Научная статья на тему 'Создание новых концептуальных основ в бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений'

Создание новых концептуальных основ в бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / РЕЗЕРВЫ ПРЕДСТОЯЩИХ РАСХОДОВ / ОЦЕНОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / ОПЛАТА ОТПУСКОВ / ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВОВ / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артыкова С.Н.

В статье рассмотрены изменения в нормативном регулировании бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждениях, создающие новые концептуальные основы учета, отвечающего требованиям внешних и внутренних пользователей в целях принятия ими рациональных управленческих решений. Рассматривается введение новых понятий для учреждений госсектора резервы предстоящих расходов, оценочные обязательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание новых концептуальных основ в бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений»

СОЗДАНИЕ НОВЫХ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ

© Артыкова С.Н.*

Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

В статье рассмотрены изменения в нормативном регулировании бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждениях, создающие новые концептуальные основы учета, отвечающего требованиям внешних и внутренних пользователей в целях принятия ими рациональных управленческих решений. Рассматривается введение новых понятий для учреждений госсектора - резервы предстоящих расходов, оценочные обязательства.

Ключевые слова система нормативного регулирования, бухгалтерский учет, резервы предстоящих расходов, оценочные обязательства, оплата отпусков, порядок формирования резервов, учетная политика.

В финансовой политике учреждений государственного сектора, нормативно-правовых документах, регламентирующих их деятельность, содержатся противоречия, вызывающие барьеры в развитии самостоятельности новых типов государственных учреждений (казенных, бюджетных и автономных) как субъектов финансово-экономической деятельности. Поэтому законодатель осуществляет комплексные меры по совершенствованию действующей системы бухгалтерского учета и отчетности.

Необходимость осуществления комплексных мер по совершенствованию действующей системы бухгалтерского учета и отчетности вызвана, прежде всего, изменением экономической среды деятельности хозяйствующих субъектов, расширением взаимоотношений с субъектами мирового рынка, появлением новых объектов предпринимательской деятельности, изменениями правовой базы учетного процесса.

В настоящее время значительно активизировалась работа по реформированию бухгалтерского учета сектора государственного управления: органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственных и территориальных внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (в том числе бюджетных учреждений). Разрабатывается новая система нормативного регулирования бухгалтерского учета в секторе государственного управления. Многие изменения связаны с необходимостью реформирования российского бухгалтерского учета данного сектора в соответст-

* Старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет и аудит на железнодорожном транспорте».

182

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

вии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора (МСФО ОС).

Рассмотрим одно из нововведений, которое было адаптировано в отечественную систему нормативного регулирования бухгалтерского учета субъектов сектора государственного управления (бюджетных учреждений) в 2015 году, а именно учет формирования и расходования резервов предстоящих расходов.

С 01.01.2011 года бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет по правилам, установленным Приказами Минфина России от 01.12.2010 года № 157н [1], от 16.12.2010 № 174н [2].

За период с 2011 по 2014 годы существенных поправок в правила ведения бюджетного учета законодателем не принималось, хотя по ряду направлений, например, по формированию оценочных обязательств, необходимость внедрения корректив в правила ведения бухучета давно назрела. Поэтому ряд изменений в правилах бюджетного учета, вступивших в силу 2015 г., можно считать вполне ожидаемыми [5].

В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода коммерческие организации, согласно Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» п. 72, могли создавать резервы на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, выплату вознаграждений по итогам работы за год, ремонт основных средств и др. Использование таких резервов было обусловлено необходимостью распределить такие расходы равномерно в течение года, оказав, таким образом, влияние на финансовый результат.

С 2011 года коммерческими организациями применяется другой термин «Оценочное обязательство» в соответствии с ПБУ 8/2010, так как п. 72 Положения был отменен.

Такие понятия как «резервы предстоящих расходов», «оценочное обязательство» в бухгалтерском учете учреждений государственного сектора не использовались. Единый план счетов не предусматривал бухгалтерских счетов для учета таких объектов. Однако, бюджетные и автономные учреждения, осуществляющие приносящую доход деятельность, сталкивались с понятием «резервы предстоящих расходов» и раньше, при расчете налога на прибыль.

Появление в бухгалтерском учете термина «Резервы предстоящих расходов» определил Приказ Минфина России от 29.08.2014 № 89н [3]. Таким образом, учреждения государственного сектора должны были сформировать такой показатель на последний день отчетного периода 2014г, если учреждения внесли такое условие в свою учетную политику.

В Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета [1] предусмотрено формирование в бухгалтерском (бюджетном) учете информации о сформированных резервах предстоящих расходов в сумме

Бухгалтерский, управленческий учет и аудит

183

отложенных обязательств, которые отражаются на счете 040160000 «Резервы предстоящих расходов».

Резервы формируются в целях формирования полной и достоверной информации об обязательствах публично-правового образования (государственного (муниципального) учреждения) по методу начисления, предусматривающему отражение расходов в том периоде, к которому они относятся, независимо от того, когда выплачены денежные средства, а также для равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения.

