходимостью развития такой языковой личности, которая обладает высокой профессиональной культурой, способна коммуни-цировать для эффективного достижения результата вербальными и невербальными способами, владеет навыками ведения делового диалога. Целевые установки названного учебного курса предполагают подбор особого содержания, эффективных методов и приёмов преподавания, развития коммуникативной, языковой, дискурсивной и других компетенций обучающихся. Всё это требует вдумчивого педагогического поиска форм, методов и приёмов работы, которые окажут желаемое педагогическое воздействие на обучающихся, будут способствовать системному развитию коммуникативных навыков будущих профессионалов. Стоит отметить, что в неязыковом вузе вопрос развития коммуникативных навыков студентов приобретает особую остроту, поскольку требует дополнительных методических усилий по повышению мотивации к сознательному отношению к языку, слову при изучении дисциплины. Поэтому создание развивающей коммуникативной среды становится главным фактором развития языковой личности и языковой осознанности обучающихся.

Отметим, что под коммуникативной средой мы понимаем совокупность специально созданных педагогических условий, позволяющих развивать языковую личность студентов, их языковой потенциал

В Донском государственном аграрном университете на базе лаборатории Русского языка и культуры речи создана и успешно внедряется педагогическая система, позволяющая эффективно ре-ализовывать поставленные задачи коммуникативного развития студентов. Рассмотрим основополагающие элементы этой системы как этапы работы, создающую коммуникативную развивающую среду. Данные этапы строятся в соответствие с темами образовательной программы, разработанной на базе кафедры иностранных языков вуза, и соответствуют логике многовекторной направленности педагогических усилий по рассматриваемому вопросу и строятся от простого к сложному: • Анализ прецедентных текстов из художественной, публицистической, научно-популярной литературы;

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см см

• Развитие эмоционального интеллекта на основе анализа коммуникативных ситуаций из профессиональной практики;

• Изучение современных коммуникативных практик, технологий, методик, доказавших свою эффективность;

• Изучение образцов профессиональной речи ораторов, выдающихся публичных личностей с целью выявления приёмов ораторского мастерства;

• Подготовка и проведение внутризузовской научно-практической конференции «Искусство слова: от античных риторов до современной оратории»;

• Подготовка и проведение внутривузовских публичных слушаний «Убеди меня, если сможешь...» (по свободной тематике).

Анализ прецедентных текстов из художественной, публицистической, научно-популярной литературы становится первым и очень важным этапом погружения обучающихся в коммуникативное развивающее пространство. Особую роль на этом этапе играет подбор прецедентных текстов, разработка методической системы работы с такими текстами на учебных занятиях и организация деятельности обучающихся, построенная на основе взаимодействия. В основе такой работы - тексто-центрический подход; то есть текст становится отправной точкой коммуникативного поля, которое постепенно сформируется на основе управляемого диалога. Такими текстами о языке, роли слова в общении, умении говорить, навыках эффективной деловой речи могут стать тексты К.И. Чуковского, Д.С. Лихачёва, К.Г. Паустовского, Л. Успенского, В.И. Аннушкина, Н. Галь, М. Кронгауза, А. Максатбековой и мн.др. В работе с такими текстами важно продумать систему проблемных вопросов, творческих заданий, упражнений. Формы работы могут быть разнообразными: мастерская, лингвистическое, культурологическое исследование, групповой, индивидуальный проект и др. Важно создать педагогическую атмосферу поиска и сотрудничества, побудить обучающихся к нравственному переосмыслению собственных речевых привычек, навыков, помочь осознать необходимость языкового саморазвития.

