Д. А. Гордеев 1
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ИХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
Концепция инновационного развития, в частности создания национальной инновационной системы (НИС), является предметом большого числа дискуссий [1-3, 7-9, 12, 16]. Преобладает мнение, согласно которому ведущим механизмом проектирования и оценки национальных или отраслевых инновационных систем может служить функциональный подход, который дает возможность обобщенно ответить на вопрос: «Что следует делать для организации инновационного развития?», и это крайне важно. Однако он не отвечает на вопросы: «Кто, зачем и для чего будет осуществлять инновационное развитие?», «Кто является субъектом инновационного развития?», «Кто, как и зачем будет кооперироваться в интегральные субъекты?», «Какие механизмы идентификации позволят формировать целостные субъекты инновационного развития?», «Кто и как будет создавать пространство коммуникации и доверия?», «Кто и как будет оценивать социальные последствия инноваций?» и др. Не имея ясных ответов на эти вопросы, нельзя создать эффективную НИС, учитывающую специфику российской цивилизации, современное состояние российской и мировой экономики, а также международные отношения. Для ответа на эти вопросы необходимы наряду с функциональным и другие подходы.
Сегодня в инновационном развитии ведущую роль традиционно играет линейная модель инноваций, согласно которой разработанная фундаментальная научная идея воплощается в прикладных исследованиях. Последние служат основой инноваций, в результате реализации которых возникают передовые технологии. Модель хорошо себя зарекомендовала в XX в. и будет по-прежнему занимать достойное место в развитых странах в XXI в., однако в России каркас модели «фундаментальная наука - НИОКР -производство» оказался разрушенным. В дополнение к линейной модели в развитых странах постепенно внедряется «модель множественных источников инноваций», в соответствии с которой инновации могут возникать в любой части инновационной системы. Хотя научные исследования остаются важной движущей силой инноваций, они уже не являются их единственным двигателем. В этой связи необходимо пересмотреть традиционную роль научно-исследовательских организаций. Новые знания создаются не только в государственных исследовательских организациях или в исследовательских подразделениях компаний, но и во многих социальных структурах. Важный вклад в инновационный процесс вносят новый повседневный опыт и деятельность инженеров, торговых агентов, прочих наемных работников, равно как и потребителей. Появление нововведений на ос нове идей и предложений, поступающих из сферы производства, сбыта и потребления, характерно для систем с развитыми взаимосвязями между экономическими агентами. Более того, инновационный процесс не ограничивается сферой технологии, он включает институциональные, организационные и управленческие инновации [15]. Эти знания практически не могут быть встроены в традиционные концепции, порой просто не вписываются в их рамки. Они представляют собой нематериальные активы субъектов, занятых в конкретным виде экономической деятельности. Компании должны пытаться использовать данные знания с максимальной эффективностью. Модель множественных источников инноваций ориентирована на механизм развития, максимально учитывающий разнообразие элементов и создающий условия для их творческого взаимодействия.
1 Дмитрий Александрович Гордеев, докторант кафедры финансов, анализа и учета Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, канд.экон.наук.. E-mail.: [email protected]
Анализ двух базовых моделей инноваций позволяет сделать вывод, что в центре внимания остается проблема поиска оптимального сочетания нормативного и субъектного подходов. При решении этой проблемы в большинстве случаев имеет место неосознаваемый конфликт двух парадигм: поддержки инноваций и поддержки конкретных субъектов инновационной деятельности. Отметим, что эти подходы (парадигмы) не следует рассматривать как альтернативные, они должны дополнять друг друга. Для этого необходимо расширение «пространства проблематизации» и переход к парадигме, включающей оба упомянутых подхода как частные стратегии решения отдельных задач. На наш взгляд, это возможно в рамках субъектно-ориентированного подхода. Одной из его принципиальных особенностей должна стать смена объектов исследования, проектирования и управления, которыми становятся как системы деятельности в целом, так и их субъекты, активно участвующие в развитии своей деятельности [13].
