Научная статья на тему 'Эффективная система управления предприятием на основе международных стандартов управления'

Эффективная система управления предприятием на основе международных стандартов управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТ / STANDARD / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ УПРАВЛЕНИЯ / INTERNATIONAL STANDARDS / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ / БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / BASIC MODEL OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / FUNCTIONAL MANAGEMENT / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / PROCESS APPROACH / РЕИНЖИНИРИНГ / REENGINEERING / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / BUSINESS PROCESSES / MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шмонова Татьяна Александровна

Рассматриваются проблемы развития современного предприятия и создания эффективной системы управления. Автором отображается ряд задач, возникающих в проблеме обеспечения конкурентоспособности фирмы, представлена идентификация и выделение бизнес-процессов. Обоснована необходимость инновационного развития вуза, а также разработки системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе. Акцентируется внимание на всестороннем анализе бизнес-процессов с использованием различных методов и технологий по данной проблематике. Предложен авторский подход к пониманию комплексной диагностики системы управления вузом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN EFFECTIVE SYSTEM OF ENTERPRISE MANAGEMENT BASED ON INTERNATIONAL MANAGEMENT STANDARDS

Problems of a modern enterprise development and creating an effective management system are discussed. A number of tasks encountered in the problem of ensuring enterprise marketability are outlined, business processes are identified and specified. The necessity of innovative enterprise development and development of process based system of quality management are proved. The article focuses on in-depth study of business processes with application of different methods and technologies within the problem. An approach to understanding complex diagnostics of management system is proposed.

Текст научной работы на тему «Эффективная система управления предприятием на основе международных стандартов управления»

УДК 338.24 ББК 65.291.21

DOI 10.7442/2071-9620-2016-8-3-72-84

Т.А. Шмонова

(Русско-Британский Институт Управления, г. Челябинск, Россия)

ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ УПРАВЛЕНИЯ

Рассматриваются проблемы развития современного предприятия и создания эффективной системы управления. Автором отображается ряд задач, возникающих в проблеме обеспечения конкурентоспособности фирмы, представлена идентификация и выделение бизнес-процессов. Обоснована необходимость инновационного развития вуза, а также разработки системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе. Акцентируется внимание на всестороннем анализе бизнес-процессов с использованием различных методов и технологий по данной проблематике. Предложен авторский подход к пониманию комплексной диагностики системы управления вузом.

Ключевые слова: стандарт, международные стандарты управления, система управления вузом, базовая модель системы менеджмента качества, функциональный менеджмент, процессный подход, реинжиниринг, бизнес-процессы.

T.A. Shmonova

(Russian-British Institute of Management, Chelyabinsk, Russia)

AN EFFECTIVE SYSTEM OF ENTERPRISE MANAGEMENT BASED ON INTERNATIONAL MANAGEMENT STANDARDS

Problems of a modern enterprise development and creating an effective management system are discussed. A number of tasks encountered in the problem of ensuring enterprise marketability are outlined, business processes are identified and specified. The necessity of innovative enterprise development and development of process based system of quality management are proved. The article focuses on in-depth study of business processes with application of different methods and technologies within the problem. An approach to understanding complex diagnostics of management system is proposed.

Keywords: standard, international standards, management system, basic model of quality management system, functional management, process approach, re-engineering, business processes.

Проблема совершенствования управления предприятием на сегодняшний день является, пожалуй, самой актуальной для руководителей любого уровня, как менеджеров среднего звена, так и топ-менеджеров, собственников бизнеса, идейных лидеров и наемных управляющих.

Ситуация в формировании современного управления характеризуется переходом от прежней системы, делающей акцент на тотальном контроле за результатами деятельности всех структурных подразделений, включая финансово-экономические и производственные отделы, материально-техническое снабжение, бюджетирование, социальный блок организации, к системе международных стандартов управления, а также развитию и становлению системы менеджмента качества.

