Д. А. Гордеев1
СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ЦЕНТРА, КАК ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛОКАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Основная роль в переходе России на инновационное развитие, как правило, отводится государству.[3] Отношение государства к развитию научно-технического сектора экономики выражается в проводимой макроэкономической политике, нормативном, правовом обеспечении, формах прямого и косвенного государственного регулирования функционирования инновационной системы. В мае 2009 г. создана Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России, цель которой - содействие устойчивому технологическому развитию экономики России, модернизация сфер экономики. В том же году был принят указ о создании правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Основной задачей Комиссии является обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по разработке и реализации единой государственной политики в сфере развития научно-технического комплекса, национальной инновационной системы, устойчивого технологического обновления экономики Российской Федерации. Очевидно, что одно ведомство не способно регулировать всю национальную инновационную систему. Мировой опыт показывает, что необходимо подключение всех ведомств государства к управлению данной сферой. Необходимо обеспечить согласованность действий федеральных органов власти с органами власти в субъектах Российской Федерации, государственными академиями наук, общественными объединениями и иными организациями, заинтересованными в реализации государственной политики в сфере развития научно-технического комплекса и национальной инновационной системы.
Что касается сырьевой базы России, то вполне очевидно, что она является хорошей финансовой опорой не только для инновационной системы, но и для всей экономики в целом. Однако необходимо переориентировать экономику из ресурсоемкой в наукоемкую, в том числе, и государственным вмешательством.
Эффективное управление инновационным процессом требует специальных организационно-экономических механизмов. Зависит оно, в первую очередь, и от
1 Дмитрий Александрович Гордеев, докторант кафедры финансов, анализа и учета Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, к.э.н.. E-mail.: [email protected]
качества специальной инфраструктуры, поддерживающей инновационный процесс. Инновационная инфраструктура представляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективному распределению средств и оказанию услуг для развития инновационной деятельности, технологического трансферта, коммерциализации научно-технической продукции. В условиях трансформирующегося общества инновационная инфраструктура должна способствовать вхождению науки в рыночную среду, развитию предпринимательства в научно-технической сфере, поэтому ее формирование во многом определяется состоянием рыночной инфраструктуры. Инновационная инфраструктура аккумулирует финансовые ресурсы, действуя как инвестиционный механизм инновационных процессов. Она объединяет капиталы институциональных инвесторов, при этом не только финансируются высокие технологии и наукоемкое производство, но и берется плата за риск, т. е. риск выступает в качестве объекта купли-продажи.
Для формирования инновационных центров, как основы локальных инновационных систем (ЛИС) в России, целесообразно, обратиться к опыту страны, в которой успешно были созданы инновационные структуры, как необходимое условие развития инновационной инфраструктуры. Например, фундаментальной основой лидерства США в мировой экономике является инновационный потенциал страны.[4] В США сформирована развитая всеобъемлющая, многоуровневая национальная инновационная система (НИС), которая в существенной степени является основой мировых стандартов в данной области.
В 2004 г. в Российской Федерации разработана Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период 2005 - 2010 гг.[1]. В Стратегии в качестве наиболее эффективной институциональной формы реализации рекомендовано создание Государственно-частных партнерств (ГЧП). Под государственно-частными партнерствами понимается использование государством механизмов, стимулирующих участие частного бизнеса в инновационной деятельности.[9, 14]. ГЧП позволяют объединить ресурсы и разделить прибыли и риски, и по замыслу позволяют: объединить ресурсы; разделить прибыли; снизить риски; интенсивнее формировать конкурентную среду; более эффективно использовать бюджетные средства.
В Стратегии приоритетными областями изменения ГЧП в условиях России были определены мегапроекты, реализующие создание продуктов высоких технологий и создание научно-инновационной инфраструктуры. [6] На наш взгляд, схема
формирования инновационного центра должна строиться «снизу-вверх» от предпринимателя к органам власти (рис. 1).