Самый трудный вопрос - вопрос о субъектах инновационного развития, готовых определять образ будущего, взять на себя ответственность за реализацию инновационных целей и задач. Надо лечить главную болезнь России - бессубъектность, которая поразила в той или иной степени всех основных участников модернизационного процесса. Главные ее симптомы: «... блокировка рефлексии; неспособность адекватно воспринять и оценить сложившуюся ситуацию, подняться над нею, самоопределиться и самоидентифицироваться; отсутствие смелых, хорошо обдуманных «прорывных» идей и готовности, умело взаимодействуя с другими субъектами, их реализовать. Указанные симптомы «грубо и зримо» проглядывают в образе мышления и действий всех основных субъектов современной России, в том числе и власти, что достаточно точно фиксируется аналитиками» [13].
Как отмечается во многих работах (например, [5, 15]), инновационный процесс в общем виде означает последовательный переход от идеи возможного нововведения до создания, продажи и диффузии этого нововведения. Он охватывает многих участников и имеет свою инфраструктуру. Инновационный процесс представляет собой целенаправленную цепь действий по генерации инновации, производству новых продуктов и технологий, их реализации на рынке и дальнейшему распространению. Основные элементы инновационного процесса соединены в последовательную цепочку: инициация, маркетинг инновации, ее производство, реализация, продвижение, оценка экономической эффективности и диффузия инновации.
Развитие и поддержание малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций представляется наиболее эффективным способом ускорения научно-технического развития экономики, поэтому, на наш взгляд, целесообразно рассмотреть малые и средние формы инновационного предпринимательства [4, 11, 14]. Малый бизнес может включаться в инновационный процесс на различных его стадиях - от создания инноваций (венчурные компании) к их использованию на стадии угасания (компании-коммутанты). Гибкость и мобильность малых компаний обеспечивают их высокую восприимчивость к инновациям. Однако из-за небольших масштабов деятельности они часто не способны реализовать перспективную предпринимательскую идею самостоятельно, поскольку не имеют соответствующих средств. Кроме того, сегодня, когда организации подвержены большому числу рисков внешнего и внутреннего взаимодействия, вопросы законодательного обеспечения деятельности становятся крайне актуальными и требуют скорейшего решения.
Изучение организационных форм реализации инноваций необходимо начинать с определения понятия организационных структур инновационной деятельности. Организационные структуры инновационной деятельности - это организации, которые занимаются инновационной деятельностью, научными исследованиями, разработкой и реализацией инноваций. Их можно разделить на три группы:
1 - научные организации, создающие и реализующие инновации;
2 - рыночные субъекты инновационной деятельности, которые дорабатывают, производят и реализуют инновации;
3 - организационные структуры интеграции науки и производства, способствующие сокращению периода от возникновения идеи до ее практического использования.
Научная организация - организация (компания, фирма), основным видом деятельности которой являются научные исследования и разработки. Они могут быть
основной деятельностью также функциональных подразделений этой организации. Наличие последних не зависит от принадлежности организации к тому или иному виду деятельности и организационно-правовой формы собственности.
В государственный сектор входят организации министерств и ведомств, обеспечивающих управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом; бездоходные (некоммерческие) организации, которые в основном финансируются и контролируются правительством, за исключением предприятий, принадлежащих к высшему уровню.
Предпринимательский сектор охватывает все организации, основная деятельность которых связана с производством продукции или услуг с целью продажи, в том числе и те, которые находятся в собственности государства.
Высшие организации - это университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования или правового статуса; научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники; организации, которые непосредственно обслуживают высшие организации.
Частный бездоходный сектор состоит из частных организаций, которые не ставят своей целью получение прибыли (профессиональные общества, союзы, ассоциации, общественные, благотворительные организации, фонды), и частных индивидуальных организаций.