Т.В. Бегун считает, что управление включает в себя не только само воздействие, но и подготовку к нему, а также и контроль за деятельностью объекта управления и анализ полученных результатов [6]. В этом случае управление рассматривается как непрерывный процесс (совокупность управленческих действий), который начинается с момента установления связей между субъектом и объектом и заканчивается только с прекращением взаимодействия между ними (достижением поставленных целей).

Среди подходов к управлению принято выделять:

1. Процессный подход. Он впервые был предложен А. Файолем и другими представителями школы административного управления, пытавшимися описать функции менеджера [12]. Сторонники школы процесса управления рассматривают выполнение обязанностей руководителем (функции управления) как процесс, состоящий из взаимосвязанных, но независимых друг от друга функций.

2. Ситуационный подход (М. Ме-скон, М. Альберт, Ф. Хедоури) [12]. Его суть состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в

различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на объект управления в конкретное время. Руководители, используя ситуационный подход, должны понимать, какие приемы в большей степени способствуют достижению целей организации в конкретной ситуации.

3. Системный подход (Ч. Бернард, П. Друкер, и др.). Его специфика заключается в том, что управленческая деятельность рассматривается как система, т^. как совокупность элементов, взаимодействующих между собой в пространстве и времени, функционирование которых направлено на достижение общей цели [6]. Суть системного подхода раскрывается в том, что при решении любой возникающей проблемы необходимо определить границы системы, ее состав, системные свойства, взаимосвязи между ее элементами. В зависимости от анализируемых аспектов деятельности объекта границы, состав, системообразующие свойства и типы взаимодействий между элементами могут сильно изменяться.

4. Синергетический подход. Он рассматривается как дальнейшее развитие системного подхода, который дает специалисту новые возможности для исследования и осуществления управленческой деятельности. «Синергетика представляет собой системный подход к сложным открытым нелинейным системам с ее свойствами неустойчивости, неравновесности, бифуркации, катастрофы, самоорганизации и др.» [11].

Помимо вышеперечисленных весьма популярны в управлении программно-целевой и проектный подходы. В современном менеджменте известен маркетинговый подход, ориентированный на потребителя. В отдельных научных областях упоминаются кибернетический, информационный, гуманистический подходы. В таком случае заметен акцент на преимущественном использовании отдельными науками ти-

I

ф ц

ш го

С

^

со

0 н

ГО

ч

1

го

ь

X _0 I

ч

0

го

1

ф

со

0

1

о о

ф с

I

ф

ц

со го

с

ф

13 ^

0 к го

1

со

ф О

го m

0

1 о

пов ресурсов и/или соответствующей методологии в целом [6].

До 1980 г. в качестве базовой модели управления компаниями широко использовался функциональный подход. Функциональная структура управления унаследована от действовавшей в бывшем СССР административно-командной системы экономики фирмы и продолжает оставаться основной для отечественных предприятий.

Для того, чтобы соответствовать требованиям времени, современные предприятия должны занимать активную позицию на рынке, своевременно обеспечивать устойчивость функционирования в выбранной нише и перспективу развития предложенного бизнеса. Прежде всего необходимо знакомиться с практикой применения общепризнанных в нашей стране и за рубежом принципов всеобщего управления качеством TQM (Total Quality Management), переходить на международные стандарты ИСО серии 9000, в частности международный стандарт ISO 9001:2015, содержащий требования к построению системы менеджмента качества, в логистике ориентироваться на концепцию «точно во время» (JIT), осваивать программные продукты, реализующие MRP и ERP системы, CRM-систему для «простого бизнеса» [8] и др.

Для всех типов образовательных организаций самой актуальной задачей является построение «эффективной системы управления». Система управления должна обеспечивать выполнение задач организации и достижение успеха во внешней среде.

Новая профессионально-квалификационная структура рынка труда создала предпосылки для формирования постоянно изменяющихся и обновляющихся требований к квалификации специалистов в соответствии с новыми задачами, видами организации производства, появлением новой техники и технологий, моделей управления персоналом. В этих условиях квалификация, приобретенная работником ранее, требует постоянной

корректировки в соответствии с требуемым уровнем развития производства [7].

