Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АЭРОБИКА / PHYSICAL CULTURE / STUDENTS / SPECIAL EDUCATIONAL GROUP / PHYSICAL READINESS / PROFESSIONALLY- APPLIED PHYSICAL TRAINING / HEALTH AEROBICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Е. И., Сучков А. К.

Профессионально-прикладная физическая подготовка - раздел учебной дисциплины «Физическая культура», целью которой является подготовка студентов к профессиональной деятельности. В статье предложена модель профессионально-прикладной физической подготовки для студентов специального учебного отделения, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Модель создана на основе профессиональной направленности и личностной ориентации образовательного процесса для повышения уровня физической подготовленности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартынова Е. И., Сучков А. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING THE PROCESS OF PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF SPECIAL EDUCATIONAL GROUP WITH ELEMENTS OF HEALTH AEROBICS

Professionally-applied physical training is a section of the educational discipline «Physical culture», the purpose of which is to prepare students for professional activities. The article presents a model of professionally-applied physical training for students of a special educational group where deviations in health are observed. The model is based on the professionally-directed and personally- oriented of the educational process for increase the level of physical readiness of students.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ»

УДК 378.147:796.015.572

Е. И. Мартынова1, А. К. Сучков2

1 Старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, УО «Витебская ордена "Знак Почета" государственная академия ветеринарной медицины»,

г. Витебск, Республика Беларусь 2Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта, УО «Витебская ордена "Знак Почета" государственная академия ветеринарной медицины»,

г. Витебск, Республика Беларусь

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ

Профессионально-прикладная физическая подготовка - раздел учебной дисциплины «Физическая культура», целью которой является подготовка студентов к профессиональной деятельности. В статье предложена модель профессионально-прикладной физической подготовки для студентов специального учебного отделения, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Модель создана на основе профессиональной направленности и личностной ориентации образовательного процесса для повышения уровня физической подготовленности студентов.

Ключевые слова: физическая культура, студенты, специальное учебное отделение, физическая подготовленность, профессионально-прикладная физическая подготовка, оздоровительная аэробика.

Введение

Решению одной из основных задач профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) студентов - формированию уровня физической подготовленности для их предстоящей профессиональной деятельности - традиционно уделяется большое внимание в теории и практике физического воспитания (С. И. Изаак [1], В. Н. Кряж [2], М. Я. Виленский [3]). В специальной литературе имеются заслуживающие внимания публикации по решению указанной проблемы (А. В. Лотоненко [4], М. Е. Кобринский [5]). Тем не менее, в настоящее время существует выявленная тенденция к снижению сопротивляемости организма человека факторам, способствующим снижению уровня физической подготовленности студентов (Г. Г. Саноян [6], Г. И. Нарскин и др. [7]), что говорит о необходимости продолжения поиска эффективных методик ППФП. При всей значимости комплексного подхода к моделированию педагогических технологий важным моментом является соблюдение принципа гуманизации, обеспечивающего личностно ориентированный характер образовательного процесса, что предполагает оказание каждому студенту педагогической помощи и поддержки в освоении учебной дисциплины «Физическая культура». Это является наиболее актуальным для занятий в специальном учебном отделении, где есть определенные ограничения в применении физических упражнений. Кроме этого, личностная ориентация образовательного процесса позволяет обучающимся выбрать индивидуальные средства (Е. М. Сартакова [8], Э. Ф. Зеер [9]). Наряду с личностной ориентацией, ППФП в учреждениях высшего образования должна обеспечивать подготовку студента не к труду вообще, а к избранному виду трудовой деятельности, чему будет способствовать компетентностный подход к моделированию образовательного процесса.

Целью наших исследований является создание практической модели профессионально-прикладной физической подготовки студентов специального учебного отделения, основываясь на приведенных в настоящем введении положениях.

