Научная статья на тему 'Роль инновационного мониторинга в обеспечении устойчивости промышленных корпораций'

Роль инновационного мониторинга в обеспечении устойчивости промышленных корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ / ВИДЫ ИМ / СТРУКТУРА ИМ / ПРОЦЕДУРЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИМ / INNOVATIVE MONITORING / TYPE OF IM / STRUCTURE OF IM / PROCEDURE OF IM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горюхин Руслан Евгеньевич

Устойчивость промышленных корпораций в современных условиях обеспечивается за счет организации непрерывного инновационного процесса, основу которого может составить использование средств инновационного мониторинга (ИМ). Раскрываются особенности формирования ИМ в управлении промышленной корпорацией. Выделяются стратегический, тактический и оперативный мониторинг, определены их функции и способы реализации в конкретных рыночных условиях. Приведена структура ИМ промышленных корпораций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of innovative monitoring in maintenance of stability of industrial corporations

Sustainability of industrial corporations in modern conditions is provided by the organization of a continuous innovation process, which is based can make use of innovative monitoring (IM). The article describes features of the formation of innovative monitoring in the management of industrial corporation. Highlighted the strategic, tactical and operational monitoring, and their functions defined for each of these types and methods of their implementation in specific market conditions. The structure of innovative monitoring of industrial corporations.

Текст научной работы на тему «Роль инновационного мониторинга в обеспечении устойчивости промышленных корпораций»

Р. Е. Горюхин1

РОЛЬ ИННОВАЦИОННОГО МОНИТОРИНГА В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОСТИ

ПРОМЫШЛЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ

Под устойчивостью чаще всего понимают способность системы адекватно реагировать на изменения внешних условий [4, с.10]. Устойчивость промышленных корпораций в современных условиях обеспечивается за счет организации непрерывного инновационного процесса, основу которого может составить использование средств инновационного мониторинга (ИМ).

Существует два самостоятельных типа ИМ. Первый формируется в соответствии с логикой жизненного цикла продукции. Его назначением является наблюдение за динамикой показателей-индикаторов, которые отражены в жизненном цикле продукции, и передача соответствующих сигналов в систему управления организацией. Второй тип ИМ базируется на изучении внешней инновационной среды, в которой формируется множество инновационных предложений, и предварительной оценке этих предложений с позиций целесообразности их внедрения в производственно-хозяйственную деятельность организаций.

Охарактеризуем предпосылки использования каждого типа ИМ в промышленных корпорациях, стремящихся к достижению устойчивости. Принципы построения ИМ первого типа обусловлены единой логикой рыночного поведения бизнес-субъектов. Они используются в управлении промышленными организациями любого масштаба. Однако, если в условиях малого производственного бизнеса с ограниченной номенклатурой выпускаемой продукции эти принципы отражают тот путь, который ведет к расширению номенклатуры и ассортимента продукции, то применительно к крупным и крупнейшим компаниям они приобретают иную форму. Ассортимент продукции таких организаций изначально весьма разнообразен либо стал таковым в процессе функционирования в постоянно трансформирующейся рыночной среде. Каждый вид продукции и совокупности видов обладают собственным жизненным циклом, требующим соответствующего наблюдения. При этом не только увеличивается число объектов наблюдения, но и усложняется структура этого процесса, так как наблюдаемые жизненные циклы различаются продолжительностью стадий. Множественность ассортимента промышленных компаний обусловливает дополнительные организационные сложности, но в то же время, создает предпосылки для внутриорганизационной поддержки отдельных направлений деятельности, что обеспечивает устойчивость ассортиментного ряда.