Для большинства российских предприятий складывается типовая ситуация, когда руководитель получает «вязкую» модель управления, при которой фирма не способна гибко реагировать на изменение конъюнктуры рынка и инновации в технологической сфере. Существенные недостатки функциональной структуры управления наиболее заметно проявляются при возникновении сложных кризисных ситуаций, в это же время функциональный менеджмент начинает терять управление и трансформируется в ситуационный, базирующийся на личном опыте функциональных руководителей, в данной ситуации не способных принять наиболее грамотное управленческое решение.

Ориентируясь на функциональный менеджмент, фирмы создают систему управления организацией, состоящую из лоскутных локальных информационных систем, поверхностно напоминающих автоматизацию и информатизацию. Программные продукты, присутствующие на рынке, и позиционируемые как «программа управления предприятием», используют референтные модели, которые не всегда соответствуют модели бизнеса компании. В лучшем случае, продукт может быть адаптирован. Большинство современных информационных систем реализуется с применением вычислительной техники. Поэтому, говоря о реинжиниринге информационных систем, подразумевается реинжиниринг автоматизированных информационных систем (АИС). Традиционно в АИС выделяются две составляющие: функциональная (программное обеспечение) и информационная (хранилище данных).

В современной практике принято также говорить об архитектуре (развертывании) информационной системы. Поэтому объектами перепроектирования в первую очередь являются функциональная, информационная и архитектурная модели информационной

системы. Предприятию необходим реинжиниринг бизнес-процессов (РБП) -фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения суще-

ственных улучшений в ключевых для современного бизнеса показателях результативности. Этапы формирования информационно-автоматизированных систем представлены на рис. 1.

Рис. 1. Этапы формирования информационной системы

Постоянное выполнение требований и учет будущих потребностей и ожиданий в условиях все более динамичной и сложной среды ставит перед образовательной организацией сложные задачи. Для решения этих задач организация могла бы посчитать необходимым использовать раз-

личные формы улучшения в дополнение к коррекции и постоянному улучшению, например, такие, как прорывное изменение, инновация и реорганизация. Невозможно рассматривать современный реинжиниринг без диагностики бизнес-процессов (см. рис. 2.).

Рис. 2. Диагностика бизнес-процессов

Цель политики модернизации образовательной организации в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности. Для достижения этой цели предстоит решить ряд задач [10]: 1) повысить качество работы педагогического персонала на основе обновления программного обеспечения, его структуры, содержания, методик и технологии последовательности выполнения работ;

повысить инвестиционную привлекательность высшего образования;

3) активизировать работу по привлечению молодых специалистов и предпринимателей;

4) разработать комплексную систему диагностики, мониторинга качества подготовки собственных специалистов по результатам прохождения аттестации на предприятии, переподготовки кадров и осуществления наставнической деятельности. Модель современного специалиста

представляет собой отражение объема и структуры профессиональных и соци-

I

си ц

ш га с^

с

^

со

0 н с^

га ^

1

га сЗ х .0

I ^

0 с^ га

1

с

5

с

I

си ц

ш га с^

с

^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

га си

с5 ^

0

к га

1

ш

си О

ально-психологических качеств, знаний, умений, навыков, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику как члена общества. Хорошо известна связь содержания образования с моделями специалиста: разрабатываемые модели специалиста оказывают влияние на конструирование содержания образования, а новые подходы к содержанию образования влияют на построение динамических моделей специалистов для современных предприятий [6].

На сегодняшний день подход руководства вуза к оценке результатов деятельности организации в системе качества можно представить следующим образом: в прикладном плане решается задача сближения методологии и технологии оценочного инструментария, разрабатываемого и применяемого при оценке профессиональных компетенций и квалификаций работников с методологией, технологией и сертификационным инструментарием необходимых для работодателя.

Стратегическим решением для вуза является применение системы менеджмента качества, которое может помочь улучшить результаты его деятельности и обеспечить прочную основу для инициатив, ориентированных на устойчивое развитие [4].

