ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
ББК 65.301-823.2-211
Р. А. Набиев, А. Г. Алибеков
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ПРОДУКЦИИ
С развитием рыночных отношений проблема обеспечения качества продукции и услуг приобрела особую остроту, что было обусловлено обеспечением и повышением качества во всех сферах деятельности (в том числе и в проектной отрасли), конкурентной борьбой за потребителей и доступ к ресурсам и рынкам сбыта.
Давление внешней среды на научно-исследовательские институты и проектностроительные организации в середине 90-х гг. XX в. способствовало переходу от контроля качества производства проектной продукции к управлению им. Необходимость эффективного осуществления этого процесса вынудила предприятия строительного проектирования (ПСП) обратиться к опыту управления качеством в промышленности, где уже с 60-х гг. разрабатывались и успешно внедрялись в практику различные подходы к управлению.
Вышеуказанным подходам предшествовал всесторонний анализ практической деятельности предприятий и серьезные исследования ученых различных отраслей знаний (философов, экономистов, социологов, психологов), разработавших методы обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции.
Первая научная система управления, разработанная американским инженером Ф. Тейлором [1], является источником общего управления и управления качеством. Ее основу составляют теоретические основы нормирования, подбора, расстановки кадров и стимулирования труда, а также управления качеством продукции посредством применения системы допусков показателей качества. В дальнейшем пути развития общего управления и управления качеством разошлись, однако они всегда оказывали и оказывают сильное влияние друг на друга.
Рассмотрим основные этапы развития управления качеством в промышленности. На базе накопленного опыта, по нашему мнению, можно определить направления совершенствования управления качеством этих работ и экономии ресурсов ПСП посредством выявления преимуществ и недостатков использованных подходов и расширить познания о пути решения задач управления качеством проектной продукции.
Эволюцию ключевых подходов к управлению качеством продукции можно представить в форме трех основных этапов: контроль качества; его обеспечение; комплексное управление качеством [2].
Решение проблемы контроля качества требовало большого количества контролеров. В ведущих отраслях промышленности их численность составляла до 30-40 % численности производственных рабочих. Даже переход от сплошного контроля к выборочному, использование методов математической статистики не позволили значительно повысить эффективность контроля и решить коренные проблемы качества - доля брака оставалась значительной. Принципиальным недостатком этого подхода было то, что оценка соответствия и управляющее воздействие (доработка брака или его отделение и утилизация) были связаны не с причинами появления брака, а с их последствиями и осуществлялись, когда производственный процесс был уже завершен».
Рост промышленных предприятий, дальнейшее развитие производства и статистических методов контроля качества продукции в конце 50-х - начале 60-х гг. XX в. обусловили необходимость перехода от контроля качества к его обеспечению на основе методов управления, охватывающих все более ранние стадии жизненного цикла продукции [2]. Основной задачей служб управления качеством стало не исправление ошибок, а их выявление и предупреждение на всех этапах жизненного цикла продукции. Это потребовало изменения всей системы управления предприятием, и прежде всего усиления роли высшего руководства в решении проблем качества, а также вовлечения и обучения всех сотрудников основным методам его обеспечения.
Значительную роль в развитии теории и практики управления качеством на этом этапе сыграла циклическая модель управления, которая и в настоящее время является унифицированной методологией непрерывного совершенствования качества. Ее использование, по общему
признанию, позволяет комплексно и системно решить проблемы обеспечения и повышения качества продукции. Впоследствии эту модель управления научно обосновал Э. Деминг, и она получила название «цикл Деминга» [3].
Новый подход к обеспечению качества предложил А. Фейгенбаум [3]: TQC (Total Quality Control), предполагавший обеспечение качества на всех стадиях жизненного цикла продукта, охват всех уровней управленческой иерархии организации, а также изменение стиля руководства. ТQС особенно интенсивно развивалась в Японии с акцентом на применении статистических методов и вовлечении персонала в работу кружков качества, инициатором которых выступил К. Исикава - родоначальник японского варианта всеобщего управления качеством [4]. Разработанная им методика создания системы общеорганизационного контроля качества (кружков качества) предусматривала добровольное объединение сотрудников для совместного решения проблем качества путем использования статистических методов оценки качества продукции.
