ра. Есть возможность устраивать показы слайдов в сети или при подключении двух интерактивных досок. В Power Point включен комплект готовых форм, которые можно использовать при создании собственной презентации. В состав программы входят такие элементы, как маркированные текстовые слайды, таблицы, организационные диаграммы, графические объекты и инструменты рисования.
6. Электронные энциклопедии предназначены для осуществления иллюстрирующей функции к процессу обучения.
7. Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. В Интернете можно найти сайты по различным видам рукоделия, различным способам художественной обработки материалов и другие, имеющие отношение к образовательной области «технология».
После защиты проекта обучающимися мы используем презентации как наглядные пособия, которые повышают интерес к предмету. В процессе создания презентаций автор может проявить себя и как сценарист, и как режиссер,
и как художник, и как исполнитель. Показ слайд-фильма сопровождается пояснениями. Презентацию можно дополнять звуком и анимацией.
Большое внимание следует уделять подготовке к публичной защите проекта, которая предполагает строгое доказательное обоснование выбранного метода решения проблемы, полученного результата и яркое, эмоциональное, интересное его представление. Форма презентации может быть разнообразной и зависит от полученного продукта.
Таким образом, ИКТ способны стимулировать познавательный интерес к дисциплине, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны дисциплины, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность студентов.
Мы рассмотрели лишь некоторые аспекты использования ИКТ в проектной деятельности, показав наиболее привлекательные аспекты ее использования в научно-исследовательской деятельности обучающихся, выбор же форм и методов ИКТ остается за педагогом.
создание материально-техническом базы образовательного учреждения
во взаимодействии с работодателями
С. С. Неделько, руководитель по учебно-производственной работе ГПОУ «Новокузнецкий строительный техникум»
Создание материально-технической базы — процесс достаточно продолжительный и затратный не только финансово. Еще в ходе подготовки к переходу на ФГОС педагогический коллектив нашего образовательного учреждения поставил цель: ориентация обучения на требования работодателей, т. е. на формирование общих и профессиональных компетенций.
Новокузнецкий строительный техникум в настоящее время практикует различные формы взаимодействия с работодателями, включая:
- помощь в определении регионального компонента;
- организацию производственной практики студентов на предприятии;
- трудоустройство выпускников;
- стажировку преподавателей на предприятиях;
- оценку качества подготовки выпускников.
Помимо этого, была поставлена задача привлечения работодателей к участию в определении компетенций, которые необходимо сформировать в процессе обучения в техникуме и при прохождении практики. Для определения требуемых компетенций выпускников был составлен перечень предприятий, где потенциально могут трудиться наши выпускники. Предпочтение отдали предприятиям, с которыми нас связывает долгое деловое сотрудничество, стабильно работающим, развивающимся. Представителям этих предприя-
тий были предложены анкеты, позволяющие отразить информацию, которая имеет непосредственное отношение к совершенствованию подготовки выпускников. Опрос проводился среди руководителей кадровой службы, учебных пунктов предприятий, подразделений, работников. При проведении анкетирования фиксировались не только ответы на конкретные вопросы анкет, но и вся получаемая информация.
Высокие оценки предприятия дали нашим выпускникам по знанию технологического процесса, организации рабочего места, использованию информационных технологий, решению несложных производственных задач. Работодатели низко оценили практические умения выпускников и практикантов, их коммуникативные умения,
проявление инициативы, работу в команде, презентацию выполненной работы (рис. 1).
Работодатели в первую очередь отмечали обязательное наличие у специалистов таких качеств и умений, как способность к обучению и фундаментальная профессиональная подготовка, умение работать в команде, и только потом — трудоспособность, знание информационных технологий и иностранных языков (рис. 2).
По словам работодателей, способность к обучению специалиста является решающим критерием при приеме на работу. Работодатель заинтересован в универсальном рабочем, готовом выполнять разные технологические процессы, а значит, готовом их осваивать, обучаться.
Рис. 1. Оценка уровня сформированности компетенций выпускников специалистами предприятий (в баллах)
Рис. 2. Обязательные качества и умения выпускников, по мнению специалистов предприятий
Получив результаты анкетирования, мы пришли к выводу: для повышения уровня практических умений выпускников следует изменить содержание и методы обучения на практике в мастерских техникума.
Для этого была спланирована и начата реконструкция всего учебно-производственного комплекса, включающая капитальный ремонт здания мастерских и оснащение их современным оборудованием. Все это требовало больших материальных вложений, и мы использовали консолидированный бюджет. Помимо бюджетных средств, были привлечены средства наших основных работодателей, с которыми у нас заключены долгосрочные договоры о сотрудничестве и которые заинтересованы в наиболее подготовленных для их предприятий специалистах: Объединенной компании «Сибшахтострой», Новокузнецкой домостроительной компании им. А. В. Косилова, Новокузнецкого завода резервуарных металлоконструкций им. Н. Е. Крюкова, компании КАМСС и ООО «Электромонтаж-4».
Результатом сотрудничества двух сторон, учреждения профессионального образования и отраслевых предприятий, стало масштабное преображение старого здания мастерских в современный учебно-производственный комплекс.
Так, компания КАМСС (директор — С. В. Гав-рилов) подготовила ряд объектов: лабораторию двигателей внутреннего сгорания, лабораторию гидравлики. Подбирая оборудование для лабораторий, специалисты компании ориентировались в первую очередь на подготовку кадров, которые будут востребованы в долгосрочной перспективе. Уникальность этого оборудования несомненна: специалисты компании изготавливали его сами, на основе европейских стандартов и с учетом своих корпоративных требований. Лаборатории оснащены интерактивными комплексами. Имеющееся оборудование позволяет проводить практическое изучение работы двигателей и систем автомобилей, обнаруживать неисправности.
