РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
С.И.Морозов1
ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ
В современном мире инновационная активность стала характерным признаком развитых экономических систем. В научный и деловой оборот прочно вошло понятие «инновационная экономика», формирование которой в России провозглашено на федеральном уровне. В этих условиях актуализируется задача повышения инновационной активности в регионах России, создания эффективных региональных инновационных систем.
Проблемам формирования инновационной экономики и региональных инновационных систем (РИС) посвящены труды многих российских ученых [2, 3, 4, 7, 8, 9, 12]. Чаще всего в научной литературе РИС рассматривается в качестве среды, необходимой для создания, отбора и коммерциализации инноваций в результате действий субъектов инновационной деятельности. РИС рассматривают также как организационно-институциональный комплекс в экономике региона, определяющий возможности его перехода на инновационный тип развития. Или как совокупность предпринимательских структур и организаций различных организационно-правовых форм, функционирующих территориально и экономически в соответствии с законодательством, регулирующим инновационную деятельность, и объединенных системой трансакционных связей, схемой владения и структурой капитала для реализации комплексных инновационных циклов в одном или нескольких сегментах рынка [6, с. 99-100]. Зарубежные авторы определяют инновационную систему как «систему взаимосвязанных институтов для создания, хранения и передачи знаний, умений, которые определяют новые технологии» [13]. В правовых актах инновационная система определяется как «совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и (или) коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни» [10].
Обобщая существующие подходы, можно определить региональную инновационную систему как совокупность взаимосвязанных институтов (научных, образовательных, предпринимательских, властных), формирующих, стимулирующих и регулирующих инновационные процессы в регионе. Региональная инновационная система включает все компоненты инновации (наука, образование, система финансирования научных разработок и опытно-конструкторских работ, система коммерциализации и защиты интеллектуальной собственности) и формирует благоприятную среду для инновационной деятельности, позволяет эффективно использовать государственную финансовую поддержку фундаментальных научных исследований и привлечь частное финансирование. Например, в Ульяновской области разработана стратегия социально-экономического развития на период до 2020 г., которая предусматривает формирование РИС, включающей:
• инфраструктуру поддержки инновационной деятельности (технопарки и инновационно-технологические центры, технико-внедренческие зоны, сеть организаций, направленных на поддержку и развитие инновационной деятельности в регионе);
• кадровое обеспечение инновационной сферы;
• финансово-экономическое обеспечение инновационной деятельности (совместное финансирование проектов, имеющих государственное значение, за счет средств федерального и регионального бюджетов, создание паевых инвестиционных фондов по реализации
1 Сергей Иванович Морозов, Губернатор, Председатель Правительства Ульяновской области, канд. экон. наук, e-mail; [email protected]
инновационных проектов, создание ульяновского венчурного инновационного фонда и инновационной страховой компании);
• информационное обеспечение инновационной деятельности.
В настоящее время в регионе 24 крупные и средние организации занимаются научными исследованиями и разработками, а также около 70 малых организаций. Около 8 тыс. чел. из числа экономически активного населения Ульяновской области заняты научными исследованиями и разработками. Доля инновационных продуктов в общем объеме продукции, экспортируемой организациями Ульяновской области, составляет более 40 %.2
Инновационный потенциал - одно из главных конкурентных преимуществ Ульяновской области. Основными направлениями инновационных исследований в регионе являются медицинская радиология, организация производства радиофармпрепаратов на базе радионуклидов стронция и йода; очистка и возвращение в технологический цикл машиностроительных и металлургических производств смазочно-охлаждающих жидкостей; разработка и производство технологий на базе диатомита (в качестве кормовых добавок, фильтровального порошка и др.); разработка технологий утилизации радиоактивных отходов и др. Создание в области действенной инновационной системы позволит реализовать многие перспективные разработки научных коллективов. Кроме того, целесообразно включение самых перспективных проектов в федеральные целевые программы в инновационной сфере.
