МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА
а
□г
□□г
□□г
□с
а
МЕТОДОЛОГИЯ
Теоретико-методологическое обоснование необходимости формирования и развития механизма управления персоналом в СМК
предприятия
В статье приводится теоретико-методологическое обоснование необходимости формирования и развития механизма управления персоналом в системе менеджмента качества (СМК) предприятия. Указываются такие существенные элементы данного механизма, как рассмотрение управления персоналом и мотивации процессов СМК; изменение системы работы руководства предприятия при внедрении СМК; организация процесса коллективного улучшения работ; повышение культуры производства; разработка системы обучения персонала.
Н
а повышение роли персонала в инновационном и конкурентном развитии предприятий указывают новые версии стандартов ИСО 9000 и 9001 2008 года [1, 2], а также международный стандарт ISO 9004:2009 «Менеджмент в целях достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества (Managing for the sustained success of an organization - A quality management approach)» [3]. Стандарт ISO 9004:2009 предназначен для содействия достижению экономической жизнеспособности любой организации на длительное время независимо от ее размера, типа или вида деятельности на основе предоставления качественных продукции или услуг и обеспечения удовлетворенности потребителя.
Стандарт ISO 9004:2009 регламентирует принципы управления организацией для достижения устойчивого успеха, а не только принципы построения СМК как в версии 2000 года. Значительный акцент сделан на вопросах менеджмента, компетентности, вовлечении и мотивации персонала на развитие организации; улучшении, инновациях и обучении персонала (общие положения, применение, определение времени, процесс, риски). Следовательно, одним из наиболее важных принципов для повышения конкурентоспособности и инновационного потенциала российских промышленных предприятий при внедрении и совершенствовании организационных СМК является принцип менеджмента качества «Вовлечение персонала».
В числе отечественных ученых, внесших значительный вклад в разработку теории управления конкурентоспособностью и инновационным потенциалом на основе воздействия на персо-
нал предприятий необходимо отметить
A.Ю. Барневу, В.А. Быкова, М.А. Герш-мана, В.П. Горшенина, Г.А. Краюхина, М.Г. Круглова, Е.П. Мазур, Н.П. Масленникову, Ш.М. Нургалиеву, Я.В. Смирнова, Г.А. Смирнову, С.А. Сологубову, М.Н. Титову, Л.Ф. Шабайкову, Л.К. Шамину и др.
Современные представления о значении персонала в успешной деятельности предприятий в сфере качества отражены в работах Ф.Ф. Бездудного, М.Н. Беляевой, Е.Б. Кручиной, И.В. Кузнецовой, Н.В. Кузьминой, О.Н. Мельникова, С.Н. Мясоедова, О.Д. Нечаевой, С.Д. Резника, К.В. Сидоренко, Д.В. Сорокина, С.А. Судакова, Л.Ф. Суходое-вой, Н.П. Тарасовой и других ученых.
Серьезный вклад в изучение влияния СМК на кадровую подсистему предприятия внесли такие ученые, как Н. Аниськина, В. Антропов, М. Барсуков, Ю.Н. Богданов, Г.Е. Герасимова,
B.Д. Дорофеев, Ю.В. Зорин, К. Кравченко, К. Левин, В.К. Малиновский, Л.А. Не-балуева, М.З. Свиткин, Т.Д. Синявец, О.Н. Шинкаренко, Ю.А. Широбоков, А.Н. Шмелева, Д.А. Шмонин, Е. Шубен-кова, В.Т. Ярыгин.
Тем не менее на сегодняшний день системно не разработан и не описан механизм управления персоналом при внедрении и дальнейшем совершенствовании СМК по стандартам ИСО 9000, в центре которого находятся принципы «вовлечение персонала» и «постоянное улучшение»; отсутствует модель стимулирования процессом СМК «Управление персоналом» уровня конкурентоспособности и инновационного потенциала предприятия.
Анализ деятельности ряда предприятий, внедривших и сертифицировавших СМК по стандартам ИСО 9000, позволяет разработать механизм управ-
ления персоналом, формирующийся и развивающийся в процессе реализации СМК, направленный на повышение конкурентоспособности и рост инновационного потенциала компании (см. рисунок). Ключевыми элементами механизма управления персоналом в СМК предприятия являются:
1)Рассмотрение управления персоналом как процесса. Данный элемент инициирован п. 4.1 ГОСТ Р ИСО 9004:2001 и примечанием к п. 4.1 ГОСТ Р ИСО 9001:2001, согласно которым необходимо определять, управлять и улучшать все процессы СМК предприятия, в том числе процессы обеспечения ресурсами.
