Научная статья на тему 'Инновационная политика как фактор ускоренного развития социально-экономической сферы среднего города'

Инновационная политика как фактор ускоренного развития социально-экономической сферы среднего города Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ГОРОДСКАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА / ПРЕДПРИЯТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ / УСТОЙЧИВОЕ И ВОЗОБНОВЛЯЕМОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / THE INNOVATIVE POLICY / REGIONAL ECONOMY / INNOVATIVE PRODUCT / TECHNOLOGICAL PLATFORM / THE ENTERPRISES OF A SCIENTIFIC AND TECHNICAL ORIENTATION / INFRASTRUCTURE OF SUPPORT OF INNOVATIVE IDEAS / STEADY AND RENEWED DEVELOPMENT OF TERRITORIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведева Людмила Николаевна, Гончарова Елена Вячеславовна, Старовойтов Михаил Карпович

Анализируются состояние социально-экономической сферы города, возможности ее модернизации с учетом инновационного развития и использования для этих целей городской инфраструктуры; поддержки инновационно-интеллектуального потенциала территорий (создание венчурных и залоговых фондов, технопарков, бизнес-инкубаторов); обосновывается развитие экономики на основе приоритета знаний с направлениями, связанными с новой энергетикой, «умными домами и дорогами» и созданием региональных IT-площадок. Особое внимание уделяется проблемам, возникающим при реализации инвестиционных проектов и создании инвестиционной площадки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная политика как фактор ускоренного развития социально-экономической сферы среднего города»

Л. Н. Медведева1, Е. В. Гончароваа2, М. К. Старовойтов3

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР УСКОРЕННОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ СРЕДНЕГО ГОРОДА

Государственное регулирование инновационной деятельности, обладая огромным ресурсным потенциалом, имеет ряд недостатков, связанных с инерционностью всех процессов, обусловленной большим числом участвующих в реализации инновационных проектов. Одной из эффективных форм интенсификации инновационной деятельности в условиях рыночной экономики является ее стимулирование и регулирование на региональном и муниципальном уровнях. Сложность решения данной задачи определяется усложнившимися условиями управления социальноэкономической сферой территорий, вызванной мировым экономическим кризисом4 (2008-2010 гг.). Ключевыми факторами, способствующими реализации инновационной социально ориентированной модели развития [2, 3], являются инвестиции и трудовые ресурсы высокой квалификации. Решать поставленную задачу российским органам управления придется в непростых условиях глобального изменения функционирования мировой экономики, нехватки молодых квалифицированных кадров и отсутствия серьезных научных разработок в области альтернативной энергетики, геномной медицины, новых технологий в сельском хозяйстве. Субъектам Федерации в рамках реализации Стратегии развития науки и инноваций в РФ до 2015 г. придется приложить максимум усилий для формирования системы институтов и инфраструктуры, направленных на инновационную модернизацию экономики через развитие государственно-частного партнерства, расширение научной деятельности в высших учебных заведениях. Если в мегаполисах и крупных городах уже сформирован инновационный уклад, то средние и малые города пока пытаются определить свое место в сложном направлении этой деятельности. Исходя из исследований по проблемам развития средних городов можно утверждать, что это должна быть целостная территориальная единица местного самоуправления, для которой характерны разносторонняя хозяйственная специализация, многофункциональность, наличие рыночной инфраструктуры, учреждений высшего профессионального образования, способность самостоятельно решать вопросы стратегического развития. Примерами средних городов, в которых эффективное управление позволило повысить качество жизни населения и добиться включения городов в мировую синергетическую сеть являются Калуга и Белгород [17].

Постоянно изменяющиеся условия функционирования внешней среды требуют непрерывного совершенствования моделей управления городами, поиска новых подходов, нацеленных на инновационное саморазвитие, увеличение научного потенциала, рост выпуска наукоемких продуктов. При этом необходимо использовать современные подходы управления, в

1 Людмила Николаевна Медведева, зам. ген. директора по экономике и финансам Волгоградского завода оросительной техники и жилищно-коммунального хозяйства, доцент кафедры экономики и менеджмента Волжского политехнического института (филиал ГОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет»), канд. экон. наук, e-mail: [email protected]

2 Елена Вячеславовна Гончарова, ст. преподаватель ВПИ (филиал ВолгГТУ), e-mail: [email protected]

3 Михаил Карпович Старовойтов, зав. кафедрой экономики и менеджмента ВПИ (филиал ВолгГТУ), д-р экон. наук, профессор, e-mail: [email protected]

