Научная статья на тему 'Создание рационально функционирующей системы планирования эффективности ресурсопотребления социальной сферы'

Создание рационально функционирующей системы планирования эффективности ресурсопотребления социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / РЕСУРСЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПЛАНИРОВАНИЕ / РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пакулина И. С.

Раскрыты и проанализированы сущность критериально целевой направленности развития социальной сферы, критерия эффективности, обобщающего и частных показателей эффективности использования ресурсов. Сформирован методологический подход к созданию рациональной системы планирования эффективности ресурсопотребления в социальной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING THE RATIONALLY FUNCTIONING SYSTEM OF PLANNING OF RESOURCES USE EFFICIENCY IN THE SOCIAL SPHERE

In the article there have been exposed and analyzed the essence of criterion purpose orientation of social sphere development, the criterion of efficiency, summarizing and partial indexes of the resources use efficiency, characterizing the quantitative sizes of achieving the efficiency of consumption of different types of resources in the current and perspective planning. The methodological approach to creating the rational system of planning of the resources use efficiency in the social sphere has been formulated.

Текст научной работы на тему «Создание рационально функционирующей системы планирования эффективности ресурсопотребления социальной сферы»

УДК 332.14:36

И.С. Пакулина, канд. экон. наук, ст. преп., (7910) 302-55-77, inessa pakulina@mail.ru, (Россия, Орел, Орловский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»)

СОЗДАНИЕ РАЦИОНАЛЬНО ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕСУРСОПОТРЕБЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Раскрыты и проанализированы сущность критериально-целевой направленности развития социальной сферы, критерия эффективности, обобщающего и частных показателей эффективности использования ресурсов. Сформирован методологический подход к созданию рациональной системы планирования эффективности ресурсопотребления в социальной сфере.

Ключевые слова: социальная сфера, ресурсы, государственная политика, планирование, ресурсное обеспечение, эффективность, система.

Результативность и эффективность деятельности хозяйствующих субъектов, структурных составляющих и в целом социальной сферы России в условиях глобализирующегося рынка в существенной мере зависит не только от комплекса предпринимаемых воздействий на объект управления в виде конкретных мероприятий экономической, структурно-организационной, финансовой, маркетинговой, инновационной и иной направленности, но и от планово-расчетных обоснований достижения устанавливаемых значений эффективности используемых трудовых, информационных, природных ресурсов, основных средств как в текущем, так и в перспективном, стратегическом периодах времени.

Объективность и адекватность реальному положению дел планово-расчетных обоснований, установленной критериально-целевой направленности по достижению необходимых результатов развития социальной сферы, уровней эффективности использования ресурсов, участвующих в процессах оказания социальных услуг, выполнения работ в условиях значительных и внезапных влияний внешних и внутренних факторов призваны расширять критериальные границы эффективности ресурсопотребления, расширять горизонты предвидения, создавать условия для ответной реакции социальной сферы на происходящие вне ее изменения. Поэтому рационализация взаимодействия основных элементов системы планирования эффективности использования трудовых и материально-технических ресурсов в социальной сфере России, соединяющая текущее, перспективное и стратегическое планирование для достижения поставленной цели, выступает одним из основных условий научной обоснованности создания такой системы планирования, которая могла бы в перспективном и стратеги-

ческом периодах времени преодолеть сложившиеся негативные тенденции развития социальной сферы, ее структурных составляющих, индивидуальных и корпоративных хозяйствующих субъектов, достичь намечаемых уровней результативности и эффективности потребляемых ресурсов.

Актуальность решения проблем планово-расчетного обоснования повышения эффективности текущего функционирования, перспективного развития социальной сферы России возрастает в условиях растущего бюджетного дефицита, необходимости увеличения темпов обновления, модернизации, технического перевооружения основных средств во всех сферах народного хозяйства, снижающихся объемов налоговых и неналоговых поступлений в федеральный и региональные бюджеты, сохранения высоких темпов роста цен на услуги объектов управления социальной сферой.

В условиях активного развития рынка услуг хозяйствующих субъектов социальной сферы все более актуальными становятся теоретические и методические положения по созданию рациональной системы планирования эффективности ресурсопотребления социальной сферы на основе соблюдения нормативного уровня потребления основных средств, труда персонала, осуществления органами разноуровневого управления планово-расчетных обоснований реальности достижения необходимой социальной и экономической результативности, реализации мер воздействия на протекающие процессы в социальной сфере, формирования индикативного плана развития экономики страны и социальной сферы.

