Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АГРАРНОГО ПРОФИЛЯ В ГРУППАХ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ'

СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АГРАРНОГО ПРОФИЛЯ В ГРУППАХ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / СПОРТИВНОЕ УЧЕБНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТИВНАЯ БОРЬБА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сучков А.К.

Профессионально-прикладная физическая подготовка - педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Образовательный процесс в спортивном учебном отделении, где осуществляется подготовка по видам борьбы, направлен на соблюдение принципов спортивной тренировки. В статье предложен вариант интеграции указанных направлений физического воспитания обучающихся учреждений высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сучков А.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF A MODEL OF PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF AN AGRICULTURAL PROFILE IN WRESTLING GROUPS

Professionally-applied physical training is a pedagogically directed process of providing specialized physical readiness for the chosen professional activity. The educational process in the sports training department where training in the types of wrestling is carried out, is aimed at observing the principles of sports training. The article offers a variant of integration of these components of physical education of students of higher education institutions.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АГРАРНОГО ПРОФИЛЯ В ГРУППАХ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ»

УДК [378.095 : 63] : 796.8-057.875

А. К. Сучков

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и спорта, УО «Витебская государственная академия ветеринарной медицины», г. Витебск, Республика Беларусь

СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АГРАРНОГО ПРОФИЛЯ В ГРУППАХ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ

Профессионально-прикладная физическая подготовка - педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Образовательный процесс в спортивном учебном отделении, где осуществляется подготовка по видам борьбы, направлен на соблюдение принципов спортивной тренировки. В статье предложен вариант интеграции указанных направлений физического воспитания обучающихся учреждений высшего образования.

Ключевые слова: физическая культура, студенты, спортивное учебное отделение, физическая подготовленность, профессионально-прикладная физическая подготовка, спортивная борьба.

Введение

Цель профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) в учреждениях высшего образования - психофизическая готовность и физическая пригодность к успешной профессиональной деятельности [1]. Профессионально-прикладное направление учебной дисциплины «Физическая культура» обеспечивает формирование у студентов знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения производственных функций в предстоящей профессиональной деятельности. Спортивное направление учебной дисциплины «Физическая культура» обеспечивает специализированные систематические занятия и участие в спортивных соревнованиях по одному из видов спорта. Учебно-тренировочные занятия студентов в спортивном учебном отделении по сути своей не отличаются от занятий в учреждениях спортивного профиля. Учебные группы формируются из числа студентов разных курсов и факультетов, показавших хорошую физическую подготовленность, с мотивацией на повышение своего спортивного мастерства в определенном виде спорта. Таким образом, обучение студентов в спортивном учебном отделении направлено на их совершенствование в одном из видов спорта (в нашем случае - борьбе) и позволяет обучающимся получать результаты от вида деятельности в условиях учебно-тренировочных занятий, контрольных испытаний, соревнований [2]. В то же время социально значимой задачей физического воспитания в учреждении высшего образования является формирование необходимого для будущей профессиональной деятельности уровня физической подготовленности студентов, который в спортивном учебном отделении достигается на основе интеграции спортивного и профессионально-прикладного направлений образовательного процесса по учебной дисциплине «Физическая культура». Для такой интеграции целесообразно применять метод моделирования - создавать модели подготовки (разделов подготовки) по видам борьбы в учреждении высшего образования, в т. ч. модель профессионально-прикладной физической подготовки. Важность интеграции подтверждает тот факт, что физическая подготовленность, двигательные умения и навыки, в том числе необходимые для успешной работы по выбранной обучающимися специальности, быстро утрачиваются после завершения обязательных занятий, если не поддерживаются самостоятельно. Кроме того, с возрастом мотивация к занятиям физическими упражнениями снижается в силу ряда причин. Профессиональному и творческому долголетию будет способствовать сформированная в спортивном учебном отделении осознанная потребность занятий спортом. В то же время изучение литературных источников по теме исследования показало, что, несмотря на всю важность ППФП, учебной дисциплине «Физическая культура» требуется гораздо большая профессиональная направленность. Так, В. И. Ильинич в своих работах говорит о том, что имеющийся в специальной литературе фрагментарный характер разработок, отсутствие комплексных научно-методических обоснований и описаний положительного опыта ППФП не способствуют решению проблем формирования физической готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности [3; 4]. В. А. Коледа отмечает, что многие студенты не придают значения (не осознают) тесной взаимосвязи между результатами физкультурного образования (включая принципы здорового образа жизни) и успешностью будущей профессиональной деятельности [5]. Л. И. Лубышева указывает, что