4 Развернутое определение целей и задач долгосрочного развития, стратегию их достижения см. в Концепции долгосрочного развития РФ на период до 2020 г. регионов и муниципалитетов России. О кризисе и его последствиях см. в работах: Генералов, Б. В. О преодолении последствий кризиса в России/ Б. В. Генералов // Экономическое возрождение России. - 2009. - №3(21). - С. 15-22; Асаул, А. Н. Финансовый кризис в России: причины и последствия/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2009. - №2(20). - С. 3-8; Мартиросов, В. Г. О кризисе/ В. Г. Мартиросов // Экономическое возрождение России. - 2009. - №2(20). - С. 17-20; Леонтьев, Б. Б. Факторы непрозрачности кризиса/ Б. Б. Леонтьев // Экономическое возрождение России. - 2009. - №2(20). - С. 22-41; Дубенецкий, Я. Н. Финансовый кризис - некоторые истоки и уроки/ Я. Н. Дубенецкий // Экономическое возрождение России. - 2009. - №2(20). - С. 42-49 и др.

том числе системы менеджмента качества (СМК) ИСО 9001:2008 и инструменты инновационной политики [8].

В свое время огромную роль в развитии городов сыграла Концепция устойчивого развития человеческих поселений. Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию, созданная в 1983 г., ввела в оборот понятие устойчивого развития, определив его как способность человечества добиться, чтобы «... развитие удовлетворяло нужды настоящего, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять свои потребности». В 1992 г. на конференции ООН в Рио-де-Жанейро, где присутствовали делегации правительств 179 государств мира, был принят программный документ «Повестка дня - XXI», содержащий рекомендации правительствам всех стран мира разработать для своих территорий стратегические программы устойчивого развития. Целями таких программ стали социально направленное экономическое развитие городов (рис. 1), сохранение ресурсной базы и

Рис. 1. Основные направления устойчивого развития городов

Цели Устойчивое развитие города

90-е годы

ХХвека Жилищ- Благоустройство Социаль-ная Образование Городс- Тран

ный Окружающая активность Трудоустрой- кое с-

Фонд среда населения ство управление порт

Задачи Удовлетворение спроса на жилище Увеличение масштабов переработки отходов Создание условий для удовлетворения потребностей в инновационном образовании Удовлетворение запросов по транспорту

Создание технической инфраструктуры Сокращение использования природных ресурсов Расширение сети предприятий сферы услуг Достижение снижения нужды в личном транспорте

Создание условий для отдыха на открыто воздухе Улучшение использования внешней среды Преобразование рабочих зон в зоны развития Создание зон для использования велосипедов

Цели XXI век Устойчивое развитие города

Задачи Всесторонняя реализация Инвестиции Население возможностей города Экономический рост Программы развития

Возможности для работы и образования Центр сильного и растущего города Демократия и безопасность

Бизнес-климат мирового класса Мировой лидер в области получения знаний Социальные услуги на выбор

Разносторонние возможности городской среды Центр международного сотрудничества Активные пенсионеры

Экономически устойчивый город Сплоченный город, свобода словоизъявления

Эффективное

управление

транспортом

Рис. 2. Переход от многокомпонентной и слабо структурированной системы целей к «дереву целей» на

примере управления Стокгольмом (Швеция)

Организацией ХАБИТАТ была принята программа «Устойчивое развитие городов». По определению ООН, «устойчивый город - это город, в котором достижения в общественном, экономическом, физическом развитии постоянны». Для экономического роста и улучшения показателей социально-экономического развития городов важное значение имеет инновационная направленность экономики, создающая возможности для движения вперед на средне- и долгосрочную перспективу.

В 1999 г. в ЕС была инициирована Программа Urban Audit, включающая 58 европейских городов и направленная на выработку единого подхода к разработке направлений развития социально-экономической сферы городов. В 1997 г. Министерство международного развития Великобритании (DFID) разработало «Белую книгу» - документ, в котором впервые был изложен курс правительства на выполнение принятых мировым сообществом целей: снижение в два раза количества людей, живущих в крайней бедности, обеспечение доступности базовой медицинской помощи и начального образования. Дальнейшее развитие международные подходы к управлению территориями получили в Европе в связи с принятием Концепции по технологическим платформам, направленным на концентрацию усилий властей, ученых и предпринимателей на ресурсовозобновляемом и научно-техническом развитии5 (табл.1).

Таблица 1.

