Научная статья на тему 'Создание педагогической системы саморазвития личности студента в условиях компетентностного подхода на занятиях физической культурой'

Создание педагогической системы саморазвития личности студента в условиях компетентностного подхода на занятиях физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / САМОРАЗВИТИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ / МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМЫ / PHYSICAL CULTURE / PERSONALITY / SELF-DEVELOPMENT / COMPETENCE / BALLROOMRATING / MODULAR SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оплетин Анатолий Александрович, Кузнецова Зинаида Михайловна

В статье рассматривается вопрос создания контроля и стимулирования саморазвития личности студента в процессе занятий физической культурой в усло-виях современной парадигмы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оплетин Анатолий Александрович, Кузнецова Зинаида Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation ballroom-rating, modular control system for self-development of student''s personality in terms of the education competence by means of physical culture

The article discusses the creation of selfcontrol and stimulation of the student''s personality in the process of physical training, in modern paradigm of education.

Текст научной работы на тему «Создание педагогической системы саморазвития личности студента в условиях компетентностного подхода на занятиях физической культурой»

УДК 796.378

А. А. ОПЛЕТИН З. М. КУЗНЕЦОВА

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Поволжская государственная академия физической культуры, г. Набережные Челны

СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ

КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

В статье рассматривается вопрос создания контроля и стимулирования саморазвития личности студента в процессе занятий физической культурой в усло-в иях современной парадигмы образования.

Ключевые слова: физическая культура, личность, саморазвитие, компетентность, балльно-рейтинговая, модульная системы.

Компетентностное образование — очень противоречивая тема, которая на сегодняшний день остается недостаточно исследованной. По мнению специалистов, переход от академической модели образования к компетентностной рассматривается как переход от немецкой понятийной философии к философии эмпиризма. По мнению учёных А. И. Андреева, В. И. Байденко, И. А. Зимней, Г. П. Гагаринской, И. Е. Коновалова, З. М. Кузнецовой, И. В. Манжелей, С. Г. Наговицина, А. С. Новосёловой, А. А. Оплетина, В. С. Якимовича, настало время использования новых подходов в педагогике, в частности, парадигмы системного, личностно-ори-ентированного и компетентностного образования, так как ориентация на основные положения теории физического воспитания, которые раскрывают только предметную область — развитие физических качеств и локальных двигательных действий, не является достаточной ни для развития самого феномена физической культуры, ни для физической культуры личности в частности [1—5]. Одним из способов модернизации в области физической культуры мы видим создание педагогической системы саморазвития и самосовершенствования личности как органически встроенный в общий процесс развития и формирования личности, системы, способной формировать в учебно-воспитательном процессе ценностные, физкультурно-спортивные компетенции и на их основе — компетентности личностного саморазвития и самосовершенствования в области будущей профессии [5]. Такой подход к организации нашего исследования обусловлен несколькими факторами: 1) возрастными психологическими особенностями стремления студентов к самореализации и самоутверждению; 2) потенциальными возможностями физической культуры;

3) требованиями общества к формированию личности в условиях компетентностного образования не только физически развитой, образованной, конкурентоспособной, но и нравственно и социально воспитанной.

Целью разработки педагогической системы в условиях компетентностного образования является фиксация результатов тестирования и их оценка по специальным шкалам и таблицам соответствия физической подготовленности, проверка теоретических знаний. Это лишь часть проблемы оценки успеваемости студентов по предмету «Физическая культура», причем не самая трудная, так как носит, в основном, технический характер. Труднее другая часть — педагогическая, посредством которой преподаватель оценивает отношение студентов к делу своего физического совершенствования, к своей личной физической культуре, старательности и настойчивости в достижении поставленных целей. Правильно выставленная отметка учебной деятельности студента является важным стимулом для формирования мотивации. Необходим дифференцированный подход к оценке успеваемости по предмету «Физическая культура», так как он позволяет не только наиболее действенным способом контролировать ход освоения занимающимися необходимых знаний и двигательных навыков, но и направлять должным образом весь учебный процесс, обеспечивая его максимальную эффективность.