Потенциальными преимуществами для образовательной организации вследствие применения системы менеджмента качества, основанной на международном стандарте ISO 9001:2015, являются:

1) способность стабильно предоставлять продукцию и услуги, которые удовлетворяют требования потребителей и применимые законодательные и нормативные правовые требования;

2) создание возможностей для повышения удовлетворенности потребителей;

3) направление усилий на риски и возможности, связанные со средой и целями организации;

4) возможность продемонстрировать соответствие установленным требованиям системы менеджмента качества. Настоящий стандарт базируется на

принципах менеджмента качества, описанных в ISO 9000.

Их описание включает в себя формулировку каждого принципа, обоснование того, почему этот принцип является важным для организации, приводятся примеры выгод от каждого принципа, а также примеры типичных действий по улучшению показателей деятельности организации при использовании этого принципа.

Принципами менеджмента международного стандарта ISO 9001:2015, представленными на рис. 3, являются:

1) ориентация на потребителя;

2) лидерство;

3) вовлечение персонала;

4) процессный подход;

5) улучшение;

6) принятие решений на основе фактических данных;

7) менеджмент взаимоотношений (управление взаимоотношениями).

Рис. 3. Принципы менеджмента на основе стандарта ISO 9001:2015

Понятия «ориентация на потребителя», «клиенто-ориентированный подход» неразрывно связаны с постоянным выполнением требований, а также с учетом будущих потребностей и ожиданий, что позволяет вузу отвечать на вызовы динамично растущей и все более сложной окружающей среды. Вуз как организация нуждается в демонстрации своей способности постоянно поставлять продукцию и услуги, которые отвечают требованиям потребителей и применимым законодательным и нормативным правовым требованиям, и имеет целью повышение степени удовлетворенности потребителей [4].

Одним из ключевых предназначений системы менеджмента качества является ее функционирование в качестве инструмента предупреждения.

По этой причине в международном стандарте ISO 9001:2015 нет от-

дельно выделенного раздела или подраздела по вопросу предупреждающих действий. Понятие предупреждающих действий выражено посредством использования риск-ориентированного мышления при формулировании требований к системе менеджмента качества. Риск-ориентированное мышление, примененное в настоящем международном стандарте, создало возможности для снижения безапелляционности требований и замене их на требования, основанные на реальной практике деятельности. В международном стандарте ISO 9001: 2008 имеется больше гибкости в требованиях к процессам, документированной информации и распределению ответственности в организации, чем в ISO 9001:2008.

Риски, которым подвержены организации, могут возникать как в силу внешних, так и внутренних факторов (см. рис. 4).

Рис. 4. Пример ключевых внутренних и внешних факторов

I

CD

ц

ш га

Ci

с

^

со

0 н

Ci

га

1

га с5 х .0 I

Ci

га

I

Ci с

CD Ci IZ

I

CD Ц

m ra

Ci с

CD

О

В настоящее время риск-менеджмент включает в себя понятия положительного и негативного аспектов риска [13]. Стандарты управления рисками, соответственно, рассматривают риск с этих позиций. В сфере безопасности последствия наступления события рассматриваются с негативной точки зрения. Соответственно управление рисками предполагает акцентирование внимания превентивным мероприятиям или мероприятиям, смягчающим размеры последствий.

Риск-менеджмент является центральной частью стратегического управления вузом. Это процесс, следуя которому, организация высшего образования системно анализирует риски каждого вида деятельности с целью максимальной эффективности каждого шага и, соответственно, всей деятельности в целом.

Таблица 1. Методы и

Согласно стандартам ISO/IEC, оценка риска представляет собой анализ риска и качественную/количественную оценку. Идентификация рисков представляет собой процесс выявления подверженности организации неизвестности, что предполагает обзор информации об организации, рынке, законодательстве, социальном, культурном и политическом окружении организации, а также о стратегии ее развития и операционных процессах, включая информацию об угрозах и возможностях достижения поставленных целей.