Слесарно-механическая мастерская, которая предназначена для проведения слесарной, механической, ремонтной практики, была реконструирована путем капитального ремонта имеющихся станков. Станочный парк на сегодняшний день очень разнообразен: токарные, фрезерные, заточные, шлифовальные, сверлильные, отрезные станки. Это позволяет обучать студентов различным способам обработки металла.
На средства АО «Новокузнецкий завод ре-зервуарных металлоконструкций» им. Н. Е. Крюкова (генеральный директор — Н. Е. Крюков) бы-
ла создана лаборатория сварочного оборудования, в которой были собраны установки для автоматической сварки под флюсом, механизированной сварки в среде углекислого газа и в среде аргона, ручной дуговой сварки, а также плазменной резки. Это современное оборудование для выполнения наиболее распространенных на предприятиях способов сварки и резки. Лаборатория создана для проведения лабораторных и практических занятий по изучению технологических особенностей процессов и оборудования.
Все электромонтажные работы при создании этой лаборатории были выполнены на средства и при непосредственном участии ООО «Элек-тромонтаж-4» (директор — И. Б. Головин). Специалисты предприятия обеспечили подключение сварочного оборудования и вентиляционной системы в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок (ПУЭ).
Лаборатории были оснащены современным и даже уникальным оборудованием, поэтому преподавателям и мастерам производственного обучения пришлось осваивать приемы работы на нем. Все преподаватели прошли стажировку на предприятиях.
На средства компании КНАУФ мастера производственного обучения и студенты своими руками создавали лабораторию монтажа каркас-но-обшивных конструкций, которая стала своеобразным полигоном для отработки навыков по выполнению работ при сухом строительстве.
Все грандиозные перестройки в мастерских были бы невозможны без наших мастеров производственного обучения и студентов-практикантов. Умелое распределение ремонтных работ позволяет вписать их в программу практики. Студенты под руководством мастеров производственного обучения отремонтировали все коридоры, лестницы, раздевалки, кабинеты в здании комплекса.
Данные объекты — это часть запланированных мероприятий по модернизации учебно-производственного комплекса техникума. Работа будет продолжаться. Именно это отмечалось на совместной встрече руководителей предприятий, техникума, представителей власти, СМИ и ТВ, которая состоялась в рамках торжественного открытия реконструированных лабораторий.
Темпы реконструкции несколько снизились за последний год по объективным причинам. Но, несмотря на это, в ближайшей перспективе в рамках заключенных соглашений планируется завершить создание объединенными силами партнеров лабораторной базы для укрупненной
группы специальностей и профессий строительного направления.
К формированию учебно-материальной базы, соответствующей современным требованиям, мы подошли комплексно и считаем, что это наше преимущество. Так, сварочная мастерская и сварочная лаборатория, оснащенные современным оборудованием с помощью наших социальных партнеров, используются при подготовке по семи специальностям и профессиям. Слесарно-меха-ническая мастерская, также реконструированная нашим социальным партнером, используется при подготовке по восьми специальностям и профессиям. Созданная на средства соцпартнера лаборатория монтажа каркасно-обшивных конструкций — при подготовке по трем профессиям и специальностям. На этом потенциал этой базы не исчерпывается, здесь проводится обучение по программам дополнительного образования и повышения квалификации, наши студенты получают смежную профессию, то есть готовятся стать универсальными рабочими.
Естественным продолжением учебного процесса становятся конкурсы профессионального мастерства, ежегодно проводимые среди студен-
тов техникума. Конкурсы являются методом активного обучения и воспитания, дают студентам возможность осмысления необходимости профессионального роста, способствует формированию их коммуникативных качеств. Уже сегодня мы видим, что участие наших обучающихся в областных, региональных конкурсах и во Всероссийской олимпиаде по сварке, в региональном чемпионате WorldSkills Russia в последние годы стимулировало развитие мотивационной сферы студентов, формирование чувства ответственности за выполненную работу, повышение престижа профессии и образовательного учреждения. А преподавателям техникума позволило сопоставить уровни профессиональной подготовки в различных регионах и обменяться положительным опытом работы по подготовке специалистов среднего звена.
Представляется, что внесение указанных изменений, дополнений и корректив позволит сократить разрыв между потребностями работодателей и предложением и наши выпускники смогут заинтересовать работодателя как разносторонне подготовленные рабочие, способные к разным видам деятельности.
рейтинговая система оценки достижений обучающихся как средство реализации принципов компетентностного подхода в образовании
И. А. Пешкова, преподаватель ГПОУ «Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания»
В последнее время в образовании повсеместно внедряются новые технологии обучения, предполагающие увеличение доли самостоятельной работы обучающихся в изучении тех или иных дисциплин и разнообразие методов и форм контроля знаний обучающихся.
Количество часов, отведенных на изучение всех общеобразовательных дисциплин, в том числе и математики, заметно снизилось, при этом требования к уровню подготовки изменились, по отдельным темам возрасли. Возникшее противоречие заставляет преподавателей искать новые формы и методы взаимодействия с обучающимися в образовательном процессе. Разрешить это противоречие возможно с помощью активизации самостоятельной работы — одного из важнейших элементов процесса обучения.
Одним из важнейших принципов дидактики является принцип сознательности, активности и самостоятельности, направленный на то, чтобы обучающийся чувствовал себя субъектом, а не объектом обучения. Для решения задачи активизации студентов при изучении математики необходимо у обучающихся сформировать мотивацию к самостоятельной работе. В связи с этим было решено начать использование системы рейтинговой оценки по математике.