2) Рассмотрение мотивации персонала как процесса. Элемент основан на п. 6.2.1; 7.1.2; 8.2.4 ГОСТ Р ИСО 9004:2001, которые нацеливают руководство предприятий на повышение вовлеченности и заинтересованности персонала в управлении качеством, создание необходимых для этого условий, изучение и повышение удовлетворенности работников трудом и материальным положением.
3) Изменение системы работы руководства предприятия при внедрении СМК. Источниками данного элемента являются п. 6.2.1; 7.1.2; 8.3.1 ГОСТ Р ИСО 9004:2001, а также п. 6.2.2 ГОСТ Р ИСО 9001:2001, в которых содержатся указания на необходимость определения ответственности и полномочий персонала, разработку индивидуальных и групповых целей, информирование персонала о характеристиках процессов, важность деятельности работников и их вклад в достижение целей по качеству.
4) Организация процесса коллективного улучшения работ (внедрение командного менеджмента, кружки ка-
Л.М. АФАНАСЬЕВА,
ассистент, соискатель кафедры «Управление инновациями» Пензенского филиала Российского государственного университета
инновационных технологий и предпринимательства
33
333
33
Ключевые слова:
вовлечение персонала; механизм управления персоналом; совершенствование системы менеджмента качества.
век КАЧЕСТВА №3 • 2011
г
о
к
5
Н
5
Ш
Р>
л 1
а
л
о
о
ф
а-
о
о.
Е
ш
(О
с;
я
X
о
о
а
ф 1
с 1
5
5 1
X
Ф
Т 1
Ф 1
С
ш
о 1
о 1
ш
к
X
н
к
X
а
с
3
ф
а.
с
л
о
о
X
10
ф
а
н
о
с
Элемент механизма УП в СМК Рассмотрение управления персоналом как процесса
Рассмотрете
мотивации
персонала
как
процесса
Изменение
системы
работы
руководства
предприятия
при
внедрении
СМК
Организация
процесса
коллективного
улучшения
работ
Повыиете
культуры
гфоизводсша
Разработка
системы
обучения
персонала
Описание элемента
ЛГ
¡и
И
Механизм инициирован п. 4.1 ГОСТ Р ИСО 9004:2001 и примечанием к п.4.1 ГОСТ Р ИСО 9001:2001, согласно которым необходимо определять, управлять и улучшать все процессы СМК предприятия, в том числе процессы обеспечения ресурсами
Механизм основан на п. 6.2.1; 7.1.2; 8.2.4 ГОСТ Р ИСО 9004:2001, которые нацеливают руководство предприятий на повышение вовлеченности и заинтересованности персонала в управлении качеством, создание необходимых для этого условий, изучение и повышение удовлетворенности работников трудом и материальным положением
Источниками механизма являются п. 6.2.1; 7.1.2; 8.3.1 ГОСТ Р ИСО 9004:2001, а также п. 6.2.2 ГОСТ Р ИСО 9001:2001, в которых содержатся указания по необходимости определения ответственности и полномочий персонала, разработке индивидуальных и групповых целей, информированию персонала о характеристиках процессов, важности деятельности работников и их вкладе в достижение целей по качеству
Механизм ориентирован на реализацию п. 6.2.1; 7.1.2 и Приложения Б ГОСТ Р ИСО 9004:2001, согласно которым для эффективного достижения целей по качеству необходимыми условиями являются обеспечение групповой работы, развитие системы коммуникаций, накопление и обмен знаниями и опытом по менеджменту качества в командах и рабочих группах
Возникновение механизма регламентировано п. 6.4;
7.1.2; 8.5.4 ГОСТ Р ИСО 9004:2001, акцентирующими внимание на создании производственной среды, соответствующей стратегии качества; проведении мероприятий по сокращению непроизводительных расходов; распределении полномочий и ответственности по улучшению деятельности предприятия
Механизм направлен на реализацию п. 6.1.2; 6.2.1; 6.2.2.2; 7.1.3 ГОСТ Р ИСО 9004:2001 и п. 6.2.1 ГОСТ Р ИСО 9001:2001, нацеливающих руководство предприятия на разработку и оценку результативности и эффективности вспомогательного процесса СМК целенаправленной подготовки, образования и обучения персонала, на планирование карьеры работников
Методы оценки элемента
- Показатели функционирования процесса УП
- Показатели результативности процесса УП
- Показатель эффективности процесса УП
Эффекты от внедрения элемента
Выявленный уровень мотивации Заключение о приемлемости уровня мотивации
Уровень удовлетворенности и вовлеченности работников Установление взаимосвязи между уровнем мотивации и удовлетворенности персонала Повышение результативности целедосгижения
Формирующаяся среда для инноваций Удовлетворенные потребности персонала. Предложения по корректировке существующих и формированию новых целевых мероприятий по мотивации
и
