Научная статья на тему 'Создание мультфильма как фактор развития речевой и познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья'

Создание мультфильма как фактор развития речевой и познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CHILDREN WITH DISABILITIES / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ / COGNITIVE AND COMMUNICATIVE ACTIVITY / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА / REMEDIAL DEVELOPMENTAL PROGRAM / КОМПЬЮТЕРНАЯ АНИМАЦИЯ / COMPUTER ANIMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жиляев Данила Борисович

В статье представлены программы исследования и развития речевой и познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами компьютерной анимации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жиляев Данила Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creating an animated movie as a factor of development of speech and cognitive activity of children with disabilities

The program of research and development of speech and cognitive activity of children with disabilities by methods of computer animation is presented in this article.

Текст научной работы на тему «Создание мультфильма как фактор развития речевой и познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья»

Д.Б. ЖИЛЯЕВ аспирант МГПУ

Создание мультфильма как фактор развития речевой и познавательной активности детей с ограниченными

возможностями здоровья

Гуманистический подход к образованию требует от педагогов и психологов пристального внимания к изучению и развитию познавательной и эмоционально-личностной сферы ребенка. В процессе воспитания и обучения необходимо формировать разные виды готовности детей к взаимодействию с окружающим миром: интеллектуальную, эмоциональную, практическую.

Искусство является формой художественно-эстетического освоения мира, влияет на формирование художественной культуры, заключает в себе эстетические, гуманистические, познавательные ценности и воздействует на нравственное становление личности.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие представляет собой сложный комплексный феномен, включающий развитие когнитивных психических процессов, которые обеспечивают разные формы отражения окружающего мира и его познание. Недостаточность речевых средств и познавательной активности у детей с нарушениями развития снижает уровень их общения, способствует замкнутости, безынициативности, нерешительности, порождает специфические черты коммуникативного поведения: сужается круг общения, затруднен контакт и любые формы сотрудничества, снижен познавательный интерес, затруднен процесс познания. В свою очередь, низкий уровень общения, трудности взаимодействия с другими людьми замедляют темп развития речи и других психических процессов (Л.С. Выготский, Л.Г. Галигузова, Е.Е. Дмитриева, В.П. Козырева, И.Ю. Левченко, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Л.Г. Соловьёва, Е.Г. Федосеева, У.В. Ульенкова и др.).

Детство - период, когда активно формируется личность человека. Ребенок активно развивается, при этом необходимо, чтобы развитие было всесторонним и полимодальным, т.е. реализующим интеллектуальную и эмоциональную, физическую и духовную, ассоциативно-образную и художественную, нравственную и патриотическую формы становления личности.

Одним из инновационных направлений коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является метод использования компьютерной анимации в целях психолого-педагогической коррекции недостатков познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы. Создание

* Жиляев Данила Борисович, е-таП: danila-1403@yandex.ru

мультфильмов вместе с детьми является универсальным инструментом, позволяющим раскрыть творческие и совершенствовать

познавательные способности ребенка. Анимация (мультипликация) является коллективным творчеством, позволяющим развивать речь, когнитивные функции, креативные способности детей, улучшать их психоэмоциональное состояние1. Включение ребенка в создание мультфильма позволяет решать широкий спектр задач.

Особое внимание следует уделять построению эффективного взаимодействия в системах взрослый - ребенок, ребенок - ребенок, взрослый - ребенок - ребенок в инклюзивной образовательной среде. Инклюзивное обучение - одна из форм альтернативного обучения, базовыми принципами которого являются: ранняя коррекция; обязательная коррекционная помощь каждому ребенку; наличие адекватной развивающей среды; положительное отношение со стороны социума; специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ОВЗ.

Включение ребенка в создание мультфильма может стимулировать его познавательную и речевую активность, которую можно рассматривать в двух взаимосвязанных аспектах. С одной стороны, как свойство личности, проявляющееся в способности воспринимать, перерабатывать и усваивать информацию, высказываться и воспринимать речь другого субъекта речевой коммуникации. С другой -как качественно-количественную характеристику речевой и познавательной деятельности.

Целью нашего исследования является разработка диагностической и коррекционно-развивающей программ на основе технологии компьютерной анимации для работы с детьми с нарушениями речи и познавательной деятельности. Экспериментальные программы апробированы в стационарном отделении для детей Центра патологии речи и нейрореабилитации, в детском развивающем центре «Подсолнух», в детском саду комбинированного вида № 2106 г. Москвы.

Диагностическая методика, разработанная нами, включает три экспериментальных блока.

Блок I - цель: изучение выбора мотива в продуктивной деятельности.

Блок II - цель: изучение характера речевой активности ребёнка в продуктивно-игровой ситуации.

Блок III - цель: выявить особенности коммуникативной активности и умений сотрудничать с другими детьми в совместной продуктивной деятельности по созданию анимационного фильма.

1

См.: Борякова Н.Ю., Жиляев Д.Б. Развитие познавательной и речевой активности детей с нарушениями развития средствами компьютерной анимации // Модернизация специального образования в современном социокультурном пространстве: Материалы XVIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры». СПб., 2011.

При проведении экспериментов предусматривается фиксация в протоколе всех действий детей, их речевых высказываний. При анализе учитывается выбор мотивов (познавательных, игровых или материальных), уровень и особенности коммуникации, возможности программирования и словесной регуляции деятельности, вербализации, самооценка, а также состояние изобразительных и практических умений. Предусматривается оказание различных видов помощи: активная речевая стимуляция, побуждение к выполнению задания; повторное разъяснение инструкции, элементы обучения. Рассмотрим некоторые экспериментальные задания.

