Научная статья на тему 'Создание научно-исследовательского института менеджмента СПбГУ'

Создание научно-исследовательского института менеджмента СПбГУ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
88
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание научно-исследовательского института менеджмента СПбГУ»

2005 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 8. Вып. 3

ХРОНИКА

СОЗДАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА МЕНЕДЖМЕНТА СП6ГУ

В соответствии с Приказом ректора Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) 18 ноября 2004 г. был создан Научно-исследовательский институт менеджмента (НИИМ), ставший третьей обязательной компонентой незадолго до этого учрежденного на базе факультета менеджмента Учебно-научного центра менеджмента (УНЦМ). Организационная форма УНЦ является традиционной для СПбГУ. Она включает собственно факультет, специальный факультет по переподготовке кадров и один или несколько НИИ. До недавнего прошлого такие структуры существовали исключительно на естественно-научных факультетах, где они имеют богатую и славную историю. Факультет менеджмента стал одним из первых гуманитарных факультетов, выступивших с инициативой создания профильного НИИ.

Логика возникновения УНЦМ заключалась в приверженности факультета к построению современной университетской бизнес-школы, сопоставимой с ведущими школами зарубежных стран. Характерной чертой последних является высокий стандарт проводимых в них фундаментальных научных исследований, связанных как с анализом существующих организаций и процессов, так и с созданием новых знаний. Публикации статей в ведущих журналах по менеджменту не только вносят весомый вклад в рейтинги школы, но и являются необходимым условием существования каждого постоянного преподавателя в рамках школы. Это обусловило создание НИИМ СПбГУ.

Факт понимания важности научных исследований сам по себе еще не объясняет ни возникновение НИИМ, ни его цели и организацию. Согласно Уставу университета, научные исследования являются обязанностью каждого преподавателя.

Традиционные университетские НИИ ориентировались на госбюджетное и хоздоговорное финансирование, представляя собой в значительной мере канал привлечения средств под прикладные разработки, основанные на фундаментальных исследованиях ученых факультетов. Они имели многочисленные лаборатории и значительный штат постоянных научных сотрудников. С переходом к рынку такая организационная схема подверглась тяжелым испытаниям.

Вновь создаваемый НИИМ не мог уже идти по традиционному проторенному пути. Необходима была новая концепция, которая была разработана и успешно защищена автором этих строк 24 февраля 2005 г. на заседании Ученого совета УНЦМ. В качестве предыстории необходимо отметить вклад заместителя декана

по научной работе А. К. Казанцева, проделавшего основную подготовительную работу по обоснованию необходимости создания НИИМ в различных инстанциях СПбГУ, а также участников нескольких «мозговых штурмов» по обсуждению концепции НИИМ, проходивших под руководством декана факультета менеджмента В. С. Катькало.

На концепцию НИИМ большое влияние оказала формулировка целей, задач и структуры Института менеджмента, инновации и организации (IMIO) Школы бизнеса им. Хааса Калифорнийского университета (Беркли), возглавляемого профессором Д. Дж. Тисом. До последнего времени в IMIO был единственный научный сотрудник, он же и директор, — сам Д. Тис (недавно внутри IMIO появился Центр инновации, возглавляемый Х. Чезборо; кстати, в своем центре он опять в единственном числе). Сотрудники IMIO выполняют чисто административные и технические функции по поддержанию основной деятельности института. Это прежде всего редакционная работа над двумя исследовательскими журналами — California Management Review и Industrial and Corporate Change. Кроме того, это организация конференций, семинаров, школ, программ обмена (среди которых заметное место занимает программа обмена с факультетом менеджмента СПбГУ, функционирующая с момента основания последнего в 1993 г.), помощи аспирантам и т. п. Институт не занимается прикладной консалтинговой деятельностью — сам профессор Д. Тис является чрезвычайно успешным консультантом, руководителем созданной им консалтинговой фирмы, но институт призван продвигать фундаментальную науку.

Концепция НИИМ не могла быть просто калькой с IMIO, так как и стартовые условия, и российское окружение чрезвычайно отличны.

Основная миссия НИИМ заключается в увеличении ценности факультета менеджмента как бизнес-школы с помощью:

♦ публикаций в ведущих изданиях, включая зарубежные академические журналы;

♦ воспитания молодого поколения преподавателей с исследовательскими интересами;

♦ проведения полевых исследований с целью выявления конкурентных преимуществ российского бизнеса;

♦ международных исследовательских контактов;

♦ создания исследовательского и издательского брэндов факультета менеджмента;

♦ обеспечения высоких значений соответствующих показателей в международных рейтингах бизнес-школ.

Для этого предполагаются:

♦ концентрация исследований ученых и аспирантов факультета и аффилированных с НИИМ лиц на приоритетных направлениях и на направлениях, связанных с ключевыми компетенциями;

♦ организация по данным направлениям полевых работ и панельных обследований; обработка и теоретическое обобщение результатов эмпирических исследований в соответствии с апробированными в мировой академической науке качественными и количественными методами; синергия

за счет проведения комплексных исследований, основанных на изучении одного и того же объекта.

Одно из основных направлений деятельности НИИМ — издательское, которое проводится в тесном контакте с Издательским центром факультета. Планируется издание серий научных монографий, научных докладов (Working Papers — параллельно на русском и английском языках), сборников кейсов. Значительное внимание будет уделено подготовке специальных публикаций в Интернете и на CD ROM.

Надо отметить, что сама идея НИИМ не явилась просто результатом инновационного проекта, а вызрела в ходе истории становления молодого факультета. Жизненный цикл НИР факультета менеджмента, который можно трактовать как этапы роста, представлен на врезке.