С научной и практической точек зрения важнейшим вопросом является эффективность РИС, которая определяется множеством факторов. Прежде всего следует выделить институциональные факторы, связанные с регулированием инновационной деятельности в регионе. Эти факторы можно разделить на внешние и внутренние. К внешним относятся федеральное инновационное законодательство, контрактное право, режим прав собственности, система исполнения контрактов, нормы и стандарты. Внутренние факторы -это региональная нормативно-правовая база регулирования инновационной деятельности, созданная в регионе инфраструктура для становления и развития инновационного предпринимательства, параметры внутренних рынков (транзакционные издержки, риски, частота совершения сделок, специфичность активов), наличие в регионе сетей, союзов, альянсов, обеспечивающих эффективный обмен, и пр. Институци ональные факторы должны учитываться при формировании политики региональных властей в инновационной сфере. Инновационную политику в целом можно охарактеризовать как систему мероприятий по государственному регулированию инновационной деятельности на территории региона. Такая политика должна иметь соответствующие атрибуты: нормативно-правовую базу (региональное законодательство в инновационной сфере), субъект проведения политики (орган власти, формирующий и отвечающий за реализацию инновационной политики), целенаправленность (систему целей, определенных качественно, количественно и во времени).
Содержание региональной инновационной политики состоит в обосновании целей ее проведения (согласованных с целями развития региона) и разработке мер, предпринимаемых администрацией для достижения поставленных целей. Целью региональной инновационной политики является обеспечение благоприятных правовых и экономических условий для трансфера технологий и диффузии инноваций, их коммерциализации и внедрения. В рамках инновационной политики формируются необходимые институциональные условия для активизации инновационной деятельности: нормативные акты региональных органов власти, стратегии и программы в области поддержки инновационной деятельности; инфраструктура инновационной деятельности и т. п. Необходимо разработать стратегию региона в инновационной сфере, поддерживаемую ключевыми участниками инновационной деятельности (властью, наукой, образованием, бизнесом). Наличие РИС позволит региону более эффективно работать с экономическими и финансовыми партнерами, создаст благоприятные предпосылки для расширения взаимодействия региона с федеральными органами власти и другими регионами. РИС должна иметь развитую инфраструктуру инновационной деятельности в регионе - это очень
2 Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://ulgov.ru/page/index/permlink/id/790/
важный фактор ее эффективности. К инфраструктуре относятся научно-технологические парки, технополисы, центры научно-технической информации, инжиниринговые проектные центры и т. д. Перспективными формами организации инновационной деятельности в целях реализации региональных научно-технических программ представляются объединения научных (университетских), промышленных и финансовых организаций: научно-промышленные центры, научные и технологические парки, технополисы [1].
Научные и технологические парки представляют собой организационное и территориальное объединение крупного научного и учебного центра (на базе крупного университета), других исследовательских организаций и промышленных (преимущественно мелких) организаций. Достоинствами такой формы организации инновационной деятельности являются доступ к научным ресурсам (библиотекам, базам данных, научному оборудованию, компьютерам) и наличие трудовых ресурсов (исследователей, инженеров, консультантов, аспирантов и студентов как временного персонала и «научного резерва»).
Технопарки представляют собой полигон по созданию и продвижению наукоемкой продукции. В них функционируют бизнес-инкубаторы и другие структуры, обеспечивающие полный инновационный цикл: научный центр, организующий и координирующий инновационные процессы; инжиниринговые центры по разработке базовых технологий; опытные заводы по выпуску малыми партиями наукоемкой продукции; торговые компании; учебные центры по повышению квалификации специалистов, осуществляющих инновационную деятельность.
Технополис - более совершенная форма организации инновационной деятельности, включающая небольшие города - наукограды, развитие которых обусловлено деятельностью научно-производственных комплексов. Технополисы представляют собой города инноваций, в которых концентрируются университеты и исследовательские институты. Такие города появились благодаря усилиям федеральных правительств, региональных и городских властей, а также частного капитала. В промышленно развитых странах насчитывается более 300 технополисов. Ядром технополиса является университет, вокруг которого группируются промышленные предприятия, производственная и социальная инфраструктура. Крупнейшим технополисом в мире является «Силиконовая долина» площадью в 3000 км2 (штат Калифорния, США). Здесь расположены 17 крупнейших концернов электронной промышленности: IBM, Intel, Xerox и более 3000 наукоемких предприятий с численностью персонала свыше одного миллиона человек; ежегодные инвестиции составляют 5 млрд долл.
[5].
Развитая инфраструктура создает благоприятные условия для инновационной деятельности и существенно увеличивает долю негосударственных расходов на НИОКР. Очень важно также формирование рынка научных разработок, стимулирующего создание готовых инновационных продуктов, коммерциализацию инноваций, трансфер технологий. Такой рынок предполагает прежде всего наличие товаров, являющихся продуктами интеллектуальной деятельности, на которые распространяются авторские права, оформленные в соответствии с действующим законодательством.