Для облегчения выполнения этой задачи К. Исикава впервые объединил ранее существовавшие методики и инструменты оценки качества в систему, которая сегодня называется «семью инструментами контроля качества», позволяющими по общему признанию, решить до 95 % проблем качества, возникавших на производстве [4]. Важным аспектом, на наш взгляд, является не только систематизация Исикавой ранее существовавших методик, но и их дополнение оригинальным графическим методом анализа каузальных связей, который используется в настоящее время во всех областях аналитической деятельности (в том числе проектной). Именно это позволило логически завершить формирование систематизированного инструментария оценки качества продукции.
Решающее влияние на развитие методологии на этом этапе оказали разработки американских ученых Э. Деминга и Д. Джурана, обогатившие и развившие идеи У. Шухарта [3]. Реализованная на промышленных предприятиях Японии после Второй мировой войны, научно обоснованная программа управления качеством, разработанная Э. Демингом, доказала на практике свою высокую эффективность.
Основу экономической программы составили 14 постулатов, отразившие основные идеи преобразований в Японии. М. З. Свиткин справедливо отмечает, что «все 14 постулатов Демин-га представляют собой взаимосвязанный комплекс. Отказ хотя бы от одного из них может отрицательно сказаться на остальных. Постулаты Деминга ломают традиционное представление о качестве как о компромиссе интересов заказчика и производителя. Его принципы ориентируют компании на длительную и устойчивую работу. Они побуждают менеджеров создавать условия для постоянного совершенствования деятельности предприятия, выдвигая на первое место интересы и стремления человека» [5]. Суть этой философии выражена в следующих словах: «Дорога к качеству бесконечна». Постулаты Деминга позднее легли в основу принципов концепции TQM и международных стандартов (МС) ИСО серии 9000:2000 [3].
Большой вклад в развитие теории и практики управления качеством внес Д. Джуран, впервые научно обосновавший необходимость перехода от контроля качества к его постоянному улучшению. Непрерывное улучшение, по Джурану, «... схоже с движением вверх по лестнице: каждый прорыв в улучшении завершается фазой стабилизации, т. е. удержанием достигнутых результатов и предотвращением регрессии» [3]. Разработанная им знаменитая «спираль качества» (спираль Джурана) является пространственной моделью основных стадий работ по управлению качеством.
Широкое применение в практике управления получили 14 принципов Ф. Кросби, определяющие последовательность действий по обеспечению качества на предприятиях, а также предложенная им в 1964 г. система ZD («Ноль дефектов»), обеспечивающая бездефектное изготовление продукции по отношению к установленному приемлемому уровню дефектности [6]. Важную роль в развитии теории управления качеством сыграли также исследования Кросби в области менеджмента персонала: разработанная им методика определения зрелости руководителей позволяет и в настоящее время объективно оценить квалификацию руководителя.
Идеи математической статистики применительно к контролю качеству развил Г. Тагути -известный японский специалист в области управления качеством [2]. Методы Тагути позволяют оценить эффективность процессов разработки и производства нового рыночного продукта, широко используются современными специалистами в качестве эффективного инструментария для оценки сложных производственных процессов.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что именно на этом этапе развития эволюции сложились теоретические и методологические основы управления качеством в его современном понимании.
Следует отметить, что и в СССР, и в России велись фундаментальные исследования в области качества. Об этом свидетельствует, в частности, ГОСТ 1.0-68 «Государственная система стандартизации. Основные положения», в котором определены ключевые принципы стандартизации. В 1967 г. в СССР был утвержден Государственный знак качества, проставлявшийся на товарах народного потребления и производственно-технического назначения, качество которых признавалось «высоким».
Основные успехи в области управления качеством были достигнуты в военнопромышленном комплексе и представляли собой методы технологического обеспечения качества на стадии исследований и разработок по созданию новой продукции, статистическое регулирование качества с использованием контрольных карт, в том числе автоматизированное, специализированные государственные и отраслевые стандарты.