Основные стадии формирования и развития технологической платформы

Перспективы сектора на долгосрочную перспективу Стратегическая программа исследований План внедрения программы исследований

Первый этап Второй этап Третий этап

Оценка ключевых вызовов; Определение стратегичес-ких целей и возможных путей технологической модернизации; Оценка научно-технологического потенциала; Возможная «повестка» для проведения исследований и разработок Определение приоритетов в проведении НИОКР; Выстраивание научной кооперации,определение возможных консорциумов; Определение необходимых направлений развития научной инфраструктуры; Формирование программ обучения и развития; Определение принципов Определение источников финансирования; Создание организационной структуры для мониторинга прогресса и проблем; Определение инструментов взаимодействия в инновациях; Определение «дорожной карты»; Генерация «портфеля проектов», подчиненная

5 Материалы сайтов [Электронный ресурс]: www.fasie.ru, www.cfe.ru,www.start-invest.ruwww.ortech.ru

развития стандартов, системы сертификации; Оценка необходимого финансирования решению стратегических задач с учетом ресурсных «рамок»

Потенциальные выгоды в среднесрочной перспективе для реализации технологических платформ

Бизнес Наука Государство

Улучшение среды для инноваций, стимулирование спроса на инновационную продукцию; Улучшение качества подготовки кадров с учетом технологических компетенций; Финансовая поддержка инновационных проектов; Новые возможности для технологической модернизации; Возможности для выпуска принципиально новой продукции; Возможности формирования международных альянсов Привлечение бизнеса к партнерству с научными организациями, расширение спроса бизнеса на НИОКР; Расширение компетенций, представляющих интерес для бизнеса; Включение фирм, созданных высшими учебными заведениями в сеть субподряда; Формирование коопераций в научном секторе; Формирование центров компетенций на уровне научных и научнообразова-тельных организаций; Формирование потенциала для реализации сложных проектов Определение средне- и долгосрочных приоритетов научно-технологической политики; Концентрация приоритет-ных направлений модерни-зации экономики частных и государственных ресурсов; Координация НИОКР, финансируемых за счет бюджетных средств; Выявление направлений регулирования, в том числе отраслевого; Улучшение условий для распространения передовых технологий; Повышение результативности бюджетных расходов

Российские технологические платформы

Проблемы Цели

Неясность(слабая структурированность) интересов бизнеса Расширение «горизонта», возможных направлений технологической модернизации

Ограниченный «горизонт планирования», низкая инновационная восприимчивость бизнеса Расширение в экономике круга потенции-альных «бенефициаров» от исследований и разработок, поддерживаемых государством

Недостаточность влияния бизнеса на тематику исследований и разработок Улучшение условий для распространения в экономике передовых технологий

Фрагментарность исследований, проблемы трансформации результатов НИОКР Привлечение дополнительных негосударственных ресурсов в инновации

Неоднородность сектора исследований и разработок; неясность компетенций Консолидация ресурсов на приоритетных направлениях инновационного развития

Дублирование НИОКР, поддерживаемых государством; слабое внедрение Формирование «центров превосходства» в секторе исследований и разработок

Неразвитость инструментов определения приоритетов НТП Расширение оценок приоритетности для социально-экономического развития

В России данное направление получило развитие, в настоящий момент идет образование консорциумов по формированию российских технологических платформ. Например, ученые и специалисты Волжского политехнического института (филиал) ВолгГТУ совместно с ЗАО «ОРТЕХ» ведут разработку российской технологической платформы «Рациональное природопользование» с последующей интеграцией ее в 7-ю Рамочную программу Евросоюза по направлению «Продукты питания, сельское, лесное, рыбное хозяйство и биотехнологии». В рамках реализации данной технологической платформы в республике Калмыкия построена экологическая животноводческая стоянка с использованием альтернативных источников энергии и инновационных технологий АПК [9].

В рамках мирового развития рождается новая модель экономического развития территорий с доминирующей инновационно-интеллектуальной составляющей. Глобализация и информационная революция предопределили принципы формирования данной модели, получившей название новой интеллектуально-инновационной экономики. Наиболее релевантный пример - стратегический подход к развитию городов, принятый в марте 2010 г.

Еврокомиссией. Документ готовился в условиях мирового кризиса, что заставило разработчиков выделить минимальное количество приоритетных направлении и предельно четко сформулировать цели и показатели по каждому из них (рис. 3).