В числе факторов эффективности РИС следует особо выделить финансовые, определяющие источники, объемы и сроки финансирования инновационных программ в регионе. Инновационная деятельность требует больших финансовых вложений с длительным сроком окупаемости и отличается высоким уровнем риска. Частные финансовые институты не обеспечивают необходимое финансирование инновационных процессов, поэтому оно может осуществляться через региональные венчурные фонды и лизинговые компании, через государственные фонды поддержки инноваций. Главное, чтобы это не сводилось к редким финансовым инъекциям, поддерживающим реализацию отдельных инновационных проектов, а приобрело системный характер.
Важную роль в процессе формирования и функционирования РИС играет человеческий фактор, который следует рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, сам процесс создания инноваций часто индивидуализирован, зависит от личности разработчика - его образованности, креативности, трудоспособности и др. Поэтому в регионе должно уделяться особое внимание талантливым ученикам, аспирантам, докторантам, другим исследователям. Должны реализовываться программы предоставления грантов для
проведения актуальных для региона фундаментальных и прикладных исследований. Во-вторых, реализация идеи нового продукта или новой технологии также требует кадров высокой квалификации. Подготовкой высококвалифицированных специалистов должны заниматься образовательные структуры региона, в первую очередь университеты. В-третьих, важно не только формировать высококвалифицированные кадры, но и удерживать их в регионе путем создания благоприятных условий для работы и проживания [11].
Как известно, инновационная деятельность характеризуется высоким уровнем риска. В России к традиционным рискам, присущим инновационному предпринимательству, добавляются риски, связанные с оригинальностью новой разработки, ее практическим воплощением, финансированием, правовым обеспечением интеллектуальной собственности, управлением инновационным проектом.
Риск, связанный с оригинальностью разработки, обычно сопровождает инвестиции в фундаментальную науку, поскольку не всегда можно получить действительно новую интересную технологию или продукт. В то же время наиболее интересны инвестиции именно в оригинальные технологии, но только когда существует возможность их практической реализации. В противном случае имеет место риск технологической неадекватности инноваций, невозможности их практического воплощения. Сопоставление предлагаемой технологии с мировым научно-техническим уровнем в предметной области позволит оценить степень оригинальности предлагаемого решения и возможность его технологической реализации. Риски, связанные с финансированием новых разработок обычно состоят в несоответствии содержания инвестиционного проекта и финансовых средств, необходимых для его реализации. Авторы технологии часто переоценивают собственные разработки и недооценивают другие расходы либо сознательно занижают расходы в расчете на то, что проект станет более привлекательным для инвестора. Риски правового характера связаны с недостаточной правовой защищенностью интеллектуальной собственности и неопределенностью прав на разработки. К сожалению, разработчики инноваций часто отказываются раскрыть какие-то особенности своего продукта, тем самым препятствуя возможности инвестирования в него, или не соблюдают своих обязательств, особенно в части эксклюзивности и конфиденциальности.1 Риски, обусловленные управлением инновационным проектом, являются следствием недостаточной проработанности самого проекта, нехватки специалистов требуемого уровня квалификации, недостаточной личной мотивации разработчиков, разобщенности команды, реализующей проект. Для снижения рисков инновационной деятельности целесообразно предусмотреть в рамках региональной инновационной системы использование риск-менеджмента, позволяющего снизить риски путем диверсификации, лимитирования, страхования и других современных методов.
Ключевым фактором эффективности РИС является информационное обеспечение инновационной деятельности - процесс непрерывного целенаправленного подбора данных, необходимых для принятия управленческих решений в инновационной сфере региона. Значительная часть этих решений связана с инвестированием инновационных проектов. Во многих странах широкое распространение получила практика создания специализированных государственных и полугосударственных информационных агентств, ответственных за взаимодействие с инвесторами. Подобные агентства выполняют, как правило, три основные функции:
• создание благоприятного имиджа территории в глазах потенциальных инвесторов;
• целевое привлечение инвестиций;
• оказание инвесторам услуг, связанных с процессом инвестирования.
Другое направление информационной поддержки инноваций - создание региональной базы данных по инновационным проектам с подключением ее к международным информационным сетям. В этой базе должны быть учтены факторы, определяющие успешное продвижение инновационных проектов к источникам финансирования: международный стандарт подачи информации, исчерпывающая информация о предприятии-реципиенте, динамическая модель развития проекта. Для активизации инновационных процессов необходимо сделать регион «открытым» для потенциальных инвесторов. Это требует
3 Инновации для предпринимателей. Цит. соч.