© Сучков А. К., 2022

традиционное построение физического воспитания не решает в полной мере проблем целенаправленной подготовки студентов к физкультурному самообразованию и физическому самосовершенствованию, которые рассматриваются как важные составляющие профессиональной компетентности будущего специалиста [6]. Принимая во внимание приведенные положения ведущих исследователей проблем физического воспитания в высшей школе, мы на примере изучения специфики обучения в учреждениях высшего образования аграрного профиля и условий производственной деятельности специалистов агропромышленного комплекса (АПК) предлагаем один из вариантов повышения практикоориентированности учебной дисциплины «Физическая культура».

Цель исследования - разработка и апробация модели ППФП в группах борьбы, являющейся интегральной составляющей спортивного и профессионально-прикладного направлений физического воспитания обучающихся.

Методы и методология исследования

В использовании метода моделирования в педагогике существуют некоторые трудности. Во-первых, недостаточная разработанность методологических и логических основ педагогического моделирования, его понятийного аппарата, неоднозначность определений педагогических объектов. Технологии моделирования в литературных источниках в большинстве случаев представлены субъективным решением педагогической задачи либо обобщенной концепцией создания моделей. Во-вторых, многомерность, многофакторность педагогических объектов. Неоднозначны мнения о возможности моделирования сложных явлений социальной сферы, т. к. даже детально разработанная модель не может точно прогнозировать развитие объекта или взаимодействие его компонентов, следовательно, возможен конфликт полноты и валидности модели, одним из решений которого является создание определенного комплекса моделей, описывающих разные факторы функционирования и развития образовательной системы. В нашем случае мы рассматривали объект (физическое воспитание) и предмет (профессионально-прикладная физическая подготовка) исследования всесторонне, в развитии и взаимосвязи. Спортивная борьба рассматривалась как элемент образовательного процесса, являющегося, в свою очередь, составляющей физического воспитания, направленного на достижение физической готовности к профессиональной деятельности в АПК. Технологический уровень методологии представлен методами исследования: анализ и синтез, опрос, наблюдение, моделирование. Научное обоснование моделирования подготовки по видам борьбы предполагает изучение публикаций ведущих специалистов в области физического воспитания и спорта. Анализ документов позволит говорить об аутентичности и валидности модели. Опросы помогут определить влияние занятий обучающихся спортом на их последующую профессиональную деятельность. Педагогическое наблюдение создает полную картину эффективности ППФП. Исследования проводились в Витебской государственной академии ветеринарной медицины (УО ВГАВМ) и Белорусской государственной сельскохозяйственной академии (УО БГСХА).

Результаты исследования и их обсуждение

Для достижения цели учебной дисциплины «Физическая культура» в учреждении высшего образования - формирования социально-личностных компетенций обучающихся, обеспечивающих целевое использование соответствующих средств физической культуры и спорта для сохранения, укрепления здоровья и подготовки к профессиональной деятельности, - модель подготовки (разделов подготовки) по видам борьбы должна создаваться на основе:

• формирования спортивных компетенций, позитивно влияющих на развитие социально-профессиональной компетентности;

• обеспечения личностно ориентированного характера физического воспитания, а также возможности творческой самореализации студента (принцип гуманизации);

• усиления практикоориентированности образовательного процесса, организации самостоятельной работы обучающихся, моделирующей решение задач социально-профессиональной сферы в изменяющихся жизненных условиях (принцип компетентностного подхода);

• комплексного решения задач обучения видам борьбы и профессионально-прикладных задач, связанных с будущей социально-профессиональной деятельностью выпускника;

• повышения эффективности взаимодействия субъектов физического воспитания и повышения качества подготовки, обусловленное узкой специализацией преподавателя.