Возникает ряд противоречий между:

— наличием инновационных программ физического воспитания и неразработанностью адекватных технологий, обеспечивающих их реализацию;

— значимостью проявления студентами субъективной позиции в физкультурно-образовательном процессе и низким уровнем использования личностно

развивающих педагогических технологий, обеспечивающих их саморазвитие и становление в избранной профессии.

Проблемы, связанные с контролем и оценкой результатов обучения, достаточно глубоко и всесторонне исследованы в отечественной педагогике. В работах современных исследователей рассмотрены основные теоретические и методологические аспекты контроля и оценки, функции, виды, организационные формы, методы контроля, различные технологии оценки [2 — 6].

Исследователи выделяют три основные функции оценки: контролирующую, обучающую, воспитывающую. Оценка выполняет свои функции, если соответствует следующим требованиям: осуществляется систематически, является объективной, всесторонней, дифференцированной и индивидуальной.

Основной принцип, которым должен руководствоваться педагог при выставлении оценки, выражается в следующем: оценка должна содействовать развитию студента, а не тормозить его, воспитывать у него интерес и потребности заниматься физическими упражнениями и стимулировать учебную активность, переходящую в саморазвивающую активность [7].

Оценка успеваемости по физической культуре основывается на общепедагогических принципах, но имеет свою специфику, отличающую ее от оценки по другим учебным дисциплинам [8]. Согласно исследованию Д. В. Николаева можно выделить ее следующие особенности:

1) необходимость более полного и глубокого учета не только психических качеств, свойств и состояний личности, но и особенностей телосложения, физического развития, физических способностей и состояния здоровья студента;

2) более широкий диапазон критериев, где учитываются не только знания, но и конкретные двигательные умения и навыки, способы осуществления физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, систематичности занятий физическими упражнениями и видами спорта, ведение здорового образа жизни;

3) объективные количественные слагаемые оценки, позволяющие более объективно и точно вести контроль индивидуального физического развития и подготовленности [6].

В этой связи актуальным является построение собственной здоровьесберегающей, саморазвивающей системы обучения студентов с учетом современных требований и избранной профессии в условиях компетентностного образования [9].

В настоящее время назрела потребность в принятии комплексных мер, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья подрастающего поколения. К числу таких мер относятся: рациональная организация учебного процесса, создание здоровьесберегающей среды в высших учебных заведениях, организация качественного питания, использование современных технологий оздоровления, прежде всего физкультурно-оздоровительных. Одной из основных задач физического воспитания в вузах должно явиться формирование устойчивой мотивации к физическому самовоспитанию, самосовершенствованию, саморегуляции и саморазвитию личности студента.

Анализ современных педагогических технологий позволил предположить, что избежать такого рода проблем возможно только в условиях модульного обучения [10].

Модульное построение учебного материала позволяет в значительной степени индивидуализировать обучение через дифференциацию содержания учебной программы, в которой принято выделять базовую и вариативную части. Базовая часть является обязательной для выполнения, вариативная — дает право выбора, исходя из индивидуальных способностей, интересов и готовности студента. Практика показывает, что вариативные модули позволяют дифференцировать обучение и стимулируют самостоятельную работу студентов, от которой в итоге зависит эффективность процесса физического воспитания.

Интенсивные методы модульной технологии обучения предполагают обязательную оценку каждого раздела учебной программы, что значительно повышает требования к систематичности, объективности и оперативности педагогического контроля. Практика показывает, что модульная система на сегодняшний день наиболее полно соответствует перечисленным требованиям. Эта система позволяет «отойти» от нормативного критерия оценки учебной деятельности в физическом воспитании — практически единственного в существующей педагогической практике высшей школы — и включить в число оцениваемых любые формы спортивных занятий: рекреационной, спортивной, оздоровительной и т.д. (И. А. Водянникова, М. В. Игошев, А. С. Новосёлова [11], Н. Н. Никитушина, А. А. Оплетин [12]).

