Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стафеева Анастасия Владимировна, Иванова Светлана Сергеевна, Денисов Николай Валерьевич

В статье рассматривается проблема совершенствования процесса физического воспитания в учреждениях профессионального образования. Целью исследования явилось разработка содержания физического воспитания в учреждении высшего профессионального образования учащейся молодежи, направленное на формирование конкурентоспособной личности специалиста. В результате использования средств профессионально-прикладной подготовки в комплексе со средствами общей физической подготовки выявлено повышение эффективности учебно-воспитательного процесса по физическому воспитания в вузе. Методика развития специальных физических качеств, обучающихся в зависимости от специфики будущей профессиональной деятельности оказали положительное влияние как на показатели общей, так и специальной физической подготовки, а также содействовали формированию личностных качеств специалистов и их конкурентоспособности на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стафеева Анастасия Владимировна, Иванова Светлана Сергеевна, Денисов Николай Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF A SPECIALIST WITHIN THE FRAMEWORK OF VOCATIONAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY

The article deals with the problem of improving the process of physical education in vocational education institutions. The aim of the study was to develop the content of physical education in the institution of higher professional education of young students, aimed at the formation of a competitive personality of a specialist. As a result of using the means of professional and applied training in combination with the means of general physical training, an increase in the effectiveness of the educational process of physical education in higher education was revealed. The methods of developing special physical qualities of students, depending on the specifics of their future professional activity, had a positive impact on both the indicators of general and special physical training, as well as contributed to the formation of personal qualities of specialists and their competitiveness in the labor market.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ»

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Стафеева Анастасия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Иванова Светлана Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Денисов Николай Валерьевич

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Княгинино)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема совершенствования процесса физического воспитания в учреждениях профессионального образования. Целью исследования явилось разработка содержания физического воспитания в учреждении высшего профессионального образования учащейся молодежи, направленное на формирование конкурентоспособной личности специалиста. В результате использования средств профессионально-прикладной подготовки в комплексе со средствами общей физической подготовки выявлено повышение эффективности учебно-воспитательного процесса по физическому воспитания в вузе. Методика развития специальных физических качеств, обучающихся в зависимости от специфики будущей профессиональной деятельности оказали положительное влияние как на показатели общей, так и специальной физической подготовки, а также содействовали формированию личностных качеств специалистов и их конкурентоспособности на рынке труда.

Ключевые слова: процесс физического воспитания в вузе, профессиональная деятельность, специальные физические качества, физическая подготовленность.

Annotation. The article deals with the problem of improving the process of physical education in vocational education institutions. The aim of the study was to develop the content of physical education in the institution of higher professional education of young students, aimed at the formation of a competitive personality of a specialist. As a result of using the means of professional and applied training in combination with the means of general physical training, an increase in the effectiveness of the educational process of physical education in higher education was revealed. The methods of developing special physical qualities of students, depending on the specifics of their future professional activity, had a positive impact on both the indicators of general and special physical training, as well as contributed to the formation of personal qualities of specialists and their competitiveness in the labor market.

Keywords: the process of physical education at the university, professional activity, special physical qualities, physical fitness.

Введение. Формирование конкурентоспособной личности будущего специалиста связано с общепедагогической проблемой поиска условий, технологий, механизмов данного педагогического процесса, направленного на развитие личностных качеств, реализацию потенциальных возможностей и способностей человека. В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2018-2025 годы отмечается, что в. настоящее время наблюдается неадекватная реакция системы профессионального образования на потребности рынка труда [1; 4]. Это объясняется недостаточной разработанностью теоретических предпосылок и практических рекомендаций по организации и реализации процесса подготовки конкурентоспособного специалиста [2; 3; 8].

В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни молодежи в связи с ростом числа молодых людей, отнесенных к специальной медицинской группе, ростом заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, снижением дееспособности в трудовой сфере. Вопросы здоровья молодежи в целом выходят на первый план, как важнейший показатель при решении внутренних и внешних задач нашего государства [6; 7].

