Научная статья на тему 'Теоретические основы развития коммуникативной культуры магистров в процессе изучения иностранного языка и педагогических дисциплин'

Теоретические основы развития коммуникативной культуры магистров в процессе изучения иностранного языка и педагогических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ / ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ / МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ: СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СИТУАЦИИ / МЕТОД ДИСКУССИИ / МЕТОД АНАЛИЗА НАУЧНОГО ТЕКСТА / МЕТОД СОЗДАНИЯ ЭССЕ (ОТЗЫВА / РЕЦЕНЗИИ / ДОКЛАДА) / МЕТОД СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ (ВЫСТУПЛЕНИЕ С ДОКЛАДОМ / УЧАСТИЯ В ДИСКУССИИ) / COMMUNICATIVE CULTURE / COMMUNICATIVE BEHAVIOR / COMMUNICATIVE SKILLS / COMMUNICATIVE FUNCTIONS / DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE CULTURE / MECHANISMS FOR THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE CULTURE: SOCIO-COMMUNICATIVE SITUATIONS / METHOD OF DISCUSSION / METHOD OF ANALYZING A SCIENTIFIC TEXT / METHOD OF CREATING AN ESSAY (REVIEW / REVIEW / REPORT) / METHOD OF SOCIAL AND COMMUNICATIVE DESIGN (PRESENTATION WITH A REPORT / PARTICIPATION IN THE DISCUSSION)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чумичева Раиса Михайловна, Резниченко Анна Владимировна

В статье раскрыты научные подходы к исследованию проблемы развития коммуникативной культуры; описаны определения понятий коммуникативная культура, коммуникативное поведение, коммуникативные навыки, коммуникативные функции (межличностная, публичная, массовая, профессионально-педагогическая). С позиции понимания коммуникативной личности как носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельностных действий, ценностей, знаний, установок и моделей поведения раскрыты авторские положения о процесс развития коммуникативной культуры магистров как культурной языковой практике коммуникаций в профессионально-языковом пространстве. В статье представлены механизмы развития коммуникативной культуры магистров в процессе изучения английского языка и педагогических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чумичева Раиса Михайловна, Резниченко Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE CULTURE OF MASTERS IN THE PROCESS OF STUDYING A FOREIGN LANGUAGE AND PEDAGOGICAL DISCIPLINES

The article reveals scientific approaches to the study of the development of communicative culture; definitions of communicative culture, communicative behavior, communicative skills, communicative functions (interpersonal, public, mass, professional and pedagogical) are described. From the standpoint of understanding a communicative personality as a bearer of cultural-linguistic and communicative activities, values, knowledge, attitudes and behaviors, the author's provisions on the development of a communicative culture of masters as a cultural linguistic practice of communication in professional-linguistic space are revealed. The article presents the mechanisms of the development of a communicative culture of Masters in the process of studying the English language and pedagogical disciplines.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы развития коммуникативной культуры магистров в процессе изучения иностранного языка и педагогических дисциплин»

УДК 378.016:811 ББК 74.58 Ч-90

Чумичева Раиса Михайловна, доктор педагогических наук, профессор Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, е-mail: rmchumicheva @sfedu. ru;

Резниченко Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка для гуманитарных факультетов Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, е-mail: avreznichenko@sfedu.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ

КУЛЬТУРЫ МАГИСТРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

(рецензирована)

В статье раскрыты научные подходы к исследованию проблемы развития коммуникативной культуры; описаны определения понятий коммуникативная культура, коммуникативное поведение, коммуникативные навыки, коммуникативные функции (межличностная, публичная, массовая, профессионально-педагогическая). С позиции понимания коммуникативной личности как носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельностных действий, ценностей, знаний, установок и моделей поведения раскрыты авторские положения о процесс развития коммуникативной культуры магистров как культурной языковой практике коммуникаций в профессионально-языковом пространстве. В статье представлены механизмы развития коммуникативной культуры магистров в процессе изучения английского языка и педагогических дисциплин.