Как ранее говорилось[6. 7, 8. 13], в отдельном субъекте России или в отдельных сферах экономической деятельности, а иногда организации, необходимо создавать собственные инновационные системы со своими центрами, которые должны взаимодействовать друг с другом и постепенно объединяться в одну систему.
Инноград «Сколково» строится в Московской области как ультрасовременный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий. Главная цель проекта: создание благоприятной среды для концентрации интеллектуального капитала, способного генерировать инновации. «На базе этого центра будут развиваться все пять президентских высокотехнологичных направлений модернизации: это, прежде всего, энергетика, 1Т, телекоммуникации, биомедицинские технологии и ядерные технологии. Мы должны создать не только материальную базу, но и эффективную действующую систему. Мы всё это затеяли не для того, чтобы построить определённое количество коттеджей или создать там нормальные производственные лаборатории. Это все инфраструктура», — сказал Дмитрий Медведев1. В рамках проекта по созданию Инновационного центра «Сколково» в Москве официально зарегистрирован Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, руководителем, которого стал первый заместитель главы администрации президента, зампредседателя комиссии по модернизации Владислав Сурков. По предварительным подсчетам, в новом городе будут проживать 25 - 30 тысяч человек. Возведение «Сколково» должно быть основано на использовании новейших подходов к градостроительству по всему спектру: в вопросах экологии, энергоэффективности, обеспечения водой, теплом, утилизации мусора и пр. Весь комплекс проблем, с которым сталкивается современный город, должен быть переосмыслен. В рамках Проекта будет создан «бизнес-инкубатор» для компаний на начальном этапе своего развития, оказывающий им дополнительные услуги. В проекте будут представлены различные источники финансирования: гранты, фонды посевного финансирования, венчурные фонды. На первых этапах финансирование проекта будет осуществляться за счет бюджета. По распоряжению правительства, уже до конца 2010 г. Фонду будет выделено около 4-х миллиардов рублей. Для участия в проекте будут приглашаться и крупные международные компании, которые смогут включить в Проект свои R&D-центры.
1 Материалы сайта [Электронный ресурс]: http://i-gorod.ru/about/history/ 23.03.2010
Формирование идеи инновационного центра
Ученый -лидер
Инвестор
Предприниматель-организатор
Ученый -лидер
Легализация
1. Господдержка:
• льготы
• кредиты
• инвестиции
2. Интересы:
• ученых
• предпринимателей
• инвесторов
• властей
3. Институциональные формы
Орга-низа-ция
Организационно-экономический механизм управления:
• институциональные формы
• институциональные отношения
• методы
• инструменты
• страхование рисков
Раз-ви-тие
Механизм реинжиниринга:
• проекты
• программы
• кадровое развитие
ИНФРАСТРУКТУРА
Направление, Научная Инженерная Ремонтная Подготовка кадров
формат, институциональная форма Научно-исследовательские лаборатории Измерительные лаборатории Механоремонтная Ученых
Информационная база Химическая Энергоремонтная Инженеров
Опытные производства и лаборатории Грузоподъемная ВКР
Сосуды под высоким давлением Управление
Рис. 1 - Схема формирования инновационного центра «снизу - вверх».
Сегодня наши инновационные организации плохо растут, на каждом этапе своего развития они сталкиваются с серьезными барьерами [11]. Все, что нужно государственным органам - разобраться, почему это происходит в той или иной конкретной компании, и снять эти барьеры. Пока государство уделяет мало внимания таким вопросам, разговоры о сознании инновационной системы часто остаются лишь абстракцией.
На основе проводимых исследований предлагается следующая организационная структура, который мог бы быть расположен на территории инновационно-технологического кластера и служить основой локальной инновационной системы (рис. 2). Однако без участия вузовской науки региона подготовка квалифицированных кадров, которые стали бы основным интеллектуальным ресурсом развития локальных инновационных систем, их эффективное функционирование не представляется возможным. Проблема обеспечения инновационных процессов кадрами, пути их решения и получаемые эффекты, в случае создания многоуровневой подготовки инноваторов, представлена на рис.3.
