Научная статья на тему 'Состояние и перспективы стратегического развития социальной сферы Республики Казахстан'

Состояние и перспективы стратегического развития социальной сферы Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
427
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жекеев Абат Маликович

Рассмотрены состояние и перспективы развития социальной сферы национальной экономики республики Казахстан. Представлены направления развития социальной сферы Казахстана

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Are considered a condition and prospects of development of social sphere of national economy of republic Kazakhstan. Directions of development of social sphere of Kazakhstan are presented

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы стратегического развития социальной сферы Республики Казахстан»

4-

Теоретические основы экономики и управления

Кривая Филлипса в макроэкономике России

Рис. 4. Кривая Филлипса в российской экономике в 1997-2006 гг, движение временных реперов сверху-вниз и справа-налево

Таким образом, макроэконометрические законы, ции, утверждая тем самым верность "циклической несмотря на кажущуюся логику, математическую и парадигмы" [2]. Российская же кривая Филлипса

природную простоту, демонстрируют высокую вре- располагается прямо противоположно кривой Фил-

менную нестабильность, визуально "сваливаясь" в липса для американской экономики, не имея удовлет-

конце концов в круговые и спиралевидные конструк- ворительной экономической интерпретации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. МэнкьюН.Г. Принципы Экономикс. СПб: Питер, 2. ВинтизенкоИ.Г.,ЯковенкоВ.С. Экономическая

2003. 496 с. цикломатика. М.: Финансы и статистика, Ставрополь:

АГРУС, 2008. 428 с.

Жекеев А.М.

Состояние и перспективы стратегического развития социальной сферы республики Казахстан

Необходимость стратегической ориентации конечном итоге - обобщающего и частных уров-

социальной сферы народного хозяйства Респуб- ней эффективности текущего функционирования,

лики Казахстан на достижение планируемых стратегического развития связана не только с

результатов, объемов ресурсопотребления, а в ограниченностью финансового обеспечения ряда

структурных составляющих социальной сферы, но и с установлением тесной взаимосвязи экономического роста, занятостью и уровнем потребления социальных и материальных благ, приходящихся на душу населения. Стратегическая ориентация социальной сферы, ее инфраструктурного комплекса должна решать сложные социально-экономические задачи устранения влияния действующих и предупреждения возникающих негативных тенденций в развитии социальной сферы, ее отдельных частей и хозяйствующих субъектов.

Стратегическое ориентирование социальной сферы Республики Казахстан должно исходить из таких принципов стабильного соблюдения установленной направленности на достижение высоких (необходимых) результатов уровней эффективности использования ресурсов, как оперативная реакция и принятие мер регулирования отклонений от намеченных целевых ориентиров, постоянного контроля и анализа осуществляемого процесса стратегического ориентирования.

Вместе с этим стратегическое ориентирование социальной сферы Республики Казахстан должно корреспондироваться с повышением уровня потребления социальных благ на душу населения, с сохранением и приумножением этнической самобытности, национально-культурного многообразия страны, повышением социального статуса граждан в условиях свободы предпринимательства, преодолением структурно-организационного и технологического отставания основных профессиональных участников рынка услуг.

В процессе стратегической ориентации социальной сферы, определения желаемых ориентиров результативности и эффективности ресурсопотребления в перспективном и стратегическом периодах времени целесообразно установить и проанализировать динамику основных показателей, характеризующих социально-экономический уровень жизни населения и, соответственно, потенциальные возможности достижения той или иной результативности социальной сферы в перспективном периоде времени.

В качестве основных показателей, характеризующих уровень жизни населения Республики Казахстан, могут выступать денежные доходы населения, среднемесячная начисленная заработная плата одного работника, среднемесячный размер назначенной пенсии одного пенсионера, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, стоимость продовольственного жизнеобеспечения (табл. 1).

Как видно из данных табл. 1, динамика экономических показателей, характеризующих уровень жизни населения Республики Казахстан, компенсирует увеличение стоимости минимальной продовольственной корзины. Так, темпы роста денежных доходов населения (в среднем на душу населения), за рассматриваемый период составили в среднем 23 %, и год от года возрастали (за исключением 2004 года), составив в 2007 году 32 %.

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника за анализируемый период в возросла в 2,62 раза, среднемесячный размер начисленной пенсии одного пенсионера вырос в 1,83 раза. В то же время с 2002 по 2007 год увеличилась стоимость продовольственного жизнеобеспечения (продовольственной корзины) с 4251 до 6459 тенге, то есть на 52 %. Однако, несмотря на положительные тенденции роста экономических показателей, характеризующих уровень жизни населения Республики Казахстан, доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума все еще велика (табл. 1) и на конец 2007 года составляла 12,7 % против 44,5 % в 2002 году.

Продовольственная корзина рассчитывается уполномоченным органом по статистике по научно-обоснованным физиологическим нормам потребления продуктов питания, утверждаемым уполномоченным органом в области здравоохранения [1, 2].

Уровень потребления населением жизненно необходимых материальных и духовных благ все еще недостаточен для достижения в перспективном и стратегическом периодах времени высокой экономической результативности и эффективности ресурсопотребления в социальной сфере.

Индексы потребительских цен и тарифов 2002-2007 годов соответствуют уровню их относительной стабилизации и реальным возможностям достижения устанавливаемых высоких размеров или необходимой экономической и социальной результативностей в стратегическом периоде времени посредством осуществления излагаемых ниже обобщающей (базовой) и функциональных стратегий.