Актуальность темы проведенного исследования вытекает из необходимости решения основных экономических и планово-расчетных задач повышения эффективности ресурсопотребления в социальной сфере России по устранению действующих и предупреждению возникающих негативных тенденций в процессе ее развития на основе рационализации взаимодействия элементов системы планирования, повышения эффективности использования всех видов ресурсов.

Актуальность темы исследования, практическая потребность народного хозяйства, рынка социальных услуг в исследованиях по системным плановым обоснованиям достижения устанавливаемого или необходимого уровня использования ресурсов социальной сферы, ее структурных составляющих определили цель, задачи и предмет нашего исследования.

Существенный вклад в разработку общеметодологических и отдельных аспектов проблемы регулирования развития социальной сферы сделали Г. Беккер, М. Доэл [1], Л.Н. Кочеткова, Н. Луман, Д.С. Львов, Дж. Минцер, Н.М. Найбороденко, Т. Парсонс, В. Пэтти, Д. Рикардо, А.Я. Рубинштейн [4], А. Смит, Л. Туроу [5], Т. Шульц и другие. Однако вопросы создания рационально функционирующей системы планирования эффективности ресурсопотребления социальной сферы остаются недостаточно изученными как в российской, так и мировой науке. Теоретические и методические положения стратегической ориентации социальной сферы

России на достижение необходимых уровней эффективности ее функционирования на основе реализации стратегий экономической, маркетинговой, структурно-организационной, инновационной, финансовой, межрегиональной направленности в экономической литературе разработаны явно недостаточно. Назрели объективные условия для разработки теоретических и методических положений оптимального планирования результатов и затрат в единой системе планово-расчетных обоснований разноуровневых органов управления социальной сферой России, ее структурными составляющими.

Основная цель исследования состояла в формировании теоретических и методических положений создания рационально функционирующей системы планирования эффективности ресурсопотребления структурных составляющих и социальной сферы в целом. В соответствии с ней были поставлены следующие задачи: раскрыть и проанализировать сущность критериально-целевой направленности развития социальной сферы, критерия эффективности, обобщающего и частных показателей эффективности использования ресурсов, характеризующих в текущем и перспективном планировании количественные размеры достижения эффективности потребления различных видов ресурсов; сформировать методологический подход к созданию рациональной системы планирования эффективности ресурсопотребления в социальной сфере.

Установление критериально-целевой направленности эффективности развития социальной сферы России, результаты анализа эффективности ее функционирования, определение методических подходов к созданию рациональной системы планирования эффективности ресурсопотребления, формирование модели оптимального планирования объемов оказания услуг структурных составляющих социальной сферы, стратегическая ориентация социальной сферы народного хозяйства на достижение необходимых уровней эффективности использования ресурсов позволили нам сформулировать основные тезисы исследования.

Под критериально-целевой направленностью развития социальной сферы нами понимается реальная способность достижения не только поставленной цели, но и критерия эффективности, раскрывающего, по сути дела, целевую ориентацию отдельных структурных составляющих и социальной сферы России в целом. Направленность же планово-расчетных обоснований текущего функционирования, развития социальной сферы в перспективном (средне-, долгосрочном) и стратегическом периодах времени, по нашему мнению, состоит в обеспечении динамики экономического и социального роста на основе установления тесной взаимосвязи и рационализации структурных соотношений между составными частями социальной сферы, сбалансированности ресурсопотребления в соответствии со сложившимся спросом и предложением оказания услуг, выполнения работ.

Принятие и соблюдение критериально-целевой направленности на базе объективности планово-расчетных обоснований повышения эффективности развития социальной сферы выступают идентификаторами способности достижения как поставленной цели, так и критерия эффективности, характеризуемого логико-вербальной формой завершенности целевой ориентации перспективного роста результатов по отношению к затратам на ресурсопотребление, а также определяют: обоснованное планирование достижения конкретного уровня эффективности развития социальной сферы в своем соединении критерия эффективности, поставленной цели и планирования социально-экономического развития; этапы конкретизации и развития формы количественного измерения эффективности ресурсопотребления в составе объектов социальной сферы, развитие количественной формы критерия эффективности социальной сферы в виде обобщающего и частных показателей эффективности использования различных видов ресурсов.

Объективность определения и реальность достижения эффективности использования трудовых и материально-технических ресурсов социальной сферы России непосредственно связаны с установлением численных значений обобщающего и частных показателей эффективности ретроспективной, текущей деятельности и перспективного развития структурных составляющих, хозяйствующих субъектов и в целом социальной сферы; нормативно-правовой регламентацией оказания услуг рядом структурных составляющих (образование, здравоохранение и др.) на коммерческой основе; недостаточностью выделения финансовых средств для группы объектов управления социальной сферы из бюджетов всех уровней; имеющимися размерами и темпами роста номинальной и минимальной оплаты труда; взаимозависимостью и коррелированностью результативностей функционирования производственной и социальной сфер; объемами инвестирования средств в основной капитал; сложившейся конъюнктурой на мировом товарном и финансовом рынках; динамикой изменения численности персонала, стоимости основных и оборотных средств структурных составляющих социальной сферы.

