Научная статья на тему 'Высшая школа менеджмента СПбГУ: предыстория, концепция, этапы развития'

Высшая школа менеджмента СПбГУ: предыстория, концепция, этапы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
409
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшая школа менеджмента СПбГУ: предыстория, концепция, этапы развития»

2007 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 8. Вып. 3

В. С. Катъкало

ВЫСШАЯ ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА СПбГУ: ПРЕДЫСТОРИЯ, КОНЦЕПЦИЯ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

В начале 2007 г. — 29 января — ректор Санкт-Петербургского государственного университета Л. А. Вербицкая подписала приказ о создании Высшей школы менеджмента (ВШМ) СПбГУ путем реорганизации (слияния) факультета менеджмента, научно-исследовательского института менеджмента и специального факультета переподготовки кадров по менеджменту. Этот приказ стал завершающим звеном в ряду нормативных документов по организации ВШМ, создаваемой в рамках приоритетного национального проекта (ПНП) «Образование» и призванной стать первой российской школой бизнеса мирового уровня. Исходным документом по ВШМ послужило Распоряжение Правительства РФ № 576р от 25 апреля 2006 г., согласно которому такая бизнес-школа создается в качестве структурного подразделения СПбГУ на базе факультета менеджмента университета. 26 июня 2006 г. Ученый совет СПбГУ единогласно принял «Положение о Высшей школе менеджмента», раскрывающее статус, цели, задачи, модель управления и другие аспекты механизма функционирования ВШМ.

В соответствии с поставленной перед ВШМ амбициозной целью вхождения в число ведущих школ бизнеса мира в качестве бизнес-модели была выбрана типичная для таких школ университетская модель1. По символичному совпадению указанный приказ ректора СПбГУ увидел свет в дни, когда исполнилось 14 лет с начала истории факультета менеджмента университета — исторического российского прообраза современной университетской школы бизнеса и платформы для создания и развития ВШМ.

Впервые материал был опубликован в журнале «Бизнес-образование» (2007. Вып. 1 (22). С. 16-27).

1 Подтверждение тому см. в рейтингах ведущих бизнес-школ мира (например, данные за 2006 г., опубликованные в газете «Ведомости» 29 января 2007 г.). © В. С. Катькало, 2007

Это инновационное для России подразделение ведущего университета было открыто по приказу ректора СПбГУ С. П. Меркурьева 25 января 1993 г. и сразу получило статус факультета (период компромиссного обозначения его в уставе СПбГУ как «Факультет „Школа менеджмента"» был непродолжителен). Дискуссии начала 90-х гг. прошлого столетия по концепции создания в старейшем российском классическом университете факультета менеджмента стали следствием либо политизации вопроса, либо недостатка информации о роли таких факультетов в ведущих зарубежных университетах. Эти сомнения вскоре были опровергнуты динамикой учебных и научных программ факультета и быстрым накоплением им солидной репутации в деловой и академической среде. Уже в январе 1998 г. Ученый совет СПбГУ, признав новообразование состоявшимся членом семьи 19 факультетов университета, одобрил стратегию развития факультета на период до 2003 г. Дальнейший быстрый рост факультета подтвердил преимущества университетской модели бизнес-образования2 и возможность модернизации российской высшей школы для ее международной конкурентоспособности.

Подробно история становления и организационная модель факультета менеджмента СПбГУ обсуждались в предыдущих публикациях3. Задачи настоящей статьи состоят в кратком подведении итогов работы факультета за первые 14 лет и главным образом — в раскрытии концепции и этапов развития создаваемой на его базе Высшей школы менеджмента СПбГУ.