Современные тенденции развития инновационных процессов актуализируют необходимость определения путей устойчивого развития вузов, обеспечивающих развитие инновационного предпринимательства создаваемых в локальных инновационных системах.
В некоторых исследованиях предлагается создание и внедрение в практику деятельности российских вузов учебно-производственных инновационных комплексов непрерывного образования (УПИКНО), функционирование которых способствует формированию конкурентных преимуществ вуза, его рыночной устойчивости, а также развитию инновационной экономики и предпринимательства в регионах[10]. На наш взгляд, создание и функционирование учебно-производственных инновационных комплексов, где реализуется концепция непрерывного образования, могут рассматриваться как необходимые составляющие ЛИС, обеспечивающие устойчивое развитие вузов, непосредственных партнеров, способствующие развитию инновационной составляющей регионов. С помощью создания таких комплексов в ЛИС можно будет решить следующие задачи:
• сформировать условия для повышения качества общего образования и развития инновационного образования, привлечь молодежи к инновационной и научной деятельности в соответствии с имеющимися потребностями инновационно-технологического кластера региона;
• подготовить компетентные кадры, обеспечивающие условия для инновационного развития региона;
• разработать и осуществлять трансфер новых технологий по заказу государственных органов и резидентов ЛИС;
Бизнес-школа
Школа переподготовки
• Обучение
• Методические работы
• Оказание специализированных услуг
• Издательская деятельность
Исполнительный директор
Секретарь
Консалтинговая организация
• Бизнес-планирование
• Менеджмент
• Маркетинг
• Аудит
• Налогообложение
• Юридическое консультирование
• Консультирование по внешнеэкономической деятельности
• Поиск партнеров
• Помощь в получении правительственных заказов (участие в программах и др.)
• Поиск инвесторов
• Связь с фондами
Инжиниринговая организация
• Оказание научно-технических консультаций
• Помощь в организации производства
• Решение технических вопросов
• Освоение технологий
• Использование технических площадей
Экспертный совет
Лизинговая организация
• Лизинг высокотехнологичного оборудования
• Лизинг других видов оборудования
Венчурный фонд
Страховая организация
• Страхование имущества
• Страхование жизни
• Страхование предпринимательских рисков
• Перестрахование
• Страхование инвестиций
Аналитическая группа
Связи с общественностью
Центр технологического трансферта
• Банк данных проектов, их возможных характеристик, коммерческого успеха, методики оценки проектов
• Банк данных возможных потребителей научно-технической продукции
• Методы продвижения на рынок научно-технической продукции
• Банк данных перспективных научно-технических потребностей регионов
Рис. 2 - Организационная структура инновационного центра.
• развивать рыночные механизмы ресурсного обеспечения субъектов образовательной деятельности.
Еще в 2002 г. принята программа «Инновационная деятельность высшей школы». В 2004 г. принято Решение коллегии Минобразования «О развитии инновационной деятельности и малого предпринимательства в системе профессионального образования», представляющие собой программу развития науки на базе интеграции вузовской науки и малого бизнеса».В этих документах приоритет отдается развитию таким формам инновационной деятельности, как научные, научно-технические и технологические парки (технопарки)[2], центры сертификации продукции и коммерциализации технологий, инновационно-технологические центры (ИТЦ), учебно-научно-инновационные комплексы (УНИК), интегрирующие образования, науку и производство. В ведущих ВУЗах страны появились технопарки, инновационно-технологические центры, учебно-научно-инновационные комплексы и другие формы интеграции вузовской науки и малого бизнеса.
В высших учебных заведениях необходимо сформировать четкую систему развертывания инновационной деятельности, включающую выполнение технологического аудита объектов интеллектуальной деятельности, выполнение технико-экономического обоснования на выполнение НИОКР, проведение конкурсов с анализом бизнес-предложений и маркетинговых исследований, разработкой бизнес-планов, учредительных документов, лицензионных соглашений, заключением инвестиционных кредитных договоров. Большое внимание в вузах, функционирующих на территории ЛИС, должно уделяться управлению интеллектуально собственностью и защитой авторских прав[5, 12]. На рисунке 4 представлена разработанная система управления интеллектуальной собственностью в ВУЗах.
