Научная статья на тему 'Об инновационной составляющей предпринимательской среды'

Об инновационной составляющей предпринимательской среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ / ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННЫЙ ТОВАР / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INNOVATION / THE CLASSIFICATION OF INNOVATION / INFRASTRUCTURE AND INNOVATIVE PRODUCTS / THE NATIONAL INNOVATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуллаев Алишер Махмудович, Курпаяниди Константин Иванович

Обеспечение конкурентоспособности высокотехнологичной продукции на инновационном этапе развития экономики является первостепенной задачей, обусловленной высоким уровнем конкуренции на мировом рынке наукоемкой продукции. Это требование связанно также с необходимостью структурной перестройки национальной экономики, направленной на создание высокотехнологичных производств. Проведен анализ также экономических категорий, таких как инновационная деятельность, классификация инноваций, инновационный товар, этапы формирования инновационного товара. Предложен авторский вариант рынка инноваций и его инфраструктуры, определены подходы к активизации экономического роста посредством формирования инновационной среды инновационной инфраструктуры в системе частного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On innovative component business environment

Ensuring the competitiveness of high-tech products in the innovation stage of economic development is of paramount importance due to the high level of competition in the global market of high technology products. On the other hand, this requirement is related to the necessity of restructuring the national economy, aimed at creating high-tech industries. The paper analyzes the economic categories as innovation, Classification of innovation, innovative products, stages of product innovation, proposed by the author’s version of the innovation market and its infrastructure and identified approaches to stimulate economic growth by creating an innovative environment and innovation infrastructure in the private sector.

Текст научной работы на тему «Об инновационной составляющей предпринимательской среды»

А. М. Абдуллаев1, К. И. Курпаяниди2

об инновационной составляющей предпринимательской среды

Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов поставил перед страной задачу построения нового общества, базирующегося на инновациях: «Мы должны думать о посткризисном периоде нашего развития, выработке глубоко продуманной долгосрочной Программы целевых проектов по модернизации и техническому обновлению базовых отраслей нашей экономики, внедрению современных инновационных технологий, призванных дать мощный толчок для выхода Узбекистана на новые рубежи, обеспечивающие конкурентоспособность нашей страны на мировом рынке»3. Это означает преобразование экономики страны на принципиально новых основах, соответствующих современным быстроменяющимся условиям. Опыт зарубежных стран показывает, что устойчивое развитие любого государства в XXI в. зависит от эффективности использования интеллектуального капитала для коренного обновления всех сфер национального хозяйства и внедрения нововведений во всех областях производства. По расчетам, только за счет массового внедрения инноваций в трудовую и управленческую деятельность можно увеличить ВВП Узбекистана примерно на 50...60%.

В современных условиях создание конкурентоспособного производства невозможно без полной реализации научно-технического потенциала, при этом важнейшее значение приобретают качество научно-технических ресурсов, совершенствование управления инновациями и системы поддержки изобретений [1, 2, 7, 8, 12]. Инновационные процессы присущи каждому этапу исторического развития общества. По мере накопления знаний и опыта изменялись общественно-политические и научно-производственные формы взаимодействия между хозяйствующими субъектами, регионами, государствами. Вследствие этого роль инноваций, причины их возникновения, динамика, механизм распространения, характер воздействия на экономический рост и развитие активно исследуются учеными-экономистами [3, 13, 15].

Одной из важнейших управленческих задач становится повышение инновативности компаний: их способности четко и адекватно реагировать на изменения на рынке путем выпуска новой или усовершенствования старой продукции, внедрения новых технологий производства и сбыта, реструктуризации, совершенствования системы внутрифирменного управления и использования новейших маркетинговых стратегий. Нововведения и способность к их внедрению (инновативность) обеспечивают компании преимущества в межфирменном соперничестве. Основная сфера соперничества — рынок, поэтому для выявления экономической значимости нововведения очень важно его успешное представление на рынке.