Итоги 14 лет факультета менеджмента СПбГУ. Начальный период любой организации всегда предполагает жесткую проверку состоятельности концепции ее создания. Целью открытия в 1993 г. факультета менеджмента СПбГУ было создание университетских программ подготовки для российской экономики профессиональных менеджеров нового типа, способных руководить фирмами в отечественной рыночной среде и владеющих современной общемировой теорией управления конкурентоспособными организациями в условиях глобализации бизнеса. Становление факультета совпало с системными сдвигами в российской экономике и революционными переменами в подходах к управлению эффективными и жизнеспособными организациями. Следствием анализа данного контекста было развитие философии учебных программ факультета не на идее «национальной уни-

2 Автор расширенно трактует понятие «бизнес-образование», включая в него, кроме программ МВА, ЕМВА и коротких программ для менеджеров, также магистратуру и бакалавриат. Этот подход соответствует практике многих лучших бизнес-школ мира (Wharton, HEC Paris и т. д.) и современным приоритетам бизнес-образования. С 2005 г. Financial Times кроме глобальных рейтингов по программам МВА и ЕМВА публикует рейтинг европейских бизнес-школ по программам магистратуры, а с 2006 г. ввела их в сводный рейтинг лучших бизнес-школ Европы.

3 [Катькало, 1996; 2002; 2003].

кальности отечественного бизнеса», а на передовых достижениях мировой теории и практики менеджмента с учетом опыта лучших российских компаний. Основываясь на этих представлениях, формировался и кадровый состав факультета. Очевидно, что такое стратегическое видение факультета соответствует магистральной тенденции интеграции российской экономики в мировое хозяйство. При выборе концепции факультета мы исходили также из понимания стратегических достоинств междисциплинарной университетской среды, важности акцента университетской модели бизнес-школы на обширном портфеле дипломных и краткосрочных программ и сочетании учебных и исследовательских программ.

Залогом успешной реализации этой концепции было развитие трех конкурентных преимуществ факультета: во-первых, его соответствия репутации СПбГУ как ведущего российского университета, признанного в мире центра образования и науки; во-вторых, кооперации с лучшими бизнес-школами США и Европы; в-третьих, создания партнерств с ведущими международными и российскими компаниями.

Модель управления развитием факультета всегда опиралась на два принципа, приоритетные для сегодняшней теории и практики стратегического управления успешными организациями (в том числе в сфере образования)4. Первый принцип состоит в концентрации усилий на создании собственных уникальных ресурсов и компетенций, а не на подавлении соперников в рыночной конкуренции. Это выразилось в инвестиционных предпочтениях в пользу наращивания штата высокопрофессиональных преподавателей и сотрудников, воспроизведения в условиях СПбГУ организационных механизмов передовых зарубежных университетских школ бизнеса и всемерных инвестициях в создание и продвижение собственного бренда на отечественном и международном рынках. Второй принцип заключается в безусловном выборе в пользу внешних критериев оценки своих результатов. Это означает отказ от характерной для отечественной высшей школы традиции самолюбования на основе прошлых достижений и замену ее постоянной сверкой своей деятельности с требованиями рынка труда и ожиданиями корпоративных и академических партнеров в России и за ее пределами.

За первые 14 лет факультет менеджмента СПбГУ прошел три этапа развития — первоначальное становление (1993-1997); быстрое «взросление» (1998-2002) и международное признание (2003-2006) — и стал одним из лидеров бизнес-образования на территории бывшего СССР. Об этом свидетельствуют как количественные, так и качественные результаты роста факультета.

4 [Катькало, 2006а; Гурков, 2006].

♦ Первое. Динамика наращивания масштабов программ факультета была уникальна для отечественной высшей школы. К сентябрю 2006 г. число обучающихся на факультете возросло с 33 студентов бакалавриата до 1,5 тыс. студентов, слушателей и аспирантов, причем стоимость обучения постоянно увеличивалась. Сегодня факультет является одним из ценовых лидеров на российском рынке бизнес-образования (программа ЕМВА — 20 тыс. евро, программа бакалавриата — 6 тыс. евро в год). Число штатных преподавателей, объединенных на семи кафедрах и прошедших, как правило, неоднократные стажировки и обучение в ведущих бизнес-школах мира, возросло с 6 до 65 человек (средний возраст — 43 года). Отметим и созвучную природе современной науки менеджмента междисциплинарность профессорско-преподавательского состава (ППС) факультета: здесь успешно работают профессиональные экономисты, психологи, математики и многие другие.