Ключевые слова: коммуникативная культура, коммуникативное поведение, коммуникативные навыки, коммуникативные функции, процесс развития коммуникативной культуры, механизмы развития коммуникативной культуры: социально-коммуникативные ситуации, метод дискуссии, метод анализа научного текста, метод создания эссе (отзыва, рецензии, доклада), метод социально-коммуникативного проектирования (выступление с докладом, участия в дискуссии).

Chumicheva Raisa Mikhailovna, Doctor of Pedagogics, professor of the Academy of Psychology and Pedagogy of the Southern Federal University (Rostov-on-Don), e-mail: rmchumicheva@sfedu.ru;

Reznichenko Anna Vladimirovna, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of English language for humanitarian faculties of the Southern Federal University (Rostov-on-Don), e-mail: avreznichenko@sfedu.ru

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE CULTURE OF MASTERS IN THE PROCESS OF STUDYING A FOREIGN LANGUAGE AND PEDAGOGICAL DISCIPLINES

(reviewed)

The article reveals scientific approaches to the study of the development of communicative culture; definitions of communicative culture, communicative behavior, communicative skills, communicative functions (interpersonal, public, mass, professional and pedagogical) are described. From the standpoint of understanding a communicative personality as a bearer of cultural-linguistic and communicative activities, values, knowledge, attitudes and behaviors, the author's provisions on the development of a communicative culture of masters as a cultural linguistic practice of communication in professional-linguistic space are revealed. The article presents the mechanisms of the development of a communicative culture of Masters in the process of studying the English language andpedagogical disciplines.

Key words: communicative culture, communicative behavior, communicative skills, communicative functions, development of communicative culture, mechanisms for the development of communicative culture: socio-communicative situations, method of discussion, method of analyzing a scientific text, method of creating an essay (review, review, report), method of social and communicative design (presentation with a report, participation in the discussion).

На современном этапе развития науки проблема коммуникативных компетенций изучается в отечественных (Н.В. Изотова, В.И. Карасик, Н.Н. Сергеева и др.) и зарубежных (M.M. Ghulam, O. Guliz, W. Hutmacher, J.C. Richards др.) исследованиях. Развитие коммуникативной культуры магистров по направлению подготовки «Педагогическое образование» актуализирована федеральным государственным образовательным стандартом общего среднего образования (ФГОС ОСО), в рамках которого определены требования к развитию коммуникативных компетенций, навыков и умений обучающихся в процессе целенаправленного обучения.

Коммуникативная культура рассматривается как позиция личности в культуре, характеризующаяся потребностью во взаимодействии, реализуемой с помощью средств речевого и неречевого воздействия. Потребность человека в общении и профессиональной самореализации стимулирует его коммуникативную активность, понимаемую нами как гуманный и культурный способ жизнедеятельности, социальной адаптации, реализации своих профессиональных компетенций и регуляции взаимодействий в процессе коммуникаций. Коммуникация, как культурный способ взаимодействия, обуславливает освоение культурных ценностей, понимание образа другого человека, норм поведения и свой образ «Я». В педагогической деятельности важно реализовать «человекосозидательную функцию образования» (Е.В. Бондаревская): воспитание педагога, способного к познанию, сохранению и воспроизводству ценностей; ориентированного в современной социально-педагогической ситуации; способного прогнозировать и проектировать будущее [2, с. 11].

Коммуникация, по утверждению A.B. Петровского, содержит смысловой аспект социального взаимодействия, сознательно ориентированного на смысловое восприятие людей. Развитие способности магистра достигать в профессиональном педагогическом сообществе социальной общности и понимания темы профессионального общения средствами коммуникаций (устными и письменными на английском и русском языках) обеспечивается уровнем его коммуникативной культуры, развитие который является одной из целей при изучении дисциплин «Деловой английский язык», «Современные проблемы науки и образования», «Инновации в образовании» на принципе междисциплинарной интеграции. В процессе учебной деятельности создавались социально-коммуникативные ситуации различные по типу отношений: межличностные, публичные, диалоговые; по средствам коммуникации - речевая (письменная и устная), паралингвистическая (жест, мимика), вещественно-знаковая (научный доклад, педагогическое эссе, рецензия, отзыв, проект). Значимыми в развитии коммуникативной культуры магистров являются положения о сторонах общения (Г.М. Андреева) - коммуникативной (обмен информацией), интерактивной (организация взаимодействия) и перцептивной (восприятие друг друга и установление взаимопонимания) [1, c. 153]. Коммуникация - это не просто трансляция информации другому субъекту, а обмен значимой информацией, как отмечал А.Н. Леонтьев, «обмениваются» значениями, вырабатывают «общий смысл» на основе понимания и осмысления [6, с. 113]. Теоретические положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского о развитии личности позволили создать культуросообразный механизм развития коммуникативной культуры магистрантов в процессе изучения языковой и педагогических дисциплин:

- актуализировать ценности культуры в познавательной деятельности - анализ художественных образов, отражающих различные модели коммуникаций, поведения педагогов, коммуникативных действий (точки зрения, суждения, доказательства, аргументация, рефлексия);

- использовать средства знаково-символической системы (коды, шифры, знаки, жесты, рисунки, компьютерную графику, презентации) для выбора позиции в коммуникации, для обеспечения направленности и адекватного понимания передаваемой информации;

- проектировать коммуникативную деятельности как речевое (выбор языковых средства для создания текста - устного и письменного) и мыслительное (выбор мыслительных действий - анализ, сопоставление, обобщение, суждение, размышление, систематизация, классификация для оформления мысли, для определения коммуникативного действия, где открываются скрытые «психологические категории» (Л.С. Выготский).

Развитие коммуникативной культуры магистров на основе освоения языковых и педагогических дискурсов дисциплин проектировалось на принципах единства и целостности познавательной деятельность, социально-коммуника-тивных ситуаций, языковой, научной, педагогической рефлексии, где оценивались коммуникативный акт обмена информацией (конструктивно грамотной, смысловой, значимой), коммуникативные действия (знаки, средства, навыки), коммуникативное поведение партнера по коммуникации (активно воспринимающее, адекватно ответное, преодолевающее барьеры, проявляющее понимаемые общие коды лексической и синтаксической системы коммуникации) как показатели коммуникативной культуры субъектов коммуникации. Для предупреждения возможных коммуникативных барьеров у магистрантов (социальных, психологических, знаниевых) в процессе профессионально-языковой коммуникации в учебной деятельности создавались на принципе учета индивидуальных психологических особенностей магистров «упреждающие диалогово-рефлек-сивные ситуации»: «Понимаешь тематический дискурс коммуникации?», «Твоя принадлежность к группе (социальной, культурной, национальной, языковой), типу личности создает трудности в коммуникации?», «Имеется неприязнь, недоверие к коммуниканту?», «Хотел бы вступить в коммуникацию и познать что -то новое?». На наш взгляд, «упреждающие диалогово-рефлексивные ситуации» вначале познавательной деятельности и коммуникаций определяют качество познания, восприятия, осмысления и сохранения информации, влияют на цели, характер коммуникаций и познавательной деятельность, создают единую профессионально-языковую среду, объединяя магистров на получение качественного результата в обучении. В.А. Петровский отмечал, что человек «включён» в другого человека и через эту включённость развивается как личность; развитие личности вне «внутреннего пространства личности», «без значимого другого», без «значимого себя для другого» невозможно [7, 5]. Именно коммуникация является механизмом включения людей в систему передачи информации, смыслов, значений, ценностей, установления контактов для создания новых проектов, моделей, технологий, выработку единой стратегии взаимодействия, направленных на значимое изменение не только коммуникативного поведения субъекта коммуникации, его коммуникативной культуры, но и изменение образовательных практик, вектора собственного развития и развития педагогической науки, средств вхождения в культуру и международное образовательное (научное, профессиональное) пространство.

В процессе подготовки магистров для предупреждения коммуникативных конфликтов и освоения ими коммуникативной культуры адекватной и соответствующей ценностям, нормам, правилам и профессиональной ситуации общения создавались ситуации социокультурных практик, формирующих опыт моделирования и использования речевых профессиональных конструкций на английском языке в ситуации коммуникации, коммуникативного поведения в профессиональном общении, отражающего национальную, профессиональную, коммуникативную культуру педагога. В

этом, как отмечали Ю.Э. Прохоров, И.А. Стернин, состоит смысловая значимость и необходимость воспитания у студентов вузов коммуникативной культуры как показателя не только личностной культуры, но и культуры нации, к которой ты принадлежишь [8].

