Научная статья на тему 'Создание процесса управления вовлечённостью персонала в процесс менеджмента качества согласно ГОСТ р ИСО 10018-2014'

Создание процесса управления вовлечённостью персонала в процесс менеджмента качества согласно ГОСТ р ИСО 10018-2014 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / СТАНДАРТ КАЧЕСТВА / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛА / ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бояринова Лидия Александровна, Василькова Ольга Анатольевна

Статья посвящена аспектам развития и совершенствования системы управления качеством. В работе рассматривается процесс управления вовлечённостью персонала в систему менеджмента качества согласно ГОСТ Р ИСО 10018-2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бояринова Лидия Александровна, Василькова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание процесса управления вовлечённостью персонала в процесс менеджмента качества согласно ГОСТ р ИСО 10018-2014»

СОЗДАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ВОВЛЕЧЁННОСТЬЮ ПЕРСОНАЛА В ПРОЦЕСС МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА СОГЛАСНО

ГОСТ Р ИСО 10018-2014 Бояринова Л.А.1, Василькова О.А.2

'Бояринова Лидия Александровна — магистрант;

2Василькова Ольга Анатольевна — доцент, факультет управления и права, кафедра управления и права, Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола

Аннотация: статья посвящена аспектам развития и совершенствования системы управления качеством. В работе рассматривается процесс управления вовлечённостью персонала в систему менеджмента качества согласно ГОСТР ИСО '00'8-20'4.

Ключевые слова: менеджмент качества, стандарт качества, вовлеченность персонала, показатель качества.

Система менеджмента качества, соответствующая принципам, требованиям и рекомендациям международных стандартов ISO серии 9000, предназначена для улучшения деятельности и повышения конкурентоспособности организации. В соответствии с принципами Total Quality Management (тотального управления качеством) должны быть разработаны принципы и стандарты управления персоналом, для достижения высокого качества продукции. Основные принципы которыми должны руководствоваться руководители по управлению персоналом заложены в стандарте качества ИСО 1800-2014. В этом стандарте большое внимание уделено такому вопросу, как вовлеченность персонала в работу организации.

Можно отметить ряд современных подходов авторов к этим процессам на примере публикаций Козейчук Д.А. [4], Фасхиев Х.А. [6] и др.

Рассмотрим процесс управления вовлечённостью персонала в систему менеджмента качества на примере Закрытого акционерного общества Племзавод «Семёновский». Предметом деятельности Закрытого акционерного общества Племзавод «Семёновский» является:

- производство сельскохозяйственной продукции;

- селекционная работа;

- выращивание высокопродуктивного племенного крупнорогатого скота (КРС);

- оптовая и розничная торговля сельскохозяйственной продукцией;

- оказание платных услуг населению в сфере транспортировки грузов и обслуживания автотранспорта.

Сейчас на территории хозяйства функционирует 3 производственных участка, 4 животноводческих комплекса, 4 фермы, цех по переработке молока, кумысный цех, забойный цех, цех розлива воды, автопарк, машинотракторный парк. В производственной деятельности ЗАО Племзавод «Семеновский» занято 523 человека, в том числе административный аппарат (руководство, бухгалтерия, служба главного инженера), рабочие, занимающиеся непосредственно производством продукции, рабочие вспомогательных служб (транспортный цех, складские помещения, лаборатории). На примере данной организации можно рассмотреть принципы управления персоналом и их соответствие стандарту ГОСТ Р ИСО 10018-2014.

Согласно ГОСТ Р ИСО 10018-2014 факторы, влияющие на вовлечение работников и их компетентность следующие:

- отношение и мотивация;

- осведомленность;

- обмен информацией;

- креативность и инновации;

- образование и обучение;

- наделение полномочиями;

- взаимодействие;

- лидирующая роль руководства;

- установление связей;

- признание;

- подбор персонала;

- ответственность и полномочия;

- командная работа и сотрудничество. [1]

ЗАО Племзавод «Семеновский» начал политику развития, поддержки, обучения и сохранения кадров предприятия. Ключевой стержень политики - создание сильной команды менеджмента. Материальные трудности, старое оборудование не давали возможности организации развиваться. Только при изменении менеджмента появились реальные перспективы реализации разработанных программ, развития технологических процессов, реализации программ контроля качества.

Была создана более эффективная структура управления, проведена переаттестация рабочих мест, создана служба планово-предупредительных ремонтов. В результате, предприятие вышло на полную мощность. Тем не менее комплексной политики по вовлечению персонала, которая соответствует стандарту качества ГОСТ Р ИСО 10018-2014, на предприятии в настоящий момент несуществует.