Принципы построения второго вида ИМ полностью соответствуют специфике функционирования промышленных корпораций. Обладая значительными финансовыми возможностями, организационными навыками, кадровым потенциалом, они в состоянии организовать и эффективно осуществлять исследовательскую и аналитическую деятельность на инновационном рынке, границы которого чрезвычайно широки - от ре гионального до международного. Такие исследования носят предметный характер. Каждое из вызывающих интерес инновационных предложений может быть подвергнуто специальной экспертизе. По ее результатам разрабатываются реализационные схемы, учитывающие взаимосвязь ожидаемых результатов и объема ресурсов, которые могут быть привлечены к осуществлению мероприятий, обеспечивающих эти результаты. В условиях интенсивного информационного обмена в инновационной среде исследование и анализ инновационных предложений не представляют особой сложности. Массив информации, в основном, доступен для малого, среднего и крупного промышленного бизнеса [1, 8, 11]. Однако возможности реализации инновационных предложений весьма различны. Для масштабного исследования инноваций требуются соответствующее организационное обеспечение, использование инновационно-ориентированных схем управления, формирование надлежащей

1 Руслан Евгеньевич Горюхин, аспирант кафедры Экономика предприятия и производственного менеджмента ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет экономики и финансов», e-mail: info@finec.ru

организационной структуры и наличие подготовленных специалистов [2, 3, 5]. В крупных корпорациях, как правило, существуют все предпосылки для осуществления эффективной инновационной деятельности. Можно утверждать, что полноценное использование всех функций ИМ возможно только в условиях крупного промышленного бизнеса, в промышленных корпорациях, внедряющих на рынок разнообразный ассортимент продукции.

Мониторинг предполагает наблюдение за определенными показателями (прибылью, рентабельностью, конкурентоспособностью продукции, объемом занимаемой доли рынка и др.). В процессе наблюдения фиксируются значения показателей через определенные промежутки времени. Чем короче эти промежутки, тем более детальны наблюдения [7]. Однако аналитические процедуры не нуждаются в такой частоте проведения наблюдений, при анализе следует ориентироваться на более длительные периоды, продолжительность которых определяется наличием четко фиксированных изменений или длительных тенденций.

Что касается прогноза, который обязательно включается в состав ИМ, его следует осуществлять через более длительные промежутки времени и в идеале - на основе поиска устойчивых тенденций. Длительность временных промежутков ИМ отражает его характер. Когда выполняется функция сбора информации, она (длительность) предельно сокращается (в ряде случаев до одного дня). При выполнении аналитической функции она дифференцируется в зависимости от задач анализа. При осуществлении функции прогноза длительность временных промежутков ИМ очерчивается интервалом прогнозирования. С учетом сказанного предлагается выделять три вида инновационного мониторинга:

• стратегический ИМ агрегирует функции наблюдения, анализа и прогноза. Механизм его реализации обусловлен логикой и используемым в промышленной корпорации алгоритмом стратегического управления. Его «узловые» моменты - пересечение границ стратегических периодов;

• тактический ИМ включает функции наблюдения и анализа. Промежуток времени, охватываемый тактическим ИМ, - длительность тактического периода;

• оперативный ИМ, в принципе, включает в себя только наблюдения за определенными показателями. В ряде случаев в его рамках может осуществляться предварительный экспресс-анализ наблюдаемых процессов и их возможных последствий.

Подчеркнем, что в рамках стратегического, тактического и оперативного мониторинга (см. рисунок) в промышленных корпорациях фиксируются не только изменения, вызванные динамикой жизненного цикла продукции, но и изменения внешней инновационной среды.

С точки зрения обеспечения устойчивости промышленных корпораций особую значимость приобретает стратегический ИМ. Прогноз изменений внутренней и внешней

среды, осуществляемый в его рамках, позволяет учитывать неопределенность детерминирующих факторов. Неопределенность - неполнота или неточность информации об условиях реализации предпринимательской деятельности, в том числе связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность предполагает наличие нестабильности [10, с. 81] и свойственна всем социально-экономическим системам. На макроэкономическом уровне неопределенность рассматривается как сложная проблема, требующая решения при сохранении устойчивого развития. Источником неопределенности являются объективно существующие противоречия. Так, на макроэкономическом и глобальном уровнях проявляются противоречия между индустриальным и постиндустриальным укладами, между лидерами и аутсайдерами экономического пространства и ряд других. Усиление подобных противоречий обусловлено нелинейностью и нестабильностью экономических процессов, а также различной степенью использования инноваций в механизмах экономического развития.