Результаты исследования и их обсуждение

В типовой учебной программе «Физическая культура» [10] указано, что для проведения занятий по соответствующей учебной дисциплине студенты распределяются по четырем учебным отделениям: основному, подготовительному, специальному и спортивному. Рассматриваемое

© Мартынова Е. И., Сучков А. К., 2020

в настоящей статье специальное учебное отделение формируется из числа студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, т. е. имеющих определенные отклонения в состоянии здоровья. Также в типовой учебной программе «Физическая культура» определена цель профессионально-прикладной физической подготовки - психофизическая готовность и физическая пригодность к успешной профессиональной деятельности. Отличительной чертой ППФП студентов следует считать ее предварительное влияние на будущего специалиста без постоянной проверки уровня специальной физической подготовленности в реальных условиях [11]. При выборе средств ППФП рекомендуется использовать прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта, целостное использование видов спорта, эффективно формирующих специальную физическую подготовленность, а также вспомогательные виды спорта, дополняющие учебный процесс по разделу ППФП [10]. К таким видам спорта либо отдельным элементам видов спорта можно отнести тренировочные средства оздоровительной аэробики, рекомендованной в типовой учебной программе «Физическая культура» для практических занятий студентов специального учебного отделения. Следовательно, существует гипотетическая возможность их эффективного использования в профессионально-прикладной физической подготовке студентов, при акцентированном развитии приоритетных физических качеств будущих специалистов. Для реализации этой задачи необходима соответствующая методика, как фиксированная совокупность приемов практической деятельности (средств и методов), приводящая к предполагаемому результату. При этом методика играет важную роль в нашем исследовании, однако, поскольку регламентация действий исследователей направлена на создание модели, приведем лишь краткую ее характеристику.

Методика профессионально-прикладной физической подготовки основана на учении об адаптации организма человека и теории переноса навыка. Адаптационные процессы, проходящие в организме человека во время физических нагрузок, носят направленный характер, вследствие чего требуется адекватный подбор средств и методов подготовки, дающих эффект положительного переноса навыка. Вне связи со спецификой труда, в силу эффекта отрицательного переноса навыка, может затрудняться формирование профессиональной готовности будущих специалистов. Исходя из этого, следует уделять внимание освоению отдельных элементов оздоровительной аэробики, способствующих формированию прикладных двигательных умений и навыков. Вместе с тем, большое значение имеет общее состояние физиологических систем и их резервов, что указывает на необходимость интеграции общей физической и профессионально-прикладной подготовки. Таким образом, методика профессионально-прикладной физической подготовки студентов специального учебного отделения направлена на обеспечение эффективного повышения уровня их физической подготовленности на основе использования на учебных занятиях по «Физической культуре» тренировочных средств оздоровительной аэробики, которые:

• оптимизированы для студентов с отклонениями в состоянии здоровья;

• являются компонентом их физической подготовки к предстоящей профессиональной деятельности;

• используются с учетом особенностей образовательного процесса по учебной дисциплине «Физическая культура» в учреждениях высшего образования аграрного профиля.

Основанием для реализации в образовательном процессе описанной выше методики будет являться модель профессионально-прикладной физической подготовки студентов специального учебного отделения с элементами оздоровительной аэробики.

В процессе моделирования процесса ППФП мы основывались на следующих составляющих:

• ППФП является разделом учебной дисциплины «Физическая культура» и проводится в соответствии с учебными планами;

• ППФП должна обеспечить физическую подготовленность студентов, необходимую для прохождения учебно-производственных практик;

• ППФП должна полностью сформировать профессиональную физическую готовность будущих специалистов к окончанию курса «Физическая культура».

Приступая к моделированию профессионально-прикладной физической подготовки студентов специального учебного отделения с элементами оздоровительной аэробики, мы исходили из того, что с помощью созданной модели будет возможно:

• воспроизводить важные, с точки зрения образовательных, задач признаки изучаемого

объекта;

• замещать оригинал в конкретных условиях образовательного процесса;

• проводить экспериментальную проверку;

• использовать модельную информацию как информацию об оригинале.

В процессе создания педагогической модели мы определили ее как интегративную, логически последовательную систему определенных элементов, соответствующих цели и содержанию образовательного процесса, позволяющую проектировать педагогические технологии и технологии управления с возможностью индивидуальной работы на основании учебных планов и программ. Таким образом, модель, как теоретически разработанная и материально реализованная система, отображая объект и предмет исследования, будет способна замещать их так, что ее изучение даст новую информацию об объекте исследования - физическом воспитании студентов учреждений высшего образования аграрного профиля - и предмете исследования - процессе физической подготовки студентов с отклонениями в состоянии здоровья к предстоящей профессиональной деятельности.