«Семья» выпускников факультета превышает 2,2 тыс. профессиональных менеджеров, высокий уровень подготовки которых подтверждает тот факт, что их постоянно рекрутируют лучшие международные (Procter&-Gamble, Ford, Henkel, L'Oreal, Ernst&Young и т. д.) и российские (Пивоваренная компания «Балтика», «Вымпелком», «Росгосстрах», СУЭК и т. д.) компании. Показательны и победы студентов факультета во многих профессиональных конкурсах. Так, в 2005 г. команда наших студентов впервые в истории России заняла третье место в финале глобального конкурса «EStrat Challenge», проводимого компанией L'Oreal.

♦ Второе. За 1993-2006 гг. создан и успешно развивается уникальный для российских бизнес-школ портфель образовательных программ дипломного уровня — от бакалавриата до ЕМВА и аспирантуры. Важно, что все программы реализуются в рамках единой организации и таким образом создается существенный синергетический эффект. С одной стороны, коллектив штатных преподавателей необходимой для запуска собственной программы МВА (2000 г.) численности был подготовлен в течение первых семи лет при развертывании программ подготовки бакалавров и специалистов, а также корпоративных программ. С другой стороны, преподаватели, успешно работающие по программам МВА, несут в аудитории основных образовательных программ уникальные навыки и знания, отточенные в интерактивных занятиях с практиками бизнеса.

В декабре 2006 г. факультет менеджмента СПбГУ получил первую международную аккредитацию и был принят в члены Сообщества европейских школ менеджмента (Community of European Management Schools, CEMS) в качестве единственного представителя российского бизнес-обра-

зования5. Начат процесс получения аккредитаций программ и факультета в целом в EFMD, AACSB и АМВА (факультет — институциональный член первых двух).

♦ Третъе. Критериальное качественное изменение — создание собственной, признанной в стране и за рубежом, научной школы. С 2002 г. на факультете приступил к работе совет по защите кандидатских диссертаций (с 2006 г. — докторских диссертаций) и начал издаваться научный журнал «Вестник СПбГУ. Серия „Менеджмент"». В 2003 г. был запущен очень успешный проект издания «Российского журнала менеджмента» — первого национального рецензируемого журнала по общему и стратегическому менеджменту, объединившего большинство ведущих отечественных исследователей этой проблематики из СПбГУ, МГУ, ГУ-ВШЭ, ЦЭМИ РАН и других научных центров. Эти проекты, а также открытый в 2004 г. Научно-исследовательский институт менеджмента (НИИМ) изначально финансировались из доходов от платных форм обучения и средств, привлеченных от компаний — партнеров факультета. В составе НИИМ создано четыре центра, отражающих приоритетные направления исследований: Центр исследований стратегий, инноваций и предпринимательства, Центр финансовых исследований, Центр исследований по маркетингу и Центр исследований государственного и муниципального управления.

Все центры имеют высокую продуктивность и международный уровень результатов. В последние годы ученые факультета были единственными докладчиками от России на Всемирном форуме проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства», годичных конференциях Европейской ассоциации исследователей маркетинга (ЕМАС), годичных конференциях Европейской академии бизнеса и общества (ЕАВК), всемирных конгрессах по управлению качеством и других крупных форумах. В 2006 г. преподавателями факультета было издано 12 монографий и сборников научных трудов. С каждым годом обретает все большую сопоставимость с аналогичными программами европейских и американских школ менеджмента аспирантура факультета.

♦ Четвертое. Факультет менеджмента СПбГУ сумел создать наиболее продвинутые для отечественной системы бизнес-образования партнерства с ведущими зарубежными школами бизнеса.

Во-первых, факультет не только располагает обширной сетью парт-нерств, но и стремится отбирать в это число только лучшие школы. Из 24 партнеров факультета 14 школ являются членами CEMS, а наиболее

5 Подробнее см.: [Факультет менеджмента СПбГУ..., 2006]; www.cems.org.

статусным долгосрочным партнером остается знаменитая Школа бизнеса им. Хааса, с которой факультет связывает свои многие достижения. Кооперация с этой школой была поддержана рядом грантов и имеет безупречную «кредитную историю».