Педагогически спланированное изучение коммуникативных ситуаций из реальной профессиональной практики даёт огромный ресурс для развития эмоционального интеллекта, проактив-ности, дизайн-мышления как профессионально важных качеств студентов. Для организации такой работы подойдут заранее подготовленные фрагменты из кинофильмов, роликов, обучающих фильмов, фрагменты художественных текстов, в которых присутствуют диалоги героев. Необходимо организовать анализ диалога, охарактеризовав всех участников коммуникативного процесса, прогнозируя течение диалога, обсуждая возможные и прозвучавшие реплики, находя коммуникативные и психологические ошибки, ведущие, например, к конфликту или отмечая успешный ход

разговора. Подобная деятельность на учебном занятии вызывает интерес обучающихся, позволяет им почувствовать себя полноправными участниками диалога, играет пропедевтическую роль в дальнейшем изучении способов языковой коммуникации.

Изучение современных коммуникативных практик, технологий, методик, доказавших свою эффективность, строится на основе анализа популярных диалогических приёмов, направленных на освоение воздействия, убеждения, влияния как методов построения общения с участниками коммуникативного процесса. В основе обучения должна лежать пошаговая инструкция в работе с каждым отдельным методом, изучение теоретической базы и анализ примеров «работы» методов, рассмотрение практических ситуаций, примеров и доказательств. Скажем, для объяснения действия низкоинтенсивных и высокоинтенсивных технологий необходимо опираться на понятия «цели общения», «цель коммуникатора», «процедура», «операция» и др. Освоение и практическое применение этих понятий даёт возможность обучающимся погрузиться в пространство коммуникативной среды, понять характерные особенности - достоинства, недостатки и точки роста - собственной коммуникативной практики, «прочувствовать» действие методов и приёмов в реальной ситуации коммуникативного взаимодействия.

Изучение образцов профессиональной речи ораторов, выдающихся публичных личностей с целью выявления приёмов их ораторского мастерства становится мощным средством создания пространства коммуникативной среды, поскольку позволяет обучающимся поэтапно формировать языковой вкус к ораторской речи, критическое мышление в оценке образцов ораторского творчества, вырабатывает позитивные убеждения в необходимости речевого саморазвития. Знакомство с приёмами ораторского искусства происходит поэтапно. Сначала студенты осуществляют отбор биографических сведений об известных ораторах; затем знакомятся с приёмами их подготовки перед публичными выступлениями, анализируют способы языкового саморазвития, благодаря которым ораторы достигали эффективных результатов выступлений, изучают сами речи (если таковые сохранились), анализируют воспоминания современников о великом человеке или сохранённые исторические сведения. Предметом рассмотрения могут стать любые свидетельства, факты, обстоятельства, события жизни, повлиявшие на развитие ораторского искусства.

Далее готовятся групповые и индивидуальные проекты, в фокусе которых становится презентация приёмов ораторского искусства великой или известной личности. Они реализуются в форме внутризузовской научно-практической конференции «Искусство слова: от античных риторов до современной оратории». Подобная работа - важный этап при создании развивающей коммуникативной педагогической среды, так как позволяет раз-

вивать не только творческое мышление студентов, но и даёт практические навыки взаимодействия с аудиторией, позволяет им освоить важный для языкового публичного взаимодействия арсенал средств, методов, приёмов и техник, вооружает их навыками преодоления барьеров - от психологических, эмоциональных до языковых.

Подготовка и проведение внутривузовских публичных слушаний «Убеди меня, если сможешь...» становится логическим продолжением предыдущего этапа работы по изучению ораторских приёмов, которые применяют признанные ораторы. Публичные слушания представлены ораторским выступлениями на заранее выбранную и подготовленную тему, обучающиеся разрабатывают её как публичное выступление, целью которого является необходимость убедить зрителей, аудиторию в своей позиции по выбранному вопросу. Темы на выбор предлагает педагог и сами обучающиеся, их количество и состав тем не органичен. Вопросы стоят самые разнообразные: «Спорт в моей жизни», «О Боже, дай мне, бедному, в удел, чтоб я искусством слова овладел.» (Алишер Навои)», «Вопросы истины не решаются большинством голосов» (Демокрит)», «Минимализм как образ жизни», «Милосердие устарело?», «Из двух ссорящихся виноват тот, кто /8умнее» (Гёте)» и мн. др. Широта тематического охвата только способствует интересу и вниманию к поставленным проблемам, помогает развивать важные коммуникативные навыки.