На рис.1 динамика относительных индексов показателей уровня жизни населения Республики Казахстан. Относительный индекс показателя определяется по следующей формуле: {(значение показателя из табл.1 за текущий год) / (значение показателя из табл. 1 за 2002 год)} / {индекс цен на потребительские товары и услуги в текущем году по отношению к 2002 году}. Видно, что значение

4

Теоретические основы экономики и управления

Таблица 1

Основные показатели уровня жизни населения Республики Казахстан за период 2002-2007 годов

Экономические и социальные показатели уровня Годы

жизни населения 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Денежные доходы населения (в среднем на душу в месяц), тенге 8958 10533 12817 15787 19152 25226

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника, тенге 20323 23128 28329 34060 40790 53238

Среднемесячный размер назначенной пенсии одного пенсионера (на конец года), тенге 5818 8198 8628 9061 9898 10654

Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, в процентах 44,5 37,5 33,9 31,6 18,2 12,7

Стоимость продовольственного жизнеобеспечения (продовольственной корзины), тенге 4251 4549 4899 5296 5757 6459

Примечание. Таблица 1 выполнена автором на основе данных Агентства Республики Казахстан по статистике [3].

Рис. 1. Динамика относительных индексов показателей уровня жизни населения Республики Казахстан (индекс соответствующего показателя, деленный на индекс цен на потребительские товары

и услуги, по отношению к 2002 году)

всех индексов превышает 1. Однако рост реальных пенсий отстает от роста реальных доходов и зарплат, причем наблюдается тенденция замедления роста реальных пенсий населения.

Стратегическая ориентированность социальной сферы на высокую результативность развития может быть реализована со времени определения стратегической цели, принятия базовой (обобщающей) и функциональных стратегий в текущем, средне-, долгосрочном планировании разноуровневых субъектов управления.

Обобщающая стратегия в системе планово-расчетных обоснований реальности достижения устанавливаемых значений экономического и социального результатов эффективности использования ресурсов социальной сферы, ее составляющих, определяя единую направленность стратегического развития, может быть осуществлена на базе внедрения функциональных стратегий, детализирующих обобщающую в соответствии с ее направлениями достижения цели (экономическими, структурно-организационными, научно-

инновационными, финансово-инвестиционными, социальными, маркетинговыми и межрегиональными).

Функциональная стратегия экономического роста объектов управления и в целом социальной сферы народного хозяйства Республики Казахстан в своей направленности воздействия на профессиональных участников рынка услуг должна включать соблюдение на оптимальной основе увеличение стоимости оказываемых услуг, выполняемых работ, снижение затрат средств на потребляемые ресурсы, медико-экономических, образовательных, жилищно-коммунальных и иных стандартов и нормативов, обеспечивающих как минимальный уровень жизнеобеспечения, так и высококачественный уровень жизни населения.

Функциональная стратегия дифференциации в процессе стратегической ориентации социальной сферы на достижение необходимой результативности может быть успешно реализована в текущей деятельности и развитии объектов управления исходя из возможности оказания различных видов услуг одного и того же назначения, свойственного специализированной структурной составляющей социальной сферы (здравоохранению, образованию, культурно-досуговому, спортивно-оздоровительному, жилищно-коммунальному, санаторно-курортному и иным комплексам).

Данная стратегия может реализовываться в условиях рыночной ситуации, когда, в одном случае цена реализации той или иной услуги социальной сферы в течение стратегического периода остается неизменной и средний уровень доходов потребителей в целом соответствует росту потребления данных услуг. В другом случае, цены на услуги структурной составляющей социальной сферы и доходы потребителей услуг складываются одинаковыми. При наличии указанной дифференциации объекты управления социальной сферы имеют более широкие возможности расширять предпринимательские и иные связи с потребителями услуг, что в целом содействует росту стоимостного объема реализации комплекса специализированных услуг социальной сферы.

Функциональная стратегия оперативного реагирования на изменения внешней среды необходима для структурных составляющих социальной сферы в целях осуществления организационных, экономических, инновационных и иных мер в целях адаптации в минимальные сроки к происшедшим изменениям, например, на рынке услуг. Это повышает возможности хозяйствующих субъектов социальной сферы увеличивать стои-

мостные объемы реализации модифицированных (улучшенных) услуг на рынке в связи с временным отсутствием конкурентов.

Стратегия инноваций в системе стратегического планирования развития структурных составляющих и хозяйствующих субъектов социальной сферы предоставляет возможность приобретения субъекту управления дополнительных конкурентных преимуществ на рынке профессиональных участников посредством создания и оказания новых услуг, работ, технологий лечения, образования, жилищно-коммунального, транспортно-экспедиционного, информационно-коммуникативного и иного обслуживания населения.

Маркетинговая стратегия в социальной сфере должна быть ориентирована на сохранение равновесности устанавливающегося спроса на услуги тех или иных специализированных составляющих социальной сферы и предложения данного вида услуг. Реализация данной стратегии возможна на основе мониторинга соблюдения равновесности спроса и предложения на рынке услуг и постоянного реагирования хозяйствующих субъектов социальной сферы на изменения конъюнктуры определенного сегмента рынка услуг. Усиливается роль маркетинговой стратегии в планировании развития объектов управления социальной сферы на основе их интеграции (например, интеграция средних и высших профессиональных учебных заведений) и получения на этой основе дополнительных синергетических эффектов от единого управления, общих направлений оказания услуг, использования учебных площадей, унифицированной рекламы.

В целом стратегическая ориентация социальной сферы на достижение необходимых уровней эффективности ее функционирования может быть успешно осуществлена на основе: реализации базовой (обобщающей) и функциональных стратегий экономической, маркетинговой, структурно-организационной, инновационной, финансовой, межрегиональной направленности; устойчивых темпов роста объемов потребления населением социальных благ, повышения трудовой занятости населения; создания условий, способствующих экономическому подъему структурных составляющих и в целом социальной сферы, повышению эффективности ресурсопотребления; соблюдения рекомендательных предложений текущего и перспективного индикативного планирования, выполнения программ социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.