Выгекешнелегичн« ебщмти

dtsital asercla Bf Europe*

Рис. 3. Стратегические направления развития городов

Новая экономика, или экономика, основанная на знаниях, - уже реальность [15]. Знания в будущем станут источником благосостояния, поэтому очень важно определить, какие именно знания и какой менеджмент необходимы, чтобы обеспечить конкурентное преимущество городов. Не последнюю роль в этом призваны сыграть уровень интеграции науки, образования и производства, а также наличие в городе действующей инфраструктуры, включающей технико-внедренческие инструменты. Для успешной модернизации и инновационного развития российской экономики необходимо, чтобы результаты проведенных исследований и внедренных разработок предпринимателей и инвесторов оправдывали ожидания ученых. В первую очередь важно понять результативность и количественную оценку отбора идей, формирования портфеля инновационных проектов, их технологическую результативность, внедрение в производство; сформировать целостную картину успешности инновационного проекта и анализировать международную инновационную практику. Благодаря выявлению таких факторов можно не только сформировать основы для реалистической количественной оценки успешных инновационных проектов, но и ускорить темпы модернизации отечественной экономики (табл. 2). В мировой практике структуры поддержки инноваций объединяются в национальные и международные сети. Например, «Европейская сеть деловых инновационных центров» (The European Business & Innovation Centers Network - EBN) осуществляет поддержку и развитие инновационной деятельности в малом и среднем предпринимательстве в странах ЕС [18].

В городах и регионах России с 1970-х гг. интенсивно разрабатываются и реализуются программы инновационно-технологического развития. При этом основными инструментами были выбраны: технопарки, особые экономические зоны и «коридоры», бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий; предоставление субсидий под инновационное производство, льготные кредиты, финансовая поддержка университетов, защита интеллектуальной собственности [4, 5, 13, 14].

Таблица 2.

Историческая ретроспектива инновационного развития городов

Инновационно-технологическое развитие города

ХХ век ( с 70-х годов) XXI век

Основные направления Содержание Содержание

Инновационные предприятия На базе существующих НИИ и высших учебных заведениях На новых площадках (гринфилдах)

Инфраструктура поддержки и развития инновационного сектора Технопарки, особые экономические зоны, бизнес-инкубаторы, центры трансферта технологий Развитая вузовская сеть, интегрированная в международное образовательное пространство; международные аэропорты, сети скоростных автодорог,мобильность населения

Финансирование инноваций Субсидии производства, льготы по оплате аренды, кредитов Государственная поддержка и гранты крупных корпораций

Рынок труда Подготовка кадров в вузах, непрерывное профобразование Диверсифицированный рынок труда, с мобильными кадрами

Изменение институциональной среды функционирования инновационного сектора Снятие институциональных барьеров инновационной деятельности, защита интеллектуальной собственности Формирование технологических платформ

Условия городской среды проживания Устойчивое развитие территорий Комфортная для жизни городская среда с креативными площадками

Со временем объекты инновационных инфраструктур стали массовыми и перестали гарантировать конкурентоспособность городов на рынке технологических разработок и инновационных производств. Изменились (по сравнению с XX в.) принципы формирования инновационно-технологическом основы экономики городов. В XXI в. основными из них становятся развитие инновационных площадок (гринфилдов); сети вузов, интегрированных в международное образовательное пространство; транспорта, обеспечивающего мобильность населения; достаточно масштабного и диверсифицированного рынка труда. Есть все основания полагать, что инновационно-технологическая политика города будет корректироваться по следующим направлениям: возрастание роли научно-технологического форсайта как инструмента прогнозирования развития технологий и проектирования перспективных рынков, усиление городского маркетинга инновационного рынка [18].

Развитие инноваций в городе может обеспечить значительный положительный эффект при наличии эффективной государственной поддержки малых инновационных организаций с последующим формированием «городской производственной базы», адекватной новым технологиям. Практика показывает, что одна из основных трудностей разработки и освоения прогрессивных технологий в сфере малого предпринимательства заключается в том, что оно не располагает для этого солидной лабораторно-исследовательской базой и научным персоналом. Разработки ведутся в научно-исследовательских и проектных технологических институтах и бюро, но расходы на их приобретение могут оказаться непосильными для отдельной организации. В то же время в одних и тех же технологиях нуждаются многие малые производства, а посредниками в их передаче могли бы стать технопарки [5]. В определенной мере и малые предприятия могут оказывать инвестиционную поддержку вузовским исследованиям и разработкам, направленным на создание новых технологий, имеющих широкую сферу применения и способствующих наращиванию производства. Целесообразно участие городских властей в решении рассматриваемой проблемы. Большие возможности открывает сотрудничество вузов с малыми предприятиями, занимающимися технологическими инновациями [11]. На городском уровне целесообразно разработать программу мероприятий по созданию системы (структуры) инновационного предпринимательства при взаимодействии с вузами и НИИ; организовать подготовку кадров для предпринимательской деятельности; сформировать финансово-кредитный механизм для инвестирования инновационных разработок и проектов; создать механизм экспертизы и отбора перспективных инновационных бизнес-проектов [18].