Счет 040160000 «Резервы предстоящих расходов» нужно применять для обобщения информации о суммах, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения. В частности, к ним относятся:

- расходы на оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении;

- расходы на оплату по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки и т.д.;

- обязательства, возникшие в силу законодательства при принятии решения о реструктуризации деятельности, в том числе при принятии решения о реорганизации учреждений, об изменении структуры учреждений (создании или ликвидации филиалов, обособленных структурных подразделений, изменении видов деятельности);

- расходы, оспариваемые в судебном порядке (включая взыскание пеней и штрафных санкций, вытекающее из гражданско-правовых договоров (контрактов));

- судебные расходы (издержки), в том числе в случае, когда главный распорядитель средств бюджета публично-правового образования выступает в суде от имени публично-правового образования в качестве представителя ответчика по искам к публично-правовому образованию о возмещении вреда, причиненного физическим (юридическим) лицам по ведомственной принадлежности;

- иные расходы, предусмотренные при формировании учетной политики учреждения.

Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) законодательно не закреплены, поэтому учреждение его разрабатывает самостоятельно в рамках формирования учетной политики. Формирование резервов на оплату отпусков, включая платежи на выплаты по оплате труда (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время), должно осуществляться независимо от источника финансового обеспечения данных выплат [4].

184

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

Принимая решение о формировании резервов под предстоящие расходы в бухгалтерском учете, учреждения в своей учетной политике должны предусмотреть: виды расходов, в отношении которых будет создаваться резерв; методы оценки обязательств; порядок осуществления отчислений в резерв; порядок списания фактических расходов за счет сумм созданного резерва; порядок корректировки резерва по итогам периода, на который он создан.

Следует отметить, что самыми объемными и неравномерными видами расходов учреждения являются начисление и выплата отпускных работникам и оплата дорогостоящего ремонта основных средств. Поэтому, в большинстве случаев формирование резервов осуществляется в отношении этих видов расходов.

Сформированная сумма резерва расходов на оплату отпусков (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время) будет отражаться по дебету счетов 0 109 61 211, 0 401 20 211 и кредиту счета 0 401 61 211.

Сформированная сумма резерва расходов на оплату отпусков в части страховых взносов (отложенных обязательств по перечислению страховых взносов) - по дебету счетов 0 109 61 213, 0 401 20 213 и кредиту счета 0 401 61 213.

Начисленная сумма отпускных, компенсаций за неиспользованный отпуск за счет резерва отражается по дебету счета 0 401 61 211 и кредиту счета 0 302 11 211.

Начисленные страховые взносы на суммы отпускных за счет резерва отражаются по дебету счета 0 401 61 213 и кредиту счета 0 303 00 213.

Кроме того, в бухгалтерском учете должны быть сделаны проводки по учету расходных обязательств по формированию резервов расходов на оплату отпусков по выплатам сотрудникам и расходных обязательств по формированию резервов расходов на оплату отпусков по страховым взносам -по дебету счета 0 506 90 211 (213) и кредиту счета 0 502 99 211 (213).

В случае, если выше стоящее учреждение (учредитель) или руководство государственного (муниципального) учреждения решит не создавать в бухгалтерском учете резерв предстоящих расходов, при начислении расходов на оплату отпусков, учреждению следует учесть, что в Инструкцию № 157н. в регламентирующий перечень затрат, подлежащих отражению на счете 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов», добавлены расходы, связанные именно с выплатой отпускных.

Внедрение системы формирования резервов предстоящих расходов и расходов будущих в учреждениях государственного сектора обусловленной принципиально новыми экономическими условиями при переходе к рыночному механизму хозяйствования, в настоящее время все-таки не обеспечивает в достаточной мере надлежащего качества и надежности формируемой ней информации а бухгалтерском учете и отчетности, поэтому существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации, что требует ее дальнейшего совершенствования.

Бухгалтерский, управленческий учет и аудит

185

Список литературы:

1. Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н (ред. от 29.08.2014) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

2. Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».

3. Приказ Минфина России от 29.08.2014 № 89н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. №157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

4. Письмо Минфина России от 20.05.2015 № 02-07-07/28998 «О порядке отражения в учете операций с отложенными обязательствами».

5. Беспалов М.В. Анализ изменений в системе бухгалтерского учета бюджетных учреждений в 2015 году // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2015. - N 5. - С. 20-27.

ПАРАДИГМА В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ © Бахмарева Н.В.*

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск

В статье рассматриваются понятие парадигмы в бухгалтерском учете.

Ключевые слова бухгалтерский учет, парадигма.

Проведенный методологический анализ научного познания, позволяет сделать вывод о том, что наука развивается не только путем постепенного накопления, приращения новых знаний. Поворотными пунктами в истории науки становятся научные революции. Научная революция - сложнейшее явление, оно детерминируется многими обстоятельствами. Революции в науке выражаются в качественном измерении ее исходных принципов, понятий, категорий, законов, теорий, методов и самого стиля мышления, т.е. в смене научно парадигмы. Слово «парадигма» (от греческого paradeigma - пример, образец), согласно энциклопедическому словарю, имеет два варианта содержания:

* Доцент кафедры Бухгалтерского учета, кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.