При разработке модульной технологии рейтинговой оценки студентов по физическому воспитанию были использованы идеи научных работ

A. В. Дружкина, В. А. Долгова, Г. И. Железовской,

B. В. Лысенко, Т. М. Михайлиной, С. В. Сыренко-вой, М. А. Чошанова и др.

Суть предлагаемой технологии рейтинговой оценки заключается в следующем. В начале учебного года студентам предъявляются критерии и показатели, по которым они будут оцениваться в течение семестра и учебного года. Мы планируем и применяем следующие виды контроля рейтинговой системы: диагностический, текущий, промежуточный и итоговый.

Диагностический — система тестирования для определения готовности студентов к освоению программы обучения.

Текущий — систематическое тестирование после прохождения блока учебной программы, для выявления степени освоенности студентами учебного материала.

Промежуточный — по окончании семестра для подведения итогов освоения учебного материала.

Итоговый — в конце 6-го семестра; суммируются рейтинг-баллы за весь период обучения по дисциплине «Физическая культура» и переводятся в кредиты, 400 часов соответствуют двум кредитам.

Весь учебный материал занятий физической культурой, разбитый на модули и блоки, все темы теоретического раздела и практические задания оцениваются определенным количеством баллов. Критерии оценки в баллах каждого теоретического вопроса, практического задания, участия в соревнованиях и т.д. доводятся до сведения студентов в начале семестра.

Применение рейтинговой системы контроля позволяет стимулировать самостоятельную физкультурную деятельность студентов по формированию компетентности саморазвития в области физической культуры, а также значительно усиливает образовательную и воспитательную функции

педагогического процесса физического воспитания в вузе. Также позволяет сформировать профессиональные компетенций средствами физической культуры.

Учитывая, что воспитание потребности в ФК невозможно единообразными формами и средствами, мы использовали преимущество модульной технологии обучения, позволяющей дифференцированно подходить к обучению студентов с различным уровнем спортивно-технической подготовки и различными способностями. По результатам данных поликлиники и распределения студентов на медицинские группы мы делим студентов на пять категорий, определяющих форму их участия в учебном процессе по физическому воспитанию.

К первой категории относятся студенты, которые постоянно или временно освобождены от занятий физической культурой по состоянию здоровья и пишут два реферата в семестр. Цель написания рефератов — убедить студента, имеющего отклонения в состоянии здоровья и освобождённого от практических занятий по физической культуре, в необходимости укреплять свое здоровье посредством получения знаний и установок на здоровый образ жизни и на активизацию самостоятельных занятий доступными (для данного заболевания) средствами и методами лечебной физической культуры. Написание рефератов позволяет студентам получить более полные знания о своих заболеваниях, найти оптимальные пути реабилитации, получить специальные теоретические знания по физической культуре и спорту и постепенно перейти к доступному уровню двигательной активности с использованием различных средств и методов лечебной физической культуры, что является первым модулем в нашей технологии. Данная категория студентов участвует в научных конференциях с докладами. Для повышения эффективности подготовки рефератов и написания статей приказом заведующего по кафедре назначается ответственный преподаватель, как правило, кандидат педагогических наук, владеющий знаниями в области лечебной физической культуры (ЛФК).

Вторая категория — студенты, отнесённые к специальной медицинской группе здоровья. Такие студенты проходят курс занятий по физической культуре по специальной программе, в которую вводится два модуля: традиционный и нетрадиционный. В традиционный модуль средств физической культуры входят: легкая атлетика, лыжи, лечебная гимнастика, плавание, танцы, спортивные игры на свежем воздухе.

В нетрадиционный модуль входит следующее: элементы йоги, самомассаж, стретчинг, дыхательная гимнастика, универсальная система разминки, исцеляющие звуки, элементы медитации. Данный модуль призван не только расширить область физического развития студентов, но и пробудить силу личностного «Я», приобщить к овладению элементами самостоятельной работы над собой, способами психической регуляции и саморегуляции.