Комплексная система управления качеством строительной продукции - совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на обеспечение соответствия качества строительно-монтажных работ и законченных строительных объектов требованиям нормативных документов и проектной документации. Состав и содержание этой системы в строительномонтажных организациях, домостроительных комбинатах, строительных министерствах и ведомствах определены «Основными положениями по разработке комплексной системы управления качеством строительно-монтажных работ».
Система управления качеством строится на принципах: системного подхода, стандартизации, комплексного решения задач, рационального ограничения, прямой и обратной связи, динамичности, оптимальности, интеграции и модульного построения, автоматизации и новых задач.
Принцип системного подхода предусматривает: необходимость управления качеством на всех уровнях; распределение процессов управления на все стадии жизненного цикла; охват всех функций управления по отношению к управляемому объекту.
Принцип стандартизации указывает на то, что все основные требования к качеству продукции и функции комплексной системы управления качеством должны регламентироваться или обеспечиваться стандартами и нормативно-технической документацией.
Принцип комплексного решения предусматривает комплексный подход к проблеме качества конечной цели строительства.
Принцип рационального ограничения предполагает постоянную реализацию эффекта фильтрации информации для рассмотрения из всей совокупности лишь тех явлений, условий и факторов, которые в наибольшей степени влияют на качество конечной продукции строительства.
Принцип прямой и обратной связи предполагает постоянное взаимодействие субъекта и объекта в системе управления.
Принцип динамичности предусматривает непрерывный процесс совершенствования комплексной системы управления качеством в процессе ее функционирования с учетом научнотехнического прогресса, изменений требований нормативно-технической документации и накопленного опыта.
Принцип оптимальности предусматривает обеспечение решения поставленных задач на основе выбора наилучшего варианта и при минимальных затратах на разработку системы и ее функционирование.
Принцип интеграции и модульного построения указывает на то, что комплексная система управления качеством должна состоять из отдельных модулей, которые могут рассматриваться как самостоятельные системы, действующие на различных уровнях управления и жизненного цикла.
Принцип автоматизации и новых задач ориентирует на автоматизированное решение задач на основе применения вычислительной техники.
В функциональном аспекте систему управления качеством строительной продукции можно представить как совокупность функций управления качеством, выполняемых в проектных и строительных организациях с целью установления, обеспечения и поддержания уровня качества проектной и строительной продукции.
В 1950-е гг. получила распространения саратовская система организации бездефектного изготовления продукции (БИП) и сдачи ее с первого предъявления. Цель - создание условий производства, обеспечивающих изготовление рабочим продукции без отступлений от технической документации.
Как показал многолетний опыт, внедрение на ряде предприятий системы БИП позволило: обеспечить строгое выполнение технологических операций и технологической дисциплины; повысить персональную ответственность рабочих и руководителей первичного звена за качественные результаты труда; более эффективно использовать материальное и моральное поощрение рабочих за качество выполнения работы; создать предпосылки для широкого развертывания движения за повышение качества продукции. Вместе с тем система БИП имела ограниченную сферу действия, распространяясь только на рабочих цехов основного производства. Система работала по принципу «Есть дефект - нет дефекта», не учитывая многообразие отрицательных факторов и различную степень их влияния на качество продукции, выпускаемой предприятием. Кроме того, она была статичной, ограничивалась рамками предприятия и не учитывала качество изделий в сфере их эксплуатации и потребления.
Система БИП воплотилась затем и в зарубежных программах «Ноль дефектов» и в той или иной степени использовалась во многих отечественных. Основные принципы системы БИП, распространенные в дальнейшем на функциональные подразделения предприятий, легли в основу системы бездефектного труда (СБТ), целью которой являлось обеспечение выпуска продукции высшего качества, надежности и долговечности путем повышения ответственности и стимулирования каждого работника предприятия и производственных коллективов за результаты их труда. Основным критерием, характеризующим качество труда и определяющим размер материального поощрения, является коэффициент качества труда, вычисляемый для каждого работника предприятия, каждого коллектива за установленный интервал времени путем учета количества и значимости допущенных производственных нарушений.
Системы БИП и СБТ были ориентированы в основном на предотвращение и устранение субъективных производственных факторов. Выявление и устранение объективных производственных факторов начались со следующих вариантов и модификаций систем.