Повышение роли персонала в управлении качеством, стимулирование уровня конкурентоспособности и инновационного потенциала предприятия
Многокаскадная схема лидерства:
- Целеполагание
- Разворачивание стратегических направлений и проектов в проекты внедрения и инициативы по улучшениям и преобразованиям
- Гемба (производственные процессы) у- Кайдзен (постоянные улучшения)
- Производительность труда
- Снижение претензий по качеству
- Соблюдение сроков изготовления
- Удовлетворенность потребителей
У
- Методика тестирования удовлетворенности персонала статусом производственной среды
- Показатели технологической дисциплины
- Сроки исполнения работ
- Отсутствие рекламаций
- Дисциплина
- Квалификация работников
Ч_____________________________________________^
Выполнение в полном объеме годового плана обучения, подготовки (повышения квалификации) и переподготовки работников и удовлетворение потребности предприятия в квалифицированных кадрах рабочих, руководителей и служащих, в том числе по \вопросам СМК_____________________________
Выявление и ограничение (устранение) действия факторов и причин неудовлетворенности работников по основным аспектам трудовых и производственных отношений Создание условий для формирования заинтересованного отношения к выполнению своих обязанностей и реализации основных задач предприятия, а также к соблюдению корпоративнозначимых форм поведения Вовлечение работников предприятия в решение производственных задач и создание условий для творческой активности и более полной самореализации работников
Четкое определение ответственности и полномочий персонала в сфере качества, разработка групповых и индивидуальных целей, менеджмент выполнения процессов, мониторинг и совершенствование процессов ^предприятия
-------------------------------------------------------
- Повышение причастности к общему делу
- Большее удовлетворение от своего труда
- Лучшая система подготовки кадров, возможность профессионально-квалификационного продвижения
- Новые возможности морального и материального вознаграждения
> - Новые возможности для интеллектуального развития 4------------------------------------------------------
- Оценка результатов труда каждого работника
- Упорядочение информационных связей между подразделениями и должностными лицами
- Обеспечение персонала информацией о функционировании СМК и информацией, предназначенной для улучшения качества и управления инновациями
- Вовлечение всех работников предприятия в работы , по достижению целей в области качества
Ч____________________________________________________х
/Результативность обучения должна подтверждать достипнутые каждым сотрудником уровни квалификации, опытности и эффективности работы; реализацию мероприятий по развитию персонала и его подготовке; эффективность обучения и переподготовки, обеспечивать выявление слабых мест организации в части квалификации персонала с целью внедрения изменений в технологию работы, производственные процессы или в структуру организации
Ч____________________________________________________^
3
т
О
к
о
ь
о
ииииии
ииии
ии
1=1
*
Формирование и развитие механизма управления персоналом в СМК предприятия
5
QG
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА qqg
НЕ
G
чества, программы поощрения активности, совершенствование коммуникаций). Элемент ориентирован на реализацию п. 6.2.1; 7.1.2 и Приложения Б ГОСТ Р ИСО 9004:2001, согласно которым для эффективного достижения целей по качеству необходимыми условиями являются обеспечение групповой работы, развитие системы коммуникаций, накопление и обмен знаниями и опытом по менеджменту качества в командах и рабочих группах.
5) Повышение культуры производства. Возникновение данного элемента регламентировано п. 6.4; 7.1.2; 8.5.4 ГОСТ Р ИСО 9004:2001, акцентирующими внимание на создании производственной среды, соответствующей стратегии качества; проведении мероприятий по сокращению непроизводительных расходов; распределении полномочий и ответственности по улучшению деятельности предприятия.
6) Разработка системы обучения персонала. Элемент направлен на реализацию п. 6.1.2; 6.2.1; 6.2.2.2; 7.1.3 ГОСТ Р ИСО 9004:2001 и п. 6.2.1 ГОСТ Р ИСО 9001:2001, нацеливающих руководство предприятия на разработку и оценку результативности и эффективности вспомогательного процесса СМК целенаправленной подготовки, образования и обучения персонала, а также на планирование карьеры работников.
