Научная статья на тему 'Вторая презентация «Российского журнала менеджмента»'

Вторая презентация «Российского журнала менеджмента» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
64
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вторая презентация «Российского журнала менеджмента»»

ХРОНИКА

ВТОРАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ «РОССИЙСКОГО ЖУРНАЛА МЕНЕДЖМЕНТА»

Общеизвестными «законами жанра» научноисследовательского журнала, претендующего на долгосрочный успех, являются обширная география сторонников и авторов такого издания и постоянная обратная связь с ними редакционной коллегии. Посему естественной для «Российского журнала менеджмента» (два пилотных номера которого вышли в 2003 г.) была организация вскоре после его первой презентации в Москве в конце февраля 2004 г.* следующей презентации этого проекта в Санкт-Петербурге. Вторая презентация журнала состоялась 24 мая 2004 г. на факультете менеджмента СПбГУ с участием более 80 исследователей и преподавателей из основных профильных учебных и научных центров Санкт-Петербурга, а также представителей бизнеса. Очередное публичное представление концепции и материалов РЖМ прошло после выхода в свет уже трех его номеров и включало обсуждение обстоятельного доклада главного соредактора журнала, директора Института менеджмента, инноваций и организаций Калифорнийского университета (г. Беркли) Д.Дж. Тиса.

Дискуссию вел главный соредактор РЖМ, декан факультета менеджмента СПбГУ В. С. Катькало, отметивший во вступительном слове, что издание журнала призвано расширить возможности общения специалистов, которые занимаются не только преподаванием в области менеджмента, но и научными исследованиями. Такое сочетание при-

* Хроника этой презентации имеется в первом номере журнала за 2004 г. (с. 172-173).

суще современной университетской модели бизнес-образования и объясняет, почему именно Санкт-Петербургский государственный университет выступил учредителем журнала. Выразив удовлетворение началом проекта, В. С. Катькало поблагодарил коллег из ведущих российских университетов и институтов РАН, присоединившихся к этой инициативе в качестве членов редколлегии, авторов и рецензентов. Он подчеркнул, что рождение журнала стало возможным благодаря международному сотрудничеству, прежде всего поддержке его концепции коллегами из Калифорнийского университета (Беркли), и что в международный научно-консультативный совет журнала вошли многие ведущие исследователи проблем менеджмента как из России, так и из американских, европейских и японских университетских школ бизнеса и других научных центров.

Чл.-корр. РАН Г. Б. Клейнер, зам. главного редактора РЖМ, отметил, что журнал является ответом на вызовы времени. Прошло время, названное одним из исследователей этапом дезорганизации, когда отсутствие «организации в организациях» привело более чем к двукратному падению показателей реального сектора экономики России. Сейчас страна находится на восходящей ветви социально-экономического развития и именно решение проблем управления организациями позволит не только закрепить эти успехи, но и существенно продвинуться вперед. Далее Г. Б. Клейнер указал, что, несмотря на наличие в России ряда

периодических изданий, в названии которых имеются слова «менеджмент» или «управление», журналов, которые бы заполнили разрывы между теорией и практикой менеджмента, а также между зарубежными и российскими исследователями, пока нет. После московской презентации было получено немало добрых откликов в адрес журнала, но высказывались и опасения, связанные с числом авторов — не будет ли оно исчерпано в течение первого года издания. Действительно, в первых выпусках опубликованы статьи ряда ведущих специалистов в области управления, но число потенциальных авторов гораздо шире. Сейчас исследования на микроуровне интенсивно ведутся практически на всей территории России, и РЖМ является проектом, призванным объединить этих ученых и стимулировать их новые разработки. Потенциал главных соредакторов, членов редколлегии, коллектива редакции позволяет надеяться, что журнал на долгие годы займет ведущее место среди изданий, посвященных исследованию проблем управления.

Затем с докладом «Исследования, публикации и образование в области менеджмента» выступил главный соредактор журнала, директор Института менеджмента, инноваций и организации Калифорнийского университета (Беркли) Д. Дж. Тис. Указав на относительную молодость традиции исследований бизнеса, он тем не менее отметил, что в настоящее время существует множество журналов в этой области, а девиз «публикуйся или умирай» характерен для преподавателей школ бизнеса в не меньшей мере, чем для представителей других факультетов университетов. По мнению профессора Тиса, отличительной чертой качественных исследований менеджмента является сочетание передовой теории с глубоким знанием практики, здесь требуется «сбалансированное совершенство». Другим важным тезисом доклада было то, что ключевое значение для исследования высокого уровня имеет правильная постановка проблемы. Общим вопросом научной работы в области бизнеса является, по сути, объяснение причин успе-

ха одних фирм и неудач других. Качественные публикации представляют собой результат правильной постановки проблемы исследования, аналитической работы ученого и критической оценки выполненной работы рецензентами, предлагающими направления ее улучшения. В докладе был дан обзор истории развития бизнес-образования в США, превращения школ бизнеса в центры научных исследований, учреждения реферируемых журналов в области менеджмента. Было подчеркнуто значение междисциплинарных исследований, отвечающих самой природе менеджмента.