На микроэкономическом уровне неопределенность обусловлена широким спектром факторов, структура которых корреспондируется, в принципе, со структурой факторов рыночной среды. Наиболее интенсивным является воздействие внешних факторов, среди которых можно выделить факторы макроокружения (со всеми их противоречиями) и совокупность отраслевых, межотраслевых и региональных факторов. Сложность и разнонаправленность влияния этих факторов на уровне промышленных корпораций проявляется достаточно четко. Источники неопределенности в экономическом пространстве корпораций формируются в первую очередь за счет развития конкурентных отношений (для описания этой неопределенности современный менеджмент предлагает использовать принципы концепции взаимодействия [6, 9]), а также за счет динамики внешних факторов, лимитирующих или стимулирующих производственно-хозяйственную деятельность. Но так как в стратегическом плане неопределенность, влияющая на устой чивость промышленных корпораций, обусловливается неопределенностью инновационных процессов, исключительно важно стремиться к снижению неопределенности в инновационных составляющих развития, что достигается с помощью системы инновационного мониторинга.

Стратегический ИМ, понимаемый как триединство функций наблюдения, анализа и прогноза, обеспечивает поиск возможностей для качественных приращений в экономическом базисе промышленных корпораций, которые улучшают их способность к обновлению, адекватному реагированию на внешние вызовы и развитию в условиях неопределенности. Именно эти приращения становятся ключевым ресурсом корпораций. Они видоизменяют состав и структуру их экономического потенциала в его количественной интерпретации.

Список литературы

1. Асаул, А. Н. Национальная стратегия инновационного развития/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 1(23). - С. 4-9.

2. Асаул, А. Н. Повышение роли государства в развитии национальных систем высшего образования/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2006. - № 4(10). - С. 3-10.

3. Асаул, А. Н. В России должны быть созданы все условия для «умных» инвестиций и в производство, и в развитие высоких технологий / А. Н. Асаул //Экономическое возрождение России. - 2011. - № 4(30). - С. 4-7.

4. Асаул, М. А. Управление устойчивостью предпринимательских структур / М. А. Асаул. -СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 285 с.

5. Гордеев, Д. А. Взаимосвязь инновационного развития субъектов предпринимательства и их организационных структур/ Д. А. Гордеев // Экономическое возрождение России. - 2011. - №3(29). -С. 92-99.

6. Государственное предпринимательство в строительстве (государственный строительный заказ) / А. Н. Асаул, В. А. Кощеев. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2009. - 300 с.

7. Ершова, С. А. Мониторинг жилых территорий мегаполиса как элемент организационно-экономического механизма управления инвестициями в комплексную застройку/ С. А. Ершова, Е. Ю. Агафонова // Экономическое возрождение России. - 2011. - № 3(29). - С. 114-122.

8. Маркасов, С. В. Инфокоммуникации и эффективность их использования/ С. В. Маркасов, К. М. Мкртчян // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 2(24). - С. 33-38.

9. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А. Н. Асаул [и др.]. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 606 с.

10. Оценка конкурентных позиций субъектов предпринимательской деятельности / А. Н. Асаул [и др.]. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2007. - 271 с.

11. Создание знания и информационной инфраструктуры субъектов предпринимательства / А. Н. Асаул [и др.] - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. - 252 с.

The list of the literature

1. Asaul, A. N. National strategy of innovative development/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia - 2010. - № 1(23). - P. 4-9.

2. Asaul, A. N Increase of a role of the state in development of national systems of higher education/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2006. - № 4(10). - P. 3-10.

3. Asaul, A. N In Russia conditions for «clever» investments both into manufacture, and into development of high technologies should be created all/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2011. -№ 4(30). - P. 4-7.

чивость промышленных корпораций, обусловливается неопределенностью инновационных процессов, исключительно важно стремиться к снижению неопределенности в инновационных составляющих развития, что достигается с помощью системы инновационного мониторинга.