Модель подготовки по видам борьбы в учреждении высшего образования аграрного профиля мы создавали как представленный ниже комплекс взаимосвязанных последовательных этапов, на каждом из которых решался свой определенный логический круг вопросов.

Авторская схема этапов моделирования представлена на рисунке 1.

Обеспечение комплексной подготовки специалистов в учреждениях высшего образования АНАЛИЗ ВЫЯВЛЕННЫХ ПРОБЛЕМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Характеристики образовательного процесса

Потребности, интересы и возможности обучающихся

*

Мотивация к занятиям по «Физической культуре» ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДАМ БОРЬБЫ

Повышение спортивного мастерства обучающихся

Комплектование сборных команд по видам борьбы

г

Научно-методическое обеспечение ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Комплектование разделов подготовки

Обеспечение связи с другими видами и формами учебной деятельности

1

Обеспечение целостности образовательного процесса по учебной дисциплине «Физическая культура» СТРУКТУРИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ПОДГОТОВКИ

Обеспечение последовательности и взаимосвязи разделов подготовки

Обеспечение возможности самостоятельной работы

1 г

Диагностика спортивных компетенций АПРОБАЦИЯ И КОРРЕКТИРОВКА РАЗРАБОТКИ

Опрос, наблюдение, анализ и синтез

Учет образовательной, социальной и бытовой сфер деятельности обучающихся

1 г

Нормативное обеспечение ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ППФП В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ КУРСА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Кадровое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

Рисунок 1 - Схема этапов моделирования

Далее кратко прокомментируем представленные на рисунке 1 этапы моделирования подготовки по видам борьбы в учреждении высшего образования.

1. Анализ выявленных в ходе наших лонгитюдных исследований проблем физического воспитания в учреждениях высшего образования, который обосновывает создание модели, показывает, что модель является не самоцелью, а средством для устранения существующих противоречий.

2. Постановка цели и определение задач подготовки по видам борьбы позволяет конкретизировать цель и задачи исследования, для решения которых требуется построение модели.

3. Формирование учебного материала практическими блоками не допускает использование модели только лишь как схематической иллюстрации к теоретическим рассуждениям.

4. Структурирование компонентов подготовки дает возможность представить всю совокупность внутренних связей процесса и увидеть «слабые места».

5. Апробация и корректировка выявляют дополнительные ресурсы и условия эффективности процесса, которые ранее не были замечены, возможности реализации модели в новых условиях.

6. Внедрение модели ППФП в образовательный процесс учреждения высшего образования в рамках курса «Физическая культура» является частью процесса моделирования и ошибочно считать, что модель - это «итог», а не инструмент исследования.

Моделируя физическое воспитание обучающихся в учреждении высшего образования, следует учитывать их желания и потребности в выборе средств, методов и форм физкультурно-спортивной деятельности (принцип гуманизации), а также специфику избранной специальности (принцип компетентностного подхода).

Принцип гуманизации обеспечивает личностно ориентированный характер образовательного процесса и творческую самореализацию студента. Основываясь на этом принципе, необходимо в большей мере предоставлять учащимся право выбора вида спорта для физического совершенствования, мотивируя их тем самым к учебным занятиям и повышая качество образовательного процесса.