Во-вторых, созданы пионерные для российского бизнес-образования англоязычные программы в консорциумах с ведущими европейскими школами. С 1999 г. бурно развивается созданная при поддержке гранта Tempus Tads в консорциуме с четырьмя (во главе с Копенгагенской) ведущими бизнес-школами Северной Европы программа «Магистр международного бизнеса». Она реализуется штатными преподавателями факультета, отвечает государственному образовательному стандарту РФ и основным требованиям CEMS и является пока уникальным для российских университетов примером реального трансферта кредитов после включенного обучения европейских студентов (в 2006/07 учебном году — более 90 человек). В 2005 г. был успешно начат пилотный проект англоязычной программы ЕМВА в консорциуме с четырьмя ведущими школами Европы во главе с французской HEC. Именно через последовательные усилия по реальной конвертации наших учебных программ в Европе (и США) нам представляется рациональным решение проблемы международного признания российских дипломов о высшем образовании.

♦ Пятое. Факультету удалось создать наиболее развитую систему корпоративных партнерств с ведущими международными и российскими компаниями. Факультет (прежде всего через Центр карьер) использует многочисленные формы реализации интересов компаний партнеров в подготовке специалистов высокого качества для работы именно в данных организациях. Для этого разработана программа ежегодных летних стажировок, проводятся дни карьеры (приоритетным правом участия в них обладают компании-партнеры), гостевые лекции менеджеров таких компаний, по их материалам пишутся учебные кейсы и т. д. В современном мире весь этот комплекс мероприятий является типичным для любой профессиональной школы бизнеса, и выгода от такой модели отношений взаимна.

Системное сотрудничество с лучшими работодателями имеет и другой важный аспект: такие долгосрочные связи оправдывают активную работу их руководителей в попечительском совете факультета, который был создан в 1993 г. и который первые десять лет возглавлял председатель Совета директоров компании Procter&Gamble Дж. И. Пеппер (в 2003-2006 гг. его сменили в качестве сопредседателей Совета президент Международного банка Санкт-Петербурга С. В. Бажанов и президент Американской торговой палаты в России Э. Б. Сомерс). Именно лидерство Дж. И. Пеппера во

многом способствовало выработке верной стратегии факультета и обеспечению ресурсной поддержки ее реализации.

Разумеется, такой вклад в судьбу факультета достижим лишь при прозрачности его бюджета и ясности механизмов принятия решений по его управлению как условии откровенного диалога с партнерами из внешней среды. Среди ярких результатов политики открытости факультета для внешних оценок — беспрецедентная для высшей школы России фандрейзинго-вая кампания, организованная попечительским советом факультета и аккумулировавшая к началу XXI в. около 6 млн долл. Компании — партнеры факультета, частные лица и благотворительные фонды стали источниками фонда реконструкции исторических зданий в центре Санкт-Петербурга для приспособления под учебный корпус, инаугурация которого состоялась 2 июля 2002 г. и который был назван в честь американского предпринимателя норвежского происхождения Артура Б. Шульца, пожертвовавшего на данный проект 1,3 млн долл. собственных средств.

♦ Шестое. Высокое качество и устойчивость развития факультета связаны с организационными отличиями его модели управления. В ее аспектах факультет менеджмента СПбГУ если не опередил современную реформу российского высшего образования, то по крайней мере был на ее переднем крае. Четыре основных отличия заслуживают специального упоминания.

Во-первых, это принцип многоканального финансирования факультета. Мы убеждены, что только при опоре на три источника — государственное финансирование, доходы от платных образовательных услуг и фанд-рейзинг6 — можно развивать крупные факультеты в крупных университетах современной России.

Во-вторых, это организационно-финансовые механизмы развития ППС факультета. Все наши учебные курсы являются предметом анонимного анкетирования студентов о качестве работы преподавателей — практика, зачастую даже не стоящая в повестке дня подавляющего большинства российских государственных вузов. Имеется и проработанная в деталях система доплат и надбавок преподавателям из внебюджетных средств за качество учебной и научной работы.

В-третьих, это принципы финансирования операционных расходов и инвестиционных проектов. Доходы от платных форм обучения формируют годовой операционный бюджет факультета. Для инвестиционных проектов (ремонт новых зданий, современный компьютерный центр, информатизация библиотеки) привлекаются внешние средства путем фандрейзинга.

6 Подробнее о финансовой модели современной бизнес-школы см.: [Катькало, 2004].