Для идентификации рисков необходим методологический подход с тем, чтобы выявить максимальное число рисков, которым подвержена организация, в т.ч. образовательная, во всех сферах деятельности. Должны быть выявлены все возможные факторы изменений организации (таблица 1).

логии анализа рисков

го ш

0

1

о

3

<

I-

Выявление рисков Методы, технологии идентификации, оценка рисков

Методы и технологии идентификации рисков (примеры) 1) метод «спонтанного» определения/выявления возможных рисков, 2) вопросники, 3) исследование бизнес-процессов с выявлением «внутренних» и «внешних» факторов и их влияния на организацию, 4) отраслевой анализ, 5) анализ развития различных сценариев, 6) рабочие группы по оценке рисков, 7) анализ инцидентов и аварий, 8) технический аудит и инспекции, 9) HAZOP метод.

Положительные риски 1) маркетинговые исследования, 2) перспективный анализ, 3) тестирование, 4) НИОКР, 5) анализ бизнес эффекта.

Любые риски 1) моделирование взаимозависимостей, 2) SWOT-анализ, 3) дерево событий, 4) поддержание непрерывности бизнес-процессов, 5) BPEST-анализ, 6) опциональное моделирование, 7) принятие решений в условиях риска и неизвестности, 8) статистический анализ, 9) построение тенденций и дисперсии, 10) PESTLE-анализ.

Выявление рисков Методы, технологии идентификации, оценка рисков

Негативные риски 1) анализ угроз, 2) дерево ошибок, 3) FMEA-анализ.

Бизнес-процессы любой организации могут быть классифицированы по различным параметрам, например:

1) стратегическим - долгосрочным целям организации, а именно вопросу наличия капитала, политическим рискам, изменениям законодательства, репутации и имиджа, изменениям в окружающей среде;

2) операционным - каждодневным вопросам, решение которых ведет к достижению стратегических целей;

3) финансовым - контролю финансов организации, эффекту внешних факторов как наличию кредитных средств, изменению курса валют, движению процентной ставки и т.д.;

4) регулятивным - соответствию законодательству в части охраны труда, охраны окружающей среды, прав потребителей, техники безопасности и т.д.;

5) управлению знаниями и информацией - интеллектуальной собственности, а именно контролю над источниками информации, хранением и использованием информации, коммерческой тайной и использованием современных технологий для эффективного пользования знаниями и информацией, которой обладает организация. Большинство предприятий к внутренним рискам относят именно внутрифирменные знания. В разделе 7.1.6 международного стандарта ISO 9001: 2015 рассматривается потребность в установлении (определении) и менеджменте поддерживаемых организацией знаний для обеспечения того, что она может обеспечить соответствие продукции и услуг. Требования, относящиеся к внутрифирменным знаниям, были включены с целью:

1) защиты организации от потери знаний, например: из-за текучести кадров; из-за сбоев в системе распространения информации;

2) поддержки организации в вопросе приобретения знаний, например, путем получения из приобретенного опыта, посредством наставничества, на основе информации, получаемой при бенчмаркинге.

Идентификация рисков организации, как правило, осуществляется независимыми консультантами. Однако понимание и анализ рисков «собственно» организацией имеет огромное значение для успешного процесса управления рисками [11].

Несмотря на то что вуз должен планировать действия по реагированию на риски, не существует требования о наличии официального метода менеджмента рисков или документированного процесса менеджмента рисков. Вуз сам может решить, разрабатывать ли ему более обширный подход к менеджменту рисков, чем это требуется в настоящем международном стандарте, например, на основе применения других руководств или стандартов.

Стандарт ISO 10018 «Менеджмент качества. Руководящие указания по вовлечению людей и обеспечению их компетентности» содержит руководство, которое может повлиять на вовлеченность людей и их компетентность. Система менеджмента качества зависит от участия в ней компетентных людей, а также от того, что они делают для организации и привносят в нее. Критически важным является установление (выявление) требований к необходимым знаниям, умениям (навыкам), поведению, а также к производственной среде на рабочем месте, обеспечение и оценивание соответствия этим требованиям [1].