Компетентностный подход - это комплекс методологических, парадигмальных структурных компонентов, направленный на формирование компетентностей и компетенций, основанных на оптимальном соотношении теоретических знаний, умений, способностей, профессионально значимых и личностных качеств, обеспечивающих эффективную подготовку профессионала-специалиста, характеризующегося адекватным представлением о профессиональной деятельности [7].

Таким образом, при организации учебно-тренировочного процесса по борьбе, востребованного в учреждениях высшего образования аграрного профиля вида спорта [8; 9], следует проектировать образовательные технологии, способствующие эффективной интеграции спортивного и профессионально-прикладного направлений физического воспитания обучающихся. Для изучения и реализации таких образовательных технологий эффективным методом является метод моделирования. Моделирование помогает рассматривать и анализировать объект исследования в различных условиях. При этом интегрированная целостность и разносторонность получаемой информации дают возможность осуществлять синтетический подход в познании изучаемого объекта.

Для создания модели профессионально-прикладной физической подготовки в группах спортивной борьбы необходимо: 1) знать специфику обучения в учреждениях высшего образования аграрного профиля; 2) четко представлять условия производственной деятельности на предприятиях АПК. Далее кратко охарактеризуем эти две составляющие.

1. К специфике обучения в учреждениях высшего образования аграрного профиля следует отнести тот факт, что обучающиеся формируют профессиональные компетенции в учебно-опытных хозяйствах, ветеринарных клиниках, лабораториях, на земельных участках и других подразделениях методами, соответствующими специфике учебно-производственного объекта. Профильные кафедры проводят практическую подготовку непосредственно на различных предприятиях агропромышленного комплекса. Специфика обучения в учреждениях высшего образования также характеризуется работой с животными, работой в полевых условиях и работой с вредными для здоровья человека веществами. Исходя из этого, организация образовательного процесса предполагает обучение в малых по численности группах со своим учебным расписанием.

2. Условия производственной деятельности на предприятиях АПК требуют, как указывает Л. П. Матвеев [10], физической подготовленности к разновидностям сельскохозяйственного труда, формирующейся следующими составляющими:

• комплексная выносливость, проявляемая в динамических и статических режимах продолжительного функционирования различных мышечных групп;

• способность ориентироваться на местности и рационально распределять затраты энергии во времени;

• разнообразные двигательные навыки, в том числе навыки, способствующие умелому оперированию различными орудиями труда;

• закаленность организма по отношению к неблагоприятным метеорологическим воздействиям.

Деятельность специалистов с высшим образованием не предусматривает тяжелого физического труда, тем не менее, ряд производственных операций в сельском хозяйстве требует определенно высокого уровня физической подготовленности. Проводимые нами лонгитюдные исследования (анализ литературных источников, опрос обучающихся и выпускников УО ВГАВМ и УО БГСХА, наблюдение за учебными практиками) позволили заключить, что занятия спортивной борьбой (разделы физической, технической подготовки и профессионально-прикладной физической подготовки) позволят обучающимся учреждений высшего образования аграрного профиля физически подготовить себя к предстоящей профессиональной деятельности. В подтверждение приведем краткое сравнение профессиографических характеристик работы в сельском хозяйстве и характеристик подготовки по видам борьбы.