Рыночные субъекты инновационной деятельности - это по большей части малые организации, к которым принадлежат венчурные, обслуживающие и инжиниринговые фирмы, проектные бригады, фирмы «спин-офф». По времени привлечения к инновационному процессу и подходу к выбору инноваций выделяют четыре типа компаний, названия которых зависят от типа реализуемой на рынке инновационной стратегии: виоленты, коммутанты, патиенты, експлеренты.
Эксплеренты (пионеры) - это организации, специализирующиеся на создании новых или радикально измененных старых сегментов рынка. Они являются разработчиками новой продукции, для чего создают у себя мощные исследовательские отделы и конструкторские бюро. Внедряя принципиально новые продукты, они получают сверхдоход за счет их высокой наукоемкости и в результате пионерного выведения их на рынок. Такие организации больше всего рискуют, но в случае успеха получают наибольшую отдачу. Девиз таких организаций -лучше и дешевле, если удастся.
Патиенты (стратегия ниш) создают инновации для потребностей узкого сегмента рынка. Они избегают конкуренции с большими корпорациями, выискивая недоступные для них сферы деятельности, выпускают товары с уникальными свойствами, которые обычно имеют эксклюзивный характер, являются высококачественными и дорогими. Такие организации могут быть творцами инноваций или их модернизаторами. Их девиз - дорого, но хорошо.
Виоленты ориентируются на инновации, которые удешевляют изготовление продукции и в то же время обеспечивают ей уровень и качество, которого требует основная масса потребителей. За счет низких цен и среднего качества организация всегда конкурентоспособна. Виолентом может стать организация-експлерент на этапе использования инновации, которая получила массовое признание. Девиз - дешево, но прилично.
Коммутанты (объединенная стратегия) используют инновации, созданные другими (как правило, виолентами), обогащая их индивидуальными характеристиками, приспосабливаясь к небольшим по объемам потребностям конкретного клиента. Они повышают потребительскую ценность товара не за счет высокого качества (как патиенты), а благодаря его индивидуализации. Высокая гибкость коммутантов позволяет им поддерживать конкурентные позиции. Обычно коммутанты - это мелкие организации, использующие инновации на стадии их старения. Девиз - Вы доплачиваете за то, что я решаю именно Ваши проблемы.
Отнесение организаций к определенной категории является условным, потому что они реализуют преимущественно не один вид продукта, а стратегия относительно каждого из них может быть различной. В какой-то момент организация-эксплерент превращается в виолента или патиента. Однако существуют организации, которые занимаются исключительно
инновациями, видя в этом способ получения сверхдохода путем выведения на рынок отсутствующего на нем продукта. За свою склонность к риску, связанному с созданием радикальных инноваций, такие организации получили название венчурных. Венчурные (англ. venture - рисковое предпринимательство) организации - это преимущественно малые компании в прогрессивных в технологическом смысле отраслях экономики, которые специализируются в сфере научных исследований, разработок, создания и внедрения инноваций, связанных с повышенным риском [10]. Рисковый капитал предоставляется чаще всего двум категориям малых организаций: тем, которые выкуплены у владельцев (их называют «бай-аут»), и новым компаниям, основанным сотрудниками известных наукоемких корпораций, нацеленных на реализацию новых идей и разработок (компании «ростков», или «спин-офф»). Особенность таких организаций заключается в ориентации на решение научных проблем и конкретных производствен ных заданий с четко определенным конечным результатом. Они самые распространенные в наукоемких видах экономической деятельности и специализируются на научных исследованиях и инженерных разработках, т. е. на коммерческой апробации научно-технических нововведений.
Развитие венчурного предпринимательства берет свое начало в 40-х гг. XX в., а разнообразие его форм достигло апогея в 1960-1980-е гг. в США. Это было вызвано острой потребностью в структурной перестройке американской экономики во время кризиса середины 1970-х гг. Венчур возник в новых наукоемких отраслях, в первую очередь в электронике как технологической отрасли ракетостроения. В частности, с помощью венчурного капитала была создана американская фирма «Apple», которая в настоящее время является одним из лидеров компьютерной индустрии. Самыми распространенными формами венчура являются независимый (чистый) венчур; внедряющие организации, основанные промышленными компаниями; венчурные организации, которые финансируются инвестиционными фондами; внутренние венчурные отделы больших компаний.