подготовки информационных материалов о регионе, включающих каталог инновационных продуктов и проектов, каталог предприятий, основные направления развития региона и т. д. Можно обобщить и представить всю необходимую информацию в инновационном паспорте региона. В этом документе должна найти отражение ин цию в инновационном паспорте региона. В этом документе должна найти отражение информация, позволяющая оценить инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность региона. Региональные власти как один из главных участников инновационных процессов обладают самым большим количеством источников информации. Помимо общедоступных источников, которые используют остальные субъекты инновационной деятельности, они имеют свои службы, которые занимаются сбором информации. Коммерческие подборки информации как самостоятельные информационные продукты являются вторичной переработкой (часто -некачественной в силу ограниченности доступа к первоисточнику) информации, собираемой различными государственными структурами. Государственное участие в информационной поддержке - необходимый элемент работы с инвесторами, поскольку обусловливает доверие к источнику информации. Для органов управления регионом важнейшими задачами в области информационного обеспечения инновационной деятельности являются:
• разработка и внедрение общих правил и процедур создания, формирования, использования и защиты информационных ресурсов;
• устранение межведомственной разобщенности региональных информационных систем;
• обеспечение доступности информационных ресурсов для потенциальных инвесторов;
• формирование реестра организаций, имеющих в своем распоряжении государственные, негосударственные, муниципальные и смешанные информационные ресурсы.
Решение перечисленных задач позволит сформировать информационный механизм регионального инвестиционного рынка и тем самым обеспечить информационную поддержку и активизацию инновационных процессов в регионе.
Показателем эффективности РИС может служить уровень инновационной активности в регионе, для оценки которой используются три методических подхода: формальный, ресурсно-затратный и результатный. Формальный подход позволяет разделить субъекты инновационной деятельности на два вида: инновационно-активные и инновационно-неактивные. Принадлежность к категории инновационно-активных определяется по факту выполнения работ, относимых к инновационной деятельности. Следовательно, основная задача при данном подходе - идентифицировать все виды деятельности, которые будут классифицированы как инновационные. Ресурсно-затратный подход основан на определении величины различных ресурсов в стоимостном выражении, которые используются на всех стадиях инновационного процесса. Для реализации данного подхода необходимо определить виды деятельности, классифицируемые как инновационные; виды ресурсов и затрат, которые будут учтены при оценке. Результатный подход основан на идентификации возможных эффектов, которые можно получить от осуществления инновационной деятельности, и их стоимостной оценки. Для реализации данного подхода необходимо идентифицировать эффекты (экономические, научно-технические, социальные, экологические), которые будут учтены при оценке инновационной активности.
По нашему мнению, для оценки эффективности РИС можно использовать следующие показатели:
• количество научно-исследовательских, инновационных и внедренческих структур, включая технопарки, бизнес-инкубаторы и т. п.;
• объем финансирования проектов научно-исследовательских, инновационных и внедренческих структур (технопарки, бизнес-инкубаторы и т. п.);
• общий объем научных исследований и разработок;
• объем финансирования научных исследований по федеральным целевым, отраслевым и ведомственным программам и грантам;
• количество патентов;
• количество новых продуктов, сервисов и бизнесов, выведенных на рынок за годы реализации стратегии, и др.
Оценка эффективности может осуществляться в такой последовательности:
• разрабатываются нормативные (целевые) значения показателей;
• регистрируются фактические значения показателей в оцениваемом периоде;
• рассчитывается соотношение фактического и нормативного значения по каждому показателю;
• определяется интегральная оценка эффективности РИС в оцениваемом периоде.
Интегральная оценка /определяется по формуле
где , - фактическое и нормативное (целевое) значения у-го показателя эффективности в оцениваемом периоде; n - число показателей эффективности; kit - коэффициент значимости критерия эффективности; t0, T- продолжительность анализируемого периода.
Введение в формулу весового коэффициента обусловлено тем, что показатели (при важности оценки каждого из них) могут иметь разную степень значимости при общей оценке эффективности РИС. Применение весовых коэффициентов позволит также учитывать приоритеты конкретного этапа развития РИС. Вес каждого показателя должен устанавливаться экспертным путем.
В завершение подчеркнем, что эффективная РИС в значительной мере определяет динамику, направления и потенциал развития экономики региона, реализацию его конкурентных преимуществ на внутреннем и внешнем рынках. Поэтому формирование эффективной инновационной системы в регионе - одна из важнейших задач региональных органов власти.
Список литературы
1. Асаул, А. Н. Концептуальная основа региональной политики поддержки научно-технологических парков /А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2005. - № 3(5). - С. 3-5.