Экономический анализ эффективности функционирования социальной сферы в целях повышения значимости итоговых результатов следует проводить на основе инструментария количественного определения влияния основных факторов на объем реализации услуг, работ, а также на уровень использования каждого из видов ресурсов, общего комплексного ресурсопотребления [2], определяющих несовпадение фактических и плановых значений того или иного ресурса, обобщающего и частных показателей эффективности ресурсопотребления социальной сферы, ее структурных составляющих и хозяйствующих субъектов; принятие и реализацию комплексных мер по достижению необходимых результатов и уровней эф-

фективности развития объектов управления социальной сферы в перспективном периоде времени.

Оптимальное взаимодействие основных элементов системы планирования эффективности ресурсопотребления в социальной сферы может быть достигнуто на основе соблюдения нормативного уровня потребления основных и материальных оборотных средств, труда персонала; осуществления органами разноуровневого управления планово-расчетных обоснований реальности достижения необходимой социальной и экономической результативности, реализации мер воздействия на протекающие процессы в социальной сфере, приведения в соответствие спроса и предложения на рынке социальных услуг; формирования индикативного плана развития экономики и социальной сферы России, который соединяет рекоменда-тельность соблюдения тех или иных направлений развития в ходе экономических, структурно-организационных, инновационных изменений с программно-целевой и индивидуальной ориентацией предпринимаемых мер на достижение устанавливаемых экономических и социальных результатов, обобщающего и частных уровней эффективности текущей деятельности, целей перспективного и стратегического развития.

Оптимальное планирование результатов и затрат, идущих на ресурсопотребление социальной сферы, ее структурных составляющих в единой системе планирования определяет для разноуровневых органов управления:

- максимально возможные границы достижения основного экономического результата, минимального размера затрат в процессе оказания услуг, выполнения работ при сложившихся организационно-экономических условиях функционирования;

- соблюдение существующих ограничений и нормативов потребления трудовых ресурсов, основных средств;

- возможность принятия конкретных мер в текущем, перспективном и стратегическом периодах времени для поэтапного достижения ориентиров результативности, затратности и эффективности использования ресурсов.

Стратегическая ориентация социальной сферы на достижение необходимых уровней эффективности ее функционирования может быть успешно осуществлена на основе:

- реализации базовой (обобщающей) и функциональных стратегий экономической, маркетинговой, структурно-организационной, инновационной, финансовой, межрегиональной направленности [3];

- устойчивых темпов роста объемов потребления населением России социальных благ, повышения трудовой занятости населения;

- создания условий, способствующих экономическому подъему структурных составляющих и в целом социальной сферы, повышению эффективности ресурсопотребления;

- соблюдения рекомендательных предложений текущего и перспективного индикативного планирования, выполнения программ социально-экономического развития регионов.

Критерий эффективности функционирования и развития социальной сферы, а также ее отдельных структурных составляющих — система образования и здравоохранения, сфера культуры, жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), транспортное обслуживание населения, торговля и ресторанное хозяйство, туризм и рекреационная деятельность — выступает своеобразной логико-вербальной формой завершенности целевой ориентации перспективного (средне-, долгосрочного) роста результатов (комплекса оказываемых услуг, выполняемых работ) по отношению к производимым затратам на все виды потребляемых ресурсов инфраструктурными составляющими социальной сферы до той величины, которая возможна для нее в сложившихся внутренних организационно-экономических условиях, социально-экономических воздействиях внешней среды. При этом критерий эффективности текущей деятельности и развития хозяйствующих субъектов, а также социальной сферы в целом выступает в роли определителя, мерила, отличительного признака. Применительно к социальной сфере как системы критерий эффективности является логико-вербальным определителем результативности рациональных взаимодействий ее элементов для достижения поставленных целей.

Критерий эффективности функционирования и развития социальной сферы должен в логико-вербальной форме соединять количественные и качественные характеристики результативности и затратности ресурсопотребления, так как, не являясь каким-либо обобщающим или частным измерителем объемов оказываемых услуг и производимых затрат в социальной сфере, он в своей сущностной предназначенности определяет только экстремальные границы возможного достижения результата и осуществляемых затрат. Критерий эффективности текущего функционирования и перспективного развития социальной сферы должен в своей логико-вербальной форме ориентировать объекты и в целом социальную сферу на достижение оптимальных ориентиров результативности и затратности ресурсопотребления, соответствующих предпринимаемому комплексу мер на инновационность развития, интенсивность использования всех видов ресурсов, соблюдение равновесности спроса и предложения на рынке услуг инфраструктурных объектов социальной сферы.