15 августа 2009 г. вступил в силу Федеральный закон №217-ФЗ3, создающий правовую основу для инновационных организаций, созданных при бюджетных научных учреждениях и государственных высших учебных заведениях. Основной целью закона является обеспечение реального внедрения в производство результатов научно-технической деятельности. Права на эти результаты принадлежат
Федеральный закон РФ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности"№217-ФЗ от 02.08.2009
учреждениям науки и образования, поскольку созданы за счет бюджетных средств. Закон предоставляет возможность для учреждений науки и образования быть участниками и учредителями хозяйственных обществ, занимающихся внедрением результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат данным учреждениям. Необходимость введения в действие нового закона вызвана тем, что в настоящее время большая часть разработок и изобретений делается на базе государственных учреждений за счет бюджетных средств. Однако внедрить свои разработки, применить их на практике они не могли, так как не имели права быть учредителями хозяйствующих субъектов без разрешения собственника имущества.
Рис. 3. Схема подготовки кадров для ЛИС.
После принятия 217 ФЗ ВУЗы и НИИ должны направить уведомление в течение семи дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества. Денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении бюджетного научного учреждения или созданного государственной академией наук научного учреждения, могут быть внесены в качестве вклада в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Рис. 4 - Система управления интеллектуальной собственностью в ВУЗе.
Согласно данному правовому акту научным и образовательным учреждениям должно принадлежать более 25% акций или 1/3 доли в уставном капитале предприятия (в зависимости от его организационно-правовой формы), созданного с привлечением соучредителей. С одной стороны, наличие у образовательных учреждений такого влияния на деятельность малой инновационной организации может отпугнуть частных инвесторов. С другой стороны это гарантирует высокое
качество научных разработок. Несмотря на столь высокую долю, принадлежащую государственным учреждения, образованные организациии могут получить статус малых и средних и воспользоваться налоговыми льготами4. До принятия поправок такой возможности у предприятий, не было.
Введение нового закона позволит в рамках ЛИС решать следующие задачи:
• для государственных высших учебных заведений появился законный финансовый механизм, позволяющий получать прибыль от внедрения научных разработок на рынок;
• для выпускников создание таких организаций означает возможность реализации собственных проектов и трудоустройства по специальности;
• для бизнеса теперь доступны интеллектуальные ресурсы высших учебных заведений, которые можно использовать для развития инновационно-технологических кластеров;
• для России коммерциализация научных разработок ускорит процессы инновационных преобразований в экономике и снижения технологической зависимости от импорта.
Таким образом, можно сделать следующий вывод.
Создание инновационных центров, как основы развития интеллектуального потенциала локальных инновационных систем, возможно путем формирования совокупности инфраструктуры территории и механизмов взаимодействия лиц, участвующих в реализации инновационных проектов, в том числе путем использования этой инфраструктуры, включая развитие кооперации компаний малого инновационного бизнеса с крупными производственными организациями и научно-образовательными комплексами. Тогда создание инновационных центров в рамках ЛИС позволит обеспечить развитие человеческого потенциала населения территории, создать новые условия и образ жизни на основе социальных и организационных инноваций и рост инновационного предпринимательства.
Согласно данному правовому акту, научным и образовательным учреждениям должно принадлежать более 25% акций или 1/3 доли в уставном капитале предприятия (в зависимости от его организационно-правовой формы), созданного с привлечением соучредителей. С одной стороны, наличие у образовательных учреждений такого влияния на деятельность малой инновационной организации может отпугнуть частных инвесторов; с другой - это гарантирует высокое качество научных разработок. Несмотря на высокую долю государственных учреждений в уставном капитале, образованные организациии могут получить статус малых и средних и воспользоваться налоговыми льготами1. До принятия поправок такой возможности у предприятий не было.