Таким образом, при внедрении, развитии, совершенствовании СМК предприятия, целесообразным является процесс повышения использования кадрового потенциала компании, в рамках которого реформированию подвергаются такие направления менеджмента персонала, как:
^ планирование трудовых ресурсов; ^ поиск и отбор работников; подготовка и переподготовка кадров;
^ оценка результативности труда и мотивация;
^ оценка удовлетворенности персонала, что положительно отражается на составляющих элементах инновационного потенциала компании. ■
Литература
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Стандартинформ, 2009.
2. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Стан-дартинформ, 2009.
3. 1БО 9004:2009 «Менеджмент в целях достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества» // http://www.iso.org/iso/ catalogue_detail?csnumber=41014.
НОВОСТИ -> NEWS -» НОВОСТИ -> NEWS -» НОВОСТИ -> NEWS -»
Компания Hughes представила свои последние инновационные разработки
В рамках прошедшей выставки «Связь-Экспокомм-2011 ведущий мировой поставщик решений и услуг в области широкополосных спутнико-
вых систем компания Hughes Network Systems представила свои последние инновационные технологии и услуги на 14-ом ежегодном семинаре. Мероприятие посетили представители стремительно растущей базы клиентов Hughes в России и СНГ -компаний-провайдеров телекоммуникационных услуг - а также государственных учреждений и специализированных СМИ.
Семинар этого года был посвящен последним глобальным тенденциям в области спутниковых технологий Ка-диапазона, включая высокотехнологичные системы HN, работающие в Ка- и Ku-диапазонах, и терминалы, а также мобильным платформам, устанавливаемым на самолетах, поездах и судах, и широкополосным беспроводным решениям AiReach®, обладающим высокой пропускной способностью. В рамках семинара был проведен интерактивный форум, посвященный текущему состоянию и будущему широкополосных спутниковых технологий в России и СНГ, с участием представителей ведущих провайдеров телекоммуникационных услуг «Датагруп» (Украина), «Сетьтелеком», КБ «Искра», «Синтерра» и «Айпинэт».
«Для сотрудников компании Hughes наш ежегодный семинар в Москве является ярким событием, которое посещают ведущие провайдеры телекоммуникационных услуг обширного региона СНГ и где они
делятся своим опытом и мнениями»,
- заявил вице-президент и генеральный менеджер ИидИез в России и СНГ д-р Арунас Слекис (йг. Агипаз 8!екув)
- «Инновации - залог нашего успеха, и такой активный диалог с нашими клиентами гарантирует то, что мы сможем и впредь создавать решения,
полностью отвечающие их потребностям, то есть повышать практическую ценность последних технологических разработок. Подтверждением правильности этой формулы является наше лидирующее положение на рынке. В 2010 году ИидИез добилась рекордных показателей по поставкам широкополосных спутниковых терминалов по всему миру - 320 тыс. единиц. Совокупные поставки по миру превысили 2,5 млн единиц, а на рынок России и СНГ - 36 тыс. Мы с особым энтузиазмом смотрим на внедрение в этом бурно развивающемся регионе новейших технологий Ка-диапазона».
Согласно отчету СОМ8У8 У8АТ, ИидИез остается абсолютным лидером мирового У8АТ-рынка, последовательно удерживающим на нем долю, превышающую 50%. Спутниковый сервис компании под брендом НидИезИе^ ориентированный на потребителей, является крупнейшим по объему в мире.
Глава представительства НидИез в России и СНГ Константин Ланин отметил: «Спутниковые технологии и услуги широкополосной связи НидИез, обладающие превосходными характеристиками и доступной ценой, позволяют заказчикам компании в России и СНГ предлагать растущему числу своих клиентов - предприятиям и государственным учреждениям - непревзойденные по качеству и надежности решения в области связи. Компания НидИез обладает всем необходимым для того, чтобы обеспечить спрос со стороны заказчиков в России в спутниковых технологиях текущего и новых поколений и неоднократно демонстрировала свои возможности осуществлять поставки высоко конкурентоспособных технологий и услуг в партнерстве с постоянно растущим числом ведущих провайдеров широкополосных услуг связи». ■
www.hughes.com
МЕТОДОЛОГИЯ