Жизненный цикл НИР факультета менеджмента

1993-2000. Становление

1. Гранты на совместные исследования со Школой бизнеса им. Хааса.

2. Публикация сборников научных работ и переводов.

3. Гранты по экономике общественного сектора со Стокгольмским университетом, поддержанные Шведским агентством по международному развитию и Шведским институтом.

Итоги

1. Устойчивая репутация одного из лидеров в области Новой институциональной экономики в России:

Уроки организации бизнеса / Под общ. ред. А. А. Демина и В. С. Катькало. СПб., 1994.

Аоки М. Фирма в японской экономике / Пер. с англ.; науч. ред. В. С. Катькало. СПб., 1995.

Уильямсон О. Экономические институты капитализма / Пер. с англ.; науч. ред.

В. С. Катькало. СПб., 1996. Корпоративное управление в переходных экономиках / М. Аоки, Х. К. Ким (ред.); пер. с англ.; науч. ред. В. С. Катькало и А. Н. Клепач. СПб., 1997.

2. Ряд международных конференций, основание Общества исследователей экономики общественного сектора (ASPE). Серия Working Papers на русском и английском языках.

2001-2004. Качественный и количественный рост

1. Финансирование за счет собственных внебюджетных средств и фандрейзинга.

2. Основание журнала «Вестник СПбГУ. Серия Менеджмент». 2002 г.

3. Основание по инициативе факультета «Российского журнала менеджмента». 2003 г.

4. Организация работы по написанию полномасштабных учебных кейсов.

5. Центр исследований по институциональной экономике. Серия «Научные доклады», конференции, семинары.

6. Открытая модель НИР, основанная на научном и методическом обмене с партнерами:

а) грант фонда Eurasia по оказанию научной и методической помощи университетам Северо-Запада, который привел к появлению ряда совместно написанных кейсов;

б) взаимодействие с ЦЭМИ РАН, выразившееся не только в совместной работе в редколлегии «Российского журнала менеджмента», но и в участии в Научном совете «Проблемы комплексного развития промышленных предприятий» при Отделении общественных наук РАН.

Итоги

1. Появление критической массы преподавателей, систематически ведущих исследовательскую работу. Сотрудниками факультета опубликовано более 100 научных публикаций в академических журналах.

2. Опубликовано три сборника полномасштабных учебных кейсов:

Сборник учебных кейсов: Опыт российских компаний (Северо-Западный регион) / Под ред. С. П. Куща. СПб., 2003. Сборник учебных кейсов: Изменение внешней среды и развитие компаний /

Под ред. И. В. Гладких и Ю. В. Федотова. СПб., 2004. Стратегическое управление российскими компаниями: Сб. учебных кейсов / Под ред. И. В. Гладких, В. С. Катькало, С. П. Куща. СПб., 2004.

3. Расширение научных связей в России и за рубежом.

2005-... Переход на новое качество

С точки зрения управления НИИМ является в значительной мере виртуальной организацией: нет постоянных научных сотрудников; нет лабораторий с узкой тематикой, а значит, нет и привязки к кафедрам; активно используется леверидж знаний, выражающийся в организационно-объединительной активности с привлечением исследователей из других организаций. НИИМ состоит из небольшого количества центров, которые функционируют с помощью выполнения отдельных проектов с четко обозначенным результатом. Вокруг центра формируется неформальный коллектив преподавателей, аспирантов, студентов и лиц из сторонних организаций.

В настоящий момент планируются (и уже работают) следующие центры:

♦ Стратегического управления;

♦ Маркетинга;

♦ Корпоративных финансов и корпоративного управления;

♦ Корпоративной социальной ответственности и этики бизнеса;

♦ Государственного и муниципального управления;

♦ Истории менеджмента и управленческой мысли.

Первыми в серии монографий выходят книги по истории:

Шепелев Л. Е. Российские корпорации в XIX — начале XX века.

История предпринимательства в России в XIX — начале XX века. Серия «Труды конференции» / Под ред. А. А. Семенова и А. Л. Дмитриева.

В ближайших планах издание монографий по стратегическому менеджменту:

Ресурсы, динамические способности и стратегии фирмы: Сб. переводов / Под ред. В. С. Катькало.

Бухвалов А. В. Реальные опционы в менеджменте.

С сентября 2005 г. начнет функционировать исследовательский семинар по менеджменту, на котором предполагаются доклады ученых факультета о результатах своих последних научных работ, а также выступления отечественных и зарубежных ученых. Как правило, материал всех предлагаемых для печати монографий будет проходить через семинар. Новости о планах НИИМ всегда можно найти на сайте http://www.som.pu.ru/about_som/niim/.

Первым материализованным действием НИИМ явилась организация презентации монографии чл.-корр. РАН Г. Б. Клейнера «Эволюция институциональных систем», состоявшаяся 11 февраля 2005 г. в здании факультета менеджмента на Волховском переулке. В живую дискуссию об этом заметном труде, дающем авторский взгляд не только на теорию предмета, но и на преломление этой теории в свете российской практики, были вовлечены ученые, представляющие ряд факультетов СПбГУ, многие вузы, институты РАН.

НИИМ вместе с факультетом менеджмента участвует в организации конференции «Хозяйственная роль и культура предпринимательства в России: XIX-XX вв.» (СПб., 9-10 сентября), труды которой, так же, как и предыдущей конференции по истории, выйдут в серии монографий НИИМ. Осуществляется деятельность по повышению с 2006 г. статуса этой конференции до ранга международной, а также — по расширению ее тематики.

А. В. Бухвалов

факультет менеджмента СПбГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.