Экономика Узбекистана характеризуется многоукладностью: каждый технологический уклад находится в определенной фазе жизненного цикла — стагнации и отмирания, зрелости,

1 Алишер Махмудович Абдуллаев, декан факультета управления транспортом и транспортными коммуникациями Ташкентского автомобильно-дорожного института, канд. экон. наук, доцент, e-mail: [email protected]

2 Константин Иванович Курпаяниди, докторант Института экономики Академии наук Республики Узбекистан, канд. экон. наук, доцент, e-mail: [email protected]

3 Каримов, И. А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана/И. А. Каримов. - Ташкент: Узбекистан, 2009. - 56 с.

интенсивного роста или зарождения. Сложившаяся ситуация обусловлена наличием рисков, неэффективным управлением инновационным процессом, низким процентом производства и внедрения инноваций и новых технологий; недостаточной развитостью венчурного бизнеса в стране; неопределенностью в законодательной и нормативно-правовой сфере; низкой инновационной активностью предпринимательства, недостаточным финансированием исследований и разработок государством, а также нечеткой диверсификацией финансирования инновационного процесса [6].

Множественность теоретических подходов к категории «инновации», неоднозначность их классификаций, отсутствие единой методологии исследований, неопределенность инновационной политики затрудняют формирование долгосрочной стратегии технико-экономического развития страны на базе инновационных технологий. Поэтому особую актуальность приобретает исследование, направленное на анализ степени влияния инноваций субъектов предпринимательской среды на экономический рост [5, 8, 11, 14].

Существует множество классификаций инноваций по различным признакам:

1. По распространенности: единичные и диффузные.

2. По сферам деятельности: технологические, социальные, экономические, торговые и экологические.

3. По месту в производственном цикле: процессные и продуктовые.

4. По уровню: мега-, макро-, мезо-, микро- и наноуровень.

5. По сферам действия: научно-исследовательская и опытно-конструкторская.

6. По потенциалу и степени новизны: эпохальные, базисные (радикальные), модифицирующие, псевдоинновации, антиинновации, реинновации.

7. По субъекту разработки: производственные (традиционные) потребительские.

8. По преемственности: открывающие, закрывающие, заменяющие, возвратные (ретроинновации).

9. С точки зрения цикличности развития: крупнейшие, крупные, средние и мелкие.

При этом некоторые признаки частично перекрываются другими, а некоторые виды

инноваций, выделенные по тем или иным признакам, дублируют друг друга. В связи с этим в зависимости от объекта и предмета исследования инновации рассматриваются как процесс, результат, система, изменение. На наш взгляд, инновации — это принципиально новый продукт или технология, являющаяся конечным результатом целенаправленной инновационной деятельности, носящей рисковый характер. Суть инновационного процесса заключается в последовательном превращении идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, опытно-конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта.

Анализ категории «инновации» [4, 9] показал, что ключевыми критериями классификации являются потенциал и степень новизны, отражающие уровни технико-экономического прогресса общества и определяющие деловые циклы и волны.

Инновационный процесс проходит в несколько этапов, включающих определенные подэтапы, в рамках которых идея превращается в новшество, нововведение и непосредственно в инновацию. В экономической литературе существует мнение, что инновация является продуктом, товаром, благом или общественным благом. Мы согласны с авторами, утверждающими, что общественным благом могут являться лишь социальные инновации и с некоторой долей допущения — эпохальные. При условии развития от продукта до товара, реализуемого на рынке, инновации являются частным благом.

Характерной чертой современного экономического роста является появление и внедрение новых прорывных технологий, использующих последние достижения науки (так называемых макротехнологий), формирование национальных инновационных систем,

интегрированных на мезо- и макроуровнях и включающих комплекс институтов, сопровождающих внедрение инноваций и распределение новых технологий. Наличие макротехнологий является своего рода показателем научно-технического развития страны, притока в страну иностранного капитала, укрепления отношений с мировыми инновационными рынками, повышения конкурентоспособности. Доля Узбекистана в мировом наукоемком экспорте продукции гражданского назначения незначительна, в то время как доля США — 36%, Японии — 30%, Германии — 16% и Китая — 6% [10].