В условиях часто меняющихся ситуаций на производственных объектах АПК (погода, рельеф и характер местности, поведение животных и т. п.), на фоне дефицита времени, особое значение имеют процессы восприятия и переработки информации специалистом в ограниченные интервалы времени. В ходе учебно-тренировочного процесса борцов обучают быстро оценивать ситуацию, предугадывать возможные варианты ее развития, т. е. формируют навыки экстраполяции. На тренировках и соревнованиях у борцов высокое нервно-мышечное напряжение чередуется с расслаблением и восстановлением в различных временных и технических комбинациях, что способствует быстрой адаптации к меняющимся условиям. Совершенствование физических способностей и овладение техникой борьбы неразрывно связаны между собой. Высококвалифицированного борца характеризует умение владеть своим телом и соизмерять свои усилия в любой ситуации, направлять их в нужное русло. Работа в сельском хозяйстве требует проявления физических способностей в различных соотношениях, следовательно, использование тренировочных средств борьбы для формирования физической пригодности обучающихся к производственной деятельности в АПК является обоснованным. В учебно-тренировочном процессе по борьбе необходимы строгая дисциплина обучающихся, самоконтроль, индивидуальные наблюдения, фиксирование отдельных психофизических параметров. Компетентная интеграция самостоятельности, инициативы и дисциплины развивает выдержку, самообладание, способность к самооценке, организованность. Подготовка по борьбе требует от обучающегося сконцентрироваться на изучении конкретных технических действий. В связи с этим наряду с совершенствованием физических способностей тренируются память, способность к концентрации внимания, вырабатывается психофизическая устойчивость. Указанные психофизические способности являются важной составляющей успешной профессиональной деятельности ветврачей и зоотехников, работающих с животными. Работа агрономов связана с передвижениями по удаленным объектам АПК, в том числе в пешем порядке. Борцы в своей подготовке используют кроссовую, лыжную подготовку и плавание, обеспечивающие необходимый уровень развития общей выносливости. Борьба классифицируется как ациклический вид спорта. На практических занятиях применяют нагрузки различной мощности, упражнения выполняются в различных положениях и комбинациях. Ациклические движения, выполняемые в различных положениях, с различной амплитудой, с меняющейся интенсивностью и усилиями, широко представлены в производственных операциях инженеров-механиков, инженеров-гидротехников, работающих в полевых условиях. Вышеуказанное свидетельствует о том, что борьбе и работе в сельском хозяйстве, рассматриваемым в ракурсе выполнения определенных практических операций, присущи идентичные характеристики, наличие которых обуславливает эффективность решения конкретных задач. Исходя из этого, можно говорить о правомерности применения тренировочных средств борьбы для ППФП обучающихся учреждений высшего образования аграрного профиля, формирования уровня их физической подготовленности к условиям будущей производственной деятельности. Термин «физическая подготовленность» подразумевает подготовку не к труду вообще, а к конкретной трудовой деятельности. Таким образом, для каждой профессиональной деятельности необходимо определять соотношения компонентов как в комплексе «физическая подготовленность» (состояние здоровья, умения и навыки, физические качества), так и в ее составляющей «физические качества». Анализ проведенного нами анкетирования выпускников учреждений высшего образования аграрного профиля разных лет показал, что и в современных условиях развития сельскохозяйственного

производства требуется достаточно высокий уровень развития физических качеств, а наиболее важными из них являются выносливость и сила [11]. Это согласуется с мнением авторов, проводивших исследования в 80-е и 90-е годы прошлого столетия (рисунок 2).

Данные А. К. Сучкова (2007-2020)

Данные И. П. Круглика (1988-1998)

Данные С. А. Московских (1986)

Данные А. А. Померанцева (1986)

0 % 10 % 20 % 30 % 40 % 50 % 60 % 70 % 80 % ■л Гибкость ^ Быстрота Координационные способности 11 Сила = Выносливость

я 2,1 % ^ 4,2 % 5,9 % ммшГммш III 23 ,1 % 64 ,7 %

да: 6 ,1 % ммммммш % 1М 2 К, 4 % /о 49,3 %

да 4,8 % 45,,83 %% ммммммш 17,6 % 19,2 % 3, 1 % 'о

8,4 % \\\\ 11,3 % //////У/// 21, 26,3 % 1 % 32, 9 %

Рисунок 2 - Определение приоритетных физических качеств для работы в АПК

Таким образом, при создании модели ППФП совершенствованию вышеуказанных качеств следует отдавать приоритет. Совершенствование профессионально значимых физических качеств и необходимых двигательных навыков должно являться интегральным компонентом физической и технической подготовки борца. Это положение следует учитывать при моделировании подготовки по видам борьбы в учреждении высшего образования. В таблице 1 представим составляющие ППФП в группах борьбы.