Система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий) была разработана и внедрена на машиностроительных предприятиях г. Горького в 1957-1958 гг. Она выходит за рамки стадии изготовления продукции и охватывает многие виды работ во время исследования, проектирования и эксплуатации. Идет развитие исследовательской и экспериментальной базы, повышается коэффициент унификации, широко применяются методы макетирования и моделирования, ускоренных испытаний, а также конструкторско-технологической отработки изделий в процессе технологической подготовки производства. Результаты эксплуатации изделий рассматриваются в системе как обратная связь и используются для совершенствования конструкции изделия и технологии его изготовления. Внедрение системы КАНАРСПИ на ряде предприятий позволило сократить сроки доведения новых изделий до заданного уровня качества в 2-3 раза, повысить надежность выпускаемых изделий в 1,5-2 раза, увеличить ресурс в 2 раза, снизить трудоемкость и цикл монтажно-сборочных работ в 1,3-2 раза.
В 1975 г. на передовых предприятиях Львовской области появились симплексные системы управления качеством (СУК) продукции. Перед ним ставилась цель добиться выпуска продукции, соответствующей лучшим мировым аналогам и достижениям науки и техники. В 1978 г. Госстандартом была разработана и утверждена система основных функций управления качеством продукции (УКП). На предприятиях получили развитие метрологическое обеспечение производства (МОП), многоступенчатый анализ дефектов и статистический контроль качества, были созданы группы качества, стали разрабатываться программы качества, вводилась аттестация продукции, получила широкое развитие сеть головных и базовых организаций, а также сеть учреждений по повышению квалификации специалистов в области УКП [6, 7].
Развитие УКП шло в составе систем управления более высокого уровня: отраслевых и территориальных, вплоть до государственной, на базе разработки программ «Качество» и включения их в народнохозяйственные планы. Таким образом, организовывалась внешняя среда УКП. В 1978 г. были разработаны и утверждены Госстандартом основные принципы Единой системы государственного управления качеством продукции (ЕС ГУКП), идеи, принципы, задачи и структура которой представляют значительный исторический, научно-методический и практический интерес.
Одним из основных принципов ЕС ГУКП является комплексность решения проблем УКП, обеспечиваемая взаимной увязкой технических, экономических и других мероприятий:
— на межотраслевом уровне - разработкой отраслевых нормативов; целевых программ повышения качества и конкурентоспособности продукции; планированием качества, в том числе планированием стандартизации и взаимосвязью различных разделов планов, составлением балансов производства, потребления и качества продукции;
— на отраслевом уровне - разработкой и реализацией программ и отраслевых систем и нормативов управления качеством продукции;
— на уровне предприятия - разработкой и внедрением комплексной системы управления качеством предприятия (КСУКП), нормативов и мероприятий по УКП в научноисследовательских и проектных институтах, опытном и серийном производстве, снабженческих, сбытовых, транспортных и эксплуатационных организациях.
Главная цель ЕС ГУКП заключалась в планомерном обеспечении использования научнотехнических, производственных и социально-экономических возможностей и факторов для достижения высоких постоянных темпов улучшения качества всех видов продукции, в интересах повышения эффективности производства, наиболее полного удовлетворения потребностей людей, народного хозяйства, обороны страны и экспорта.
Внутри предприятий управление качеством продукции также шло по линии охвата широкого круга проблем. Решение задач по улучшению качества выпускаемой продукции на многих предприятиях увязывалось с эффективным использованием ресурсов. Создавались комплексные системы повышения эффективности производства (КСПЭП) и, наконец, система управления предприятием и объединением (ГОСТ 24525.0-80).
Использование новых средств и методов управления обеспечило создание продукции (услуг), соответствующей лучшим мировым аналогам и достижениям науки и техники. «За десятилетие с помощью комплексных систем управления удалось создать и успешно реализовать конкурентоспособную продукцию, повысить удельный вес продукции высшей категории качества в 2-3 раза, сократить потери от брака и рекламаций, уменьшить в 1,5-2 раза сроки разработки и освоения новой продукции» [8]. Значение разработки и практической реализации новой методологии управления характеризует, с нашей точки зрения, тот факт, что, помимо обеспечения качества продукции во многих отраслях промышленности СССР, ее основные принципы и методы в последующем стали базой будущих стандартов ИСО и концепции ТQМ. Мы также считаем, что опыт внедрения методологии комплексных систем управления не утратил своей актуальности и может быть использован при внедрении международных стандартов ИСО серии 9001:2000 на проектных предприятиях.