В основе макротехнологий лежат технологические процессы (преимущественно без учета социальных технологий) развития человеческого капитала. Странами-лидерами в сфере макротехнологий являются США, Германия, Япония. Наряду с макротехнологиями следует различать метатехнологии, сам факт применения которых автоматически делает невозможной всякую конкуренцию любой применяющей их стороны с разработчиком этих технологий. Метатехнологии воздействуют непосредственно на человека, а с его помощью — на преобразование технологического базиса экономики. Заметим, что базисом смены технологических укладов являлись радикальные продуктовые и процессные инновации (без применения новейших технологий в управлении человеческим капиталом), вследствие чего и пятый технологический уклад построен на применении технологий high-tech. Поэтому развивающийся шестой технологический уклад (в Узбекистане только зарождающийся) должен быть основан на применении технологий high-tech с включением метатехнологий. В связи с этим необходимо разработать национальную систему приоритетов как в сфере критических технологий, так и в области новейших методов управления человеческим капиталом и его применением; определить механизм взаимодействия с мировым рынком наукоемкой продукции на основе развития фундаментальной и прикладной науки, а также механизма коммерциализации и трансфера технологий. Это обеспечит развитие эффективной и конкурентоспособной промышленности, технологическую независимость и экономическую безопасность страны.

Согласно результатам мониторинга, отечественный рынок инноваций представляет собой совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе обмена участников инновационного процесса продуктами инновационной деятельности во взаимовыгодных пропорциях. Инновационные продукты, поступающие на рынок инноваций и прошедшие коммерческий обмен, выступают как товар (см. рисунок).

В современном Узбекистане рынок инноваций, находящийся на начальном этапе становления, можно разбить на несколько крупных секторов: промышленные компании, венчурные технологические фонды, государственные фонды поддержки НИОКР и инноваций, иностранные компании, малые инновационные компании.

Крупные отечественные компании инвестируют средства в технологии и создают фонды, специализирующиеся на новых технологиях. К таким компаниям относятся Национальная холдинговая компания «Узбекнефтегаз», Узфармсаноат, Ассоциация «Узпахта-саноат», Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари», Акционерная компания «Узавтосаноат», Государственно-акционерная железнодорожная компания «Узбекистон темир йуллари», ГАК «Узбекэнерго», ГАК «Узбекенгилсаноат». Каждая из них ведет исследования в интересующей ее отрасли, непосредственно связанной с основным бизнесом, и поддерживает соответствующие научно-исследовательские учреждения4.

Следующий сегмент инновационного рынка составляют немногочисленные венчурные технологические фонды.

4 Социально-экономическое развитие Республики Узбекистан в 2010 году. — Ташкент: Госкомстат,

2011.

Промышленные компании

Государственные фонды поддержки НИОКР и инноваций

Венчурные технологические фонды

Иностранные корпорации

Иностранные венчурные технологические фонды

Малые инновационные фирмы

Технико-внедренческие зоны

Технопарки

Инновационно-производственные комплексы (ИПК)

Инновационно-технологические центры (ИТЦ)

Центры трансфера технологий (ЦТТ)

Бизнес-инкубаторы Коучинг*-центры

Производственно-инвестиционные субъекты рынка инноваций

i------------------------1

Инфраструктурные субъекты рынка инноваций

Рынок инноваций и его инфраструктура

Третий субъект рынка инноваций представлен государственными фондами и целевыми программами поддержки инновационного бизнеса, финансирующими разные стадии его развития. Участниками рынка инноваций в Узбекистане являются также международные корпорации, занимающиеся скупкой технологий и бизнеса, переманивающие перспективных ученых и специалистов, открывающие собственные специализированные исследовательские центры. Еще одним потенциально перспективным участником инновационного сектора Узбекистана могут стать крупные иностранные технологические венчурные фонды (Moorgate Capital Management, Intel Corporation, Oracle Venture Fund, Baring Vostok Capital Partners, Kleiner Perkins, Caulfield Byers, Accel Partners, New Enterprise Associates и Draper Fisher Jurvetson5).