Актуальность исследования обусловлена:

1) в социальном аспекте: необходимостью создания условий для формирования конкурентоспособного специалиста в рамках профессионального образования оптимизации содержания и совершенствования процесса физического воспитания в учреждениях профессионального образования, способствующей вовлечению большинства учащейся молодежи в занятия физической культурой и учитывающей сочетание средств общей и профессионально-прикладной физической подготовки;

2) в теоретическом аспекте: недостаточностью методических рекомендаций по применению средств профессионально-прикладной физической подготовки в конкретном учреждении профессионального образования для преподавателей физической культуры;

3) в методическом аспекте: необходимостью применения средств профессионально-прикладной физической подготовки в процессе физического воспитания в учреждениях высшего профессионального образования учащейся молодежи.

Таким образом, актуальным является разработка содержания процесса физического воспитания в учреждении высшего профессионального образования учащейся молодежи, направленное на формирование конкурентоспособной личности специалиста.

Изложение основного материала статьи. В качестве рабочей гипотезы исследования предполагалось, что применение средств и методов общей физической подготовки, в сочетании с профессионально-прикладной, составляющих основное содержание процесса физического воспитания в учреждении профессионального образования, позволит повысить показатели физической подготовленности учащейся молодежи. Для решения поставленных задач и подтверждения сформулированной гипотезы нами проводился констатирующий и формирующий педагогический эксперименты.

Педагогический констатирующий эксперимент проводился в сентябре-октябре 2018 года с целью выявления показателей физической подготовленности студентов, обучающихся высшего профессионального

образования. В данном эксперименте принимали участие 28 студентов I курса по направлению подготовки «Механизация сельского хозяйства» и 26 студентов I курса по направлению подготовки «Информационные системы».

При проведении педагогического эксперимента выделялись следующие этапы: педагогическое тестирование и разработка содержания учебно-воспитательного процесса по физической культуре для студентов, включающего сочетание средств общей физической и профессионально-прикладной физической подготовки.

В рамках констатирующего эксперимента был выявлен исходный уровень физической подготовленности обучающихся образовательного учреждения. Результаты констатирующего эксперимента показали низкий уровень физической подготовленности студентов образовательного учреждения, в связи с чем, созрела необходимость изменить ситуацию к лучшему за счет использования средств профессионально-прикладной физической подготовки в процессе физического воспитания.

Формирующий педагогический эксперимент был проведен с января 2019 по июнь 2019 года целью экспериментального обоснования эффективности содержания физической и прикладной подготовки обучающихся образовательного учреждения.

В формирующем эксперименте приняли участия студенты тех же направлений подготовки в количестве 48 человек.

Суть эксперимента состояла в использовании в процессе физического воспитания ППФП, которая в свою очередь, состояла в оптимальном использовании средств и форм физического воспитания с целью достижения и поддержания на базе общей физической подготовки преимущественного развития психических и физических качеств, к которым предъявляют повышенные требования в процессе обучения и освоении профессии. Особое значение уделялось использованию упражнений ППФП в разделе «Лыжная подготовка». На наш взгляд, предлагаемые упражнения ППФП на лыжах (спуски, перелезания, подлезания, торможения, преодоления препятствий и др), а также подвижные игры на лыжах оказывают положительное влияние не только на функциональные возможности и выносливость студентов, но и на координационные способности, такие как дифференцирование мышечных усилий, пространственную ориентировку и равновесие.

Физическое воспитание студентов учреждений профессионального образования осуществляется с использованием разнообразных форм урочных и внеурочных занятий на протяжении всего периода обучения в учреждении. Урочные занятия могут проводиться в форме: теоретических, практических, контрольных, элективных практических занятий (по выбору), индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий (консультаций), самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя. Основными формами организации учебной работы по физической культуре являются урочные практические занятия, которые слагаются из многих взаимосвязанных компонентов, определяющие его содержание. Урочные формы занятий имеют наиболее четкую структуру по сравнению с другими формами занятий [5].

Внеурочные занятия организуются в форме: выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня, занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам, самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом, массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.