Следует, однако, отметить, что, несмотря на определенные успехи, коренного улучшения качества продукции в СССР, на наш взгляд, не произошло из-за формального применения систем управления качеством в условиях административно-командной системы управления экономикой. Внедрение мирового опыта обеспечения качества продукции стало возможным лишь с переходом к рыночной экономике [9].
Значительный вклад в разработку теории и практики менеджмента качества внесли отечественные ученые и практики: В. И. Гиссин, П. Л. Чебышев, А. М. Ляпунов, И. Г. Венецкий, А. М. Длин, А. Н. Колмогоров, А. И. Субетто, Б. В. Бойцов, А. В. Гличев, В. Г. Версан, Ю. П. Адлер. Большую роль в формировании современного представления о качестве играет Академия проблем качества Российской Федерации, деятельность которой способствует формированию современного концептуального видения качества.
Обострение конкуренции, развитие научно-технического прогресса подтолкнули к дальнейшему совершенствованию решения существенных проблем качества в 70-80 гг. XX в. Широкое распространение получил новый подход к управлению качеством - TQM (Total Quality Ma^gement), предполагающий непрерывное улучшение качества как необходимое условие современного производства.
Главные цели TQM должны лежать в основе стратегии всех предприятий, ориентированных на обеспечение и улучшение качества.
Цели TQM:
— качество как цель предпринимательства (качество, прибыль, производительность и т. д.);
— оптимальное использование всех ресурсов предприятия;
— ориентация всего предпринимательства и всех усилий на выполнение требований и ожиданий потребителя.
Для достижения целей TQM необходимо соблюдение принципов, определяющих его идейное содержание и опирающихся на международный опыт.
Принципы TQM: активность высшего руководства; вовлечение персонала; ориентация на заказчиков; привлечение поставщиков; ориентация на процесс; стратегическая ориентация; постановка целей и оценка результатов; непрерывное улучшение качества; предупреждающие действия; «стройная» структура управления; бенчмаркинг.
Мы разделяем мнение ученых и специалистов, считающих, что основным этапом перехода к TQM стало появление и широкое внедрение в практику МС ИСО 9001:2000. Наше убеждение основывается на всестороннем анализе содержания подходов, целей и принципов, составляющих их основу, однако на пути к всеобщему качеству, особенно в России, выявляется ряд проблем, которые порождены, скорее, не ущербностью самой системы, а спецификой условий современной экономической и политической среды.
Основная проблема российских компаний состоит в том, что МС ИСО 9001:2000 далеко не всегда адекватны российской действительности, а это единственное четкое предложение, которое они имеют. Проблема состоит в том, что, с одной стороны, российским компаниям необходимы серьезные изменения в организационной структуре, общей корпоративной структуре, стиле и методах менеджмента, а с другой - стандарты ИСО весьма консервативны. Использование их для целей обеспечения качества опирается на принцип «Документируй то, что делаешь, делай то, что задокументировано».
Второй проблемой на пути внедрения стандартов ИСО является невыполнение в России правил Джурана и Деминга, состоящих, по мнению Д. Джурана, в том, что за 85 % проблем качества отвечает система менеджмента, а за 15 % - исполнители. Э. Деминг усилил это правило, подчеркнув, что 96 % проблем качества - это ответственность системы, а лишь 4 % - исполнителей. В последние годы своей жизни он еще сильнее усилил это неравенство. Тем самым доминирующая ответственность за качество возлагается на систему менеджмента и ее разработчиков, а в России ситуация почти обратная - основная доля несоответствий падает на исполнителей.
Третья проблема состоит в неадекватности культурных основ российской промышленности и сферы услуг и принципов, заложенных в стандарты ИСО 9000. Культурный базис российских систем менеджмента качества - это репрессивный менеджмент, основанный на поиске виновных, а для успешного внедрения общепризнанных мировых моделей необходимо переходить от менеджмента, основанного на праве силы, к менеджменту, основанному на силе правил [8].