В настоящее время в мировой практике все большую роль в финансировании науки (в том числе фундаментальной) и научных исследований приобретают эндаумент-фонды6 или фонды целевого капитала, целью которых является финансовая устойчивость и разви-

5 innovbusiness.ru/content/section_r_1FB42313-9503-49DF-A002-5435C 1354BC6. html

6 Эндаумент-фонды (endowment) в отличие от обычных благотворительных фондов направляют на свои цели, главным образом, не пожертвования доноров, а инвестиционный доход от сформированного донорами капитала. При этом доноры имеют право четко указывать, на что может быть потрачен полученный фондом доход. Чаще всего эндаумент-фонды создаются для финансирования организаций образования, медицины, культуры. Наиболее известный эндаумент-фонд - Нобелевский.

тие грантополучателя, социальной инфраструктуры, разработка и распространение инноваций.

Для реализации целей государственной политики в области развития национальной инновационной системы необходимо учитывать зарубежный опыт регулирования инноваций, усилить государственную поддержку и обеспечить совместно с предпринимательским сектором экономики выполнение важнейших инновационных проектов национального значения в приоритетных конкурентоспособных секторах внутреннего и мирового рынков высокотехнологичной продукции; обеспечить ускорение процессов интеграции научной, образовательной, производственной деятельности для экономически эффективной реализации программ повышения конкурентоспособности экономики на мировом рынке. По нашему мнению, следует придерживаться концепции, синтезирующей неоинституциональный и эволюционный подходы, и проводить структурную, инвестиционную, денежно-кредитную и фискальную политику, направленную на социально-экономическое развитие страны, повышение ее конкурентоспособности, обеспечение экономической безопасности и ускорение экономического роста.

Список литературы

1. Асаул, А. Н. «В России должны быть созданы все условия для «умных» инвестиций и в производство, и в развитие высоких технологий»/А. Н. Асаул//Экономическое возрождение России. -2011. — № 4 (30) — С. 4-7.

2. Асаул, А. Н. Проблемы инновационного развития отечественной экономики/ А. Н. Асаул//Экономическое возрождение России. — 2009. -№ 4 (22). — С. 3-6.

3. Асаул, А. Н. Сущность и особенности развития инновационного предпринимательства/А. Н. Асаул//Региональные аспекты формирования инновационной экономики: проблемы, перспективы развития: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. — Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2008. — С. 91-97.

4. Введение в инноватику/А. Н. Асаул [и др]. — СПб: АНО «ИПЭВ», 2010. — 280 с.

5. Гордеев, Д. А. Взаимосвязь инновационного развития субъектов предпринимательства и их организационных структур/Д. А. Гордеев//Экономическое возрождение России. — 2011. — № 3 (29). — С. 92-99.

6. Курпаяниди, К. И. Современные тенденции развития предпринимательства в сфере промышленного производства: региональный аспект/К. И. Курпаяниди. — Ташкент: Иктисодиёт, 2010. — 160 с.

7. Медведева, Л. Н. Инновационная политика как фактор ускоренного развития социально-экономической сферы среднего города/Л. Н. Медведева, Е. В. Гончарова, М. К. Старовойтов//Экономическое возрождение России. — 2011. — № 1 (27). — С. 60-72.

8. Миролюбова, Т. В. Зарубежный опыт функционирования кластеров в сфере энергоэффективности и возобновляемой энергетики: уроки инновационного развития/ Т. В. Миролюбова//Экономическое возрождение России. — 2011. — № 4 (30). — С. 51-61.

9. Модернизация экономики на основе технологических инноваций/А. Н. Асаул [и др.]. — СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. — 606 с.

10. Нарышкин, С. Инновационная составляющая инвестиционных процессов/С. На-рышкин.[гау18.ги/?р=17052]

11. Прокопенков, С. В. Проблемы инновационной стратегии развития промышленности/С. В. Прокопенков//Экономическое возрождение России. — 2011. — № 1 (27). — С. 90-93.