Профессиональные коммуникации - это всегда социальные ситуации выбора коммуникативных актов, направленных на другого, в которых важно наличие у педагога способности рефлексировать свои коммуникативные действия, по которым определяется уровень коммуникативной культуры личности. В.И. Карасик разграничивает языковую и коммуникативную личности: языковая личность в условиях общения может рассматриваться как коммуникативная личность; коммуникативная личность - это обобщенный образ носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельностных действий, ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций, характеризующих коммуникативное поведение. [5, с. 26]. В педагогической деятельности коммуникативная культура - это культурный и педагогический феномен, культурная и профессиональная ценность, обеспечивающая в профессиональной конкурентной среде языковой, коммуникативный и профессиональный успех. Коммуникативная культура магистра проявляется в способности проектировать коммуникацию в устной и письменной форме на русском и английском языке с учетом норм и правил языка; в умении свободно выбирать и результативно использовать языковые и коммуникативные средства в ситуациях профессионального общения; в навыках достижения целей и успеха в коммуникативном поведении; в опыте организации и рефлексии коммуникативного поведения участников профессионального общения.

Развитие коммуникативной культуры магистров в процессе изучения дисциплин понимается как культурная языковая практика коммуникаций в профессионально-языковом пространстве, представляющем совокупность текстовых дискурсов (русского и английского), сфер педагогических коммуникаций (научная, педагогическая деятельность, процесс воспитания, обучения, развития личности, психолого-педагогическое сопровождение, технологическое обеспечение), языковых, когнитивных, прагматических, социальных норм, правил (русского и английского языка), социально-коммуникативных ситуаций, спроектированных как профессиональная среда общения на английском языке - письменно и устно (брифинг, дискуссия, вопросы-ответы, диалоги, доклады, рецензии, отзыв, эссе и др.), где языковая личность может реализоваться в соответствии в принятыми в данном социуме нормами, правилами коммуникаций.

Таким образом, рассмотрение коммуникативной культуры в различных подходах открывает возможности определить понятие как культурную и педагогическую ценность, выраженную в способности проектировать различные дискурсы и практики социальных, научных, образовательных, языковых коммуникаций в профессиональном сообществе, эффективно и рационально используя вербальные и невербальные средства коммуникации с учетом индивидуальных особенностей коммуниканта (культурных ценностей, норм, правил, средств коммуникаций и т.п.). Коммуникативная культура магистранта - это его педагогическая стратегия строить свою профессиональную деятельность на основе диалога и понимания других, выбора адекватных средств коммуникации, приводящих к социально-психологическому комфортному взаимодействию в достижении общих целей деятельности и общения.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Москва: Аспект Пресс, 2007. 363 с.

2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: монография. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000. 289 с.

3. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собрание сочинений. Т. 6. Москва: Педагогика, 1984.

4. Изотова Н.В. Учебная лингвистическая практика как основа формирования профессионально-коммуникативной компетенции будущего учителя иностранного языка [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. URL: http://www.science-education.ru/pdf/2014/6/1339.pdf (дата обращения: 21.06.2015).

5. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.

477с.

6. Леонтьев А. Н. Психология смысла. Москва: Смысл, 1999. 487 с.

7. Петровский В.А. Семь пространств существования личности: формальные модели состоятельности // Мир психологии. 2009. №1. С. 25-42.

8. Прохоров Ю.Э., Стернин И.А. Русские. Коммуникативное поведение. Москва, 2006. 328 с.

9. Ghulam Mustafa Mashori. ELT And Development of Communicative Abilities of University Students in Pakistan. LAP Lambert Academic Publishing. - 2012.

10. Guliz Ozuturk. Determination of University Students'' Motivation and Gender Difference. LAP Lambert Academic Publishing, 2014.

11. Hutmacher W. The shift of communication competence model in the context of information and multicultural society. Europe, Franc, 2003.

12. Richards, Jack C. Communicative language teaching today. Cambridge. Cambridge University Press, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.