Концепция TQM имеет в своем составе 20 элементов, которые изначально были разработаны для промышленного сектора производства. Однако они имеют высокую степень универсальности, что позволило нам, проанализировав каждый элемент, определить возможность их применения на предприятиях строительного проектирования, при необходимости - с соответствующей адаптацией к специфике продукции. Применимость элементов TQM для проектных предприятий отражена в таблице.
Применимость элементов TQM для проектных предприятий
Элементы TQM Возможность применения элементов TQM в строительном проектировании
Входной контроль сырья и материалов Настоящий элемент может быть применен в проектном производстве в интерпретации как необходимость контроля технологий и методик, используемых при изготовлении проектной продукции.
Контроль готовой продукции Необходим контроль качества изготовленной документации перед выдачей ее заказчику. С одной стороны, контроль осуществляют экспертные комиссии соответствующих инстанций, с другой -во избежание осложнений при прохождении экспертизы и несоответствий требованиям заказчика, проектная документация должна тщательно проверяться в организации проектировщика.
Оценка качества продукции В проектном производстве тесно взаимосвязана со вторым элементом.
Оценка качества продукции Имеет существенное значение, поскольку качество процесса проектирования предопределяет качество проектной документации.
Контроль качества продукции и процесса ее производства Необходим тотальный контроль качества на каждом этапе изготовления проектной документации по всем ее разделам.
Систематизация и анализ информации о качестве Выполнение этого раздела необходимо для успешного функционирования Системы менеджмента качества предприятия.
Анализ данных о специальных исследованиях в области качества Очень важен, поскольку результаты такого анализа используются для текущего контроля процесса управления качеством и для достижения стратегии улучшения качества проектной продукции.
Осуществление мероприятий для поддержания рабочего режима контрольной аппаратуры Данный элемент для применения на предприятиях строительного проектирования может быть смоделирован как проведение регулярных проверок и аттестаций геологического, геодезического и иного оборудования, задействованного в проектном производстве.
Продолжение табл.
Элементы TQM Возможность применения элементов TQM в строительном проектировании
Гарантийное обслуживание Гарантией на проектную документацию выступает ее соответствие требованиям, установленным СНиПами и ГОСТами.
Координация мероприятий в области качества Необходима в строительном проектировании, как и в любом другом производстве.
Внедрение цикла PDCA (plan-do-cheek-action) Цикл PDCA является во многом универсальным, и его принципы могут быть применены в исследуемой нами отрасли.
Управление человеческим фактором, в том числе на фирмах-поставщиках, в обслуживающих и сбытовых организациях, у потребителей и акционеров Человеческий фактор в любом хозяйствующем субъекте имеет существенное значение, и на проектных предприятиях в том числе.
Организация работы кружков качества Не возбраняется и при серьезном подходе может дать положительные результаты.
Повышение квалификации персонала с целью обучения и совершенствования методов обеспечения качества Очень важный элемент, непременно должен быть осуществлен, поскольку квалификация специалистов имеет решающее значение в проектном производстве.
Организация подготовки кадров управленческого звена для руководства деятельностью в области качества Нужно организовать такую подготовку для возможности успешного и грамотного руководства деятельностью проектного предприятия в области качества.
Ответственность за деятельность в области качества высшего руководящего звена Непременно необходима для достижения целей принятой на предприятии системы качества.
Разработка политики в области качества в русле общей стратегии развития предприятия, затрагивающей все аспекты административной, хозяйственной и экономической деятельности, а также с учетом работы по разъяснению задач по улучшению качества Неотъемлемый элемент системы качества на предприятии, для проектной отрасли важно акцентировать внимание еще и на научно-исследовательской деятельности.
Участие в мероприятиях по качеству на государственном уровне Элемент, реализация которого способна дать значительные положительные результаты в форме заимствования опыта, приобретения дополнительных знаний и определения дальнейших стратегических рубежей в области качества.