12. Рождественский, Д.В. Прогноз развития малого инновационного предпринимательства и обеспечивающей сервисной/Д. В. Рождественский//Экономическое возрождение России. — 2011. — № 2 (28). — С. 111-117.

13. Смирнов, Е.Б. Проблемы и пути инновационного развития региона/Е. Б. Смирнов, С. И. Морозов//Экономическое возрождение России. — 2010. — № 4 (26). — С. 83-88.

14. Чепель, С. В. Ключевые элементы эффективной инвестиционной политики в развивающихся странах: возможные ориентиры для Узбекистана/С. В. Чепель, Ж. А. Фаттахова. — Ташкент: ЦЭИ, 2008. — 48 с.

15. Шамликашвили, В.А. Инновационная восприимчивость региона/В. А. Шамликашви-ли//Экономическое возрождение России. — 2010. — № 3 (25). — С. 136-142.

The list of the literature

1. Asaul, A.N. «Russia must be all the conditions for» smart «investments in production and the development of high-tech»/A. N. Asaul//Economic revival of Russia. — 2011. — № 4 (30) — P. 4-7.

2. Asaul, A.N. Problems of development of domestic innovation of the economy/A. N. Asaul// Economic revival of Russia. — 2009. — № 4 (22). — P. 3-6.

3. Asaul, A.N. The essence and features of the development of innovative entrepreneur-ship/A. N. Asaul//Regional aspects of the innovation economy: problems and prospects of development of All-Russian scientific-practical conference. — Kyzyl: Univ TyvGU, 2008. — P. 91-97.

4. Introduction to innovation/A. N. Asaul [and other]. — SPb.: ANO «IPEV», 2010. — 280 p.

5. Gordeev, D. A. Relationship of innovative development of entrepreneurship entities and their organizational structures/D. A. Gordeev//Economic revival of Russia. — 2011. — № 3 (29). — P. 92-99.

6. Kurpayanidi, K.I. Modern trends in the development of entrepreneurship in manufacturing: a regional perspective/K. I. Kurpayanidi. -Tashent: Iktisodiet, 2010. — 160 p.

7. Medvedeva, L. N. Innovation policy as a factor in the accelerated development of the socio-economic sphere of the middle/L. N. Medvedeva, E. V. Goncharova, M. K Starovoitov// Economic revival of Russia. — 2011. — № 1 (27). — P. 60-72.

8. Mirolyubova, T. V. Overseas experience of the clusters in the field of energy efficiency and renewable energy: Lessons from innovation development/T. V. Mirolyubova//Economic revival of Russia. — 2011. -№ 4 (30). — P. 51-61.

9. Modernization of the economy based on technological innovation / A. N. Asaul [and others]. — SPb.: ANO «IPEV». — 2008. — 606 p.

10. Naryshkin, S. An innovative component of the investment process/S. Naryshkin// Electronic resource: http://ravis.ru/?p=17052

11. Prokopenko, S. V. Problems of innovation development strategy of industry/S. V. Proko-penko //Economic revival of Russia. — 2011. — № 1 (27). — P. 90-93.

12. Rojdestvenskij, D. V. Forecast of development of small innovation entrepreneurship pre-service and providing/D. V. Rojdestvenskij//Economic revival of Russia. — 2011. — № 2 (28). — P. 111-117.

13. Smirnov, E.B. Problems and innovative development of the region/E. B. Smirnov, S. I. Moro-zov//Economic revival of Russia. — 2010. — № 4 (26). — P. 83-88.

14. Chepel, S. V. Key elements of an effective investment-vestment policy in developing countries: possible targets for Uzbekistan/S. V. Chepel, J. A. Fattakhova. — Tashent: CEr, 2008. — 48 p.

15. Shamlikashvili, V.A. Innovative susceptibility region/V A. Shamlikashvili//Economic revival of Russia. — 2010. — № 3 (25). — P. 136-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.