Целью данной программы является сформировать компетентность в области физической культуры, направленную на саморазвитие личности. Основными задачами программы являются: а) овладение знаниями о концепциях здоровья, понятии индивидуального здоровья; б) формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков коррекции здоровья с использованием средств физической культуры; в) овладение умением адекватно выбирать методики для характеристики здоровья и определять уровни или градации здоровья;

г) овладение практическим умением разрабатывать комплексы коррекционного взаимодействия, составлять планы, конспекты занятий с учётом состояния и заболевания студента.

Третья категория — студенты, отнесенные к основной и подготовительной медицинской группе, наиболее многочисленная группа обучаемых, которые должны пройти полный курс теоретических и практических занятий учебной программы в установленное расписанием время. В данную группу также входят студенты, имеющие низкий уровень развития физических качеств и недостаточный арсенал спортивно-технических умений и навыков или не желающие заниматься совершенствованием своих физических качеств во внеурочное время. Для студентов данной группы в целях мотивации занятий физической культурой, физического развития личности в побуждении стремления к освоению и управлению своим организмом и социально-нравственной стороны саморазвития личности введены четыре дополнительных модуля:

а) социально-педагогический тренинг (А. С. Новоселова [11], И. Е. Шварц, А. А. Оплетин [11].

б) приемы самозащиты, Российская система самообороны А. И. Ретюнских, А. А. Оплетин [13, 14], в целях безопасности жизнедеятельности и выживания используется система «Гром» (С. Ю. Махов [15]).

в) интегральный-системный метод самосовершенствования с элементами йоги (Ю. М. Иванов).

г) универсальная система разминки, направленная на формирование компетентности саморазвития личности студентов (А. А. Оплетин [12]).

При определении качества усвоения учебного материала студентами используется рейтинговая система, в которой количественным критерием качества подготовленности студента является индивидуальный рейтинговый показатель. За семестр студент набирает определенную сумму рейтинговых баллов, которая характеризует уровень усвоения им учебного материала по физической культуре в сравнении с другими студентами, т.е. определяет рейтинг-место, которое он занимает в группе на факультете в вузе.

Четвертая категория — менее многочисленная. Это студенты, которые имеют высокие показатели физических кондиций, достаточный уровень развития спортивно-технических навыков, хорошие знания по теории и методике физической культуры, а главное — не менее трех раз в неделю занимаются в спортивных секциях вуза. Студентам этой категории предоставляется право свободного посещения учебных занятий, но все баллы рейтинга они получают в соответствии с технологической картой. С преподавателями такие студенты обязаны встречаться во время аттестационных недель и семестровых тестирований. Студенты, не выполнившие нормативные требования, снизившие показатели уровня развития физических качеств или прекратившие регулярные тренировки, лишаются права свободного посещения.

В пятую категорию мы отнесли студентов-спортсменов, входящих в состав сборных команд Пермского края, начиная с первого разряда и выше (КМС, МС, МСМК). Для вузов, не имеющих факультетов физической культуры, спортсмены такого уровня стали сегодня редким исключением. После прохождения медицинского осмотра и заполнения «личного листка здоровья» (в случае отсутствия «факторов риска»), такие студенты освобождаются от занятий. Обязательными для них являются

только семестровые итоговые формы контроля. За тренировки в спортивных секциях студенты получают баллы рейтинга в соответствии с технологической картой. Остальные, необходимые для получения зачета баллы они, как правило, набирают за участие в соревнованиях различного уровня (вуза, города, края, страны). Перевод студентов на другую форму обучения разрешается только в начале семестра на основании выполнения всех вышеперечисленных требований.

Выводы: 1. Применение модульной балльно-рей-тинговой технологии контроля в условиях компе-тентностного образования в вузе позволяет стимулировать самостоятельную деятельность студентов в области своего физического развития и саморазвития личности.

2. При данной технологии обучения студентов педагог выполняет формирующую и контролирующую функции, а также функцию консультанта и координатора.