В-четвертых, в процессе принятия управленческих решений активно используются институциональные механизмы, обеспечивающие непрерывную обратную связь с внешними стейкхолдерами. Факультет пришел бы к 2006 г. с гораздо более скромными достижениями, если бы не было постоянного взаимодействия с попечительским советом, зарубежными академическими партнерами и Ассоциацией выпускников.

Впечатляющая динамика роста факультета подтвердила правильность его концепции, основанной на идее сбалансированности университетских традиций и инновационности учебных и научных проектов — синтеза, всегда отличавшего Санкт-Петербургский университет. Приведенные данные позволяют утверждать, что к началу 2006 г. факультет менеджмента СПбГУ был наиболее близок на модельном уровне к ведущим бизнес-школам мира по степени развития портфеля программ и их интернационализации, уровню организации и результатам научных исследований, масштабам и системности связей с корпоративным сообществом. Это обстоятельство обусловило выбор факультета как базы создания в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» российской школы бизнеса мирового уровня как структурного подразделения ведущего университета — Высшей школы менеджмента СПбГУ.

Концепция Высшей школы менеджмента СПбГУ. Суть проекта ВШМ и механизма его реализации может быть выражена двумя фразами: «Российская школа бизнеса с глобальным видением» и «Лидерство через знания, инновации и изменения».

Актуальность проекта не вызывает сомнений — за последние 50 лет школы бизнеса стали важнейшим элементом инфраструктуры развитой рыночной экономики. Зарубежный опыт (в 60-е гг. прошлого века — Великобритании, в 90-е гг. — Китая) показывает, что национальные проекты создания бизнес-школ мирового уровня наиболее продуктивны на основе партнерства государства и предпринимательского сообщества. В России начала XXI в. подобный проект также стал приоритетным для государства и бизнеса: преодоление острого общенационального дефицита профессиональных менеджеров понимается как условие эффективного осуществления социально-экономических реформ и успешного развития и международного позиционирования отечественных компаний в широком спектре отраслей и рынков. Особую актуальность проблеме придают предстоящее вступление России в ВТО и необходимость соответствия тенденции перехода ведущих стран к экономике знаний. Между тем пока представителей России нет среди участников мировых рейтингов ведущих бизнес-школ.

Очевидно, что такие школы можно пытаться создать либо на базе уже имеющейся школы, либо «с нуля». Оба этих подхода нашли применение в

рамках стартовавших в 2006 г. двух проектов создания российских бизнес-школ мирового уровня — первый сценарий реализуется Высшей школой менеджмента СПбГУ, второй — Московской школой управления «Сколко-во». В известном смысле можно утверждать, что оба проекта имеют общую цель, но избрали для ее достижения разные бизнес-модели.

Миссия проекта ВШМ состоит в создании российской школы бизнеса мирового уровня для подготовки национальной элиты управленческих кадров, способной решать задачи повышения конкурентоспособности страны в экономике знаний XXI в.

Стратегическими целями проекта ВШМ, достижение которых намечено на 2015 г., являются создание признанного в мире бренда российской бизнес-школы и вхождение ВШМ в число ведущих школ бизнеса Европы и мира по их основным рейтингам.

В качестве бизнес-модели для реализации проекта ВШМ используется современная университетская модель школы бизнеса (менеджмента)7 мирового уровня, которая представляется наиболее перспективной с учетом задач проекта8 и характеризуется рядом особенностей, обязательных для участников рейтингов ведущих бизнес-школ современности, таких как:

♦ совокупность дипломных программ, выделяющих бизнес-школы в системе высшего образования по критериям учебных планов, образовательным методикам и технологиям, целевой группе обучающихся (программы МВА, ЕМВА, профильные магистратура и аспирантура) и, кроме того, дающих их выпускникам возможность значительно повышать свою рыночную стоимость;