Таблица 1 - Модель профессионально-прикладной физической подготовки в группах борьбы

Компонент Средства совершенствования Методические принципы

Приоритетное физическое качество - выносливость Кроссовая подготовка, лыжная подготовка, плавание Вариативность подготовки

Приоритетное физическое качество - сила Силовая подготовка Укрепление опорно-двигательного аппарата

Физические качества -быстрота, ловкость, гибкость Общая и специальная физическая подготовка Построение занятий с учётом специфики видов борьбы, а также зачётных требований

Способность ориентироваться на местности Кроссовая подготовка, лыжная подготовка Проведение занятий по пересеченной местности в лесопарковых зонах

Способность рационально распределять затраты энергии во времени Все виды подготовки Моделирование различных ситуаций предстоящей профессиональной деятельности

Способность оперировать различными орудиями труда в производственных операциях Упражнения с предметами, упражнения на снарядах, упражнения на тренажерах Подбор упражнений, использование которых даёт эффект положительного переноса навыка для последующего обучения производственным операциям в предстоящей профессиональной деятельности

Закаленность организма по отношению к неблагоприятным метеорологическим воздействиям Кроссовая подготовка, лыжная подготовка, плавание Проведение занятий в различных метеорологических условиях

Предлагаемая нами модель используется при организации и проведении учебно-тренировочного процесса по видам борьбы в УО ВГАВМ и УО БГСХА, начиная с 2017 г. и по настоящее время. При этом методом опроса изучается влияние занятий борьбой во время обучения студентов на их последующую профессиональную деятельность. Так, в 2022 г. было проведено анкетирование специалистов АПК разного возраста, которые, будучи студентами, в период 2017-2021 гг. занимались спортивной борьбой (п = 109 человек). Все опрашиваемые имели различные спортивные разряды и звания: первый - 52,3 %, кандидат в мастера спорта - 41,2 %, мастер спорта - 6,5 %. Анализ ответов респондентов дал следующие результаты. Как оказалось, 72,4 % опрошенных занимаются физкультурой и спортом, причем 24,9 % - не реже одного раза в неделю. Мотивацией к занятиям у подавляющего большинства из них является укрепление здоровья и поддержание высокой работоспособности (93,2 %). Для достижения спортивных результатов занимается спортом 6,8 %. Среди физических качеств, развиваемых при занятиях спортивной борьбой, работники АПК выделяют как приоритетные в своей профессиональной деятельности выносливость (69,1 %) и силу (21,1 %). Свое физическое состояние оценили как удовлетворительное 23,5 %, хорошее - 67,2 % и отличное - 9,3 % респондентов. Почти все они отмечают положительное влияние занятий борьбой на здоровье и работоспособность.

Заключение

Рассматривая в аспекте профессионально-прикладной физической подготовки обучающихся учреждений высшего образования аграрного профиля понятия «спорт» и «трудовая деятельность», следует отметить их явную тождественность по ряду психофизических параметров. Совершенствование в спорте и совершенствование в трудовой деятельности также имеют аналогичные принципы, требования, методики. Идентичные условия, необходимые для совершенствования двигательных умений и навыков как в спортивных дисциплинах, так и в трудовых процессах, обусловливают возможность создания моделей профессионально-прикладной физической подготовки обучающихся учреждений высшего образования для занятий в спортивных группах. Для этого следует проектировать упражнения (комплексы упражнений) как отдельные компоненты трудовых процессов с целью их интеграции в учебно-тренировочный процесс. При этом в процессе моделирования следует учитывать, что в основе такого проектирования (разработки методик ППФП) лежат две ключевые составляющие: теория переноса навыка и учение об адаптации организма человека.