Критерий эффективности текущего функционирования и перспективного развития социальной сферы не нуждается в экономико-математическом моделировании процесса достижения оптимальных ориентиров результативности и этапности ресурсопотребления, так как его сигнальная роль должна характеризоваться тем, что оптимизация составляющих элементов критерия достигается в рамках планово-расчетных обоснований развития инфраструктурных объектов социальной сферы в

условиях неопределенного во времени воздействия факторов внешней и внутренней среды.

Обобщающий и частные показатели эффективности выступают как этап конкретизации и развития формы количественного измерения эффективности ресурсопотребления в составе объектов социальной сферы, а также критерия эффективности использования всех видов ресурсов.

Обобщающий показатель эффективности использования всех видов ресурсов социальной сферы представляет собой отношение суммарного стоимостного объема реализуемых услуг, выполняемых работ, производимой продукции объектами управления социальной сферы в течение года к общим годовым затратам средств в процессе потребления всех видов ресурсов социальной сферы.

Динамика изменений частных показателей эффективности развития социальной сферы должна на планово-расчетной основе свидетельствовать о соответствующем росте общей рентабельности, фондоотдачи и производительности труда, о снижении материалоемкости оказываемых услуг, выполняемых работ, производимой продукции.

Определение обобщающего и частных показателей эффективности ретроспективной, текущей деятельности и перспективного развития структурных составляющих, хозяйствующих субъектов и в целом социальной сферы, является целесообразной мерой в том случае, когда с точки зрения субъекта управления получаемые результаты (объем реализации оказываемых услуг, выполняемых работ, производимой продукции) по объемам осуществленных затрат не являются экономически приемлемыми для соответствующего объекта инфраструктурного комплекса.

Особенности достижения планово-расчетных экономических (результативных и затратных) показателей, уровней эффективности текущей деятельности и перспективного (средне-, долгосрочного) развития структурных составляющих (комплексов) и в целом социальной сферы раскрываются в:

- действующей нормативно-правовой регламентации и существенном ограничении объемов оказания услуг, например, образовательного, медико-диагностического характера на коммерческой основе;

- частичном государственном, региональном и местном финансировании и необходимости создании разрешительной законодательной основы для коллективно-долевого предпринимательства;

- отсутствии государственного финансирования и представленной полной свободы предпринимательства;

- экономической целесообразности формировании объектов рыночной, туристско-оздоровительной и телекоммуникационной инфраструктуры.

Существенное повышение обобщающего уровня эффективности деятельности объектов управления социальной сферы России, а также част-

ных показателей эффективности использования трудовых, материально-технических, информационных ресурсов возможно в среднесрочной перспективе исходя из решения индивидуальных и программных задач развития социальной инфраструктуры, ее материально-технической базы, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к оказываемым населению услугам в рамках структурных составляющих и отдельных хозяйствующих субъектов социальной сферы.

Планово-расчетные обоснования реальности достижения соответствующего уровня или темпов роста эффективности использования материально-технических, трудовых и информационных ресурсов социальной сферы, ее отдельных комплексных частей и индивидуальных организационно-правовых структур должны исходить из собственной необходимости разноуровневых органов планирования социально-экономического развития: устанавливать сбалансированность ресурсного потребления с размерами результатов, уровнями эффективности, соответствующими современным требованиям занятия приоритетного или лидирующего места на определенном сегменте рынка услуг, уровнями повышения качества оказываемых потребителю услуг, выполняемых работ; обеспечивать соблюдение устойчивого экономического и социального роста, эффективности текущего функционирования, перспективного развития.

Системный подход формирования единого плана развития социальной сферы включает рассмотрение системы планирования эффективности использования ресурсов в процессе текущего функционирования, перспективного и стратегического планирования на основе рационально взаимодействующих элементов для достижения поставленной цели — высокой экономической и социальной результативности, наиболее полного обеспечения участников рынка — потребителей широкого спектра качественных социальных услуг исходя из сложившегося рыночного спроса на них.

Основными взаимодействующими элементами системы планирования развития социальной сферы, наряду с ресурсными составляющими, являются такие виды планирования, как текущее (один год), перспективное (среднесрочное — 2-3 года, долгосрочное — 4-5 лет) и стратегическое, во времени занимающее период реализации комплекса функциональных и обобщающей стратегий в целях достижения необходимого уровня результативности и эффективности использования всех видов ресурсов.