7 Понятия «школа бизнеса» и «школа менеджмента» сегодня следует трактовать как синонимы. Первые школы бизнеса возникли в США в Пенсильванском (1881) и Калифорнийском (Беркли, 1893) университетах. В начале XX в. в США и Европе прообразы современных школ бизнеса обычно назывались «школы (колледжи) коммерции». В середине XX в. в странах с рыночной экономикой профессиональный менеджмент превратился в важнейший фактор конкурентоспособности компаний независимо от отраслевой принадлежности. С тех пор в мире начался бум бизнес-образования (прежде всего программ МВА), а в названиях профильных учебных заведений утвердилось понятие «школа бизнеса (менеджмента)». В последние десятилетия все чаще применяется название «школа менеджмента», что отражает акцент на общность принципов профессионального менеджмента для любых организаций (включая государственные и некоммерческие) и усиление роли научных исследований в повышении качества бизнес-образования. При этом школы бизнеса (менеджмента) стали обязательным и самостоятельным элементом структуры ведущих университетов США, Европы и Азии: символично открытие в 1990-е гг. таких школ в Оксфорде и Кембридже, а также нынешнее стремление высшей школы Германии ускоренно преодолеть отставание в этой области.

8 Подробнее см.: [Катькало, 2006б].

♦ крупномасштабная (несколько тысяч обучающихся ежегодно) деятельность в области краткосрочных (открытых и корпоративных) программ для руководителей (Executive Education);

♦ приоритет научных исследований как залог конкурентных преимуществ бизнес-школы в создании новых знаний в сфере менеджмента (во второй половине XX в. в мире были созданы десятки специализированных научных журналов, публикации в которых стали условием карьерного роста преподавателей ведущих школ бизнеса)9;

♦ собственный штат профессиональных преподавателей бизнес-дисциплин (спецификой квалификационных требований здесь является, во-первых, баланс знаний передовых теорий менеджмента и практики управления в ведущих компаниях и, во-вторых, навыки работы по программам постбакалаврского уровня, прежде всего МВА);

♦ система активных партнерских связей с отечественными и международными компаниями-лидерами (посредством Попечительского совета, Центра карьер (включая рекрутинг выпускников), фанд-рейзинговых проектов, гостевых лекций и т. д.);

♦ глубокая интернационализация школы бизнеса, включая приоритет английского языка преподавания (в первую очередь на программах МВА, ЕМВА и магистратуры), международный состав студентов и преподавателей, двойные либо совместные дипломы с лучшими бизнес-школами мира, международная конвертируемость собственных дипломов (на основе взаимного трансферта кредитных единиц);

♦ система бизнес-процессов, обеспечивающая конкурентоспособность бренда школы и ее финансовую состоятельность (в основе которой лежит принцип многоканального финансирования).

Необходимо подчеркнуть системность данных характеристик: именно следующие им школы оказываются наиболее финансово состоятельными, обладают сильными брендами и привлекают крупные средства через механизм фандрейзинга.

Согласно избранной бизнес-модели и принятым решениям по ее воплощению в жизнь, с точки зрения своего организационно-правового статуса ВШМ является обособленным структурным подразделением (в статусе факультета) Санкт-Петербургского государственного университета.

Основными видами деятельности ВШМ будут:

♦ дипломные программы: ЕМВА, МВА, магистратура и бакалавриат;

9 О значении научных исследований в модели современной школы бизнеса международного уровня см.: [Огье, Тис, 2004].

♦ научные исследования и аспирантура;

♦ краткосрочные программы подготовки руководителей.

Впервые в России будут созданы очная англоязычная программа МВА, англоязычная программа ЕМВА («двойной диплом» с ведущей бизнес-школой США или Европы) и программа PhD в области менеджмента, а также крупный центр краткосрочных программ подготовки руководителей (Executive Education).

Предполагается развитие трех областей специализации: управление технологическими инновациями, управление ценностью компании и управление организационными изменениями. Кроме того, важной частью миссии Высшей школы менеджмента станет развитие ее компетенций в области подготовки профессиональных менеджеров для государственного и некоммерческого секторов современной рыночной экономики, а также для отдельных отраслей и видов бизнеса.

Преподавательский состав Высшей школы менеджмента СПбГУ будет иметь три составляющие:

♦ штатные (российские и иностранные) преподаватели ВШМ;

♦ гостевые преподаватели: «звездные» профессора зарубежных школ бизнеса и ведущие российские преподаватели бизнес-дисциплин;

♦ видные политики, менеджеры и предприниматели.