Выпускники по направлению подготовки «Механизация сельского хозяйства» должны уметь планировать и организовывать работу по техническому обслуживанию, монтажу и ремонту сельскохозяйственной техники; регулировать отдельные узлы и агрегаты; проводить необходимые расчеты и оформлять техническую документацию; выявлять причины неисправностей; проводить тюнинг техники. В этой связи для студентов необходимы упражнения на выносливость, координационные и силовые способности. Для студентов по специальности «Информационные системы» необходимы упражнения на выносливость, координационные способности и подвижность суставов.

Комплексы упражнений профессионально-прикладной физической подготовки для механиков сельского хозяйства и для специалистов по информационным технологиям мы включали на каждом практическом занятии. На выполнение упражнений комплекса мы выделяли 15-20 минут в основной части. Упражнения на общую выносливость студенты выполняли, когда занимались на улице (в сентябре, октябре). Упражнения на координационные, силовые способности и гибкость выполнялись в спортивном зале.

Акробатические упражнения на развитие координационных способностей выполнялись поточным способом на матах. Упражнения со скакалкой выполнялись фронтальным способом (сначала прыгали девушки, потом мальчики). Упражнения на развитие силовых способностей у юношей и на развитие гибкости у девушек выполнялись круговым методом. Количество серий и повторений упражнений регламентировались индивидуально каждым студентом в зависимости от самочувствия с учетом средней нагрузки.

В результате внедрения в процесс физического воспитания студентов содержания физической подготовки на основе включения упражнений прикладной направленности в конце эксперимента нами были выявлены достоверные различия в показателях физической подготовленности обучающихся учреждения профессионального образования. Педагогическое тестирование проводилось с целью определения физической подготовленности студентов, обучающихся в техникуме с помощью специально подобранных контрольных упражнений. Показатели контрольных испытаний характеризуют эффективность используемых в процессе физического воспитания средств, методов и форм организации занятий в вузе.

Анализируя динамику изменения результатов у девушек, обучающихся по специальности «Информационные системы» можно заключить, что наибольший прирост наблюдается в развитии координационных способностей и выносливости. Так, результат в тесте челночный бег 3х10 м в начале исследования у девушек составил 9,65±0,04 с., в конце эксперимента 9,05±0,01с., различия достоверны ф<0,05). В тесте бег на 2000 м.результат в начале эксперимента составил 12,00±0,06 мин., с., в конце эксперимента - 11,38±0,23 мин, с., различия достоверны ф<0,05).

У юношей, наибольшие сдвиги в конце эксперимента обнаружены в показателях силы и выносливости. Так, результат в тесте подтягивание в висе на перекладине в начале исследования у юношей составил 5,18±0,33 раз., в конце эксперимента 8,18±0,03 раз, различия достоверны ф<0,05). В тесте бег на 3000 м.результат в начале эксперимента составил 14,06±0,04мин., с., в конце эксперимента - 13,46±0,09 мин, с., различия достоверны ф<0,05).

Также нами были проанализированы результаты в тесте для определения уровня развития выносливости в разделе ППФП на лыжной подготовке. Он представляет собой бег на лыжах с преодолением препятствий на дистанцию 1000 м. В рамках теста обучающиеся преодолевают такие препятствия, как забор (только юноши, сняв лыжи), забор из трех жердей (пролезают между нижней и средней жердями, не снимая лыж), лабиринт (проезжают под трубами), канава.

Демонстрируемые испытуемыми результаты техники преодоления препятствий и лыжного хода оценивались по таблице в баллах. Данные уровни были разработаны преподавателями физического воспитания образовательного учреждения. Так, результат в тесте прикладная лыжная подготовка у девушек по окончанию прохождения раздела составил 8,4 балла за технику и 10,12 мин.с. по результату прохождения 1000 м. Данные результаты свидетельствуют о положительном влиянии средств ППФП в разделе «Лыжная подготовка» на формирование технической и физической подготовленности (рисунок 6). У юношей также выявлено повышение и техники прохождения дистанции и результата. К концу раздела «ППФП лыжная подготовка» результат у юношей составил на дистанции 1000 м 8,34 мин.с., показатель технической оценки составил 6,5 балла. Данные оценки за технику прохождения полосы препятствий и у юношей и у девушек соответствуют отличной оценке.