Рисунок 4. Инновационный проект «Умный дом», разрабатываемый в рамках региональной программы по энергоэффективности и ресурсосбережению

Неравномерность экономического развития городов и усиливающаяся социальная дифференциация населения, глобальные и локальные социально-экономические трансформации побуждают ученых и политиков искать новые методы и варианты ответов на вызовы времени. Процессы, связанные со сменой цивилизаций, нехваткой природных ресурсов, серьезными изменениями в понимании нравственно-этических ценностей оказывают влияние на социальные, технологические, экономические и иные отношения между людьми, вынуждают не только отдельные страны, но и территории разного уровня более активно реагировать на возникающие проблемы. Современные высокотехнологичные производства требуют кадров с достаточно высоким уровнем профессиональных знаний. При выборе стратегии развития следует помнить, что для развития новых технологий требуется высокий образовательный и квалификационный потенциал проживающего населения. С учетом общемировых тенденций: развитие новой энергетики - постуглеродной; появление нового вида транспорта -интеллектуального; смена стандартов при строительстве и проектировании; создание сегментов экономики с креативным началом - можно сказать, что это базовое условие научно-технического прогресса в городской среде [6].

Волгоградская область является одним из регионов РФ, где последовательно разрабатывается и реализуется комплекс мероприятий, направленных на создание региональной инновационной системы. Администрацией области разработана Программа по созданию инновационной инфраструктуры, развитию принципиально новых механизмов финансирования инновационных проектов, созданию рынка инноваций [10]. Базовым элементом системы поддержки малых и средних предприятий в области стало создание Регионального венчурного фонда Волгоградской области. Для решения поставленных задач в 2009 г. в составе фонда были аккумулированы 140 млн р., включая 70 млн р. из бюджета области и 70 млн р. из средств федерального бюджета. Кроме этого, на территории региона активно действуют ассоциация бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции» в форме некоммерческого партнерства, Центр предпринимательства США - Россия, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Координирует деятельность структур поддержки развития инноваций в регионе НП «Агентство инвестиций и развития Волгоградской области». На период до 2020 г. приоритетными направлениями для инвестирования на территории Волгоградской области будут альтернативная энергетика и энергетическое машиностроение; биотехнологии и фармацевтика; нанотехнологии и информационно-телекоммуникационные технологии.

Таким образом, для эффективной работы нужно использовать различные подходы к анализу и построению экономического дерева региона. В России развитию инновационной деятельности и экономическому росту страны препятствуют финансовые факторы - недостаток и относительная недоступность средств для финансирования инновационных или венчурных

проектов. Второй важнейшей проблемой финансирования инноваций в России является утрата связей российской промышленности с российской же наукой. Существенного притока частных средств предприятий в научную сферу не наблюдается, при этом половина платежеспособного спроса на технологии удовлетворяется за счет импорта. В настоящее время инвестиционный венчурный портфель России распределен между приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники следующим образом: информационно-телекоммуникационные системы - 37%; рациональное природопользование - 25%; энергетика и энергосбережение -19%; транспортные, авиационные и космические системы - 10%; технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации - 6%; технологии производства программного обеспечения - 3%. Инвестиционная активность городов определяется общим объемов инвестиций и скоростью развития экономики. В центре новой парадигмы развития городов в XXI в. должны находиться следующие условия: создание площадок для пересечения интересов инвесторов и администрации муниципального образования, заключение соглашений между инвесторами и контрагентами с гарантией стабильности; выстраивание отношений с контролирующими органами (здесь главную роль играют бизнес-ассоциации, обеспечивающие диалог между бизнесом и властью).

Интересен пример становления инновационно-инвестиционной политики в среднем городе6 Волгоградской области - г. Волжском с численностью населения на 1 января 2009 г. 316435 чел. (по данным Федеральной службы государственной статистики) [18]. Анализ социально-экономического развития г. Волжского показывает, что особенности геоэкономического положения, а также производственный и инфраструктурный потенциал создают предпосылки для его развития не только как центра городского округа, но и как центра обширной территории сотрудничества. Механизм управления социально-экономическим развитием города базируется на таких конкурентных преимуществах, как богатая природно-ресурсная база, производственный и инфраструктурный потенциал, наличие квалифицированных кадров и трудовых ресурсов, развитие транспортной инфраструктуры, наличие возможностей выхода на основные транспортные магистрали железнодорожного, автомобильного, речного транспорта; относительная финансовая независимость города от регионального центра; политическая, национальная, межконфессиональная стабильность и последовательная политика развития местного самоуправления.