К реализации программ (особенно научно-исследовательских) с самого начала проекта ВШМ активно привлекаются ведущие специалисты других факультетов СПбГУ, работающие по направлениям, смежным с проблематикой менеджмента: математико-механического, социологии, прикладной математики — процессов управления и ряда других.

Принципы организации учебного процесса на дипломных программах ВШМ следующие:

♦ преимущественно английский язык преподавания;

♦ баланс современных методов обучения с акцентом на развитие навыков лидерства, предпринимательства и креативности;

♦ международный состав студентов (не менее 25%);

♦ высокая международная мобильность российских студентов;

♦ интеграция в учебный процесс передовых информационных технологий на основе комплексных технических решений;

♦ широкое применение образовательных кредитов и грантов.

Управление проектом создания и развития ВШМ осуществляют, согласно «Положению о Высшей школе менеджмента» (принятому Ученым советом СПбГУ), декан и ученый совет ВШМ, избираемые в установленном в университете порядке. В частности, они отвечают за формирование и развитие преподавательского состава, разработку инновационных образовательных программ и постановку бизнес-процессов школы.

Важнейшую роль в ВШМ будет играть Попечительский совет, сформированный из представителей органов государственной власти, руководителей ведущих российских и международных компаний и деканов ведущих бизнес-школ мира. Председателем попечительского совета ВШМ стал первый заместитель председателя Правительства РФ С. Б. Иванов, в совет вошли руководители таких ведущих российских и международных компаний, как «Газпром», «Базовый Элемент», «Внешторгбанк», «Интеррос», «Роснефть», «Совкомфлот», IBM, Microsoft, SAP и ряд других, а также деканы Школы бизнеса им. Хааса Калифорнийского университета (Беркли), Высшей коммерческой школы Парижа (HEC — Paris) и Школы бизнеса им. Шулиха Йоркского университета (Торонто).

Задачами Попечительского совета являются:

♦ выработка стратегии ВШМ и механизма ее реализации;

♦ содействие связи учебных программ с практикой управления ведущими компаниями;

♦ привлечение дополнительных ресурсов для развития ВШМ.

В рамках ПНП «Образование» на проект ВШМ СПбГУ из федерального бюджета выделено 1,5 млрд руб. В создаваемый в настоящее время фонд эндаумента (целевого капитала) на основе фандрейзинга в ближайшие годы планируется привлечь средства, эквивалентные 150 млн долл. США. Приоритетными направлениями использования средств эндаумент-фонда будут именные профессорские позиции, научно-исследовательские проекты, стипендии и гранты студентам ВШМ и другие целевые программы, отвечающие стратегии развития ВШМ.

Для содействия мировому уровню научных исследований в ВШМ, а также для разработки и реализации программ развития преподавателей ВШМ создается международный академический совет Высшей школы менеджмента. Председателем совета стал директор Института менеджмента, инноваций и организаций Калифорнийского университета (Беркли) профессор Д. Дж. Тис — один из самых известных в мире специалистов в области стратегического управления и теории фирмы. Войти в состав этого совета приглашены ведущие зарубежные и российские исследователи в области менеджмента и «звездные» профессора ведущих бизнес-школ мира.

Этапы реализации проекта ВШМ. В настоящее время видится три основных этапа создания и развития ВШМ, соответствующих миссии и целям проекта, а также избранной бизнес-модели.

♦ Первый этап. Становление (2006-2009) — запуск всех учебных программ и завершение строительства кампуса.

Для обеспечения проекта адекватной инфраструктурой Управление делами Президента РФ передало СПбГУ целевым назначением для загородного кампуса ВШМ дворцово-парковый ансамбль «Ми-

хайловская дача» (Санкт-Петербург, Петергоф) — памятник истории и архитектуры XIX в. федерального значения. Площадь территории составляет 104 га, общая площадь исторических строений — 22 тыс. кв. м. Торжественная церемония закладки Президентом РФ В. В. Путиным первого камня будущего кампуса ВШМ СПбГУ состоялась 29 ноября 2006 г. Комплекс необходимых работ предусматривает реконструкцию и реставрацию исторических строений, регулируемое строительство новых зданий и сооружений, реконструкцию, реставрацию и благоустройство парка, а также строительство инженерных сетей и сооружений.