В первом экспериментальном задании предполагается выявление преобладающих мотивов в ситуации выбора. Детям предлагают на выбор:

а) нарисовать инопланетянина по образцу экспериментатора;

б) выполнить более сложное задание - аппликацию .

Инструкция: ребенку предъявляют два образца: нарисованный и

наклеенный, предлагают посмотреть и выбрать вид деятельности. Образец может оставаться перед глазами ребенка в течение всего хода выполнения задания. Перед началом работы каждому ребенку задают вопрос «Ты уверен, что сумеешь справиться с этим заданием?» После выполнения задания ребёнку задают следующие вопросы: «Почему выбрал именно это задание? Ты справился с работой? У тебя получилось так же, как у меня? Почему? Тебе нравится твоя работа? Почему? Почему ты выбрал рисунок? Почему ты выбрал аппликацию?» Анализируются характер выбора и мотивация, которой руководствовался ребенок, его способность к саморегуляции и самооценке.

Во втором задании дети объединяются в мини-группу по 3-4 человека и создается проблемная ситуация, вызывающая интерес, тем самым стимулируется речевая активность. Детям предлагают «волшебный сундучок», в котором находится игрушка. Они должны с помощью вопросов отгадать, что находится в сундучке. Если ребёнок затрудняется в постановке вопросов, экспериментатор повторяет инструкцию. В случае стойких затруднений после повторения инструкции используется организующая и направляющая помощь. В случае, если постановка вопроса вызывает трудности, можно провести обучающее занятие. После того как ребёнок отгадал, что это за предмет, проводится беседа: «Тебе понравилось играть со мной? Ты быстро отгадал, что в сундучке? Ты придумал много вопросов? Тебе удалось отгадать?» Анализируется речевая активность ребенка, его способность к диалогу.

При выполнении третьего задания дети объединяются по 3-4 человека (мы объединяли детей с нормальным и с нарушенным развитием) для совместной подготовки материалов для создания мультфильма. Анализируются возможности каждого:

- в создании замысла и разработке сюжета совместно со взрослым;

- в способности поставить общую цель, обсудить, какой материал нужен, какую поделку (игрушку) будут делать (рисовать), какова задача каждого из них;

- в умении отобрать нужный материал;

- в способности распределить обязанности по изготовлению деталей.

Оцениваются коммуникативные навыки, а также владение практическими умениями в продуктивной деятельности, достижение результата и его самооценка.

Коррекционно-развивающая программа предусматривает организацию совместной творческой деятельности детей с нормальным и нарушенным развитием. Программа направлена на формирование психологического базиса для развития речи и мышления, на обогащение представлений детей об окружающем мире в процессе работы над художественными образами, развитие межличностного взаимодействия и коммуникативных навыков, формирование нравственно-этических представлений. Задачи, которые решаются в процессе реализации программы, носят комплексный характер. Они могут быть объединены в несколько блоков в соответствии с проблемами коммуникативного, поведенческого, психомоторного, когнитивного и речевого развития детей.

Выбор тем занятий и подбор материалов для анимации осуществляются с учетом особенностей и возможностей детей с нарушениями речи, интеллекта, коммуникации.

Создание анимационного фильма - это длительный, технически трудоемкий процесс, поскольку надо разработать сюжет, реализовать задуманное. На занятиях дети проходят практически все творческие этапы создания анимационного фильма: создание сюжета, рисование (или создание образов с помощью других средств), анимацию изображений, озвучивание и режиссуру. В игровой форме одновременно осваиваются многие виды искусства: изобразительное, музыкальное, актерское. В процессе создания мультфильма могут участвовать дети дошкольного и младшего школьного возраста как с нормальным развитием, так и с различными нарушениями: с интеллектуальной недостаточностью, с аутистическими и речевыми нарушениями. Микрогруппа может объединять 4-6 детей. Педагогу необходимо наблюдать за взаимоотношениями детей, стимулировать их к взаимопомощи.

Структура занятия может быть различной в зависимости от состава группы. Одна из моделей работы над мультфильмом включает 4 этапа:

1 этап - создание сюжета, прослушивание текста с музыкальным сопровождением. С учетом возможностей детей включается беседа, пересказ, комментирование;

2 этап - практическая деятельность с различными материалами, направленная на создание художественных образов. В процесс

практической деятельности включается речевое сопровождение, комментирование действий, подведение итогов и словесный отчет. Предполагается музыкальное сопровождение;

3 этап - компьютерная анимация: монтаж и озвучивание мультфильма;

4 этап - заключительный: просмотр смонтированного мультфильма вместе с родителями, подведение итогов.

Практика показала, что в процессе создания мультфильма дети с нормальным развитием охотно помогают ребятам, испытывающим различные трудности, в том числе и тем, кто не владеет речью. У проблемных детей заметно возрастает речевая активность и познавательный интерес, совершенствуются предметно-практические и изобразительные навыки, они начинают активно сотрудничать с педагогами и другими детьми. Итоговый просмотр доставляет много радости взрослым и детям.

Жиляев Д.Б. Создание мультфильма как фактор развития речевой и познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья.

В статье представлены программы исследования и развития речевой и познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами компьютерной анимации.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, познавательная и коммуникативная активность, коррекционно-развивающая программа, компьютерная анимация.

Zhilyaev й.В. Creating an animated movie as a factor of development of speech and cognitive activity of children with disabilities. The program of research and development of speech and cognitive activity of children with disabilities by methods of computer animation is presented in this article.

Key words: children with disabilities, cognitive and communicative activity, remedial developmental program, computer animation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.