Независимые венчурные компании организовываются как акционерные общества; рекламируют в печати свою идею создания новации, аккумулируя под эту идею средства частных и институционных инвесторов.
Внедренческие организации создаются одной или несколькими компаниями на паевых основах. Получили название «внешнего венчура». Они могут быть представлены в нескольких модификациях, организационно оформленных как научно-исследовательские консорциумы:
• консорциум, созданный для проведения фундаментальных долгосрочных исследований. Он имеет свою научно-исследовательскую базу (лаборатории, опытные производства, информационно-вычислительные центры, другие элементы научно-исследовательской инфраструктуры). Его основателями могут быть крупные военно-промышленные концерны. Частично он может субсидироваться государством;
• консорциум, целью которого является активизация научной деятельности научно-исследовательских институтов, университетов на их производственной базе с использованием имеющегося научно-производственного потенциала. Для разработки и испытания идей получает от корпораций донорское финансирование и имеет межотраслевой характер;
• консорциум, созданный компаниями на паевых основах с целью разработки отраслевых стандартов, технических условий и контроля за их применением. Может создаваться под эгидой большой холдинговой компании; носит временный характер и часто распадается в результате внутриотраслевой конкуренции. «Внешние венчуры», как правило, небольшие (от трех до нескольких сотен лиц); могут быть организованы по инициативе самих ученых и изобретателей как дочерние компании с собственным научно-производственным циклом освоения новых видов продукции.
Венчурные организации, которые финансируются инвестиционными фондами (компаниями, трастами), могут также использовать средства больших компаний, банков, пенсионных фондов, страховых компаний, личные сбережения инвесторов, частично государственные субсидии. Спрос на венчурный капитал этих организаций очень большой и не удовлетворяется коммерческими банками, которые воздерживаются от избыточного риска. Это обусловило возникновение специализированных венчурных инвестиционных
фондов и компаний, целью которых является аккумуляция венчурного капитала и венчурное финансирование, кредитование специализированных рисковых компаний (венчуров).
Внутренний венчур предшествовал рассмотренным выше организационным формам венчурного предпринимательства. В 60-е гг. XX в. в США большие концерны и компании начали создавать в своих структурах автономные научно-исследовательские и проектные группы или отделы, которые были предназначены для поиска, обоснования идей опытных образцов и наладки производства новых видов продукции, внедрения прогрессивных технологических процессов. Такие отделы (группы) часто формировались как временные творческие коллективы и расформировывались сразу после решения заданий, которые ставились перед ними, или существовали длительное время как научно-исследовательские и опытно-конструкторские бюро, научно-производственные объединения. Финансировались внутренние венчуры за счет основной деятельности компании, причем большие компании создавали по нескольку десятков таких временных венчурных групп. В случае успеха внутренней венчур становился одним из производственных подразделений компании, а его продукция реализовывалась каналами сбыта компании. Многие крупные компании США («Ексон», IBM «Дженерал електрик» и др.) имеют внутренние венчуры. Однако, по мнению многих западных ученых, такая форма венчурного предпринимательства исчерпала себя. К ее недостаткам относят матричную систему организации управления научно-исследовательскими работами, т. е. двойную зависимость венчура от руководства компании и отдела (проекта); отсутствие конкуренции как стимула интенсификации работ; ограниченность средств для финансирования венчурных проектов в период спада производства в корпорации.
Венчурная организация любого из перечисленных выше типов создается, как правило, небольшим кругом единомышленников (инженеров, изобретателей, менеджеров) с определенным опытом работы в лабораториях больших компаний. По форме ответственности и организационно-правового статуса венчурные организации могут быть акционерными, хозяйственными обществами и частными организациями. Для создания венчурной организации необходимы коммерческая идея (новый продукт, технология или услуга); общественная потребность в конкретном нововведении; предприниматель, готовый на основе нововведений создать венчурную организацию; «рисковый» капитал для финансирования деятельности венчурной организации.