♦ Второй этап. Быстрый рост (2010-2014) — достижение сопоставимости с ведущими бизнес-школами мира, получение международных аккредитаций (AACSB, EFMD, AMBA).

Этот этап будет отличаться расширением программ МВА и ЕМВА, развитием новой для России программы PhD в области менеджмента, причем эти и другие программы будут реализовываться с учетом задачи высокой интернационализации ВШМ. Достижение сопоставимости с ведущими бизнес-школами мира видится как сопоставимость не только учебных и научных программ, но и бизнес-процессов ВШМ и возможностей трудоустройства ее выпускников.

♦ Третий этап. Зрелость (с 2015 г.) — высокая международная конкурентоспособность.

Планируется, что к 2015 г. Высшая школа менеджмента СПбГУ выйдет на следующие количественные и качественные параметры:

♦ 1,8 тыс. студентов дипломных программ (не менее 1 тыс. — постбакалаврских), ежегодный выпуск по программам ЕМВА и МВА — 400 человек;

♦ центр краткосрочных программ подготовки руководителей (Executive Education) — 2 тыс. слушателей в год;

♦ 120 преподавателей, из них 80 штатных и не менее 30% — иностранных;

♦ совместные программы ЕМВА с ведущими бизнес-школами мира;

♦ общероссийский и международный отбор лучших студентов и преподавателей;

♦ преимущественно английский язык преподавания, не менее 30% студентов — иностранцы;

♦ публикации преподавателей и аспирантов ВШМ в ведущих международных журналах списка Financial Times — 40;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ мировой центр знаний в области ведения бизнеса в институциональной среде России;

♦ организатор ежегодных конференций европейских и глобальных ассоциаций исследователей менеджмента.

Успешная реализация концепции развития Высшей школы менеджмента СПбГУ до 2015 г. (утвержденной Попечительским советом ВШМ на его первом заседании 21 марта 2007 г.) позволит создать «бизнес-школу мечты» — российскую школу бизнеса мирового уровня, способную войти в число ведущих бизнес-школ Европы и мира. Уверенность в реалистичности столь амбициозного проекта сопряжена не только с поддержкой его со стороны государства, делового сообщества и партнеров из числа лучших зарубежных школ бизнеса, но и с правильным стратегическим выбором бизнес-модели ВШМ, создаваемой на базе факультета менеджмента СПбГУ Наряду с решением главной задачи проекта, воплощенной в его миссии, весьма важным представляется и другой ожидаемый институциональный результат развития ВШМ. Появление в стране международно-признанной крупной университетской школы менеджмента станет важным ориентиром для всей российской системы бизнес-образования. Организаторы факультета менеджмента СПбГУ сделали выбор в пользу такой университетской модели бизнес-школы 14 лет назад.

Литература

Гурков И. Б. Стратегия и структура корпорации. М.: Дело, 2006. Катькало В. С. Российское бизнес-образование в 90-е годы: институциональная структура, кадры, связи с бизнесом // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. Экономика. 1996. Вып. 4.

Катькало В. С. Факультет менеджмента СПбГУ: результаты первых девяти лет //

Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2002. Вып. 1. С. 7-39. Катькало В. С. Факультет менеджмента СПбГУ: стратегия развития после первых 10 лет роста // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2003. Вып. 1. С. 3-17.

Катькало В. С. Финансирование школ бизнеса: диверсификация источников // Бизнес-образование. 2004. № 2. Катькало В. С. Эволюция теории стратегического управления. СПб.: Издат. дом С.-Пе-

терб. гос. ун-та, 2006а. Катькало В. С. Бизнес-модели российских школ бизнеса и их международная конкурентоспособность // Планирование реформ и институциональные изменения в России. М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2006б. Огье М., Тис Д. Дж. Научные исследования, публикации и образование в области

менеджмента // Российский журнал менеджмента. 2004. Т. 2. № 4. С. 3-18. Факультет менеджмента СПбГУ принят в Сообщество европейских школ менеджмента и международных компаний (CEMS) // Российский журнал менеджмента. 2006. № 4. С. 135-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.