Стратегический ИМ, понимаемый как триединство функций наблюдения, анализа и прогноза, обеспечивает поиск возможностей для качественных приращений в экономическом базисе промышленных корпораций, которые улучшают их способность к обновлению, адекватному реагированию на внешние вызовы и развитию в условиях неопределенности. Именно эти приращения становятся ключевым ресурсом корпораций. Они видоизменяют состав и структуру их экономического потенциала в его количественной интерпретации.

Список литературы

1. Асаул, А. Н. Национальная стратегия инновационного развития/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 1(23). - С. 4-9.

2. Асаул, А. Н. Повышение роли государства в развитии национальных систем высшего образования/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2006. - № 4(10). - С. 3-10.

3. Асаул, А. Н. В России должны быть созданы все условия для «умных» инвестиций и в производство, и в развитие высоких технологий / А. Н. Асаул //Экономическое возрождение России. - 2011. - № 4(30). - С. 4-7.

4. Асаул, М. А. Управление устойчивостью предпринимательских структур / М. А. Асаул. -СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 285 с.

5. Гордеев, Д. А. Взаимосвязь инновационного развития субъектов предпринимательства и их организационных структур/ Д. А. Гордеев // Экономическое возрождение России. - 2011. - №3(29). -С. 92-99.

6. Государственное предпринимательство в строительстве (государственный строительный заказ) / А. Н. Асаул, В. А. Кощеев. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2009. - 300 с.

7. Ершова, С. А. Мониторинг жилых территорий мегаполиса как элемент организационно-экономического механизма управления инвестициями в комплексную застройку/ С. А. Ершова, Е. Ю. Агафонова // Экономическое возрождение России. - 2011. - № 3(29). - С. 114-122.

8. Маркасов, С. В. Инфокоммуникации и эффективность их использования/ С. В. Маркасов, К. М. Мкртчян // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 2(24). - С. 33-38.

9. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А. Н. Асаул [и др.]. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 606 с.

10. Оценка конкурентных позиций субъектов предпринимательской деятельности / А. Н. Асаул [и др.]. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2007. - 271 с.

11. Создание знания и информационной инфраструктуры субъектов предпринимательства / А. Н. Асаул [и др.] - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. - 252 с.

The list of the literature

1. Asaul, A. N. National strategy of innovative development/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia - 2010. - № 1(23). - P. 4-9.

2. Asaul, A. N Increase of a role of the state in development of national systems of higher education/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2006. - № 4(10). - P. 3-10.

3. Asaul, A. N In Russia conditions for «clever» investments both into manufacture, and into development of high technologies should be created all/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2011. -№ 4(30). - P. 4-7.

4. Asaul, M. A. Management of stability of enterprise structures / M. A. Asaul. -SPb.: ANO IPEV. -2008. -285 p.

5. Gordeev, D. A. Interrelation of innovative development of subjects of business and their organizational structures/ D. A. Gordeev // Economic revival of Russia. - 2011. -№3(29). - P. 92-99.

6. The state business in construction (the state building order) / A. N. Asaul, V. A. Koshcheev. - SPb.: ANO «IPEV», 2009. - 300 p.

7. Ershova, S. A. Monitoring of inhabited territories of a megacity as an element of the organizational-economic mechanism of management of investments into complex building/ S. A. Ershova, E. Ju. Agafonova // Economic revival of Russia. - 2011. - № 3(29). - P. 114-122.

8. Markasov, S. V. Info communications and efficiency of their use/ S. V. Markasov, K. M. Mkrtchjan // Economic revival of Russia. - 2010. - № 2(24). - P. 33-38.

9. Modernization of economy on the basis of technological innovations / A. N. Asaul [etc.]. - SPb.: ANO «IPEV», 2008. - 606 p.

10. Estimation of competitive positions of subjects of enterprise activity / A. N. Asaul [etc.]. - SPb.: ANO «IPEV», 2007. - 271 p.

11. Creation of knowledge and information infrastructure of subjects of business / A. N. Asaul [etc.]. -SPb.: ANO «IPEV», 2010. - 252 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.