Кроме этого, в процессе моделирования мы учитывали требования социального заказа, предъявляемые к выпускникам, объективное развитие образовательной области, специфику и характер учебных дисциплин и учебных практик в учреждении высшего образования аграрного профиля, кадровое обеспечение и материально-техническую базу кафедры физического воспитания и спорта. При распределении средств профессионально-прикладной физической подготовки студентов специального учебного отделения в годичном цикле мы принимали во внимание следующие особенности образовательного процесса:

• периодичность образовательного процесса в учреждениях высшего образования;

• сезонность применения аэробных нагрузок;

• систему зачетных норм и требований.

Состав модели профессионально-прикладной физической подготовки студентов специального учебного отделения с элементами оздоровительной аэробики представлен теоретическим, развивающим, обучающим, оздоравливающим и результативным блоками.

Теоретический блок, отвечающий за сообщение специальных знаний, представлен теоретическим и методическим материалом. Теоретический материал предназначен для лекций на темы: «Профессионально-прикладная физическая подготовка», «Физическое развитие. Функциональное состояние», «Физические качества и основы методики их развития». Методический материал предназначен для бесед, проводимых преподавателями в своих учебных группах в начале практических занятий (5-15 мин), и направлен на освоение методики подбора физических упражнений и видов спорта; составление комплексов общеразвивающих и специальных упражнений; умение осуществлять контроль и самоконтроль в процессе занятий, страховку и самостраховку; освоение навыков судейства соревнований [10].

Развивающий блок представлен приоритетным развитием профессионально значимых физических качеств и воспитанием профессионально значимых психических качеств. Для учреждений высшего образования аграрного профиля, согласно данным проведенных нами ранее исследований, профессионально значимыми физическими качествами являются выносливость и ловкость [12]. К профессионально значимым психическим качествам, согласно данным проанализированных источников литературы, относятся оперативное мышление, быстрота восприятия, эмоциональная устойчивость [13].

Обучающий блок представлен совершенствованием профессионально-прикладных умений и навыков, включающих оперирование медицинскими инструментами, оперирование сельскохозяйственными орудиями труда.

Оздоравливающий блок направлен на повышение устойчивости организма занимающихся к негативному воздействию внешних факторов (неблагоприятная погода, специфические условия деятельности и др.) путем его закаливания.

Результативный блок предназначен для оценки результатов педагогического воздействия и состоит из контрольного и зачетного тестирования физических качеств, умений и навыков, а также проведения функциональных проб для определения физического развития обучающихся.

Таким образом, представленные ниже на рисунке 1 теоретический, развивающий, обучающий, оздоравливающий и результативный блоки в совокупности способствуют решению задач профессионально-прикладной физической подготовки студентов специального учебного отделения, с использованием средств оздоровительной аэробики.

Рисунок 1. - Модель профессионально-прикладной физической подготовки студентов специального учебного отделения с элементами оздоровительной аэробики

Апробация представленной модели проходила на кафедре физического воспитания и спорта учреждения высшего образования «Витебская ордена "Знак Почета" государственная академия ветеринарной медицины» в 2017-2018 и 2018-2019 учебных годах. Эффективность модели подтверждают данные статистического анализа тестирований студентов, которые показывают, что на первом курсе (начало освоения учебной дисциплины «Физическая культура») оценки уровня физической подготовленности студентов специального учебного отделения различаются недостоверно (несущественно, по случайным причинам). На втором, третьем и четвертом курсах, в ходе образовательного процесса наблюдаются статистически значимые различия оценок уровня физической подготовленности студентов различных групп. Более высокий уровень физической подготовленности (практический критерий успеваемости по учебной дисциплине «Физическая культура») отмечен в группах, занимающихся по методике, являющейся составляющей частью модели профессионально-прикладной физической подготовки студентов специального учебного отделения средствами оздоровительной аэробики.

Заключение

1. При организации физического воспитания обучающихся в учреждениях высшего образования важно соблюдать принцип гуманизации уже на стадии моделирования образовательного процесса, предусматривая для занимающихся физической культурой и спортом широкий выбор средств самосовершенствования, отвечающих их потребностям и возможностям.

2. Авторская модель разработана как профессионально направленная и личностно ориентированная составляющая образовательного процесса по учебной дисциплине «Физическая культура» в учреждении высшего образования аграрного профиля. Содержание модели, согласно приоритетному принципу образования - принципу гуманизации, обусловливает личностно ориентированную направленность образовательного процесса. Структура модели подчинена решению задач приоритетного развития выносливости и ловкости - профессионально значимых физических качеств будущих специалистов аграрного профиля, что, согласно принципу компетентностного подхода, обеспечивает ее профессиональную направленность, практикоориентированность. Таким образом, модель интегрирует указанные направления образовательного процесса.

