Научная статья на тему 'Семинар рабо «Научные исследования менеджмента: как их организовать в современной Российской бизнес-школе»'

Семинар рабо «Научные исследования менеджмента: как их организовать в современной Российской бизнес-школе» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семинар рабо «Научные исследования менеджмента: как их организовать в современной Российской бизнес-школе»»

Российский журнал менеджмента Том 5, №2, 2007. С. 158-159

СЕМИНАР РАБО «НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА: КАК ИХ ОРГАНИЗОВАТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ БИЗНЕС-ШКОЛЕ»

На базе Высшей школы менеджмента (ВШМ) СПбГУ 16 мая 2007 г. состоялся научно-практический семинар РАБО, посвященный роли и организации исследований в рамках бизнес-школы.

В современном мире ведущие бизнес-школы отличает солидный научно-исследовательский потенциал в области менеджмента, что отражает понимание ими способности создания новых знаний как своего конкурентного преимущества. Ключевые принципы исследовательской работы — меж-дисциплинарность и международный характер проектов при приоритете эмпирических исследований на российском материале. Важной задачей является содействие становлению нового поколения российских преподавателей менеджмента, обладающих сильными исследовательскими способностями и активно вовлеченных в общемировые дискуссии по актуальным вопросам теории и практики менеджмента.

Семинар был предназначен для руководителей, администраторов программ и ведущих преподавателей российских школ бизнеса. В работе семинара участвовало 14 человек из Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других крупных городов Европейской части России и Сибири, представлявших среду управленческого образования. Целью семинара являлось ознакомление участников с концепцией исследовательской бизнес-школы как доминирующей в мире мо-

дели ведущих бизнес-школ и как залога высокого качества бизнес-образования.

Проект семинара был разработан деканом ВШМ В. С. Катькало и директором НИИ менеджмента (НИИМ) ВШМ А. В. Бухвало-вым. Последний рассказал об организации научной работы в целом, а также в связи с реализацией Приоритетного национального проекта «Образование» в части создания Высшей школы менеджмента СПбГУ. В частности, он остановился на зримых результатах исследований, выразившихся в публикации монографий, учебных пособий, подготовленных на основе научных исследований, формировании портфелей статей «Российского журнала менеджмента» и журнала «Вестник СПбГУ. Серия Менеджмент». НИИМ осуществляет выпуск монографической серии «Труды конференций» и серии препринтов «Научные доклады НИИМ», которые подготавливаются к каждому докладу на действующих в НИИМ научных семинарах исследовательских центров.

Международным опытом постановки исследований в зарубежных бизнес-школах поделился со слушателями заведующий кафедрой международного менеджмента ВШМ Ю. Е. Благов. Ему, в частности, принадлежит большой организационный успех, связанный с интернационализаций научной работы в ВШМ, заключающийся в том, что в 2006 г. ежегодная научная конференция Европейской ассоциации этики бизнеса (EBEN)

«Нормативные основы корпоративной ответственности» была проведена в Санкт-Петербурге на базе ВШМ.

Более половины лекционного времени было занято не традиционными презентациями общего характера, а авторским представлением результатов шести исследовательских проектов, выполненных в ВШМ в 2006 г. в рамках Национального проекта. Это позволило слушателям познакомиться с проектами по стратегическому менеджменту (теория жизненного цикла компании), маркетинга (теория сетевых структур), финансам и корпоративному управлению, проблемам оценки эффективности проектов в области электроэнергетики, поиску эффективных форм взаимодействия бизнеса и государства в здравоохранении. Доклады вызвали многочисленные вопросы, связанные с проведением полевых исследований и тестированием гипотез. Значительное внимание было уделено организационным вопросам: подходам к отбору и финансированию проектов.

Особо отметим совместное выступление заведующего кафедрой маркетинга ВШМ С. П. Куща со своей недавней аспиранткой М. М. Смирновой, которые рассказали о чрезвычайно интересном компаративистском проекте, проводимом совместно с исследователями из Технологического университета Лаппеенранты (Финляндия), в котором на основе единообразной методики были обработаны эмпирические данные о компаниях из США, Финляндии и северо-запада России.

Всеми выступающими постоянно подчеркивалось, что исследования, проводящиеся в ВШМ, способствуют не только получению

новых знаний по теории менеджмента и практике российских компаний, но и имеют непосредственное внедрение в постбакалаврские учебные программы ВШМ. На основе этих исследований было издано шесть учебных пособий и четыре тома трудов конференций, создано более двух десятков полномасштабных учебных кейсов. В 2006 г. было опубликовано более 40 препринтов на русском и английском языках в рамках серии «Научные доклады НИИМ». Созданные в ходе полевых работ базы данных являются значительным заделом для будущих исследовательских работ преподавателей, аспирантов и студентов ВШМ.

Завершился семинар короткими презентациями 8 книг, изданных в ВШМ в 2006 г., благодаря финансированию в рамках Национального проекта.

Организаторы семинара обратились к участникам с предложением принять участие в совместных исследовательских проектах с преподавателями ВШМ. Как предлагали и надеялись организаторы, уже на следующий день появился заинтересованный отклик коллег из Сибирского федерального университета, в результате чего деканом ВШМ В. С. Катькало было принято соответствующее рамочное решение.

Как и полагается в случае любого публичного бизнес-мероприятия, слушателям семинара была предложена анкета для его оценки. Организаторы очень благодарны принявшему участие в работе семинара в качестве участника президенту РАБО Л. И. Евенко, написавшему в своей анкете следующее: «Очень интересно, по атмосфере „душу греет", к тому же полезно с практической точки зрения. Продолжать в том же духе».

А. В. Бухвалов

Высшая школа менеджмента СПбГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.