Администрация городского округа заинтересована в долгосрочном развитии бизнеса и эффективном сотрудничестве с предприятиями и организациями города. Совместные усилия направлены на привлечение инвестиций в повышение экологической безопасности территории, привлекательности рабочих мест; рост образовательного, профессионального уровня и квалификации работающих; повышение конкурентоспособности и инновационной активности. В минувшем году инвестиции в основной капитал организаций г. Волжского составили около 6 млрд р. Для улучшения этого показателя городской округ принимает участие в трех федеральных, семи областных программах, а также в трех национальных проектах. Соглашения о социально-экономическом сотрудничестве между администрацией и предприятиями в 2008 г. заключили 23 предприятия, в 2010 г. - 32. Удельный вес промышленной продукции, производимой предприятиями Волжского, составляет около 20 % в объеме промышленного производства Волгоградской области. По состоянию на 01.01.2010 г. в городском округе г. Волжский на учете в Едином государственном регистре предприятий и организаций состояло 678 промышленных предприятий (10,8% от общего количества зарегистрированных субъектов хозяйственной деятельности города); насчитывалось 59 крупных и средних промышленных предприятий, в их числе 53 предприятия обрабатывающей промышленности и 6 предприятий производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Тридцать промышленных предприятий являются бюджетообразующими: ОАО «Волжский трубный завод», ОАО «Волжский Оргсинтез», ОАО «Волтайр-Пром», АО «Волжский абразивный завод», ОАО «Сибур-Волжский», ЗАО «Трубный завод Профиль-Акрас» им. В. В. Макарова» и др. Пятнадцать предприятий включены в перечень предприятий регионального значения, имеющих

6 Определение ранга города, его статуса рассматривается в работе: Миронов, М. Д. Исследование проблемы развития системы городов на территории Российской Федерации/ М. Д. Миронов // Экономическое возрождение России. - 2010. - №1(23). - С. 82-87.

право на государственную поддержку из федерального бюджета. Высшие учебные заведения города готовят специалистов по 50 специальностям, большинство из которых обслуживают машиностроительную, строительную и химическую промышленность, а также сферу экономики [1]. Показатели промышленного производства представлены в табл. 3.

Таблица 3.

Показатели промышленного производства в 2008-2012 годах

№ Наименование параметра Единица измерения 2008 2009 2010 2011 2012

факт оценка прогноз

1 Объем отгруженных товаров собственного производства, услуг млрд.руб. 81,0 66,7 79,6 89,6 99,1

2 Индекс промышленного производства в % к пред. году 93,2 87,9 105,5 104,6 102,9

Основные объемы инвестиций в городе направлялись на развитие обрабатывающих производств (металлургического и химического комплекса), производство и распределение электроэнергии, газа и воды. В структуре инвестиций в основной капитал предприятий и организаций наибольшая доля приходится на инвестиции в приобретение машин и оборудования, транспортных средств, строительство зданий и сооружений.

Более 80% всех средств составляют собственные средства предприятий и организаций, из них больше половины - за счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций. Объемы инвестиционных вложений в 2011 г. прогнозируются в размере 8 680 млн р., в 2012 г. - 9 910 млн р. В соответствии с законом Волгоградской области «Об инвестиционной деятельности в Волгоградской области» признаны значимыми и включены в областной реестр пять инвестиционных проектов, реализуемых на территории Волжского: «Техническое перевооружение ООО «Овощевод» в целях внедрения современной технологии выращивания овощей в закрытом грунте и оптимизации расходов на отопление теплиц» и «Расширение производственной базы ООО «Овощевод»; «Организация нового производства безасбестовой продукции на ОАО «ВАТИ»»; «Развитие производства сельскохозяйственных шин с изменением технологической схемы одного потока резиносмешения цеха приготовления резиновых смесей с увеличением выпуска на 565 тыс. шт. в год», проект ОАО «Волтайр-Пром». В вопросах поиска перспективных инвестиционных намерений, потенциальных инвесторов, сопровождения проектов, формирования базы инвестиционных площадок администрация городского округа г. Волжский взаимодействует с некоммерческим партнерством «Агентство инвестиций и развития Волгоградской области», ведется разработка Инвестиционного паспорта и Каталога инвестиционных площадок. Реализация названных мероприятий позволит решить задачи планомерного и скоординированного управления социально-экономическими процессами жизнедеятельности города; обеспечения информационной составляющей развития экономики города и безопасности населения; формирования благоприятных условий для самореализации человека.