Основание и функционирование венчурной фирмы осуществляются в несколько этапов:
1 - инженеры-изобретатели, разработчики, ученые вместе с венчурным предпринимателем основывают компанию для производства нового продукта. Капитал на этом этапе формируется преимущественно за счет собственных средств и ссуд. Владелец венчурного капитала выделяет сумму на проект. Осуществляется конструкторская разработка идеи создания одного - двух изделий. Основатели венчурной компании являются и ее ведущими работниками;
2 - основатели определяют экономическую стратегию, изучают рынок, создают совет директоров. Начинают выпуск и продажу нового продукта конкретным заказчикам. Полученные образцы продают первым потребителям или испытывают дальше. На этой стадии компания должна завоевать доверие потребителей, чтобы получить новые заказы; 3 -происходит расширение производства, начинается промышленный выпуск продукции для широкого круга потребителей. Компания формирует новую организационную структуру. На этом этапе прибыли, как правило, нет;
4 - осваиваются дополнительные капиталовложения с целью расширения масштабов производства, улучшается качество продукции, расширяется рынок и т. п. Стратегию в области производства и сбыта определяет конъюнктура рынка;
5 - в случае прибыльности малая компания превращается в закрытую или открытую корпорацию, т. е. имеет возможность выпускать и продавать собственные акции на рынке ценных бумаг или большим корпорациям.
Как видим, организационные формы и управление реализацией инноваций могут быть различными. Выбор форм зависит от многих факторов, среди которых решающее значение имеют размеры организации, ее рыночная и технологическая позиция, финансовые
возможности, инновационная стратегия. Невзирая на различия, присущие организационным формам, все они направлены на отыскание гибких организационных механизмов, обеспечивающих развитие компании на основе создания и использования инноваций, имеющих коммерческое применение. Влияние факторов на функционирование организации, осуществляющей инновационную деятельность, рассмотрено в работе [6].
Список литературы
1. Асаул, А. Н. Инновационные проблемы в отечественной экономике / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 4(22). - С. 3-6.
2. Асаул, А. Н. Национальная стратегия инновационного развития/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 1(23). - С. 4-8.
3. Асаул, Н. А. Инновационный сценарий развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга/ Н. А. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 4(18). - С. 12-19.
4. Гончарова, Н. А. Инновационный аутсорсинг в малом и среднем бизнесе / Н. А. Гончарова // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 4(26). - С. 91-97.
5. Гончарова, Н. А. Социально-экономическая сущность инновационных процессов в малом и среднем бизнесе / Н. А. Гончарова // Экономическое возрождение России. -2010. - № 3(25). - С. 108115.
6. Гордеев, Д. А. Вероятностно-детерминированная модель влияния факторов на функционирование организации, осуществляющей инновационную деятельность/ Д. А. Гордеев, О. А. Малафеев, Н. Д. Титова // Экономическое возрождение России. - 2011. - № 1(27). - С. 73-82.
7. Гордеев, Д. А. Проблемы развития новых институциональных форм и отношений в инновационной деятельности в Российской Федерации / Д. А. Гордеев // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 3(21). - С. 52-58.
8. Гордеев, Д. А. Свойства, условия и закономерности развития локальных инновационных систем с позиций комплексного методологического подхода / Д. А. Гордеев // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 3(25). - С. 48-60.
9. Гордеев, Д. А. Формирование локальных инновационных систем в предпринимательстве/ Д. А. Гордеев // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 3(17). - С. 47-55.
10. Долгополов, М. В. Венчурное предпринимательство как основа инновационного развития коммерческих организаций/ М. В. Долгополов // Экономическое возрождение России. - 2011. - № 1(27). - С. 83-89.
11. Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства / А. Н. Асаул, Е. А. Владимирский, Д. А. Гордеев, Е. Г. Гужва, А. А. Петров, Р. А. Фалтинский. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 280 с.
12. Инновационно-инновативное развитие России / А. Н. Асаул, В. Б. Перевязкин, М. К. Старовойтов. - СПб.: СПбГАСУ. - 2008. - 192 с.
13. Лепский, В. Е. Становление стратегических субъектов: постановка проблемы/ В. Е. Лепский // Рефлексивные процессы и управление. - 2002. - Т. 2, № 1. - С. 5-23.
14. Малое инновационное предпринимательство / А. Н. Асаул, Б. М. Капаров. - СПб.: СПбГАСУ, 2008. - 128 с.
15. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А. Н. Асаул [и др.]. -СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 606 с.
16. Симчера, В. М. В России денег хватает, в России дефицит эффективных решений/ В. М. Симчера // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 3(17). - С. 28-37.
The list of the literature
1. Asaul, A. N. Innovative issues in the domestic economy / A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2009. - № 4 (22). - P. 3-6.
2. Asaul, A. N. The national strategy of innovative development / A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2009. - № 1 (23). - P 4-8.
3. Asaul, N. A. Innovative development of transport and logistics center of St. Petersburg/ N. A. Asaul // Economic revival of Russia. - 2008. - № 4 (18). - P. 12-19.
4. Goncharova, N. A. Innovative outsourcing to small and medium business/ N. A. Goncharova // Economic revival of Russia. - 2010. - № 4 (26). - P. 91-97.
5. Goncharova, N. A. Socio-economic nature of innovation processes in SMEs / N. A. Goncharova // Economic revival of Russia. - 2010. - № 3 (25). - P. 108-115.
6. Gordeev, D. A. Probabilistic and deterministic model of the influence factors on the functioning of the Organization of innovation activity/ D. A. Gordeev, O. A. Malafeev, N. D. Titova // Economic revival of Russia. - 2011. - № 1 (27). - P. 73-82.
7. Gordeev, D. A. Problems of development of new institutional forms and relationships in innovative activities in the Russian Federation / D. A. Gordeev // Economic revival of Russia. - 2009. - № 3 (21). -P. 52-58.
8. Gordeev, D. A. Properties, conditions and patterns of development of local innovation systems in terms of an integrated methodological approach / D. A. Gordeev // Economic revival of Russia. - 2010. - № 3 (25). - P. 48-60.
9. Gordeev, D. A. The formation of local systems of innovation in pre-entrepreneurship / D. A. Gordeev // Economic revival of Russia. - 2008. - № 3 (17). - P. 47-55.
10. Dolgopolov, M. V. Venture businesses as the basis of innovation development of commercial organizations Raman / M. V. Dolgopolov // Russia's economic recovery. - 2011. - № 1 (27). - P. 83-89.
11. Regularities and trends in the development of modern entrepreneurship / A. N. Asaul, E. A. Vladimirsky, D. A. Gordeev, E. G. Guzhva, A. Petrov, R. Faltinsky. - SPb.: ANO «IPEV», 2008. - 280 p.
12. Innovatsionno, an innovative development of Russia / A. N. Asaul, V. B. Perevyazkin, M. K. Starovoitov. - SPb.: SPbGASU, 2008. - 192 p.
13. Lepsky, V E. Formation of Strategic subjects: statement of problems / V. E. Lepsky / / Reflexive processes and control. - 2002. - Volume 2, № 1. - P. 5-23.
14. Low innovative entrepreneurship / A. N. Asaul, B. M. Kaparov. - SPb.: SPbGASU, 2008. - 128 p.
15. Modernization economy based on technological innovation / A. N. Asaul [and others]. - SPb.: ANO «IPEV», 2008. - 606 p.
16. Simchera, V M. Russia has enough money in Russia lack of effective solutions/ V. M. Simchera / / Economic revival of Russia. - 2008. - № 3 (17). - P. 28-37.