Таким образом, в Донском ГАУ в ходе преподавания дисциплины «Языковая коммуникация в профессиональной сфере на русском языке» создана система педагогической работы, которая способствует повышению мотивации студентов к языковому саморазвитию, помогает им погрузиться в атмосферу творческого взаимодействия, развивает языковую осознанность к употреблению разнообразных речевых средств в профессиональной коммуникации, что, в свою очередь, способствует формированию индивидуально-личностной коммуникативной стратегии.

Литература

1. Борщевская, И.П. Информационно-коммуникативные технологии в образовании / И.П. Борщевская. - Текст: непосредственный // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2014. - № 1. - С. 119-122.

2. Дерябина, Н.А. Онтология языка в повседневности: мотивации к изучению родного и иностранного языка / Н.А. Дерябина - Текст: непосредственный // Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2010. - № 4 (81). - С. 20-30.

3. Надеин, А.В. Коммуникативная образовательная среда как условие развития профессиональной творческой активности студентов / А.В. Надеин - Текст: непосредственный //

Вестник московского университета МВД России. - 2009. - № 3. - 23-25.

4. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов / Д.В. Чернилевский. - Москва: Юнити-дана, 2002. - 437 с. - Текст: непосредственный.

5. Швецов, Ю.А. Лингводидактическая среда как инструмент оптимизации среды коммуникативной / С.Ю. Дмитриева, Ю.А. Швецов - Текст: непосредственный // Языковые и культурные реалии современного мира. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых - Пенза: Пензенский государственный технологический университет, 2019. - С. 108-114.

CREATING A DEVELOPING COMMUNICATION ENVIRONMENT IN THE COURSE OF TEACHING THE DISCIPLINE «LANGUAGE COMMUNICATION IN THE PROFESSIONAL SPHERE IN RUSSIAN»

Emelyanova O.B.

Don State Agrarian University

The article deals with the selection of effective teaching methods and techniques for the development of students' communicative competence. The author considers the creation of a developing communicative environment - a set of specially created pedagogical conditions - as the main factor in the development of language personality and language awareness of students. The basic stages of work that create a communicative developing environment are indicated and analyzed: analysis of case texts from fiction, nonfic-tion, and popular science literature; research of communication situations from professional practice; study of modern communication practices, technologies, techniques that have proven their effectiveness; study of samples of professional speech of speakers, prominent public figures; preparation and holding of an intra-University scientific and practical conference. This work is important for creating a communicative environment when studying the discipline "Language communication in the professional sphere in Russian", as it allows you to develop not only creative thinking of students, but also provides practical skills of interaction with the audience, allows them to master an important Arsenal of tools, methods, techniques and techniques for language public interaction.

Keywords: educational environment, communicative, linguistic communication, linguistic personality, the development of language capacity, elocution.

References

1. Вorshchevskaya I.P. Information and communication technologies in education. Modern higher school: innovative aspect, 2014, no. 1, pp. 119-122 (in Russian).

2. Deryabina N.A. Ontology of language in everyday life: motivation to study native and foreign languages. Proceedings of the Ural state University. Series 1. Problems of education, science and culture.Yekaterinburg, USU publishing House, 2010, vol. 81, no. 4, pp. 20-30 (in Russian).

3. Nadein A.V. Communicative educational environment as a condition for the development of professional creative activity of students. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2009, no. 3, pp. 23-25 (in Russian).

4. Chernilevsky D.V. Didactic technologies in higher school: textbook. Handbook for universities. Moscow, Unity-Dana, 2002. 437 p. (in Russian).

5. Shvetsov Yu. A., Dmitrieva S. Yu. Linguodidactic environment as a tool for optimizing the communicative environment. Linguistic and cultural realities of the modern world. Materials of the IV all-Russian scientific and practical conference of students, postgraduates and young scientists-Penza. Penza state technological University, 2019, pp. 108-114 (in Russian).

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.