Инфраструктура большинства российских городов не соответствует требованиям современной молодежи [17]. Чтобы заинтересовать эту группу населения, нужны специальные программы, модернизация центров городов с целью их превращения в креативные пространства. Европейские и американские города давно усилили борьбу за молодые таланты, главным оружием в этой борьбе выступает создание условий для жизни и творчества. Города-лидеры стремятся быть территориями пешеходной доступности и продуманного общественного пространства. Новое определение современного города вполне может звучать так: это комфортный город, где жить интересно и безопасно, где люди живут на 10...15 лет дольше, чем в других местах.

Важными условиями успешности инновационного развития города являются стремление местных властей встать на инновационный путь через достижение консенсуса с бизнесом и наукой, а также разработка стратегических целей развития.

Список литературы

1. Азаренко, Б. Н. Структурные преобразования в инвестиционно-строительной сфере: время выбора/ Б. Н. Азаренко // Экономическое возрождение России. - 2009. - №3(21). - С. 23-31.

2. Асаул, А. Н. Проблемы инновационного развития отечественной экономики/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2009. - №4(22). - С. 3-6.

3. Асаул, А. Н. Национальная стратегия инновационного развития/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2010. - №1(23). - С. 4-8.

4. Гончарова Е. В. Создание технопарков в Волгоградской области / Е. В. Гончарова // Материалы 6-й Межрегиональной науч.-практ. конф. - Волжский, 2010. - С. 43-45.

5. Гордеев, Д. А. Свойства, условия и закономерности развития локальных инновационных систем с позиций комплексного методологического подхода/ Д. А. Гордеев // Экономическое возрождение России. - 2010. - №3(25). - С. 99-107.

6. Дмитриева, Л. В. Создание инновационных кластеров как инструмент регионального развития / Л. В. Дмитриева // Материалы 6-й Межрегиональной науч.-практ. конф. - Волжский, 2010. - С. 27-32.

7. Екимова, К В. Сущность кластерных предпринимательских сетей и их роль в экономике региона / К. В. Екимова, Е. В. Федина // Экономическое возрождение России. - 2010. - №2(24). - С. 67-74.

8. Иншаков, О. В. О стратегии развития Южного федерального округа / О. В. Иншаков// Стратегии микрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути развития; под ред. А. Г. Гранберга. - М.: Наука, 2004. - Гл. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Козенко, З. Н. Управление предпринимательством на региональном и муниципальном уровне: теория, опыт, тенденции / З. Н. Козенко, Л. Н. Медведева, И. Г. Юдаев. - М.: Вольное экономическое общество России, 2010. - 208 с.

10. Медведева, Л. Н. Основные показатели и критерии развития городов на современном этапе развития цивилизации/Л. Н. Медведева// Взаимодействие научно-исследовательских подразделений промышленных предприятий и вузов по повышению эффективности управления и производства: Материалы 5-й Межрегиональной науч.-практ. конф. - Волжский, 2009.

11. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А. Н. Асаул, Б. М. Капаров, В. Б. Перевязкин, М. К. Старовойтов. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 606 с.

12. Наше общее будущее: докл. Международной комиссии по окружающей среде и развитию. - М.: Прогресс, 1989. - 376 с.

13. Неучева, М. Ю. Особые экономические зоны как фактор стимулирования занятости населения /М. Ю. Неучева// Экономическое возрождение России. - 2010. - №2(24). - С. 20-26.

14. Санжин, Б. Б. Формирование и развитие туристического кластера в республике Бурятия на основе государственно-частного партнерства/ Б. Б. Санжин // Экономическое возрождение России. -2010. - №4(26). - С. 133-142.

15. Создание знания и информационной инфраструктуры субъектов предпринимательства / А. Н. Асаул, Е. И. Рыбнов, О. А. Егорова, Т. М. Левченко. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. - 254 с.

16. Старовойтов, М. К. Формирование модели эффективного распределения инвестиционных потоков в городе/ М. К. Старовойтов, Л. Н. Медведева // Экономическое возрождение России. - 2009. -№1(19).-С. 51-57.

17. Старовойтов, М. К. Особенности управления развитием среднего города в условиях становления социально ориентированной экономики и формирования информационно-индустриального общества / М. К. Старовойтов, Л. Н. Медведева. - М.: МАКС Пресс, 2008. - 264 с.

18. Старовойтов, М. К. Формирование инвестиционно-предпринимательского потенциала региона / М. К. Старовойтов, Л. Н. Медведева, Д. С. Сыпченко // Материалы 6-й Межрегиональной науч.-практ. конф. - Волжский, 2010. - С. 33-40.