Стандарт ISO 10019 «Руководящие указания по выбору консультантов по системе менеджмента качества и использованию их услуг» содержит руководство по выбору консультантов по системе менед-

I

ф ц

ш го

С

^

со

0 н

ГО Ч

1

ГО

ь

X _0 I

ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

ГО

1

ф С

I

ф

Ц

ш го

С

ф О

жмента качества и по использованию их услуг. Он содержит руководство по процессу оценивания компетентности консультантов по системам менеджмента качества и обеспечивает уверенность в том, что потребности и ожидания организации в отношении услуг, представляемых консультантами, будут удовлетворены [2].

Стандарт ISO 19011 «Руководящие указания по проведению аудитов систем менеджмента» содержит руководство по менеджменту программы аудитов, по планированию и проведению аудитов системы менеджмента, а также по вопросам компетентности аудиторов и оценке аудиторов и команды аудиторов. ISO 19011 предназначен для применения аудиторами, организациями, внедряющими системы менеджмента, а также организациями, нуждающимися в проведении аудитов систем менеджмента [5].

Устойчивый успехвуза достигается за счет его способности отвечать потреб-

ностям и ожиданиям своих потребителей и других заинтересованных сторон на долговременной основе и сбалансированным образом. Устойчивого успеха можно добиться посредством эффективного менеджмента организации, путем осознания организацией среды своего существования, за счет обучения и должного применения улучшений и (или) инноваций.

В стандарте ГОСТ Р ИСО 9004 - 2010 менеджмент качества рассматривается более широко, чем в ИСО 9001. Он рассматривает потребности и ожидания всех соответствующих заинтересованных сторон и дает рекомендации по систематическому и непрерывному улучшению общих показателей деятельности организации. На рис. 5 представлена развернутая модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе, с включением элементов стандартов ИСО 9001 и ИСО 9004 [5].

Рис. 5. Развернутая модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе

Когда рассматриваются бизнес-процессы, то подразумеваются процессы, происходящие в организации или на предприятии, в том числе вузе, в ходе осуществления предпринимательской деятельности [7].

Деятельность любой организации можно классифицировать по двум признакам: повторяющаяся - уникальная деятельность, простая - сложная деятельность. Повторяющаяся деятельность выполняется регулярно, уникальная -единовременно. Простой деятельностью назовем такую, которую выполняет один человек в течение непродолжительного времени, а сложной - такую деятельность, которой занимается несколько человек в течение длительного отрезка времени.

Тогда классификацию видов деятельности можно представить следующим образом.

В последнее время такие термины, как «бизнес-процесс», «реинжиниринг бизнес-процессов» и т.п., постоянно находятся на слуху и употребляются, к сожалению, не всегда к месту. Поэтому, прежде всего, хотелось бы разобраться с терминологией. Эти понятия можно попробовать разобрать по составляющим их словам.

Процесс (от лат. Processus - продвижение) - это совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата [4].

Бизнес - предпринимательская деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела [9]. Любой бизнес периодически необходимо подвергать самооценке.

Самооценка представляет собой всесторонний и систематический анализ деятельности организации и ее результатов по сравнению с выбранным эталоном [5]. Самооценка может дать общее представление об эффективности дея-

тельности организации и степени зрелости ее системы менеджмента. Она также способна помочь в выявлении областей, требующих совершенствования и (или) инновационного подхода, и в установлении очередности осуществления последующих действий.

Образовательной организации следует использовать самооценку для выявления возможностей для совершенствования и инноваций, установления приоритетов и разработки планов действий с целью достижения устойчивого успеха.

Результаты самооценки показывают сильные и слабые стороны, уровень зрелости вуза и, в случае повторного проведения, его достижения за определенный период времени. Результаты самооценки вуза могут представлять собой ценную информацию для анализов со стороны руководства.