Система работы с кадрами во многом осталась прежней. Основная роль в вопросах работы с персоналом принадлежит отделу кадров организации. К основным обязанностям работников службы управления персоналом относят:

1.определение потребности в персонале;

2.качественное обеспечение производства квалифицированными работниками;

3.аттестация персонала;

4.дополнительное обучение персонала, повышение квалификации и переквалификации работников, исходя из текущих потребностей производства продукции;

5.ведение статической отчетности по персоналу

Существует ряд нерешенных проблем. Текучка специалистов и работников негативно влияет на работу предприятия. Освобождаются специалисты, а на их место приходят новые неквалифицированные или работники из других участков - это дополнительные затраты на подготовку кадров и снижение качества продукции. Необходимо на предприятии создавать такие условия труда, чтобы уменьшить коэффициент оборота по увольнению. На предприятии не хватает эффективной системы материального и нематериального стимулирования, которая бы мотивировала работников работать с большей отдачей.

Показатели оценки на предприятии:

Наличие персонала

• укомплектованность штата, %

Компетенция персонала

• доля производственных дефектов, %

• распределение персонала по уровню образования (руководители, специалисты, служащие / рабочие), %:

• выполнение плана обучения кадров

Эффективность использования персонала

6. рост производительности труда, %

Существуют также другие показатели эффективности развития персонала, которые сложнее измерить, но многие компании стремятся их использовать для оценки. Можно рекомендовать организации Племзавод «Семеновский» оценивать дополнительно показатели:

• коэффициент текучести кадров

• доля увольнений по инициативе работников,

• повышение удовлетворенности трудом и оплатой труда;

• повышение лояльности и мотивации сотрудников;

• повышение качества внутренних коммуникаций и понижение уровня конфликтности в подразделениях;

• процент назначений на руководящие должности из кадрового резерва;

• качество программ обучения и развития

Потребность в дополнительном обучении и развитии можно выявить путем опроса сотрудников и руководителей подразделений и соотнесения его результатов со стратегией развития всей компании.

Оценить существующий уровень компетентности сотрудников возможно с помощью аттестации персонала.

Для создания экономически эффективной системы нужны прежде всего личные заинтересованность и участие высшего руководства и всего персонала организации, поскольку качество ее деятельности, напрямую зависит от качества работы менеджмента, а следовательно, от качества работы каждого ее сотрудника. Значит, основная задача руководства ЗАО Племзавод «Семеновский» - вовлечь весь персонал в работу по улучшению организации. Каким образом это можно сделать? Директору нужно начать с себя и своей команды - команды высшего руководства. Он должен сформулировать политику компании в отношении системы управления качеством и работы с персоналом как ее важнейшую часть. Для каждого подразделения организации должны быть разработаны персональные планы по развитию его сотрудников, повышению вовлечения и компетентности.

21

На сегодня существует непонимание высшим руководством ЗАО Племзавод «Семеновский» необходимости обучения и вовлечения сотрудников в области менеджмента качества. Дело в том, что применение стандартов ISO серии 9000 требует глубокого их изучения и понимания. Необходимы специальные знания и профессионализм для того, чтобы в полной мере внедрить их.

Только высшее руководство компании, понимающее, что самое ценное в организации - это люди, способно создать такую систему менеджмента, которая позволит каждому сотруднику хорошо работать и получать удовольствие от работы. Только руководители могут вовлечь персонал в постановку достижимых и измеряемых целей организации и обеспечить постановку каждым подразделением и каждым сотрудником соответствующих целей, способствующих достижению общих целей организации.

Руководители должны анализировать степень вовлеченности персонала и принимать решения по ее улучшению, а следовательно, и по совершенствованию деятельности организации в целом. Общепризнано, что первый шаг на пути улучшения деятельности и повышения конкурентоспособности организаций - это внедрение системы управления качеством, соответствующей принципам, требованиям и рекомендациям стандартов ISO серии 9000. Надо только внедрить эти стандарты таким образом, чтобы они эффективно работали в организации ЗАО Племзавод «Семеновский».

Список литературы

1. ГОСТ Р ИСО 10018-2014 Менеджмент качества. Руководящие указания по вовлечению работников и их компетентности.

2. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».

3. ИвановВ.Н. Социальные технологии в современном мире. М.: 2016. 218с.

4. Козейчук Д.А. Снижение качества продукции как новая угроза для брендов // Бренд-менеджмент.

2016. - No5. С.276-281.

5. Петренко Е.С. Инструменты экспресс-диагностики эффективного менеджмента: учебное пособие / Е.С. Петренко, И.В. Денисов, К.А. Черницова. - Москва: Креативная экономика, 2019. 71 с.

6. Фасхиев Х.А. Повышение объективности при оценке качества товаров // Менеджмент качества.

2017. - №3. С. 214-221.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.