2. Асаул, А. Н. Национальная стратегия инновационного развития / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2010. - №1(23). - С. 4-8.
3. Асаул, А. Н. Проблемы инновационного развития отечественной экономики / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2009. -№4(22). - С. 3-6.
4. Афонасова, М. А. Проблемы теории и практики управления инновационным развитием регионов/ М. А. Афонасова. - Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 2008. - 221 с.
5. Белобородова, М. А. Инновационная модель экономического развития и особенности ее инвестиционного обеспечения в развитых странах/ М. А. Белобородова //Проблемы современной экономики. - 2009. - №1(29).
6. Гордеев, Д. А. Свойства, условия и закономерности развития локальных инновационных систем с позиций комплексного методологического подхода / Д. А. Гордеев // Экономическое возрождение России. - 2010. - №3(25). - С. 99-107.
7. Гордеев, Д. А. Формирование локальных инновационных систем в предпринимательстве / Д. А. Гордеев // Экономическое возрождение России. -2008. - №3(17). - С. 47-55.
8. Дынкин, А. А. Инновационные приоритеты государства/ А. А. Дынкин, Н. И. Иванова. - М.: Наука, 2005. - 276 с.
9. Жихарев, К Л. Проектное управление развитием региональной инновационной системы/ К. Л. Жихарев. - М.: Социум, 2011. - 207 с.
10. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
11. Инновационность человеческого развития в свете детерминант региональной экономики / У. Я. Садова [и др.] // Социально-экономические исследования в переходной период. Ресурсное обеспечение интеллектуально-инновационного развития региона: сб. науч. тр. - Вып. 3 (65) /НАН Украины. Ин-т региональных исследований. - Львов, 2007. - С. 40-54.
12. Смирнов, Е. Б. Проблемы и пути инновационного развития региона/ Е. Б. Смирнов, С. И. Морозов // Экономическое возрождение России. - 2010. -№4(26). - С. 85-90.
13. Metealfe, S. Te^nology Systems and Te^nology РоНсу in an Evolutionary Framework/ S. Metealfe // Сambridge Journal of Eœnomks. - Сambridge, 1995.
The list of the literarutre
1. Asaul, A. N. The conceptual framework of regional policy to support science and technology parks / A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2005. - № 3 (5). - P. 3-5.
2. Asaul, A. N The national strategy of innovative development / A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2010. - № 1 (23). - P. 4-8.
3. Asaul, A.N Problems of innovative development of the domestic economy / A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2009. - № 4 (22). - P. 3-6.
4. Afonasova, M. A. Problems of the theory and practice of innovation development of regions/ M. A. Afonasova. - Tomsk: Tomsk Univ. state. Univ of Control Systems and Radio Electronics, 2008. - 221 p.
5. Beloborodova, M. A. An innovative model of economic development and particularly its investment support in developed countries/ M. A. Beloborodova // Problems of Modern economic. - 2009. - № 1 (29).
6. Gordeev, D. A. Properties, conditions and patterns of development of local innovation systems in terms of an integrated methodological approach / D. A. Gordeev // Economic revival of Russia. - 2010. - № 3 (25). - P. 99-107.
7. Gordeev, D. A. The formation of local systems of innovation in business / D. A. Gordeev // Economic revival of Russia. - 2008. - № 3 (17). - P. 47-55.
8. Dynkin, A. A. Innovation priorities of the state/ A. A. Dynkin, N. I. Ivanova. - M.: Nauka, 2005. -
276 p.
9. Zhiharev, K. L. Project management of development of regional innovation systems/ K. L. Zhiharev. - M.: Social life, 2011. - 207 p.
10. Rasporyazhenie RF Government of 17.11.2008 № 1662-r (as amended on 08.08.2009) «On the Concept of Socio-Economic Development of the Russian Federation until 2020».
11. Innovation and others for human development in the light of the determinants of the regional economy /U. Ya. Sadova [and others]// Socio-economic research in the transition period. Resourcing intelligent and innovative development of the region: sat Nauchn. Tr. - Vol. 3 (65) / National Academy of Sciences of Ukraine. Institute of Regional Studies. - Lvov, 2007. - P. 40-54.
12. Smirnov, E. B. Problems and innovative development of the region / E. B. Smirnov, S. I. Morozov // Economic revival of Russia. - 2010. - № 4 (26). - P. 85-90.
13. Metcalfe, S. Technology Systems and Technology Policy in an Evolutionary Framework/ S. Metcalfe // Cambridge Journal of Economics. - Cambridge, 1995.