Помимо этого самооценка может стать средством обучения, способным дать более правильное представление об организации и стимулировать вовлечение заинтересованных сторон. Пример иллюстрации результатов самооценки представлен на рис. 6.

Для построения эффективной системы управления вузом проводится комплексная бизнес - диагностика. Бизнес-диагностика - это прогнозное, оперативное и ретроспективное комплексное исследование финансово-хозяйственной деятельности вуза. Комплексная бизнес-диагностика деятельности выступает важным фактором организации планового развития системы управления вузом в целях финансового оздоровления; увеличения рентабельности; повышения реальной управляемости; роста рыночной привлекательности и пр.

Цель диагностики системы управления - выявить резервы и пути повышения эффективности системы управления вузом.

I

ф ц

CG ГО

с

^

m

0 н ü го ч

1

го

13

X _0 I

ч

0

го

1

ф

m

0

1

о о

ф с

I

ф

ç

CG ГО

с

ф 13

s

0 к го

1

m

ф О

Рис. 6. Иллюстрация результатов самооценки

б)

в)

г)

д)

Задачи диагностики системы управления:

а) выявить резервы сокращения постоянных и переменных затрат; выявить резервы повышения рентабельности;

определить резервы повышения производительности труда и оборудования; обнаружить «узкие места», тормозящие развитие;

установить причинно-следственные связи проблем; е) разработать организационные, технические, информационные и технологические предложения для реализации поставленных стратегических целей.

Проводя комплексную диагностику, необходимо построить динамические модели с разбивкой способов их функционирования в виде алгоритмических процедур. Построение и развитие таких моделей - одна из важнейших задач системно-кибернетического подхода.

Кибернетический подход - исследование системы на основе принципов кибернетики, в частности с помощью выявления прямых и обратных связей, изучения процессов управления, рассмотрения элементов системы как неких «черных ящиков» (систем, в которых исследователю доступна лишь их входная

и выходная информация, а внутреннее устройство может быть и неизвестно) [9].

Целостность проводимых исследований обеспечивается краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным характером бизнес-диагностики. Кроме диагностики и настройки бизнес-процессов также проводится диагностика организационной структуры, которая должна отражать логику функционирования образовательной организации и соответствие ее стратегическим направлениям развития. Внедрение эффективной системы управления вузом также невозможно без внедрения организационных изменений, в частности:

1) в системе управленческого учета и отчетности;

2) в системе управления педагогическим персоналом;

3) в системе продаж;

4) в системе учета товарно-материальных ценностей.

Таким образом, реальное внедрение процессного подхода на практике является сложным делом. Трудность заключается в недостаточном лидерстве руководства и недостаточном вовлечении педагогического персонала. Изменения должны произойти, прежде всего, в умах сотрудников. Люди должны быть готовы к предстоящим изменениям, стремиться

использовать новые знания, применять инновации в своей профессиональной деятельности. Руководство должно применять новые методы управления вузом, систематически осуществляя диагностику и мониторинг бизнес-процессов. Библиографический список:

1. ГОСТ Р ИСО 10018 - 2014. Менеджмент качества. Руководящие указания по вовлечению работников и их компетентности. - М.: Стандартин-форм, 2015. - 24 с.

2. ГОСТ Р ИСО 10019 - 2007. Менеджмент организации. Руководство по выбору консультантов по системам менеджмента качества и использованию их услуг. - М.: Стандартинформ, 2007. - 14 с.

3. ГОСТ Р ИСО 19011 - 2012. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента. - М.: Стандартинформ, 2013. - 36 с.

4. ГОСТ Р ИСО 9001 - 2015. Системы менеджмента качества. Требования. -М.: Стандартинформ, 2015. - 24 с.

5. ГОСТ Р ИСО 9004 - 2010. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества ISO 9004:2009. - М.: Стандартинформ, 2011. - 41 с.

6. Бегун Т.В. Система управления устойчивым развитием градообразующих предприятий // Молодой ученый. - 2015. - № 20. С. 208-215.