Введение нового закона позволяет в рамках ЛИС решать следующие задачи:
(
217- 02.08.2009
Список литературы
//
1. Асаул, А. Н.
2. Асаул, А. Н.
/ . .
2010.- №1(23).- . 4-8.
/ . .
//
2005.- №3(5).- . 3-7.
3. Асаул, А. Н. . . //
4. Бодрунова, А. С.
/
.-2009.- №4(22).- . 3-7.
//
.-2010.- №4(26).- . 173-177.
5. : .
г ■
« », 2010.-280 .
6. Гордеев, Д. А.
/ .
/ . .
//
.-2009.- № 3(21).- . 52-58.
7. Гордеев, Д. А.
/
//
8. Гордеев, Д. А.
/ .
№ 3(17).- .47-55.
9. Ерофеев, П. Ю.
//
/
.-2010.- № 3(25).- . 48-60.
. - 2008.
//
.-2010.- №1 (23).- . 28-36.
10. Лысов, И. А.
/
//
11. [ .].
12.
. - 2009. - № 1 (29). - . 424-430.
.: « »,2008.-606 .
: / . . , . . . - .: «
13.
, . . . - .: «
14. Ястребов, А. Я.
.-2010.- №2(24).- . 8-12.
», 2010.-280 », 2008.-213 / . .
//
/
/
/
The list of the literature
1. Asaul, A. N A national strategy of innovative development/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2010. - № 1 (23). - P. 4-8.
2. Asaul, A. N. Conceptual framework for regional policy to support science and technology parks / A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2005. - № 3 (5). - P. 3-7.
3. Asaul, A. N. The challenges of innovation development of the domestic economic/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2009. - № 4 (22). - P. 3-7.
4. Bodrunova, A. D. Modern trends of the mechanisms of state regulation of the military-technical cooperation of Russia with foreign states/ A. D. Bodrunova // Economic revival of Russia. - 2010. - № 4 (26). - P. 173-177.
5. Introduction to Innovation: the manual / A. N. Asaul, V. V. Asaul, N. A. Asaul, R. A. Faltinsky, edited by Honored Scientist of Russian A. N. Asaul. - SPb.: ANO «IPEV», 2010.-280 p.
6. Gordeev, D. A. Problems of development of new institutional forms and the ratio of innovation in the Russian Federation/ D. A. Gordeev // Economic revival of Russia. -2009.- № 3 (21).-P. 52-58.
7. Gordeev, D. A. Properties, conditions and laws of local innovation systems in terms of a methodological sub-stroke/ D. A. Gordeev // Economic revival of Russia. - 2010. - № 3 (25).-P. 48-60.
8. Gordeev, D. A. The formation of local systems of innovation in pre-entrepreneurship/ D. A. Gordeev // Economic revival of Russia. - 2008. - № 3 (17). - P. 47-55.
9. Erofeev, P. Ju. Problems, background, conditions of partnership of public and private sector in the economy/ P. Ju. Erofeev // Economic revival of Russia. - 2010. - № 1 (23).-P. 28-36.
10. Lysov, I. A. Educational innovation complexes as a model of sustainable development of the university and innovative entrepreneurship/ I. A. Lysov // Problems of present-day economy. - 2009. - № 1 (29). - P. 424-430.
11. Modernization of the economy through technological innovation / A. N. Asaul [and others]. - SPb.: ANO «IPEV», 2008. - 606 .
12. Evaluation of the property. Valuation of intangible assets and of intellectual property: textbook / A. N. Asaul, V. N. Starinskiy, M. I. Knish, M. K. Starovoitov. - SPb.: ANO «IPEV», 2010.-280 p.
13. Russian local innovation systems: problems and outlooks / V. V. Asaul, D. A. Gordeev. - SPb.: ANO « IPEV», 2008. - 213 p.
14. Jastrebov, A. Ja. Problems of development partnership between the state and business in the Russian Federation in the post-crisis / A. Ja. Jastrebov // Economic revival of Russia. - 2010 - № 2 (24). - P. 8-12.