Таким образом, использование средств профессионально-прикладной подготовки в комплексе со средствами общей физической подготовки повысили эффективность учебно-воспитательного процесса по физическому воспитания в вузе. Развитие специальных физических качеств обучающихся в зависимости от специфики будущей профессиональной деятельности оказали положительное влияние как на показатели общей, так и специальной физической подготовки, а также содействовали формированию личностных качеств специалистов и их конкурентоспособности на рынке труда. Использование в разделе «Лыжная подготовка» упражнений профессионально-прикладной физической подготовки способствовало формированию профессионально-значимых двигательных навыков, а также повысило уровень функциональных резервов организма студентов, отразилось на показателях в тестах на выносливость.

Выводы. Анализ научной и методической литературы позволил сделать следующее заключение, что главной целью для любого учебного заведения профессионального образования является подготовка конкурентоспособного специалиста, обладающего профессиональными и моральными качествами, востребованными рынком и обществом, способного ставить и достигать личностно значимые цели, способствующие развитию экономики страны.

В результате педагогического констатирующего эксперимента дана оценка физической подготовленности студентов I курса по направлению подготовки «Механизация сельского хозяйства» и «Информационные системы», которая соответствуют низкому уровню. В процессе исследования разработано содержание процесса физического воспитания в учреждении высшего профессионального образования, направленное на повышение показателей физической подготовленности учащейся молодежи, тем самым обеспечивая высокий уровень личностных качеств и конкурентоспособности. С учетом профессиограммы для механизаторов сельского хозяйства разработаны комплексы упражнений на выносливость, координационные и силовые способности. С учетом профессиограммы для специалистов по информационным системам разработаны комплексы упражнений на развитие выносливости, координационных способностей и подвижности суставов. С помощью формирующего эксперимента обоснована эффективность содержания и его влияние на показатели физической подготовленности обучающихся в профессиональном учреждении.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в дополнении теории и методики физического воспитания учащейся молодежи положениями и выводами, в которых уточнен принцип прикладности педагогического воздействия путем обоснования необходимости сочетания физической и прикладной подготовки в содержании учебно-воспитательного процесса в вузе. Практическая значимость заключается в возможности применения разработанного содержания процесса физического воспитания в учреждениях высшего профессионального образования учащейся молодежи, а также использование отдельных средств и методов в других образовательных учреждениях.

Литература:

1. Ананьина Ю.В., Блинов В.И. Образовательная среда: развитие образовательной среды среднего профессионального образования в условиях сетевой кластерной интеграции. М.: ООО «Аванглион-Принт», 2018. 152 с.

2. Блинов В.И., Сергеев И.С., Синюшина И.В. и др. Компетентностный подход в профессиональном образовании. М.: Издательство ООО «Мэйлер», 2015. 228 с.

3. Белгарокова Н.М. Россия и Северный Кавказ: проблемы здорового образа жизни молодежи. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Здоровье населения - основа процветания России» (14-16 февраля), Москва: изд. РГСУ, 2017. 26 С.

4. Гараева Е.А. Здоровьесберегающие технологии в профессионально-педагогическом образовании. М.: ЛитРес . 2013. 245 с.

5. Кочнева, Е.М., Гришина, А.В. Воложанин С.Е. О создании модели психолого-педагогического сопровождения позитивного родительства // Вестник Мининского университета. 2019. №3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sozdanii-modeli-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-pozitivnogo-roditelstva (дата обращения: 09.07.2020).

6. Никонов А.В. Профессионально-прикладная подготовка студентов: Метод. указания по изучению теоретического раздела дисциплины «Физическая культура» для студентов технических вузов. Ухта: УГТУ, 2011. 31 с.

7. Стафеева А.В., Иванова С.С, Краснова М.С. Эффективность методики физической и технической подготовки в содержании тренировочного процесса начинающих яхтсменов// Азимут научных исследований. 2020. Т.9 №2(31) С.252-259

8. Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф., Тюмасева З.И. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в высшей школе// Вестник Мининского университета. 2018. Том 6. №1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/755 (Дата обращения 12.10.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.