3. Для эффективного использования моделей профессионально-прикладной физической подготовки студентов с отклонениями в состоянии здоровья необходимо выполнение ряда требований, в комплексе способствующих всестороннему и гармоническому развитию личности будущего специалиста:

• практикоориентированность учебных занятий, приоритетное совершенствование профессионально значимых физических качеств;

• оздоровительная направленность учебных занятий;

• планирование применяемых нагрузок, доступных для наименее подготовленных студентов;

• мотивация занимающихся посредством использования в учебной дисциплине «Физическая культура» выявленных в ходе анкетирования студентов популярных, востребованных в студенческой среде видов спорта, в нашем случае - аэробики.

СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Изаак, С. И. Физическое развитие и физическая подготовленность в системе мониторинга состояния физического здоровья населения (возрастно-половые особенности студентов) / С. И. Изаак, Т. В. Панасюк // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 11. - С. 51-52.

2. Кряж, В. Н. Опыт мониторинга физической подготовленности нации в Республике Беларусь / В. Н. Кряж, З. С. Кряж // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму : материалы XII Междунар. науч. сессии по итогам НИР за 2010 год, Минск, 12-20 апр. 2011 г. : в 2 ч. / редкол.: М. Е. Кобринский (гл. ред.) [и др.]. - Минск : БГУФК, 2011. - Ч. 2. - С. 47-49.

3. Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учеб. пособие / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. - М. : КНОРУС, 2012. - 240 с.

4. Лотоненко, А. В. Приоритетные направления в решении проблем физической культуры студенческой молодежи / А. В. Лотоненко // Теория и практика физической культуры. - 1998. -№ 6. - С. 21-24.

5. Кобринский, М. Е. Современный организационно-методический подход к формированию индивидуального здоровья студентов / М. Е. Кобринский, Д. К. Зубовский // Мир спорта. - 2005. -№ 4. - С. 65-70.

6. Саноян, Г. Г. Физическая культура для трудящихся : учеб. пособие / Г. Г. Саноян. - М. : Физическая культура, 2007. - 288 с.

7. Проблемы физической культуры населения, проживающего в условиях неблагоприятных факторов окружающей среды : материалы V науч.-практ. конф., Гомель, 2003 г. / Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины ; редкол.: Г. И. Нарскин (отв. ред.) [и др.]. - Гомель, 2003. - 268 с.

8. Сартакова, Е. М. Формирование социально-личностных компетенций студентов технических вузов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Е. М. Сартакова ; Российский гос. проф.-пед. ун-т. -Екатеринбург, 2008. - 29 с.

9. Зеер, Э. Ф. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании / Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков, Е. Г. Лопес. - Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2007. - 129 с.

10. Физическая культура : типовая учебная программа для учреждений высшего образования / В. А. Коледа [и др.]. - Минск, 2017. - 33 с.

11. Железняк, Ю. Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, В. М. Минбулатов. - М. : Академия, 2004. - 272 с.

12. Сучков, А. К. Интеграция практикоориентированного вариативного компонента в учебные программы по дисциплине «Физическая культура» в учреждениях высшего образования аграрного профиля / А. К. Сучков, Е. И. Мартынова // Актуальные проблемы физической культуры, спорта, Олимпийского движения студенческой молодежи : материалы науч.-практ. конф., Горки, 20-21 сент. 2018 г. / редкол.: И. И. Круглик (гл. ред.) [и др.]. - Горки, 2019. - С. 46-48.

13. Краснов, В. П. Физическое воспитание трудящихся агропрома / В. П. Краснов. - Киев : Здоровья, 1990. - 118 с.

Поступила в редакцию 03.04.2020 E-mail: maioroval79@mail.ru, 1965aks@mail.ru

E. I. Martynova, A. K. Suchkov

MODELING THE PROCESS OF PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF SPECIAL EDUCATIONAL GROUP WITH ELEMENTS OF HEALTH AEROBICS

Professionally-applied physical training is a section of the educational discipline «Physical culture», the purpose of which is to prepare students for professional activities. The article presents a model of professionally-applied physical training for students of a special educational group where deviations in health are observed. The model is based on the professionally-directed and personally-oriented of the educational process for increase the level of physical readiness of students.

Keywords: physical culture, students, special educational group, physical readiness, professionally-applied physical training, health aerobics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.