Первая составляющая (теория переноса навыка) детерминирует подбор физических упражнений, способствующих положительному переносу навыка. При некорректном подборе физических упражнений возможен эффект отрицательного переноса навыка, затрудняющий (блокирующий) совершенствование профессиональной физической подготовленности обучающихся к предстоящей работе по специальности.

В комплексе с первой вторая составляющая (учение об адаптации организма человека) определяет направленность физических упражнений, поскольку при физических нагрузках в организме человека адаптационные перестройки носят направленный характер. Методика применения комплекса определенных физических упражнений при этом разрабатывается с учетом специфики как отдельных трудовых операций, так и специфики трудовой деятельности в целом. Также в процессе моделирования следует учитывать адаптационные возможности занимающихся как одно из фундаментальных свойств организма человека.

СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Физическая культура : типовая учебная программа для учреждений высшего образования / В. А. Коледа [и др.]. - Минск, 2017. - 33 с.

2. Сучков, А. К. Греко-римская борьба, вольная борьба, самбо, дзюдо в учебном спортивном отделении : учеб.-метод. пособие / А. К. Сучков, Е. П. Казимиров, А. А. Васильев. - Витебск : ВГАВМ, 2020. - 43 с.

3. Физическая культура студента : учеб. / под ред. В. И. Ильинича. - М. : Гардарики, 2000. - 448 с.

4. Ильинич, В. И. Физическая культура студента и жизнь : учеб. для студ. вузов по дисциплине «Физическая культура», кроме направления и специальностей в области физической культуры и спорта / В. И. Ильинич. - М. : Гардарики, 2005. - 366 с.

5. Коледа, В. А. Физическая культура в жизнедеятельности студента / В. А. Коледа,

B. И. Новицкая // Ученые записки : сб. рец. науч. тр. / Белорус. гос. ун-т физ. культуры ; редкол.:

C. Б. Репкин (гл. ред.) [и др.]. - Минск : БГУФК, 2018. - Вып. 21. - 212 с.

6. Лубышева, Л. И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике : моногр. / Л. И. Лубышева [и др.]. - М. : НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017. - 200 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Матушанский, Г. У. Методологические принципы применения компетентностного подхода в профессиональном образовании / Г. У. Матушанский, О. Р. Кудаков // Казанский педагогический журнал. - 2009. - № 11-12 (77-78). - С. 41-47.

8. Сучков, А. К. Вариативный компонент учебной дисциплины «Физическая культура» как средство повышения уровня физической подготовленности студентов различных специальностей // А. К. Сучков, В. Л. Аксенов // Весн. Вщебск. дзярж. ун-та iмя П. М. Машэрава. - 2015. - № 4. -С. 76-83.

9. Сучков, А. К. Моделирование образовательного процесса на основе использования вариативного компонента в учебной дисциплине «Физическая культура» // А. К. Сучков, Е. П. Казимиров, А. А. Васильев // Весн. Вщебск. дзярж. ун-та iмя П. М. Машэрава. - 2020. - № 4. -С. 91-97.

10. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

11. Сучков, А. К. Особенности формирования физической подготовленности студентов к предстоящей профессиональной деятельности (на примере учреждений высшего образования аграрного профиля) / А. К. Сучков, Е. П. Казимиров // Весн. Вщебск. дзярж. ун-та iмя П. М. Машэрава. -2018. - № 4. - С. 92-98.

Поступила в редакцию 25.05.2022 E-mail: 1965aks@mail.ru

A. K. Suchkov

CREATION OF A MODEL OF PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF AN AGRICULTURAL PROFILE

IN WRESTLING GROUPS

Professionally-applied physical training is a pedagogically directed process of providing specialized physical readiness for the chosen professional activity. The educational process in the sports training department where training in the types of wrestling is carried out, is aimed at observing the principles of sports training. The article offers a variant of integration of these components of physical education of students of higher education institutions.

Keywords: physical culture, students, sports training department, physical readiness, professionally-applied physical training, wrestling.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.