Оптимальный план текущего функционирования и перспективного развития объектов управления социальной сферы предоставляет возможность разноуровневым органам планирования социально-экономического развития повысить эффективность использования всех видов ресурсов социальной сферы, определять максимально возможные границы достижения основного результата (стоимостного объема оказания услуг, выполнения работ) при соблюдении ограничения и нормативов потребления трудовых ресурсов, основных и материальных оборотных фондов.

Проведенное исследование позволяет сделать следующее заключение.

1. Формирование оптимального плана достижения максимальных результатов и минимальных затрат в сложившихся организационно-экономических условиях функционирования и развития структурных составляющих и в целом социальной сферы необходимо не только для выявления резервов использования ресурсов, установления реальных размеров ресурсных потенциалов, но и обоснования конкретных мер в текущем, перспективном и стратегическом периодах времени в целях поэтапного (итерационного) достижения ориентиров оптимальной результативности, затратности и, соответственно, эффективности ресурсопотребления в процессе развития социальной сферы.

2. Направления стратегической ориентации социальной сферы, достижение необходимых уровней эффективности использования ресурсов тесно коррелируют с устойчивыми темпами увеличения объемов потребления социальных благ, повышения трудовой занятости населения страны, созданием условий, способствующих экономическому росту структурных составляющих и в целом социальной сферы, с повышением эффективности использования всех видов ресурсов, выполнением текущих, перспективных и стратегических планов, а также программ социально-экономического развития.

3. Осуществление стратегической целевой ориентации социальной сферы России на достижение необходимых или устанавливаемых разноуровневыми органами управления ее структурными составляющими показателей эффективности использования ресурсов актуализирует дальнейшие научные исследования, направленные на объединение комплекса экономических, маркетинговых, инвестиционных и инновационных мер в индикативных планах, государственных программах, обеспечивающих соответствие предложения комплекса услуг, работ, продукции хозяйствующих субъектов социальной сферы сложившемуся спросу их потребителей.

Библиографический список

1. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы: упр. и метод. разраб. для обучения и повышения квалификации соц. работников; пер. с англ. под ред. Шапиро Б.Ю. М.: АО «Аспект Пресс», 1995. 237 с.

2. Пакулина И.С. Разработка социальной стратегии в механизме реализации политики инновационного развития регионов России // Проблемы и перспективы государственного и муниципального управления в инновационной экономике посткризисного периода: материалы II Славянского форума: в 2-х т. Орел: Издательство ОРАГС, 2011. Т. II. С. 266-271.

3. Пакулина И.С. Регулирование развития социальной сферы региона // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. Ч. II. С. 44-54.

4. Рубинштейн А.Я. Экономика общественных преференций. Структура и эволюция социального интереса: монография. СПб.: Алетейя, 2008. 559 с.

5. Thurow L. Creating Wealth. The New Rules for Individuals, Companies and Countries in a Knowledge-Based Economy. New York: Harper Collin, 1999. 301 p.

I.S. Pakulina

Creating the rationally functioning system of planning of resources use efficiency in the social sphere

In the article there have been exposed and analyzed the essence of criterion-purpose orientation of social sphere development, the criterion of efficiency, summarizing and partial indexes of the resources use efficiency, characterizing the quantitative sizes of achieving the efficiency of consumption of different types of resources in the current and perspective planning. The methodological approach to creating the rational system of planning of the resources use efficiency in the social sphere has been formulated.

Keywords: Social sphere, resources, public policy, planning, resource providing, efficiency, system.

УДК 658.14.012

Ф.М. Шелопаев, канд. экон. наук, доцент, (4872) 24-17-15, fedor_shelopaev@mail.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)

НАЛОГОВЫЕ РИСКИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Рассматриваются понятие налоговых рисков, их место в системе экономической безопасности, формы управления налоговыми рисками.

Ключевые слова: налоговый риск, финансовый риск, уклонение от налогов, управление рисками.

Любая производственно-коммерческая деятельность хозяйствующего субъекта связана с риском. Успех в бизнесе зависит не только от правильности и обоснованности выбранной стратегии предпринимательской деятельности, но и учета вероятности критических ситуаций.

Особое место в системе предпринимательских рисков занимают финансовые риски, которые связаны с возможностью невыполнения хозяйствующим субъектом своих финансовых обязательств. Они возникают в процессе отношений предприятия с финансовыми институтами (банками, финансовыми, инвестиционными, страховыми компаниями, биржами и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.