Научная статья на тему 'Представляем «Российский журнал менеджмента»'

Представляем «Российский журнал менеджмента» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представляем «Российский журнал менеджмента»»

Экономическая наука современной России

№ 4, 2003 г.

Представляем

«Российский журнал менеджмента»

В современном мире менеджмент - не только сфера профессиональной деятельности, уровень развития которой в любой стране определяет благосостояние нации, но и признанная научная дисциплина, имеющая свой предмет (основы и механизмы управления конкурентоспособными фирмами), свои методы исследования и целостную совокупность аналитических концепций, отличающих ее от смежных наук. Хотя быстрое «взросление» данной области исследований началось лишь с середины прошлого века, ныне она обладает солидной инфраструктурой: специализированными научными институтами и центрами, реферируемыми журналами, аспирантурой в ведущих университетах. В XX веке российские ученые выступили с рядом оригинальных разработок в некоторых разделах науки управления, а в последние годы началось активное сближение тематики развития теории и практики менеджмента в России и экономически передовых странах.

Все это определяет актуальность появления нового периодического издания - «Российского журнала менеджмента» (РЖМ), первого российского специализированного научно-исследовательского журнала по общему и стратегическому менеджменту. Журнал учрежден Санкт-Петербургским государственным университетом. Этот проект является результатом многолетнего плодотворного сотрудничества между факультетом менеджмента СПбГУ и Школой бизнеса им. Хааса Калифор-

нийского университета (Беркли). К данной инициативе присоединились ведущие ученые из основных российских научных и учебных центров в области менеджмента - Московский государственный университет (Высшая школа бизнеса и экономический факультет), Центральный экономико-математический институт РАН, Государственный университет - Высшая школа экономики, Институт экономики РАН и др. Журнал выходит при финансовой поддержке Международного банка Санкт-Петербурга и Фонда семейства Тисов (The Teece Family Foundation).

РЖМ возглавляют два главных соредактора— B.C. Катькало, декан факультета менеджмента СПбГУ - одной из ведущих бизнес-школ страны, и Д.Дж. Тис - директор Института менеджмента, инноваций и организации Школы бизнеса им. Хааса Калифорнийского университета (Беркли), видный представитель современной теории стратегического управления.

Журнал управляется Редколлегией (заместители главного редактора - A.B. Бухвалов, факультет менеджмента СПбГУ, и Г.Б. Клей-нер, ЦЭМИ РАН), в которую входят представители ведущих российских университетов и профильных исследовательских институтов РАН. Журнал имеет Международный научно-консультативный совет, включающий ряд ведущих российских ученых и выдающихся специалистов по теории менеджмента, представляющих лучшие университеты и бизнес-школы мира - Гарвардскую, Стэнфордскую и Уор-

тонскую школы бизнеса, Калифорнийский университет и Школу бизнеса им. Хааса, ШЗЕАЭ, Лондонскую школу бизнеса, университет им. Хитоцубаши и др.

Особое внимание РЖМ предполагает уделять оригинальным теоретическим и эмпирическим исследованиям на российском материале следующих важнейших проблем и направлений современного менеджмента:

• стратегическое управление;

• альтернативные теории фирмы и их сравнительный анализ;

• концепции и методы эффективного управления предприятием;

• управление организационными изменениями;

• управление стоимостью компании;

• управление знаниями и инновациями в современных организациях;

• стратегии управления риском и реальные опционы;

• вертикальная интеграция и межфирменные сети;

• экономические и социальные основы поведения фирм на развивающихся рынках;

• корпоративное управление и механизмы мотивации менеджеров;

• особенности менеджмента в национальном институционально-правовом контексте;

• социальная ответственность бизнеса.

Материалы журнала группируются по следующим разделам.

Раздел «Новые исследования» предназначен для публикации оригинальных академических работ различных жанров: аналитических обзоров эволюции исследований проблем менеджмента в мировой научной литературе, теоретического осмысления качественно новых явлений и тенденций развития менеджмента, результатов эмпирических исследований с использованием статистических методов и математических моделей и др.

В разделе «Хрестоматия» будут регулярно публиковаться тематические подборки ан-

нотированных переводов статей из ведущих в нашей профессии научных (реферируемых) и научно-практических журналов - Strategie Management Journal, Harvard Business Review, California Management Review, Industrial & Corporate Change, Journal of Management Studies, European Management Journal и др.

В разделе «Практика менеджмента» публикуются результаты полевых и экспериментальных исследований, интервью с лидерами мирового и отечественного бизнеса, авторские статьи об опыте управления развитием компаний, обзоры круглых столов ученых, консультантов и практиков и т.д.

В разделе «История управленческой мысли» будут публиковаться результаты исследований становления и развития в XX веке менеджмента как научной дисциплины и роли в ее формировании ведущих мыслителей и их школ.

Предусмотрены также разделы «Методология исследований менеджмента», «Рецензии» и «Хроника».

В 2003 г. вышли два пилотных выпуска журнала. С 2004 г. РЖМ будет выходить ежеквартально.

В этих выпусках, среди других материалов, помещены следующие статьи:

Новые исследования

Катькало B.C. Исходные концепции стратегического управления и их современная оценка.

Клейнер Г.Б. От теории предприятия к теории стратегического управления.

Мильнер Б.З. Концепция управления знаниями в современных организациях.

Третьяк О.А, Румянцева М.Н. Сетевые формы межфирменной кооперации: подходы к объяснению феномена.

Филонович С.Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы.

Авдашева С.Б. Количество против качества экономического роста: эффективность использования ресурсов в российской промышленности в 1997-2001 гг.

Методология исследований менеджмента Уильямсон О.И. Исследования стратегий фирмы: сравнение концепций механизмов управления и компетенций.

Хрестоматия: Корпоративные стратегии Чандлер АД. Функции штаб-квартиры в многопрофильной фирме.

Чезборо Г.У., Тис Д.Дж. Организационные основы инноваций: Когда виртуальная корпорация эффективна?

Практика менеджмента Бендукидзе К.А. Концепция реструктуризации и ее воплощение на предприятиях ОМЗ. Кущ С.П., Ракитин М.А., Афанасьев A.A.

Архангельский ЦБК: выбор продуктовой стратегии (учебный кейс).

Более подробная информация об РЖМ имеется на сайте http://www.rjm.ru.

Редколлегия журнала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.