3. Внедрение в учебный процесс модульной технологии и использование информационно-аналитического потенциала мониторинга позволяет полнее реализовать дидактические принципы гуманистической личностно-ориентированной педагогики и тем самым повысить эффективность функционирования вузовской системы физического воспитания.

4. Эффективность применения модульной технологии в процессе освоения основ физической культуры обеспечивает сочетание традиционных и нетрадиционных модулей образовательной программы физической культуры, создает условия для овладения и построения студентами личностной технологии саморазвития и формирования компетентности в этой области знаний.

Библиографический список

1. Андреев, А. И. Знания или компетенции? / А. И. Андреев // Высшее образование в России. — М., 2005. — № 2. — С. 10.

2. Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод. пособие / В. И. Байденко. — М., 2006. - С. 160.

3. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — М., 2003. — № 5. — С. 25.

4. Компетентностный подход: пути реализации : моногр. / Г. П. Гагаринская [и др.] ; ГОУ ВПО «СамГУ»; ГОУ ВПО «СамГТУ»; БГУИР; НОУ ВПО «ПИБ». — Самара : Университ. групп, 2008. — 258 с.

5. Оплетин, А. А. Саморазвитие личности студентов вузов с помощью универсальной системы разминки на занятиях физической культуры : монография / А. А. Оплетин. — Пермь : ИВЭСЭП, 2012. — 190 с.

6. Николаев, Д. В. Рейтинговая система оценки как педагогическое условие формирования познавательного интереса

студентов к физической культуре // Вестн. Башкир. ун-та. — 2007. — Т. 12, № 4. — С. 219 — 222.

7. Оплетин, А. А. Спортивно ориентированный подход в процессе саморазвития личности студентов средствами Российской отечественной системы самообороны / А. А. Оплетин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировки. — 2010. — № 3. — С. 50 — 55.

8. Оплетин, А. А. Потенциальные возможности физической культуры как один из ведущих стимулов саморазвития личности / А. А. Оплетин // Теория и практика физической культуры. — 2009. — № 5. — С. 25 — 31.

9. Оплетин, А. А. Внедрение в учебный процесс здоро-вьесберегающей и спортивно ориентированной физической культуры / А. А. Оплетин // Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 10. — С. 20 — 23.

10. Оплетин, А. А. Педагогические основы социально-нравственного саморазвития личности студента (на материале физического воспитания) : монография / А. А. Оплетин. — Пермь : СПб. : ИВЭСЭП, 2008. — 224 с.

11. Оплетин, А. А. Саморазвивающая активность в процессе занятий физической культуры / А. А. Оплетин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — 2013. — № 2 (27). — С. 160 — 165.

12. Оплетин, А. А. Формирование компетенции саморазвития личности студентов средствами физической культуры / А. А. Оплетин // Теория и практика физической культуры. — 2013. — № 10. — С. 13 — 17.

13. Новоселова, А. С. Саморазвитие личности студента нетрадиционными методами физической культуры : учеб. пособие для самост. работы студ. и препод. вузов / А. С. Новоселова, А. А. Оплетин. — Пермь : Филиал СПб. : ИВЭСЭП, 2007. — С. 140.

14. Махов, С. Ю. Самооборона в формировании стратегии личной безопасности : монография / С. Ю. Махов. — Орел : ОрелГТУ, 2008. — С. 202.

15. Оплетин, А. А. Приемы самообороны как компонент личной безопасности в системе самореализации и саморазвития личности средствами физической культуры / А. А. Оплетин // Психопедагогика в правоохранительных органах : науч.-практ. журнал. — Омск : Омская академия МВД. — 2012. — № 2 (49). — С. 49 — 53.

ОПЛЕТИН Анатолий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры Пермского национального исследовательского политехнического университета. КУЗНЕЦОВА Зинаида Михайловна, доктор педагогических наук, профессор (Россия), заведующая кафедрой социально-экономических дисциплин, сервиса и туризма Поволжской государственной академии физической культуры, г. Набережные Челны.

Адрес для переписки: [email protected], [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.09.2014 г. © А. А. Оплетин, З. М. Кузнецова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.