19. Pichler, H. Management in KMU: die Fьhrung von Klein-und Mittelunternehmen/ H. Pichler, H. J. Pleitner, K.-H. Schmidt (Hrsg.). - 3. Aufl. - Bern, Stutgar, Wien. - Haupt. - 2000. [Электронный ресурс] http://www.amsgr.ru

The list of the literature

1. Azarenko B. N. Structural transformations to investment-building sphere: time of a choice/ B. N. Azarenko // Economic revival of Russia. - 2009. - №3(21). - P. 23-31.

2. Asaul A. N Problems of innovative development in domestic economy/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia - 2009. - №4(22). - P. 3-6.

3. Asaul A. N. The national strategy of innovative development / A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2010. - №1(23). - P. 4-8.

4. Goncharova E. V creation of technology parks in the Volgograd region / E. V. Goncharova // Proceedings of the 2nd Inter-regional scientific-practical conference. - Volzhskiy, 2010. - P. 43-45.

5. Gordeev D. A. Properties, conditions and patterns of development of local innovative systems from positions of the complex methodological approach/ D. A. Gordeev // Economic revival of Russia. - 2010. -№3(25). - P. 99-107.

6. Dmitrieva L. V Creation of innovative clusters as a tool for regional development / L. V. Dmitrieva// Proceedings of the 2nd Inter-regional scientific-practical conference. - Volzhskiy, 2010. - P. 27-32.

7. Ekimova K V The essence of the cluster of entrepreneurial networks and their role in the economy of the region / K. V. Ekimova, E. V. Fedina // Economic revival of Russia. - 2010. - №2(24). - P. 67-74.

8. Inshakov, O. V On the development strategy of the South Federal District / O. V. Inshakov// Strategies for micro-regions of Russia: methodological approaches, priorities and ways of development; ed. A. G. Granberg. - Moscow: Nauka, 2004. - Chapter 4.

9. Kozenko Z. N. Office of entrepreneurship at the regional and municipal levels: theory, experience, trends Monograph / Z. N. Kozenko, L. N. Medvedeva, I. G. Yudaev. - York: The Free Economic Society of Russia, 2010.-208 p.

10. Medvedeva L. N Key indicators and criteria for urban development at the present stage of civilization/ L. N. Medvedeva // Interaction between research units of industrial enterprises and universities to improve management efficiency and production: proceedings of the 5th Inter-regional scientific-practical conference. - Volzhsky, 2009.

11. Modernization of the economy through technological innovation / A. N. Asaul, B. M. Kaparov, V. B. Perevyazkin, M. K. Starovoitov. - St. Petersburg: ANO «IPEV», 2008. - 606 p.

12. Our common future / World Commission on Environment and Development. - M.: Progress, 1989. -

376 p.

13. Neucheva M. JU. Special economic zones as the factor of stimulation of employment of the population / M. JU. Neucheva // Economic revival of Russia. - 2010. - №2 (24). - P. 20-26.

14. Sangin B. B. Formation and development of tourism cluster in the republic of Buryatia based on public-private partnership/ B. B. Sangin // Economic revival of Russia. - 2010. - №4(26). - P. 133-142.

15. Creation of knowledge and information infrastructures of businesses / A. N. Asaul, E. I. Rybnov, O. A. Egorova, T. M. Levchenko. - SPb.: ANO «IPEV», 2010. - 254 p.

16. StarovoitovM. K Formation of model of effective distribution of investment streams in a city/ M. K. Starovoitov, L. N. Medvedeva // Economic revival of Russia. - 2009. - №1(19). - P. 51-57.

17. Starovoitov M. K Features of the development of middle management in the city becoming a socially oriented economy and the formation of information-industrial society monograph/ M. K. Starovoitov, L. N. Medvedev. - Moscow: MAKS Press, 2008 . - 264 p.

18. Starovoitov M. K Create an investment-based entrepreneurial capacity of the region / M. K. Starovoitov, L. N. Medvedeva, D. S. Sypchenko// Proceedings of the 2nd Inter-regional scientific-practical conference. - Volzhskiy, 2010. - P. 33-40.

19. Pichler, H. Management in KMU: die Fbhrung von Klein-und Mittelunternehmen/ H. Pichler, H. J. Pleitner, K.-H. Schmidt (Hrsg.). - 3. Aufl. - Bern, Stutgar, Wien. - Haupt. - 2000. [Электронный ресурс] http://www.amsgr.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.