7. Гапоненко А.Л. Стратегическое управление: учебник. - М.: Омега-Л, 2011. - 464 с.

8. Ковалев А.М. «Microsoft Dynamics CRM. Первые шаги». Руководство по пользованию системой. - М.: ЭКОМ Паблишерз, 2007. - 232 с.

9. Королев М.И. Экономика. Риски. Защита. Словарь-справочник. - М.: Ан-кил, 2008. - 832 с.

10. Мельников А.В. Риск-менеджмент. Стохастический анализ рисков в экономике финансов и страхования. -М.: Анкил, 2003. - 158 с.

11. Менеджмент: учебное пособие для вузов /под ред. проф. Ю.А. Цыпкина. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 439 с.

12. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: учебник для вузов. - М.: Изд-во Дело, 1997. - 704 с.

13. Стандарты по управлению рисками / AIRMIC, ALARM, IRM: 2002, translation copyright FERMA: 2003 // [Электронный ресурс]: http://www. valtars.ru.

Поступила 09.09.16

X

ф

Ц

CG ГО ü

с

^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m

0 н ü го ч

1

го

ь

X _0 I

ч

0

го

1

Об авторе:

Шмонова Татьяна Александровна, старший преподаватель кафедры менеджмента Частного образовательного учреждения высшего образования «Русско-Британский Институт Управления» (Россия, г. Челябинск, ул. Ворошилова, д. 12), shmonova.t.a@rbiu.ru

ф m

0

1

о о

Для цитирования: Шмонова ТА. Эффективная система управления предприятием на основе международных стандартов управления II Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8. № 3. С. 72-84. DOI: 10.7442I2071-9620-2016-8-3-72-84

References:

1. GOST R ISO 10018 - 2014. Quality management. Guidelines on involving the staff and their competences. - M.: Standartinform, 2015. [in Russian]

2. GOST R ISO 10019 - 2007. Organization management. Guidelines on selecting the advisors in quality management systems and employment of their services. - M.: Standartinform, 2007. [in Russian]

3. GOST R ISO 19011 - 2012. Guidelines on involving the audit of management systems. - M.: Standartinform, 2013. [in Russian]

ф ü с

X

Ф

CG ГО ü с

ф ь

s

0 к го

1 m

ф О

4. GOST R ISO 9001 -2015. Quality management systems. Requirements. - M.: Standartinform, 2015. [in Russian]

5. GOST R ISO 9004 - 2010. Management to achieve sustainable success of organization. Approach on the basis of quality management ISO 9004: 2009. Standartinform, 2015. [in Russian]

6. Begun T.V. System of sustainable development management of local economic mainstays. Molodoi uchenyi. - 2015. - № 20. P. 208-215. [in Russian]

7. Gaponenko A.L. Strategic management. - M.: Omega-L, 2011. [in Russian]

8. Kovalev A.M. «Microsoft Dynamics CRM. First steps». System user guide. - M.: EKOM Publishers, 2007. [in Russian]

9. Korolev M.I. Economy. Risks. Protection. Reference dictionary. - M.: Ankil, 2008. [in Russian]

10. Melnikov A.V. Risk management. Strategic analysis of risks in the finance economics and insurance. - M.: Ankil, 2003. [in Russian]

11. Management. Ed. by Yu.A. Tsypkin. - M.: YuNITY-DANA, 2001. [in Russian]

12. Mescon M., Akbert M., Hedoury F. Foundations of Management. - M.: Izd-vo Delo, 1997. [in Russian]

13. Risk management standards AIRMIC, ALARM, IRM: 2002, translation copyright FERMA: 2003 // [available at}: http://www.valtars.ru.

About the author:

Shmonova Tatiana Alexandrovna, Senior lecturer, Department of Management, Russian-British Institute of Management (Chelyabinsk, Russia), shmonova.t.a@rbiu.ru

For citation: Shmonova T.A. An effective system of enterprise management based on international management standards // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2016. Vol. 8. No. 3. P. 72-84. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-3-72-84

CO m о

X

о S

3

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.