Докладчику был задан ряд вопросов. Один из них касался принципиальной разрешимости задачи объяснения успеха или неудачи фирм и возможности выработки практических рекомендаций ввиду наличия здесь факторов, не поддающихся управлению. Профессор Тис обратил внимание аудитории на природу и проблемы оценки нематериальных активов как источника наиболее устойчивых конкурентных преимуществ фирмы и подкрепил свою позицию логикой концепции динамических способностей фирмы.* Другой вопрос был таков: нужно ли подвергать научному редактированию статьи, прошедшие через «сито» рецензентов, если идеи автора изложены не всегда понятно для читателей, или они должны публиковаться в авторской редакции? Докладчик предложил придерживаться второго подхода и рассказал об истории создания и редакционной политике журнала Industrial and Corporate Change (www.icc.oupjournals.org), одним из основателей которого он являлся.

По мнению члена редколлегии журнала, ведущего научного сотрудника Института экономики РАН и зав. кафедрой ГУУ Б. З. Мильнера, начало издания РЖМ стало значимым событием в научной жизни России. Весь прошлый век в нашей стране ме-

* Подробнее см.: Тис Д. Дж. 2004. Получение экономической выгоды от знаний как активов: «новая экономика», рынки ноу-хау и нематериальные активы. Российский журнал менеджмента 2 (1): 95-120.

неджмент как наука и как профессия игнорировался, и тенденция этого незнания перешла в традицию нового века. Поэтому востребованность сочетания научного и практического подходов к управлению организациями является как никогда острой. Преодоление незнания в этой области требует последовательной, систематической работы, в которой журнал может сыграть очень большую роль. Как показал опыт последнего десятилетия, смена формы собственности, равно как и макроэкономические манипуляции сами по себе не способны обеспечить экономический рост. Эти положения оказались мифом, поскольку не были подкреплены эффективным управлением предприятиями. Именно в этих условиях было принято решение о создании журнала. Первые шаги показали, что он находится на высоком уровне разработки актуальных проблем управления, основательно собирая и обобщая мировой опыт в данной области.

Проректор Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов В. Э. Гордин поздравил членов редколлегии с началом издания журнала. Он отметил, что крайне важно «держать планку», заданную первыми номерами, и призвал к строгой организации работы с авторами. Было предложено не только принимать или отклонять присланные случайным образом работы, но и задавать потенциальным авторам тематику будущих выпусков. Другими рекомендациями были стимулирование «жестких дискуссий» по актуальным проблемам менеджмента и активное привлечение авторов из числа практиков бизнеса.

В начале своего выступления профессор экономического факультета СПбГУ В. В. Ковалев подчеркнул важность обращения к российской научной традиции и необходимость исследований на базе российских предприятий в силу невозможности и нецелесообразности копирования во всех случаях зарубежных наработок в области управления. Говоря о структуре РЖМ, профессор Ковалев посоветовал уделить особое внимание истории управленческой мысли и соответствующим персоналиям, а также обзорам

монографий и учебников по вопросам менеджмента (возможно, и аннотациям тематических докторских диссертаций) и отчетам об основных российских и зарубежных конференциях в области менеджмента. Важным был бы и раздел, посвященный обсуждению используемого в работах по менеджменту понятийного аппарата. Было предложено не забывать при междисциплинарной трактовке менеджмента вопросов информационных технологий и финансов, например, оценки бизнеса.

Тема междисциплинарности исследований менеджмента была развита зав. кафедрой экономической социологии СПбГУ Ю. В. Веселовым, выразившим надежду, что новый журнал будет объединять преподавателей и исследователей всех профессий, занимающихся вопросами управления. С точки зрения профессора Веселова, традиционное понимание междисциплинарности есть вчерашний день. Необходимо исходить из наличия единой общественной науки, отдельные аспекты которой изучают специалисты по управлению, психологи, социологи и т. д. Было высказано пожелание, чтобы менеджмент в журнале был представлен не только как наука, но и как искусство. Для этого нужно публиковать статьи о достижениях конкретных менеджеров и давать им слово на страницах журнала посредством интервью и авторских статей.

Ряд важных предложений был внесен и другими участниками дискуссии. Так, вицепрезидент Стокгольмской школы экономики в России Л. В. Мургулец подчеркнула, что многие российские школы бизнеса не занимаются исследованиями, хотя, как показывает зарубежный опыт, научная работа имеет огромное значение для поддержания качества преподавания. Журнал должен обеспечивать равный подход ко всем авторам, требуя предоставления для публикации результатов действительно новых исследований, не опубликованных ранее на русском языке. В выступлении директора научно-исследовательских программ МЦСЭИ «Леонтьевский центр» Л. Э. Лимонова прозвучало пожелание активнее обращаться

к проблематике управления в государственном секторе.

В заключительном слове Д. Дж. Тис отметил самое заинтересованное внимание российского сообщества исследователей проблем управления к факту начала издания «Российского журнала менеджмента». Он описал эту ситуацию как «двухсторонний рынок», когда множество новых идей отражены в статьях, поступающих в редакцию журнала, а журнал, в свою очередь, «постав-

ляет» идеи профессиональному сообществу. Во время презентаций журнала в Москве и Санкт-Петербурге был высказан целый ряд ценных идей, которые обязательно возьмет на вооружение редакция журнала. Завершая презентацию, В. С. Катькало поблагодарил всех выступавших за высказанные предложения и критические замечания, подчеркнув заинтересованность редакционной коллегии в расширении круга друзей, партнеров и авторов журнала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.