Воспитание сознательного отношения к повышению качества, развитие и укрепление отношений партнерства, разработка программы участия коллектива в прибыли и акционерном капитале, совершенствование социальной атмосферы и постоянная информированность служащих Сознательное отношение к повышению качества важно для любого предприятия, и в том числе проектного, как возможность достижения целей системы качества. В отношении целесообразности участия коллектива в прибыли и постоянной информированности служащих решение, как правило, принимает руководитель предприятия.
Формирование культуры качества Очень важно для создания необходимости всеобщего качества и воспитания целей его повышения как общекорпоративной миссии.
Международные стандарты ИСО 9001:2000 представляют собой семейство стандартов, составляющих современную теоретическую и методологическую базу по управлению качеством продукции. Их внедрение наиболее активно началось в Европе, а в настоящее время они являются общепризнанными стандартами качества более чем в 150 странах мира. Международные стандарты ИСО 9001:2000 совместимы со стандартами ИСО других систем, что способствует взаимопониманию в национальной и международной торговле. Они переведены на национальные языки и принимают форму национальных стандартов качества. В России МС ИСО 9001:2000 адаптированы в виде ГОСТ Р ИСО 9000-2001, ГОСТ Р ИСО 9001-2001, ГОСТ Р ИСО 9004-2001, входящих в семейство российских стандартов, регулирующих системы управления качеством.
Применение этих стандартов является добровольным, хотя в некоторых случаях оно обязательно на национальном уровне или в пределах определенных предприятий. По данным ИСО, на декабрь 2005 г. в РФ сертифицировано около 4,5 тыс. систем менеджмента качества [8]. Такое повсеместное распространение подхода, отраженного в МС ИСО серии 9001, обусловлено необходимостью обеспечить совместимость функционирования различных систем, взаимопроникновение методов управления, технологий, средств и рынков.
Официальное закрепление этих принципов в форме стандартов было осуществлено в 2000 г. «Восемь принципов менеджмента качества, установленных стандартами ИСО серии 9000:2000, составляют, образно говоря, корневую систему их концепции. Стандарты сложились в ходе длительной международной практики менеджмента качества и отражают современное представление об их эффективности. Значение этих принципов трудно переоценить. Они формируют организационную базу менеджмента качества и единство понимания правил его построения...» [5].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Крылова Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством. - М.: Изд-во стандартов, 1992. - 140 с.
2. Розова Н. К. Управление качеством: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2002. - 224 с.
3. Управление качеством: учеб. / под ред. С. Д. Ильенковой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 199 с.
4. Исикава К. Японские методы управления качеством. - М.: Экономика, 1988. - 215 с.
5. Свиткин М. З. Практические аспекты внедрения стандартов ИСО серии 9000:2000 // Стандарты и качество. - 2003. - № 1. - С. 60-65.
6. Конарева Л. А. Управление качеством продукции в промышленности США. - М.: Наука, 1997. - 256 с.
7. Мазур И. И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Управление проектами: учеб. пособие. - М.: ОМЕГА-Л, 2004. - 664 с.
8. Владимирцев А. В., Марцынковский О. А., Шеханов Ю. Ф. Внедрение и сертификация систем менеджмента организаций: актуальность, принципы и подходы. Системы сертификации Российского Регистра // www.rusregister.ru.
9. Семенов В. М., Набиев Р. А. Финансы строительных организаций: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 384 с.
Статья поступила в редакцию 27.04.2010, в окончательном варианте - 23.11.2010
SCIENTIFIC AND SYSTEMATICAL APPROACHES TO QUALITY MANAGEMENT OF DESIGN PRODUCTION
R. A. Nabiev, A. G. Alibekov
The evolution of the key approaches to quality management of the production is presented in the form of three main stages: quality control, its maintenance, complex quality management. It is stated that the quality management of the production during the current period of the economic development determines the competitiveness of both the product and the enterprise as a whole. The principles of complex quality control system of the building production are given. The great attention is paid to the TQM system which assumes steady quality control of the production. The possibility of TQM element adaptation to the specific character of the design organizations is examined. The analysis of efficiency of actions on maintenance of quality in Japan showed both positive and negative aspects which should be taken into account in the similar transformations in Russia.
Key words: quality management, design production, the quality management concept, the quality management system, the design organization.